Презентация на тему наше государство российская федерация. Российская Федерация – социальное государство. Негосударственные символы России

ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, широкое религиозное и общественно-политическое движение в Чехии в 1400-85 годах, имевшее революционный характер. Называется по имени идеолога чешской Реформации Я. Гуса. Возникло вследствие обострения социальных, политических и межнациональных противоречий. Проходило под лозунгами реформы Церкви, хотя степень и глубина этой реформы понимались участниками движения по-разному. Политической целью гуситского движения было свержение в Чехии власти немецкой олигархии - светских, духовных феодалов и городского патрициата. В гуситском движении участвовали все слои чешского общества: крестьянство, горожане, дворянство, часть духовенства. Главными идеологами движения являлись магистры Пражского университета. На разных этапах развития гуситского движения лидирующая роль в нём принадлежала различным социальным слоям и группам, выступавшим под собственными лозунгами и преследовавшим свои цели.

Обычно выделяют несколько этапов развития гуситского движения, которое иногда представляют как совокупность нескольких движений, объединённых по времени, но различных по содержанию.

1-й этап гуситского движения датируется приблизительно 1400-19 годами. Главным требованием в этот период была реформа католической церкви. Участники движения критиковали её пороки (безнравственность, тягу к роскоши, симонию и т. д.), выдвигали требования секуляризации церковной собственности (в Чехии католическая церковь владела 1/3 всех земель) и ликвидации привилегий духовенства. Магистры Пражского университета, прежде всего Я. Гус, выступали с проповедями, устраивали диспуты, публиковали трактаты и тезисы антицерковного содержания. Гус заявлял, в частности, что существующая Церковь пришла в противоречие с учением о ней, изложенным в Библии, и призывал вернуть её в то состояние, в котором она находилась на начальном этапе своего существования. Наряду с Гусом требования реформы Церкви и лишения духовенства привилегий выдвигали Милич из Кромержижа, Матвей из Янова и Иероним Пражский. Их проповеди получали широкий отклик у населения Чехии.

Сторонники Я. Гуса, поддерживавшие призыв к борьбе с «плохой Церковью», постепенно разделились на два лагеря. Зажиточные слои (бюргерство, дворянство, университетские магистры) образовали умеренное крыло гуситского движения, которое добивалось секуляризации церковного имущества, введения так называемой дешёвой Церкви, лишения духовенства привилегий. Своей целью они провозгласили введение обряда причащения мирян «под обоими видами» (то есть хлебом и вином из чаши), необходимость которого была обоснована Якоубеком из Стршибра и должна была подчёркивать равенство всех людей перед Богом. Символом этого крыла гуситского движения стала чаша, а его представители получили название утраквистов или под обоев (в русской литературе - чашников). Их программа, называвшаяся «Четыре пражские статьи», содержала требования к императору Сигизмунду I: поддержать введение причащения мирян из чаши и свободного богослужения, секуляризацию церковного имущества, сохранение установившегося в городах порядка. Выполнение этих требований утраквисты объявляли условием признания Сигизмунда I чешским королём.

Крестьяне, городская беднота, мелкопоместное дворянство, ремесленники, низшее духовенство и религиозные фанатики образовали радикальное крыло гуситского движения. В вопросе о реформе Церкви они шли значительно дальше утраквистов, выступали за полную ликвидацию существующих порядков и установление справедливого общественного строя. Это крыло гуситов получило название таборитов (по их укреплённому лагерю Табор). Табориты создали коммуну, в которой пытались жить по Закону Божьему. Однако среди них не было политического и идеологического единства. Крайнее течение таборитов, пикарты, проповедовали хилиастические идеи (смотри Хилиазм), однако большинство представителей радикального крыла гуситского движения эти идеи не разделяло.

В 1415 Я. Гус, а в 1416 Иероним Пражский были казнены по решению Констанцского собора католической церкви как еретики, несмотря на охранную грамоту, выданную им Сигизмундом I. Известие об их казни привело к социальному взрыву в Чехии.

30.7.1419 в Праге началось восстание, которое знаменовало начало 2-го этапа развития гуситского движения, часто именуемого в литературе гуситской революцией. На этом этапе ведущую роль в гуситском движении играли радикальные круги во главе с Я. Желивским. Они захватили власть в Праге и ряде других городов Чехии, начали громить католические монастыри и церкви. Сигизмунд I отверг условия «Четырёх пражских статей». Опираясь на союз с папой Мартином V, он объединил противников гуситов в Чехии и за рубежом и попытался подавить гуситское движение силой. В 1420-1431 против гуситов было организовано 5 крестовых походов. В этот период встал вопрос не только о существовании Чехии как государства, но и чехов как народа. Чехи были объявлены католической церковью еретиками, подлежащими истреблению, а крестоносцам обещано отпущение грехов и вознаграждение имуществом уничтоженных ими еретиков. Однако попытки военного разгрома гуситов закончились провалом.

14.7.1420 крестоносцы были наголову разбиты гуситами под руководством Я. Жижки и Прокопа Великого на Витковой горе. 10.1.1422 под Немецки-Бродом участники 2-го крестового похода были разгромлены гуситским войском под командованием Жижки. 3-й крестовый поход завершился осенью 1422 бегством крестоносцев из-под Тахова. 16.6.1426 войска Сигизмунда I потерпели поражение при Усти от чешской армии, которой командовал Прокоп Великий. 4.8.1427 у Тахова и 14.8.1431 при Домажлице гуситы разбили войска, участвовавшие соответственно в 4-м и 5-м крестовых походах. Борясь с внешними врагами, гуситы предприняли ряд так называемых прекрасных походов за пределы Чехии. В 1427-28 они вторгались в Силезию, в 1429-30 в Саксонию, Верхнюю Франконию и Баварию, в 1433 в Восточную Словакию и попытались пробиться к Балтийскому морю. Борьба гуситов с вторжениями крестоносцев и их заграничные походы получили название гуситских войн.

Внешняя угроза способствовала консолидации гуситов. Однако, по мере её ослабления разногласия в гуситском движении обострились, что привело к вооруженным столкновениям между различными течениями гуситов.

В ходе гуситских войн произошла эволюция гуситского движения. Таборитская уравнительная община распалась, пикарты и их идеолог М. Гуска были истреблены умеренными таборитами. Лидирующее положение в Таборе заняли военные вожди и представители рыцарства, взявшие на себя формирование армии, которая нанесла поражение крестоносцам. В 1423 в результате нового размежевания в лагере таборитов от него отделилось новое радикальное крыло во главе с Я. Жижкой, образовавшее свой военный и политический центр (Малый Табор) в Градец-Кралове.

Умеренные гуситы в результате войн добились поставленных целей: церковные земли были секуляризированы, из городов изгнаны конкуренты - немецкие бюргеры. Церковь Чехии была реформирована в соответствии с гуситским учением. Это крыло гуситского движения стало склоняться к компромиссу с католической Европой и к примирению с Сигизмундом I при условии признания их основных требований.

Таборитский лагерь не считал свои требования выполненными, и хотя табориты не были едиными, их армия продолжала оставаться носителем революционных традиций и мешала правому крылу гуситского движения воспользоваться в полной мере плодами военных побед. Кроме того, продолжительные военные действия и блокада Чехии католическими государствами подорвали её экономику и торговлю. В этой обстановке утраквисты вступили в сговор с католиками и, объединившись с ними, 30.5.1434 у деревни Липаны, близ Праги, разгромили армию таборитов под командованием Прокопа Великого. Однако отряды таборитов, возглавляемые Я. Рогачём из Дубы, продолжали оказывать сопротивление до 1437, но и они были уничтожены, когда пала их последняя крепость Сион. Тем самым завершился революционный этап гуситского движения. Решающей силой стали умеренные гуситы, которые выработали условия для признания Сигизмунда I чешским королём. В это же время было достигнуто соглашение с католической церковью, которая на Базельском соборе в 1433 признала право мирян на причащение из чаши на территории Чехии. 5.6.1436 на съезде в Йиглаве были провозглашены Пражские компактаты, которые гуситы толковали как признание всех произошедших изменений. В июле 1436 года они были признаны Сигизмундом I.

После разгрома радикального лагеря гуситское движение вступило в новый, 3-й этап своего развития - фазу соглашений с бывшими противниками и реорганизации общества. Этот процесс сопровождался политической борьбой в утраквистском и католическом лагерях. Победу в ней одержали утраквисты, избравшие в 1458 королём Йиржи из Подебрад. При нём укрепилось положение гуситской церкви, политическая власть утраквистов, стали восстанавливаться международные контакты Чехии. Однако внутреннюю стабильность в стране нарушала политика римской курии и стремление католического духовенства вернуть себе прежние позиции. Началась война между чешским королём и его противниками - союзом католического духовенства, поддержанного папой Римским, и венгерским королём Матвеем Корвином. В 1471 Йиржи из Подебрад умер. На чешский престол утраквистскими сословиями был избран Владислав II Ягеллончик, католик, сын польского короля Казимира IV Ягеллончика, на условиях, максимально ограничивавших королевскую власть. Политическое управление сосредоточилось в руках сословной общины из представителей дворянства и королевских городов. Владислав II поддерживал католиков, что стало причиной восстания пражских утраквистов в 1483. Оно показало, что католическое меньшинство не может восстановить догуситские порядки. Между конфессиональными фракциями в 1485 был заключён Кутногорский религиозный мир, установивший равноправие католической и утраквистской церквей и в их рамках - свободу вероисповедания для всех слоёв чешского общества. Это событие завершило гуситский период чешский истории.

Гуситское движение - одно из важнейших событий европейской истории 15 века. Оно носило общенародный, революционный характер, имело чётко сформулированную идеологию и преследовало цель добиться реформы Церкви. Гуситам первыми в Европе удалось подорвать гегемонию церковной идеологии и ослабить властные и имущественные позиции католической церкви. Гуситские богословы провозглашали не только равенство всех перед Богом, но и свободу мысли и личности. Гуситские полководцы создали новый тип армии, новое оружие и новую военную тактику, что обеспечивало им непобедимость и использовалось в европейских армиях позднейших столетий. Гуситское движение способствовало формированию чешского национального сознания, сохранению чешской национальной культуры. С началом Реформации в Европе в начале 16 века, провозвестниками которой выступили гуситы, утраквисты слились с лютеранами.

Источн.: Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962.

Лит.: Мацек Й. Гуситское революционное движение. М., 1954; он же. Табор в гуситском революционном движении. М., 1959. Т. 2; Рубцов Б. Т. Гуситские войны. М., 1955; Лаптева Л. П. Русская историография гуситского движения (40-е годы XIX в. - 1917 г.). М., 1978; она же. Гуситское движение в Чехии в XV в. М., 1990; Kejf J. Husité. Praha, 1984; Dëjiny Тâbora. Ceské Budëjovice, 1988-1990. ; Smahel F. Husitskâ revoluce. Praha, 1993. Sv. 1-4.

Чешское гуситское движение появилось в начале XV века. Его члены хотели реформировать христианскую церковь. Главным вдохновителем перемен стал чешский богослов Ян Гус, чья трагическая судьба привела к восстанию и войне длиною в два десятилетия.

Учение Яна Гуса

Ян Гус родился на юге Чехии в 1369 году. Он получил высшее образование и стал профессором Пражского университета. Также он принял священство и стал настоятелем Вифлеемской часовни в столице Чехии. Ян Гус очень быстро стал популярным проповедником среди своих сограждан. Это было связано с тем, что он общался с людьми на чешском языке, в то время как вся использовала латынь, которой не знали простые народные массы.

Гуситское движение сформировалось вокруг тех тезисов, которые выдвинул Ян Гус, споря с папским престолом о том, что подобает христианскому священнику. Чешский реформатор считал, что нельзя продавать за деньги должности и индульгенции. Другим спорным заявлением проповедника стала его идея о том, что Церковь не является непогрешимой и ее следует критиковать, в том случае если внутри нее скрываются пороки. По тем временам это были очень смелые слова, потому что ни один христианин не мог спорить с папой и священниками. Такие люди автоматически признавались еретиками.

Тем не менее Гус некоторое время счастливо избегал расправы благодаря своей популярности в народе. Церковный реформатор был еще и просветителем. Он предложил внести изменения в чешскую азбуку для того, чтобы облегчить процесс обучения людей грамоте.

Гибель Гуса

В 1414 году Ян Гус был вызван на Констанцский собор, который проходил в немецком городе на берегу Боденского озера. Формально целью этого собрания было обсуждение кризиса в католической Церкви, в которой произошел Великий западный раскол. Уже на протяжении почти сорока лет существовали сразу два папы. Один был в Риме, другой - во Франции. При этом половина католических стран поддержала одного, а другая половина - второго.

У Яна Гуса уже был конфликт с Церковью, его пытались изолировать от паствы, запрещали деятельность, но благодаря заступничеству чешских светских властей популярный священник продолжал свою проповедь. Отправляясь в Констанц, он потребовал гарантий, что его не тронут. Обещания были даны. Но когда Гус оказался на соборе, его арестовали.

Мотивировал это тем, что лично он никаких обещаний не давал (а давал их только император Сигизмунд). От Гуса потребовали, чтобы он отказался от своих взглядов. Тот отказался. Пока его держали под стражей, чешская знать отправляла в Германию депеши и требования отпустить своего национального героя. Эти увещевания не имели никакого эффекта. 6 июля 1415 года Ян Гус был сожжен как еретик. Это послужило основной причиной начала войны в Чехии.

Начало восстания в Чехии

Реформационное гуситское движение охватило всю страну. , жителям городов и рыцарям не нравилось насилие католической Церкви над их национальным самосознанием. Были расхождения и в приверженности некоторым христианским обрядам.

После казни Гуса цели гуситского движения сформировались окончательно: избавить Чехию от католиков и немцев. Некоторое время конфликт носил локальный характер. Однако Папа Римский, не желая уступать еретикам, объявил крестовый поход в Моравию. Такие военные кампании были нормой для того времени. Первые организовывались для того чтобы отвоевать у мусульман Палестину и защитить ее. Когда Ближний Восток был потерян для европейцев, взор церкви обернулся в сторону регионов, где были активны разные еретики или язычники. Самой успешной была кампания в Прибалтике, где были созданы два со своей территорией. Теперь настала очередь Чехии пережить нашествие рыцарей с крестом на знаменах.

Сигизмунд и Ян Жижка

На первом этапе войны главнокомандующим армией крестоносцев стал император Священной Римской империи Сигизмунд. Он уже скомпрометировал себя в глазах чехов тем, что не стал защищать Гуса, когда того судили на Констанцском соборе. Теперь император стал еще более ненавистен славянским жителям.

Гуситское движение также получило своего военного лидера. Им стал Ян Жижка. Это был чешский дворянин, которому уже было больше 60 лет. Несмотря на это, он был полон сил. Этот рыцарь был известен своей блестящей карьерой при дворах разных королей. В 1410 году он в качестве добровольца присоединился к польско-литовской армии, разбившей немецких крестоносцев Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве. В сражении он потерял левый глаз.

Уже в Чехии, во время войны против Сигизмунда, Жижка ослеп окончательно, однако оставался лидером гуситов. Он вселял ужас во врагов своим видом и жестокостью. В 1420 году полководец вместе с 8-тысячным войском пришел на помощь жителям Праги, выгнав оттуда крестоносцев, среди которых произошел раскол. После этого события на некоторое время вся Чехия оказалась под властью гуситов.

Радикалы и умеренные

Однако скоро произошел другой раскол, который уже разделил гуситское движение. Причины движения заключались в неприятии католичества и немецкого владычества над Чехией. Скоро выделилось радикальное крыло, которое возглавил Жижка. Его сторонники грабили католические монастыри, расправлялись с неугодными священниками. Эти люди организовали собственный лагерь на горе Табор, из-за чего вскоре были названы таборитами.

В то же время среди гуситов существовало умеренное движение. Его члены готовы были пойти на компромисс с католической Церковью в обмен на некоторые уступки. Из-за несогласия между восставшими скоро единая власть в Чехии перестала существовать. Этим попытался воспользоваться император Сигизмунд, который начал организовывать второй Крестовый поход против еретиков.

Крестовый поход против гуситов

В 1421 году имперское войско, которое также включало в себя отряды венгерских и польских рыцарей, вернулось в Чехию. Целью Сигизмунда был город Жатец, который располагался недалеко от немецкой провинции Саксонии. На помощь осажденной крепости пришло войско таборитов, во главе которого стоял Ян Жижка. Город удалось отстоять и с того дня война шла с переменным успехом для обеих сторон.

Скоро участники гуситского движения получили поддержку от неожиданного союзника в лице православного войска, пришедшего из Великого Княжества Литовского. В этой стране шла интенсивная внутренняя борьба за сохранение прежней веры и отказа от католического влияния, которое шло из Польши. Несколько лет литовцы, а также их русские поданные помогали гуситам в их войне против императора.

В 1423 году кратковременный успех Жижки позволил ему вместе с армией полностью очистить свою страну и даже начать интервенцию в соседнюю Венгрию. Гуситы дошли до берегов Дуная, где их ждало местное королевское войско. Жижка не решился вступать в бой и повернул на родину.

Неудача в Венгрии привела к тому, что вновь обострились противоречия, которые раскалывали гуситское движение. Причины движения были позабыты, и табориты начали войну против умеренных (которых также называли чашниками или утраквистами). Радикалам удалось одержать важную победу в июне 1424 года, после чего единство ненадолго было восстановлено. Однако уже той же осенью Ян Жижка умер от чумы. Путешествие по памятным местам гуситского движения обязательно должно включать в себя город Пршибислав, где скончался знаменитый лидер гуситов. Сегодня Жижка является национальным героем чехов. Ему установлено большое число памятников.

Продолжение войны

Место Жижки в качестве лидера таборитов занял Прокоп Голый. Он был священником и происходил из влиятельного пражского рода. Сперва Прокоп был чашником, однако со временем сблизился с радикалами. Кроме того, он оказался хорошим полководцем.

В 1426 году Прокоп повел войско, состоявшее из таборитов и пражского ополчения, к стенам города Усти-над-Лабем, который был захвачен саксонскими интервентами. Гуситский вождь вел за собой 25 тысяч человек, что было крайне серьезной силой.

Стратегия и тактика восставших

В сражении под Усти-над-Лабем Прокоп с успехом использовал тактику, которая появилась еще во времена Яна Жижки. Начало гуситского движения отличалось тем, что новые боевые отряды из ополченцев были необученными и непригодными для боя с профессиональной армией императора. Со временем этот недостаток был исправлен благодаря притоку к протестующим чехам рыцарей.

Важным нововведением гуситов стал вагенбург. Так называлось укрепление, которое строилось из повозок для того, чтобы отстоять стратегически важное место на поле битвы. Именно в чешскую войну в Европе начали использовать огнестрельное оружие, однако оно еще было в довольно примитивном состоянии и не могло сильно повлиять на исход сражения. Ключевую роль играла кавалерия, для которой вагенбурги оказались тяжелым препятствием.

На такой воз устанавливались орудия, которые расстреливали противника и не давали ему прорваться через укрепления. Вагенбурги строились в прямоугольной форме. Нередки были случаи, когда вокруг повозок вырывали ров, который становился дополнительным преимуществом для гуситов. В одном вагенбурге могло уместиться до 20 человек, половину из которых составляли стрелки, поражавшие приближавшуюся кавалерию на расстоянии.

Благодаря тактическим ухищрениям, войско Прокопа Голого в очередной раз изгнало немцев. После битвы при Усти-над-Лабем чешские ополченцы на протяжении трех лет несколько раз вторгались в Австрию и Саксонию и даже осаждали Вену и Нюрнберг, правда, безуспешно.

Интересно, что в это время гуситов начали активно поддерживать представители польской знати, а также рыцари из этой страны, вопреки своим властям. Этим отношениям можно найти простое объяснение. Поляки, как и чехи, будучи славянами, боялись усиления немецкого влияния на своей земле. Поэтому гуситское движение, кратко говоря, было не только религиозным, но и получило национальную окраску.

Переговоры с католиками

В 1431 году папа римский Мартин V созвал Базельский собор (названный так по месту заседания), призванный разрешить конфликт с чехами с помощью дипломатии. Этим предложением воспользовались участники и руководители гуситского движения. Была создана делегация, которая отправилась в Базель. Ее возглавил Прокоп Голый. Переговоры, которые он провел с католиками, закончились неудачей. Стороны конфликта не смогли достичь компромисса. Посольство гуситов вернулось на родину.

Неудача делегации привела к очередному расколу среди восставших. Большая часть чешской знати решила вновь попытаться договориться с католиками, но уже не обращая внимания на интересы таборитов. Это был последний и судьбоносный разрыв, который уничтожил гуситское движение. Таблица показывает основные события, связанные с чешским восстанием, во главе которого встали чашники и табориты.

Окончательный раскол гуситов

Когда таборитам стало известно о том, что умеренные гуситы вновь пытаются найти компромисс с католиками, они отправились в Пльзень, где разгромили католический квартал. Этот эпизод стал последней каплей для большинства чешских панов, которые наконец пришли к соглашению с папой римским. Аристократы устали от войны, которая шла уже на протяжении пятнадцати лет. Чехия лежала в руинах, а ее хозяйство, от которого зависело благосостояние панов, нельзя было восстановить до тех пор, пока не настанет мир.

Как правило, у каждого феодала была своя небольшая армия, состоявшая из отряда рыцарей. Когда союз панов объединил свои силы, к которым также присоединились католики, а также ополчение Праги, в новом войске оказалось 13 тысяч хорошо вооруженных профессионалов. Во главе армии утраквистов встал феодал Дивиш Боржек. Также к войску примкнул будущий чешский король Йиржи из Подебрад.

Битва у Липан

Таборитов поддерживало 16 чешских городов, в том числе сам Табор, а также Жатец, Нимбурк и т. д. Армию радикалов по-прежнему возглавлял Прокоп Голый, правой рукой которого стал другой командир Прокоп Малый. Таборитам накануне сражения с противником удалось занять удобную позицию для обороны на горном склоне. Прокоп надеялся на успех своей классической тактики, которая включала в себя использование вагенбургов, а также изматывание врага и решающий контрудар.

30 мая 1434 года две вражеские армии столкнулись в последней битве у Липан. План Прокопа реализовывался успешно вплоть до эпизода с контратакой, когда табориты осознали, что утраквисты начали притворное отступление, чтобы вывести их с удобных позиций.

Паны еще накануне битвы оставили в тылу резервную тяжеловооруженную конницу. Эта кавалерия ждала сигнала о внезапной атаке до тех пор, пока табориты не оказались в беззащитном положении. Наконец свежие и полные сил рыцари ударили по противнику, и радикалы бросились обратно к своему первоначальному лагерю. Вскоре пали и вагенбурги. При обороне этих укреплений погибли лидеры таборитов - Прокоп Голый и Прокоп Малый. Утраквисты одержали решающую победу, которая положила конец гуситским войнам.

Значение гуситского учения

После поражения в битве у Липан радикальное крыло было окончательно разгромлено. Табориты еще оставались, но после 1434 года они ни разу не смогли организовать восстание, по масштабам схожее с прежней войной. В Чехии установилось компромиссное сосуществование католиков и чашников. Утраквисты отличались небольшими изменениями в обрядах при богослужении, а также уважительной памятью к Яну Гусу.

По большему счету, чешское общество вернулось к статусу, который имел место до восстания. Поэтому не привели к каким-то радикальным переменам в жизни страны. В то же время Крестовые походы против еретиков нанесли огромный ущерб Центральная Европа еще несколько десятков лет залечивала раны, нанесенные войной.

Дальнейшие итоги гуситского движения стали ясны гораздо позднее, когда уже в XVI веке по всей Европе начался процесс Реформации. Появилось лютеранство и кальвинизм. После Тридцатилетней войны в 1618-1648 гг. большая часть Европы пришла к свободе вероисповедания. В достижении этого успеха заключалось и значение гуситского движения, которое стало прелюдией к Реформации.

В Чехии восстание считается одним из символов национальной гордости. По всей стране можно попасть на экскурсии, которые позволят туристам посетить памятные места гуситского движения. В Чехии бережно хранится память о нем и его героях.





























1 из 28

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

План урока Повторение пройденногоЗадание на урок 1. Чехия в XIV веке. 2. Жизнь и смерть Яна Гуса. 3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. 4. Крестовые походы против гуситов. 5. Народное войско. 6.Конец гуситских войн. 7.Значение гуситского движения. Закрепление

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

1. Чехия в XIV веке. В середине XIV века, как уже было сказано, чешский король Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV. Чехия стала в ней самым сильным государством. Чешский король занял первое место среди князей, получивших право избирать императора.Карл I избегал войн, но сумел расширить территорию Чешского королевства: он скупал земли, устраивал выгодные браки своих детей.Король покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры.Памятник Карлу IV у Карлова моста в Праге

№ слайда 5

Описание слайда:

1. Чехия в XIV веке. В это время Чехия переживала хозяйственный подъем. По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стеклянной посуды. В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии.Пражский град

№ слайда 6

Описание слайда:

1. Чехия в XIV веке. В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении.Черная башня Пражского града

№ слайда 7

Описание слайда:

1. Чехия в XIV веке. Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри.Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.Собор святого Вита

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» - говорил Гус.Ян Гус

№ слайда 10

Описание слайда:

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы - переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке. Гус сам разработал грамматику чешского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», - утверждал Гус.Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.Ян Гус за работой

№ слайда 11

Описание слайда:

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший на юге Германии в городе Констанце. Хотя император дал Гусу охранную грамоту, Гус понимал, что ему грозит гибель, и написал завещание. Он все же решил поехать на собор, чтобы отстоять свои взгляды. Император Сигизмунд

№ слайда 12

Описание слайда:

2. Жизнь и смерть Яна Гуса. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд. Собор объявил Гуса еретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?»

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросилииз окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

№ слайда 15

Описание слайда:

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Среди восставших было два течения: умеренные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке.

№ слайда 16

Описание слайда:

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть передано в руки народа».

№ слайда 17

Описание слайда:

3. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором.Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

№ слайда 18

Описание слайда:

4. Крестовые походы против гуситов. Папа объявил Крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу.

Описание слайда:

5. Народное войско. В чем же секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами.

№ слайда 21

Описание слайда:

5. Народное войско. С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро сооружали замкнутые ограждения из крестьянских возов, которые скрепляли цепями и досками. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и оружие. Возы ставили плотно один к другому. Почти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось.Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления.

№ слайда 22

Описание слайда:

5. Народное войско. Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакующих рыцарей спустили десятки возов, груженных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство.

Описание слайда:

6.Конец гуситских войн. Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные.Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.Начало и завершение битвы у Липан

№ слайда 25

Описание слайда:

7.Значение гуситского движения. Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину. В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм - собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия.

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

№ слайда 28

Описание слайда:

Письмо участника собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса Врагам чеха (Гуса) хотелось сегодня же достигнуть своей цели, потому что дрова уже были приготовлены для костра и облиты смолой. Император Сигиз-мунд настоятельно и строго предложил Гусу отречься от своего учения. Тогда Гус начал говорить следующее: «Я не смогу отречься ни от одного положения, написанного или высказанного мною». После того поднялся страшный крик; посыпались на Гуса проклятия и послышались требования голосования.Пан из Хлума. Все римское духовенство представляет собой презренную толпу кутил и глупцов, в своей жизни наблюдающих над собою менее, чем свинья в зеркале. Именем своего короля и всех чехов я клянусь в том, что чехи страшно отомстят в случае дальнейших терзаний или смерти Гуса. В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Жизнь и свободу Гусу!Архиепископ Лондонский. Если бы у этого чеха было десять жизней, тогда б я взял их все у него: во-первых, за то, что он унижал наместника Христова (папу); во-вторых, за то, что обнажил духовенство, не оставив ему и клочка, чтобы прикрыть свою наготу; в-третьих, за то, что он сбил с пути много народа. Между тем народу лучше ничего не знать и слепо верить. Пусть сгинет этот чех!Епископ Бриксенский. Гусю не причинится зла, если его ощипать и испечь. Мы уже щипали егб. Пусть печется, и сегодня же.Епископ Журский. Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса. Какую пользу получите вы, если гусь будет испечен, а перья его крыльев распространят сильные бури во всех землях? Камень, который мы хотим бросить вверх, может упасть на наши головы.Епископ Констанцский. Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет всех нас, здесь пребывающих. Пусть он умрет!

Прага. Средневековая

миниатюра

Карл IV – чешский король, император Священной Римской империи

талантливый писатель,

богатый коллекционер,

основатель Пражского

университета,

покровитель искусства

Карлов мост

Собор Святого Вита

Пражский университет

Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани и накапливает излишние богатства. Всё это называется расточительством. Богатство одних держится на бедности других. Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани и накапливает излишние богатства. Всё это называется расточительством. Богатство одних держится на бедности других. Конфуций ВЕЛИКИЙ ХРИСТИАНИН ИЩЕТ ПРАВДУ, ГОВОРИТ ПРАВДУ, ЗАЩИЩАЕТ ПРАВДУ ДО СМЕРТИ. Ян Гус

Гуситское движение

1. Причины движения

3. Гуситское движение и его участники

4. Итоги и значение гуситского движения

Феодалы Феодалы Горожане Крестьяне

Феодальный гнёт (повинности)

Иноземный гнёт (засилье немцев)

Религиозный гнёт (католическая церковь)

Причины недовольства общества

Задание на урок

Ян Гус (1371 – 1415 гг.)

1. Определите главные темы в выступлениях Яна Гуса.

2. Что в деятельности церкви не нравилось Яну Гусу?

3. Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?

Работа с историческим источником

Проповедь Яна Гуса (начало XV в.)

Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей;

  • Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей;
  • отменить плату за обряды, службы проводить на родном языке.
  • В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю.

1419 г. – восстание в Праге Гуситские войны (1419 -1434)

Гуситское движение

умеренные

табориты

Состав и цели таборитов и умеренных

Памятник Яну Жижке – чешскому герою

1434 год – окончание

гуситских войн

Поражение у г. Липаны в 1434 г.

умеренные

табориты

Итоги гуситского движения

  • Утверждение гуситской церкви
  • Утрата церковью части земель и богатств
  • Временное ослабление феодального гнета
  • Изгнание немецкого населения из городов Чехии
  • Утверждение сословной монархии
Задание на урок : Гуситское движение в Чехии это: - освободительная борьба? - борьба против католической церкви? - антифеодальная борьба?

Какое бы вы хотели выбрать

2. Составить рассказ от имени восставших «Когда я был таборитом…»

3. «По местам сражений» -сделать творческую работу по карте – описать походы, места сражений.

4. «Непобедимые гуситы» - нарисовать иллюстрацию к теме

Просмотров