Госнадзор за соблюдением требований гос стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Обработка результатов многократных измерений

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг; стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация осуществляется в целях :

· повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

· повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· обеспечения научно-технического прогресса;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

· рационального использования ресурсов;

· технической и информационной совместимости;

· сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

· взаимозаменяемости продукции.

Деятельность по стандартизации распространяется не только на продукцию и связанные с нею процессы, но также на работы и услуги. В условиях, когда на два последних объекта не устанавливаются обязательные требования, значение стандартов для них приобретает особую важность.

Результаты (национальные стандарты) применяются только в добровольном порядке.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами :

· добровольного применения стандартов;

· максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

· применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

· недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 Федерального закона «О техническом регулировании»;

· недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

· обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

К документам в области стандартизации , используемым на территории Российской Федерации, относятся:

· национальные стандарты;

· применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

· стандарты организаций.

Организацию всей работы по стандартизации в РФ согласно Закону осуществляет Национальный орган РФ по стандартизации. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации):

· утверждает национальные стандарты;

· принимает программу разработки национальных стандартов;

· организует экспертизу проектов национальных стандартов;

· обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально - технической базы и научно-техническому прогрессу;

· осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

· создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

· участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

· утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

· представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Следует отметить, что понятие национальной системы стандартизации воспроизводит в основном понятие государственной системы стандартизации, предусмотренное в Законе РФ "О стандартизации" Утратил силу в связи с введением в действие Закона "О техническом регулировании". и изданных на его основе государственных стандартах этой системы. Различие заключается в изменении правового статуса системы с государственного на добровольный.

В соответствии с принципом технического регулирования о применении единых правил установления требований к продукции, к связанным с нею процессам, к выполнению работ и оказанию услуг в Законе (ст. 16) определены правила разработки и утверждения национальных стандартов, аналогичные правилам, предусмотренным для разработки технических регламентов. Разумеется, указанные правила имеют свои особенности, вытекающие из различной правовой природы упомянутых документов.

Опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении его публичного обсуждения осуществляется в порядке, установленном Положением об опубликовании указанных документов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. №458 Российская газета. 2003. 10 авг. . Данное Постановление устанавливает также размер платы за опубликование упомянутых документов - 1000 руб. за один лист оригинала, напечатанный с одной стороны. Положение содержит перечень документов, представляемых разработчиком проекта национального стандарта в Госстандарт России для опубликования уведомлений, а также формы соответствующих уведомлений и сроки их опубликования.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки. В ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" Российская газета. 2001. 20 июля; Собрание законодательства РФ. 2003. №2. Ст. 169; №40. Ст. 3820. (далее - Закон о контроле) дано понятие государственного контроля (надзора) - проведение проверки выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов урегулирован главой 6 Федерального закона «О техническом регулировании». Статья 32 названного Закона определяет органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора)). Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (таким законодательным актом является Закон о контроле).

Государственные учреждения получают полномочия на проведение государственного контроля от государственных органов, которым они подведомственны.

Непосредственный контроль осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном Законом о контроле.

Основными принципами проведения государственного контроля в области технического регулирования являются:

Презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Соблюдение международных договоров Российской Федерации;

Открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

Установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

Проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

Соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

Периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

Учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

Возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

Признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

Устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;

Недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

Недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Постановлением Госстандарта России от 1 сентября 2003 г. №99 (зарегистрировано Минюстом РФ 12 ноября 2003 г. №5220) утвержден Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора (далее - Порядок) Российская газета. 2003. 10 сент. . В преамбуле Порядка указано, что он разработан в целях реализации Постановления Правительства РФ от 16 мая 2003 г. №287 Российская газета. 2003. 20 мая..

Статья 33 Федерального закона «О техническом регулировании» называет объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Такими объектами являются: продукция (осуществляется исключительно на стадии обращения), процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов. Предметом контроля является исключительно соблюдение данных требований. При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании».

Полномочия органов государственного контроля (надзора) установлены в ст. 34 Федерального закона «О техническом регулировании». Органы государственного контроля (надзора) вправе :

ь требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

ь осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

ь выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

ь принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;

ь приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

ь привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

ь принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

Органы государственного контроля (надзора) обязаны :

ь проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

ь соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

ь соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

ь принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

ь направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 Федерального закона «О техническом регулировании»;

ь осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органы государственного контроля (надзора) в течение месяца обязаны сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены (ст. 35 Федерального закона «О техническом регулировании»).

сертификация стандартизация контроль качество

Одной из важнейших составных частей любой системы управления является контроль и надзор за соблюдением определенных требований. В системе управления качеством продукции – это государственный надзор и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением технических регламентов и национальных стандартов, метрологического обеспечения и качества продукции. В общей системе управления качеством продукции в стране особое место занимает надзор и контроль за соблюдением требований всех категорий стандартов (ТР, ГОСТ Р, ТУ, ИСО, МЭК).

Надзор за соблюдением требований, указанных в стандартах, производится с помощью государственного надзора. Надзор за внедрением и соблюдением требований технических регламентов и стандартов осуществляется Госстандартом России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектами государственного надзора являются:

– нормативные документы по стандартизации и техническая документация;

– продукция, процессы и услуги (в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технологических регламентов и национальных стандартов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции);

– иные объекты в соответствии с действующим законодательством о государственном надзоре.

Основные задачи органов государственного надзора за соблюдением стандартов предусматривают:

– содействие предупреждению нарушений законов Российской Федерации, содержащих обязательные требования к объектам стандартизации и стандартов;

– проверку соблюдения обязательных требований государственных стандартов Российской Федерации при установлении соответствия отраслевых стандартов, технических условий, стандартов предприятий, стандартов научно-технических и инженерных обществ, технической документации, обязательным требованиям государственных стандартов России;

– контроль за своевременным включением мероприятий по внедрению стандартов в план развития народного хозяйства и в планы предприятий, организаций, а также за выполнение планов государственной и отраслевой стандартизации;

– надзор за внедрением стандартов и соблюдением их на стадиях проектирования, производства, испытаний, хранения, транспортирования, применения, реализации ми утилизации продукции;

– надзор за соответствием показателей качества проектируемой и выпускаемой продукции показателям, предусмотренным стандартами и т.д.

Органы государственного надзора Госстандарта России и другие государственные органы управления в соответствии с их компетенцией взаимодействуют с органами управления, общественными организациями потребителей, страховыми обществами (ассоциациями), правоохранительными органами, оказывают им содействие в выполнении возложенных на них задач.

Органы государственного надзора Госстандарта России и других государственных органов управления информируют органы управления и общественность о качестве продукции. Задания по проведению государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов включаются в годовые планы, утверждаемые Госстандартом России.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов проводится поэтапно:

1 этап – проверка наличия информации об утверждении стандарта, приказов по внедрению стандарта, плана организационно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стандарта;

2 этап – проверка выполнения плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. Если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;

3 этап – проверка обеспечения выпуска продукции по новому стандарту. На этом этапе проводят проверку соответствия стандарта конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку состояния измерительной техники, связанной с производством данной продукции.

О целях и сроках проверки ставят в известность руководство проверяемого предприятия.

По результатам проверки внедрения и соблюдения стандартов, состояния измерительной техники и качества выпускаемой продукции проверяющие составляют акт с соответствующими выводами и предположениями. Если выявлены нарушения требований стандартов, то органы государственного надзора дают указания об устранении этих недостатков; запрещают отгрузку потребителям продукции, показатели качества которой ниже требований стандартов; изымают из обращения не соответствующие требованиям меры и средства измерения.

За несвоевременное внедрение стандартов руководители предприятий и организаций или граждане, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, несут дисциплинарную ответственность или облагаются штрафами в соответствии с действующим законодательством о труде, а за поставку продукции, не соответствующей требованиям стандартов, некомплектной, в ненадлежащей таре и упаковке, с нарушением требований к маркировке, с конструктивными недостатками и другими дефектами, изготовитель (поставщик) несет ответственность, предусмотренную основами гражданского законодательства России. С 1 января 1997 г. предусмотрена уголовная ответственность за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Таким образом, только обязательное соблюдение стандартов может дать ожидаемый эффект от стандартизации, поэтому стандарты имеют силу закона.

Организация контроля за соблюдением требований стандартов на многих промышленных предприятиях разработаны, оформлены стандартами предприятий и действуют системы внедрения стандартов в производство и контроля за их соблюдением на всех стадиях (от начала проектирования изделия до выпуска готовой продукции). Это позволяет обеспечить стопроцентное внедрение государственных, отраслевых стандартов и технических условий на изделия, не нарушая их требований.

Службы стандартизации могут требовать от руководства проверяемого подразделения устранения недостатков, обнаруженных в ходе проверки, представления плана конкретных мероприятий и сроков их выполнения, направлять на рассмотрение руководства предприятия (объединения) материалы проверки и разработанные на их основе планы мероприятий, а также вопрос о наказании виновных.

Работники, осуществляющие проверку, руководствуются действующим на предприятии (объединении) государственными, отраслевыми стандартами и нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

Хорошая организация внедрения и контроля за соблюдением требований стандартов позволяет предприятиям повышать ресурс, надежность, долговечность изделий, выпускать продукцию высокого качества, экономить трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

10 Российские службы стандартизации

Одной из важнейших составных частей любой системы управления является контроль и надзор за соблюдением определенных требований. В системе управления качеством продукции - это roсударственный надзор и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением стандартов, метрологического обеспечения и качества продукции. В общей системе управления качеством продукции в стране особое место занимает надзор и контроль за соблюдением требований всех категорий стандартов (ТОСТ, ОСТ, ТУ, СТО, ИСО).

Надзор за соблюдением требований, указанных в стандартах, производится с IIOMOIgbIO государственного надзора. Надзор за внедрением и соблюдением стандартов осуществляет Госстандарт России, его территориальные, областные органы, а также городские лаборатории государственного надзора и соответствующие научно-исследовательские институты или организации в соответствии с их компетенцией от имени государства во всех отраслях народного хозяйства, на всей территории Российской Федерации. Госстандарт России не ограничен рамками отдельных отраслей народного хозяйства, отдельных видов продукции, что позволяет применять наиболее эффективную форму надзора - комплексные межотраслевые проверки, когда наряду с проверкой по внедрению и соблюдению технических требований стандартов о соответствии готовой продукции проводят такие же работы по сырью, материалам, комплексным изделиям, узлам, агрегатам и т.д. на предприятиях - изготовителях продукции. Анализ материалов комплексных проверок, охватывающий широкий круг предприятий-изготовителей, министерств, ведомств с различными формам и собственности, позволяет сделать выводы о качестве выпускаемой продукции и причинах обнаруженных недостатков.

Объектами государственного надзора являются:

Нормативные документы по стандартизации и техническая документация;

Продукция, процессы и услуги;

Иные объекты в соответствии с действующим законодательством о государственном надзоре.

Основные задачи органов государственного надзора за соблюдением стандартов предусматривают:



Содействие предупреждению нарушений законов Российской Федерации, содержащих обязательные требования к объектам стандартизации и стандартов;

Проверку соблюдения обязательных требований государственных стандартов Российской Федерации при установлении соответствия отраслевых стандартов, технических условий, стандартов предприятий, стандартов научно-технических и инженерных обществ, технической документации обязательным требованиям государственных стандартов России;

Контроль за своевременным включением мероприятий по внедрению стандартов в план развития народного хозяйства и в планы предприятий, организаций, а также за выполнением планов государственной и отраслевой стандартизации;

Надзор за внедрением стандартов и соблюдением их на стадиях проектирования, производства, испытаний, хранения, транспортирования, применения, реализации и утилизации продукции;

Надзор за соответствием показателей качества проектируемой и выпускаемой продукции показателям, предусмотренным стандартами;

Проверку своевременного прекращения действия устаревших и разработки новых стандартов и состояния информации о вновь вводимых и отмененных стандартах и о действующих отечественных и зарубежных стандартах;

Испытания продукции, в том числе сертификационные. Органы государственного надзора Госстандарта России и другие государственные органы управления в соответствии с их компетенцией взаимодействуют с органами управления, общественными организациями потребителей, страховыми обществами (ассоциациями), правоохранительными органами, оказывают им.содействие в выполнении возложенных на них задач. Взаимодействие осуществляется в целях совершенствования стандартов и технических условий, повышения качества продукции и эффективности производства, обеспечения безопасности жизни и здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды. Органы государственного надзора Госстандарта России и других государственных органов управления информируют органы управления и общественность о качестве продукции. Задания по проведению государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов включаются в годовые планы, утверждаемые Госстандартом России. Планы должны предусматривать комплексную проверку, т.е. проверку как основного предприятия по выпуску данного изделия, так и предприятий, изготовляющих и поставляющих для данного предприятия сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также проверку проектных, конструкторских и науч­но-исследовательских организаций, разрабатывающих конструк­цию изделия и технологию его изготовления.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов проводится поэтапно:

1-й этап - проверка наличия информации об утверждении стандарта, приказов по внедрению стандарта, плана организаци­онно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стандарта;

2-й этап - проверка выполнения плана организационно-тех­нических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. Если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;

3-й этап - проверка обеспечения выпуска продукции по но­вому стандарту. На этом этапепроводят проверку соответствия стандарта конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку соблюдения предприятием установленных стандартами программ и методик контрольных испытаний продукции, проверку состояния измерительной тех­ники, связанной с производством данной продукции.

О целях и сроках проверки ставят в известность руководство проверяемого предприятия.

По результатам проверки; внедрения и соблюдения стандар­тов, состояния измерительной техники и качества выпускаемой продукции проверяющие составляют акт с соответствующими выводами и предложениями. Если выявлены нарушения требований стандартов, то органы государственного надзора дают указания об устранении этих недостатков; запрещают отгрузку потребителям продукции, показатели качества которой ниже требований стандартов; изымают из обращения не соответствующие требованиям меры и средства измерения.

За несвоевременное внедрение стандартов руководители предприятий и организаций или граждане, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, несут дисциплинарную ответственность или облагаются штрафами в соответствии с действующим законодательством о труде, а за поставку продукции, не соответствующей требованиям стандартов, некомплектной, в ненадлежащей таре и упаковке, с нарушением требований к маркировке, с конструктивными недостатками и другими дефектами, изготовитель (поставщик) несет ответственность, предусмотренную основами гражданского законодательства России. С 1 января 1997 г. предусмотрена уголовная ответственность за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Таким образом, только обязательное соблюдение стандартов может дать ожидаемый эффект от стандартизации, поэтому стандарты имеют силу закона.

Организация контроля за соблюдением требований стандартов на многих промышленных предприятиях разработаны, оформлены стандартами предприятий и действуют системы внедрения стандартов в производство и контроля за их соблюдением на всех стадиях (от начала проектирования изделия до выпуска готовой продукции). Это позволяет обеспечить стопроцентное внедрение государственных, отраслевых стандартов и технических условий на изделия, не нарушая их требований.

За внедрение стандартов на предприятии и контроль за соблюдением его требований несут ответственность:

При разработке конструкторской документации на товарную продукцию, ее детали, узлы, агрегаты - главные конструкторы изделий;

При разработке технологической документации - начальники технологических бюро, отделов по проектированию оснастки и оборудования;

При изготовлении изделий - начальники соответствующих подразделений, главный инженер, главный технолог, главный металлург и другие главные специалисты предприятия.

На стадии разработки организационно-технических мероприятий отдел по стандартизации производит предварительный расчет экономической эффективности внедрения стандартов и согласовывает его со всеми службами, от которых зависит внедрение стандарта и контроль за соблюдением его требований.

Службы стандартизации могут требовать от руководства проверяемого подразделения устранения недостатков, обнаруженных в ходе проверки, представления плана конкретных мероприятий и сроков их выполнения, направлять на рассмотрение руководства предприятия (объединения) материалы проверки и разработанные на их основе планы мероприятий, а также ставить вопрос о наказании виновных.

Работники, осуществляющие проверку, руководствуются действующим на предприятии (объединении) государственными, отраслевыми стандартами и нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;

В органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;

В испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг.

Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, — комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии , противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

В современных условиях государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации.
Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов (далее — Госнадзор) являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:


1. Государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам.

2. Государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

3. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности.

4. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

5. Государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

Техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;

Системы управления качеством;

Работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

Обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

Правил обязательной сертификации;

Правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.

Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Госстандартом России с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

1. Госстандартом России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора.

2. Федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России (центры стандартизации, метрологии и сертификации).

3. Организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении) Госстандарта России и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации, являются:

1. Председатель Госстандарта России — главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

2. Заместитель председателя Госстандарта России и руководитель структурного подразделения, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля и надзора (заместители главного государственного инспектора Российской Федерации).

3. Руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации — главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации и их заместители, назначаемые и освобождаемые от должности председателем) Госстандарта России.

4. Работники указанного структурного подразделения Госстандарта России — государственные инспекторы.

5. Работники структурных подразделений центров стандартизации, метрологии и сертификации — государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации. Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или комиссия, им возглавляемая. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Госстандарт России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). К таким органам относятся, например:

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров;

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль;

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок. Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях :

Проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

Получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Государственные инспектора имеют право:

Доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного законодательством порядка;

Получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

Использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора;

Проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обязательным требованиям;

Получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов.

Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

Отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг;

Исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;

Проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;

Оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;

Проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.

Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов.

Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.

Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки). Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории.

Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требованиями на методы контроля и испытаний продукции. Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре). Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.

По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания.

В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одной из важнейших составных частей любой системы управления является контроль и надзор за соблюдением определенных требований. В системе управления качеством продукции – это государственный надзор и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением технических регламентов и национальных стандартов, метрологического обеспечения и качества продукции. В общей системе управления качеством продукции в стране особое место занимает надзор и контроль за соблюдением требований всех категорий стандартов (ТР, ГОСТ Р, ТУ, ИСО, МЭК).

Надзор за соблюдением требований, указанных в стандартах, производится с помощью государственного надзора. Надзор за внедрением и соблюдением требований технических регламентов и стандартов осуществляется Госстандартом России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектами государственного надзора являются:

– нормативные документы по стандартизации и техническая документация;

– продукция, процессы и услуги (в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технологических регламентов и национальных стандартов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции);

– иные объекты в соответствии с действующим законодательством о государственном надзоре.

Основные задачи органов государственного надзора за соблюдением стандартов предусматривают:

– содействие предупреждению нарушений законов Российской Федерации, содержащих обязательные требования к объектам стандартизации и стандартов;

– проверку соблюдения обязательных требований государственных стандартов Российской Федерации при установлении соответствия отраслевых стандартов, технических условий, стандартов предприятий, стандартов научно-технических и инженерных обществ, технической документации, обязательным требованиям государственных стандартов России;

– контроль за своевременным включением мероприятий по внедрению стандартов в план развития народного хозяйства и в планы предприятий, организаций, а также за выполнение планов государственной и отраслевой стандартизации;

– надзор за внедрением стандартов и соблюдением их на стадиях проектирования, производства, испытаний, хранения, транспортирования, применения, реализации ми утилизации продукции;

– надзор за соответствием показателей качества проектируемой и выпускаемой продукции показателям, предусмотренным стандартами и т.д.

Органы государственного надзора Госстандарта России и другие государственные органы управления в соответствии с их компетенцией взаимодействуют с органами управления, общественными организациями потребителей, страховыми обществами (ассоциациями), правоохранительными органами, оказывают им содействие в выполнении возложенных на них задач.

Органы государственного надзора Госстандарта России и других государственных органов управления информируют органы управления и общественность о качестве продукции. Задания по проведению государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов включаются в годовые планы, утверждаемые Госстандартом России.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов проводится поэтапно:

1 этап – проверка наличия информации об утверждении стандарта, приказов по внедрению стандарта, плана организационно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стандарта;

2 этап – проверка выполнения плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. Если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;

3 этап – проверка обеспечения выпуска продукции по новому стандарту. На этом этапе проводят проверку соответствия стандарта конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку состояния измерительной техники, связанной с производством данной продукции.

О целях и сроках проверки ставят в известность руководство проверяемого предприятия.

По результатам проверки внедрения и соблюдения стандартов, состояния измерительной техники и качества выпускаемой продукции проверяющие составляют акт с соответствующими выводами и предположениями. Если выявлены нарушения требований стандартов, то органы государственного надзора дают указания об устранении этих недостатков; запрещают отгрузку потребителям продукции, показатели качества которой ниже требований стандартов; изымают из обращения не соответствующие требованиям меры и средства измерения.

За несвоевременное внедрение стандартов руководители предприятий и организаций или граждане, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, несут дисциплинарную ответственность или облагаются штрафами в соответствии с действующим законодательством о труде, а за поставку продукции, не соответствующей требованиям стандартов, некомплектной, в ненадлежащей таре и упаковке, с нарушением требований к маркировке, с конструктивными недостатками и другими дефектами, изготовитель (поставщик) несет ответственность, предусмотренную основами гражданского законодательства России. С 1 января 1997 г. предусмотрена уголовная ответственность за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Таким образом, только обязательное соблюдение стандартов может дать ожидаемый эффект от стандартизации, поэтому стандарты имеют силу закона.

Организация контроля за соблюдением требований стандартов на многих промышленных предприятиях разработаны, оформлены стандартами предприятий и действуют системы внедрения стандартов в производство и контроля за их соблюдением на всех стадиях (от начала проектирования изделия до выпуска готовой продукции). Это позволяет обеспечить стопроцентное внедрение государственных, отраслевых стандартов и технических условий на изделия, не нарушая их требований.

Службы стандартизации могут требовать от руководства проверяемого подразделения устранения недостатков, обнаруженных в ходе проверки, представления плана конкретных мероприятий и сроков их выполнения, направлять на рассмотрение руководства предприятия (объединения) материалы проверки и разработанные на их основе планы мероприятий, а также вопрос о наказании виновных.

Работники, осуществляющие проверку, руководствуются действующим на предприятии (объединении) государственными, отраслевыми стандартами и нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

Хорошая организация внедрения и контроля за соблюдением требований стандартов позволяет предприятиям повышать ресурс, надежность, долговечность изделий, выпускать продукцию высокого качества, экономить трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

10 Российские службы стандартизации

Просмотров