Совершенствование урока посредством использования современной педагогической техники "конструктор". Конструктор урока по фгос учебно-методический материал на тему «толстый и тонкий вопрос »
Конструктор урока по системе ФГОС
ШМО учителей историко-филологического цикла МБОУ «Специализированная школа №1»
2016-2017 у.г.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img1.jpg)
Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода
1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
3 . Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
4 . Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img2.jpg)
Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Учитель должен научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img3.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img4.jpg)
Приём “Фантастическая добавка”
Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.
Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img5.jpg)
Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Русский язык. Известно, что существительные изменяются по падежам и имеют окончания.
Как же быть со словом кино ?
Ученик написал в тетради, что раненый лежал в палате.
Прием “Нестандартный вход в урок”
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img6.jpg)
Верите ли вы, что… (создает проблемную ситуацию на уроке)
- Что у всех этих слов одинаковый корень?
2) Что все эти слова являются однокоренными?
3) Все эти слова –формы одного и того же слова?
После этого формулировать тему и цели урока.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img7.jpg)
Приём “Отсроченная отгадка”
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
- умение анализировать и сопоставлять факты;
- умение определять противоречие;
- умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема . Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img8.jpg)
“ Удивляй! ”
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Формирует:
- умение анализировать;
- умение выделять и формулировать противоречие.
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Русский язык. Тема: падеж имен существительных.
Китай -нет падежа
Дагестан – более 50 падежей.
Русский язык -?
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img9.jpg)
Приём "Ассоциативный ряд"
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img10.jpg)
Приём “Необъявленная тема”
Универсальный приём, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока.
Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img11.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img12.jpg)
Приём “Я беру тебя с собой»
Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
- Формирует:
- умение объединять объекты по общему значению признака;
- умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
- умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
- умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img13.jpg)
Приём “Да-нет”.
Универсальный приём: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
- умение связывать разрозненные факты в единую картину;
- умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
- умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (часть речи, слово, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img14.jpg)
Приём “Цепочка признаков“
Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:
- умение описывать объект через имена и значения признаков;
- умение определять по заданным частям модели скрытые части;
- умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img15.jpg)
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».
Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img16.jpg)
Приём «Согласен – Не согласен»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
- умение оценивать ситуацию или факты;
- умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Пример.
При изучении темы «Герасим и Муму», можно предложить следующие высказывания:
1. Герасим нашёл Муму в барском саду.
2. Муму никогда не заходила в барские покои.
3.Муму жила с Татьяной.
4. Герасим ушёл с Муму в деревню.
5. Герасим ухаживал за Муму, как мать ухаживает за своим ребенком.
Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img17.jpg)
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.
Например, на уроке изучения «Правописание приставок на з-с» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно создать, чтобы научиться писать эти приставки. привести примеры.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img18.jpg)
Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.
Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img19.jpg)
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример.
Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них - неверны. Найти и доказать ошибочность.
Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Приём “Лови ошибку”
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img20.jpg)
“ Зигзаг ”
Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
Анализировать текст совместно с другими людьми;
Вести исследовательскую работу в группе;
Доступно передавать информацию другому человеку;
Самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример.
Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img21.jpg)
Приём “Хорошо-плохо”
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1
Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.
Вариант 3
Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img22.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img23.jpg)
Приём “Морфологический ящик”
Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах
Пример.
на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
литература – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img24.jpg)
Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример.
Русский язык:
голова - Орфограммы-гласные буквы
верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные
нижние косточки - морфема, правило
хвост- знать условия выбора буквы.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img25.jpg)
«Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать умения:
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- извлекать необходимую информацию из литературного произведения и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
- участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- согласовывать и координировать личную деятельность с деятельностью других участников при совместной работе.
- В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img26.jpg)
Приёмы графического оформления
диаграммы Ишикавы («Фишбоун»)
причины, события
вывод
проблема
факты, аргументы
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img27.jpg)
Приём «фишбоун» в работе над рассказом А.П.Чехова «Хамелеон»
- Кто главный герой рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»?
- Какую проблему пришлось решать герою произведения? Зафиксируйте проблему в голове «рыбьего скелета».
- Какое решение принимал главный герой рассказа в зависимости от обстоятельств?
- Отразите «душевные искания» героя, используя диаграмму Ишикавы (приём «фишбоун»). На верхних «косточках» скелета расположите мнения героев произведения по решаемой главным героем проблеме, на нижних – вердикт Очумелова. Записи (в данном случае цитаты из рассказа) должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
- Запишите вывод в хвосте «фишбоуна».
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img28.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img29.jpg)
Основная цель метода - оценить как мыслит ребенок.
Основные направления использования интеллект-карт в образовательном процессе:
- при обобщении материала;
- при изучении новой темы;
- для систематизации и структурирования информации;
- для организации и проведения контроля знаний;
- для создания опорного алгоритма действий (например, анализ произведения, описание художественного образа и т.д.)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img30.jpg)
В основе построения интеллект-карт лежит ассоциация – связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает другое.
Ассоциации возникают в следующих случаях:
- между объектами есть сходство, что-то знакомое;
- объекты прямо противоположны;
- происходящие события напоминают об объекте;
- многократно повторяющееся событие напоминает об объекте.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img31.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img32.jpg)
Приём "Цветные поля".
Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.
Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
Пример. Применим на уроках русского языка таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img33.jpg)
- Я узнал, что…
- Мне понравилось на уроке…
- Было интересно…
- Сегодня я работал …
- Я удивился…
- Я запомнил, что…
Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img34.jpg)
Приём "Синквейн"
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
T ема любви,
"Гранатовый браслет", Куприн.
Роковая, невзаимная,
увлекается, страдает, гибнет.
Да святится имя твое.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/06/01/s_593030def12c3/img35.jpg)
- http:// www . sch 2000. ru / - Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».
- http://netedu.ru/ - Портал "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники".
- https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/home - Цифровой конструктор урока (разработчик Селихова Татьяна Юрьевна.)
- http://www.openlesson.ru/ - ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru - о режиссуре нескучных уроков в современной школе, премудростях социо-игрового стиля обучения и деловых подсказках в таблице-бабочке для профессионалов (как молодых, так и уже умудрёных педагогическим опытом)
- http://festival.1september.ru/articles/subjects/1 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Конструктор урока русского языка.
Разработала: учитель русского языка и литературы Кравченко О.А.
Конструктор представляет собой разработку, позволяющую учителю выбрать более эффективные приемы работы на разных этапах урока, подготовить нестандартный урок.
Цель предложенной разработки:
систематизация приемов и методов обучения на разных этапах урока;
оказание помощи учителю в подготовке такого урока, в котором будет эффективным каждый его этап;
активизация познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.
Результативность:
методическая разработка «Конструктор урока» облегчает выбор методов и приемов обучения при изучении новой темы, закреплении материала, проверке и оценке знаний, позволяет провести урок нетрадиционно, а значит, повышает интерес учащихся к предмету. Его можно использовать учителям других предметов, внеся изменения с учетом особенностей преподавания их предмета.
Конструктор урока
Основные этапы (звенья) урока. | Наблюдаемые приемы обучения и учения. | Приемы обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. | Приветствие учителя, эмоциональное вхождение в урок. | Фантастическая добавка | Рифмованное начало урока. | Начало урока с элементами театрализации. | Начало урока с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока | Начало урока с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока | Начало урока с эпиграфа к уроку. | Начало урока с постановки учебной задачи посредством проблемного вопроса. Создания проблемной ситуации. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Постановка цели урока в начале, мотивация учебной деятельности. | Формулировка цели урока. | Тема-вопрос | Работа над понятием | Ситуация яркого пятна | Подводящий диалог | Группировка | Исключение | Домысливание. Линия времени |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости. | Приемы повторения системы опорных занятий, ранее усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала; приемы фиксации на доске понятий, правил, алгоритмов. | Интеллектуальная разминка | Отсроченная отгадка | Театрализация | Игра в случайность | Обсуждение выполнения домашнего задания | Лови ошибку | Идеальный опрос |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) | Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям; приемы первичного закрепления. | Пресс-конференция | Своя опора | Привлекательная цель | Лови ошибку | Отсроченная отгадка | Вопросы к тексту |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. | Воспроизведение учащимися способов выполнения упражнений по образцу; применение грамматических правил при написании слов и предложений | Своя опора | Да - нетка | Лови ошибку | Работа в группах | Игра- тренинг | Деловая игра «Я – учитель» |
Разделы: Биология Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен. Значит в уроке:
Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока. Применение современной педагогической техники “Конструктор” апробировано в общеобразовательной школе № 4. Разработан алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор”:
Работа по алгоритму строится следующим образом: Обозначение основных разделов урока может быть следующим:
Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. Конструктор урока представлен таблицей 1. Пользуясь данной таблицей, как универсальной подсказкой, учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: А1, Б2, В5, Д6, Е1, Ж5. Что означает: начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала начинаем с использованием приема “Удивляй”, закрепление идет в виде “Игры в случайность”, на уроке проводится фактологический диктант, задание задается массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание. Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой. Все приемы легко применимы в условиях современной школы. При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень. Конструктор урока будет “дышать” и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны – и вы исключите их из таблицы. А возможно, впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор, А.Гин привел возможную его форму (таблица 1) . Конструктор, разработанный А.Гином (1) взят за основу при проектировании уроков природоведения и был разработан собственный конструктор уроков (таблица2) , в который добавлены методические приемы, используемые в практике проведения уроков биологии. Ниже приведены некоторые методические приемы, используемые в собственном конструкторе уроков. 1. Интеллектуальная разминка Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление. Разминку можно проводить по разному:
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное. 2. “Да-нетка” Или Универсальная игра для всех. Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию. “Да-нетка” учит:
Например, на уроке “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер. Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только… Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом. 3. Удивляй! Отсроченная отгадка Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Необходимо найти такой угол зрения, при котором даже обыденное, становится удивительным. Иногда удивительное не просто привлекает внимание “здесь и сейчас”, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени, добиться этого помогает следующий прием. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Например, на уроке “Три состояния воды” легко заставить ребят удивляться. “Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде. Что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств”. 4. Фантастическая добавка Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, которой обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение\животное и рассмотреть его в реальном биоценозе. Урок “ Луна – естественный спутник Земли”. Предлагается задание: “Представьте себе, что вы высадились на Луне. Что нужно взять с собой для прогулки и изучения нашего спутника.” Этот прием необходимо сделать более инструментальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учебных темах. 5. Идеальный опрос Формула: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет – значит, сэкономится время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на “5” (ученики поднимают руки) на “4”, на “3”? Спасибо… 6. Игра в случайность Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизионной игре “Что? Где? Когда?”, достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик – в кого попадет… Тема урока “Барометры. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия в горах.” урок начинаем с “игры в случайность” – проверка выполнения домашнего задания в печатных тетрадях – кидается 4 кубика и сумма выпавших очков укажет на номер ученика в журнале, у которого проверить тетрадь или спросить об опыте, который делали дома. 7. Пресс-конференция Заранее рассказать учащимся, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны, ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы, позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Ребята составляют вопросы по заданной теме. Внимание: а что же делать после того, как вопросы составлены? Теперь их следует разбить на “кучки”: - вот те вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и сделаем это на уроке; - вот те, на которые можно найти ответ в литературе; - вот те, на которые ответ, возможно, не знает пока никто. Дополнительно можно: организовать опрос учащихся по наработанным ими вопросам; - провести конкурс на самый интересный, сложный, важный, оригинальный вопрос; - организовать взаимоопрос учащихся по наработанным ими вопросам; - использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся. 8. Графический диктант. Учащимся предлагается от 10-и до 20-и вопросов-утверждений, если они согласны с утверждением ставят значок; не согласны значок; если не знают - ____. В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро. Графический диктант на уроке “Состав Воздуха. Значение воздуха”
9. Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидная ученикам.Урок “Электрические разряды в природе” - необходимо разработать правила поведения во время грозы или на уроке “Шляпочные грибы” - памятку сборщика грибов. 10. Лови ошибку! Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время. Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками…. Итоговый урок по строению растений предлагаются задания по вариантам: (1 вариант) Покрытосеменные растения, или цветковые, относятся к низшим растениям. Цветковые растения имеют вегетативные (цветок и плод) и генеративные (корень и побег) органы. Различают главную и стержневую корневые системы. Корень выполняет фотосинтезирующую функцию. Почка – это зачаточные листья. Почки бывают вегетативные и генеративные. Цветок – это видоизмененный побег. Венчик и чашечка – главные части цветка. Из тычинок развиваются плоды. Плоды бывают сочные и многосемянные. Найди ошибки и неточности в тексте, перепиши текст правильно. После работы проводим самопроверку, на доске вывешиваем текст без ошибок и ребята проверяют свои тексты в тетрадях, ставят себе отметку. Так же предлагаются и критерии отметок 10-9 верных ответов – отметка “5”; 8 ответов – отметка “4”; 5-7 ответов – отметка “3”. Есть где развернуться фантазии учителя. 11. Вопросы – суждения к тексту. К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов суждений: Почему?., Как доказать?., Чем объяснить?., Вследствие чего?., В каком случае?., Каким образом? Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”. Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь. 12. Игра-тренинг Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия… Логическая цепочка Формула: учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Играют двое или большее участников, это может быть отдельный ученик или команда. Обычно провожу соревнование между рядами. На уроках, изучающих растения, животных, грибы, 1-й ряд называет слово: Крапива – астра - апельсин - ноготки – ирис – сирень – нивяник и т.д. Например, на уроке “Строение организмов” учащимся раздаются карточки, на которых написано: “Организм”, “Органы”, “Ткани”, “Клетки”, “Части клетки”, “Молекулы веществ”, “Атомы элементов”. Две группы по команде должны выстроиться в логическую цепочку. Выигрывает та команда, которая закончит первой. Или на доске составлена логическая цепочка с пробелами, дается задание заполнить пропущенные звенья логической цепочки: ядро - ? – атом - ? – вещество (урок “Разнообразие веществ”) 13. Конкурс загадок
На доске вывешиваю табличку – опору: На что похоже? Чем отличается? Какой? Что такое же? Что делает? Что такое же? На уроке “Характерные признаки растений” предлагается составить загадку о растении. Что делает? Что такое же? Дышит - человек Питается - животное Растет - гриб А затем составляем загадку о растении: Дышит, но не человек, питается, но не животное, растет, но не гриб. Что это? Работа с загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность и находчивость. Для того, чтобы составлять и отгадывать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, читать дополнительную литературу. 14. Опрос-итог Формула: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие в рефлексии урока.
15. “Сочинялка” На дом задаются творческие задания – написать сочинение – сказку. Темы:“О чем рассказал ветер?”, “Сказка о капельке воды”, “Разговор деревьев о своем назначении”, “Спор овощей о витаминах”, “О чем мечтает боровик?” и другие. 16. Три уровня домашнего задания Учитель одновременно задает домашнее задание двух и трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум . Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь. Второй уровень задания тренировочные . Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти учащиеся могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить типовые группы. Например, учащимся предлагается разработать:
На первом уроке по теме “Воздух” ребятам предложено задание оформить книжку – малышку по данной теме. Каждый ученик получил памятку “ Подготовить книжку-малышку по теме “Воздух”: загадки, пословицы, синквейны, ребусы, кроссворды и т.п. воздухе, погоде, осадках, ветре.” 17. Необычная обычность Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. Конечно, загадку посильную. Учитель задает домашнее задание необычным способом. Урок “Осадки и их виды” - темы сообщений записаны на листочках и помещены в импровизированный рюкзачок и ребята вытягивают тему домашнего сообщения или задания: ветер, ураган, торнадо, польза ветра, вред ветра, загадки о ветре. 18. Идеальное задание Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных нам видом заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п. Обычно такое задание задаю после проведения урока контроля, когда и задание задавать не обязательно. Ребятам нравится данный прием. 19. Творчество работает на будущее Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактический материалов. Урок “ Работа воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана воды” - составить тест из 5 вопросов, на каждый вопрос 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.
Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки. При подготовке уроков использую в работе таблицу “Конструктор уроков” и описание методических приемов. Для облегчения работы с конструктором в уголках клеток стоят цифры с № приема, описанного в перечне “Методические приемы” При составлении календарно-тематического планирования выделяю отдельную графу, в которой записываю формулу урока, которую использую при составлении поурочных планов (таблица 3).
В ходе работы по данной теме возникло желание разработать вопросы для обсуждения во время игры “Точка зрения”, составить список учебных тем мозговых штурмов и задач для научно-исследовательской лаборатории, составить картотеку примеров “фантастических добавок” для использования в учебных темах по биологии.
1. Этап мотивации Главная задача учителя (притча) Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал: Завтра вы узнаете об этом. На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал: Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом. Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон. Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? - изумились ученики. Я выполнял свою задачу, - ответил мудрец, - сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы… Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? - спросили ученики. Нет, - сказал Хинг Ши, - главная задача Учителя - воспитать в ученике человечность и доброту, - он улыбнулся и продолжил, - и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. (2 слайд) Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный , то он обязательно закладывает основу для будущего. (3 слайд) В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. (4 слайд) В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания , собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия , обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности (5 слайд) Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% обучающиеся удерживают в памяти, если слышат материал: 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами. Поэтому признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения . (6 слайд) Технология системно-деятельностного подхода предполагает следующую последовательность шагов на уроке. (7 слайд) Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы: 1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной. 2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. 3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». 4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
(8 слайд) Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки изучения (объяснения) нового материала, закрепления знаний и формирования умений и навыков, повторительно-обобщающего характера, коррекции знаний, умений и навыков, комбинированный, контроля знаний, умений и навыков, то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки деятельностной направленности. Выделенные типы уроков по целеполаганию можно распределить на четыре группы: · уроки «открытия» нового знания; Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. · уроки рефлексии; Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. · уроки общеметодологической направленности; Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитии. · уроки развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. (9 слайд) Каждый урок имеет определенную структуру. Структура урока «открытия» нового знания: 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2. Этап актуализации пробного действия; 3. Этап выявления места и причины затруднения; 4. Этап построения проекта выхода из затруднения; 6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи; 7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону; 9. Этап рефлексии учебной деятельности. (10 слайд) Структура урока рефлексии: 1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2. Этап актуализации и пробного учебного действия; 3. Этап локализации индивидуальных затруднений; 5. Этап реализации построенного проекта; 8. Этап включения в систему знаний и повторения; 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (11 слайд) Структура урока общеметодологической направленности: 1. Этап мотивации; 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии; 3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи; 4. Этап включения изученного в систему знаний; 5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке; (12 слайд) Структура урока развивающего контроля: 1. урок: 1. Этап проведения контрольной работы; 2. Этап мотивации (самоопределения); 3. Этап актуализации и самоконтроля; 2. урок: 1. Этап анализа контрольной работы; 2. Этап локализация индивидуальных затруднений; 3. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 4. Этап реализации построенного проекта; 5. Этап обобщения затруднений во внешней речи; 6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 7. Этап повторения и решения заданий творческого уровня; 8. Этап рефлексии учебной деятельности (13 слайд) Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данным требованием. Технологическая карта урока –обобщенно графическоевыражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: - в ней должен быть описан весь процесс деятельности; - должны быть указаны операции, их составные части. Проанализировав (на основе открытых электронных и печатных источников информации) достаточно большое количество технологических карт, разработанных учителями практиками и учеными-теоретиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы карты урока пока что не существует, поэтому каждое общеобразовательное учреждение свободно в выборе структуры и содержания графической модели урока. (14 слайд) Что касается форм уроков (форм обучение), то здесь, на наш взгляд, небезынтересна так называемая «пирамида обучаемости учащихся», предложенная журналом «Директор школы» по результатам американских исследований. Эффективность применения форм увеличивается сверху вниз. Лекция-монолог Чтение (самостоятельное) Аудио-видеообучение Показ (демонстрация) Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе) Практика в процессе деятельности Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) ФГОС, по сути, ориентирует современного учителя на такие формы уроков, которые ранее в педагогике назывались «нетрадиционными» или «нестандартными». Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности (УУД), оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: Алимова Эльвие Назимовна Совершенствование урока посредством применения педагогической техники "Конструктор"
Учить сегодня - сложная задача. Современный урок - это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен. «Конструктор урока»
Работа по алгоритму строится следующим образом: При использовании «Конструктора» значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень. Прием «
Отсроченная от гадка
»
Приём «Цепочка признаков»Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
1-й ученик называет объект и его признак («сульфат бария - осадок белого цвета»); Приём «Толстый и тонкий вопрос»
Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ. Приём «Развивающий канон»Описание:
Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях. Приём «Корзина идей, понятий, имен»Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Приём «З-Х-У»Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. Приём “Обратная мозговая атака”Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно. Приём «Зигзаг»Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: Приём «Создай паспорт»Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану Приём «Ромашка» БлумаОписание:
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Приём «Шесть шляп»Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета. Литература: 1.Курсы повышения квалификации «Как начать и как завершить урок по ФГОС» http://moi-universitet.ru/ru/do/directions/attestacia/UrokFGOS/UrokFGOS/ |