Год образования мвд российской империи. Создание министерства внутренних дел россии

Манифест от 8 сентября 1802 г. об образовании восьми мини­стерств (военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, Министерства финансов) определял функции каждого из них, прин­ципы их взаимодействия между собой и с другими государственными учреждениями.

Основой для создания министерств стали существовавшие ранее коллегии, вошедшие в состав новых органов центрального управления. Каждое министерство получило так называемый Наказ, где определялись его задачи.

Самым большим и многофункциональным стало министерство внутренних дел. Компетенция Министерства внутренних дел и задачи, стоявшие перед ним, были определены в статье IV Манифеста о создании мини­стерств. Согласно Статье 4 Манифеста об учреждении министерств Министр внутренних дел должен был "пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи". Таким образом, в МВД сосредотачивались полномочия по осуществлению управления в государстве, исполнению большого объема его внутренних функций.

МВД руководило всеми отраслями государственной промышлен­ности (кроме горной): государственного строительства, торговли, поч­той и др.

В нем первоначально было образовано четыре основных структурных подразделения, так называемых экспедиций.

В компетенцию первой из них входило "заведывание делами народного продовольствия и соляной части", третья - экспедиция государственного хозяйства - занималась вопросами "усовершенствования земледелия", управляла государственными фабриками и заводами, добычей торфа, каменного угля, обеспечивала переселение крестьян на новые земли, следила за состоянием дорог. В 1806 году обе эти экспедиции МВД были объединены. Четвертая экспедиция называлась "экспедицией общественного призрения". В ее ведении были больницы, "богоугодные заведения", содержание тюрем.

Управление полицией находилось в компетенции второй экспедиции. Она называлась "экспедицией спокойствия и благочиния" и состояла из двух отделений. На первое отделение возлагались сбор сведений о происшествиях, предотвращение "ложных слухов". В задачу сельской полиции входило и наблюдение за "повиновением крестьян законной власти". Второе отделение руководило городской полицией и пожарными командами. В него также направлялись жалобы на полицию.

Первым министром внутренних дел был назначен граф Виктор Павлович Кочубей, крупнейший государственный деятель России первой половины XIX века. Его заместителем стал личный друг Александра I П.А. Строганов. Начальником канцелярии министерства внутренних дел был назначен М.М. Сперанский. Здесь же следует отметить, что фактически все губернаторы на местах, их администрация, состояли в штатах МВД.

Канцелярия МВД стала своеобразным штабом, в котором готовились проекты совершенствования деятельности, развития структуры, уточнения функций не только МВД, но и других министерств.

Министерством внутренних дел в 1804-1809 гг. издавался первый в истории страны официальный периодический журнал. Он назывался "Санкт-Петербургский журнал". В его издании принимал участие даже император Александр I. В первом разделе журнала публиковались императорские указы, распоряжения Сената, министерств.

Большой общественный резонанс вызвала публикация в "Санкт-Петербургском журнале" отчетов министра внутренних дел о деятельности вверенного ему ведомства. Были обнародованы сведения о количестве умышленных убийств, самоубийств, "нечаянных смертей". Как с удивлением отмечал один из иностранных наблюдателей в России, впервые "публике раскрывались даже возмущения, вызванные неудовольствием крестьян". Во втором разделе журнала публиковались материалы об организации и деятельности государственных учреждений и, в частности, полиции, тюрем в зарубежных странах, а также статьи по вопросам права, экономики.

С 1809 по 1819 год МВД издавало официальную газету "Северная почта". Она выходила два раза в неделю и была важнейшим источником информации для большинства населения страны о событиях, происходящих в России и за рубежом.

Одним из первых вопросов, которые пришлось решать руководству МВД, было материальное обеспечение служащих полиции. Они "не могли жить по средствам вследствие мизерности получаемых ими окладов", что нередко толкало их к злоупотреблением своими полномочиями. По инициативе МВД в сметы городских расходов были включены специальные статьи на содержание полиции: "на жалование по штату, на провиант и обмундирование, на фураж, содержание пожарного инвентаря, на дрова, свечи".

В 1806 году на основе обобщения и анализа деятельности министерства внутренних дел В.П. Кочубей и М.М. Сперанский подготовили проект его реорганизации, утвержденный Александром I.

По сравнению с предыдущим периодом, новое распределение функций между отделениями было более сложным - проводилось не по видам полиций (сельская и городская), а по отраслям деятельности полицейских органов, что больше соответствовало централизованно­му, "министерскому" характеру управления полицией. Функции каждо­го отделения определялись более подробно и были добавлены новые.

Некоторые функции по руководству государственным хозяйством были переданы в другие министерства и ведомства. В состав МВД вошел Почтовый департамент. Помимо экспедиций и входивших в них отделений были образованы новые структурные подразделения, так называемые “столы”. В каждом отделении было несколько столов, руководимых столоначальниками.

Существенной реорганизации подверглась экспедиция спокойствия и благочиния, получившая название экспедиции государственного благоустройства . Она состояла из двух отделений и пяти столов.

  • Первый стол первого отделения занимался сбором сведений о всех происшествиях, преступлениях, о прибывающих из-за границы и выезжающих из страны, контролем за "благочинием публичных зрелищ и собраний".
  • Второй стол следил за состоянием дорог и соблюдением порядка на них, устанавливал штаты городских полицейских команд, ночной и пожарной стражи, служителей тюрем, контролировал доставку осужденных к местам отбытия наказания, а также участвовал в организации рекрутского набора в армию.
  • Основной функцией третьего стола было назначение, награждение, увольнение полицейских чиновников.

Во втором отделении экспедиции государственного благоустройства рассматривались жалобы на полицию по поводу "медлительности, проволочки, насилия личного и имущественного", а также «прямого неповиновения власти и восстановления порядка.

Данная структура МВД и круг его задач оставались без изменений до 1810 года. Дальнейшее развитие органов центрального управления полицией было связано с реорганизацией системы государственных учреждений в 1810-1811 гг., вошедшей в историю России, как "реформа М.М. Спе­ранского", в ходе которой было образовано Министерство полиции.

В июле 1810 г. был издан царский манифест "О разделении госу дарственных дел на особые управления, с означением предметов, каждому управлению принадлежащих" 6 . В нем указывалось, что обес­печение внутренней безопасности Империи, входившее ранее в ком­петенцию Министерства внутренних дел, должно осуществлять спе­циальное Министерство полиции.

В задачи нового министерства помимо борьбы с преступностью должны были войти: проведение рекрутского набора в армию, охрана государственных запасов продовольствия, таможенный контроль, содержание и трудоиспользование осужденных, обеспечение исправности и безопасности путей сообщения. Министерство полиции должно было также осуществлять явный и тайный надзор за иностранцами в России, выполнять цензурные функции.

О введении Положения о министерствах в России и создании Министерства полиции было объявлено в Манифесте "Общее учреждение министерств" от 25 июля 1811 года.

В силу важности функций, возлагавшихся на Министерство полиции, для него первого было разработано и одновременно с "Общим учреждением..." опубликовано "Учреждение и наказ министру полиции", ставшее нормативной основой его организации и деятельности. Составной частью в нем были "Правила особенной ответственности министра полиции". Действуя в "обстоятельствах чрезвычайных" (определение и условия "чрезвычайности" не давались) министр полиции мог требовать в свое распоряжение войска, причем минуя военного министра и давая непосредственные распоряжения командирам полков. Специальный параграф "Общего учреждения министерств" предусматривал освобождение министра от ответственности за превышение власти, если он действовал "в видах общей безопасности".

Первым министром полиции был назначен А.Д. Балашов, исполняющим обязанности, а фактически министром полиции, до 1819 года был С.К. Вязмитинов, который одновременно с управлением Министерством полиции был генерал-губернатором Санкт-Петербурга.

Министерство полиции состояло из трех департаментов (Департамент полиции хозяйственной, Департамент полиции исполнительной, Медицинский департамент), а также общей и особенной концелярии министра.

В компетенцию Департамента полиции хозяйственной входил контроль за соблюдением снабжения городов, особенно Петербурга и Москвы, продовольствием, пресечение спекуляции, а также надзор за смирительными и работными домами.

Самым большим основным подразделением министерства стал Департамент полиции исполнительной, образованный на основе экспедиции государственного благоустройства МВД.

Наряду с отбором кадров в различные полицейские службы, Первое отделение Департамента полиции исполнительной собирало статистические данные, занималось регистрацией происшествий, фактов рождения и смерти, для чего были введены специальные формы учета.

Второе отделение осуществляло надзор за проведением следствий по уголовным делам, а также "полиции дел судных", контролировало исполнение полицией судебных приговоров.

Третьему отделению было поручено содействовать в организации и проведении общих ревизий губерний. На него возлагались также содержание земского ополчения (милиции), поимка дезертиров и другие задачи.

Медицинский Департамент ведал санитарным надзором, организацией мер по предотвращению эпидемий и эпизоотии, снабжением лекарствами.

В Министерстве полиции для ведения секретного делопроизводства была образована Особенная канцелярия при министре. Она выдавала заграничные паспорта, регистрировала иностранцев, проводила постоянную цензурную ревизию, выполняла личные поручения мини­стра.

Особенная канцелярия министра полиции занималась не только секретным делопроизводством, но и выполняла функции политической полиции, что обусловило ее превращение из вспомогательного, техни­ческого органа министерства, как было предусмотрено в "Общем уч­реждении министерств", в одно из важнейших его подразделений.

Выполняя функции политической полиции, обладая не меньшей самостоятельностью, чем департамент министерства, Особенная канцелярия расширялась и к 1819 году состояла из трех подразделений "столов", и секретной части.

  • Первый "стол" занимался вопросами выезда за границу и въезда в Империю как российских, так и иностранных подданных, слежкой за иностранцами.
  • Второй "стол" собирал "сведения о книжных лавках и типографиях", о привозе из-за границы книг и картин.
  • В компетенцию третьего "стола" входил надзор за религиозными сектами, "подозрительными бродягами".
  • Секретная часть Особенной канцелярии контролировала "размещение по городам высланных из столиц", организовывала слежку за политически неблагонадежными лицами. Занималась она и делами о злоупотреблениях чиновников полиции.

Образование Министерства полиции с неудовольствием было воспринято многими государственными и общественными деятелями. Прежде всего, вызвало раздражение предоставление министерству полиции права контролировать местные органы других министерств, что ставило его как бы над местными учреждениями. Полицмейстеры, городничие и уездные исправники по-прежнему подчинялись губернаторам, подкотрольным по вопросам полиции, а по другим вопросам – МВД. Т.О. С созданием Министерства полиции в местном управлении возникло двоевластие. Что усложнило и запутало взаимодействие местных органов, привело к увеличению потока жалоб и обвинений во взяточничестве. Кроме того, проведенные по распоряжению царя ревизии полицейских учреждений выявили в них массу недостатков.

Поэтому Министерство полиции в 1819 г., объединили с МВД.Общая канцелярия Министерства полиции сливалась с общей канцелярией МВД. Особенная канцелярия министра полиции и цензурный комитет также вошли в МВД.

В МВД подверглось изменениям его основное подразделение, непосредственно руководившее полицейскими органами - Департамент полиции исполнительной. Была расширена канцелярия директора департамента, образован счетный стол, увеличены оклады чиновникам. После данной реорганизации существенных изменений в структуре МВД, его функциях, компетенции до конца царствования Александра I не происходило. Исполнение МВД административно-полицейских и некоторых хозяйственных функций рассматривалось как "основанное на здоровом понимании государственных дел в их взаимной связи".

Потрясением для монархии стало восстание декабристов, целью которого была смена государственного устройства, реорганизация аппарата управления. (В том числе и полиции. В бумагах П.И. Пестеля обнаружили проекты создания тайной полиции и использования жандармов для охраны правопорядка). На допросах арестованные декабристы приводили примеры недостатков в деятельности государственного аппарата, в том числе полиции. В частности, образование, а затем упразднение Министерства полиции декабрист В.И. Штейнгель охарактеризовал как свидетельство "растерянности и непостоянства правительства в управлении государством". Критика злоупотреблений полиции была одним из направлений антиправительственной пропаганды декабристов.

Николай I считал, что главным недостатком в деятельности государственного аппарата, особенно на местах, является слабый котроль со стороны центральных органов власти и управления. Начальник Особенной канцелярии МВД докладывал царю о настроениях столичного общества. "Все ждут если не полного преобразования, то хоть исправления в порядке управления". Николай I не собирался проводить эпохальных реформ государственного управления, ограничившись его улучшением и созданием нового органа политической полиции.

Результатом этого стало создание в июле 1826 г. III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцеля­рии, ставшего новым органом политической полиции. Ее исполнительной структурой стала жандармерия.

Чиновники Особенной канцелярии министра внутренних дел во главе с ее начальником были переведены в состав III Отделения СЕИВ канцелярии. Таким образом, из компетенции МВД были изъяты функции политической полиции. Главноуправляющим III Отделения был назначен граф А.Х. Бенкендорф, ставший одновременно и шефом жандармов.

III Отделение объявлялось органом "высшей полиции". Это означало, что в сферу его задач входят вопросы обеспечения государственной безопасности: сбор сведений о религиозных сектах и расколах, антиправительственных организациях, слежка за иностранцами, борьба с фальшивомонетничеством. К функциям III Отделения относилось составление для императора ведомостей о "всех без исключения происшествиях", а также статистических сведений "до полиции относящихся". В указе о создании III Отделения не говорилось о том, что контроль за деятельностью местного административно-полицейского аппарата возлагается на жандармерию, но об этом неоднократно упоминалось в секретных жандармских инструкциях. Последнее, а также то, что жандармские офицеры, более независимые от местной администрации, сообщали в III Отделение о недостатках в ее деятельности, в том числе в области охраны порядка, породило серьезные трения между МВД и III Отделением.

III Отделение в докладах императору обращало внимание на недостатки в организации и деятельности полиции, конкретных руководителей полицейских учреждений. Руководство МВД, в свою очередь, стремилось подчеркнуть промахи в деятельности III Отделения.

Более чем полувековое (с 1826 по 1880 г.) параллельное существование органов руководства политической и общей поли­цией сопровождалось постоянным соперничеством III Отделения и МВД.

В 1847 г. министерство провело ревизию полицейских учреждений в 27 (т.е. в более чем половине губерний страны) и только в трех из них состояние полиции было признано удовлетворительным 8 .

К наиболее типичным недостаткам относилась низкая эффек­тивность и оперативность деятельности сельской полиции, определяе­мая прежде всего тем, что на уезд, сельское население которого не­редко превышало 100 тыс. человек, приходилось всего 5-6 штатных полицейских чиновников.

Малочисленность и перегруженность сельской полиции админист­ративно-хозяйственными функциями обусловливали то, что прове­дение следствия, приведение в исполнение наказания за мелкие преступления и административные правонарушения осуществлялись ею с большими проволочками и недостатками.

В Министерстве внутренних дел стал рассматриваться вопрос о полицейской реформе. Но так как ее проведение должно было затронуть и другие сферы государственно-правовой системы, что не входило в намерения императора Николая I, к ее осуществлению при­ступили значительно позже, - в начале 60-х годов XIX в.

1850 г. в истории Министерства внутренних дел произошло свое­образное знаменательное событие - первое сокращение штатов этого учреждения, что было проявлением новых усилий императора Нико­лая I в укреплении дисциплины и повышении эффективности управ­ления. Сокращение штатов всех Департаментов закончилось благо­получно для чиновников Министерства внутренних дел. Число чинов­ничьих должностей в МВД было сокращено на 17 и составило 270 штатных единиц.

Таким образом в начале XIX века впервые в истории Отечества создали единый орган управления, объединивший полицию империи. Однако хаотичное смешение функций в его сфере деятельности не дало возможности качественного управления органами охраны правопорядка.

Как показали события 1825 г., российская система охраны правопорядка оказалась не в состоянии успешно бороться с крупными антигосударственными преступлениями.

Введение

В первые десятилетия XIX века в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. В это время создается система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями, учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты Основные законы Российской Империи, ставшие по существу первой Конституцией России.

Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование новых органов центрального управления министерств. В число которых входило Министерство внутренних дел.

Министр внутренних дел был обязан заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи, что определило сосредоточение в МВД помимо руководства полицией исполнение большого объема внутренних функций государства.

1. Образование и деятельность Министерства внутренних дел

МВД ведет историю с 1802 - времени создания министерств как новых органов центрального управления. Предшественниками министерств были приказы, существовавшие с 16 в., и заменившие их в 18 в. Коллегии.

При Александре I был подготовлен проект реформы государственного аппарата, предусматривавший создание министерств и формирование новой (министерской) системы управления «по примеру большей части европейских государств». Однако это было заимствование лишь отдельных организационно-технических моментов, но не политических институтов, неприемлемых для абсолютной монархии. В систему государственных учреждений России министерства должны были войти «с властью весьма распространенной и без всякого другого отчета, кроме государей своих».

8 сентября 1802 года были образованы Комитет министров и 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, финансов, народного просвещения и внутренних дел (самое крупное и многофункциональное).

Министры лично отвечали за состояние дел в своих ведомствах, имели право законодательной инициативы. Ежегодно они должны были представлять отчеты о деятельности министерства императору и Сенату. Последний имел право отменить распоряжение министра, если оно не соответствовало действующему законодательству, но поскольку министры часто реализовывали устные распоряжения императора или получали от него одобрение своих действий, это право было формальным.

Первым министром внутренних дел был назначен В.П. Кочубей, крупнейший государственный деятель России 1- ой половины 19 в., один из инициаторов и авторов проекта создания министерств. Его товарищем (заместителем) стал член Негласного комитета, личный друг Александра I граф П.А. Строгонов. Канцелярию министра возглавил М.М. Сперанский, который, будучи ее начальником, «показал силу своего творческого ума, внес в действия министерства жизнь, одушевление, инициативу».

Министр внутренних дел, согласно Манифесту об учреждении министерств, должен был «пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи». Это выразилось в сосредоточении в МВД большого объема внутренних функций государства. Некрасов В.Ф. Энциклопедия МВД России. - М., 2000., стр.7

Министру Внутренних Дел подчинялись:

Мануфактур коллегия (кроме экспедиции заготовления и хранения вексельной и гербовой бумаги);

Медицинская коллегия;

Главная соляная контора;

Главное почтовое правление;

Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, кроме дела камерального стола и печатания векселей;

Губернские правления и приказы общественного призрения, казенные палаты, по устройству и содержанию публичных зданий и по исчислению народонаселения. Полиция и милиция России. Страницы истории. - М., 1995., стр.34

К ведению Министерства внутренних дел Российской империи относились местные административно-полицейские учреждения, сословные органы дворянства и городских сословий.

Граф Кочубей личным циркуляром требовал, чтобы губернаторы сообщали в Министерство данные "для полного и коренного познания о положении каждой губернии в настоящее время, а затем продолжали постоянно уведомлять об изменениях в положении той или другой отрасли управления".

В губернские доклады входили сведения "о движении народонаселения, о податях и повинностях, об урожаях, о продовольственных магазинах, о фабрично-заводских и промышленных предприятиях, о государственном хозяйстве, о публичных зданиях, о нарушении общественного спокойствия" и т.д.

В 1803 г. был опубликован указ "О средствах к исправлению полиции в городах", который стал наряду с "Уставом благочиния" основным нормативным актом, определявшим устройство, функции, компетенцию городских полицейских учреждений. Борисов А.В. Министерство внутренних дел и Министерство полиции России. 1802-1917 гг., в кн.: Труды ВНИИ МВД РФ - М., 2000., стр. 98

7 января 1803 г. утвержден штат (45 человек) Канцелярии МВД России, получивший название Департамента внутренних дел.

Изначально в нем были образованы 4 основных структурных подразделения - так называемые экспедиции. В компетенцию первой входило «заведывание делами народного продовольствия и соляной части», третья (экспедиция государственного хозяйства) занималась вопросами «усовершенствования земледелия», управляла государственными фабриками и заводами, добычей торфа, каменного угля, обеспечивала переселение крестьян на новые земли, следила за состоянием дорог. В 1806 году обе экспедиции были объединены.

Четвертое была «экспедиция общественного призрения». В ее ведении находились больницы, «богоугодные заведения», тюрьмы.

Управление полицией осуществляла вторая экспедиция, которая называлась «экспедицией спокойствия и благочиния» и состояла из двух отделений. Первое занималось сбором сведений о происшествиях, предотвращением «ложных слухов», а главное - наблюдением за повиновением крестьян законной власти, что входило в задачи сельской полиции; второе руководило городской полицией и пожарными командами, рассматривало жалобы на полицию.

Для описания реорганизаций, происходивших в МВД, при канцелярии было создано «Общество дворян» из десяти человек, которое помимо связей с уездными и губернскими дворянскими собраниями должно было «описывать историческое начало и перемены в каждой части министерства».

Одним из первых вопросов, рассматриваемых руководством МВД, было материальное обеспечение служащих полиции, «которые не могли жить по средствам вследствие мизерности получаемых ими окладов», что нередко служило поводом для получения ими «небезгрешных доходов». По инициативе МВД в сметы городских расходов были включены специальные статьи на содержание полиции: «на жалование по штату, на провиант и обмундирование, на фураж, содержание пожарного инвентаря, на дрова, свечи».

Заметным явлением общественно-политический и культурной жизни России в начале 19 в. стало издание Министерством внутренних дел в 1804-09 гг. первого в истории страны официального периодического журнала («Санкт-Петербург журнал»). В его создании принимали участие В.П. Кочубей, М.М Сперанский и даже сам Александр I. В журнале публиковались императорские указы, распоряжения Сената, министров, отчеты министерства внутренних дел о деятельности вверенного ему ведомства, сведения о количестве умышленных убийств, самоубийств, «несчастных смертей» (в результате несчастных случаев, пожаров), материалы об организации и деятельности государственных учреждений, в частности, полиции, тюрем в зарубежных странах, а также статьи по вопросам права, экономики. Некрасов В.Ф. Энциклопедия МВД России. - М., 2000., стр.8

Утверждены и начинают вводиться новые штаты полиции сначала в Санкт-Петербурге, Москве, а позднее в других губернских и уездных городах. Столичная полиция разделяется на внутреннюю и внешнюю:

Внутреннюю часть составляют управы благочиния, частные приставы, квартальные надзиратели, исполнявшие распоряжения городских властей и судебных мест, производящие следствие, контролирующие деятельность торговых заведений и соблюдение паспортного режима;

Внешняя часть состоит из полицейских и пожарных команд, ночных дозоров, т.е. подразделений, несущих регулярную патрульно-постовую службу.

Ответственность за поддержание общественного порядка возложена на полицмейстеров и брандмейстеров.

Вслед за Санкт-Петербургом Москве создается своя профессиональная пожарная команда, распределенная по городским частям. Полиция и милиция России. Страницы истории. - М., 1995., стр.67

В 1806 на основе обобщения и анализа деятельности МВД В.П. Кочубей и М.М. Сперанский подготовили проект его реорганизации, который был утвержден Александром I. Некоторые функции по руководству государственным хозяйством были переданы в другие министерства и ведомства. В состав МВД вошел Почтовый департамент. Помимо экспедиций и входивших в них отделений были образованы новые структурные подразделения, так называемые столы. В каждом отделении было несколько столов, руководимых столоначальниками.

В штат Министерства внутренних дел вошли:

Министр и его товарищи;

Общество дворян при Министре и 5 секретарей;

Департамент внутренних дел;

Медицинский совет;

Главное управление почт с отдельной канцелярией.

Департамент внутренних дел состоял в свою очередь из:

Экспедиции Государственного хозяйства (87 служащих) с Мануфактур-коллегией и Главной соляной конторой;

Экспедиции Государственного благоустройства (25 служащих), состоящая из двух отделений;

Строительного комитет (4 служащих).

Существенной реорганизацией подверглась экспедиция спокойствия и благочиния, получившая название экспедиции государственного благоустройства. Она была самой крупной в министерстве, состояла из двух отделений и пяти столов. Первый стол первого отделения занимался сбором сведений обо всех происшествиях, преступлениях, о прибывших из-за границы и выезжающих из страны, контролем за «благочинием публичных зрелищ и собраний»; второй следил за состоянием дорог и соблюдением порядка на них; устанавливал штаты городских полицейских команд, ночной и пожарной стражи, служителей тюрем; контролировал доставку осужденных к местам отбывания наказания; участвовал в организации рекрутского набора в армию. Основной функцией третьего стола - назначение, награждение, увольнение полицейских чиновников. Во втором отделении экспедиции рассматривались жалобы на полицию по поводу «медлительности, проволочки, насилия личности и имущественного». Через экспедицию проходило более половины из 25 тысяч входящих и из 16 тысяч исходящих документов. Борисов А.В. Министерство внутренних дел и Министерство полиции России. 1802-1917 гг., в кн.: Труды ВНИИ МВД РФ - М., 2000., стр. 109

В Московском уезде, впервые в практике организации местных полицейских органов, объединена городская и земская полиция. Но новая структура до 60-х годов XIX в. не получила дальнейшего распространения.

В 1809 г. создана Дирекция водяных и сухопутных коммуникаций - орган центрального управления путями сообщений. Территория государства разбивается на десять округов с соответствующими директорами, в ведении которых находится транспортная полиция.

В Москве и Санкт-Петербурге созданы конторы адресов, ставшие отделениями столичной полиции.

Все приезжавшие в столицы на постоянное жительство, чтобы работать по найму, обязывались регистрироваться в конторе адресов, за исполнением чего следили частные приставы, квартальные надзиратели. Аналогичное правило распространялось на иностранцев, "которые временно живут в столице или постоянно, но не приписаны в какое-либо состояние".

В 1809 году МВД стало издавать официальную газету «Северная почта» (существовала до 1819 г.). Она выходила дважды в неделю и служила важнейшим источником информации о событиях, происходящих в России и за рубежом. Полиция и милиция России. Страницы истории. - М., 1995., стр.72

Российской империи? Чтобы ответить на этот вопрос, надо немного заглянуть в историю. Почему?

Тот факт, что каждого государства есть своя история - это общепринятое и традиционное понятие. Со школьной скамьи мы изучаем эту науку, рассказывающую об образовании и становлении как нашей родной страны, так и других стран мира.

Но существует ли история определенных министерств и ведомств, входящих в политическую структуру государства? Конечно, ведь у них есть свое начало, этап становления и формирования, взлеты и падения лидеров и руководителей, слабые и сильные стороны.

Прежде чем узнать дату создания империи, давайте проведем короткий экскурс в историю данной государственной структуры, рассмотрим ее задачи и цели.

Цели возникновения

На момент образования Министерства внутренних дел Российской империи в государстве уже было учреждено ведомство полиции, которое отвечало за осуществление безопасности и охрану правопорядка по всем губерниям. Поэтому цели данного департамента были немного другими.

Надзор над ссыльными

В 1822 году был издан еще один Указ императора, разработанный Михаилом Михайловичем Сперанским, регламентирующий процесс отправления арестантов и каторжников к месту ссылки. Например, были детально описаны правила и сроки движения в пути. Согласно документу, арестанты должны были быть закованы в кандалы и клеймены (позднее - наполовину обриты).

Как видим, деятельность Министерства внутренних дел охватывала множество различных граней социальной и политической жизни общества.

Награды и отличия

Начиная с 1976 года, по повелению Александра II, сотрудников данного учреждения стали награждать медалями “За беспорочную службу”. Высшие должностные лица Ведомства также были удостоены высоких знаков отличия. Например, императорским Орденом Святого апостола Андрея Первозванного были пожалованы такие видные деятели, как А. Х. Бенкендорф (начальник жандармерии) и Д. В. Голицын (московский генерал-губернатор), а также министры Перовский, Ланский, Толстой.

Конец истории

Серьезные изменения в составе и структуре МВД Российской империи произошли в связи с февральскими событиями 1917 года. Были полностью упразднены некоторые должности и департаменты. Также была образована Чрезвычайная комиссия по расследованию злоупотреблением властью данных подведомств. Вследствие народных бунтов происходили многочисленные уничтожения и разгромления государственных архивов.

Было создано Временное полицейское управление, цель которого была обеспечить граждан личностной и имущественной безопасностью.

Но достичь чего-то кардинального новое министерство не успело. Начались октябрьские события 1917 года.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение 3
    • 1. Создание министерства внутренних дел. Предметы ведения и структура министерства, его место среди других министерств 5
      • 2. Образование министерства полиции (1810-1819 гг.). Предметы ведения и структура министерства, его место среди других министерств 9
        • 3 . МВД России в период буржуазных реформ второй половины XIX века 11
        • Заключение 17
        • Литература 19
        • Введение
        • В первые десятилетия XIX века в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. Созданная в это время система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями до 1906 года, когда была учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты "Основные законы Российской Империи", ставшие по существу первой Конституцией России.
        • Реформа государственных учреждений определялась как внутренними причинами - необходимостью приведения в соответствие системы управления с изменявшимися социально-экономическими условиями, для обеспечения традиционного в России деятельного участия государства в экономической, общественной жизни, так и внешними обстоятельствами - прежде всего войнами с наполеоновской Францией.
        • Следует учитывать и субъективные факторы проведения реформ в это время, игравшими не последнюю роль в истории России, а именно политическую ориентацию и преобразовательные планы вступившего на престол в 1801 году императора Александра I и его ближайшего окружения.
        • Реформы государственного аппарата вызвали надежды в одних и опасения в других кругах русского общества, расценивавших их как начало движения в сторону ограничения самодержавия, к конституционной монархии.
        • Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование в 1802 г. новых органов центрального управления - министерств.
        • Манифест от 8 сентября 1802 г. об образовании восьми министерств (военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, Министерства финансов) определял функции каждого из них, принципы их взаимодействия между собой и с другими государственными учреждениями.

1. Создание министерства внутренних дел. Предметы вед е ния и структура министерства, его место среди других мин и стерств

До реформы 1802 г.основным органом внутреннего управления был сенат, а практически власть, особенно в руководстве силовыми структурами, -- концентрировалась в руках генерала-прокурора.

Создание МВД означало, что все функции внутреннего управления сосредоточились полностью в этом министерстве. Компетенция Министерства внутренних дел и задачи, стоявшие перед ним, были определены в статье IV Манифеста о создании министерств. Министр внутренних дел был обязан заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи, что определило сосредоточение в МВД помимо руководства полицией исполнение большого объема внутренних функций государства.

Министерству внутренних дел поручались надзор за благоустройством и санитарным состоянием страны, функционированием путей сообщений, снабжением населения продовольствием, организация почтового сообщения. МВД руководило всеми отраслями государственной промышленности (кроме горной): государственного строительства, торговли и др.

Кроме того МВД руководило деятельностью губернаторов, в подчинении которых и находилась вся местная полиция. Через губернаторов министр внутренних дел руководил охраной общественного порядка и борьбой с преступностью.

Первым министром внутренних дел стал Виктор Павлович Кочубей (1768-1834) - близкий друг Александра I. Он пригласил на службу М.М. Сперанского, который возглавил главное структурное подразделение МВД - Департамент внутренних дел, в состав которого входили четыре так называемые экспедиции. Руководство полицией сосредоточивалось во второй экспедиции Департамента - экспедиции спокойствия и благочиния, состоявшей из двух отделений. Первому отделению подчинялась сельская, второму - городская полиция. Курицын В.М. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. - М.: «Щит-М», 1998. с. 77

На первое отделение возлагались функции: сбор ведомостей о происшествиях, предотвращение "ложных слухов" писем, ересей, а главное - наблюдение за неповиновением крестьян законной власти. Второе отделение, как руководившее городской полицией, занималось, по существу, контролем за соблюдением Устава благочиния, а также состоянием и содержанием полицейских и пожарных команд.

Компетенция второй экспедиции Департамента полиции МВД, распределение функций между входившими в нее двумя отделениями, место ее в системе других структурных подразделений претерпели изменения в 1806 г.

Первое отделение собирало сведения по губерниям обо всех происшествиях, занималось"делами цензуры", контролировало проведение массовых зрелищ, публичных собраний, а также комплектование полицейских команд, назначение, увольнение, награждение полицейских чиновников.

Второе отделение рассматривало жалобы на полицию по поводу "медлительности, проволочки, насилии личном и имущественном",а также вопросами прямого неповиновения власти и восстановления порядка. Таким образом, управление кадрами полиции было централизованно, вопросы прохождения службы полицейскими чиновниками решались в министерстве.

В 1810 г. был издан царский манифест, в котором указывалось, что обеспечение внутренней безопасности Империи, входившее ранее в компетенцию Министерства внутренних дел, должно осуществлять специальное Министерство полиции.

В конце 1819 г. при перераспределении функций между министерствами из МВД был выделен Департамент мануфактур и торговли, затем Почтовый Департамент, а Департаменты полиции хозяйственной и исполнительной вновь передавались в МВД, а также особенная канцелярия и цензурный комитет.

В царствование Николая I, который признал целесообразным усилить личный контроль за деятельностью центрального и местного государственного аппарата и чиновничества, в 1826 г. все чиновники во главе с директором Особенной канцелярии министра внутренних дел были переведены на службу в III Отделение личной канцелярии императора - новый орган политической полиции.

В задачи Отделения входило руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками, высылка "подозрительных людей", управление тюрьмами и наблюдения за иностранцами Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.С.123 .

Структура третьего отделения включала 5 экспедиций:

Первая (секретная) вела непосредственную борьбу с революционными движениями, осуществляла следствие по политическим делам, наблюдала за деятельностью революционных организаций и отдельных лиц;

Вторая экспедиция вела борьбу с религиозными и должностными преступлениями. В ее ведении находились политические тюрьмы;

Третья экспедиция организовала наблюдение за иностранцами;

Четвертая экспедиция определяла цензуру;

Пятая экспедиция осуществляла цензуру.

Таким образом, из компетенции МВД были изъяты функции политической полиции.

Управление органами местной полиции по-прежнему оставалось в Департаменте полиции исполнительной Министерства внутренних дел. Его роль в системе полицейских учреждений увеличилась, т.к. в порядке централизации и бюрократизации управления решение многих вопросов изымалось из компетенции губернского начальства и передавалось в министерства. В сфере полицейской это, прежде всего, решение кадровых вопросов, определение штатной численности, формирование новых полицейских органов в городах и сельской местности, и особенно - контроль за расходованием денежных средств, отпущенных на полицейские нужды.

Таким образом, контрольные функции МВД по отношению к местным полицейским органам были значительно расширены. С 30-х годов начала расширяться практика служебных командировок чиновников МВД с целью ознакомления с деятельностью органов городской и сельской полиции.

МВД получило право "наблюдать" за правильностью несения службы воинскими частями корпуса внутренней стражи, расквартированными в губерниях. МВД и губернаторы получили право привлекать к мероприятиям по охране общественного порядка войска и сверх тех частей корпуса внутренней стражи, которые уже находились в их оперативном подчинении. Закон предоставлял право министру внутренних дел не только обращаться с такого рода просьбами к военному ведомству, но и право отдавать приказы непосредственно командирам воинских частей, расквартированных в губерниях.

В 40-х годах министр внутренних дел добился увеличения штатов вверенного ему учреждения и произвел его структурную реорганизацию. Был создан Департамент общих дел, куда стекались многочисленные документы из местных административных органов, а также создавалась особенная канцелярия министра внутренних дел, но не как орган политической полиции, а как учреждение для ведения секретного делопроизводства, анализа данных негласных ревизий, материалов о злоупотреблениях чиновников полиции.

В 1847 г. министерство провело ревизию полицейских учреждений, результат которой выявил неудовлетворенность работы органов полиции. К наиболее типичным недостаткам относилась низкая эффективность и оперативность деятельности сельской полиции из-за малочисленного штата полицейских чиновников.

В виду этого стал рассматриваться вопрос о полицейской реформе, но т.к. ее проведение должно было затронуть и другие сферы государственно-правовой системы, к ее осуществлению приступили значительно позже, - в начале 60-х годов XIX в.

2. Образование министерства полиции (1810-1819 гг.). Предм е ты ведения и структура министерства, его место среди других мин и стерств

О введении нового положения о министерствах в России и о создании Министерства полиции было объявлено в Манифесте от 25 июля 1811 г. "Общее учреждение министерств".

В его задачи помимо борьбы с преступностью входили: проведение рекрутского набора, охрана государственных запасов продовольствия, таможенный контроль, содержание и трудовое использование заключенных, поимка беглых крепостных крестьян, обеспечение исправности и безопасности путей сообщения.

Министерство полиции должно было также осуществлять явный и тайный надзор за иностранцами, проживающими в России, выполнять цензурные функции. Борисова А.В. Полиция России накануне реформ 60-х годов 19 века // Полиция и милиция России: страницы истории. - М., 1995. С.78.

Министерство полиции состояло из департаментов (Департамент полиции хозяйственной, Департамент полиции исполнительной, Медицинский департамент) и двух канцелярий (общей и особенной).

Департамент полиции хозяйственной осуществлял контроль за ценами, продовольственным снабжением городов, особенно Петербурга и Москвы, пресекал спекуляцию. В его ведении также находились смирительные и работные дома.

Самым большим, основным подразделением министерства стал Департамент полиции исполнительной, образованный на базе второй экспедиции Департамента МВД и подвергшийся реорганизации в соответствии с новым Положением о министерствах.

Департамент полиции исполнительной контролировал работу местной полиции, надзирал за проведением следствий по уголовным делам, занимался поимкой дезертиров.

Департамент полиции исполнительной состоял из трех отделений.

Наряду с решением вопросов формирования кадрами различных полицейских служб первое отделение собирало статистические данные, занималось регистрацией происшествий, фактов рождения и смерти, для чего были введены специальные формы учета.

Второе отделение осуществляло надзор за проведением следствий по уголовным делам, а также "полиции для судных", контролировало исполнение полицией судебных приговоров.

Третьему отделению было поручено содействовать в организации и проведении общих ревизий губерний, на него возлагались также содержание земского ополчения (милиции), поимка дезертиров и др.

Медицинский департамент ведал санитарным надзором, организацией мер по предотвращению эпидемий и эпизоотий, снабжением лекарствами.

В Министерстве полиции для ведения секретного делопроизводства была образована Особенная канцелярия при министре. Она выдавала заграничные паспорта, регистрировала иностранцев, проводила постоянную цензурную ревизию, выполняла личные поручения министра. Особенная канцелярия также выполняла функции политической полиции, что обусловило ее превращение из вспомогательного, технического органа министерства в одно из важнейших его подразделений.

Образование в составе Министерства полиции особенной канцелярии министра стало в дальнейшем основой для создания специализированного органа политической полиции - III Отделения собственной императорской канцелярии.

Образование Министерства полиции с неудовольствием было воспринято значительной частью влиятельных государственных и общественных деятелей. Недовольство заключалось в том, что Министерству полиции было предоставлено право контролировать местные органы других министерств, что ставило ее как бы вне и над местными учреждениями.

Практика функционирования Министерства полиции доказала, что его учреждение не дало ожидаемого результата, наоборот усложнило и запутало взаимодействие местных органов. Министерство полиции не могло и не дало ожидаемого правительством улучшения деятельности местной администрации, привело к увеличению потока жалоб и традиционных обвинений во взяточничестве.

Однако надо отметить, что создание центрального аппарата управления полицией позволило развивать систему полицейских органов с учетом усложнения социально-политических процессов, особенностей полицейской службы в городах, селениях различных регионов страны. Развитие местной полиции, имеющей единый для городской и сельской полиции центральный орган управления, сказалось на увеличении самостоятельности полиции в системе местных органов.

В 1819 году, вновь назначенному министру внутренних дел В.П. Кочубею удалось обосновать перед царем необходимость ликвидации Министерства полиции с возвращением функций Министерства полиции в Министерство внутренних дел. История становления органов внутренних дел России: взгляд из ХХI века: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. Л.А.Вишняковой. - Барнаул. 2001.С.67.

3. МВД России в период буржуазных реформ второй половины XIX века

Вторая половина XIX в. была для России эпохой ликвидации (хотя и далеко не полной) исторически отжившего крепостного строя, вовлечения огромной и в тоже время весьма отсталой страны в орбиту капиталистического развития.

Реформы второй половины XIX в. обусловили глубокие сдвиги во всех сферах жизни страны. Негативной стороной реформаторства стало усиление преступности, которая, как показывает исторический опыт, является зловещим спутником всех российских реформ.

Реформы правоохранительных органов, начавшиеся в 60-е годы XIX в., проводимые в контексте других преобразований в государственном устройстве Российской Империи, в конечном счете, имели целью движение к правовому государству.1. Развитие полицейских органов Российской империи во второй полов ине XIX - начале ХХ века. Учебное пособие / Заводюк С.Ю. - Саратов: СЮИ МВД России, 2004. С.73

Реформы 60-х годов XIX в. в России и, прежде всего, отмена крепостного права способствовали ускорению социально-экономического, промышленного развития страны. Этот процесс сопровождался распадом традиционных связей и отношений в деревне, углублением социального расслоения, увеличением миграционных потоков из сельской местности в города, люмпенизацией части населения, что становилось основой для роста преступности. Это было характерно для всех стран, проходящих стадию быстрого промышленного развития, становления новых буржуазных отношений.

Полиция стала приспосабливать свою структуру, формы и методы работы к наиболее эффективному выполнению стоящих перед ней задач, в том числе и в рамках уголовного судопроизводства. Специальным законом в 1866 году в полиции Петербурга, а после и в других городах России было создано сыскное отделение как специализированный орган уголовного розыска.

Рост революционного движения и недостаточно эффективная деятельность III Отделения привели к реорганизации Министерства внутренних дел, проведенной 6 августа 1880 г. Суть ее сводилась к объединению в ведение МВД политической и общей полиции. Непосредственно всеми видами полиции стал управлять департамент полиции.

III Отделение упразднялось, общее руководство корпусом жандармов было возложено на министра внутренних дел, получившего одновременно звание шефа жандармов.

15 ноября 1880 г. подписывается Указ о слиянии Департамента государственной полиции (упраздненное III Отделение) и Департамента полиции исполнительной, при этом создается единый Департамент государственной полиции (с 1883 г. - Департамент полиции), наделяемый функциями политической и общей полиции.

Реформа 1880 года превратила МВД в главенствующее звено госаппарата, в роли которого оно пребывало практически до падения самодержавия. Министр внутренних дел превратился в ключевую правительственную фигуру с уникальной компетенцией (помимо управления большей частью экономики первенство министра подтверждалось сосредоточием в его руках значительной власти). Лидерство министра нашло юридическое закрепление в сложившейся позже практике наделения его по совместительству полномочиями Председателя Совета Министров. Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства.- Екатеринбург, 2001.С.30

Принятое после убийства Александра II Положение “О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия” позволяло ему в случае необходимости объявлять территории Империи состоящими в положении “усиленной охраны” 1 (до 1 года), а с согласия комитета министров - в положении “чрезвычайной охраны” 1 (до 6 месяцев).

Вследствие огромной нагрузки министра по руководству подчиненными учреждениями, функции управления полицией безопасности исполнял его заместитель - товарищ министра, заведующий полицией и командир отдельного корпуса жандармов. Он осуществлял непосредственное руководство Департаментом полиции.

Департамент, включавший Директора, Вице-Директоров, чиновников для особых поручений, секретаря, делопроизводителей, старших и младших их помощников, казначея с помощником, начальника архива, в соответствии со Сводом Законов Российской Империи, решал задачи борьбы с преступностью и поддержания правопорядка, обеспечения приграничных сообщений, демаркации государственной границы, заботы о сиротах, надзора за правилами торговли, регистрации организаций и обществ, контроля за соблюдением паспортного режима.

Организационно Департамент Полиции состоял из семи делопроизводств, двух отделов и агентурной части.

Распорядительное делопроизводство вело кадровую работу.

Законодательное - ведало строительством полицейских органов по всей территории страны, предупреждением антиобщественного поведения обывателей (пьянства, нищенства, “разврата”).

Третье - занималось негласным сбором информации о гражданах, желающих поступить на государственную службу, а также о ведущих активную общественную деятельность. Кроме того, на него возлагался контроль за розыском преступников.

Четвертое - контролировало проведение дознаний по делам о государственных преступлениях.

Пятое - наблюдало за исполнением решений, принятых в отношении государственных преступников.

Шестое - наблюдало за производством и хранением взрывчатых веществ, контролировало соблюдение законов о винной монополии и евреях, регулировало отношения между предпринимателями и рабочими.

Седьмое - руководило деятельностью сыскных отделений.

Положение о корпусе жандармов от 9 сентября 1867 г. и в неизменности дожившее до Февраля 1917г определяло структуру корпуса:

а) Главное управление корпуса,

б) Управления округов: Варшавского, Кавказского и Сибирского, в) Жандармское управление Московской губернии,

г) Губернские жандармские управления 10 губерний 1-й категории,

д) Губернские жандармские управления 43 губерний 2-й категории,

е) Губернские жандармские управления Бессарабской области и Астраханской губернии 2-й категории,

ж) 50 Уездных жандармских управлений 6 губерний Северо-западного края,

з) Наблюдательный состав корпуса,

и) Санкт-Петербургский и Московский жандармские дивизионы,

к) 15 конных команд городов: Вильно, Гельсингфорса, Иркутска, Казани, Киева, Кронштадта, Нижнего Новгорода, Одессы, Омска, Риги, Саратова, Харькова и Царского Села,

л) Полицейские управления железных дорог. Министерство внутренних дел. 1802-2002. Исторический очерк. - М.: Объединенная редакция МВД РФ, 2004. С.120

В этом же акте говорилось о правовом статусе самого министра внутренних дел как шефе корпуса жандармов, о структуре Департамента полиции.

15 ноября 1880г. при МВД был учрежден также Судебный отдел, ведавший вопросами административной высылки "неблагонадежных" лиц, на которых не было достаточных оснований для предания их суду. Подобное право было предоставлено начальникам губернских жандармских управлений еще 1 сентября 1878г.

С 13 февраля 1883г. этот отдел был влит в структуру Департамента полиции как его 5-е делопроизводство.

В нормативном акте "Учреждение Министерства внутренних дел" 1892 г., например, четко определялась вся структура МВД: Епифанов А.Е., Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. - М.: Nota Bene, 2005. С.43.

1) Министр,

2) Товарищ министра,

3) Совет министра,

4) Главное управление почт и телеграфов,

5) Главное управление по делам печати, 6) Главное тюремное управление,

7) Департамент полиции, 8) Департамент хозяйственный,

9) Департамент духовных дел иностранных исповеданий,

10) Департамент медицинский,

11) Департамент общих дел министерства,

12) Земский отдел, 13) Канцелярия министра.

В связи с постоянным возрастанием работы 3-го делопроизводства на его основе в 1898г. был образован Особый отдел Департамента полиции (ООДП). В нем помимо непосредственной организации оперативно-розыскной работы в империи и за ее пределами - через институт Заграничной агентуры, - концентрировались материалы наблюдений за всеми общественными процессами, будь то оппозиционное политическое, студенческое или рабочее движения, или деятельность Всероссийского учительского союза, съезд фабричных врачей или Пироговское врачебное общество, Союз земств и городов, Общество женской взаимопомощи, издание энциклопедического словаря Павленкова, или иные проявления гражданских инициатив, возникавших без "высочайшего соизволения".

С образованием в России политических партий его подразделяют на два самостоятельных подразделения: первый отдел (сбор сведений о деятельности партий) и второй отдел (сбор сведений, касающихся общественных организаций).

Заключение

С 1802 г. Министерство дел внутренних России сосредоточило в своих руках все нити внутреннего управления страной. МВД через подчиненных ему губернаторов осуществляло административно-политический контроль за населением и территорией всей Российской империи, охраняло общественный порядок и безопасность, боролось с преступностью. Но этим задачи министерства не ограничивались, оно должно было заботиться о промышленности (за исключением горной и военной), о торговле, принимать меры по предотвращению недостатка продовольствия и контролировать цены на него, контролировать строительство и архитектуру, исправность дорог, санитарную безопасность, медицину и ветеринарию, благоустройство городов, заботиться о развитии "добрых нравов".

Ясно, что столь многочисленные и многообразные обязанности по мере развития экономики, увеличения численности населения, роста городов, и усложнения общественной жизни делали МВД чрезмерно громоздким и трудноуправляемым ведомством. Поэтому МВД постепенно освобождалось от многочисленных побочных обязанностей.

МВД представляло собой главное "силовое" ведомство, осуществлявшее необходимое государственное принуждение, без которого невозможно обеспечение исполнения законов и законных предписаний органов власти.

Но и освободившись от ряда побочных функций, МВД сохраняло свою роль как одного из важнейших органов в государственном механизме, по существу главного рычага внутреннего управления в царской России. МВД принимало деятельное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 г. В аппарате МВД и под руководством министра внутренних дел подготавливались законопроекты о земской и городской реформах 1864--1870 гг. По инициативе министров внутренних дел П.А. Валуева и М.Т. Лорис-Меликова в 60--80-е годы XIX века разрабатывались проекты конституционных реформ, правда, не получивших в силу разных причин своего воплощения в жизнь.

Литература

1. Борисова А.В. Полиция России накануне реформ 60-х годов 19 века // Полиция и милиция России: страницы истории. - М., 1995.

2. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. -Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1999.

3. Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства.- Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001.

4. Епифанов А.Е., Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. - М.: Nota Bene, 2005.

5. Иванова Е.А. Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII- началоXX века).- Краснодар, 2003.

6. История становления органов внутренних дел России: взгляд из ХХI века: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. Л. А. Вишняковой. - Барнаул: 2001.

7. Курицин В.М. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие - М.: Издательство "ЩИТ-М", 1998 .

8. МВД России. Энциклопедия.- М., 2002.

9. Министерство внутренних дел. 1802-2002. Исторический очерк. - М.: Объединенная редакция МВД РФ, 2004.

10. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. - М., 1996.

11. Развитие полицейских органов Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ века. Учебное пособие / Заводюк С.Ю. - Саратов: СЮИ МВД России, 2004.

Подобные документы

    Образование Министерства внутренних дел. Его вклад в обеспечение внутренней безопасности России, организацию борьбы с преступностью и охраны правопорядка. Создание и деятельность Министерства полиции России. Структура и задачи МВД и внутренней стражи.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2010

    Основные этапы в истории правоохранительной деятельности России. Создание Министерства полиции в 1810-1811 гг.: функции и организационная структура. Необходимость новой реформы Сперанского. Основные направления деятельности Министерства полиции.

    контрольная работа , добавлен 06.09.2014

    Создание Министерства полиции в 1810-1811 гг.: функции и организационная структура. Необходимость новой реформы Сперанского. Основные направления деятельности Министерства полиции. Основные этапы в истории правоохранительной деятельности России.

    реферат , добавлен 04.11.2015

    Причины реформ государственного аппарата Российской империи. Образование, структура и полномочия министерства внутренних дел в первой половине XIX века. Взаимодействие органов полиции и министерства внутренних дел. Реформирование местных органов полиции.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2012

    Предпосылки возникновения МВД Российской Империи. Этапы реформирования МВД России в XIX – первой половине ХХ века. Структура и функциональные особенности Министерства внутренних дел, определение его компетенции, прав и обязанностей, значение в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2012

    Создание, структура и основные направления деятельности Министерства внутренних дел России. Законодательное закрепление оснований организации и функционирования органов внутренних дел. Новый этап в истории органов внутренних дел – образование полиции.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Линейные службы Министерства внутренних дел. Подразделения Министерства внутренних дел Турции. Основные проблемы внутренней политики Турции. Обязанности полиции. Сфера ответственности жандармерии. Береговая охрана Турции. Главное управление охраны.

    презентация , добавлен 18.12.2014

    Исторический аспект становления и развития Министерства внутренних дел России. Задачи, полномочия и функции Министерства внутренних дел РФ. Анализ организации органов внутренних дел, действующих на территориях субъектов РФ и в муниципальных образованиях.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Органы исполнительной власти. История создания Министерства внутренних дел (МВД). Реформа МВД в 2011 году. Модернизация страны и системы государственного управления. Современная структура МВД России. Положения Федерального закона № 3-ФЗ "О полиции".

    реферат , добавлен 11.04.2015

    Система, структура, задачи и полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации. Организация деятельности МВД России. Задачи, функции и структура главных управлений по федеральным округам и органам внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Контрольная работа

по дисциплине История органов внутренних дел

Тема Образование и деятельность МВД, Министерства полиции


Введение

Вопрос 1. Образование Министерства внутренних дел

Вопрос 2. Создание и деятельность Министерства полиции России. Внутренняя стража

Заключение

Литература


Введение

В первые десятилетия XIX века в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. В это время создается система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями, учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты Основные законы Российской Империи, ставшие по существу первой Конституцией России.

Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование новых органов центрального управления министерств. В число которых входило Министерство внутренних дел.

Министр внутренних дел был обязан заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи, что определило сосредоточение в МВД помимо руководства полицией исполнение большого объема внутренних функций государства.


Вопрос 1. Образование и деятельность Министерства внутренних дел

МВД ведет историю с 1802 – времени создания министерств как новых органов центрального управления. Предшественниками министерств были приказы, существовавшие с 16 в., и заменившие их в 18 в. Коллегии.

При Александре I был подготовлен проект реформы государственного аппарата, предусматривавший создание министерств и формирование новой (министерской) системы управления «по примеру большей части европейских государств». Однако это было заимствование лишь отдельных организационно-технических моментов, но не политических институтов, неприемлемых для абсолютной монархии. В систему государственных учреждений России министерства должны были войти «с властью весьма распространенной и без всякого другого отчета, кроме государей своих».

8 сентября 1802 года были образованы Комитет министров и 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, финансов, народного просвещения и внутренних дел (самое крупное и многофункциональное).

Министры лично отвечали за состояние дел в своих ведомствах, имели право законодательной инициативы. Ежегодно они должны были представлять отчеты о деятельности министерства императору и Сенату. Последний имел право отменить распоряжение министра, если оно не соответствовало действующему законодательству, но поскольку министры часто реализовывали устные распоряжения императора или получали от него одобрение своих действий, это право было формальным.

Первым министром внутренних дел был назначен В.П. Кочубей, крупнейший государственный деятель России 1- ой половины 19 в., один из инициаторов и авторов проекта создания министерств. Его товарищем (заместителем) стал член Негласного комитета, личный друг Александра I граф П.А. Строгонов. Канцелярию министра возглавил М.М. Сперанский, который, будучи ее начальником, «показал силу своего творческого ума, внес в действия министерства жизнь, одушевление, инициативу».

Министр внутренних дел, согласно Манифесту об учреждении министерств, должен был «пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи». Это выразилось в сосредоточении в МВД большого объема внутренних функций государства.

Министру Внутренних Дел подчинялись:

Мануфактур коллегия (кроме экспедиции заготовления и хранения вексельной и гербовой бумаги);

Медицинская коллегия;

Главная соляная контора;

Главное почтовое правление;

Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства, кроме дела камерального стола и печатания векселей;

Губернские правления и приказы общественного призрения, казенные палаты, по устройству и содержанию публичных зданий и по исчислению народонаселения.

К ведению Министерства внутренних дел Российской империи относились местные административно-полицейские учреждения, сословные органы дворянства и городских сословий.

Граф Кочубей личным циркуляром требовал, чтобы губернаторы сообщали в Министерство данные "для полного и коренного познания о положении каждой губернии в настоящее время, а затем продолжали постоянно уведомлять об изменениях в положении той или другой отрасли управления".

В губернские доклады входили сведения "о движении народонаселения, о податях и повинностях, об урожаях, о продовольственных магазинах, о фабрично-заводских и промышленных предприятиях, о государственном хозяйстве, о публичных зданиях, о нарушении общественного спокойствия" и т.д.

В 1803 г. был опубликован указ "О средствах к исправлению полиции в городах", который стал наряду с "Уставом благочиния" основным нормативным актом, определявшим устройство, функции, компетенцию городских полицейских учреждений.


Просмотров