Угрозы национальной безопасности российской федерации. Реферат: Угрозы национальной безопасности Российской Федерации Угрозы национальной безопасности российской федерации

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально – политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, который в настоящее время еще не достиг уровня РСФСР 1990 г., снижением инвестиционной, инновационной активности и научно–технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно–сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. До 40% продуктов питания ввозится из–за рубежа, что является прямой угрозой продовольственной безопасности страны.

Ослабление научно–технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно–технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

В национальной сфере. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально–политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчёты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно–нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно её организованных форм, а также коррупции.



Последствия этих просчётов проявляются в ослаблении правового контроля ситуации в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствиезачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этно–националистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально–техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения. Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

– стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

– опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

– укрепление военно–политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

– возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

– распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

– ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

– возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации;

– притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить её позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско–Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм . Международным терроризмом в Чеченской Республике была развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаютсяугрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем.

Угрозы национальной безопасности и интересам РоссийскойФедерации в пограничной сфере обусловлены:

– экономической, демографической и культурно–религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

– активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Наиболее полно весь спектр угроз Российской Федерации получил отражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных законах «Об обороне», «О безопасности». Угрозы в военной сфере государства отражены в Военной доктрине РФ.

Характер военно-политической обстановки в мире позволяет заключить, что угрозы безопасности Российской Федерации в среднесрочной перспск-тиве носят комплексный характер и предопределяются борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам, в том числе и на постсоветском пространстве.

Наиболее полно весь спектр угроз Российской Федераиии получил от-ражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных за-конах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отра-жены в Военной доктрине РФ.

В настоящее время и в краткосрочной перспективе для уверенного, спо-койного решения вопросов мирной жизни, Россия должна найти убедитель-ные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности 3 . На фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, с кото-рыми рсально сталкивается наша страна. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности в полной мере до конца ие осознан. В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного простран-ства и, что крайне опасно, его распространению на зону наших жизненно важных интересов.

Так, весьма значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и по-лем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессио- нальное противостояние, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей.

Серьезные опасности связаны и с распространением оружия массового по- ражения. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этомустремятся, последствия будутпросто катастрофическими.

Российская Федерация однозначно выступает за укрепление режима не-распространения без каких либо изъятий, на основе мсждународного права. Известно, что силовые методы редко приносят искомый результат, а их по-следствия подчас становятся страшнее изначальной угрозы.

Значимым направлением международной политики на протяжснии де-сятилетий является разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире. Между тем на фоне такой острейшей угрозы, как международный терроризм, ключевые вопросы ра-зоруженческой тематики фактически выпали из глобальной повестки, в то время как говорить о конце гонки вооружений преждевременно.

Более того, маховик гонки вооружений сегодня раскручивается, и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия.


До сих пор не обеспечены гарантии невывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Существует потенциальная угроза создания и распростране-ния ядерных зарядов малой мощности. Кроме того, в средствах массовой информации, в экспертных кругах уже обсуждаются планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками. Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со сторо-ны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использо-ванием стратегических ядерных сил.

При этом далеко нс все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков, доставшихся нам от эпохи глобальной кон-фронтации. Не смогли, несмотря на то что в мире произошли кардинальные перемены. И это тоже серьезно мешает находить адекватные и солидарные ответы на общие проблемы.

Продолжают сохраняться угрозы в экономической сфере, проявляющиеся всокращении и невосполнении производства, снижении инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого секто-ра, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.

Эти угрожающие проявления характеризуются увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, уве-личением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собствен-ности из России, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, не-развитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.

Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Росси-ей передовых позиций в мире, снижению качества исследований на страте-гически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потен-циала государства, делает труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы.

Угрозой безопасности России в социальной сфере, является увеличение удельного веса населения, живушего за чертой бедности, расслоение обще-ства на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граж-дан, усиление социальной напряженности.

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к сниже-нию интеллектуального и производительного потенциала России, сокраще-нию численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завое-ваний.

Угроза истощения природных ресурсов иухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития то-пливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законо-дательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоем-кости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенденция исполь-зования тсрритории России в качестве места захоронения опасных для окру-жаюшей среды материалов и веществ, размещения на российской террито-рии вредных производств.

Увеличивается вероятность катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной дсятельности.

Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежаг практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и соци-альной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкого-ля и наркотических веществ.

Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое со-кращение рождаемости и средней продолжительности жизни, повышение смертности, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы разви-тия производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Демографическая ситуация в стране является катастрофической.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в междуна-родной сфере проявляются через попытки других государств противодейст-вовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирую-щегося многополярного мира. Это находит свое отражение в действиях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской

Федерации, в том числе с использованием межэтнических, религиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ.

Исходным моментом в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ является то, что значение воснной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая об-становка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, террито-риальную целостность, соииально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегиче-ским зонам и коммуникациям и другие.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воз-действию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявлять-ся в политической, военно-политической и силовой формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооружен-ныхСил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К основньгм внешним угрозам 4 следует отнести:

развертывание группировок сил и средств, имеюших целью военное на-падение на РФ или ее союзников;

территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политиче-ского или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

осуществление государствами или общественно-политическими структу-рами программ по созданию оружия массового поражения;

вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

наращивание группировок войск, ведушее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к ихтерритории морских водах;

расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Рос-сийской Федерации или ее союзников;

деятельность международных исламскихрадикальных группировок, уси-ления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;

вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Рос-сийской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой ус-тойчивости войск;

действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс-портным коммуникациям;

дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

попытки насильственного изменения конституционного строя;

планирование, подготовка и осущсствление действий по нарушению и дезорганизаиии функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, воен-ные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструк-туры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо-руженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории Российской Феде-рации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

широкомасштабная деятельность организованной преступности, угро-жающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Фе-дерации;

деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националисти-ческих движений в Российской Федерации.

К особому понятию трансграничные угрозы относятся политические, во-енно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Россий-ской Федерации, которые совмеща^ст в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источ-никам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являют-ся внешними. Значение трансграничных угроз для безопасности РФ и для российского военного планирования будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:

создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союз-ников;

деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа под-рывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, созда-ниеугрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную про-тивозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политиче-ской безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ;

ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союз-никам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;

международный терроризм в случае, если деятельность международных террористов напрямую затрагивает безопасность РФ;

деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки нар-котиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внут-ренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осу-ществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответ-ствующими органами стран-союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом по-ложений международного и гуманитарного права, исходя из примата интере-сов национальной безопасности РФ и российского законодательства. На се-годняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликт-ных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки с мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, парт-нерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Российское военное планирование в области строительства и примене-ния Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопреде-ленности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно из-менить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования одно-значного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для россий-ских Вооруженных Сил.

В качестве факторов неопределенности выделяются: Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерога-тив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширсние прак- тики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, сутественно уменыпит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуа-ций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребоватьог России серьезной корректировки планов военного строитель-ства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопас-ности ООН полномочий по санкционированию применения военной силыв мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения меж-дународной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допусти-мых военных инструментов за счет реализации в новых образиах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и при-нятие политических решений о возможности их расширенного финансиро-вания рассматриваются в Министерстве обороны РФ какфактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ста-вится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских цслсй с цслью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов граждан-ской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-политическую. Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения воору-женных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребо-ванность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональ-ных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появлсние в рсгиональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер воору-женной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реали-зации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработ-ки и применения ОМП в региональных конфликтах как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по со-трудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудниче-ству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабиль-ности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрегыения политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России при-дется противостоять в одиночку. В случае же, если произойд

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформи-ровавшимся воснным потенциалом, проиесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут воз-никать сложности, связанныс с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларацияхстран-членов Альянса. В противном случае парт-нерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в слу-чае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной пс-рестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностран-ных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключа-ется и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безоиасности России, с учетом имеюшихся факторов неопределенности, показывает сте-пень изменений, произошедших в мире за последнее дссятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боево-го противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспс-чения национальной безопасности в России.

Российской Федерации

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально - политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно - технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно - сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно - технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно - технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно - технологических и транспортных связей, финансово - банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально - экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально - политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно - нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально - техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

укрепление военно - политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

притязания на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско - Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

экономической, демографической и культурно - религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно - энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Впервые термин «национальная безопасность» был введен в политический лексикон президентом Америки Теодором Рузвельтом в 1904 году. До 1947 года он употреблялся в смысле «обороны», а не интеграции внешней, внутренней и военной политики. В 1947 году в США был принят закон о национальной безопасности, закрепивший за Советом национальной безопасности функцию координации внешней, внутренней и военной политики, относящейся к национальной безопасности.

В российской истории термин «национальная безопасность» впервые был использован в 1995 году в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации». Свое дальнейшее развитие понятие «национальная безопасность» получило в Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13 июня 1996 года: «…национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».

Национальная безопасность как система представляет собой совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, общества и государства, при котором обеспечиваются устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация жизненных потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу. С позиции системного подхода можно согласиться с мнением ряда российских исследователей, считающих понятия «национальная безопасность» и «система обеспечения национальной безопасности» близкими по содержанию, обозначающими одноуровневую с национальной безопасностью систему, призванную обеспечить ее существование и развитие.

Геополитическая ситуация, сложившаяся в начале XXI века, потребовала переосмысления содержания понятия «национальная безопасность» и смены приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности.

Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года сделан вывод о том, что угрозу национальным интересам России будут представлять:

­ односторонний силовой подход в международных отношениях;

­ противоречия между основными участниками мировой политики;

­ угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов;

­ совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической области и в сфере высоких технологий.

Кроме того, усилится глобальное информационное противоборство.

Краткий анализ основных вызовов и угроз безопасности Российской Федерации в условиях современного глобального мира показывает, что существенную роль в их природе и содержании играет военная составляющая.

Угрозами военной безопасности России является превосходство ряда ведущих зарубежных стран в развитии высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства.

Военная безопасность России обеспечивается целенаправленной государственной политикой в области обороны, представляющей собой систему концептуальных взглядов и практических мер международного, экономического, военного и иного характера, направленных на предотвращение военного нападения и на организацию отражения военной агрессии.

Прогнозы развития военно­политической обстановки в мире на среднесрочный период, предпринятые российскими исследователями, показывают, что вблизи границ России активизируется противоборство за доступ к природным, энергетическим, научно­техническим, людским и другим ресурсам на постсоветском пространстве, а также за расширение возможностей, в том числе легальных, по их использованию. В так называемых цветных революциях в Грузии, Украине и Киргизии вмешательство Запада парализовало военно­политическое руководство этих стран, обеспечив их подчинение указаниям западных посольств.

Для организации управляющего информационного воздействия на руководителей независимых государств используется весь арсенал инновационных средств и технологий. «Арабская весна», по словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, ярко продемонстрировала, что Интернет и социальные сети превратились в эффективный инструмент политики, требующий осмысления для того, чтобы уменьшить риск использования (информационных средств, систем и технологий. ­ Прим. автора ) террористами и преступниками.

Информационный терроризм стал неотъемлемым атрибутом глобального информационного общества. Его можно считать проявлением крайнего экстремизма в информационной сфере, направленным на достижение политических целей через выдвижение отдельными лицами или организованной группой лиц требований к властным структурам, которые не могут быть удовлетворены в рамках существующего правового поля.

В отечественной литературе достаточно подробно исследован вопрос о потенциальных угрозах национальной безопасности России, включая ее военную составляющую, а также факторы, способствующие возникновению таких угроз.

Потенциальные угрозы целесообразно объединить в четыре основные группы, которые, конечно, не охватывают полностью весь спектр возможных опасностей, но являются наиболее актуальными в контексте рассматриваемой проблемы.

Первая группа — включает потенциальные угрозы, имеющие геополитическую природу и несущие опасность геополитическим интересам нашей страны, ее геополитическому положению и статусу в мировом сообществе. Они также направлены против территориальной целостности и независимости внешней политики Российской державы.

Вторая группа — состоит из потенциальных угроз, имеющих геоэкономическое измерение и способных нанести ущерб фундаментальным экономическим интересам России, ослабить ее позиции в международных экономических отношениях, создать затруднения для поступательного роста экономического потенциала нашей страны, повышения благосостояния народа и укрепления обороноспособности страны.

Третья группа ­- это потенциальные угрозы в энергетической и ресурсной сферах, которые могут создавать препятствия развитию Российской Федерации как мировой энергетической державы, выражаться в претензиях иностранных государств на природные богатства нашей страны, на ее колоссальную базу естественных ресурсов.

Четвертая группа ­ — это потенциальные угрозы, непосредственно имеющие военный характер. Устранение подобных угроз связано с недопущением ситуаций, при которых могла бы быть совершена военная агрессия в отношении Российской Федерации или нападение на ее воинские контингенты и граждан, находящихся за пределами нашего государства.

При исследовании первой группы возможных угроз нашей национальной безопасности, имеющих геополитический характер, следует рассмотреть наиболее существенные факторы, обусловливающие возрастание опасностей жизненно важным интересам Российской Федерации.

В качестве таких факторов могут выступать:

­ действия государств, направленные на нарушение целостности Российской Федерации (в том числе с использованием межэтнических, межконфессиональных и других внутренних противоречий) и на удовлетворение территориальных претензий к Российской Федерации со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно­правового оформления межгосударственных границ;

­ действия других стран, направленные на подрыв и сдерживание интеграционных процессов в рамках СНГ, ослабление связей Российской Федерации со странами Центральной, Восточной Европы и Балтии, а также с другими государствами в районах традиционного сотрудничества, приобретающие все более скоординированный характер;

­ нарушения прав и свобод русскоязычного населения и граждан Российской Федерации, проживающих в сопредельных государствах, приводящие к нарастанию напряженности (в том числе в отдельных районах России) и неуправляемым миграционным процессам;

­ политика двойных стандартов, проводимая определенными силами за рубежом, которые, заявляя на словах о необходимости обеспечения стабильности в Российской Федерации, в действительности стремятся сделать все от них зависящее, чтобы не допустить этого и тем самым снизить значимость Российской Федерации в решении ключевых проблем мирового сообщества и деятельности международных организаций.

Оценивая угрозы геополитического характера, становится очевидным объективная тенденция к расширению в мире конфликтного пространства и, что крайне опасно, его распространению на зону жизненно важных интересов России.

Вторая из рассматриваемых групп угроз включает опасности геоэкономического характера. К данной группе следует отнести следующие основные угрозы:

­ стремление ведущих западных стран ослабить экономическую самостоятельность Российской Федерации и закрепить за ней роль поставщика топливно­сырьевых ресурсов для мировой экономики и источника квалифицированной, но дешевой рабочей силы;

­ попытки ограничить присутствие России на зарубежных рынках (в том числе на рынке вооружений), а также действия по ее вытеснению с них;

­ действия «партнеров», направленные на сохранение ограничений на доступ Российской Федерации к передовым технологиям, создание препятствий для полноправного участия России в международных финансово­экономических и торговых структурах и организациях.

К третьей из рассматриваемых групп отнесены угрозы в энергетической и ресурсной сферах. Специалисты предсказывают быстрое развитие мировой энергетики в первой половине XXI столетия. Согласно оценкам экспертов в ближайшие пятнадцать лет глобальное энергопотребление может возрасти на одну треть, что представляет собой очень высокий рост. При этом спрос в мире на газ будет опережать спрос на нефть. Так, по мнению аналитиков, к 2020 году потребление газа в мировой экономике может вырасти на 60 процентов, а нефти на 42 процента. Однако роль нефти до 2017 года останется ведущей в мировом энергоснабжении. Из этого источника будет обеспечиваться 40 процентов энергопотребления. Соответственно 28 процентов будет приходиться на природный газ, 20 процентов ­ на уголь, 7 процентов ­ на возобновляемые источники и 5 процентов ­ на ядерную энергетику.

В данной связи аналитики отмечают, что в ближайшее время наша страна как обладатель основных мировых топливно­энергетических ресурсов будет подвергаться сильнейшему геополитическому давлению со стороны стран потребителей. Такое давление согласно прогнозам российских исследователей может осуществляться в следующих наиболее вероятных формах:

­ выдвижение новых территориальных претензий к Российской Федерации и заявлений по типу, которые сделали в начале 2007 года бывшая тогда Госсекретарем США Кондолиза Райс и Мадлен Олбрайт (также занимавшая в свое время указанный пост), о том, что в Сибири настолько большие запасы ресурсов, что они принадлежат не России, а миру;

­ попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействия ее укреплению как одного из влиятельных центров многополюсного мира;

­ разжигание новых очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников (Ближний Восток, Центральная Азия, Кавказ, Балканы);

­ проведение всевозможного рода тайных, подрывных, разведывательных и пропагандистских операций для взятия под контроль добычу и распределение топливно­энергетических ресурсов;

­ создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территории морях;

­ расширение влияния Североатлантического альянса, стремление закрепиться на постсоветском пространстве, а также попытки использовать совокупную военную мощь НАТО для оказания военно­политического давления и получения уступок в доступе к топливно­энергетическим ресурсам;

­ ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территорию сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств (создание военных баз и размещение группировок войск на территориях бывших республик СССР).

В четвертую из рассматриваемых нами групп объединены потенциальные угрозы, непосредственно имеющие военный характер.

К основным внешним военным угрозам многие российские исследователи, как правило, относят следующие:

­ развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Россию или ее союзников;

­ территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы политического или силового отторжения от нее отдельных территорий;

­ осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;

­ вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

­ демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями;

­ наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

­ нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

­ наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

­ расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;

­ деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

­ ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;

­ вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

­ действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;

­ действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

­ дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

­ распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Составной частью военной угрозы национальной безопасности Российской Федерации является угроза из воздушно­космического пространства.

Следует отметить, что превращение средств борьбы в воздушно­космическом пространстве в главное оружие современных войн и их интенсивное развитие ведущими зарубежными странами свидетельствует об объективном нарастании этого вида угроз.

Для Российской Федерации опасность угроз из воздушно­космического пространства в известной мере усугубляется особенностями ее геостратегического положения и рядом факторов военно­географического плана, основными среди которых являются:

­ большая протяженность границ, площадь территории, низкая плотность размещения объектов вооруженных сил, экономики и инфраструктуры;

­ наличие критически важных объектов стратегических ядерных сил, топливно­энергетического комплекса и других потенциально опасных объектов;

­ сложность создания достаточного информационного предполья на важнейших направлениях;

­ наличие анклавов (Калининградская область), а также удаленных и труднодоступных районов (Приморье, Сахалин, Камчатка);

­ расположение мест добычи и переработки стратегически жизненно важных сырьевых ресурсов в отдаленных труднодоступных районах.

Эти и другие факторы в своей совокупности обуславливают предпочтительность для потенциальных противников России воздушно­космического нападения по сравнению с наземными средствами нападения.

Данные факторы создают благоприятные условия для применения группировок средств воздушно­космического нападения и одновременно затрудняют решение задач воздушно­космической обороны.

Таким образом, угрозы Российской Федерации из воздушно­космического пространства являются наиболее значимыми в общей системе ее военной безопасности. В связи с этим организация активной обороны от наиболее значимых военных угроз в современных условиях закономерно требует приоритетного развития противоспутниковых систем вооружений и осуществления противокосмической обороны в составе вооруженных сил любой обороняющейся стороны, в том числе и Российской Федерации.

Ускорение темпов глобализации формирует новое понимание целостности мира и взаимообусловленности глобальной, национальной и военной безопасности. Военно­политическая глобализация как фактор влияния научно­технического прогресса оказывает непосредственное воздействие на сферу безопасности, а процесс обеспечения национальной и военной безопасности приобретает глобальное измерение.

Геостратегическая ситуация вокруг России складывается сегодня под влиянием кардинальных изменений, происходящих в системе формирующегося нового облика России и нового облика мирового устройства. Геостратегическое положение России между Западом и Востоком, между Севером и Югом предъявляет жесткое требование: быть в постоянной готовности к отражению внешних угроз, в том числе и от развертываемых группировок сил и средств воздушно­космического нападения и противоракетной обороны иностранных государств. Прежде всего речь идет о тех государствах, геополитические интересы которых находятся или могут войти в противоречие с соответствующими интересами России.

В данной связи становится очевидным вывод о том, что воздушно­космическая оборона страны требует дальнейшего совершенствования в рамках модернизации всей системы национальной безопасности Российской Федерации в целях повышения роли России как субъекта глобальных геополитических процессов в мировом сообществе на длительную историческую перспективу.

Михаил КУЧЕРЯВЫЙ,

генерал­лейтенант запаса,

кандидат политических наук

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Политический процесс и политические отношения в современной России»

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

гр. ПЛ-08-01 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _________________ К.Ю.Гареева

Преподаватель _________________В.А.Бурлаков

Владивосток 2010

Введение………………………………………………………………………………...…..3

1 Национальная безопасность России ……………………………………………………....4

2 Угрозы национальной безопасности Российской Федерации…………………………...6

2.1 Угрозы в экономической сфере……………………………………………….…….6

2.2 Угрозы в социальной сфере……………………………………………………..…..7

2.3 Угрозы в международной сфере…………………………………………………….8

2.4 Угрозы в информационной сфере…………………………………………………..9

2.5 Угрозы в военной сфере…………………………………………………………....10

3. Противодействия угрозам национальной безопасности Российской Федерации…... 12

Заключение…………………………………………………………………………………14

Список используемых источников……………………………………………………….15

Введение

В то же время следует отметить, что понятие "национальная безопасность" является одной из самых спорных категорий в отечественной и зарубежной теории международных отношений и других общественных науках.

В зависимости от парадигмы теории международных отношений или политико-идеологических преференций того или иного ученого подходы к трактовке понятий "национальная безопасность", "угрозы национальной безопасности", "обеспечение национальной безопасности", сильно различаются. Нет единого мнения и в вопросах выработки стратегии и концепции национальной безопасности .

Российской теории международных отношений было особенно сложно разрабатывать такую категорию, как "национальная безопасность", ибо в постсоветский период не только произошла смена научной парадигмы, но и страна в целом находится в процессе поиска своей новой идентичности, включая ее внешнеполитическую составляющую.

Понятие национальной безопасности на сегодняшний день еще не исследовано в полной мере в науке. И здесь, надо признать, существует значительная задолженность научной мысли перед обществом и государством. В течение длительного периода времени национальная безопасность в нашей стране отождествлялась с государственной безопасностью. Это объективно сужало ее прикладное пространство, за пределами которого оказывались безопасность народа, гражданского общества, интересов личности, семьи, различных социальных групп. Ныне же главными субъектами национальной безопасности признаны общество и человек, и последняя рассматривается через призму их интересов .

Стране, где до сих пор не достигнуто национальное согласие по таким базовым параметрам, как "вектор развития", "социальный идеал", "модели экономической и политической систем", "национальные интересы" и пр., сложно определить, какие угрозы и вызовы национальной безопасности действительно существуют, а какие являются мифом или предрассудками, унаследованными от прошлого или порожденных настоящим .

1. Национальная безопасность Российской Федерации

Национальная безопасность - это социально-философская категория, в основе которой, с точки зрения ученых, должно находиться устойчивое социальное развитие, обеспечивающее человеку достойную жизнь. Именно при таком подходе она будет защищать среду существования, интересы личности и общества, нравственные и духовные ценности. Именно при таком подходе она будет услышана, понята и поддержана самыми широкими слоями населения, станет общенациональным делом .

Для более глубокого понимания сути проблемы следует выяснить, что следует понимать под национальной безопасностью. В современном языке слово "национальный" используется для обозначения всего, что имеет отношение к государству - равно как и известные всем нам словосочетания "национальные интересы", "национальный бюджет", "национальный долг", и т.п.

Безопасность в широком смысле слова - это, по мнению специалистов, "система условий и факторов, в которой страна и общество органично функционируют и развиваются по своим внутренним законам, делегируя управлению право стимулировать положительные сдвиги и тенденции, а также корректировать негативные отклонения, ограждая при этом страну от угроз внешней среды" .

Принято считать, что основу национальной безопасности составляет физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности страны, высокий уровень дееспособности перед лицом внешних угроз, обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной жизни и развития. Национальная безопасность имеет политический, экономический, военный, социальный, правовой, информационный и духовно-нравственный аспекты .

Военная безопасность - состояние вооруженных сил и их конкретных видов, позволяющих им гибко и своевременно реагировать и пресекать внешние угрозы военно-силового характера, поддерживать определенный баланс сил и место страны на международной арене. Предполагает наличие у национальных вооруженных сил оптимальной структуры, а также количественных и качественных характеристик.

Экономическая безопасность - состояние экономики страны и ее различных систем (финансовой, банковской, инвестиционной, налоговой и др.), предполагающее ее способность обеспечивать минимально необходимый объем национального продукта, необходимого для ее самостоятельного выживания и развития. Одновременно состояние защищенности стратегических хозяйственных ресурсов страны от воздействия и контроля со стороны враждебных и криминальных сил, состояние надежной обеспеченности базовых экономических прав и свобод граждан.

Правовая безопасность означает безусловное соблюдение правовых норм как рядовыми гражданами, так и органами власти, гарантированную реализацию всей совокупности прав и обязанностей, установленных действующим законодательством.

Политическая безопасность - неприкосновенность национального суверенитета страны, недопустимость давления на нее и грубого вмешательства в ее дела со стороны внешних сил. Одновременно прочность государственного и конституционного строя страны, обеспечивающие эффективное функционирование ее политической системы и всех ее институтов в интересах большинства граждан .

Социальная безопасность - состояние общества, предполагающее реализацию в нем основополагающих принципов социальной справедливости, обеспечение гражданам страны базового набора социальных благ и высоких жизненных стандартов. Все это, взятое в совокупности, является фундаментом общественной стабильности.

Информационная безопасность - состояние надежной защищенности культурного достояния страны, интеллектуальной собственности хозяйствующих субъектов и граждан, а также специальных сведений, составляющих государственную и профессиональную тайну. В более широком смысле - пресечение неблагоприятного информационно-пропагандистского воздействия на граждан страны, связанного с распространением идей, враждебных интересам государства, традициям национальной культуры и правопорядка .

Духовно-нравственная безопасность - состояние защищенности общественного сознания и морального здоровья нации, ее традиционных, духовных ценностей и уклада жизни от внешних неблагоприятных влияний. Предполагает поддержку государственной властью нравственных норм, традиционных конфессий и традиций национальной культуры .

2 Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

2.1 Угрозы в экономической сфере

Одна из основных угроз национальной безопасности России - кризисное состояние экономики. Оно имеет комплексный характер и обусловливается, прежде всего, резким сокращением производства, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, снижением инновационной и инвестиционной активности и научного потенциала, стагнацией аграрного сектора, расстройством платежно-денежной системы, сужением доходной части федерального бюджета и ростом государственного долга.

Негативные проявления этих угроз характеризуются нарастанием вывоза за пределы России валютных запасов и капиталов, стратегически важных видов сырья, нерациональной структурой импорта, неразвитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта. При крайне неэффективном либо криминальном использовании хозяйствующими субъектами собственной прибыли расширяется процесс утечки интеллектуальной собственности и квалифицированных кадров из России, нарастает зависимость страны от иностранных производителей компьютерной, телекоммуникационной и другой высокотехнологичной техники .

Все это приводит к зависимости процесса воспроизводства и потребления от действий иностранных государств и их сообществ, потере Россией своей экономической, а, следовательно, и политической самостоятельности.

В прямой зависимости от уровня развития экономики находится угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Для России эта угроза нарастает за счет преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий. Также усиливается тенденция использования территории России в качестве места захоронения радиоактивных материалов, ядовитых химических, других высокотоксичных и опасных для окружающей среды материалов и веществ; размещения на российской территории вредных производств .

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

2.2 Угрозы национальной безопасности в социальной сфере

Негативные процессы в экономической сфере приводят к кризису в социальной сфере. Дестабилизация уровня жизни, повышение уровня бедности и имущественная дифференциация населения, бесконтрольное расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу необеспеченных граждан ведет к нарастанию социальной напряженности, еще одной угрозе национальной безопасности.

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере снижает интеллектуальный и производительный потенциал России, ведет к сокращению численности населения, утрате основных источников духовного и экономического развития, а, кроме того, в условиях определенного ослабления государственной власти, потери ее авторитета как гаранта обеспечения прав и свобод граждан провоцирует общественные потрясения и может стать основой для формирования авторитарно-тоталитарного политического режима.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции .

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ .

Одними из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ .

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают низкие эффективность системы медицинского страхования и качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, недостаточный уровень социальных гарантий и оплаты труда медицинских работников и финансирования развития системы высокотехнологичной медицинской помощи, незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью .

Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры.
Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения .

Продолжающееся разрушение единого духовного пространства России, экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя явную угрозу федеративному устройству Российской Федерации.

2.3 Угрозы в международной сфере.

Угрозы интересам безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других держав противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Это может привести к ослаблению российских позиций в важных для России регионах Европы, Ближнего Востока, Закавказья и Центральной Азии .

Угроза возникновения или обострения политических, этнических, экономических кризисов в странах СНГ, способных затормозить или разрушить процессы интеграции в Содружестве, приобретает для нашего государства особое значение. Российской Федерации крайне важно становление этих стран как дружественных, независимых, стабильных и демократических государств.

Серьезная угроза - распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, технологии их производства и средств доставки, прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах. Нарастание этой угрозы требует принятия Россией, как самостоятельно, так и совместно с другими государствами, дополнительных мер по обеспечению своей безопасности .

Одновременно расширяется спектр угроз, связанных с международным терроризмом, в том числе с использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения.

Угрозой для России остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений против России такие группировки создают предпосылки к стратегической нестабильности.

Превращение НАТО в доминирующую военно-политическую силу в Европе - угроза нового раскола континента, крайне опасного в условиях сохранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного оружия, а также недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира .

2.4 Угрозы в информационной сфере

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним .

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

1) угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

2) угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

3)угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов .

Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:

1)принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;

2)создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;

3)противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;

4) неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;

5) манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации) .

Угрозами информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации могут являться: монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами; блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории; низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики .

2.5. Угрозы в военной сфере

Угрозы безопасности Российской Федерации в собственно военной сфере кроются в незавершенности реформирования военной организации страны, сохраняющемся разрыве между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической сфере, недостаточном финансировании национальной обороны, неразработанности современных подходов к военному строительству .

Это проявляется в обострении социальных проблем в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, критически низком уровне оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов, недопустимом падении степени укомплектованности войск (сил) образцами современного и перспективного вооружения и военной техники, в целом - снижением возможностей военной организации государства по гарантированной защите национальных интересов Российской Федерации .

Нарастает и расширяется угроза агентурного и оперативно-технического проникновения иностранных разведок в Россию. Объектами их деятельности становятся государственные органы власти и управления, политические партии, банковские учреждения, промышленные предприятия, научно-исследовательские организации, средства массовой информации. Последствиями этой деятельности могут стать усиление противодействия внешнеполитическому курсу России, подрыв экономики путем вовлечения в убыточные торгово-экономические сделки, нерациональное военно-техническое сотрудничество, развертывание НИОКР в тупиковых направлениях, втягивание России в региональные конфликты и дестабилизация ее внутриполитической обстановки.

Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки .

Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов .

3. Противодействия угрозам национальной безопасности Российской Федерации

Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации .

Обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков.

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность. Необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности являются многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии.
Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго и теплоснабжения .

Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности.

Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества .

Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем разработки системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования, развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время, а также совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны .

Заключение

Национальная безопасность в узком смысле слова предусматривает защиту общества от внешних угроз его суверенитету и независимости, территориальной целостности, жизни и правам граждан от посягательств на основы конституционного строя, на законность и правопорядок, на собственность государства и граждан, на другие экономические, политические, гражданские права и свободы членов общества. Однако успешное решение этих задач зависит от более широкого круга вопросов жизнедеятельности государства и общества. Наилучшие гарантии национальной безопасности - это создание таких условий экономического, социально-политического, нравственно-культурного развития общества, которые обеспечивают его стабильность и процветание, высокий моральный дух и благополучие граждан, максимум возможностей для творческой деятельности и самовыражения каждой личности .

В широком смысле слова национальная безопасность, наряду с оборонным, внешнеполитическим и охранно-правовым аспектами, включает аспекты экономический, социальный, экологический, нравственный, культурный .

Глубокая трансформация российского общества, исчезновение СССР и всей прежней системы союзнических связей, подорвали устои существовавшей ранее системы национальной безопасности, которая покоилась на военной мощи страны, военно-стратегическом паритете сил двух блоков, на мобилизационных возможностях КПСС и советского государства. Новая концепция национальной безопасности, которая принималась бы большинством российского общества, еще не сложилась. Пока идет трудный поиск. Он осуществляется в обстановке глубоких цивилизационных сдвигов, которые изменяют все сложившиеся представления о всеобщей и национальной безопасности, об их соотношениях.

В целом комплексная оценка угроз национальной безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод: в настоящее время главные угрозы ее безопасности лежат во внутриполитической, экономической, социальной, духовной сферах и носят преимущественно невоенный характер. Качественно новый характер отношений с ведущими государствами мира и минимальная вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в обозримой перспективе, при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания, позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем безопасности.

Список используемых источников

1. Сергунин А.А. Российская внешнеполитическая мысль: национальная и международная безопасность / А.А. Сергунин // Монография.Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова, 2003.- Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/174657

2. Виноградов А.В. Проблемы национальной безопасности /А.В.Виноградов [Электронный ресурс] / Право и безопасность.- Электрон. журн.- 2003.-№ 1-2 (6-7).- Режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_5_26.htm

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [ Электронный ресурс] / Совет Безопасности Российской Федерации.- Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

4. Доктрина информационной безопасности российской федерации: утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895 [Электронный ресурс] /Совет Безопасности Российской Федерации.- Режим доступа:http://www.scrf.gov.ru/documents/5.html

5. Абдулатипов Р. О федеративной и национальной политике Российской Федерации на современном этапе / Р. Абдулатипов [Электронный ресурс] / Этнопанорама.- Электрон. журн.- 2001.- 323045.- Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=323045&soch=1

Просмотров