Государство, право, личность: понятие, аспекты соотношения. Государство, право, личность: понятие, аспекты соотношения Соотношение государства, правовой системы и личности

При всех существующих подходах к проблеме правового государства можно выделить общую идею о правлении права. В своей основе данная конструкция соединяет два основных подхода из теории правопонимания - естественно-правовой и позитивистский (формально-юридический).

Таким способом достигается соединение моделей правового закона и правовой государственности. Правовое государство является в тоже время конкретной формой государства в единстве его элементов. Данная конструкция по своей сути исключает крайности, свойственные анархии и деспотизму, возможно также свойственные крайним формам разделения властей, например в суперпрезидентских республиках.

Верховная власть при этом не должна распределяться в определенном объеме между индивидами, она должна присваивать им определенный титул права. Он же и определяет праводееспособность лиц и границы их участия в правоотношениях различного типа. В данных правоотношениях как бы происходит эквивалентный обмен ценностями в соответствии с провозглашенными принципами законности и юридического верховенства основного закона.

Правовые отношения постепенно вытесняют из социальной деятельности все, что относится к не правовой сфере.

Модель правового государства включает в себя правовые формы и государственные учреждения. Любая идея государства находит свое выражение в государственном праве и государственном порядке.

Но не во всех государствах преобладает естественно-правовая концепция прав человека, например, в Германии и Австрии выстроена по Конституции позитивистская* модель.

Права человека, безусловно, ограничивают власть. Защиту этим правам придает сама же законодательная, особенно процессуальная форма, заключающая в себе идею правовой справедливости. Справедливость предполагает равенство, то же, что и равенство в правах. Правовая власть должна обеспечивать защиту прав и свобод личности.

Важным является положение Конституции о непосредственном действии прав и свобод человека, определяющих смысл законодательства и деятельности различных ветвей власти. Права и свободы обеспечиваются правосудием, процессуальное законодательство в этой сфере необходимо постоянно совершенствовать. Необходимо совершенствовать и другие конкретные механизмы защиты прав человека.

Для характеристики правового государства и всякого государственного устройства необходимо использовать понятие «правомерности».

В правомерно устроенном государстве предполагается надлежащее соответствие между правами и обязанностями граждан, личными или общественными. Нарушение между правами и обязанностями ведет к нарушению общественного равновесия, уничтожению взаимных связей, основанных на общем интересе и уничтожению совместной политической деятельности. Правовая политика должна обеспечивать свободу личности и уравнение всего общества перед законом.

В правовом государстве необходимо постоянное расширение социальной функции государства, закрепление социальных программ на уровне законодательства.

Социальные расходы в развитых странах составляют значительную долю расходных ассигнований бюджета. Но, несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает государство социальным, эта декларация остается юридической фикцией. Поэтому при отсутствии социальной государственности можно говорить и об отсутствии правового государства. Социальные права человека выступают содержанием современной формы права.

В правовом государстве частные интересы не подавляются, в противном случае общество не может выработать правильных целей, вариантов развития. Они преобразовываются в новые общественные союзы, которые являются основой гражданского общества и народного представительства.

Правовое государство только внешне связано с системой учреждений (институциональный аспект), являясь итогом солидарности и внутренней связи частных интересов. Складывающаяся горизонтально-вертикальная модель интеграции общественных интересов и отношений в государстве есть модель самоуправления. Государственная власть выступает уравновешивающей силой в обществе, внося в процесс конкуренции частных интересов элементы правопорядка.

Правовое государство проявляется на практике как постоянно изменяющаяся политическая форма, показывая постоянное движение общества к утверждению новых юридических начал.

Ограничение государства правом происходит постоянно в современных условиях. Государственная форма должна отвечать конкретным потребностям, выраженным в этих ограничениях. Государство и личность соответственно обладают правом на ограничение друг друга в их действиях, если они выходят за пределы очерченных верховной нормой рамок и правил. Здесь недопустимо тотальное подчинение государством личности или, наоборот, в противном случае нарушается соответствие между правами и обязанностями и теряется ценность декларируемой свободы.

Взаимная ответственность государства и личности в правовом государстве обеспечивается с помощью независимого положения суда.

Ограничение прав личности или государства одновременно предполагает разграничение их интересов, выраженных в отношениях или в юридических способах защиты нарушенного права, в способах его охраны.

Называя в числе основных признаков правового государства верховенство закона, реальность прав личности и необходимость взаимной ответственности государства и личности, необходимо указать на правовой характер данных установлений, исходя из различия права и закона. Соотношение между законом и правом во многом определяются критериями справедливости: «верховенство закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе». Реализация системы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина находит высшее выражение в деятельности конституционного правосудия, в осуществлении конституционного контроля в этой сфере.

Важно, что по Закону о Конституционном Суде граждане и их объединения имеют право подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение конституционных прав и свобод. Кроме того, допустима и процедура оспаривания закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Особое значение имеет и процедура конкретного контроля, которая осуществляется путем проверки конституционности законов по запросам других судов, что содействует защите конституционной законности. «Осуществление права запроса о соответствии применяемого закона Конституции ставит перед любым судом и проблему различения права и закона, т.е. выявления правовой сущности закона. В рамках концепции правового государства упор всегда делается именно на правовой характер закона, который по своему содержанию должен соответствовать основополагающим демократическим ценностям». Несомненно, что права человека являются основанием или содержанием правового пространства.

Становление правовой формы государственности связано с формированием надлежащей судебной системы. Практическое значение при этом имеет обеспечение независимой судебной власти.

Одним из важных элементов построения данной системы является Конституционный Суд, который может стать действительно практическим инструментом разрешения правовых споров. И, следовательно, он может играть роль сдерживающего начала в конфликтах между ветвями власти, госорганами и гражданами по вопросам, связанным с конкретным нормоконтролем.

Но проблемы остаются, в том числе в связи с реализацией требований Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, особенно в области обеспечения справедливого публичного разбирательства в разумный срок независимым и беспристрастным судом.

К числу гарантий при ограничении прав человека относится отсылка к закону и в соответствии со ст. 56 Конституции РФ. Практическое значение при этом имеют также отсылки к нормам международного права, в соответствии с которыми ограничения прав человека могут вводиться лишь в целях общественной и государственной безопасности.

Конституционный Суд РФ является основным институтом защиты прав человека уже в силу того, что его решения по правовым вопросам являются окончательными, общеобязательными, действуют непосредственно и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

Закон о Конституционном Суде также предусматривает ответственность за неисполнение его решений. Защита прав человека любым государством является в настоящее время и международно-правовой обязанностью.

Важное значение в системе гарантий прав и свобод имеет деятельность парламентского Уполномоченного по правам человека. Несмотря на сложности в реализации международных стандартов по правам человека, в последнее время можно говорить и о позитивных моментах, особенно о становлении фундаментальной отрасли прав человека в рамках международного права. Индивид приобретает право требовать от государства исполнения взятых на себя международных обязательств.

Правовое государство является правовой формой деятельности публичной власти.

В качестве основы в Конституции РФ используется парадигма приоритета естественных (прирожденных и неотчуждаемых) прав человека. Перечень этих прав, указанных в Конституции, не является исчерпывающим. В соответствии с этим в Конституции провозглашается не просто приоритет прав и свобод человека, которые являются непосредственно действующими, но и устанавливается широкая система позитивных прав и их гарантий.

Важно также и то, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека по Конституции является обязанностью государства. Это положение является основой для совершенствования конституционной модели, так как обеспечивает ее стабильность и перспективы обновления.

Категория «личность» имеет для правоведения исходно-ключевое значение. Личность здесь рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоот-ношениях с государством, иными субъектами права. Сущность личности укоренена в ее теле, т.е. внешних физических формах организма человека, как материальном носителе личностного начала. Думать иначе - значит абсолютизировать сознание человека в качестве единственного носителя личностного начала.
Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений. Как видно, на современном этапе развития нашего общества необходимо, чтобы участниками общественной жизни были не люди-«винтики», а личности, субъекты, реали-зующие возможности, предусмотренные социальными нормами, в том числе юридическими.
Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, гарантированные возможности их реализации - одно из необходимых условий формирования демократического типа личности.
Очевидно, задача заключается в том, чтобы право, законы, по возможности, своевременно и адекватно отражали объективные тенденции развития общества, новые потребности и запросы личности. В этой связи представляются актуальными следующие слова: «Еще громадное количество несомненных интересов, чрез-вычайно важных для индивидуума, ждет своего формально-правового признания» .
В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, исключительно важная роль принадлежит государству. Известно, что в послереволюционный период в России государство трактовалось, как особая организация силы, организация насилия для подавления какого- либо класса.
Такое понимание государства было своеобразным фундаментом для формирования административно-командной системы - системы управления обществом. В этих условиях государство и соответствующая ему административно-командная система не были демократическими образованиями. Они не включали граждан в процессы своего функционирования. В названных структурных образованиях господствовала воля разнообразных «бюро»; в них не было самих механизмов реализации воли людей - граждан страны. Для административно-командной системы была полностью приемлемой «усредненная» личность, т.е. не отличающаяся инициативностью и вместе с тем исполнительная и послушная. Бюрократическая регламентация формирует у людей жизненный принцип социального иждивенчества, безынициативности, отрицательного отношения к творческим людям. Разумеется, причина такого внешнего пассивного приспособления к жизненным обстоятельствам лежит не только в авторитарных методах социального управления, но и в низком уровне политической, правовой культуры людей, в их нежелании брать на себя личную ответст-венность из-за страха перед возможными осложнениями.
Осуществляемое в настоящее время обновление общественных отношений в стране создает новую ситуацию и для государства, и для личности. В современной литературе государство нередко признается как форма и механизм взаимосвязей и взаимодействия множества людей. Утверждается также, что государство призвано выявить всеобщие интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих сограждан, представить и нормативно закрепить всеобщую волю, выражая ее в форме законов - обязательных правил поведения.
В настоящее время перед Российским государством объективно стоит задача не только закреплять в законах формальные правила поведения индивидов и организаций (нормы), но и обеспечить их практическую реализацию с использованием правовых средств. Имеется в виду создание стимулирующих условий для обязательного исполнения требований юридических норм всеми участниками государственного регулирования, поддержание посредством законности и правопорядка необходимого всем гражданам уровня свободы и безопасности.
Отказ от монопольного положения государственной собственности, признание равноправия различных форм собственности - эти и подобные им меры способствуют развитию инициативы людей, их социальной активности. Словом, происходящие в обществе изменения создают новые возможности для граждан, влияют на их ценностные ориентации, социальные установки, социальную активность. Как видно, в создавшихся условиях тре-буется внесение новых моментов в концепцию личности. Думается, это, во-первых, отказ от бывшей патерналистской модели отношений - государства и личности, согласно которой власть «отечески» заботится о благе каждого, что в действительности неизбежно оказывается государственным деспотизмом; и, во-вторых, смещение акцентов с адаптации человека к существующим социальным механизмам и регуляторам на создание необходимых условий для проявления индивидуальности личности, повышения ее активности в сфере труда, политических и правовых отношений.
Связь личности с государством отчетливо просматривается при анализе его признаков.
Во -первых, государственная публичная власть выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между личностью и обществом преимущественно носят государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.
Во-вторых, государство - это территориальное устройство общества. Соответственно этому действуют законодательные, исполнительные органы, административно-управленческий аппарат. Как видно, действие нормативных, правовых актов по кругу лиц связано в основном с территориальными пределами их действия. Акты федеральных органов распространяются, как правило, на всю территорию РФ. Соответственно, они действуют в отношении всех лиц, находящихся на этой территории. Представляется, что в рассматриваемом плане, достаточно отчетливо просматривается связь государства, права и личности.
В-третьих, государство отличается от других организаций (политических, религиозных и др.) тем, что издает законы и подзаконные акты, содержащие нормы права. Система юридических норм, являясь инструментом государства, прежде всего, служит организованности общества, при которой реализуется демократия, экономические возможности граждан и организаций, свобода личности. На основании нового российского законодательстве в стране проводятся референдумы, свободные выборы. Государство посредством права стремится согласовать интересы различных социальных групп, личности, общества, установить взаимную с личностью ответственность. Это проявляется прежде всего в установленных государством законодательных ограничениях своей активности по отношению к личности, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед личностью, объектом (ст. 136, 137, 138, 139, 141, 143, 144 УК РФ и др.). В свою очередь, свобода, личности, согласно действующему законодательству, регламентирована правом, интересами и правами других лиц.
В-четвертых, характерным признаком государства являются налоги, которые всегда были главным источником пополнения казны. Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые с граждан и юридических лиц. «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», - закрепляется в Конституции России 1993 г. (ст. 57).
В этой сфере оптимальное соотношение интересов государства и личности состоит в установлении таких налогов, чтобы, с одной стороны, не страдали интересы государства, а с другой, поддерживались интересы производителей материальных благ, людей, реализующих свои знания и способности в различных областях общественной жизни.
В-пятых, одним из важнейших признаков государства является суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Очевидно, верховенство в рамках страны «преломляет» интересы и государства, и личности. Имеется в виду способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, определять права и обязанности граждан, осуществлять юрисдикцию, т.е. деятельность по рассмотрению и разрешению различных социально-правовых конфликтов с учетом приоритета прав человека и гражданина. Для выполнения этой функции существует система процедур, призванных защитить права человека, обеспечить достоинство личности.
В целом, речь идет об особом характере взаимоотношений человека и государственной власти, при котором личность выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный партнер государства.
Нужно заметить: личность взаимодействует с государством именно через право. Законы, другие нормативно-правовые акты определяют ее юридическое состояние, права, обязанности, ответ-ственность. Право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов.
Право, следовательно, необходимая предпосылка осуществления свободы личности в условиях правопорядка в обществе. При тоталитарном режиме преобладает не право, а практическая (нередко политическая) целесообразность, практикуются закрытые формы судебного разбирательства. Существенным фактом права является его способность обеспечить от произвола и рядового гражданина, и представителей «правящей государственной элиты». Более конкретно связь права и личности рассматривается посредством использования понятий «правоспособность», «дее-способность», «деликтоспособность», «правовой статус». Они отражают существенные свойства, связи и отношения личности и правовой системы. Раскрывать содержание названных выше понятий нет необходимости, поскольку этому уделено специальное внимание в главе, посвященной правоотношениям.
Следовательно, права человека - права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек. Предпосылка возникновения прав человека - объективная потребность в обеспечении общих для всех людей условий существования (право на жизнь, право на пищу, на свободу передвижения, право на создание семьи и др.). Такие права имеют отношение к человеку как существу биологическому, отражают постоянство основополагающих качеств человеческого рода. Такие права существуют независимо от конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают внешним критерием оценки любого политического строя.
Такова характеристика прав человека. Что означают права гражданина? В юридической литературе общепризнано положение о том, что права гражданина - это такие права человека, которые находятся под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека превращает их в права гражданина. Следовательно, государственное признание прав человека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах конкретных стран придает им новое свойство. Они становятся правами гражданина.
Надо учитывать и то, что на территории любого государства находятся не только граждане этого государства, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Соответственно, права человека распространяются как на граждан данной страны, так и на иных лиц. С учетом этого надо также говорить о правах человека и правах гражданина.
Отмечу, что на международной арене все более непосредственно начинает выступать индивид. Нередко международные документы прямо адресуются отдельному человеку, закрепляя его неотъемлемые права и свободы. Индивид в ряде случаев может непосредственно защищать свои права перед международными органами. Это показатель международной правосубъектности чело-века.

Еще по теме 2. Личность, государство и право:

  1. 5.5. Государство, общество, личность. Государство и личность. Правовой статус личности. Основные права и обязанности личности
  2. 7.4. Государство, право, личность. Правовой статус личности
  3. Глава 7. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ЛИЧНОСТЬ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
  4. ГЛАВА 11. ГОСУДАРСТВО, ЛИЧНОСТЬ, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВО

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право -

Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин".

Человек - родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность - индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек и гражданин.

Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.

Основой правового статуса личности -является ее конституционный статус, где права, свободы и обяз-ти в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

В каждой отрасли права существуют свои особенные им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности".

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы.

В зависимости от характера государственного режима , существует два подхода к определению меры свободы личности в праве.

В обществах, где господствуют тоталитарные принципы правовой статус личности устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством.

В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности, правовой статус формируется исходя из принципа "разрешено все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель - граница запретов.

Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как :

1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранца;

3) правовой статус лица без гражданства.

Гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.

Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации.

Выделяют общие и специальные гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям относят: экономические (материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами); политические (установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством); идеологические (поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности).


К юридическим гарантиям относят: совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право.

129)Правовой статус личности:

Правовой статус личности - выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. Правовой статус личности находится во взаимодействии с фактическим положением людей, в их взаимоотношениях с государством и обществом.

Правовой статус личности - признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса личности.

структура правового статуса:

Права и обязанности;

Законные интересы;

Правосубъектность;

Гражданство;

Юридическая ответственность;

Правовые принципы

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.

Специальный статус - фиксирует особенности положения определенных категорий граждан, обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус -отражает конкретику отдельного лица и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Понятие правовой статус имеет собирательный характер , т.к. вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; дает возможность проводить сравнение статусов и открывает пути дальнейшего их совершенствования.

принципы

1. Закреплена сфера и характер прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Принцип не отчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их ему от рождения.

3. Равенство прав и свобод человека и гражданина.

4. Принцип единства прав и обязанностей граждан.

Свобода личности в праве. Природная сторона личности довольно устойчивая, а ее социальное, политическое и экономическое положение более динамично; по мере продвижения общества по пути прогресса изменяется и правовой статус личности. В праве личность понимается как активно действующий индивид, как субъект правовых отношений. «Для права личность - это человек во всех его ипостасях, и, прежде всего - как высшая ценность из всех ценностей естественных и социальных, как субъект права, коими являются и ребенок, даже находящийся в утробе матери, и умалишенный. Всякий человек для права - личность в широком, всеохватывающем ее понимании. Личность закрепляется правом, им регламентируется, защищается его авторитетом, всей его мощью » Дробязко, Козлов Общая теория права: Учебное пособие для вузов - Мн., Амалфея, 2005 . - 377 с.. Возможности и обязанности практически возникают у человека как результат сложного взаимодействия людей, личности и общества. Именно этим предопределены различия в правовом, материальном, социальном положении между людьми. Одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в исторических условиях менялись.

Если речь идет о свободе личности в праве, то под личностью мы понимаем здесь не любого человека, а уже осознавшего себя биологическим и социальным существом, то есть членом общества. « Действительная свобода предполагает ответственность человека перед обществом и коллективом. По мере расширения социальной свободы возрастает и ответственность человека за правильное пользование ею. Чувство высокой ответственности перед народом и государством за свои поступки и судьбы других людей должно характеризовать каждого члена общества как личность» А. А. Головко Человек. Личность. Гражданин Мн., Беларусь, 1982. -16 с..

Развитие человека определяется не действием биологических законов его природы, а оно связано с законами историческими, поведение человека подчинено социальным законам, а не биосоциальным. «Личность является продуктом определенного общества, отражает многообразие и специфику общественных отношений своей эпохи, характер экономических, политических и идеологических отношений в конкретной стране» А.М. Абрамович Правовой статус советского гражданина Мн., Наука и техника, 1988. - 12 с. . Личность занимает важное место в процессе правотворчества. «Личность - наиболее непосредственный объект воздействия права и, в конечном итоге, основная цель правового регулирования. От уровня её сознания, характера правовой активности зависит в значительной степени действенность, эффективность правовой программы» М.Ф. Орзих Личность и право М., Юридическая литература, 1975. - 10 с..

Разные учёные в различные периоды истории свободу понимали по-разному. Аристотель считал, что свобода - это равная возможность гражданина быть управляемым и править самому. Сторонники естественного права считали, что свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов, делать всё, что дозволено законами. Гегель утверждал, сто свобода - это познанная необходимость. Понятие «свобода» динамично. Свобода в праве - это не значит поступать так, как тебе хочется. «Свобода личности в праве - это сознательный выбор обусловленного, в конечном счете, объективными обстоятельствами варианта поведения в реализации определенного интереса, не противоречащего праву. Юридически она выражается в правовом статусе личности» Дробязко, Козлов Общая теория права: Учебное пособие для вузов Мн., Амалфея, 2005. - 377 с.. Свобода находит свое выражение в праве, в котором она обретает опредёленные формы. «Права и свободы - в целом идентичные понятия. Права и свободы - это возможности индивида пользоваться определёнными благами в политической, экономической, социальной, духовной сферах. Свободы - это те же права, но для которых (в отличие от непосредственно прав) характерна большая автономия личности, это та сфера человека, в которую государство, устанавливая её границы, не должно вмешиваться. Свобода - это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него» Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь Мн: Книжный дом Интерпрессервис, 2003. - 298 с.. Право служит мерилом существующей свободы, оно указывает границы должного и возможного. Право охраняет и защищает свободу. Нормы свободы выражаются государством в виде законов. Основной смысл юридической свободы - оградить индивида от внешнего произвола со стороны государства и сограждан. Без права свобода граждан могла бы остаться незащищённой. « Свобода как определённое социальное состояние общества, как познанная и освоенная необходимость находит своё наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные, осязаемые формы, принципы, институты» Дробязко, Козлов Общая теория права: Учебное пособие для вузов - Мн., Амалфея, 2005. --- 383 c..

Правовой статус личности. Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. « Непосредственно правовой статус личности исходит из свободы человека, являющейся предпосылкой реализации его природы, его сущности как величайшей ценности. Именно право, такое законодательство, которое олицетворяет общесоциальную политическую справедливость, призвано своими принципами определить юридическое состояние личности вообще в ценностном ракурсе и отдельного человека в конкретном обществе на соответствующем этапе его развития» Дробязко, Козлов Общая теория права: Учебное пособие для вузов - Мн., Амалфея, 2005. --- 383 c.. Основа правового статуса личности - ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности образуют единый комплекс. В каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности. Правовой статус личности исходит из свободы человека, которая является предпосылкой реализации его природы. Личность в праве связана с действием законов природы, закономерностей общества, объективных законов самого права как общесоциального регулятора, его предписаниями. По мнению Канта, «человек свободен только тогда, когда он должен подчиняться не другому человеку, а закону». В праве личность свободна в русле сущности права, т. е. общесоциальной справедливости, формулируемой законами, выражающими волю народа. Общесоциальная справедливость может формироваться только политически, посредством государства. « Находясь в органической связи с такими социальными явлениями, как государство и власть, политика и право, справедливость и гуманность, законность и правопорядок, правовой статус личности отражает её наиболее существенные возможности, вид и меру долженствующего поведения в обществе» А.М. Абрамович Правовой статус советского гражданина Мн., Наука и техника, 1988. - 3 с. . По Дмитруку В.Н. в юридической литературе выделяются следующие характерные черты правового статуса гражданина:

  • · Выражение государственной воли;
  • · Стабильность (меняется только по воле законодателя);
  • · Составные элементы формируются и функционируют в виде правовых предписаний и обладают свойствами всеобщности. Дмитрук В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие- 2-ое издание, исправленное М., ООО Новое знание, 2005. - 109 с. Правовой статус личности закрепляет права и обязанности, которые не могут быть отторгнуты от субъектов права по воле отдельных лиц. Права и обязанности устанавливаются, изменяются и отторгаются только путем издания нормативных правовых актов.

В юридической литературе выделяются различные виды правового статуса. Так профессоры юридических наук Матузова и Малько различают: а) общий, или конституционный статус гражданина; б) специальный, или родовой, статус определённых категорий граждан; в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; е) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой; ж) профессиональные и должностные статусы (статусы депутата, министра, судьи, прокурора); з) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионов страны. Теория государства и права: курс лекций- издание 2-ое, переработанное и дополненное; под ред Матузова, Малько М., Юристъ, 2001. - 267с. Выделяется довольно большое количество видов правового статуса, но сейчас наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус - статус физического лица как гражданина государства, члена общества. Он закреплён Конституцией и не зависит от различных обстоятельств. Общий правовой статус личности реализуется в правоотношениях, которые возникают между личностью и государством. В него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от характера правоотношений, в которые они вступают. Общий правовой статус - это базовый, исходный статус для всех остальных.

Специальный правовой статус - статус определённых категорий граждан, который обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. Сюда можно отнести статус учителей, пенсионеров, инвалидов.

Индивидуальный правовой статус - статус, который закрепляет конкретику отдельного лица. Этот статус представляет собой персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус динамичен, он меняется вместе с изменениями, происходящими в жизни человека.

Все правовые статусы связаны между собой и зависят друг от друга. Каждый субъект одновременно выступает в трёх рассмотренных выше статусах: гражданина (общий статус), он принадлежит к определённой группе (обладает специальным статусом), он же представляет собой отдельную личность (имеет индивидуальный статус). Все статусы не должны противоречить общему. Они должны соответствовать конституционному статусу как первичному, базовому.

  • 1. Гражданство
  • 2. Правосубъектность
  • 3. Права, свободы, обязанности граждан
  • 4. Гарантии политические, социально-экономические, нравственные как условие и средство реализации прав, свобод, обязанностей граждан. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.,1997. с.28-38

Понятие «статус» используется для определения роли и места субъекта в системе правовых отношений, которые существуют в обществе и государстве. Основу правового положения личности составляют её права, свободы, законные интересы и обязанности. В настоящее время выделяют принципы правового статуса человека и гражданина:

  • 1. Свобода личности - самостоятельность её поведения, выбора поступков и действий, положение в системе отношений с другими людьми, обществом, государством.
  • 2. Принадлежность человеку определённых прав и свобод по рождению и их неотчуждаемость. К основным правам относят все права, необходимые для жизнедеятельности человека.
  • 3. Соответствие статуса личности согласно национальному законодательству международным стандартам.
  • 4. Сочетание интересов личности, общества, государства.
  • 5. Принцип всеобщности - закрепление в конституции и законах прав, относящихся не только к отдельному лицу и гражданину, но и ко всем гражданам.
  • 6. Принцип юридического равенства
  • 7. Гарантированность конституционного статуса личности: материальная, социальная, духовная, юридическая.

Государство и личность, их взаимоотношения и связи, длящиеся в течение всей жизни человека, а также после его смерти - это все волновало на протяжении многих веков историков, правоведов и философов. Взаимоотношения личности и государства во многом определяются характером взаимоотношений общества и личности. Государству принадлежит исключительно важная роль в государственно-организованном обществе и в системе факторов, определяющих положение человека. « Государство - это не только особым способом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство - это также внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство» Общая Теория Права: учебник; под ред. Марченко - М., Зерцало, 2000. - 311 с.. Если рассматривать личность в политическом плане, то личность - это существо, которое стремится к высшей форме организации, т. е. к государству с целью устроить свою жизнь согласно своим потребностям. С помощью права государство закрепляет свою деятельность, организацию, охраняет и гарантирует стабильность общественных отношений. Государство гарантирует гражданам право на активное участие во всей общественно-политической, хозяйственной и культурной жизни, защищает их права и достоинство. В наше время государство рассматривается как средство согласования интересов общества и личности, различных социальных групп. Сейчас наиболее полно исследуются связи личности с государством, прежде всего политико-правовые особенности их взаимоотношений. « Общественное положение личности находит конкретное выражение в совокупности экономических, политических, социальных, культурных и иных отношений, частично закрепляющихся в политико-правовом состоянии личности, выступающем юридической формой выражения ее взаимоотношений с государством, отражающихся в зависимости от особенностей политико-правовой связи с государством в ее правовом статусе» Комаров Общая Теория Права: учебник - М., 1997. - 136 с.. Правовой статус рассматривается как система гарантированных прав и обязанностей граждан.

Гражданство. По отношению к государству личность может являться гражданином, иностранцем или лицом без гражданства. Правовая принадлежность к конкретному государству выражается в институте гражданства. Гражданин активно влияет на осуществление государственной власти. Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством независимо от национальной принадлежности этого гражданина. Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определитель начал отношений между государством и личностью, это главное условие, которое необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием правосубъектности лица. Правовой статус гражданина является всеобъемлющим, гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности. Понятие гражданина используется для того, чтобы отличать гражданина государства от иностранного гражданина, т. к. у них разный объём правоспособности. В современном понимании гражданство - это взаимоответственность человека и государства. Наиболее полно определяется правовое положение гражданина совокупностью всех его прав, свобод и обязанностей. « Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией» Конституция Республики Беларусь1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Минск: Амалфея, 2005. . Гражданство характеризуют взаимные права и обязанности. Обязанности - установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения. Обязанности сопровождают права. Обязанности - способ обеспечения прав. В лице своих органов государство ответственно перед гражданами, оно обязуется действовать во благо общества, всемерно защищать права своих граждан как внутри страны, так и за ее пределами. Но и гражданин в свою очередь должен неукоснительно исполнять нормативные установления государства, не нарушать прав и взаимных интересов иных субъектов. Приобретение человеком качеств гражданина является важным условием, характеризующим его положение в обществе. Наличие гражданства обусловливает признание и осуществление взаимных прав и обязанностей человека и государства. С этим принципом связано установление законодательных ограничений государственной деятельности в отношении граждан, принятие правовых обязательств, которые предусматривали бы обеспечение прав, свобод и интересов личности. « Права граждан означают предоставленную им государством возможность избирать вид и меру своего поведения в сфере общественных отношений. Обязанности граждан заключаются в необходимости выполнять требования, которые предусмотрены в этой сфере правовыми нормами, установленными государством» А.М. Абрамович Правовой статус советского гражданина Мн., Наука и техника, 1988. - 5 с. . Все основные права и обязанности граждан реализуются через правоотношения. В процессе развития правоотношений возникают новые права и обязанности граждан.

Права и свободы человека и гражданина являются неотъемлемыми. Они являются неотъемлемыми, т. к. составляют составную часть личности, являются ее правовым достоянием.

Правовое положение личности в различных социально - экономических формациях

Вопрос о соотношении личности и прав человека возник в древности, когда античный мир стал осмысливать как проблемы прав человека, так и проблемы его бытия. Наиболее выдающиеся мыслители на протяжении всей истории цивилизации в познании права исходят из природы человека. В 5-4 веке до н.э. древнегреческие мыслители Ликофрон и Антифон утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель говорил, что существует «естественный закон», не зависящий от человеческих желаний. «Государство, по мнению Аристотеля и Цицерона, должны представлять свои законы или как выражение порядка мироздания, или божественного разума, или, наконец, вечной человеческой природы, разума, социальных ценностей и идеалов. Только в таком случае право можно трактовать как олицетворение справедливости и истины» Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 9 класса; под ред. Ю.А. Харина - Мн., Народная асвета, 2001. - 148 с. . Таким образом, мысль о том, что права человека неотчуждаемы и имеют в своей основе общечеловеческие ценности, не является для человечества совсем новой. Концепция индивидуальной свободы как ценности, не только духовной, но и социальной, в течении двух с половиной тысячелетий была предметом дискуссий среди философов, религиозных мыслителей.

Первобытному обществу было свойственно отсутствие политической организации и правовых норм. Власть в это время носила общественный характер, она исходила от рода и племени. Властные функции осуществляли имеющие права люди. «Интересы отдельной личности подавлялись интересами всего коллектива. В этом заключалась ограниченность родового строя. В трудных условиях борьбы за существование родоплеменная организация стала могучей силой, способной выдержать тяжёлую борьбу человека за выживание» Общая теория государства и права под общей ред. В.А. Кучинского: учебник - М., Издательство деловой и учебной литературы, 2006. - 37 с..

Первобытное общество регулировало свою жизнь с помощью табу (жестких запретов). Исполнение таких запретов не могло служить возвышению личности, её развитию. Интересы верховного вождя и его окружения совпадали с интересами всего общества, но постепенно появляется социальное неравенство, которое приводит к расхождению мнений управляющего и управляемых. «Стали складываться обычаи и традиции, которые люди выполняли потому, что «так поступают все», не задумываясь о том, хороши эти обычаи или плохи. Традиционная нравственность в первобытном обществе была патриархальной и определялась господством мужчины над женщиной и детьми, а также старших над младшими» Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 10 класса; под ред. Ю.А. Харина - Мн.,Народная асвета, 2002. - 49 с.. Первобытнообщинное общество характеризуется ещё не состоявшимся, незрелым человеком. Человек не осознавал себя оторванным от коллектива. В рабовладельческом и феодальном обществах вопрос о правах человека даже не рассматривался.

В эпоху рабовладения, основанного на беспощадной эксплуатации рабов, личностью мог являться только свободный человек, член соответствующего государства. Иным был статус раба. Рабовладельческое государство и общество приравнивали его к положению «говорящего орудия». Рабы зависели от своего хозяина, даже не имели права на жизнь, за малейшую провинность раб мог быть безнаказанно убит своим господином. «Платон видел в рабах « особую природу зверей». Рабы целиком и полностью зависели от своего хозяина и не обладали никакими правами. Им отказывали даже в праве на жизнь, семью и здоровье» Общая теория права: Учебник для юридических вузов; под ред. А.С. Пиголкина - 2-е изд. - М., МГТУ им. Баумана, 1997. - 133 с. . Феодальное государство было основано на разделении по сословиям и неравенстве их прав. Человек был полностью зависим от власти, он обязан был исполнять все приказы своего господина. Дальнейшее развитие феодального права существенно не изменило положения человека. Основу феодализма в это время составляли натуральное хозяйство, ремесленный способ производства. Собственность индивидов, их правовой статус, обязанности и права, как и раньше, обуславливались их сословным положением. Высшие сословия (духовенство, феодалы) пользовались большими привилегиями. За ними закреплялись права на монопольное владение землёй, они не выполняли повинностей. Феодалы имели свои представления о справедливости, которые были выгодны, прежде всего, им.

В буржуазном периоде начинают рассматриваться идеи о том, что каждый человек, не смотря на его социальное положение в обществе, его происхождение, является носителем равных, естественных прав, которые даны ему от рождения и не могут быть отобраны ни при каких обстоятельствах ни государством и ни кем иным. В буржуазном обществе зародилась теория естественного права, по которой « естественными правами человека являются право на жизнь, честь, достоинство, право на частную собственность. Неизменному, вечному, всегда справедливому - естественному праву должно соответствовать волеустановленное государством положительное право» Дробязко, Козлов Общая теория права: Учебное пособие для вузов. Мн., Амалфея, 2005. - 30 с. Человек может наиболее полно проявить себя, ему открываются новые горизонты для проявления его личности. Ему обеспечивается автономность и личная независимость.

Первым, кто попытался возродить идею естественного права, стал голландский юрист Гроций. Он выступал против феодального законодательства, которое противоречило природе человека. Он говорил о том, что «не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву» Гроций Г. О праве войны и мира, 1956. - 48 с.. Также последователем школы естественного права был Кант.

Он считал, что свобода личности есть первоначало права: « право - это совокупность условий, при которых свобода и произвол одного совместимы с произволом и свободой другого на основе всеобщего принципа свободы и равенства» Человек. Общество. Государство: Учебное пособие для 9 класса; под ред. Ю.А. Харина - Мн., Народная асвета, 2001. - 148 с.. Основной принцип рассматриваемого права - «вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога» Общая теория права: Учебник для юридических вузов; под ред. Лазарева - М., Юрист, 1996 . Естественное право означает право каждого человека отстаивать свою жизнь, свободу, имущество. Видным деятелем этого периода был французский просветитель Ж.-Ж. Руссо, который считал, что феодальный строй, который заковал свободного человека в многочисленные оковы, установил социальное неравенство и нарушил условия общественного договора, не имеет оснований и держится только на силе.

Большое значение на закрепление прав личности оказали буржуазные революции 18 века. В это время были приняты конституционные акты - Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.) и Декларация прав человека и гражданина во Франции. В этих правовых документах провозглашались равные для всех права и свободы граждан: « Все люди сотворены равными, и все они одарены некоторыми необходимыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Если какой- либо государственный строй нарушает эти права, народ имеет право изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа» Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты, Прогресс. 1993. - 25 с.. На основе Декларации прав человека и гражданина в 1791 году была разработана Французская Конституция. Она значительно расширяла права и свободы граждан. Целью государства объявлялось обеспечение естественных и необходимых прав человека - свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Личность стала иметь ряд новых прав: провозглашалось равное право всех участвовать в законотворчестве, право занимать любые общественные должности на местах и службах, право на свободное выражение мыслей и мнений. Особенностью этих документов стало разграничение прав на две категории - права человека, присущие ему от рождения и рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и не зависящие от государства, и права гражданина, которые устанавливаются государственной властью. « Любой человек признавался обладателем определённого минимума прав и свобод, не зависящих от государственной, национальной, религиозной и какой - либо иной принадлежности. Государство должно признавать естественные права в качестве высшей ценности и не посягать на них и не препятствовать их осуществлению, главным образом путем собственного невмешательства или ограничения своей активности в отношении каждой отдельной личности, ее автономии и свободы» Общая теория государства и права под общей ред. В.А. Кучинского: Учебник - М., Издательство деловой и учебной литературы 2006. - 201 с.. Буржуазия завоевала политическое господство в обществе, она смогла выразить свою волю в форме законов, внесла принцип уважения прав и свобод. Этот принцип получил всеобщее признание и был закреплен в ряде документов.

Защита обществом основных человеческих прав и свобод закреплена в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, в Международном пакте о социально - экономических и культурных правах.

Но без сомнения, одним из важнейших документов является Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Первая статья декларации провозглашает, что « все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах…» В преамбуле Всеобщей декларации говорится, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. « Декларация называет право человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на признание его правосубъектности, равенство перед законом и равную защиту законом, презумпцию невиновности, право человека на владение имуществом, на образование, свободу мысли, слова, религии, свободу убеждений и их свободное выражение » Общая теория права: Учебник для юридических вузов; под ред. А.С. Пиголкина - 2-е изд. - М., МГТУ им. Баумана, 1997. - 136 с. .

Страница 1 из 2

1. Понятие и классификация прав человека и гражданина

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории "человек", "личность", "гражданин".

Понятие "человек" характеризует его с биологической сто­роны, как представителя живого мира, обладающего опреде­ленными физиологическими свойствами.

Понятие "личность" характеризует человека с социальной стороны, как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обла­дает качествами личности, например, признан судом недееспо­собным вследствие психического заболевания).

Понятие "гражданин" характеризует человека с юридиче­ской стороны, как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека - это охраняемая законом мера возмож­ного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Это универсальная категория, которая представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки;

1) они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяю­щихся условий жизни общества;

2) складываются объективно и не зависят от государствен­ного признания;

3) принадлежат индивиду от рождения;

4) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, при­знаются как естественные (как воздух, земля, вода и т. п.);

5) являются непосредственно действующими;

6) признаются высшей социальной ценностью;

7) выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его существа;

8) представляют собой принципы и нормы взаимоотноше­ний между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

9) их признание, соблюдение и защита - обязанность го­сударства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование достаточно лишь факта его рож­дения, а для реализации остальных прав требуется, чтобы че­ловек обладал качествами гражданина, личности.

Права гражданина - это охраняемая законом мера юри­дически возможного поведения, направленная на удовлетворе­ние интересов не всякого человека, а лишь того, который нахо­дится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав человека права гражданина всегда выступа­ют как юридические категории (а не только как моральные или социальные). Они не могут существовать независимо от их го­сударственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности - право гражданина, которое выра­жает лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.

Права человека и гражданина - весьма сложные и много­образные явления, которые могут классифицироваться в зави­симости от следующих критериев:

1) в зависимости от содержания - на:

гражданские или личные (право на жизнь, на охрану дос­тоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

политические (право избирать и быть избранным во власт­ные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

экономические (право частной собственности, на предпри­нимательскую деятельность, труд, отдых и др.);

социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благо­приятную окружающую среду и др.);

культурные (право на образование, участие в культурной жизни, пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, тех­нического и других видов творчества и др.).

2) в зависимости от соподчиненности - на: основные (уча­ствовать в управлении обществом и государством) и дополни­тельные (избирательное право);

3) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству - на: права российских граждан, иностранных гра­ждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

4) в зависимости от степени распространения - на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от со­циального, служебного положения, пола, возраста лица, а так­
же других факторов, например, права потребителей, служа­щих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

5) в зависимости от характера субъектов - на: индивиду­альные (право на жизнь, труд и т. п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);

6) в зависимости от роли государства в их осуществле­нии - на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

7) в зависимости от особенностей личности, проявляющих­ся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедея­тельности, - на:

права в сфере личной безопасности и частной жизни;

права в области государственной и общественно-политиче­ской жизни;

права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод граждан их обычно подразделяют на три поколения.

Первое включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название "негативных", т. е. выра­жающих независимость личности от власти государства, обо­значающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное пра­во, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т. д.);

Второе поколение связано с социальными, экономически­ми и культурными правами, которые как таковые утвердились к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улуч­шение своего социально-экономического, культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные пра­ва иногда называют "позитивными", ибо их реализация, в отли­чие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т. с. его "позитивного вмешательства" в их осуществление, создание не­обходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, участие в культурной жизни общест­ва и т. п.);

Третье поколение - права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадле­жащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благопри­ятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права ста­ли возникать после Второй мировой войны на фоне освобожде­ния многих стран от колониальной зависимости, углубления эко­логических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязатель­ных норм.

2. Правовой статус личности

Правовой статус - это юридически закрепленное положе­ние субъекта в обществе. Он фиксирует фактический (социаль­ный) статус лица, его реальное положение в обществе. Право­вой статус есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномо­чий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные функции. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре последнего выделяют такие элементы, как:

1) права и обязанности;

2) законные интересы;

3) правосубъектность;

4) гражданство;

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы и т. п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивиду­альным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как "общее", "особенное" и "отдельное".

Общий - это статус лица как гражданина государства, за­крепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников вой­ны, бизнесменов, адвокатов и т. д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т. п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

3. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т. п.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право - социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право - волю;

3) если первичным элементом государства является госу­дарственный орган, то первичным элементом права - норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т. д.
Взаимодействие государства и права:

С одной стороны, воздействие государства на право со­стоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (право­применение);

С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, уста­навливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между го­сударством и правом:

1} когда государство стоит над правом, выступая опреде­ляющим фактором (характерно для антидемократических го­сударств);

2) когда право стоит над государством, выступая его огра­ничителем (характерно для правовых государств).

Просмотров