Эссе на тему право в современном мире. Права ребенка. Важность соблюдения прав детей (Школьные сочинения). Ты – человек

Сочинение на тему “Права человека”

Каждый человек от рождения имеет естественные права. Все они закреплены в Декларации прав человека, принятой международным сообществом. Удивительно, но людям потребовались целые столетия, чтобы понять свои права и утвердить их. А ведь они такие простые и ясные!

Я думаю, что если все люди будут уважать свои и чужие права, на Земле станет значительно меньше горя, слез и несправедливости.

Первым и главным правом человека является его право на Жизнь. Оно должно быть священным для всех. Также каждый

Имеет право не просто прожить свою жизнь, но прожить ее достойно.

Чтобы никто другой не унижал личность, ни морально, ни физически. Не бил, не запугивал, не принуждал к чему-то. Человек имеет право на личное достоинство и свободу.

И поэтому он имеет право свободно выбирать: на кого учиться, где работать, кого любить.

Также каждому дается право на частную собственность. Такова человеческая природа, что все мы желаем иметь что-то свое: дом, автомобиль и другие вещи. Никто не имеет права отбирать это у нас.

Защищать права человека должно государство и его законы. Но людям часто приходится защищать себя

Именно от государства и его руководителей. Еще семьдесят лет назад в нашей стране расстреливали ребят, которые не хотели служить в армии.

В то же время в Европе некоторым слабым здоровьем женщинам запрещали рожать детей ради “чистоты нации”.

Очень хорошо, что эти времена прошли, человечество стало более сознательным. Но нельзя сказать, что права человека в целом соблюдаются хорошо, и в нашей стране тоже. Для богатых и влиятельных граждан права как будто шире, а для простого народа – уже.

Лично я считаю, что каждый из нас должен сам следить, не нарушаются ли его права и свободы. И конечно, отстаивать их. А также, и это главное – уважать права других, не меньше, чем собственные.

Тогда наше государство сможет называться правовым.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Название: “Права человека. Ребенок и его права” Автор: Лисеенко Надежда Николаевна Должность: социальный педагог Пояснительная записка Конкурс методических пособий на лучшую организацию работы по гражданско-правовому воспитанию детей и подростков “Международное законодательство о правах ребенка”. Название: “Права человека. Ребенок и его права” Внеклассное мероприятие, направленное на повышение уровня правовой культуры. Обучающие должны усвоить, что самое главное, […]...
  2. Основой для стабильной жизни любого общества является право. Функций у этого явления достаточно много, и чтобы понимать, как оно работает, следует проанализировать большую часть из них. Право являет собой неотъемлемую часть жизни. Его особенность в том, что оно весьма сложное для понимания обычными людьми, тем не менее, оно распространяет свое действие и силу на всех. […]...
  3. Когда заходит разговор о правах человека, то большинство людей непременно понимают под этим как раз то выражение, которое вынесено в заглавие настоящего очерка. И действительно: раз я – человек, то и право имею! Причем полное и без всяких оговорок. Но может ли быть так на самом деле? Ведь если все люди одновременно начнут требовать полной […]...
  4. Одиночество человека. Человек по своей сути живое существо, которое должно жить в коллективе. Не зря развитие человечества ускорило свои темпы только когда люди начали жить в коллективе, где каждый имел свою роль и назначение. Кажется, что в современном мире, где каждый день человек встречает тысячу знакомых и незнакомых людей, общается с ними, работает в коллективе, […]...
  5. Вид урока: изучение нового материала. Цели урока: 1) образовательные: Повторить ранее изученный в курсе обществознания материал (понятия право, закон, законодательство, отрасль права, подзаконный акт, норма права, иерархия законодательства в трудовом праве); Продолжить формирование основных представлений о праве, об основном значении этого понятия, изучить систему российского права, ее иерархичность; 2) воспитательные: 1) воспитание отношения к проблемам […]...
  6. Мои права и обязанности Говоря о правах и обязанностях, прежде всего, стоит четко осознать, что настоящие обязанности закреплены в законодательстве страны, а к правам можно отнести все то, что этим законодательством не запрещено. Все остальные незакрепленные в законах обязанности действуют лишь при одном условии – человек дает на них свое собственное согласие. Естественно и понятно, […]...
  7. Разработка учителя истории МОУ “Никулинская СОШ” Шкурченко Алексея Никифоровича Тема урока: Права человека. Открытый урок в 8-11 классах. 12 декабря 2012 года Цель урока: Ознакомить обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека, значимость которых актуальна для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира: Формировать уважительное отношение к правам и свободам человека, […]...
  8. ­Катерина в борьбе за свои человеческие права Центральное место в драме Островского “Гроза” отведено Катерине. За этой героиней сразу после публикации закрепилась репутация “луча света в темном царстве”. Из среды других женщин города Калинова ее выделял сильный характер. Она была честна, прямолинейна, искренна и вольнолюбива. Помимо этого, Катерина обладала редкой в их среде моральной чистотой […]...
  9. ДЕЛОВАЯ ИГРА “ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА ДЕТЕЙ?” ЦЕЛИ Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе. Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка. В игре участвуют три команды. Члены каждой команды рассказывают о своем опыте по ознакомлению детей с их правами. Ведущий делает сообщение по проблемам правового воспитания детей в дошкольном учреждении, затем проводится викторина. […]...
  10. Тема “маленького человека” в повести Станционный смотритель Тема “маленького человека” была одной из самых излюбленных в произведениях русских писателей начала девятнадцатого века. А. С. Пушкин не был исключением, и он, как никто другой, мог раскрыть все оттенки и краски души так называемого “Маленького человека”­ в своих произведениях. Повесть “Станционный смотритель” рассказывает о чиновнике самого последнего […]...
  11. Правовая культура человека – это его отношение к праву, готовность соблюдать законы и прочие нормативно-правовые акты страны. Правовая культура имеет определяющее значение для эффективности общества, для его хорошего и последовательного развития. В обществе с высоким уровнем правовой культуры обеспечивается стабильность правовых отношений между людьми, что делает это общество честным, справедливым и комфортным для проживания всех […]...
  12. Права і свободи дитини охороняються Конвенцією ООН про права дитини, чинним Законодавством України Учні мають право на: – Свободу отримання інформації. – Свободу думки, совісті і релігії. – На шану людської гідності. – Здобуття безкоштовної освіти відповідно до державних освітніх стандартів, розвиток своєї особи, своїх талантів, розумових і фізичних здібностей. – Оцінку знань і умінь […]...
  13. -Нет священней слова “Труд!”. -И на место в жизни право Только тем, чьи дни в трудах… -Только труженикам слава. Это строчки из стихотворения В. Брюсова “Труд”. Поэт написал гимн труду на благо общество. Проблема значимости труда в жизни человека затрагивалась многими писателями и поэтами, так как она является злободневной и не теряет своей актуальности даже […]...
  14. В. Солоухин много рассуждал о проблеме пагубного влияния современной массовой культуры и телевидения на человека. Многие согласятся с ним, что телевидение притупляет разум человека и только отрицательно влияет на разум. Писатель и публицист В. Солоухин однажды попал в гости к английскому фермеру, который негативно высказался о телевидении. Он сказал, что телевизор губит его дочерей, которые […]...
  15. Каждый из нас – индивид, отдельная крупинка в огромном обществе. От каждого из нас зависит наша история, жизнь общества, наше развитие. Именно поэтому мы должны отвечать за свои действия, не совершать непоправимо глупых поступков, стремиться к хорошему. Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир” рассуждает именно об этом. Писатель говорит о том, что […]...
  16. Что же такое деньги? Просто бумажки или куча возможностей? Наверное, все зависит от людей, которые их используют. Для кого-то деньги – это то, что можно обменять на еду, а кто-то видит в них возможность отдохнуть где-либо или же красиво одеться. Такое понятие, как деньги существует очень давно, но думаю, наши предки просто посмеялись бы над […]...
  17. Організація Об’єднаних Націй у Всесвітній декларації прав людини проголосила, що діти мають право на особливий захист, турботу і допомогу, і що “ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения” (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.) Дитиною є кожна людська істота до досягнення […]...
  18. Лекція для початкової школи “Мої права” Мета: ознайомити учнів з Конвенцією ООН про права дитини; розширити знання учнів про їхні права; виховувати правову культуру і правосвідомість. Обладнання: малюнки казкових героїв, Конвенція про права дитини. Хід заходу Вчитель: Вітаємо свіх, хто сьогодні помандрує з нами країною Права, Закону. Запрошую до нас наших старшокласників. 1 учень: Мораль […]...
  19. Описание внешности человека Идя по улице, мы видим множество людей, проходящих мимо. Большинство из них нам не знакомы, с некоторыми мы встречаемся по пути каждое утро, или, идя с учебы домой. Гам не нужно их запоминать, но, тем не менее, мы их примечаем по некоторым признакам – одежде, обуви, походке, странной шляпе или не по […]...
  20. Что такое музыка? Каково ее влияние на человека? И для чего мы слушаем музыку? В одном из толковых словарей сказано: “Музыка – искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени”. Всех людей можно разделить на две группы. Первая – это те люди, которых, музыка – это просто […]...
  21. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему “Значимость человека” А вы когда-то задумывались о значимости своей Жизни? О своей роли в этом огромном мире, где столько различных судеб, и у каждой своя неповторимая история. Вы – часть этого. Человек, идеальное божественное создание, четко вырисованное по определенным меркам, которые присущи лишь вам. Это поистине чудо, что среди […]...
  22. Идеальный человек, для всех людей – это человек, в душе которого не просто живут только положительные черты характера, но также идеальный-значит невероятно красивый и здоровый человек, который всегда поступает правильно. С детства нам говорят, что в мире нет идеальных людей, каждый хоть раз в своей жизни ошибался. У каждого человека есть свои идеалы, и свои […]...
  23. Как много внимания (даже слишком много) и время мы уделяем тому, как одеты люди, с которыми мы общаемся, или мы сами. Мы стараемся постоянно быть в курсе новых модных тенденций, стремимся приобрести побольше стильных и дорогих вещей, сделать красивый макияж, красиво уложить волосы. Конечно, это очень важно, для человека естественно стремиться выглядеть красиво и изящно. […]...
  24. Что же такое красота? Неужели ее можно измерить? Каждый из нас знает, что существует не только красота внешняя, но и внутренняя, которая подчас затмевает правильные и изящные черты лица, шелковистые волосы и тонкий стан. Частенько на улицах и площадях мы засматривается на симпатичных людей, невольно думая, как они чудесно выглядят, как очаровательно улыбаются или как […]...
  25. Достоинства – это, наверное, то чем каждый человек в праве гордиться. У каждого из нас есть какие-то положительные черты характера, которые украшают нашу душу. Однако, говоря “Достоинства человека в наши дни”, мы скорее имеем в виду мораль. Мораль общества, которая цениться и является достойным украшением в наши дни. Например, доброта – это положительная черта, однако […]...
  26. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему “Значимость человека” (ЕГЭ) Значение человека для общества. Люди всегда жили в обществе, поэтому они должны этому обществу приносить пользу. Каждый делает свой вклад в Жизнь человечества. Наверное, ни один человек не сможет существовать без общества, ведь для того, чтобы жить в тепле, уюте и сытости, нужны другие люди – […]...
  27. Сочинение на тему Жизнь человека Чаще всего человек начинает задумываться над тем, что такое жизнь, когда за его плечами уже много прожитых лет. Все важные события, дорогие люди, мечты, которые сбылись, и те, что никогда уже не осуществятся, – все это составляет бесценный жизненный опыт человека. Я полагаю, что на самом деле очень важно понять, […]...
  28. Счастье для любого человека – это высокооплачиваемая работа по специальности, дом, жена и здоровые послушные дети. Для большинства населения нашей планеты – это главные показатели счастья. Но для того, чтоб была хорошая работа, надо с золотой или серебряной медалью закончить школу, поступить в университет (желательно на бюджет), отлично учиться в течение всего учебного процесса, чтобы […]...
  29. Цели: Познакомить детей с “Всеобщей Декларацией прав человека”, “Конвенцией о правах ребенка”; дать детям первоначальные правовые знания. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать и уметь человеку, чтобы хорошо чувствовать себя с другими людьми. – Как же правильно вести себя, как должен жить человек в обществе? Еще с […]...
  30. Каждая поговорка, каждое пословица! – это жемчужина, до блеска отшлифованна многими поколениями людей. Это источник народной мудрости, наблюдательности, сообразительности. “Не одежда красит человека…” – слышим мы, и в тот же миг где-то в глубине души возникает желание возразить. Кто из нас не хочет выглядеть привлекательно, иметь красивую модную одежду, обувь, ремешок, сумку? На кого мы […]...
  31. О жизни первобытного человека написано много научных трудов и книг, снято много документальных и художественных фильмов. Благодаря развитию передовых технологий нашим современникам удается все больше и больше узнавать, как жили люди в доисторические времена. И все больше и больше мы удивляемся тому, как удалось первобытным людям выжить в то жестокое и беспощадное время. Каждый день […]...
  32. Комедия О. С. Грибоедова “Горе от ума” Сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и морального воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством у имени свободы и ума, у имени торжества передовых идей и настоящей культуры. Мы, как и наши родители и деды, захватываемся совершенством “Горя […]...
  33. Цвет имеет чрезвычайно большое значение в жизни любого живого существа, а особенно – в жизни человека. Он способен не только предоставлять дополнительную информацию о тот или иной предмет, но и вызвать чувства и мысли. В отношении психологического аспекта, то восприятие цвета связано не только с эстетическим и социально-культурным, но и с эмоциональным состоянием. Недаром современные […]...
  34. И я, покамест смерть не погасила В моих глазах последнюю звезду, – Я твой солдат, твоих приказов жду. Веди меня, Великая Россия, На труд, на смерть, на подвиг – я иду! Н. Грибачев Память сердца заставляет вновь и вновь писателей и читате­лей возвращаться к теме подвига народа на войне. Эта тема неис­черпаема, необъятна; трудно перечислить […]...
  35. Ф. М. Достоевский в своем романе “Идиот” попытался создал образ положительного прекрасного человека. Сам Достоевский пришел к выводу, что идеален только Иисус Христос. То есть, чем ближе к нему будет герой романа, тем правильнее будет раскрыт замысел писателя. Герой романа Мышкин, который достаточно близко приблизился к идеалу Христу. Мышкин – бледный человек двадцати семи лет, […]...
  36. Музыка, как много значений вмещается в это слово, с одной стороны, музыка – способ выражения чувств великих людей. Людей, обладающих тонкой душевной натурой. С другой стороны, музыка это – не просто название, а верный друг и товарищ, который разделяет с нами горе и радость. Как же музыка воздействует на душу человека? Я склоняюсь к мнению, […]...
  37. Понятие чести сопровождало человека на протяжении всей истории. Видимо, оно существовало еще с тех времен, когда наши предки вместе забивали мамонтов, – потому что в этом деле тоже, вероятно, существовала какая-то система добродетелей, некий моральный кодекс. Впоследствии чувство чести, собственного достоинства не позволяло повиноваться врагам, сдаваться в плен, предавать друзей. И это не обязательно свойственно […]...
  38. Сейчас в наше время очень мало скромных и воспитанных людей, но все же остались такие люди. По моему мнению нужно быть скромным, потому что не скромный человек, просто невоспитанный. У каждого есть свои недостатки, но все же нужно быть скромным. Скромность закладывается с самого детства. Поэтому я могу сделать вывод, что нужно быть скромным человеком, […]...
  39. Смысл человеческой жизни – понятие больше философское, нежели логическое. Каждый человек на земле уникален – он личность. И как личность, он обладает набором свойственных только ему качеств, которые формируют его характер и мировоззрение. В зависимости от темперамента, воспитания и наследственных факторов формируются жизненные ценности и взгляды человека на те или иные вопросы. Смысл жизни закладывается […]...

Ольга Сингилеева
Эссе «В чем смысл права ребенка на защиту?»

Эссе

В чем смысл права ребенка на защиту ?

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 99» г. Саранск

Сингилеева О. А.

«Права , обязанности и ответственность несовершеннолетних» очень актуальная тема в современном мире. Ведь право человека - это возможность что - либо делать, поступать определенным образом, иметь что – то. Каждый ребенок рождается , чтобы быть счастливым. С равными для всех правами на жизнь , развитие, любовь и заботу. В Конвенции о правах ребенка сказано , что родители несут ответственность за ребенка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Но так часто это право нарушается самыми любимыми взрослыми – мамой и папой.

Ребенку порой приходится терпеть издевательства со стороны родителей, например. Я была свидетелем такой «картины» . Мама в детский сад вела ребенка рано утром . Мальчик очень сильно плакал и сопротивлялся. В ответ на его крики следовала нецензурная брань и подзатыльники. А что будет дальше, когда он повзрослеет? Ребенка критикуют , оскорбляют, унижают или даже бьют. Что ему делать? Дети становятся беспризорниками или даже погибают по вине безответственных взрослых. Бывают семьи алкоголиков, где дети вообще голодают или их пичкают таблетками, чтобы те спали и не мешали пить водку. Любой человек имеет право на защиту . А если ребенка бьют до кровавых синяков? И такое бывает. Беда в том, что дети вряд ли знают, что получить защиту возможно . А даже если и знают, то сами себе помочь не могут никак. Для этого ребенок должен хотя бы решиться и рассказать кому-то о своей проблеме. А что если он не понимает, что его права нарушаются и он живет с этим, считая что так должно быть? Тогда только кто-то взрослый, неравнодушный может помочь ему улучшить положение.

Таким образом, если ребенок будет с самого детства знаком со своими правами , то ему удастся реализовать себя и все намеченные планы и цели, вне зависимости от того, испытывал ли он трудности в детстве или нет. Именно неоспоримые права ребенка должны защищать его от небрежного и жестокого отношения, а также эксплуатации.

Французский писатель XIX века, Виктор Гюго, сказал: «Право – это всё то, то истинно и справедливо», в своих произведениях он всегда был на стороне обездоленных и оскорбленных, выступал за защиту их прав.Но не только обездоленные и оскорбленные нуждаются в защите.

При рождении человек приобретает права и свободы, которые неотчуждаемы, то есть никто не может лишить человека этих прав. Конечно же, главным из них является право на жизнь. В главном законе нашей страны, Конституции, сказано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Право регулирует отношения и поведение людей, каждый человек имеет равные права, и с этой стороны в обществе создаётся баланс «чёрного и белого», ведь осуществления прав и свобод одного человека не может нарушать права и свободы другого человека.К сожалению, в современном мире не каждый человек может сказать: «Я полностью реализую свои права». Чаще можно услышать фразу: «Мои права нарушены» или «Я должен обратиться за защитой своих прав».

Человек взрослеет, а вместе с ним развивается и общество, находящееся вокруг него. Социальный статус гражданина меняется вместе с его возрастом, сначала он ученик, абитуриент или студент, а потом любой молодой человек приобретает такой статус как призывник. Вместе с новым статусом юноша получает список обязанностей. В целях обеспечения воинского учёта молодые люди обязаны: состоять на воинском учёте по месту жительства, явиться в установленное время и место по повестке (вызову) в военный комиссариат по месту жительства, бережно хранить военный билет и так далее. Также каждый призывник обязан пройти обязательную подготовку к военной службе. Но не только обязанностями наделяет юношу статус призывника. В первую очередь, у молодого человека, вставшего на военный учёт, появляются новые, особые права, которые, зачастую остаются неразъяснёнными и, якобы, «забытыми» руководством. Чаще всего виной всему правовая неграмотность призывников и их родителей.
Отдельное внимание мне хотелось бы уделить праву на альтернативную гражданскую службу. Каждый призывник имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, для этого необходимо за полгода до начала призыва подать соответствующее заявление, а срок несения альтернативной гражданской службы составляет 18 месяцев. Это возможно только при наличии убеждений, которые противоречат несению военной службы, которые должны быть подтверждены документально. К таким относятся,

например вероисповедание, не позволяющее участвовать в военных действиях, отвергающее убийство и насилие. Граждане, которые предпочли военной службе альтернативную гражданскую службу, как правило, несут ее в социальных и медицинских учреждениях нашей страны.

Попадая в ряды солдат, призывник и его родители или же законные представители должны быть уверены, что молодой человек ни в чём не будет нуждаться. Государство обязано обеспечить военнослужащего денежным довольствием. Но, на мой взгляд, самая распространенная проблема – задержка денежного довольствия, а скорее его «удержание» в руках старших по званию или руководства армии. Чаще всего последние делают вид, что, якобы, забывают об этом и попросту не обращают внимания. Но такое поведение ни в коем случае не должно оставаться безнаказанным. Особенно это касается случаев, когда нарушаются права сирот, которым урезают денежное довольствие. И чаще всего военнослужащие попросту не знают об этом опять же из-за правовой неграмотности.

Повышение правовой грамотности будущих защитников нашей страны – решение большого количества проблем. Приобретя элементарные знания, молодые люди будут иметь представления о своих правах и о том, как их защитить. Чтобы каждый призывник имел представления о том, что предстоит ему за этот год несения службы, узнал больше информации об особенностях военной службы в разных войсках. Для всего этого необходимо организовать лекции, семинары и беседы с представителями военкомата, ветеранами вооруженных сил и ветеранами Великой Отечественной войны в школах, средне-профессиональных и высших учебных заведениях. Эти мероприятия помогут ребятам не пугаться несения военной службы и заинтересовать призывника. Ведь воинский долг обязан отдать каждый молодой человек нашей страны.

Введение 4
1. Понятие прав и свобод человека и гражданина 5
2. Международные организации в сфере защиты прав человека 13
Заключение 27
Список использованной литературы: 28

Введение

Основы прав человека- уважение жизни и достоинства каждого отдельного человека- присутствуют в большинстве великих религий и философских учений мира. Права человека нельзя купить, заработать или получить в наследство- их называют "неотъемлемыми", потому что они присущи каждому человеку, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или любых иных обстоятельств.
Права человека играют особую роль во взаимоотношениях человека и государства. Они контролируют и регулируют осуществление государственной власти над отдельным человеком, предоставляют свободы гражданам в отношениях с государством и требуют от государства удовлетворения основных потребностей людей, подпадающих под его юрисдикцию. Лучше всего эти права излагаются в международно-правовых документах, которые были согласованы государствами и в которых содержатся нормы прав человека. Наибольшую известность получила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, этот основополагающий документ и в настоящее время имеет огромное влияние во всем мире. Хотя Всеобщая декларация не является обязательным к исполнению документом, многие юристы утверждают, что она уже приобрела обязательную юридическую силу на основе международных обычаев и практики, ввиду ее применения в конституциях и судах многих стран.
Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. .

1. Понятие прав и свобод человека и гражданина

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством» .
Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.
Право – система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.
Определим поэтому сначала, что есть такое свобода?
«Свободы (Freedoms) - права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их» .
При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:
1. все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства;
2. свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы;
3. границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;
4. часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;
5. ограничение прав, возможно, исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
Свободы пришли в международное право из государственного, национального права и, закрепившись в нем, стали общеобязательным международным стандартом. Начиная с Устава ООН (1945 г.) в международно-правовых актах в области защиты прав человека утвердилась двуединая формула «права человека и основные свободы». Всеобщая декларация прав человека заявила, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами», закрепленными в ней (ст. 2).
Свободы индивида, как «естественные и неотчуждаемые права человека», стали развернуто закрепляться со времен американской и французской революций XVIII в. Конституция США (Билль о правах) 1776 г., принятая в штате Виргиния, к таким «неотъемлемым правам, от которых они (индивиды) не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство», отнесла такие свободы, как: право на жизнь, свобода приобретать естественность и владеть ею, свобода «стремиться к достижению счастья» и пользоваться им, свобода добиваться безопасности и пользоваться ею» (ст. 1) . Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. записала следующие «естественные и неотчуждаемые права человека»: свобода, собственность, безопасность и сопротивление гнету (п. 2). Тогда же был сформулирован единственный предел свободам: «необходимость обеспечить за другими членами общества пользование теми же правами» (п. 4) .
Со временем число признаваемых свобод индивидов расширялось. Стало принятым подразделять их на личные (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, свобода совести, убеждений, мысли и др.) и политические (свобода слова, печати, собраний, митингов, демонстраций и др.).
Свободы народов, как естественные и неотъемлемые права, в основном стали признаваться значительно позже свобод индивидов. Однако уже конституционные акты XVIII в. записали основную свободу народа - быть хозяином своей судьбы, признав верховенство его суверенитета над любым другим. Виргинская конституция провозгласила, что «всякая власть покоится в народе и, следовательно, исходит от него» (ст. II). Декларация прав человека и гражданина подтвердила, что «основа всякого суверенитета по самому существу своему покоится в народе» (п. 3).
В международном праве свободы как индивидов, так и народов стали признаваться практически одновременно - с принятием Устава ООН. «Право на самоопределение народов - это понятие (в большей мере науки конституционного, а не международного права), - означающее право народов (наций) определять форму своего государственного существования, будь то в составе др. государства или в виде отдельного государства» . При этом, в отличие от свобод индивидов, такие свободы народов, как право на самоопределение и свобода распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не пришли в международное право из сферы национального права, а непосредственно стали результатом политического взаимодействия и международного правотворчества государств на глобальном уровне.
Основными международно-правовыми источниками признания свобод индивидов и народов являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических и социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, а принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии – один из основных принципов современного международного права.
Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.
Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело - свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.
Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» ..............

Заключение

Становление современной системы международно-правового регулирования прав человека начало оформляться после окончания Второй мировой войны. В ее ходе были переосмыслены существовавшие прежде подходы к значению соблюдения прав человека. Так, если до этого периода они были защищены только национальным законодательством, то с конца 40-х, начала 50-х годов исключительная ценность и значение прав человека получили международное признание. Это выразилось не только в принятии целого комплекса международных договоров, их закрепляющих, но и в создании международно-правового механизма их защиты.
Важнейшее значение в этом аспекте имеет деятельность соответствующих органов Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому уровню межгосударственного сотрудничества в сфере защиты прав человека. Согласно ст. 55 Устава, организация содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии".
Система защиты прав человека, существующая в рамках ООН, получила название универсальной, поскольку при соблюдении определенных процедур, включиться в нее вправе любое государство, вне зависимости от его географического положения, политико-правовой системы и прочих условий.
Для осуществления под руководством Генеральной Ассамблеи международного сотрудничества в экономической и социальной сферах (в т.ч. - в сфере прав человека) был создан Экономический и Социальный Совет. Согласно ст. 62 Устава ООН, ЭКОСОС уполномочен "предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области… социальной, культуры, образования, здравоохранения…", а также "делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех". Согласно ст. 68 Устава, Совет "создает комиссии в экономической и социальной области и по поощрению прав человека". На основе этих положений были созданы комиссии по правам человека и по положению женщин.
Важная роль в защите прав человека отводится договорным органам, созданным на основе международных конвенций и пактов (принятых при непосредственном участии ООН), являющихся универсальными международными договорами, открытыми для присоединения любого государства.
Немалую роль также играют специализированные учреждения ООН, такие как ЮНИСЕФ, МОТ, ЮНИФЕМ, ЮНЕСКО, ВОЗ.

Список использованной литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.
2. Генеральное Соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 года
3. Декларация 1986 г. о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей
4. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 года
5. Декларация прав ребенка 1959 г
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2008. С. 157.
7. Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Юристъ, 2007. С. 123.
8. Кузнечевский В., Красулин А. Высокая цена права // Права и свободы личности. Международные документы. Комментарии. Библиотечка «Российской газеты». М., 1995. С.5.
9. Матвеева Т.Д. День прав человека // Международная жизнь. 2007, № 11-12. С. 13
10. Международное право в документах / Сост. Блатова Н.Т. С.295.
11. Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. М.: БЕК, 2007. С.221.
12. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2008. С. 1.
13. Права человека. Словарь-справочник. М.: Инфра-М, 2008. С.163.
14. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра- М. НОРМА, 2008. С. 286.
15. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2008. С. 184 и сл.
16. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 2008. С. 325.
17. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т.2. Под ред. Батыра К.И. М.: Спарк, 2008. С. 263.
18. Черниченко С. В. Личность и международное право. М., 1974.

2 Юридическая защита прав и свобод человека в Российской Федерации

Заключение

Библиографический список литературы

Введение

Права человека - одна из главных отраслей международного права. Это своеобразный ценностный ориентир, позволяющий применять “человеческое измерение” не только к государству, праву и закону, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в управлении государством, но и дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, обществу. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

Под защитой прав человека понимается “совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практическому претворению в жизнь этих прав и свобод, а так же международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств в этой отрасли права и непосредственной защиты попранных прав отдельного человека ”

Актуальность темы обусловлена практикой грубых и массовых нарушений прав человека. Это, в свою очередь, вызвало к жизни появление международных механизмов по контролю за соблюдением прав человека и их защите.

Степень научной разработанности. В общетеоретическом плане проблема юридической защиты прав человека всегда привлекала внимание ученых и получила разработку в трудах таких авторов, как: Авдеева М.А. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Грибанов В.П. Горшкова С.А. Гущин В.З. Демин И.П. Зарицкий А.В. Кирланов Т.Г. и др.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе реализации механизма защиты прав человека.

Предмет исследования - механизм защиты прав человека и его соотношение с правоприменительной практикой.

Цель исследования - анализ правовых норм, направленных на защиту прав человека и их реализации в правоприменительной практике и законодательстве РФ.

Задачи исследования:

Раскрыть понятие защиты прав человека, как комплексную правовую категорию;

Исследовать юридическую защиту прав и свобод человека в Российской Федерации.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Методологическую базу исследования составили основные положения диалектического метода научного познания. Также в работе использовались общенаучные и специальные методы познания: исторический, логический, сравнительно-правовой, социологический, и некоторые иные.

Нормативно-правовая и эмпирическая базы исследования. Нормативной базой исследования являются различные отечественные законодательные, международно-правовые и иные правовые акты, действующие на момент исследования.


1 Защита прав человека, как комплексная правовая категория

Исследованию института защиты прав человека посвящено много научных работ . Защита - это сложное, многоаспектное явление. В ней выделяется правовой, социальный, политический, идеологический и другие аспекты.

Множественность подходов изучения, по мнению Н.Н. Тарусиной, обусловлена тем, что «общая теория права до настоящего времени не предложила отраслевым юридическим наукам сколько-нибудь удовлетворительного определения защиты субъективных прав и интересов, а также критериев формирования ее системы» . Со временем этот вывод, к сожалению, не претерпел изменений. Создавая большой пробел в научном знании, данная проблема негативно влияет на правоприменительную практику, что обусловливает необходимость изучения института защиты прав человека как в целом, так и ее структурных элементов.

Понятие «защита» рассматривается в науке с различных сторон. Д.А. Муратова выделяет следующие подходы, согласно каждому из которых защита субъективного права представляет собой: 1) систему мер; 2) деятельность государственных органов либо действия субъекта защиты; 3) систему юридических норм; 4) реализацию права на защиту, которое является субъективным правомочием самостоятельного вида .

На мой взгляд, защиту прав личности следует, прежде всего, рассматривать как регулируемую юридическими нормами деятельность государственных органов либо действия субъекта защиты, направленные на реализацию права на защиту с помощью определенных способов и средств.

В данном определении ключевой категорией является деятельность. Исходя из этого защита прав граждан используется для обозначения:

Правовых основ деятельности;

Обязанностей, целей и задач, стоящих перед государством и его органами;

Соответствующих действий (деятельности) компетентных органов, должностных лиц и самих граждан.

Как юридическая основа деятельности защита может выражаться в системе соответствующих принципов, правовых норм, правовых оснований и обязанностей государственных органов и должностных лиц, соответствующих механизмов реализации. Так, например, важной функцией любого судопроизводства является защита российских граждан от ограничений и нарушений их прав и свобод, основанная на Конституции и законах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ защита прав граждан является основной конституционной обязанностью государства. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает государственную обязанность создать специальные учреждения по защите прав и свобод. Их представляют система органов судебной власти, государственные институты несудебной защиты и негосударственные правозащитные организации. В этом механизме центральное место, несомненно, отводится государственным институтам. Как справедливо отмечает В.П. Сальников, «конституционные положения свидетельствуют о том, что российское государство возлагает обязанность осуществлять защиту прав человека и гражданина на всю систему государственных органов» . Конституция предусматривает обязанность государства конкретизировать посредством законов права и свободы человека и гражданина и защищать их . Действующее законодательство в большинстве случаев использует категорию «защита» для формулирования целей и задач правового регулирования общественных отношений.

Следует согласиться с мнением О.А. Снежко, согласно которому защита должна рассматриваться как совокупность соответствующих действий (деятельности) компетентных органов и должностных лиц, а также самих граждан . Конституция РФ предусматривает не только обязанность государства защищать права и свободы человека, но и право граждан самим защищать свои права и обращаться в соответствующие органы за защитой. Она закрепила положение, согласно которому каждый (гражданин) вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Данное законоположение получило в науке такое название, как «самозащита» .

Самозащита может осуществляться не только посредством действий (физический отпор нарушителю, обращение с иском в суд, подача жалобы и т.д.), но и в определенных случаях посредством бездействия граждан (отказ от дачи показаний, отказ от работы в случаях, предусмотренных законом). Выбор вариантов защиты зависит от различных обстоятельств: от характера правонарушения, характера правоотношения, воли самого субъекта защиты и др. Однако в ряде случаев в норме закона указывается, каким конкретно способом может быть защищено данное право. Например, при нарушении имущественных прав рекомендуется такой способ защиты, как возмещение убытков и взыскание неустойки .

В данной работе наряду с защитой прав применяется термин «деятельность». Он используется для анализа реализации соответствующими органами, должностными лицами своих правозащитных функций, а субъектами защиты - своих правомочий.

Попытаемся определить юридическую природу защиты прав граждан, раскрыть особенности защиты, характеризующие ее конституционно-правовую сущность.

Во-первых, защита прав граждан - это деятельность, обязательная для государства и его органов. Провозглашая права и свободы высшей ценностью, а их защиту - обязанностью государства, Конституция РФ тем самым возводит этот императив, который конкретизирован в российском законодательстве, в ранг основных.

Во-вторых, защита - это деятельность, осуществляемая с помощью законодательно установленных приемов, форм и способов соответствующими субъектами данных правоотношений. Д.А. Муратова определяет способы защиты прав как «исчерпывающе предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами действия, последовательно осуществляемые управомоченными лицами или органами государственной власти, направленные на пресечение правонарушения и(или) восстановление нарушенного гражданского права» . В зависимости от формы защиты данные действия осуществляются лицом, чье право нарушено, или уполномоченным органом государственной власти. Отсюда следует, что защита не исчерпывается деятельностью только государственных органов и должностных лиц, а осуществляется самими гражданами в рамках закона.

Защита прав граждан осуществляется с использованием норм различных отраслей права, что говорит о принадлежности института защиты к комплексному (межотраслевому) правовому институту . Данная принадлежность указывает на такую особенность защиты, как комплексность правового регулирования. Юридические нормы, несмотря на то, что они различны по характеру и содержанию, затрагивают проблемы защиты и содержатся во всех отраслях права.

Деятельность предусматривает определенные действия (в данном случае по защите прав граждан), которым присущи следующие основные черты: свобода, законность, целенаправленность, своевременность, соразмерность, полнота.

Свобода действий по защите прав предполагает широкие возможности по использованию человеком как своих собственных физических (психических) способностей, так и других (обращение в соответствующие государственные органы, неправительственные организации правозащиты, межгосударственные органы по защите прав и свобод личности). Действия по защите ограничены законом, который, с одной стороны, провозглашает свободу выбора способов защиты, а с другой, предопределяет выбор способа защиты в целях повышения ее эффективности.

Представляется, что нельзя сделать категоричный вывод о том, что закон полностью связывает свободу выбора способов защиты только теми инструментами, которые присущи определенной сфере общественных отношений. Субъект вправе сам выбирать то или иное средство защиты. Однако его эффективность зависит от правильности выбора, который и предопределен законодательно. Возможность использовать иной способ теоретически допускается, но его практическая реализация невозможна либо затруднена. Поэтому защита прав граждан не может достигать своего результата. Любая защита преследует определенную цель. Ею являются предотвращение нарушения прав и восстановление уже нарушенных прав. При этом имеется в виду защита гражданином не только своих, но и чужих прав и свобод, а также защита государством в лице государственных органов и по их инициативе. Целенаправленность защиты обусловливает наличие и другой черты - своевременности.

Достижение цели защиты прав граждан имеет смысл лишь при условии определенности защиты во времени. Протяженность защиты прав граждан зависит от форм и способов, а также от средств, используемых при защите. Несоблюдение указанных в законодательстве сроков, в пределах которых осуществляется устранение нарушения или восстановление прав, сводит на нет все усилия по защите данных прав. Затягивание процедуры защиты прав граждан может усложнить сложившуюся ситуацию, а длительное необращение за защитой может создать неопределенность в спорных ситуациях и может привести вообще к утрате актуальности защищаемого права. В связи с этим требуется не только своевременность, но и максимальная быстрота осуществляемых действий по защите.

Своевременность защиты предполагает использование правозащитных механизмов таким образом, чтобы промежуток времени между нарушением субъективного права и принятыми мерами был минимальным. Выделяя значимость своевременной защиты прав граждан, следует указать на необходимость создания надлежащих механизмов, которые позволяли бы гражданам, чьи права и свободы нарушены, добиваться их реальной защиты в рамках законности, т.е. используя все не запрещенные законом способы. Законность может рассматриваться в качестве сложного интегративного правового режима, в рамках которого должны осуществляться все иные правовые процедуры и режимы, направленные на защиту прав личности . То есть законность как режим представляется некой сферой, в рамках которой субъект защиты имеет полную свободу действий.

Все действия по защите должны быть соразмерными. Соразмерность предполагает использование таких правовых средств и способов, которые являются адекватными правонарушению. Так, например, согласно ч. 1 ст. 37 Уголовного кодекса РФ защита от нападения, сопряженного с насилием, опасным для жизни, или угрозой такого насилия, признается правомерной при причинении любого вреда нападающему. Что касается других общественно опасных посягательств, соразмерной следует признавать защиту, которая не находится в явном несоответствии с характером и степенью посягательства. Используя какой-либо способ защиты в каждом конкретном случае нарушений прав, субъект должен учитывать их специфику. Это необходимо и для того, чтобы обеспечить баланс прав и законных интересов всех участников конкретных правоотношений.

Полнота предполагает применение всех возможных способов защиты, как внутригосударственных, так и международных. При этом прибегнуть к международным способам защиты возможно лишь тогда, когда были исчерпаны все внутригосударственные способы. Выступая на VII Всероссийском съезде судей, Президент РФ Дмитрий Медведев подчеркнул: «Я согласен, что Страсбургский или любой другой международный суд не может и не должен подменять российское правосудие, но сама судебная система должна свести к минимуму такого рода обращения» .

В-третьих, Конституция РФ вкладывает в понятие «защита» широкое содержание, которое близко к понятию «охрана», но, по моему мнению, не тождественно ему. Понятие «защита» включает деятельность, не только связанную с восстановлением нарушенных прав и свобод, но и иную, предотвращающую подобные нарушения. Исходя из конституционных положений можно сделать вывод, что право на защиту существует независимо от наличия в настоящий момент правонарушения, так как даже в случае отсутствия его ст.ст. 45, 46 Конституции РФ гарантируют всем государственную и судебную защиту, а ст. 48 гарантирует необходимую квалифицированную юридическую помощь. Это означает, что следует различать два близких, но не совпадающих понятия: «защита» и «охрана» прав человека.

Как отмечает Л.И. Глухарева, стадия охраны направлена на положительную реализацию прав и предупреждение возможных нарушений прав либо устраняющих препятствия на пути их осуществления. На стадии защиты сосредоточены механизмы и институты восстановления нарушенных прав, привлечения виновных лиц к ответственности и возмещения причиненного ущерба .

Н.А. Богданова среди правовых способов обеспечения конституционно-правового статуса выделяет охрану, понимаемую как недопущение нарушения статуса, и защиту, связывая ее с восстановлением тех или иных элементов нормативно закрепленного правового состояния субъекта .

Как указывают В.А. Тархов и В.А. Рыбаков, охрана осуществляется постоянно, а к защите приходится прибегать лишь при нарушении либо угрозе нарушения прав, свобод и законных интересов .

По мнению Н.И. Матузова, «охраняются права и интересы постоянно, а защищаются, когда нарушаются. Защита есть момент охраны. Охрана - это установление общего правового режима, а защита - те меры, когда права и свободы нарушены или оспорены» .

В.И. Крусс утверждает, что если понятие защиты ограничить мерами, применяемыми после правонарушения, для восстановления нарушенного права, то необходимо учитывать, что в русской этимологии разграничение понятий «охрана» и «защита» далеко не убедительно. В обоих случаях речь идет об одном и том же функционально-целевом содержании: предупреждении или пресечении угрозы вреда объекту посягательства. Защищать - значит оберегать, охранять, отстаивать, заступаться, не давать в обиду. Но и охранять есть не что иное, как оберегать, защищать, обезопасить, отстаивать, заступать, спасать.

На мой взгляд, нельзя связывать понятие охраны только с предупреждением вредоносных посягательств, а защиты - с устранением или умалением, компенсированием последствий причиненного вреда. Охрана - установление общего правового режима. Защита - это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включающая различные средства и мероприятия.

Несмотря на достаточно широкое конституционное толкование термина «защита» и возможность синонимичного использования, действующее законодательство связывает защиту с нарушением прав, т.е. правонарушение предшествует защите. Это позволяет выделить еще одну особенность защиты: это неразрывная связь с нарушением прав (или очевидной угрозой их нарушения).

Важно заметить, что защита прав влечет различные правовые последствия для участников правоотношения. Для потерпевшей стороны результаты защиты благоприятны, а для другой (нарушителя) - порождают наступление неблагоприятных последствий различного характера.

Перечисленные особенности и основные характеристики института защиты позволяют рассматривать его как комплексную правовую категорию, которая служит надежной гарантией реализации прав человека.

2 Юридическая защита прав и свобод человека в Российской Федерации

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом .

В современных условиях основные права человека изложены, как правило, в конституции каждого государства и в международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном билле о правах человека, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.). Правовое государство предполагает не только правовое закрепление демократических прав и свобод человека и гражданина, но и наличие механизма их обеспечения, гарантированности . Права и свободы оцениваются по реальным гарантиям. Еще в 1789 г. в ст. 16 французской Декларации прав человека и гражданина было записано: «Каждое общество, в котором не обеспечены гарантии прав и не установлено разделение властей, не имеет конституции» .

Признание прав и свобод человека и гражданина в качестве приоритетных стало важным и значимым условием создания правовой и нравственной основ развития демократии, четкого определения правового статуса личности в Российской Федерации .

Согласно части 2 ст. 55 отечественной Конституции в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 18 Конституции России являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Значение этих норм трудно переоценить, так как они подчеркивают приоритет прав и свобод человека перед другими ценностями.

Учитывая важность прав и свобод человека и гражданина в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, стоит отметить, что без государственного регулирования реализация личностью своих прав была бы невозможной или затруднительной. В связи с этим существенное значение приобретают изучение механизмов и процедур охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, анализ конституционных, судебных, административно-правовых способов их обеспечения.

Деятельность любого органа государственной власти подчинена достижению единой цели - обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Это является его прямой и важнейшей конституционной обязанностью и заключается в создании экономических, организационных, правовых и иных условий для реализации прав и свобод. Вместе с тем в процессе функционирования любой орган государственной власти решает свои непосредственные задачи, и в конечном счете качественное их выполнение служит предпосылкой для реализации прав и свобод личности, так как создает для этого необходимые условия.

Государство обязано создавать, формировать правовые механизмы устранения любых нарушений, допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении уголовного и гражданского судопроизводства, гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина. Велика в этом роль, например, процессуальных сроков как гарантии защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, представляющих собой часть общих понятий: юридических гарантий, уголовно-процессуальных гарантий, гарантий решения задач уголовного и гражданского судопроизводства. Обращение к рассмотрению последних из указанных понятий представляется необходимой предпосылкой исследования процессуальных сроков в обозначенном выше качестве.

Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод человека и гражданина. Отсюда их характер, система и виды должны, возможно, более полно соответствовать данной задаче. В научной литературе нет единства относительно понятия и видов гарантий. Так, предлагается несколько оснований для классификации гарантий. Они подразделяются по назначению, служебной роли на гарантии реализации и гарантии охраны (защиты) прав и свобод человека и гражданина . Достаточно широкое распространение получило разграничение гарантий на базисные и надстроечные, а также с точки зрения субъектов их осуществления. Предлагаются их классификации на объективные и субъективные; по отраслям права: на конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие. Традиционно разделение гарантий на общие и специальные (юридические), хотя однозначного понятия юридических (специальных) гарантий в теории права не выработано.

По мнению ряда исследователей, понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на реализацию и защиту прав и свобод, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от нарушений . Представители теории права, как правило, под юридическими гарантиями понимают условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого. Аналогичную позицию занимают те ученые, которые под юридическими гарантиями понимают правовые средства и способы, с помощью которых в обществе гражданам обеспечивается реализация прав и свобод .

Широкое толкование юридических гарантий предложено П.М. Рабиновичем, который полагает, что правильнее было бы относить к ним и определенные права, и основанную на них правоприменительную деятельность, и индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется . С.С. Алексеев, К.В. Витрук считают, что в число юридических гарантий прав человека и гражданина следует включить: закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности, меры пресечения и другие правоохранительные меры, процессуальные формы охраны прав .

В любом случае вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают значительное место в деятельности всех государственных органов, поскольку это их важная конституционная обязанность . В то же время решение данных вопросов не является основным содержанием деятельности большинства из них, а подчинено решению главных задач, которые поставлены перед конкретным государственным органом, и выступает в качестве одного из условий, способствующих его нормальному функционированию и достижению поставленных целей.

Обязанности государства, соответствующие правам и свободам человека и гражданина, находят свое выражение в совокупности различных зафиксированных в законе гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые оно обязуется создать и предоставить лицам для практического осуществления ими своих прав и свобод. Следовательно, говоря об обеспечении государством прав и свобод человека и гражданина, можно вести речь о создании государством и его органами условий и предоставлении возможностей для их реализации. Иными словами, государство осуществляет охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина и таким образом их обеспечивает.

Очевидно, что роль различных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения прав и свобод граждан неодинакова. Это объясняется различием функций, компетенции, ведомственной принадлежности, форм, методов, условий работы, а также наличием сил и средств, которыми эти органы располагают.


Таким образом, все перечисленные особенности и основные характеристики института защиты в первой главе моего исследования, позволяют рассматривать его как комплексную правовую категорию, которая служит надежной гарантией реализации прав человека.

По моему мнению, перспективным направлением в деле обеспечения прав и свобод человека и гражданина могло бы стать формирование институтов, которые условно можно именовать как «комплексные». Суть их создания должна состоять в обеспечении взаимодействия органов различной «ведомственной принадлежности», но имеющих ключевое значение в анализируемом процессе. Как представляется, таким институтом мог бы стать конгломерат адвокатуры и суда при условии минимизации факторов их «противостояния». Таковые, к сожалению, имеют место, уже хотя бы в силу различных целей, стоящих перед судом (установление истины по делу в целях вынесения законного и обоснованного решения) и адвокатом (защита интересов доверителя). В этом плане необходимо учитывать и развивать публично-правовые начала в деятельности адвокатуры, состоящие в пресечении нарушений прав и свобод граждан, установлении режима законности, предупреждении нарушений в будущем, обеспечении принципа состязательности процесса .


Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008г. №7-ФКЗ) // Российская газета от 31.12.2008г.-№ 267.

Учебники, книги, монографии, статьи:

1. Авдеева М.А. Современные проблемы адвокатуры России. Автореф. дисс.… канд. юрид. наук. - М., 2008.

2. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты). Курс лекций. - М., 2007.

3. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. Изд. 2-ое. М.: Статут, 2001.

4. Горшкова С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы // Журнал российского права. 2002. N 7.

5. Гущин В.З. Некоторые аспекты защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 21.

6. Демин И.П. Юридическая защита прав и свобод человека в Российской Федерации. «Гражданин и право», 2008. N 12.

7. Зарицкий А.В. Гарантии прав человека и гражданина при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики). Дисс.… канд. юрид. наук. - М., 1999.

8. Кирланов Т.Г. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве России // Уголовное судопроизводство. 2007. N 2.


См.: Бекяшев К.А. Международное публичное право. – М., 1999, - С. 640

См., например: Снежко О.А. Государственная защита прав граждан: Монография. М., 2005; Стремоухов А.В. Правовая защита человека. М., 2006.

Тарусина Н.Н. Основы совершенствования законодательства о защите субъективных прав и интересов // Проблемы совершенствования законодательства о защите субъективных гражданских прав / Под ред. В.В. Бутнева. Ярославль, 1988. С. 40.

Конституции государств Европейского союза // Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1997. С. 695.

См.: Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты). Курс лекций. М., 2007. С. 11.

См.: Зарицкий А.В. Гарантии прав человека и гражданина при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики). Дисс.… канд. юрид. наук. М., 1999. С. 18.

См.: Юридический статус человека и гражданина в России. Учеб. пособие / Под ред. Л.Д. Воеводина. М., 1997. С. 37.

См.: Лукашева Е.А. Соц. законность в современный период // Сов. государство и право. 1968. N 3. С. 12.

См.: Упрочение законности - закономерность социализма / Под ред. П.М. Рабиновича. Львов, 1974. С. 237.

См.: Права человека и гражданина в социалистическом обществе. М., 1981. С. 178, 204.

См.: Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Указ. соч. С. 18.

См.: Авдеева М.А. Современные проблемы адвокатуры России. Автореф. дисс.… канд. юрид. наук. М., 2008. С. 14.

Просмотров