Сообщники Захарченко под прикрытием Бастрыкина и ФСБ: почему не наказывают крышевателей. Сильный удар по Бастрыкину. ФСБ против СКР «Там какая-то круговая порука»

Недаром Россию называют полицейским государством: одних лишь силовых структур здесь великое множество. Это и Следственный комитет, и Прокуратура, и ФСО. Однако больше всего разговоров идёт об МВД и ФСБ, ведь данные органы обладают предельно широким кругом полномочий и представлены огромным количеством сотрудников. Чем отличаются между собой силовые структуры и какими возможностями обладают?

Определение

МВД – это министерство внутренних дел, исполнительный орган государственной власти. Главная его функция – поддержание в стране правопорядка, надзор за тщательным и неукоснительным соблюдением законов гражданами и юридическими лицами. При этом МВД может привлекать к ответственности субъектов правоотношений как самостоятельно (составление административных протоколов), так и опосредованно (возбуждение уголовных дел с дальнейшей передачей их для расследования в СК).

ФСБ – это Федеральная служба безопасности, исполнительный орган, подчиняющийся непосредственно Президенту России. Главная его задача – обеспечение защиты государства от внешних и внутренних угроз, то есть пресечение террористической деятельности, контрразведка, охрана внешней границы, информационная безопасность.

Сравнение

МВД состоит из внутренних войск и полиции, задачи которых сводятся к одному: поддержание правопорядка на территории России и пресечение любых преступлений и правонарушений. Реальная численность сотрудников превышает 900 тысяч человек, однако если сюда добавить гражданских лиц, помогающих в реализации функций органа, то смело можно говорить о миллионной «армии» защитников закона.

Структура ФСБ скромнее: это около 350 тысяч сотрудников. Задачи глобального масштаба: от борьбы с терроризмом до пресечения коррупции в эшелонах государственной власти. Полномочия МВД очень широкие: от составления административных протоколов, задержания лица до возбуждения уголовного дела и проведения дознания. Однако ФСБ обладает ещё более масштабными функциями, в том числе разведка в пользу государства.

Выводы сайт

  1. Численность и структура. В ФСБ около 350 тысяч человек, в МВД – свыше 900 тысяч, при этом последний орган обладает более широкой структурой.
  2. Функции. Перед ФСБ стоят задачи государственного масштаба, перед МВД – более локальные и обобщённые цели.
  3. Полномочия. ФСБ значительно влиятельнее, нежели МВД, а своей деятельности практически не подотчётна иным государственным органам.
  4. История и традиции. ФСБ – это преемник КГБ и, соответственно, НКВД, ведёт свой отсчёт с 20-х годов прошлого столетия. МВД – прямой наследник российской полиции, её история значительно глубже.

Директор Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ Александр Бортников. Сергей Гунеев / РИА Новости

ФСБ станет не только самой влиятельной, но и самой коррумпированной силовой структурой в стране, если обретет право вести одновременно оперативную работу и следствие в отношении спецсубъектов. Так считает большинство экспертов.

Сотрудники ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность в отношении прокуроров, следователей и адвокатов, то есть спецсубъектов - лиц, обладающих специальным статусом. А следствие же в отношении данной категории лиц ведет только Следственный комитет РФ . Законопроект, поступивший от депутата Алексея Александрова на рассмотрение председателю Госдумы Вячеславу Володину предполагает наделение ФСБ правом возбуждать уголовные дела в отношении спецсубъектов.

Мотивы. Реформы. Следствие.

По предложению народного избранника соответствующими полномочиями наделят главу следствия федеральной службы безопасности. Ведение следствия чекистами, считает автор законопроекта, повысит эффективность предварительного следствия в отношении прокуроров и следователей. Кроме того, депутат предложил наделить ФСБ правом изымать дела у других следственных органов. Для этого представители ведомства должны обратиться с соответствующим ходатайством к генпрокурору или его заместителям.

Эксперты разошлись во мнениях относительно эффективности указанных мер, которые предпринимаются по борьбе с коррупцией

«То, что сейчас предлагается в Госдуме - лишь расширение уже имеющихся полномочий. Ведь Путин одним из своих лозунгов сделал борьбу с коррупцией, а чтобы успешно вести эту борьбу нужно передать полномочия одной из спецслужб». - считает Валерий Малеванный, генерал ФСБ, историк спецслужб.

«Похожий законопроект был ранее предложен в отношении прокуратуры. То есть, прокурорам предлагалось право изымать дела для проведения более тщательного расследования. - говорит заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. - Главное, чтобы работало по всем субъектам. И, наверное, такая функция больше подошла бы все-таки прокуратуре» .

Мнение экспертов о том, что законопроект предложенный Алексеем Александровым, мало чем поможет в борьбе с коррупцией - тоже имеет право на существование. Специалисты все больше склоняются к мнению о том, что перераспределение полномочий в сложившейся в России ситуации - мера неэффективная и запоздалая.

«Проблема в том, кто заказывает антикоррупционные дела. ФСБ действует на стороне политических сил, которые расправляются с конкурентами. Пример Улюкаева и Сечина показателен. А ФСБ сыграла роль топора. Поэтому я, в данном случае, не стал бы особо обращать внимание на то, какое ведомство занимается данной деятельностью. Есть закон, в рамках которого действуют правоохранительные органы, - считает политолог Павел Тарусин. - Но это - компанейщнина, а нужна системная борьба. Подставляют колбасой, решаются личные счеты, устраняются конкуренты… Скажут ФСБ заниматься уголовными делами, следить за происходящим в этой сфере - будут заниматься. Не скажут - не будут. А определенный уровень неприкосновенности, как был так и останется. Зависит от положения того или иного чиновника. Мэр или префект - это не тот уровень, на котором можно проводить борьбу с коррупцией. Все решается на более высоком уровне.»

«Видимо, такое явно запоздалое решение было принято исходя из того, что ФСБ - менее коррумпированная структура, нежели, например, суды. Но, все равно, может получиться так, что дела будут передаваться из одной коррумпированной структуры в другую. А чтобы этого не происходило, надо создавать какую-то независимую не коррумпированную структуру. Например, масонскую ложу по борьбе с коррупцией. Они же совсем некоррумпированы». - считает политолог Сергей Марков.

Главный редактор Первого Антикоррупционного СМИ, Дмитрий Вербицкий считает, что закон излишне усилит одну силовую структуру по отношению к другим, что может, напротив, привести к еще большим злоупотреблениям со стороны ФСБ и давлением на прокуратуру и следствие.

«ФСБ не исключение, она также поражена коррупцией, как все правоохранительные, надзорные и судебные органы. Тактически эта инициатива будет верной в настоящее время, только при единственном условии - если ФСБ взяла курс на самоочищение, и такой мощнейший процессуальный ресурс окажется в здоровых руках. Тогда можно будет временно остепенить коррумпированные сообщества прокуроров и следователей, защитивших себя от правосудия статусом спецсубъекта. Забыты в этом законопроекте остались ключевые субъекты - судьи. А стратегически - это решение кардинально не изменит ситуацию, а может только ухудшить, нужна перезагрузка работы всей правоохранительной и судебной системы и борьбы с коррупцией». - уверен главред ПАСМИ Вербицкий.

Эксперты выражают опасения, что усиление ФСБ - очередной шаг к закручиванию гаек, которое не решит проблемы борьбы с коррупцией, а станет инструментом борьбы элит за власть.

Напомним, что в декабре этого года в Кремле рассматривали инициативу по .

Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин связан с “черными” банкирами, отмывавшими через российские кредитные учреждения миллиарды рублей, заявил бывший руководитель специальной «банковской группы» МВД Дмитрий Целяков. Его откровения стали реакцией на обнародование показаний банкира Германа Горбунцова, который назвал высокопоставленных сообщников Дмитрия Захарченко из силовых структур. Бывший полицейский не только подтвердил сведения финансового магната, но и объяснил, почему в СКР два года не давали ход этой информации и продолжают ее игнорировать до сих пор.

В редакцию ПАСМИ Дмитрий Целяков обратился после . Опрос финансиста, сбежавшего в Лондон, проводился в 2017 году, но в полной версии его показания ранее в открытом доступе не появлялись. Горбунцов рассказал о том, как “короли госзаказа” из группы “1520” выводили деньги от подрядов РЖД за границу под прикрытием сотрудников МВД и ФСБ. Банкир назвал имена бывших и действующих силовиков, а также суммы взяток, которые они получали от бизнесменов за свои услуги. Однако, Дмитрий Целяков утверждает, что помимо структур Владимира Колокольцева и Александра Бортникова , обнальный рынок обслуживали также ведомства Юрия Чайки и Александра Бастрыкина . Подробности и доказательства — в интервью с бывшим руководителем “банковской группы” МВД.

Справка ПАСМИ
Дмитрий Целяков — выходец из КГБ, охранял президента СССР Михаила Горбачева. Позже — возглавил оперативную работу , созданной по поручению Владимира Путина для ликвидации обнального рынка.
В 2008 году по заявлению банкиров Германа Горбунцова и Петра Чувилина на Целякова было заведено уголовное дело по вымогательству взятки. В тюрьме офицер МВД провел более четырех лет. Своей вины он не признал до сих пор, зато обвинивший его банкир Горбунцов сознался в своем участии в нелегальных финансовых операциях. Целяков уверен, что его дело было , которые прикрывали операции по отмыванию денег.

Затерянный доклад Золотову

“Начать свои комментарии показаний Горбунцова я хочу с дополнений к портрету Сергея Деревянко бывшего начальника ГУ МВД по ЦФО, экс-заместителя начальника Департамента собственной безопасности МВД России. О его связях с обнальщиками мне стало известно еще в 2007 году, как раз в то время, когда Деревянко утверждали в должности замначальника Департамента собственной безопасности МВД.

В тот период наша оперативная группа задокументировала ряд сотрудников ДСБ, которые оказывали содействие различным бандам, сжигающим банки. Я тогда работал в Департаменте экономической безопасности МВД, моя группа сопровождала уголовное дело по известному . В течение нескольких месяцев мы вели прослушки телефонных переговоров, и рамках ОРМ задокументировали информацию о том, что в отношении членов нашей группы готовится провокация, чтобы дискредитировать нас и отстранить от дел. Заказчиками этой провокации были сотрудники, находившиеся на зарплате у “черных банкиров”, в числе коррумпированных силовиков называлась и фамилия Сергея Деревянко.

Информацию о нем, а также о других сотрудниках силовых структур, связанных с обнальщиками, я направил в виде аналитической справки Виктору Золотову . Тогда он был начальником службы безопасности президента Владимира Путина , и . Однако, Золотов почему-то не отреагировал на эти сведения.

Помимо Золотова, материалы ОРМ в отношении Деревянко, а также начальника ДСБ Юрия Драгунцова и других высокопоставленных силовиков после рассекречивания через следователя СК при МВД Геннадия Шанькина были переданы для возбуждения уголовных дел в Генеральную прокуратуру — в числе других материалов, выделенных из дела “Джубы”. Но подчиненные Чайки передали эти материалы в отдел по шпионажу следственного управления ФСБ, где они и были затем похоронены. Хотя в этих материалах содержались сведения и взяткодателях, и о суммах вознаграждений, и об их получателях. Среди них, помимо сотрудников ДСБ МВД были руководители УСБ, а также Управлений “М” и “Н” ФСБ России.

Пояснения о таинственном чекисте

Еще один фигурант показаний Горбунцова — сотрудник ФСБ Сергей, о дружбе которого с членом группы “1520” Валерием Маркеловым Горбунцов узнал от Чувилина. Я могу с уверенностью сказать, что речь идет о Сергее Грибанове из управления “М” ФСБ — общем друге банкира Петра Чувилина и полковника Дмитрия Захарченко .

Именно Грибанов обеспечивал тогда и позднее прикрытие Захарченко, он выступал на суде Грибанов сыграл важную роль и в моем уголовном деле — он фальсифицировал прослушки телефонных переговоров и документы, которые легли в основу обвинения.

Грибанов не только обслуживал интересы подрядчиков РЖД, но и был замешан в схемах вывода денег из российских банков через Молдавию. Доказательную базу я отсылал начальнику отдела генпрокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью в органах СКР Антону Демидову (вся переписка есть на руках), но вместо реакции на мои заявления прокурор Демидов просто передал их в нижестоящие инстанции, где, естественно, никто никаких мер не принимает.

Сомнительные связи Бастрыкина

Я считаю, что в СКР специально выводят из-под удара всех сообщников Захарченко, а заинтересован в этом лично глава Следственного комитета Александр Бастрыкин .

Зачем это нужно Бастрыкину? Дело в том, что если дело Захарченко будут расследовать по закону, то вскроется, что Бастрыкин сам был подельником “сжигателей банков”, связанных с Захарченко. Я это заявляю официально.

В декабре 2007 моя группа отслеживала все технические каналы связанные с Иваном Мязиным — одним из крупнейших игроков российского обнального рынка. В декабре этого года он был приговорен к пяти годам лишения свободы. Так вот, Мязин через посредника вел переговоры с Бастрыкиным. В электронной почте Мязина есть письма к этому “решале” и ответы от него, где упоминается, что глава СКР контролирует расследование ряда заказных дел в интересах обнальщиков и получает за это деньги. Причем, материалы этих уголовных дел из СКР напрямую сливались банкирам.

Второй канал, откуда мы задокументировали данные о связях Бастрыкина с нелегальным финансовым сектором, — это прослушка обнальщика Евгения Двоскина , связанного .

Двоскин поддерживал связь с главой СКР через генерала Бориса Салмаксова , который был заместителем и близким другом Бастрыкина. В прослушке Салмаксов проходил как “генерал Борис”.

По данным из моих источников, опубликованные редакцией ПАСМИ показания Горбунцова были переданы в Следственный комитет летом 2017 года. Это значит, что прошло уже более двух лет, а никаких мер к сообщникам Захарченко, названных Германом Горбунцовым, следователями не принято. И это лучшее доказательство моих слов”.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников правоохранительных органов - пишите в рубрику ПАСМИ

Законопроект - плохая новость для Следственного комитета, который лишается роли монополиста при расследовании важнейших дел, и адвокатского сообщества - число уголовных дел против адвокатов может возрасти

15 декабря сенатор и бывший полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном суде Алексей Александров внес в Госдуму законопроект о поправках в Уголовно-процессуальный кодекс. Речь идет о настоящем перевороте в уголовном процессе. Поправки закрепляют серьезные изменения сил в силовом блоке, произошедшие в последние два года. В случае их принятия закончится безусловное лидерство, а по сути монополия Следственного комитета России (СКР) по расследованию ключевых уголовных дел. Законопроект предлагает дать право генпрокурору или его заместителям изымать и передавать на расследование в ФСБ любое выявленное сотрудниками службы уголовное дело или материал проверки.

Борьба за статьи

Все последние годы происходит размывание прежде довольно четких границ подследственности дел разным ведомствам. Раньше было довольно просто: убийства, изнасилования, другие особо тяжкие и представляющие повышенную общественную опасность преступления расследовала прокуратура, основную массу дел — имущественные преступления, насилие, хулиганство, наркотики — полиция. Следователи ФСБ вели редкие дела о шпионаже, терроризме, включая экзотические, доставшиеся в наследство от советского времени, вроде незаконного оборота антиквариата и художественных ценностей. На уровне региона следственные отделы ФСБ могли вести всего два-три уголовных дела в год.

Ситуация стала кардинально меняться с возникновением Следственного комитета (СК) как самостоятельного ведомства и резким ростом политического влияния Александра Бастрыкина в 2007-2012 годах. СКР постоянно наращивал собственную подследственность, отрывая все больше и больше категорий преступлений от МВД. Дела о преступлениях в отношении несовершеннолетних, о налоговых преступлениях и другие постепенно перетекали из компетенции МВД в руки СК. Параллельно с этим увеличивалась роль и влияние ФСБ в части оперативного сопровождения значимых уголовных дел.

К 2016 году сложился своеобразный тандем. Сотрудники ФСБ повсеместно собирают оперативную информацию о преступлениях в сфере экономики, фактах коррупции, экстремизме, а Следственный комитет их расследует. В ход пошла и игра с квалификацией. Например, дела о мошенничестве, традиционно расследуемые полицией, дополнялись квалификацией в виде создания преступного сообщества или должностной статьей, что давало право СК расследовать их самому. Ровно эту же технологию постепенно стала использовать сама ФСБ, под разными предлогами включающая в дела компоненты, связанные с национальной безопасностью, расходом бюджетных средств, терроризмом. Перелом произошел летом 2016 года, когда на фоне дела Шакро Молодого и связанных с ним генералов СКР заговорили о конце доминирования Александра Бастрыкина и Следственного комитета. Уже тогда было очевидно, что на первый план выходит ФСБ, и как результат, служба должна была укрепить свою следственную функцию.

В последнее время все больше и больше политически значимых уголовных дел (в сфере экономики в том числе) стали расследоваться именно следственными управлениями ФСБ. В этом смысле новая законодательная инициатива — давно ожидавшаяся, логичная, фиксирующая нынешнее положение вещей и дающая направление дальнейшего развития отношений между силовиками.

Обвинение и защита​

Конечно, законопроект — очень плохая новость для Следственного комитета, разговоры об упразднении которого появляются вновь и вновь. Одновременно это хорошая новость для Генпрокуратуры, поскольку именно прокуроры будут решать, передавать ли дела для расследования ФСБ. Однако тут возможны варианты. Если следственные функции в той или иной степени вернутся в прокуратуру, то ее политический вес резко усилится. Если же все останется как есть, то вряд ли прокуроры смогут отказывать ФСБ в изъятии любых дел, которые служба захочет расследовать.

Вторая плохая новость для Следственного комитета — то, что законопроект предусматривает передачу ФСБ и уголовных дел, в которых обвиняемыми являются сами следователи. Сегодня преступления сотрудников СКР расследует сам Следственный комитет. Этот конфликт интересов препятствует реализации имеющегося в руках ФСБ компромата. Уголовные дела в отношении так называемых спецсубъектов — депутатов, судей, следователей, прокуроров и адвокатов — на особом контроле. За такие раскрытые дела хвалят, повышают по службе, дают премии, звания, награды. И пока их ведет СКР.

Понятно, что самая уязвимая и зачастую раздражающая группа среди перечисленных — это не следователи. По официальным данным, в год расследуется около 60 уголовных дел в отношении адвокатов и в четыре-шесть раз меньше в отношении других категорий. Передача подследственности дел в отношении адвокатов в органы ФСБ, чьи сотрудники одновременно заняты и выявлением преступлений, может резко увеличить количество таких уголовных дел.

Просмотров