Движение дел в верховном суде рф. Верховный суд. Какие дела рассматривает Верховный суд РФ

Верховный Суд РФ - высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции по всем подведомственным данной системе судов гражданским, уголовным и административным делам, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.

Функции Верховного Суда РФ.

- рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

- проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

- дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

- обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Судебные полномочия Верховного Суда РФ:

1) рассматривает уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда), иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности;

2) гражданские дела:

а) об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;

б) оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

в) оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;

г) приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов РФ;

д) оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);

е) по разрешению споров, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

Верховный Суд РФ проверяет в кассационном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. и военных) среднего звена;

Верховный Суд РФ проверяет в надзорном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) основного и среднего звена, а также приговоров и иных судебных решений судебных коллегий Верховного Суда РФ;

Верховный Суд РФ осуществляет пересмотр определенных приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей, членов суда.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются на неограниченный срок Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Судья, назначенный на должность, приносит присягу на торжественном собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом РФ. Закон не ограничивает сроком полномочия судей ВС РФ; предельный возраст пребывания в этой должности - 65 лет (ст. 14 Закона о судебной системе).

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Верховного Суда РФ:

Высшее юридическое образование;

Достижение 35-летнего возраста;

Стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

Соответствие высоким нравственным требованиям, предъявляемым к судьям Верховного Суда РФ.

Структура Верховного Суда РФ:

Президиум;

Кассационная коллегия;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Судебная коллегия по уголовным делам;

Военная коллегия.

Судебные коллегии выполняют основной объем работы Верховного Суда РФ. Распределение судей Верховного Суда РФ по судебным коллегиям производит Пленум Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Руководят работой коллегий их председатели, которые являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.

В составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ создается кассационная палата для проверки законности и обоснованности приговоров, вынесенных с участием присяжных заседателей.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ рассматривают:

- по первой инстанции все уголовные и гражданские дела, подсудные Верховному Суду РФ;

- в кассационной инстанции проверяются законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решении судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) среднего звена;

- в порядке надзора судебные коллегам Верховного Суда РФ проверяют по протестам Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, Генерального прокурора РФ и его заместителей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции основного и среднего звена.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей (Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и нескольких рядовых членов Верховного Суда РФ). Утверждает состав Президиума ВС РФ Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ и заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания правомочны при присутствии на них большинства членов Президиума. Постановления по судебным делам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Президиума и вступают в силу немедленно.

Полномочия Президиума Верховного Суда РФ:

Проверка в порядке надзора по протестам Председателя ВС РФ или Генерального прокурора РФ законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции основного и среднего звена, а также судебных коллегий ВС РФ;

Анализ и обобщение судебной практики;

Решение вопросов работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

Анализ состояния законности и преступности в РФ;

Иные полномочия.

Пленум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и членов ВС РФ. Заседания Пленума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в 4 месяца, о чем за 30 дней извещаются члены Пленума, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, другие приглашенные лица. Участие генпрокурора в заседаниях Пленума ВС РФ обязательно. Заседания Пленума правомочны при присутствии 2/3 его членов.

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством присутствующих на заседании его членов и подписываются председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Вопросы, поставленные перед Пленумом Председателем Верховного Суда РФ, министром юстиции РФ или Генеральным прокурором РФ, рассматриваются Пленумом по их докладам. Генеральный прокурор дает свое заключение по вопросам, поставленным на рассмотрение Пленума Председателем ВС РФ и министром юстиции РФ. В заседании Пленума также вправе участвовать Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и приглашенные на заседание Лица.

Организационное обеспечение заседаний Пленума Верховного Суда РФ, ведение протокола заседания Пленума и выполнение действий, необходимых для реализации принятого решения, осуществляет секретарь Пленума, являющийся одним из членов Верховного Суда РФ.

Полномочия Пленума Верховного Суда РФ:

Рассмотрение и изучение судебной практики, а также представлений Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ;

Дача разъяснений судебной практики (в форме обязательных для всех судов общей юрисдикции постановлений Пленума ВС РФ);

Утверждение по представлению Председателя ВС РФ составов судебных коллегий и секретаря Пленума;

Утверждение по представлению Председателя ВС РФ состава Научно-консультационного совета при ВС РФ;

Заслушивание отчетов о работе Президиума, кассационной коллегии и судебных коллегий ВС РФ;

Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой и о направлении запросов в Конституционный Суд РФ;

Иные полномочия, предусмотренные в законе.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).

Верховный Суд РФ – судебный орган страны высшей инстанции касательно дел в пределах его компетенции. Осуществляет контроль за всеми судебными органами сферы общего права и призван следить за тем, чтобы правосудие вершилось, согласно Конституции РФ. Вся его деятельность должна сводиться к тому, чтобы защитить права и свободы населения и способствовать уменьшению преступности. В статье подробно рассмотрим, каковы полномочия Верховного Суда и характер его деятельности.

Конституция о Верховном Суде

Конституция РФ определяет Верховный Суд как высший орган судебной власти в общем праве. Все суды, входящие в него, в том числе федеральные, специализированные и военные, находятся под надзором Верховного Суда. Он правомочен рассматривать дела I и II инстанции и является конечной инстанцией по делам в его компетенции. Конституция, регулируя полномочия Верховного Суда, ограничила его власть в пределах общей юрисдикции. Тем самым Закон ограничивает его от Высшего Арбитражного и Конституционного суда.

Судьи в составе ВС назначаются путем собрания СФ РФ по заключению президента, основанного на отчете, который составил председатель Верховного Суда, и суждении квалификационной коллегии. Срок их полномочий не ограничивается. Они несменяемы и обладают многими гарантиями неприкосновенности и защиты, согласно Закону. Предельный возраст пребывания в подобной должности не должен превышать 65 лет.

Состав ВС

Чтобы контролировать все общеправовые органы правосудия, Верховному Суду необходимо множество специалистов. В зависимости от исполняемых обязанностей и категории рассматриваемых дел, ВС составляют:

  • пленум;
  • президиум;
  • коллегия апелляционная;
  • дисциплинарная коллегия;
  • коллегии судебные по разным типам дел.

В его числе также работает аппарат ВС и научно-консультативный совет ВС. В каждом отделе назначен председатель и штат судей. Возглавляет высший орган судебной власти – председатель Верховного Суда.

Полномочия председателя ВС

Как и судей, председателя, согласно Конституции, назначает Совет Федерального Собрания по суждению президента. Срок, на который он вступает в должность, составляет 6 лет, причем кандидат может призываться к управлению неограниченное количество раз. Председатель ВС имеет процессуальные и судебные полномочия, но, кроме них, занимается следующими делами:

  • решает вопросы, которые входят в его компетенцию, касательно деятельности ВС, системы судов арбитражных и общей юрисдикции;
  • организовывает деятельность по изучению судебной практики, обобщению и анализу статистики;
  • председательствует на заседаниях пленума ВС РФ и созывает его, планирует его работу и повестку дня, рекомендует кандидата на пост секретаря пленума;
  • устанавливает список дел и обязанностей судей и своих заместителей;
  • рекомендует президенту кандидатов для назначения на должность судьи, первого заместителя, председателей коллегий и прочих сотрудников судебной системы внутри ВС;
  • формирует состав судебных коллегий из числа судей ВС;
  • вносит свое мнение в Высшую квалификационную коллегию об аттестации судей, занимающих разные должности, а также об их награждении;
  • издает различные распоряжения и приказы.

Это первое лицо Верховного Суда, которое обладает весомым опытом и знаниями в области судебной практики. На его плечи ложится множество обязанностей, касающихся как квалификации других судей, так и судебного дела в принципе.

Верховный Суд: функции

Права и обязанности ВС РФ приводят к необходимости выполнения определенных функций судопроизводства, а также контроля и надзора в области общей юрисдикции. Это главный и конечный элемент судебной системы, который призван совершать следующие действия:

  • рассматривать в I инстанции важные и сложные уголовные и гражданские дела;
  • в порядке надзора и кассации проверять обоснованность и законность решений, постановлений, приговоров и определений, вынесенных общеправовыми судами;
  • разъяснять вопросы судебной практики, используя форму постановлений пленума ВС;
  • может проявлять законодательную инициативу, обращаясь в Конституционный суд РФ по вопросам соответствия судебных законодательных актов Конституции.

Постановление Верховного Суда (в том числе пленума) по вопросам судебной практики не имеет силы нормативно-правового акта, однако является обязательным к исполнению всеми судами.

Пленум ВС

Пленум состоит из числа всех судей Верховного Суда. Он созывается минимум раз в четыре месяца председателем ВС. Заседание проводится только в том случае, если присутствует не менее 2/3 от полного состава. На Пленуме также присутствуют министр юстиции и ген. прокурор РФ. На заседание могут быть приглашены судьи нижестоящих судов и члены совета при ВС.

Пленум собирается для решения важных вопросов. Повестка дня оглашается председателем ВС или министром юстиции. Поставленные задачи решаются путем голосования. Ход обсуждений на заседании, как и конечный вердикт, протоколируются. За этим следит секретарь пленума, который по совместительству - полноценный судья ВС. Принятые постановления имеют важное значение для судебной системы РФ, поэтому секретарь прикладывает все силы, чтобы они приводились в действие. Таким образом, полномочия Верховного Суда позволяют ему коллективно решать вопросы, касательно судебного дела общей юрисдикции, рассматривать кандидатуры на посты судей ВС, а также направлять законодательные предложения в Государственную думу.

Президиум ВС

Именно Президиум представляет собой высшую судебную инстанцию России. Рассмотрение Верховным Судом гражданских дел, уголовных и административных нарушений по новым обстоятельствам или в порядке надзора – основная сфера деятельности Президиума. В его компетенции также оказывать помощь нижестоящим судам и решать организационные вопросы по работе судебных коллегий ВС.

Президиум составляют 13 судей, кандидатуры которых утверждаются СФ РФ по суждению президента, основывающемуся на мнении председателя ВС. В их число входят: председатель ВС, его заместители и судьи ВС.

Заседание проводят минимум единожды в месяц. Дела закрепляются за членами Президиума и докладываются ими самостоятельно. В процессе участвует и генеральный прокурор. Решение принимается путем голосования. Составляется постановление Верховного Суда, которое подписывает председатель ВС.

Первая инстанция

Верховный Суд РФ полномочен рассматривать уголовные дела, возбужденные в отношении депутатов Гос. Думы, членов Совета РФ, судей и иные дела, относящиеся к его подсудности. Обычно это особо тяжкие и сложные преступления, вести которые смогут только опытные судьи.

В части гражданских дел, ВС рассматривает иски:

  • об оспаривании нормативных и ненормативно-правовых актов президента, правительства РФ;
  • об оспаривании решений, прекращении или приостановлении полномочий судьи;
  • о ликвидации деятельности объединений общественной, политической, религиозной направленности;
  • по разрешению споров между гос. органами РФ и субъектами РФ.

К подсудности Верховного Суда могут быть отнесены и иные дела.

Вторая инстанция

Судебная практика Верховного Суда по большей части основывается на осуществлении правосудия, согласно Конституции РФ, а также надзора над судами общей юрисдикции. Это позволяет добиться вынесения максимально справедливых решений. Кроме того, пересмотру подлежат не только дела нижестоящих судов, но и постановления судебных коллегий РФ. В кассационном порядке возможно лишь рассмотрение тех случаев, решения по которым еще не вступили в законную силу. В ином случае дело пересматривается надзорной коллегией или президиумом ВС.

Судебные коллегии

Это подразделение ВС берет на себя большую часть судебной работы. Именно здесь происходит рассмотрение дел первой и второй инстанции, а также по вновь обнаруженным обстоятельствам. Судебная коллегия Верховного Суда состоит из 6–8 судей, среди которых выделен председатель. Он чаще других председательствует на заседаниях. В его обязанности также входит подготавливать дела к рассмотрению в порядке надзора и кассации.

Составов судей достаточно много. За каждым из них закреплена административно-территориальная область нижестоящих судов. Жалоба в Верховный Суд на один из таких объектов поступает как раз в судебную коллегию, уполномоченную контролировать указанный субъект судебной системы. Это позволяет лучше познакомиться со спецификой работы нижестоящих коллег в определенном крае, а также выявить наиболее часто совершаемые ошибки в решениях.

Кассационная коллегия

Ее состав рассматривает кассационные представления и жалобы на решения Судебных коллегий ВС по уголовным, гражданским и военным делам. В качестве инициатора пересмотра дел может выступать и прокурор. Кассационная коллегия ВС состоит из 12 судей ВС и председателя, и представлена двумя составами (по уголовным и гражданским делам).

Судьи в промежутках между заседаниями участвуют в рассмотрении дел в числе президиума ВС или соответствующей судебной коллегии. При этом в обязательном порядке соблюдается требование, не допускающее вторичное участие судьи на рассмотрении одного и того же дела. Кроме пересмотра дел, кассационная коллегия полномочна заниматься теми делами, на которые открылись новые обстоятельства.

Апелляционная коллегия

Апелляционное производство предполагает осуществление проверки правильности вынесенных судом решений. При этом коллегия имеет право не только отменить их, но и изменить. В состав апелляционной коллегии ВС входит 10 судей, ее председатель и заместитель председателя.

На заседании рассматриваются дела:

  • судебных коллегий ВС;
  • по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Коллегия правомочна обращаться в Конституционный суд РФ с вопросами соответствия Конституции законов, применяемых в деле. Председатель информирует президиум и пленум ВС РФ о деятельности коллегии.

Полномочия Верховного Суда позволяют ему осуществлять надзор над всеми частями общеправовой судебной системы, добиваясь максимального соблюдения и применения конституционных законов. Это существенно снижает ошибки в судопроизводстве и дает возможность гражданам и органам власти добиться справедливости.

История

Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), - что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, - что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений :

1) народный суд:

В составе постоянного народного судьи;

В составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, - Верховный Суд РСФСР».

К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора - дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе :

а) Президиума;

б) пленарного заседания;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебной коллегии;

д) военной коллегии;

е) военно-транспортной коллегии;

ж) дисциплинарной коллегии.

Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии - по уголовным и гражданским делам.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили : Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

К компетенции Пленума относилось : истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции "содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей - «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

В мае-июле 1992 года были приняты Законы "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия - государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

Организация Верховного суда РФ, его положение в судебной системе Российской Федерации предусмотрено ст. 126 Конституции РФ, а также гл. 5 Закона о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г. Место Верховного суда РФ в судебной системе определяется тем, что он является судебным образом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судом общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Положением Верховного суда Российской Федерации в системе судов России обусловлены те полномочия (функции), которые он осуществляет, а именно:

    в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, кассационном порядке, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения судам РФ по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел;

    осуществляет контроль за выполнением судами России руководящих разъяснений пленума Верховного суда Российской Федерации;

    разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров России;

    осуществляет право законодательной инстанции в Федеральном Собрании;

В качестве судебного органа Верховный Суд РФ выполняет все судебные функции: суда первой инстанции, суда второй инстанции, суда, рассматривающего дела в порядке судебного надзора.

Полномочия Верховного суда по рассмотрению дел по первой инстанции определяется гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным кодексами республики.

Верховный Суд РФ может изъять любое дело из любого суда России и принять его (после отмены судебных актов нижестоящих судов), к своему производству по первой инстанции. В таком порядке рассматривается большинство гражданских дел. Дела по первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает по общим правилам судопроизводства с постановлением соответственно решения или приговора, которые вступают в законную силу немедленно после их вынесения и могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного суда РФ.

Верховный Суд России является кассационной (второй) инстанцией непосредственно для нижестоящих судов. Он рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам по не вступившим в законную силу решения, приговора определения Верховных Судов республик в составе России, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов. В порядке надзора Верховный Суд РФ рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговора, определения и постановления всех судов России и на постановление судей о назначении судебного заседания. Протесты в порядке надзора в Верховный Суд РФ приносят его Председатель, Генеральный прокурор РФ и их заместители. Верховный Суд России является последней надзорной инстанцией.

Характеристика Верховного суда России как вышестоящего судебного органа рассматривается в его деятельности по руководству всеми судами РФ путем кассационного и надзорного пересмотра дел и дачи судам разъяснений о применении Российского законодательства при рассмотрении гражданских и уголовный дел.

Судьи Верховного суда Российской Федерации назначается Советом Федерации по представлению Президиума РФ. Верховный Суд России имеет установленный законом состав подразделений, т.е. определенную структуру, и действует в составе Пленума Судебной коллегии о гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, а также Кассационной палаты.

Пленум Верховного суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей председателя, членов Верховного Суда. Полномочия пленума широки и разнообразны:

    рассматривает материалы, изучает и обобщает судебную практику и статистику, а также представления Генерального Прокурора РФ и министерства юстиции РФ и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства России;

    утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда;

    утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ научно-консультативный совет при Верховном Суде;

    рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание в порядке осуществления законодательной инициативы;

    заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей судебных коллегий;

    осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Пленум является прежде всего руководящим судебным органом России. Руководство судебной деятельностью он осуществляет путем дачи разъяснений судом по вопросам применения законодательства РФ при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Эти разъяснения, даваемые по общим вопросам судебной деятельности или по отдельным категориям и видам судебных дел являются обязательными для всех судов России. Руководящие разъяснения имеют большое значение для обеспечения единообразного понимания законов РФ в судебной практике. Кроме руководящей деятельности, Пленум Верховного суда РФ осуществляет законодательную инициативу Верховного Суда, а также решает вопросы формирования и организации работы Верховного Суда России.

Пленум Верховного Суда РФ созывается не реже одного раза в четыре (или три) месяца. В заседаниях Пленума Обязательно участвует Генеральный прокурор России, а также министр юстиции. Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором или министром юстиции, заслушиваются соответственно по их докладам или по докладам уполномоченных лиц. В обсуждении этих вопросов могут принимать участие все члены Пленума, а также лица, приглашенные на его заседание. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов его членов, участвующих в голосовании. Постановления подписываются Председателем Верховного Суда и секретарем пленума.

Президиум Верховного Суда России состоит из председателя, заместителей председателя и членов суда. Президиум как судебный орган в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также по протестам на решения, приговора, определения (кассационные и надзорные) судебных коллегий и на постановление судей Верховного Суда о назначении судебного заседания. Президиум осуществляет надзор за судебной деятельностью, прежде всего за судебными коллегиями, а через них за правосудием во всех судах страны.

Протесты в порядке надзора в президиум могут приносить Председатель Верховного суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ правомочны при наличии большинства его членов, участвующих в заседании. В заседании обязательно участвует Генеральный прокурор России.

Судебные коллегии соответственно по гражданским и уголовным делам, Военная коллегия, а также кассационная палата утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегией для рассмотрения дел в составе другой.

Возглавляют судебные коллегии председатели коллегии из числа заместителей Председателя Верховного Суда или членов этого суда. Председатели осуществляют организационное руководство работой коллегии и предоставляют Пленуму Верховного Суда отчеты о деятельности коллегий. Для рассмотрения судебных дел председателем коллегии или председателем Верховного Суда РФ в судебных коллегиях создаются судебные составы.

Судебные коллегии осуществляют все судебные функции, т.е. в пределах своих полномочий рассматривают дела в качестве первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывающимся обстоятельствам.

По первой инстанции судебной коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела, отнесенные к ведению Верховного Суда или изъятые из нижестоящих судов и принятые к своему производству. Решения и приговоры судебных коллегий вступают в законную силу немедленно и могут быть опротестованы соответствующими должностными лицами в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии рассматривают в кассационном порядке дела по жалобам и протестам, принесенные на не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения соответствующих ниже стоящих судов. По второй инстанции в судебных коллегиях дела рассматриваются кассационным составом судей. Каждый такой состав состоит из трех членов Верховного Суда, один из которых является председательствующим. Кассационное определение коллегий может быть опротестовано в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

В надзорном порядке судебными коллегиями рассматриваются дела по протестам соответствующих должностных лиц, принесенным на вступившие в законную силу решения, приговоры и определение всех судов РФ (если они не были предметом кассационного разбирательства в Верховном Суде), на постановление судей о назначении судебного заседания, а также на постановления президиумов краевых и соответствующих судов, президиумов Верховных Судов республик в составе России. В порядке надзора дела рассматриваются в соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ в составе трех судей, один из которых председательствует. В результате рассмотрения дела коллегия выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и может быть опротестовано только в порядке надзора в президиум Верховного Суда РФ.

Военная коллегия осуществляет надзор за судебной деятельностью всех военных судов в составе Вооруженных Сил РФ.

В кассационную палату Верховного Суда РФ обжалуются и опротестовываются приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в круговом, областном, и приравненном суде.

Председатель Верховного Суда РФ обладает разнообразными полномочиями как в сфере правосудия, так и по организационному руководству в Верховном Суде. В соответствии со ст. 65 Закона о судоустройстве:

    приносит в пределах и в порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

    в случаях и в порядке, установленных законом, в праве приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;

    организует работу по обобщению, изучению практики, анализу судебной статистики;

    вносит представление в государственные органы, общественные организации должностным лицам об устранении нарушения закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

    организует работу по осуществлению контролем за выполнением разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

    созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях,

    созывает Пленум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие конкретного решения, председательствует на заседаниях Президиума;

    может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

    распределяет обязанности между заместителями председателя Верховного Суда РФ;

    ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений жалоб;

    осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президиума РФ. Они осуществляют следующие полномочия:

    могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ;

    приносить в пределах и в порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

    осуществлять в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда;

    вести личный прием граждан;

    осуществлять другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет первый заместитель, а если и он отсутствует - заместитель председателя Верховного Суда.

Председатели судебных коллегий Верховного Суда РФ осуществляют законом полномочия:

    руководят работой соответствующих судебных коллегий;

    председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

    образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

    представляют отчеты Пленуму Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

    истребуют судебные для изучения и общения судебной практики;

    организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующих коллегий и т.п.

Организация работы в Верховном Суде осуществляется Председателем Суда, его заместителями и председателями судебных коллегий. Организационная деятельность Верховного Суда проводится по тем же направлениям, что и в других судебных органах: квартальное и текущее планирование работы, суда; прием посетителей и рассмотрение жалоб и заявлений, предложений и ходатайств; работа с кадрами суда; изучение и обобщение судебной практики и организация судебной статистики; систематизация нормативного материала; организация делопроизводства и т.д.

Судебная и организационная работа в Верховном Суде выполняется с помощью аппарата суда, в состав которого входят ведущие отделы управления и прочие отделы.

В штате управления и отделов состоят главные и старшие консультанты, инспектора, а также другие служащие и младший обслуживающий персонал. Штатное расписание Верховного Суда, положения об отделах и других структурных подразделениях утверждает Председатель Верховного Суда РФ.

При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, включающий в себя членов суда, научных работников и представителей других юридических ведомств.

Состав этого совета утверждает Пленум Верховного Суда РФ. Совет на общественных началах обсуждает проекты разъяснений Пленума Верховного Суда, наиболее важные вопросы применения законодательства в судебной практике и тем самым оказывает консультативную помощь Верховного Суда.

Верховный Суд имеет свой печатный орган - Бюллетень Верховного Суда, в котором публикуются все постановления Пленума Верховного Суда, наиболее важные и сложные дела, рассмотренные в Президиуме, судебных коллегиях Верховного Суда РФ и нижестоящих судах.

Общая характеристика. Согласно ст. 126 Конституции Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юриспруденции; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Характеристика Верховного Суда РФ как высшего судебного органа определяется тем, что он: 1) в качестве суда надзорной инстанции пересматривает вступившие в законную силу решения любого суда Российской Федерации, включая и свои собственные решения; 2) в качестве суда второй инстанции проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений Верховного Суда РФ, верховных судов республики, краевых (областных) и приравненных к ним судов; 3) осуществляет возобновление производства по рассмотренным судами делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; 4) рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские, уголовные административные и иные дела особой сложности или особой значимости. Принимаемые Верховным Судом РФ по рассматриваемым им делам решения не могут быть пересмотрены ни другими судами, ни иными органами.

Роль Верховного Суда РФ как высшего судебного органа страны проявляется в его полномочии давать разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения, обеспечивая единство толкования и применение законов в соответствии с Конституцией и формируя соответствующим образом правоприменительную практику, тем не менее не имеют для судов и иных органов, применяющих законы, обязательные законы.

Верховный Суд РФ, однако не имеет административной или дисциплинарной власти в отношении других судов общей юрисдикции; от него в настоящее время непосредственно не зависит и решение вопросов, связанных с финансированием нижестоящих судов общей юрисдикции и иным обеспечением их деятельности.

Организация Верховного Суда РФ. В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной и Кассационной коллегии. При этом Пленум Верховного Суда, не обладает полномочиями по рассмотрению конкретных дел, уполномочен рассматривать вопросы, связанные с организацией деятельности судов общей юрисдикции и обеспечением единства правоприменительной практики. Коллегия Верховного Суда РФ и Кассационная палата наделяются лишь правами соответствующих судебных инстанций, управомоченных разрешать конкретные дела, не обладая иными полномочиями.

Пленум Верховного Суда РФ , включающий в свой состав Председателя, заместителя Председателя и всех судей Верховного Суда РФ, проводит заседания один раз в четыре месяца. В заседаниях Пленума в обязательном порядке участвует Генеральный прокурор РФ; Министр юстиции РФ, судьи других судов общей юрисдикции, а также судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, и других государственных и общественных организаций.

К ведению Пленума Верховного Суда относится рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, представлений Генерального прокурора и Министра юстиции РФ, в том числе дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов участвующих в голосовании членов Пленума при условии присутствия на заседании не менее двух третей его состава. Постановления Пленума подписывают Председателем Верховного Суда РФ и секретарём Пленума.

Президиум Верховного Суда РФ является не только вторым после Пленума органом Верховного Суда, управомоченным решать вопросы организации его деятельности, но также высшей и конечной судебной инстанций по делам, отнесённым к ведению судов общей юрисдикции. Его состав включает: Председатель Верховного Суда, его заместитель, а также ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

К ведению Президиума Верховного Суда РФ относятся: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики; рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путём рассылки вопросов и ответов, касающихся применения законодательства.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам Верховного Суда РФ выступают в качестве судов надзорной инстанции при пересмотре решений. Проверяют законность и обоснованность решений, приговоров, определений и постановлений. В этом качестве действует и входящая в состав Судебной коллегии по уголовным делам Кассационная палата, она проверяет приговоры и иные решения, принятые в связи с рассмотрением уголовных дел судами республики РФ.

Важной составной частью компетенции указанных органов Верховного Суда РФ являются рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел в качестве суда первой инстанции. Согласно ст. 27 ГПК Верховный Суд как суд первой инстанции рассматривает гражданские дела: об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ; об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о их отставки; ликвидации политических партий, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; об обжаловании решений Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти субъектов РФ.

Так, в частности, на Верховный Суд РФ возлагаются полномочия по решению вопросов, связанных с выполнением обязательства по международным договорам РФ.

Председатель Верховного Суда непосредственно руководят работой Верховного Суда РФ, осуществляя при этом как сугубо организационные, так и процессуальные полномочия. Они организуют работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу суд. Статистики; об устранении нарушений закона, их причин и условий, вносит материалы на рассмотрение Пленума; созывает Президиум Верховного Суда и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его рассмотрения; руководит организационной работой Кассационной коллегии и судебной коллегии; руководит работой аппарата Верховного Суда, и т.д. Важную роль играет Председатель Верховного Суда в деле формирования корпуса судей в РФ, так как именно по его представлению Президенту РФ вносят кандидатуру для назначения на должность судьи федерального суда общей юрисдикции.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ содействуют Председателю в руководстве деятельностью Верховного Суда, обладая при этом и своей собственной компетенцией. Они могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда; приносить в определённом порядке, установленных законом, представления на решения, определения по гражданским делам, и т.д. Заместители Председателя Верховного Суда, являющиеся председателями Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда; представляют Пленум Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий; организуют работу по повышению квалификации членов суда, и т.д. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя.

Просмотров