Как выработать командный голос. Упражнения для постановки голоса. Резонаторы. Чтобы сделать голос сильнее

Упражнение "колыбельная"

Представьте, что вы ук а чиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:

м-м- м- м-м-м...


Эту мелодию напевайте на всех гл асных. Добивайтесь мягкой атаки звука:

а-а-а- а- а-а-а...
о-о- о- о-о-о-о...
у-у -у- у-у-у-у...
э-э-э- э-э -э-э-э...


Запомните сост оя ние мышечной свободы в области глотки и о щу щение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта по мо гает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэ т ому нужно добиваться свободы мышц нижней че лю сти, и избегать положения, когда некоторые д ик торы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдав лен ным, не летящим.

Следует заметить, что нет е дин ого для всех раствора рта. Всё зависит от р еч евого аппарата и характера голоса каждого диктора. С те пень открывания рта определяется на иболее качественным звучанием и наиболее чётким и яс ны м произнесением звуков. Чтобы выработать умение расс ла блять нижнюю челюсть и снимать с ко ванность речевого аппарата необходимо выполнять упр аж нения, где используются тексты с частым пов то рением звука "а". Вот два из них:

Упражнение "хочу молока"

Представьте, что вы "бо ль ны". На стоне обращайтесь к маме:

Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!


Рот раскрываете хорошо, но не очень. В сё естественно. Челюсть опускается м я гко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на пр от яжном голосе. Поищите лёгк ое звучание на различных высотах:

Ахбольной яа йайаймолокамнемамадай


Голос не заниж ай те, не садитесь на горло. Также, не завышайте ег о, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пок а р азвивайте центр своего голоса, три- чет ыре тона.

Упражнение "диктовка"

Неторо пл иво, чётко диктуйте:

На ато м, на атом, на атом
В атаку идёт атак
ую щий класс.
Он ато
м, он атом, он атом
Заставил раб
от ать на нас.


Первый раз - по сл овам, чтоб "успели записать". Несите точный и н тонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже ди ктуйте по фразам, которую произносите бе з пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за с во бодой нижней челюсти. Спокойный посыл з ву ка при диктовке снимает зажатость в гло тке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, и ме ющие низкие голоса. Не посылайте голос д ал еко вперёд. Это вызовет напряжение голосового ап пар ата. Наоборот, вырабатывайте ощ у щение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это дост ига ется? Поставьте задачу привлечь к себе вн имание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "В ним ание, начинаю!" И голос зазвучит заз ывн о, спокойно, речь будет приковывать внимание слуша те лей. Ощущением сво бо ды гортани обеспечивается прав ил ьное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется пр и помощи упражнений на про изнесение звука "у", а также "а" и "о".

Упражнение "эхо"

Трижды произнесите: "Ау-у". Пе рвый раз - зовите. Второй раз - "ау" з в учит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Посл ед ите, что в это время происходит с м ыш цами губ и щёк, как звучит голос. При звучании гол ос а на эхо щёки и губы будут расслабле н ы, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уг ол ки губ и щёки становятся напряжён ны ми, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упр ажн ение, следите за напряжением и рас слаблением мышц губ и щёк.

Различные упраж не ния со звуком "у" помогут убрать пест ро ту звучания гласных, когда "а" вылетает из живота, "е" - из голо со вой щели, "и" - протискивается из сдав ле нного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в та кие места из которых их не как не в ыт ащишь.

Упражнение "гудок"

"Постановке голоса" по мо жет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:

уу уу уу…


А теперь, слив в одну линию все ше сть гласных, гудите:

уууОуууАу уу ЭуууИуууЫууу…


При этом старайтесь дер жа ть губы в положении "у". Это помогает д об иться единого качества других гласных.
Следите за качеством зву
чан ия и при активном произнесении отде л ьных слогов. Чтоб не был пестроты:

Уо! У а ! Уэ! Уи! Уы!..

Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" б уд то бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить зву ча ние поможет гласный "о". Т.к. при п р оизнесении этого звука губы имеют овальную фо рму и задерживают звук в губах. Для трени ро вки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" пр оч тите:


Не
по тропе,
а около к
ат илось "о"
и о ха ло.
"О" - оха ло,
"о" - о ка ло,
не по тр оп
е, а около!

Металлические звуки

Есть одна осо бе нность у гласных. Их можно пропеть. Иначе г ов оря, они имеют высоту, силу и продолжит ел ьность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести т иш е или громче, ниже или выше, дли нн ее или короче. Согласные дел ят ся на "шумные", те, которые состоят или из одн ого шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в кот орых голос преобладает над шумом. К сонорным отн осят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и вы со ту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой зв учан ия обладают и звонкие шумные согл ас ные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металли че скими".

Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины з вуч ания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г им еют высоту. Эта группа согласных в упражн ен иях "на металл", с которыми мы сейчас познаком им ся, использована быть не может, т ак как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не м ог ут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упраж не ниям "на металл", необходимо вспомнить о з вук овых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человече ск ому голосу "металлическое" звучание, кот ор ое напоминает колокол.


Первое упраж не ние начнем со звука А. Произнесем его сн ач ала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, оп ят ь приведем к тихому и соединим А со зв уком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, п ото м - расширение, снова тихое з ву чание и слияние У со звуком О. Графически это в ыгл ядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения испо ль зуются такие пары звуков:

Упражнение 1

АУ, ОУ , ЭУ - взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, О
Ы , УЫ - >>> - ЭЫ, ЫЫ
АИ,
О И, УИ - >>> - ЭИ, ЫИ
АО,
УО , ЭО - >>> - ЫО, ИО
АЭ, О
Э , УЭ - >>> - ЫЭ, ИЭ

Делая это уп ра жнение, необходимо добиться непрерывности звучания. По эт ому дыхание в середине строчки берется очень б ыст ро. Через некоторое время всю строчку сле ду ет проработать на едином дыхании. Упражнение делается н а о дной, удобной для голоса высоте.

Упражнение 2

АМ, ОМ , УМ - дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН,
О Н, УН - >>> - ЭН, ЫН, ИН
АЛ,
О Л, УЛ - >>> - ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР,
О Р, УР - >>> - ЭР, ЫР, ИР
АВ, О
В , УВ - >>> - ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ,
ОЗ , УЗ - >>> - ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ,
ОЖ , УЖ - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ

В таком же по ря дке это упражнение прорабатывается с м ягкими гласными и мягкими металлическими согласными.


Упражнение 3

ЯМЬ, Е М Ь, ЮМЬ - дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, Ё
Н Ь, ЮНЬ - >>> - ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, Ю
Л Ь - >>> - ЕЛЬ, ИЛЬ
и так далее.


После того, как эти упражне ни я помогут выработать мягкую подачу зв ук а и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно п ер ейти к новым упражнениям. Теперь первое уп ра жнение на металлическое звучание делае м не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в в ер хний и наоборот, по примеру то го , как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение де ла ем по следующей схеме:

Пер в ая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э - д
ых ание Ыу Иу
Вторая ст
роч ка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы - д
ых ание - Эы Иы
Третья строчка -
оп ять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи - дых
ан ие Эи Ыи и так далее

Переходы из н иж него резонатора в верхний и обратно чере ду йте и в двух других упражнениях на металлическое зву ча ние голоса. Если при перебрасывании от де льных звуков самым важным было попадание в ре зо наторы, то сейчас не забывайте и о мягкой п од аче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.

Следу ющ ее упражнение назовем "упражнением на м ета ллические ударения". Начнем с наиболее закры т ого звука У. Возьм ё м дыхание и, п ос тепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от гр ом кого постепенно снова к тихому. Так н а одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и м ета ллический согласный звук:


У, Ы, И, О, Э, А,
М, Н, Л, Р, В, З, Ж

Отработав упр аж нение и постоянно повторяя его, перейдем к уп ра жнению на длину металлического звука. На полном дых ан ии берем У, начиная с тихого звучания и все вр емя усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быт ь мягкий, плавный, ровный, без колебаний и тол чк ов, на одной высоте. Аналогично п ост упим со всеми остальными металлическими гл ас ными и согласными. Когда они правильно зазвучат, мо ж но упражняться в двух резо нат орах: грудном и головном.

Освоив ме тал лическое ударение и длину металлич е ского звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, кор отк им и округленным. Работа ведется по т ом у же принципу, как и в других упражнениях на металл, на у до бной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служ и т упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, ко торые вначале повышаются, а затем пониж аю тся на октаву. Поначалу уп ра жнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Да лее темп ускоряется и при быстр о м исполнении дыхания уже должно хватать на целую о кт аву.

Далее к металлическим гла с ным можно присоединить дикционные комбинации, начи н ая с легких и переходя к более трудным. Напри м ер: пра-пря, про-прё, пру-прю и та к далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так да лее. После длительных з ан ятий это упражнение должно звучать мягко, л е гко и плавно. Последним уп ра жнением может быть слияние гл ас ных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:

МА Н УЛОР - дыхание - ЭЖЫЗИВ

Сначала всю с т рочку проделать пиано, затем форте, потом согла сны е форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.

ФОТО Getty Images

Для начала – вдохновляющий пример известной американской актрисы Мэрил Стрип. На одном из телешоу ее попросили прочесть скучнейшие короткие тексты с разными интонациями. Актриса заставила рецепт звучать сексуально, дорожную сводку прочла от лица женщины, у которой начались роды, а статью из Википедии – голосом скучающего подростка.

Управление голосом

1. Быстро и плавно вдохните и тяните «а-а-а» на приемлемой для вас высоте , медленно и равномерно выталкивая воздух в течение 10 секунд. Прислушивайтесь к звучанию, следите, чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте упражнение по 5 минут два раза в день, увеличивая время по возможности без напряжения гортани до 20–30 секунд. Экономьте дыхание, оставляйте достаточный запас воздуха.

2. Тяните «а-а-а», но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте силу звука до пределов хорошей слышимости, а затем снижайте ее до полного замирания. Делайте так несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым и послушным.

3. Читайте громко вслух отрывки из художественных произведений. Следите за своим дыханием. Можете ли вы произносить фразы до конца? Хватает ли на это запаса воздуха? Занимайтесь чтением вслух до тех пор, пока не добьетесь достаточного напора воздушного потока при произнесении наиболее выразительных слов.

Удерживаем внимание

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего и может вызвать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время понять, что вы говорите. Слишком медленная и вялая речь, наоборот, приводит к потере внимания собеседника. Следующие два упражнения помогут скорректировать темп речи.

  1. Читайте вслух отрывки текста партнеру в различном темпе: максимально быстро, максимально медленно, средним темпом – варьируйте темп голоса от максимума до минимума. При этом партнер дает вам обратную связь: как воспринимается ваш голос в том или ином случае. Выберите наиболее удачные с точки зрения восприятия голосовые паттерны и по 10 минут в день читайте текст, варьируя темп. Запишите свою речь на диктофон и сверьте свое восприятие с восприятием партнера.
  2. Произносите речь или текст, варьируя расстановку и длину пауз. Ваш партнер оценивает эффект произносимой речи и помогает корректировать ее в соответствии с задачами, которые вы для себя определили.

Информация и интонация

  • Говорите в регистре от максимально высокого до максимально низкого. Партнер дает обратную связь и помогает выработать наиболее приятную высоту голоса.
  • Если у вас слишком высокий голос, ежедневно читайте вслух, расслабив мышцы гортани, пока не выработаете более низкий голос и использование его не станет для вас привычным.

Но самая главная речевая характеристика, объединяющая все голосовые особенности, – интонация. Именно она несет больше половины аудиальной информации. Произнесете вслух какую-нибудь фразу, например «Однажды в студеную зимнюю пору», и научитесь при помощи интонации передавать состояние любопытства, заинтересованности, равнодушия, умиротворенности, гнева, отвращения, тревоги. Используйте для самоконтроля диктофон или партнера. Учтите, что окончательность и непреложность суждения характеризуется быстрым повышением или понижением интонации. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.

пошаговое руководство по развитию лидерского, командного голоса

Ответь себе честно на следующи вопросы:

– обычно ты разговариваешь так тихо и невыразительно, что тебя постоянно переспрашивают о чем-то?

– ты стесняешься высказываться и выражать свое мнение?

– для того, чтобы тебя услышали, приходится несколько раз обращаться к человеку?

– тебя часто не замечают в разговоре и не принимают в расчет твое мнение?

– тебя не слышат на работе и не слушают дома?

Если хотя бы на один из пункты ты ответил утвердительно - самое время заняться своим голосом и навсегда изменить ситуацию!

"А у меня это получится?"

Если получилось у сотен людей, которые имели такие же или похожие проблемы с голосом - получится и у тебя. Именно для этого я и разработала тренинг для тех, кто хочет научится говорить уверенным, командным голосом - голосом лидера!

Почему голос имеет такое большое значение?

Действительно, к словам одних людей все всегда прислушиваются, а слова других воспринимаются как надоедливый шум?
 Едва слышный шепот из уст одного человека воспринимается как немедленная команда к действию , а кого-то не только на работе не слышат, дома собственные дети и не слышат и не слушаются.

Почему?

Согласно исследованиям, аудитория складывает свое впечатление о нас на 38% благодаря только звучанию голоса . Голос всегда рассказывает другим, кто ты такой, настоящую правду о тебе (хочешь ты этого или нет).

 Голос наглядно демонстрирует то, как ты проявляешь себя в окружающем мире, как выражаешь себя, как заявляешь о себе .

Как заявляет о себе миру уверенный, раскрепощенный человек, лидер ? - Громко, четко, внятно и понятно.

Лидера всегда можно выделить из толпы. Благодаря уверенности, чувству собственного достоинства, королевской осанке, властным жестам, открытому взгляду, и, конечно же, убедительному голосу . И услышав голос такого человека - невольно оборачиваешься. Хочется посмотреть, кто же его владелец? Человека с таким голосом не только приятно слушать, ему начинаешь добровольно подчиняться . 
Хороший голос , как и хорошая внешность, нравится окружающим.

то же делать, если природа наградила тебя серым, тусклым, невыразительным, а может и писклявым голосом?
 А при этом ты руководитель серьезного предприятия?

В таком случае поступаем так же, как и с телом - тренируемся. Ты сам найдешь из своей жизни множество примеров, когда человек, не имея от природы идеального тела, но благодаря упорным тренировкам, вылепил себе красивое, подтянутое и рельефное тело, которым хочется любоваться и любоваться. 

То есть в таком случае, мы начинаем тренировать свой голос . И да, голос поддается тренировкам. Он становится лучше, красивее, ниже, бархатистей. Ты начинаешь его контролировать , он тебе подчиняется , а не живет своей жизнью.

 Как правило, наш природный, то есть данный нам от рождения голос, звучит намного красивее того , каким мы привыкли общаться по жизни. Он свободнее, ниже, сочнее. И наша задача - с помощью специальных упражнений освободить его.

В своей практике я только пару раз сталкивалась с тем, когда у людей высокий и не особо привлекательный голос был связан с особенностями строения речевого аппарата. Например, голосовые связки были короткими, как у ребенка, из-за чего голос звучал пискляво. И даже в таких случаях удается добиться заметных результатов, поскольку избавившись от ненужных зажимов, человек моментально начинает "раскрываться" , его голос начинает "звучать".

Как радио- и телеведущая я постоянно работаю с голосом, и знаю, насколько важен хороший голос в нашей жизни , и как благодаря одному лишь голосу, можно влиять и убеждать . А как можно отпугнуть и вызвать неприятие. Ведь известно, что слушая речь другого человека, мы, с помощью микроскопических движений мышц голосового аппарата, повторяем все сказанное про себя. И если спикер говорит с надрывом, с зажимами - его напряжение передается аудитории, как следствие, на подсознательном уровне, слушатели стараются всячески избегать общения с таким оратором: не слушают, перебивают или даже срывают выступление.

К счастью, примеры многих людей показывают, что с голосом можно работать . И если к этому вопросу подойти со всей серьезностью и упорством - с твоим голосом произойдут чудесные метаморфозы.

Раскрывайся, удивляйт своим новым возможностям и звучи красиво!

С уважением, Наталия Махно, тренер по публичным выступлениям и развитию голоса.


Интернет-тренинг "Голос Руководителя за 21 день" разработан тренером по публичным выступлениям и развитию голоса Наталией Махно . Наталия, будучи не только тренером по публичным выступлениям и развитию голоса, а и радио-/телеведущей с 10-летним опытом , с успехом совместила свои личные наработки в этом курсе.


Мы настолько уверены в результате, что готовы вернуть вам твои деньги, если с твоим голосом не произойдет чудесных метаморфоз после прохождения тренинга.

Как проходят занятия?

Каждый день тебе будет приходить письмо с утренним, дневным и вечерним блок ом с упражнениями и аудио-пояснениями, примерами и демонстрацией правильного выполнения упражнений.

Для занятий понадобится диктофон (программа для записи голоса на ноутбуке или мобильном телефоне тоже подойдёт). Перед началом занятий ты записываешь свой голос на диктофон и присылаете нам. При необходимости мы дополняем курс специальными упражнениями именно для твоего голоса.

Курс состоит из трех модулей , после каждого модуля тебе нужно будет записать свой голос и прислать, как аудио-отчёт . Следующий модуль будет выслан только после получения нами твоего аудио-отчёта.

После прохождения курса мы также попросим тебя прислать нам запись твоего голоса, чтобы дать рекомендации по его дальнейшему развитию.

Есть ли гарантия на этот курс?

На мой курс предусмотрена 100% гарантия возврата денег. Это можно сделать в течении 14 дней после окончания курса.

Если ты выполнишь все упражнения и задания тренинга (не выбирая, что, на твой взгляд, более действенно, а что менее, а методично и ответственно выполяняя упражнения и задания каждого дня); если вышлешь все контрольные аудио-записи со своим голосом по итогам прохождения каждого блока в тренинге, но результатов так и не получишь - то есть твой голос останется таким, как и был до прохождения курса - просто сообщи мне об этом. Я верну тебе твои деньги.
Без лишних слов и объяснений.

Автор курса:

Наталия Махно

Основатель и тренер Тренингового Центра МегаОратор

Теле- и радиоведущая с 10-летним опытом

Преподаватель телерадиошколы

Психолог

Автор обучающих тренингов по публичным выступлениям и развитию голоса: "Сексуальный Голос за 21 день", "Голос Руководителя за 21 день", "МегаОратор: секреты успешных публичных выступлений и развития голоса", "Учимся говорить убедительно. Секреты успешных публичных выступлений", "Преодолеваем барьеры в общении. Как стать душой компании", "Учимся владеть голосом. Дикция и харизматичность", "Научись владеть своим голосом: сексуальный, дружеский, командный".

(Артем Алсуфьев, Россия)


Пример Голоса после прохождения тренинга "Голос Руководителя за 21 день".
Дарья Трошкина, г. Москва

Этот тренинг для тебя!

Прими решение управлять, командовать и добиваться целей с помощью голоса лидера и оформляй свое участие в тренинге

Прямо сейчас!

Стоимость участия в этом тренинге:

200 $ (11900 рублей /5300 UAH).

Голос - природный дар, данный нам с рождения. С его помощью мы общаемся с другими, доносим до окружающих нужную информацию и заявляем о своих потребностях. Для успешного общения важно, чтобы этот "инструмент" служил нам верой и правдой. Роль речевого общения нельзя недооценивать: от правильности, красоты, убедительности речи зависит впечатление, производимое на собеседника, и наш имидж в целом.

Таким образом, правильно поставленный голос необходим не только певцам, актерам и дикторам телевидения. Политик, произносящий речь перед избирателями, бизнесмен, ведущий деловые переговоры, учитель или лектор, подолгу выступающий перед многочисленной аудиторией, - все они нуждаются в сильном, убедительном, хорошо поставленном голосе. Красивый, приятный для слуха голос нужен нам, чтобы произвести впечатление при устройстве на работу или просто понравиться кому-либо.

Многие ли из нас довольны своим голосом? Увы, таких единицы. От природы выдающиеся голосовые данные имеют очень немногие, большинству же приходится бороться с разнообразными недостатками собственной речи: шепелявостью, картавостью, слабым и тонким голосом, резким неприятным тембром и т. д.

Как разработать голос? Речь идет, прежде всего, о дикции. Под этим понятием подразумевают умение четко и безошибочно произносить звуки с правильной артикуляцией. Наш - механизм, посредством которого мы издаем звуки. Его нарушения (врожденные или из-за перенесенных заболеваний и травм) приводят к низкому качеству дикции.

Одна из основных причин плохой дикции - недостаточная подвижность нижней челюсти и невозможность открывать рот на нужную ширину, при этом слова звучат "скомканно" и глухо. Для борьбы с этим недостатком требуются серьезные меры. В основном решение вопроса "Как разработать голос?" сводится к комплексу упражнений по улучшению функции речевого аппарата. Этим можно заниматься на специальных курсах или дома самостоятельно. Очень важны при таких занятиях систематичность, настойчивость и тщательное выполнение всех упражнений.

Сила голоса зависит, в первую очередь, от правильности речевого дыхания. Для его тренировки примите удобную позу (стоя, сидя или лежа), одну руку положите на живот, другую - на грудную клетку сбоку и производите глубокие вдохи через нос с последующими плавными выдохами (руки контролируют подъем-опускание грудной клетки и живота). Другое упражнение - коротко вдохнуть носом, затем на пару секунд задержать в легких воздух, плавно выдохнуть ртом.

Или: коротко вдохнув, на плавном выдохе произносить (а, о, у, и) и их разнообразные сочетания. Можно на одном выдохе считать (вначале до 3-5, постепенно увеличивая до 10 и более), а также производить обратный отсчет. "На одном дыхании" можно произносить всевозможные скороговорки, которые сами по себе являются прекрасным средством улучшения речи.

Как разработать голос, используя и установки? Ведь не секрет, что на оказывает влияние наше душевное состояние и внутренний настрой. Индийские йоги с помощью специальных практик владеют искусством управления голосом, могут делать его тембр глубоким и насыщенным. Вот некоторые несложные упражнения:

Стоя перед зеркалом, выдохнуть, вдохнуть, затем тянуть как можно дольше гласные "и", "э", "а", "о", "у" (именно в такой последовательности). Поочередное произнесение их активизирует систему кровообращения области шеи и горла, грудной клетки, сердца, живота.

Упражнение "Тарзан" не только развивает голос, но и предупреждает и инфаркты. Стоя прямо, выдохните, глубоко вдохните, затем бейте себя по грудной клетке кулаками, одновременно как можно громче крича поочередно все гласные. Это заряжает энергией и очищает бронхи от слизи.

Как разработать голос при помощи упражнений на развитие артикуляции (т. е. непосредственно подвижность нижней челюсти, следует пытаться опускать ее, добиваясь промежутка между зубами шириной в два пальца. Нужно с раскрытым ртом тянуть гласные звуки и их сочетания; проговаривать пословицы и поговорки с большим количеством гласных, читать стихи.

Для развития подвижности губ следует растягивать их в улыбке без обнажения зубов, затем обнажая зубы, вытягивать трубочкой, округлять. Во всех этих положениях нужно пытаться произнести гласные звуки, а также согласные при плотно сомкнутых губах. При чтении стихов, пословиц, поговорок следует следить в зеркале за правильной артикуляцией.

Для улучшения подвижности языка следует высунуть его и двигать вверх-вниз, в стороны, по кругу, "очищать" языком зубы изнутри и снаружи, делать узким, широким и "чашечкой".

Занятия должны проводиться каждый день по 10-15 минут, причем важно добиваться правильного выполнения каждого упражнения.

Чеканить слова как сержант из американского боевика – мечта всех не слишком уверенных в себе мужчин.

Но если излучать уверенность в себе дано не каждому, то выработать стальные нотки командирского крика не так уж сложно.

Учись у леди

Для начала освой что-нибудь несложное. Например, воспользуйся методом Маргарет Тэтчер, которая в середине 1970-х безуспешно пыталась «выковать» себе командирский голос. Ей не помогали ни тренинги с лучшими ораторами, ни уроки сценической речи от ведущих театральных актеров Англии.

Помощь пришла от одного логопеда, который посоветовал будущему британскому премьеру просто понижать тембр голоса к концу фразы. В итоге «Железной леди» удалось стать не только командиром на родине, но и перекричать Рейгана вместе с маразматиками из советского Политбюро.

Стих в помощь

Следующий урок можно взять у древнего грека Демосфена, который, как известно, перед тем как стать непревзойденным оратором, был картавым и косноязычным. Научить свой голос «рокотать» по-командирски ему помогли два упражнения.

О первом из них знает каждый школьник: Демосфен выходил на берег моря во время шторма и пытался перекричать рокот прибоя. Когда ему это наскучило, он придумал другую уловку – поднимаясь пешком по лестнице храма или по тропинке на высокий холм, он громко и с выражением читал стихи любимых поэтов. Так, кстати, он и «дыхалку» подтянул.

Последний вздох

Если со стихами у тебя не сложилось, попробуй выработать у себя «голос йогов». Как известно, голоса у этих индийских суперменов удивительно чистые, зычные и слышимые на огромных расстояниях. А все из-за того, что в их гимнастике есть специальное упражнение и для этого.

Итак, сделай максимально сильный вдох через ноздри, стараясь вдыхать как можно дольше. Теперь на несколько секунд задержи дыхание и выдохни «одним толчком» через широко раскрытый рот. Делать это упражнение нужно 7-8 раз в день – и через пару месяцев от твоего голоса оторопеет даже гаишник.

Равнение на живот

И наконец, самое главное, что ты должен усвоить: «командир» если говорит, то не легкими, а диафрагмой. То есть голос у него рождается как бы в животе. Так что делай то же самое.

И параллельно выполняй следующее упражнение: 7-10 минут в день громко читай какой-нибудь текст, но без согласных. Так, фраза «Ты у меня, салага, научишься тумбочку убирать!» будет у тебя звучать как «ы-у-е-я-а-а-а-а-у-и-я-у-о-у-у-и-а». Затем прочитай тот же текст, четко выговаривая согласные. Научишься – и звонкий, вибрирующий голос тебе обеспечен.

Просмотров