Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций. Медицинская служба гражданской обороны Учреждения медицинской службы гражданской обороны

Акишин Л.Н.

В статье рассматриваются основные задачи, организационная структура, порядок материально-технического и финансового обеспечения медицинской спасательной службы гражданской обороны муниципального образования, принципы ее взаимодействия с другими спасательными службами и система управления службой.

Медицинская спасательная служба гражданской обороны муниципального образования (далее - "медицинская спасательная служба") - это система органов управления, учреждений здравоохранения и нештатных медицинских аварийно-спасательных формирований (далее - "формирования медицинской спасательной службы"), предназначенных для организации и проведения в условиях ЧС комплекса лечебно-эвакуационных и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пострадавшим и больным гражданам, их лечение в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения уровня инвалидности и смертности.

Медицинская спасательная служба является составной частью системы гражданской обороны муниципального образования. Формирования медицинской спасательной службы, создаваемые на базе учреждений здравоохранения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, могут использоваться в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как в военное, так и мирное время.

Организационно-методическое руководство деятельностью медицинской спасательной службы возлагается на ведущую медицинскую организацию муниципального образования. Как правило, это центральная районная или городская больница.

Непосредственную работу медицинской спасательной службы организует ее начальник через штаб службы. Начальник медицинской спасательной службы подчиняется Главе администрации муниципального образования, осуществляющему руководство гражданской обороной на территории своего муниципального образования (далее - "руководитель гражданской обороны").

Основными задачами медицинской спасательной службы являются;

Решение задач в соответствии с Положением о службе и заранее разработанными и утвержденными планами по ГО и защите от ЧС;

Планирование и организация выполнения задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

Создание, оснащение, учет и подготовка формирований медицинской спасательной службы.

Прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий;

Разработка методических документов по организации медицинского обеспечения населения муниципального образования, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

Планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обслуживанию населения в военное время;

Подготовка органов управления и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;

Создание и подготовка сил и средств медицинской спасательной службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;

Подготовка к развертыванию и развертывание больничной базы в загородной зоне;

Создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для учреждений здравоохранения и формирований медицинской спасательной службы;

Подготовка специалистов в области медицинского обеспечения населения в военное время;

Участие в проводимых для населения занятиях по вопросам оказания первой медицинской помощи пострадавшим и больным в военное время;

Участие в подготовке санитарных дружин, постов, создаваемых в организациях;

Своевременное оказание медицинской помощи пострадавшим и больным гражданам в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения уровня инвалидности и смертности;

Организация и проведение противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

Медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.

Порядок создания медицинской спасательной службы

Медицинская спасательная служба организуется по территориальному принципу и создается на базе центральной районной или городской больницы муниципального образования, а также других учреждений здравоохранения, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, независимо от форм собственности (по согласованию).

Начальником медицинской спасательной службы является главный врач районной или городской больницы. Если в муниципальном образовании имеется территориальный орган управления здравоохранением - то руководителем службы является начальник районного (городского) управления здравоохранением.

Начальник медицинской спасательной службы назначается постановлением Администрации муниципального образования и непосредственно подчиняется руководителю гражданской обороны района (города) - главе администрации муниципального образования.

Для управления силами и средствами медицинской спасательной службы создается штаб службы, состав которого определяется приказом начальника медицинской спасательной службы. Руководство и штаб состоит из должностных лиц, не освобожденных от исполнения обязанностей по основной работе.

Должностные лица штаба медицинской спасательной службы обязаны знать задачи службы, возможности подчиненных сил и средств, разрабатывать планы проведения мероприятий и докладывать начальнику медицинской спасательной службы об их выполнении.

Организационно-штатная структура медицинской спасательной службы и включенных в ее состав органов управления и формирований, порядок комплектования личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами определяются на основании действующих нормативно-правовых актов в области ГО и защиты от ЧС решением начальника медицинской спасательной службы.

К формированиям медицинской спасательной службы относятся:

Санитарная дружина;

Санитарный пост;

Группа эпидемического контроля;

Бригады специализированной медицинской помощи.

В формирования медицинской спасательной службы могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин со средним или высшим медицинским образованием, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Организация управления медицинской спасательной службой

Управление медицинской спасательной службой состоит в деятельности начальника медицинской спасательной службы и штаба гражданской обороны по поддержанию подчиненных медицинских учреждений и формирований в постоянной готовности к работе в условиях военного времени, организации, планированию и проведению комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также ЧС.

Основой управления медицинской спасательной службой является решение начальника спасательной службы о медицинском обеспечении населения в военное время и в условиях ЧС. В решении определяется порядок проведения лечебно-эвакуационных и противоэпидемических мероприятий, организация кадрового обеспечения, организация снабжения медикаментами и медицинской техникой, организация защиты работников органов управления, учреждений здравоохранения и больных, состав и порядок использования сил и средств медицинской спасательной службы, организация взаимодействия, организация управления.

Решение начальника медицинской спасательной службы о медицинском обеспечении населения в военное время оформляется в виде Плана гражданской обороны на военное время. План разрабатывается в мирное время и корректируется по мере необходимости. Начальник медицинской спасательной службы осуществляет непосредственное руководство планированием медицинского обеспечения населения в военное время. Для обеспечения устойчивого управления медицинской спасательной службой орган управления подготавливает в мирное время основной и запасной пункт управления. Пункты управления должны быть оснащены средствами связи и иметь необходимое оборудование, обеспечивающее работу личного состава штаба медицинской спасательной службы.

Эффективность управления медицинской спасательной службой в военное время обеспечивается путем достижения необходимого уровня подготовки личного состава органа управления, состояния пунктов управления, организации системы связи, путем непрерывного сбора и анализа данных об обстановке, своевременного принятия решений о медицинском обеспечении населения, оперативного доведения задач до подчиненных и осуществления постоянного контроля за исполнением отданных распоряжений.

Для обеспечения непрерывного управления медицинской спасательной службой в случае выхода из строя основного пункта управления назначается запасной пункт управления, который обеспечивается всеми необходимыми документами, разработанными в мирное время.

Полномочия начальника медицинской спасательной службы

На начальника медицинской спасательной службы возлагается:

Руководство разработкой плана обеспечения мероприятий гражданской обороны;

Организация и проведение в военное время мероприятий по развертыванию формирований медицинской спасательной службы и дополнительных коек в учреждениях здравоохранения;

Контроль за подготовкой пунктов управления, штаба медицинской спасательной службы и формирований к работе в условиях военного времени;

Контроль за специальной подготовкой медицинской спасательной службы и формирований по вопросам организации медицинского обеспечения населения в военное время;

Организация и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

Организация взаимодействия с другими управлениями и государственными органами;

Методическое руководство проводимых для населения занятий по вопросам оказания в военное время первой медицинской помощи пострадавшим и больным.

Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны

При организации медицинского обеспечения населения начальник медицинской спасательной службы принимает решение об использовании сил и средств медицинской спасательной службы в зависимости от складывающейся обстановки.

Населению, пострадавшему при ведении военных действий или вследствие этих действий, оказываются первая медицинская, доврачебная, первая врачебная, квалифицированная и специализированная медицинская помощь. В очагах поражения первая медицинская и доврачебная помощь оказывается самими пораженными в порядке само- и взаимопомощи, личным составом формирований гражданской обороны (санитарных постов и санитарных дружин), создаваемых в организациях.

Квалифицированная и специализированная медицинская помощь оказывается в медицинских организациях муниципального образования и развернутых в загородной зоне лечебно-профилактических учреждениях.

Эвакуация пораженных и больных граждан в лечебно-профилактические учреждения может осуществляться автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Ответственным за организацию медицинской помощи и эвакуацию является начальник медицинской спасательной службы.

Организация подготовки личного состава медицинской спасательной службы

Специальная подготовка личного состава медицинской спасательной службы является составной частью подготовки учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени. Уровень подготовки медицинских и фармацевтических работников для выполнения обязанностей по занимаемой должности в мирное время и по предназначению в военное время является основным показателем готовности органа управления учреждения здравоохранения к выполнению задач в военное время.

Специальная подготовка в учреждениях здравоохранения проводится в виде плановых занятий, учений и тренировок. Тематика занятий с привлечением личного состава штаба, учреждений здравоохранения и формирований медицинской спасательной службы определяется исходя из предназначения и уровня подготовки обучаемых.

Основной формой специальной подготовки являются командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки. Для работников учреждений медицинской спасательной службы проводятся комплексные объектовые учения; для лиц, входящих в формирования медицинской спасательной службы, тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения.

Периодичность и продолжительность тренировок и учений с привлечением штаба, учреждений и формирований устанавливаются соответствующими организационно-методическими указаниями Минздрава РФ и МЧС России по подготовке органов управления и учреждений здравоохранения в области гражданской обороны.

Занятия и учения с привлечением личного состава штаба, учреждений и формирований медицинской спасательной службы проводятся в часы, установленные главным врачом (руководителями) учреждения здравоохранения.

Главный врач учреждения здравоохранения:

Организует специальную подготовку работников учреждения здравоохранения и руководит ею;

Лично проводит учения и тренировки;

Осуществляет контроль и оказывает необходимую помощь руководителям занятий;

Проводит мероприятия, способствующие повышению эффективности обучения подчиненных;

Систематически проверяет уровень подготовки подчиненных, принимает меры по поддержанию их профессиональных знаний и навыков на должном уровне.

Повышение квалификации руководящего состава учреждений здравоохранения, врачей-специалистов по вопросам организации медицинского обеспечения населения в военное время проводится в установленном порядке в ходе тематических циклов в высших медицинских учебных заведениях, на местных учебных базах и на учебных сборах.

Медицинская служба гражданской обороны (МС ГО) - совокупность медицинских формирований, учреждений и органов управления в системе здравоохранения страны, предназначенных для медицинского обеспечения населения при применении противником оружия массового поражения и других средств нападения, а также в районах стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.

На МС ГО возлагаются следующие основные задачи: своевременное оказание медпомощи пораженным и больным, их эвакуация и лечение; предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, а в случае появления больных - быстрейшая их изоляция, а также локализация и ликвидация очагов инфекции; организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по устранению неблагоприятных санитарных последствий применения противником средств массового поражения; охрана здоровья личного состава невоенизированных формирований и учреждений ГО: осуществление медицинских мероприятий по предупреждению или ослаблению воздействия на население поражающих факторов современных видов оружия. МС ГО должна также обеспечивать всеми видами медпомощи работающие смены на предприятиях, продолжающих производственную деятельность в военное время, а также население, подлежащее эвакуации и рассредоточению.

Для выполнения возложенных на нее задач МС ГО в мирное время осуществляет планирование мероприятий по медицинскому обеспечению населения; подготавливает органы управления службы; создает, оснащает и обучает невоенизированные медицинские формирования; ведет подготовку медицинских учреждений; отрабатывает вопросы взаимодействия с другими службами ГО и военно-медицинской службой; вырабатывает единые взгляды на профилактику, оказание медпомощи и лечение при поражении современными видами оружия, на проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; создает запасы медицинского имущества; обучает все население приемам и способам оказания первой медпомощи пораженным и больным. В военное время при возникновении очагов массовых санитарных потерь МС ГО силами своих формирований и учреждений оказывает медпомощь пораженным, проводит их эвакуацию и лечение в лечебных учреждениях, осуществляет весь комплекс мероприятий по медицинской защите населения в очагах поражения или районах стихийных бедствий (аварий, катастроф).

В основу организации сил и средств МС ГО положены следующие основные принципы: органы управления службы, ее формирования и учреждения в основном создаются на базе существующих в мирное время учреждений и органов здравоохранения; формирования и учреждения подготавливаются к работе в любых очагах поражения без существенной перестройки; каждое формирование и учреждение заблаговременно предназначается для выполнения определенного перечня мероприятий. С учетом функционального предназначения определяется табель оснащения медицинским имуществом, оборудованием и транспортом, комплектование личным составом определенной квалификации.

К элементам организационной структуры МС ГО относятся: руководство, органы управления, силы и средства. Начальниками МС ГО являются руководители соответствующих органов здравоохранения: министры здравоохранения республик, заведующие отделами (управлениями) здравоохранения (краев, областей, городов и городских районов), главные врачи центральных районных больниц в сельской местности, главные врачи поликлиник и медсанчастей на объектах народного хозяйства. К органам управления относятся штабы МС ГО и управления больничных баз. Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках из руководящих работников здравоохранения для повседневного руководства работой службы, разработки планов МС ГО, организации и проведения боевой и специальной подготовки личного состава, организации работы службы в особых условиях. Управления больничных баз предназначаются для оперативного руководства лечебными учреждениями больничных баз.

В составе МС ГО имеются невоенизированные медицинские формирования и подвижные учреждения. Невоенизированными подвижными медицинскими формированиями являются: санитарный пост (СП), санитарная дружина (СД), отряд первой медицинской помощи (ОПМ), подвижной противоэпидемический отряд (ППЭО), бригада специализированной медпомощи (БСМП), отряд специализированной медпомощи (ОСМП), специализированная противоэпидемическая бригада (СПЭБ), инфекционный подвижной госпиталь (ИПГ), группа эпидемиологической разведки (ГЭР). Учреждения МС ГО - стационарные лечебные и противоэпидемические учреждения, учреждения службы крови и медицинского снабжения.

Управление медицинской службой ГО состоит в осуществлении начальниками службы и их штабами постоянного руководства действиями формирований и учреждений, направленного на успешное и своевременное выполнение поставленных задач. Главным в деятельности органов управления является постоянное знание обстановки, состояния своих сил и средств, поддержание постоянной связи с ними и вышестоящим руководством, контроль за выполнением поставленных задач.

Библиогр.: Алтунин А.Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями, с. 156, М., 1976; Горелов Л.И. и Дубровин В.И. Медицинская помощь населению в очагах поражения, с. 7, М., 1982; Руководство по медицинской службе гражданской обороны, под ред. А.И. Бурназяна, с. 91. М., 1983.

Лекция 2.

Медицинская служба гражданской обороны

Организационная структура и основные задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны

Федеральная медицинская служба гражданской обороны (МСГО) создана в соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.99 № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» и «Положением о федеральной медицинской службе гражданской обороны», утвержденном приказом Минздрава России от 03.07.00 №242.

Она является специальной организацией в системе здравоохранения страны и одной из служб ГО.

Федеральная МСГО - это система органов управления учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение в военное время в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности.

Медицинская служба Гражданской обороны (МС ГО) - это специальная организация в системе здравоохранения, предназначенная для медицинского обеспечения населения при применении противником оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения, а также в зонах стихийных бедствий, катастрофического затопления и крупных аварий.

Федеральная МСГО осуществляет свою деятельность во взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, с другими службами ГО, а также с медицинскими службами ВС РФ и других войск в установленном порядке.

Учреждения и формирования МСГО, создаваемые на базе учреждений здравоохранения Минздрава России, а также учреждения и формирования МСГО других федеральных органов исполнительной власти, организаций независимо от форм собственности по решению соответствующих начальников ГО используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Наиболее существенное влияние на деятельность МС ГО в современной войне окажет, прежде всего, практически одновременное возникновение огромных людских потерь на территории страны. Разнохарактерность воздействия на организм человека известных ныне средств поражения приведет к значительному усложнению структуры санитарных потерь. В ряде случаев эти факторы создадут обстановку, при которой будет иметь место несоответствие имеющихся в данном районе сил МС ГО объему работ по оказанию медицинской помощи населению в короткие сроки.

Условия деятельности МС ГО будут также затруднены, во-первых, наличием значительного разрушения зданий и сооружений, что усложнит развертывание медицинских формирований и учреждений; во-вторых, возникновением обширных зон радиоактивного и очагов химического заражения местности, ограничивающих возможность маневра силами и средствами МС ГО и ведущих к необходимости организации и проведения специальных мероприятий по их защите. Кроме того, большое значение будет иметь и тот фактор, как ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния ряда районов страны в связи с перемещением большого числа людей в ходе эвакуационных мероприятий ГО и разрушениями в сетях канализации, водопровода и энергоснабжения. Следует учесть также возможность возникновения значительных трудностей в управлении ее силами и средствами в результате разрушения постоянных линий связи, а также нарушения радиосвязи вследствие ионизации атмосферы при ядерных взрывах. Приведенные положения лишь в общих чертах характеризуют условия деятельности МС ГО в современной войне. Однако и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о чрезвычайной сложности обстановки, в которой придется действовать службе при выполнении ее весьма важных задач.

По значимости решаемых задач МС ГО справедливо считается одной из ведущих служб ГО.

Основными задачами федеральной МСГО являются:

Прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медико-санитарного обеспечения населения;

Разработка нормативных и методических документов по организации медико-санитарного обеспечения населения страны, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;

Планирование, организация и проведение мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения в военное время;

Подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;

Создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий ГО;

Создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для учреждений и формирований МСГО;

Организация снабжения учреждений и формирований МСГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

Участие в разработке медицинских средств защиты населения от современных средств поражения;

Подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;

Участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;

Участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;

Своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Медико-санитарное обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.

Кроме этого, в зависимости от обстановки задачами МС ГО являются:

Организация и проведение лечебно-эвакуационных, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на своевременное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшему населению, с целью быстрейшего восстановления здоровья людей, возвращения их к общественно-полезному труду, снижения инвалидности и смертности;

Предупреждение возникновения и распространения среди населения массовых инфекционных заболеваний;

Обеспечение санитарного благополучия населения и ликвидацию неблагоприятных санитарных последствий применения противником оружия массового поражения.

Успешное выполнение задач медицинской службой ГО является весьма существенным ее вкладом в дело обороноспособности страны и может быть достигнуто проведением комплекса организационных, лечебно-эвакуационных, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в мирное время, в период угрозы нападения и при ликвидации последствий применения противником ОМП.

В мирное время на МС ГО возлагается:

Планирование мероприятий службы на военное время;

Комплектование, подготовка и поддержание в постоянной боевой готовности формирований и учреждений службы;

Обучения населения приемам оказания само и взаимопомощи при поражении ядерным и химическим оружием, а также правилам поведения в очагах поражения.

При угрозе нападения МС ГО:

Приводит все силы и средства в полную боевую готовность;

Эвакуирует и развертывает в загородной зоне сеть медицинских и леч. учреждений;

Осуществляет медицинское обеспечение эвакуации населения и рассредоточения рабочих и служащих;

Обеспечивает население средствами медицинской защиты и оказания первой помощи.

После применения противником оружия массового поражения МС ГО обеспечивает:

Ведение медицинской разведки в исходных районах, на маршрутах передвижения сил гражданской обороны и в очагах поражения;

Выдвижение и развертывание своих сил и средств в очагах массового поражения;

Своевременное оказание пораженным и заболевшим первой и первой врачебной помощи, их эвакуация в лечебные учреждения загородной зоны для оказания специализированной медицинской помощи и стационарного лечения;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

снабжение формирований и учреждений службы, а также населения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом.

Федеральная МСГО организуется по территориально-производственному принципу на базе органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.

В состав МСГО входят: руководство, органы управления, учреждения, формирования (гражданские организации гражданской обороны).

К руководству относятся начальники МСГО всех уровней.

Начальниками МСГО являются:

Федеральной МСГО - первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации;

Субъектов Российской Федерации, городов, городских районов - руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, городов, городских районов;

Сельских округов - главные врачи округов (главные врачи центральных районных больниц);

Организаций - главные врачи медико-санитарных частей этих организаций, заведующие здравпунктами.

Руководство обеспечивает подготовку формирований и учреждений МСГО, организует их развертывание и работу, осуществляет контроль за деятельностью органов управления.

Органы управления МСГО представлены штабами МСГО и управлениями больничными базами.

Штабы МСГО как органы оперативного руководства создаются при начальниках МСГО всех степеней вплоть до объекта экономики. В состав штабов МСГО входят должностные лица, функциональные обязанности которых по занимаемым должностям в системе здравоохранения позволяют им решать вопросы подготовки службы и организации ее работы в ЧС.

Органами управления МСГО являются:

Штаб федеральной МСГО;

Штабы МСГО субъектов Российской Федерации;

Штабы МСГО городов, городских районов и сельских округов.

Штабы МСГО создаются в мирное время приказами соответствующих руководителей органов управления здравоохранением, главных врачей сельских округов.

Штаб федеральной МСГО создается приказом Минздрава России . В состав штаба включаются: начальник штаба - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации; заместитель начальника штаба - директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита».

Схема управления Федеральной медицинской службой гражданской обороны (ФМСГО).

Члены штаба:

Руководители структурных подразделений Минздрава России;

Главные медицинские специалисты Минздрава России;

Представители Российской академии медицинских наук;

Специалисты ВЦМК «Защита»;

Представители заинтересованных органов исполнительной власти и организаций;

Представитель Российского общества Красного Креста.

В состав штаба МСГО субъекта Российской Федерации включаются: начальник штаба - заместитель руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, заместитель начальника штаба - начальник Второго отдела органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации,

Члены штаба:

Руководители структурных подразделений органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации;

Главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации;

Главные медицинские специалисты;

Главный врач станции переливания крови;

Руководитель территориального центра медицины катастроф;

Другие лица.

В состав штабов МСГО городов, городских районов и сельских округов включаются должностные лица органов управления здравоохранением и руководители учреждений здравоохранения по аналогии с составом штаба МСГО субъекта Российской Федерации.

Начальники штабов МСГО являются заместителями соответствующих начальников МСГО.

Органы управления здравоохранением, на базе которых создаются штабы МСГО, с введением военного положения переводятся на штаты военного времени. Структура и численность органов управления здравоохранением определяется решениями органов исполнительной власти, исходя из объема мобилизационного задания.

Управление больничной базы как орган управления МСГО создается для руководства развертыванием и работой больниц загородной зоны на территории области (края, республики).

Органы управления МСГО должны находиться в состоянии постоянной готовности к решению возложенных на них задач по медицинскому обеспечению населения в ходе проведения мероприятий гражданской обороны.

К учреждениям, входящим в состав федеральной МСГО, относятся:

Учреждения здравоохранения, имеющие мобилизационные задания на развертывание в военное время дополнительных больничных коек, создание медицинских формирований (гражданских организаций гражданской обороны);

Учреждения здравоохранения, создаваемые на военное время по решению органов исполнительной власти (профилированные больницы и другие);

Организации государственной санитарно-эпидемиологической службы, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Российской Федерации;

Аптечные учреждения, в том числе склады медицинских центров «Резерв»;

Учреждения здравоохранения, привлекаемые решениями органов исполнительной власти к участию в проведении мероприятий гражданской обороны.

Общей характерной особенностью медицинских формирований является их предназначение для работы непосредственно в очаге поражения (исключение составляют бригады специализированной медицинской помощи, предназначенные для работы в лечебных учреждениях загородной зоны). При этом каждое формирование выполняет определенный, заранее установленный для него конкретный перечень лечебно-профилактических или противоэпидемических мероприятий. После выполнения задач в очаге массового поражения формирования возвращаются в свои учреждения-формирователи для работы в их составе.

К медицинским формированиям МС ГО относятся: санитарные посты (СП), санитарные дружины (СД), отряды санитарных дружин (ОСД), отряды первой медицинской помощи (ОПМ), отряды (бригады) специализированной медицинской помощи (ОСМП, БСМП), токсико-терапевтические подвижные госпитали (ТТПГ), инфекционные подвижные госпитали (ИПГ), хирургические подвижные госпитали (ХПГ), подвижные противоэпидемические отряды (ППЭО) и специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), группы эпидемической разведки (ГЭР).

Общей характерной чертой медицинских формирований является их предназначение для работы непосредственно в очагах массового поражения (исключение составляют санитарные дружины и БСМП, предназначенные для работы в лечебных учреждениях загородной зоны). При этом каждое формирование выполняет определенный установленный для него конкретный перечень лечебно-профилактических или противоэпидемических мероприятий. По выполнению задач в очаге массового поражения формирования возвращаются в свои учреждения - формирователи для работы в их составе.

Медицинские формирования ГО в зависимости от подчиненности подразделяются на объектовые и территориальные.

К объектовым медицинским формированиям ГО относятся санитарные посты и санитарные дружины. Они создаются на объектах экономики, в учреждениях, учебных заведениях и т.п.

Санитарный пост состоит из 4 чел.: начальника поста и 3 санитарных дружинниц. Санитарные посты создаются на предприятиях, в учреждениях, высших и средних специальных учебных заведениях, В их оснащение входят: аптечки, санитарные носилки, носилочные лямки, средства индивидуальной защиты, нарукавные повязки и эмблемы Красного Креста и др. Они предназначены для оказания первой медицинской помощи в ЧС на своем объекте. Санитарные посты в мирное время оборудуют на предприятиях и в учреждениях «Уголки здоровья». В очаге ядерного поражения личный состав санитарных постов за 1 ч работы может оказать первую медицинскую помощь 10 пораженным (без розыска и выноса).

Санитарная дружина состоит из 24 чел.: командира, заместителя командира, связного (он же завхоз), водителя и 5 звеньев санитарных дружинниц по 4 чел. в каждом звене, один из которых является командиром звена. Санитарные дружины создаются на предприятиях, в учреждениях. Табелем оснащения предусмотрены: санитарные сумки (каждой дружиннице), средства индивидуальной защиты, санитарные носилки, носилочные лямки, индивидуальные фляги для воды, нарукавные знаки Красного Креста и др. Табельное имущество, в том числе и санитарные сумки, накапливается, хранится и освежается на объектах экономики, где оно сформировано.

Санитарные дружины предназначены для розыска и оказания первой медицинской помощи в очагах массового поражения, участия в организации выноса и вывоза пораженных к местам погрузки их на транспортные средства, а также для работы в других формированиях и медицинских учреждениях. За 1 ч работы в ядерном очаге одна санитарная дружина может оказать первую медицинскую помощь 50 пораженным.

Для выполнения своих задач личный состав СД проходит специальную подготовку. В целях закрепления практических навыков сандружинницы участвуют в тренировочных практических занятиях и тактико-специальных учениях, проводимых в системе ГО.

По штатному расписанию в СД входит 24 человека, в том числе: командир СД, его заместитель, завхоз, шофер. Указанное формирование состоит из 5 звеньев (в каждом по 4 человека во главе с командиром звена).

Табелем оснащения СД предусмотрены : аптечки индивидуальные, ИПП, защитно-фильтрующая одежда, сапоги и перчатки резиновые, противогазы, сумка ПХС, сумки санитарные, фляги для воды, фонари электрические карманные, носилки санитарные, комплект индивидуальных дозиметров. Табельное имущество СД. в том числе и санитарные сумки, накапливается, хранится и освежается на объекте экономики, где она сформирована. При слаженной и хорошо организованной работе за 5 часов работы одна СД может оказать первую помощь 250 пораженным.

На крупных объектах, где имеется возможность создания пяти СД формируются отряды санитарных дружин (ОСД). Принцип комплектования, назначение и оснащение ОСД - те же. что и санитарных дружин.

Санитарные дружины и санитарные посты - это массовые формирования медицинской службы. Они создаются и используются в соответствии с планами штабов по делам ГОЧС. За их формирование, экипировку и оснащение несут ответственность руководители объектов совместно с организациями общества Красного Креста, а за медицинскую подготовку - органы здравоохранения.

К территориальным формированиям МСГО относятся:

Медицинские отряды;

Подвижные госпитали (токсико-терапевтические, инфекционные, хирургические и другие);

Бригады специализированной медицинской помощи;

Санитарно-эпидемиологические отряды;

Санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);

Специализированные противоэпидемические бригады;

Группы эпидемиологической разведки.

Медицинский отряд (МО) - основное подвижное формирование МСГО, предназначенное для оказания первой врачебной помощи пораженным (больным) гражданам в очаге (на границе очага) массового поражения, временного размещения и подготовки их к эвакуации в учреждения здравоохранения. Они создаются в соответствии с планами штабов по делам ГОЧС области (города) на базе ЛПУ (больниц, поликлиник). По штату в состав отряда могут входить 6-8 врачей, до 35-38 средних медицинских работников, до 2 санитарных дружин и другой личный состав (всего 146 чел.).

Основными задачами МО являются : прием, регистрация и временное размещение пораженных, медицинская сортировка пораженных, проведение дозиметрического контроля, частичная, а при возможности и полная санитарная обработка пораженных, обеззараживание их одежды и обуви, оказание пораженным первой врачебной помощи, временная госпитализация нетранспортабельных; участие в эвакуации пораженных с пострадавших объектов временная изоляция инфекционных больных и пораженных с психическими расстройствами, подготовка транспортабельных пораженных и больных к эвакуации в лечебные учреждения загородной зоны; пополнение медицинским имуществом массовых формирований, действующих на участке работы отряда, ведение первичного медицинского учета и отчетности.

Отряд имеет табельное медицинское и санитарно-хозяйственное имущество, радиостанцию, подвижную электростанцию, средства индивидуальной защиты, дозиметрическую аппаратуру, приборы химической разведки и другое имущество; палаточным фондом не располагает. Для перевозки личного состава и имущества к очагу поражения и эвакуации пораженных с объекта руководителем спасательных работ отряду выделяются автотранспортные средства.

В структуре отряда имеются отделения: приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуации пораженных, лабораторное, частичной санитарной обработки пораженных и дезактивации, медицинского снабжения (аптека) и хозяйственное.

Полностью укомплектованный кадрами и оснащенный табельным имуществом медицинский отряд за 12 ч работы может принять, провести медицинскую сортировку, оказать первую врачебную помощь и подготовить к эвакуации до 500 пораженных.

Медицинский мобильный отряд - новое (опытный образец) формирование МСГО, предназначенное для оказания первой врачебной помощи пораженным и больным в очаге (на границе очага) массовых санитарных потерь мирного и военного времени. В его состав входят 108 чел., из них 14 врачей (в том числе 3 врача-педиатра), 22 средних медицинских работника и другой личный состав.

Отряд способен на штатном транспорте выдвигаться в районы ЧС, а также перевозится на железнодорожном и авиационном транспорте. За счет возимых запасов отряд способен работать в автономном режиме до 3 сут.

Медицинский мобильный отряд укомплектован 6 автоперевязочными АП-2 с приписанным постоянным персоналом за счет ЛПУ и развертывает следующие функциональные подразделения: приемно-сортировочное (с сортировочным постом), перевязочное, эвакуационное отделения, аптеку, а также подразделения обеспечения и управления.

Запасы имущества обеспечивают оказание помощи 100-120 пораженным. Время готовности АП-2 к работе после прибытия в район ЧС - 10-15 мин. Рабочей ячейкой модуле всех блоков является врачебно-сестринская бригада.

Медицинский мобильный отряд предназначен для решения следующих задач:

Ведение медицинской разведки на маршрутах выдвижения и в районе расположения отряда;

Обеспечение массового приема и регистрации пораженных;

Проведение медицинской сортировки пораженных;

Оказание пораженным первой врачебной помощи;

Временная (до прибытия транспорта) изоляция пораженных, представляющих опасность для окружающих;

Подготовка пораженных к эвакуации в лечебные учреждения;

Ведение медицинского учета и отчетности.

Отряд имеет табельное медицинское и санитарно-хозяйственное имущество, радиостанцию, подвижную электростанцию, средства индивидуальной защиты, дозиметрическую аппаратуру, приборы химической разведки, палаточный фонд. Для перевозки личного состава и имущества к очагу поражения и эвакуации пораженных с объекта ведения спасательных работ отряд располагает автотранспортными средствами.

Бригады специализированной медицинской помощи создаются на базе медицинских вузов, институтов (академий) последипломного образования, крупных городских, областных (краевых, республиканских) больниц, научно-исследовательских институтов и научных центров. Профиль бригад определяется специальностью врачей, включенных в их состав, и соответствующим табельным оснащением.

По штатному расписанию в состав бригады специализированной медицинской помощи входят: 2 врача, 2 медицинские сестры (фельдшера) и 1 шофер.

Основным предназначением бригад является усиление учреждений здравоохранения, больниц МСГО загородной зоны, организация и оказание в них специализированной медицинской помощи пораженным. Создаются бригады по следующим профилям: нейрохирургические, офтальмологические, травматологические, торакоабдоминальные, ожоговые, токсико-терапевтические, психоневрологические и др.

Возможности бригады по оказанию специализированной медицинской помощи пораженным находятся в прямой зависимости от ее профиля. Так, например, личный состав бригады хирургического профиля за 10 ч работы может выполнить 10-12 хирургических вмешательств.

Токсико-терапевтический подвижной госпиталь создается на базе токсикологических центров или многопрофильных больниц, имеющих в своем составе терапевтические отделения; предназначен для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных АОХВ.

В своем составе госпиталь имеет: управление, медицинскую часть, отделение материально-технического обеспечения; развертывает приемно-эвакуационное, два терапевтических и психоневрологическое отделения. Кроме того, в его составе предусмотрены лечебно-диагностические и вспомогательные подразделения (рентгеновский кабинет, лаборатория, аптека, электростанция и др.). Имея палаточный фонд, госпиталь развертывается вблизи очага химического поражения.

Инфекционный подвижной госпиталь формируется на базе ЛПУ инфекционного профиля. Он предназначен для оказания специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных; оказания консультативной помощи медицинскому персоналу, работающему в очагах опасных инфекций; проведения лабораторной индикации бактериальных средств.

В составе госпиталя развертываются: приемно-диагностическое, лечебно-диагностическое и лечебные отделения, а также клинико-диагностическая и бактериологическая лаборатории. Он имеет аптеку, транспортное, обмывочно-дезинфекционное, хозяйственное отделения, столовую.

Санитарно-эпидемиологические отряды и санитарно-эпидемиологические бригады - эпидемиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические), радиологические - создаются центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и предназначаются для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Специализированные противоэпидемические бригады создаются на базе противочумных институтов и станций. Они предназначены для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычайных санитарно-эпидемиологических ситуаций или при угрозе их возникновения.

В составе бригады имеются: управление, эпидемиологическое и бактериологическое отделения. Штатным расписанием в составе данного формирования предусмотрено 30 чел., в том числе 10 врачей и 11 помощников эпидемиолога и санитарного врача.

Группы эпидемиологической разведки формируются на базе центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН). Они предназначены для проведения эпидемиологического обследования инфекционных очагов, эпидемиологической разведки и отбора проб с объектов внешней среды.

Группа эпидемиологической разведки состоит из 3 чел., в том числе командира - врача-эпидемиолога, помощника эпидемиолога-фельдшера (лаборанта) и шофера-санитара. Оснащается она укладками для отбора проб и противочумными костюмами за счет формирователя – ЦГСЭН.

Группа в состоянии в течение 1 ч обследовать территорию в 2 км 2 с отбором 8 проб с объектов внешней среды.

Подвижные противоэпидемические отряды (ППЭО) формируются на базе городских, областных, краевых или республиканских санитарно-эпидемиологических станций, а также из персонала институтов эпидемиологии, микробиологии и гигиены. Основными задачами ППЭО являются организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении очагов массового поражения, а также в районах рассредоточения и эвакуации населения.

Табелем предусмотрено обеспечение ППЭО антибиотиками, бактериальными диагностическими препаратами, медицинской аппаратурой, приборами и лабораторным имуществом, ДДА, автолабораторий, транспортом для перевозки имущества отряда, а также защитной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты.

При необходимости для выполнения задач, возлагаемых на МСГО, решениями органов исполнительной власти и руководителей организаций могут создаваться и другие формирования медицинской службы гражданской обороны.

К учреждениям медицинской службы ГО относятся: больницы МС ГО загородной зоны, станции переливания крови, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, аптеки, учебные заведения по первичной и последипломной подготовке медицинских работников по ГО и др. сохранившиеся в очаге поражения лечебно-профилактические учреждения, которые могут быть наряду с ОПМ использованы для оказания первой врачебной помощи пораженным непосредственно в пострадавшем городе; головные и профилированные больницы; инфекционные подвижные госпитали; больницы для легкопораженных; склады и базы медицинского снабжения, а также их объединения - больничные базы.

Лечебные учреждения больничной базы развертываются в загородной зоне и предназначены для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных. К этим лечебным учреждениям относятся: головные, многопрофильные, профилированные (травматологические, терапевтические, инфекционные, психоневрологические) больницы, а при большом количестве пораженных соответствующего контингента могут развертываться ожоговые, детские больницы и больницы для легкопораженных.

Больничная база (ББ), - это совокупность лечебно-профилактических учреждений МС ГО загородной зоны, объединенных единым органом управления и предназначенных для оказания полного объема медицинской помощи пораженному населению.

Руководит работой ББ специальный орган управления - Управление больничной базы (УББ). Организационно ББ МС ГО состоит из лечебно-эвакуационных направлений (ЛЭН). В состав ЛЭН, как правило, входят лечебные учреждения нескольких районов.

Органом, организующим работу по приему и оказанию пораженным медицинской помощи в лечебных учреждениях ЛЭН, является головная больница (ГБ) (обычно одна из наиболее крупных ЦРБ, ближайшая к зоне катастрофы). Она принимает пораженных на основном пути их вывоза из очага массовых потерь, сортирует, наиболее тяжелым оказывает неотложную медицинскую помощь, а остальных распределяет по профилированным больницам данного ЛЭН.

В составе профилированных больниц хирургического профиля развертываются следующие отделения : приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное с профилированными палатами, лечебно-диагностические подразделения и стационар для обслуживания местного населения, а также медицинскаячасть и управление.

В профилированных терапевтических больницах обычно отсутствует операционно- перевязочное отделение. В составе приемно-сортировочного отделения больницы оборудуется распределительный пост (РП) и сортировочная площадка. Головная больница на лечебно-эвакуационном направлении перед въездом в больничную базу на основном пути эвакуации выставляет медицинский распределительный пост (МРП). В его состав входят врач, медицинская сестра и 6 сандружинниц. На МРП оборудуют платформу из досок или устанавливают автомобильные прицепы. С платформы производится быстрый внешний осмотр пораженных, ознакомление с медицинской документацией. Неотложная помощь оказывается непосредственно в кузове автомобиля (наложение, исправление жгута и др.) С МРП пораженные на этом же транспорте направляют в больницы в зависимости от профиля поражения. Причем, транспорт с наиболее тяжелыми пораженными направляют в ближайшие больницы.

Дальнейшее регулирование движения транспорта с пораженными -на пути эвакуации у въезда в ГБ выставляют вспомогательный распределительный пост (ВРП) в составе медицинской сестры (фельдшера) и санитарных дружинниц. Особую важность ВРП приобретает, когда на данном пути эвакуации находится несколько ГБ. Допустимо направление транспорта с ВРП непосредственно по назначению в профилированную больницу МСГО, минуя ГБ, если на транспорте нет тяжело пораженных, нуждающихся в помощи по неотложным показаниям.

Для руководства подготовкой формирований и учреждений МСГО, ихразвертыванием и работой создаются органы управления (штаб медицинской службы ГО, УББ). Работу органов управления организует руководство МС ГО (начальники МС ГО).

Управление больничной базы (УББ) объединяет все лечебные учреждения медицинской службы ГО входящие в состав ББ и расположенные на ее территории, и является руководящим органом здравоохранения.

Основными задачами УББ являются : осуществление организационных лечебно-профилактических мероприятий, направленных на своевременную подготовку всех лечебных учреждений ББ к приему, размещению, медицинской сортировке, оказанию специализированной (квалифицированной) медицинской помощи и лечению пораженных в лечебных учреждениях ББ на основе достижений медицинской науки и техники; совершенствование организационных форм, методов лечения и обслуживания пораженных и больных.

Головные больницы (ГБ) формируются по типовому штату в них входят только подразделения, обеспечивающие развертывание и организацию работы самой больницы. Так в составе Головной больницы (ГБ) нет бригад специализированной медицинской помощи. Поэтому специализация профилированных больниц ЛЭН, во главе которого развертывается ГБ, осуществляется управлением ББ за счет отряда специализированной медицинской помощи. Емкость ГБ рассчитана на одновременный прием 300 - 500 пораженных и больных.

Профилированные больницы (ПБ) являются однопрофильными специализированными лечебными учреждениями ББ, обеспечивающими госпитализацию пораженных с однородными по локализации повреждениями или однородными по этиологии заболеваниями, оказание им специализированной медицинской помощи и лечение до определенного исхода. Специализация коек и профиль больниц зависят от вероятной структуры санитарных потерь обеспечиваемом данной ББ очаге (районе) поражения. Емкость ПБ определяется типовыми штатами (200, 300,400, 500 коек).

С учетом возможного характера поражений и местных возможностей могут быть организованы следующие профилированные больницы : нейрохирургическая, торако-абдоминальная, травматологическая, для лечения пораженных с повреждениями бедра, крупных сосудов и больших трубчатых костей. ожоговая, терапевтическая, инфекционная, психоневрологическая.

В последнее время для лечения инфекционных больных создан инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ) , предназначенный для обеспечения специализированным лечением 200 инфекционных больных в течение месяца, оказания консультативной помощи медицинскому составу, работающему в очаге особо опасных инфекций, лабораторной индикации бактериальных средств, а также помощи в организации лечения инфекционных больных.

Помимо перечисленных учреждений, предназначенных, главным образом, для госпитализации тяжелых и средней тяжести пораженных, в составе каждого больничного направления глава администрации района организует пункт сбора легкопораженных (ПСЛП) , при котором развертываются поликлиника для амбулаторного приема и лечения легкопораженных и легкобольных с пропускной способностью до 800 человек в сутки и больница на 50 коек для госпитализации легкораненых и легкобольных, нуждающихся в стационарном лечении.


Похожая информация.


В учреждениях здравоохранения создается ГО. Она представляет собой специальную организацию в структуре медицинского объекта. Создается приказом его руководителя. На базе структурных подразделений объекта в соответствии с заданием вышестоящих органов управления здравоохранения.

Предназначена для выполнения следующих задач:

1. Заблаговременной подготовки ЛПУ к защите персонала, больных, материальных ценностей от воздействия поражающих факторов.

2. Проведения мероприятий повышающих устойчивость работы ЛПУ в ЧС.

3. Проведение АСИДНР в учреждениях здравоохранения и участия в проведении их в масштабах определенных территорий.

Вопрос № 3

«Основы задачи и организационная структура МСГО»

МСГО – специальная организация в системе здравоохранения предназначенная для медицинского обеспечения населения в военное время, а также для ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф мирного времени.

МСГО является одной из ведущих видов служб ГО. Свою деятельность осуществляет во взаимодействии с МЧС, другими службами ГО, мед. службой ВС и других войск в установленном порядке.

Эта служба создана и функционирует на основании следующих нормативных документов: ФЗ № 28 – 98г. « О ГО», постановления правительства РФ № 1266 -99г. «О федеральных службах ГО», приказа Министра Здравоохранения № 242 -2000г. «Положение о федеральной МСГО».

На МСГО возлагаются следующие основные задачи :

1. Своевременное оказание всех видов медицинской помощи пораженным и больным, организация их лечения с целью быстрейшего восстановления здоровья и трудоспособности, снижения инвалидности и смертности.

2. Предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения, а в случае их возникновения быстрейшая локализация и ликвидация.

3. Устранение неблагоприятных санитарных последствий применения противником современных средств поражения или во время ЧС.



4. Охрана здоровья личного состава формирований и учреждений ГО.

Для выполнения возложенных задач, МСГО в мирное время проводит ряд мероприятия, такие как:

1. Планирует мероприятия медицинской защиты населения.

2. Проводит подготовку органов управления службы.

3. Создает, оснащает и обучает личный состав формирований службы.

4. Готовит медицинские учреждения к работе в военное время и в условиях ЧС.

5. Отрабатывает взаимодействие с другими службами ГО и военно-медицинской службой МО.

6. Участвует в обучении населения приемам, правилам и способам оказания медицинской помощи при ранениях и повреждениях.

Принципы организации МСГО

1. МСГО организуется на базе существующих органов управления и учреждений здравоохранения по территориально-производственному принципу.

2. МСГО создает формирования способные работать в любом очаге поражения без существенной перестройки (принцип универсализма).

3. Каждое формирование, учреждение предназначено для выполнения определенного, свойственного ему перечня мероприятий или функций в системе МСГО (принцип функционального предназначения).

4. Для оказания первой медицинской помощи пораженным и больным привлекается само население, путем обучения населения правилам и способам оказания медицинской помощи.

МСГО как и вся система ГО может работать в трех режимах.

Режим мирного времени.

Режим угрозы нападения противника.

Режим ликвидации последствий нападения противником.

В организационной структуре МСГО выделяют:

I. Руководство

Это начальники МСГО, которыми являются руководители соответствующих органов здравоохранения (министры, заведующие отделами (департаментами) здравоохранения краев, областей, городов, районов, объектов здравоохранения). Они подчиняются соответствующим начальникам ГО и вышестоящему начальнику МСГО. Таким образом МСГО в области возглавляет начальник департамента здравоохранения области.

II. Органы управления – к ним относятся;

- Штабы МСГО.

Они создаются при начальниках МСГО для повседневного руководства силами и средствами службы.

Выделяют следующие виды штабов:

Штаб Федеральной МСГО

Штаб МСГО субъекта РФ

Штабы МСГО городов, районов.

Разберем структуру штаба МСГО на примере области.

Возглавляет его начальник штаба - зам. руководителя департамента здравоохранения области.

В состав штаба входит:

· заместитель начальника штаба – начальник 2-го отдела;

· руководители структурных подразделений органа управления здравоохранения области;

· главные специалисты области (гл. хирург, терапевт, радиолог, токсиколог, инфекционист, педиатр),

· главный санитарный врач области,

· главный врач станции переливания крови,

· станции скорой медицинской помощи,

· заведующий управлением «фармация», заведующий медтехникой;

· руководитель ТЦМК;

· оперативная группа и прочие лица.

Примерно по такой же схеме организованы штабы МСГО городского и сельского района. Только в структуре этих штабов нет главных специалистов, а имеются помощники начальника МСГО района: по массовым формированиям, по эвакуации, по медицинскому снабжению.

Штабы организуют и проводят боевую и специальную подготовку личного состава службы, разрабатывают план медицинского обеспечения населения.

- Управление ББ. Создаются для оперативного руководства лечебными учреждениями ББ развертываемые в загородной зоне в период угрозы нападения противника. Возглавляет заместитель министра здравоохранения, заместитель заведующего здравоохранения края, области. Оно организует развертывание и заполнение ЛУ ББ.

III. Силы МСГО.

А. Нештатные аварийно-спасательные формирования МСГО . Предназначены для работы в самом очаге поражения. После выполнения задания в очаге они возвращаются в свои учреждения формирователи.

Эти формирования по подчиненности разделяются

1. на объектовые (санитарные посты - СП и санитарные дружины - СД) которые создаются на объектах экономики, учреждениях, средних и высших учебных заведениях,

2. территориальные формирования

Они подразделяются на:

– Для оказания первой врачебной помощи ОПМ, ММО

– Для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи: подвижные госпиталя, БСМП

– Для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологический мероприятий: СЭБ, СПЭБ, СЭО, ГЭР.

Б. Учреждения МСГО

А) Лечебные (многопрофильные, профилированные, головные больницы),

Б) Противоэпидемиологические учреждения (ЦГСЭН),

В) Учреждения медснабжения (склады, базы, аптеки, станции переливания крови и т.д.)

Вопрос № 4

«Организация подготовки личного состава МСГО»

По прибытии в ЛПУ, после окончания учебы в учебном заведении вы будите в обязательном порядке привлечены, в соответствии с законодательством, для работы в составе штабов ГО лечебных учреждений, а также объектовые и территориальные формиро­ваний МСГО.

Одним из основных показателей готовности органа управления здраво­охранением, учреждения здравоохранения к выполнению задач в военное время является уровень подготовки медицинских и фармацевтических работников для выполне­ния обязанностей как по занимаемой должности в мирное время так и по предназначению на военное время.

С личным составом МСГО проводится специальная подготовка которая является составной частью подготовки учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени.

Специальная подготовка планируется и проводится дифференцированно с учетом ка­тегории обучаемых, учреждения или формирования, в ходе плановых занятий и учений, на учебных сборах.

Тематика занятий с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО определяется исходя из предназначения и уровня подготовки обучаемых.

Основной формой подготовки штабов МСГО к выполнению задач являются ко­мандно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.

С учреждениями МСГО проводятся комплексные объектовые учения, с форми­рованиями - тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения.

Периодичность и продолжительность учений со штабами, учреждениями и фор­мированиями МСГО устанавливаются в соответствии с организационно-методическими указаниями Минздрава России по подготовке органов управления здравоохранением и учрежде­ний здравоохранения в области гражданской обороны.

Занятия и учения с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО проводятся в часы, установленные руководителями органов управления здра­воохранением и учреждений здравоохранения.

Усовершенствование руководителей органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, врачей-специалистов по вопросам организации меди­ко-санитарного обеспечения населения в военное время проводится на циклах тема­тического усовершенствования в медицинских высших учебных заведениях (ФУВ нашей академии), на мест­ных учебных базах (курсы ГО), на учебных сборах в установленном порядке.

Вопрос № 5

«Характеристика формирований и учреждений МСГО. Их задачи организационно - штатная структура»

Объектовые медицинские формирования:

Санитарные посты (СП). Создаются на предприятиях, учреждениях, Вузах и т.д.

Состоит из 4-х человек - начальник поста и 3 сандружинниц. В мирное и военное время СП предназначены для оказания 1-й медицинской помощи, проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Они осуществляют также уход за пораженными и больными в медицинских пунктах на СЭП, ПЭП, в пути следования при эвакуации. На оснащении имеет: аптечку, носилки, лямки, СИЗ, нарукавную повязку Красного креста. СП за 10 часов работы в очагах массового поражения может оказать 1-ю медицинскую помощь 100 пораженным (без розыска и выноса)

Санитарные дружины (СД).

Предназначены для розыска пораженных, участвия в выносе и вывозе пораженных из очага поражения, участия в погрузке пораженных на транспорт, оказания ПМП.

В штат СД входят: командир дружины, его заместитель, связной (он же завхоз) и 5 звеньев по 4 человека; во главе каждого из них стоит командир звена, назначаемый из его состава. Всего в СД - 23 человека. Кроме того, может придаваться грузовой автомобиль с водителем. Оснащаются СД по единым табелям (сумки медицинские, носилки, лямки, СИЗ, фляги с водой, нарукавные повязки, единая форма одежды) за счет предприятий, учреждений, на базе которых они создаются. За 1 час работы СД может оказать помощь до 50 пораженным (в ядерном очаге) или же до 40 в химическом очаге. СД предназначены для самостоятельной работы в очагах поражения, а также в составе формирований и учреждений МСГО и формирований ГО общего назначения (сводный отряд, спасательный отряд). В ОБЗ за дружиной закрепляется 1500 человек населения для наблюдения.

Ответственность за экипировку и оснащение объектовых медицинские формирования несут руководители организаций, где они создаются.

Отряд первой медицинской помощи (ОПМ). Это территориальное формирование. Предназначен для оказания 1-й врачебной помощи пораженным в очагах (на границе) массовых санитарных потерь, проведения медсортировки, временного размещения и подготовки к дальнейшей эвакуации пораженных (б). Отряды формируются на базе лечебно-профилактических учреждений (больниц) по планам штабов МСГО области, города. Решением районной администрации к отряду приписываются санитарные дружины (две), подвижный пункт питания (ППП), подвижный пункт вещевого снабжения (ППВС), автомобильный транспорт с водителями, а также здания для развертывания.

Предусматривается размещение ОПМ в палатках, но палаточным фондом не располагает.

Полная готов­ность ОПМ к приему пораженных - через 2 часа после прибытия в очаг. Возможности ОПМ по приему пораженных оказанию 1-й врачебной помощи и подготовке к эвакуации составляет до 500 человек за 10 часов работы.

По штату в отряде предусмотрено: 146 человек личного состава, в т.ч. 8 врачей, 38 медсестер и фельдшеров, 2 санитарные дружины и 52 человека обслуживающего персонала.

Для работы в очаге отряд развертывает в составе:

Управления (начальник отряда, зам. по массовым формированиям, звено связи),

Сортировочно-эвакуационного отделения с СД,

Отделения ЧСО и дезактивации одежды и обуви,

Операционно-перевязочного отделения,

Госпитального отделения с изоляторами для инфекционных больных (на две инфекции) и для пораженных с острыми псих. расстройствами с СД,

Отделения мед. снабжения (аптека),

Лабораторного отделения,

Хозяйственного отделения.

Мобильный медицинский отряд (ММО): является территориальным формированием МСГО и предназначен для оказания ПВП пострадавшему населению в военное время или крупных техногенных авариях и катастрофах.

Задачи отряда: ведения медицинской разведки на маршруте движения и в районе развертывания; проведения медицинской сортировки; подготовки пораженных к эвакуации; временной изоляции инфекционных больных и лиц с психическими нарушениями; ведения медицинского учета и отчетности.

Отряд формируется в ЛПУ, на которое возложено соответствующее задание, при содействии местного ОИВ и органа управления здравоохранения субъекта РФ.

Комплектование отряда личным составом осуществляется в соответствии со штатом, утвержденным МЗ РФ, за счет персонала учреждения-формирователя (часть персонала может приписываться за счет других ЛУ или за счет ресурсов военных комиссариатов).

Накопление и хранение всех видов имущества и техники для ММО осуществляется на складах медицинского мобилизационного резерва в соответствии с табелем оснащения. Автомобильная и специальная техника не закладывается, а приписывается решением органов местной исполнительной власти. К нему также приписывают аптечные и другие обеспечивающие организации и учреждения. Для пополнения медицинским имуществом создается аптечная летучка (одна на 4 отряда).

Организационно отряд состоит:

1. Управление (начальник отряда, заместитель по медицинской части, помощник по МТО) – всего 7 человек.

2. Приемно-сортировочное отделение – всего 27 человек, из них 2 врача общего профиля и педиатр.

3. Перевязочное отделение – всего 44 человека, из них 6 врачей общего профиля и 2 педиатра. На оснащении 6 –ть АП – 2.

4. Эвакуационное отделение – всего 14 человек, из них 1 врач общей практики.

5. Аптека – возглавляет фармацевт. Всего 3 человека.

Полный состав отряда представлен 108 человек, из которых врачей-14 из которых три педиатра, средних медицинских работников – 22. младшего медицинского персонала – 41 человек и другой персонал.

Личный состав отряда за сутки работы может оказать ПВП 400 пораженным и больным.

Для развертывания отряда необходима площадка размером 200 Х 300м. Прием пострадавших отряд начинает через 15 мин. после прибытия на место, полностью готов через 1,5-2 часа.

В автономном режиме может работать до 3 суток за счет возимых запасов.

Токсико-терапевтический подвижный госпиталь (ТТПГ): Создается набазе токсикологических центров и многопрофильных больниц имеющие в своем составе терапевтические отделения. Предназначен для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения пораженных АОХВ; развертывается вблизи очага химического поражения в составе: приемно-эвакуационного отд, двух терапевтических, психоневрологического отд. и других лечебно-диагностических и вспомогательных отд., имеет палаточный фонд.

Инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ): - формируется на базе инфекционных больниц. Предназначен для госпитализации и лечения инфекционных больных, оказания консультативной помощи мед. персоналу, работающему в очагах опасных инфекций, проведения лабораторной идентификации бактериальных средств. Рассчитан на 200 коек. Организационно состоит из: Управления (начальник, начмед, зам. по воспитательной работе, пом. по МТО), приемно-диагностическое отделение, 2-а лечебных отделения, лаборатории (клинико-диагностическая и бактериологическая),обмывочно-дезинфекционного отд. аптеки, вспомогательных отделений.

Лабораторная работа № 8

«Основы медицинских знаний.

Медицинская служба гражданской обороны.

Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в комплексе медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях»

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Ознакомление с основами медицинских знаний, медицинской службой ГО и сущностью лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных и защитой их при ЧС.

2. ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: Комплект плакатов.

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ

Медицинская служба гражданской обороны

МС ГО - это специальная организация в системе здравоохранения, предназначенная для медицинского обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуациях.

Эта служба является функциональной системой в здравоохранении для решения задач в особых условиях, возникших в стране или отдельных её районах.

МС ГО страны создает Министерство здравоохранения РФ, она является общегосударственной службой в системе гражданской обороны.

На местах её создают территориальные органы управления. На предприятиях, учреждениях, организациях начальник МС ГО - главный врач медико-санитарной части (здравпункта, поликлиники). Начальники МС ГО подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны республики (области, края и др.), а по специальности - вышестоящему начальнику МС ГО.

Кроме сил и средств территориального здравоохранения для медицинского обеспечения населения используются силы и средства медицинской службы других министерств и ведомств, а также широко привлекается местное население.

На МС ГО возлагаются следующие основные задачи:

Быстрейшее восстановление здоровье пострадавшего населения, возвращение его к труду, снижение инвалидности и летальности;

Предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

Обеспечение санитарного благополучия населения, устранения неблагоприятных санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, охрана здоровья личного состава учреждений гражданской обороны.

Выполнение этих задач обеспечивается проведением комплекса мероприятий (подготовка сил и средств службы, поддержание их в постоянной готовности, проведение лечебно - эвакуационных, санитарно - гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий). Характер, организация и порядок осуществления этих мероприятий имеет свои особенности, обусловленные содержанием каждой из основных задач МС ГО.

Успешное выполнение первой основной задачи МС ГО - быстрейшее восстановление здоровье пострадавшего населения, возвращение его к труду, снижение инвалидности и летальности - в условиях чрезвычайной ситуации может быть достигнуто при правильной организации и проведении комплекса следующих научно обоснованных мероприятий.

1. Подготовка сил и средств МС ГО, поддержание их в готовности для медицинского обеспечения населения при проведении мероприятий гражданской обороны и правильная организация их работы. Важное место среди них занимает подготовка необходимого количества формирований, учреждений и органов управления ими. Учитывая крайне высокую потребность врачебных кадров для выполнения первой основной задачи, важно обеспечить готовность среднего медицинского персонала взять на себя проведение ряда довольно сложных медицинских мероприятий, освободив от них врача (переливание крови и кровезаменителей, выполнение новокаиновых блокад, подготовка операционного поля и др.). Большое значение приобретает также использование современных достижений медицинской науки и техники, повышение производительности труда медицинского персонала с тем, чтобы минимальными силами и средствами выполнять больший объём работы, используя прогрессивные методы организации труда (бригадные методы работы и др.), осуществляя рациональный манёвр объёмом медицинской помощи, а также имеющимися силами и средствами с учётом складывающейся медико-тактической обстановки.

Особое место отводится своевременному и качественному оказанию медицинской помощи и последующему лечению поражённых. Важное значение приобретают мероприятия по подготовке населения, личного состава формирований гражданской обороны к оказанию первой медицинской помощи в очагах массового поражения. Большое значение имеет также специальная подготовка медицинского состава формирований и учреждений МС ГО по вопросам патогенеза, клиники и лечения пострадавших от оружия массового поражения; умение врачей нехирургических специальностей оказывать медицинскую помощь при неотложных состояниях у поражённых (шок, кровотечение и др.).

2. Проведение комплекса мероприятий МС ГО по защите населения от оружия массового поражения (использование средств, предупреждающих или ослабляющих поражение населения радиоактивным излучением, ОВ, БС, сильнодействующими ядовитыми веществами).

3. Организаций взаимодействия сил и средств МС ГО с другими службами гражданской обороны, а также ведомственными медицинскими службами.

Вторая основная задача МС ГО - предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. Успешное её выполнение потребует проведения, следующего научно обоснованного комплекса мероприятий.

1. Проведение мероприятий противобактериологической защиты населения в первую очередь на случай аэрогенного инфицирования (бактериологической разведки, экстренной профилактики зараженных БС, своевременного использования индивидуальных и коллективных средств защиты, организации карантина и др.).

2. Выявление заболевших, их изоляция и госпитализация, развертывание инфекционных стационаров, перепрофилирование больниц МС ГО в инфекционные стационары, обеспечение противоэпидемического режима работы во всех лечебных учреждениях и др.

3. Усиление контроля за проведением санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения.

4. Организация и проведение дезинфекционных мероприятий в бактериологических очагах.

5. Подготовка сил и средств МС ГО для выполнения всех перечисленных мероприятий противобактериологической защиты.

Выполнение третье задачи МС ГО - обеспечение санитарного благополучия населения, устранения неблагоприятных санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, охрана здоровья личного состава учреждений гражданской обороны - требует участия не только сил МС ГО, но и здравоохранения в целом, а также ряда служб гражданской обороны. Среди мероприятий, направленных на выполнение этой задачи, важное значение приобретают следующие.

1. Лабораторный контроль заражения питьевой воды и продуктов РВ, ОВ и БС.

2. Санитарно - гигиенический контроль за условиями размещения населения, за санитарной обработкой людей, а также за уборкой и захоронением трупов людей и животных в очагах массового поражения.

4. Проведение массовой санитарно-просветительной работы среди населения и др.

Таким образом, выполнение основных задач МС ГО потребует планомерного проведения сложного комплекса лечебно-эвакуационных, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий. Эти мероприятия составляют содержание понятия "медицинская защита населения" в системе гражданской обороны.

Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых

Под лечебно-эвакуационным обеспечением поражённых принято понимать систему научно обоснованных мероприятий по оказанию поражённому населению медицинской помощи и его лечению, связанному с эвакуацией за пределы очагов массового поражения. Оно является одним из важнейших видов деятельности МС ГО, направленным на выполнение её первой основной задачи. В системе лечебно-эвакуационного обеспечения поражённых предусматривается оказание трёх видов оказания медицинской помощи: первая медицинская помощь, первая врачебная и специализированная медицинская помощь.

Первая медицинская помощь

Первая медицинская помощь оказывается непосредственно на месте поражения или вблизи от него с использованием табельных и подручных средств оказания помощи. Своевременно и правильно оказанная первая медицинская помощь спасает жизнь пораженному и предупреждает развитие неблагоприятных исходов. Она выполняется самим пораженным (самопомощь) или другим лицом (взаимопомощь). В связи с тем, что формированиям гражданской обороны для выдвижения в очаг требуется определенное время, своевременность оказания первой медицинской помощи пораженным может быть обеспечено в порядке само- и взаимопомощи. При организации первой медицинской помощи особое внимание необходимо обращать на своевременность ее оказания при травмах, сопровождающихся кровотечением, шоком, асфиксией, потерей сознания, отравлением окисью углерода, на уменьшение или полное прекращение воздействия на пострадавшего поражающих факторов РВ, ОВ и др., а также в подготовке пораженных к эвакуации.

В объеме первой медицинской помощи особое значение приобретает выполнение таких мероприятий, как остановка наружного кровотечения посредством тампонады раны подушечками перевязочного пакета, давящей повязки, наложения жгута (закрутка из подручных средств), введение обезболивающих средств, устранение асфиксии, проведение искуственного дыхания, непрямой массаж сердца с целью восстановления сердечной деятельности, закрытие раневой поверхности повязкой и др.

Учитывая сказанное, первая медицинская помощь должна быть оказана как можно раньше в порядке само- и взаимопомощи и личным составом гражданской обороны.

Для оказания первой медицинской помощи пораженным в составе спасательных (сводных) отрядов (команд) объектов гражданской обороны в очаг вводятся санитарные дружины. Командир отряда ставит им задачу, определяя место и время выполнения работы по оказанию пораженным первой медицинской помощи, выделяет из отряда носильщиков для выноса пораженных до места их погрузки на транспорт и осуществления погрузки.

Непосредственное руководство санитарной дружиной по вопросам оказания медицинской помощи осуществляет начальник МС ГО пострадавщего объекта через начальника медицинского пункта спасательного (сводного) отряда. Помощь им вэтом осуществляет заместитель начальника отряда первой медицинской помощи (ОПМ) по массовым формированиям, который обеспечивает также пополнение санитарных дружин средствами оказания медицинской помощи.

Первая врачебная помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами на первом этапе медицинской эвакуации с целью устранения последствий поражения, непосредственно угрожающих жизни пораженного, предупреждения развития в дальнейшем раневой инфекции и подготовки пораженных к эвакуации. Ее оказывают врачи, имеющие общеврачебную подготовку, и врачи-хирурги общего профиля.

Просмотров