Как поднимают самолёты из болота (63 фото). Самолет пролежал в болоте с начала второй мировой Достают самолет из болота

Во время уникальной поисковой операции под деревней Кобона Ленинградской области из болота подняли фрагменты советского самолета, на котором воевал летчик Александр Хорошков , и который перед падением протаранил немецкий бомбардировщик. Останки героического истребителя ЯК-7Б увидел корреспондент Федерального агентства новостей . Видеоверсию поисковой операции смотрите .

Подвиг летчика

В 1943 году, когда Ленинград уже второй год находился в кольце блокады, ожесточенные бои разворачивались не только на подступах к осажденному городу, но и в воздухе над Дорогой Жизни – единственной ниточкой, питавшей ленинградцев. Во время одного из авиационных налетов фашистов 30 мая, пилот Александр Петрович Хорошков, прикрывавший Волховскую ГЭС и уже возвращавшийся на базу после выполненного задания, заметил в небе немецкий бомбардировщика «Хейнкель-111», который готовился к атаке на порт Кобона – «ворота» Дороги Жизни. В ходе воздушного боя самолет советского летчика был подбит, сам он – тяжело ранен. Несмотря на то, что немецкий «Хейнкель» был в разы мощнее ЯКа, Хорошков решил идти на таран, что означало верную гибель для обоих самолетов. По воспоминаниям однополчан и очевидцев, 24-летний советский лейтенант успел покинуть горящий самолет и катапультироваться, но на базе его так и не дождались: видимо, из-за тяжелого ранения летчик не смог выбраться на сушу из непроходимого болота, куда рухнул его истребитель, совершив свой последний подвиг.


Пошел за клюквой – нашел самолет

Сотрудники Музея Битвы за Ленинград три года искали обломки истребителя в труднодоступном районе Большого болота, опираясь на информацию архивов и местных жителей. Самолет нашли благодаря одному из дачников, который пошел на болота за клюквой и заметил торчащий из земли фрагмент истребителя. Основные же детали самолета обнаружились в болоте, на глубине трех метров, радиус разброса элементов составил более 50 метров.

Вести какие-либо поисковые работы в этой местности летом просто невозможно: все болото плавает и «дышит», а к месту падения невозможно добраться, поэтому поисковики Российского военно-исторического общества специально ждали зимы. Подготовка к экспедиции, в которой принял участие корреспондент ФАН, заняла две недели. Специально для подъема истребителя был приобретен трековый снегоболотоход, потому что на другом транспорте через болота Ленобласти не добраться даже зимой. Над заранее обозначенными местами, где нашлись обломки самолета, был вырезан лед, а доставать металлические фрагменты воздушного судна со дна болота после откачки воды пришлось практически вручную: водолазы в специальных костюмах наощупь искали детали в ледяной воде и поднимали их на поверхность. Тяжелую хвостовую часть достали с помощью мощной техники. В результате со дна было поднято около 80% военной машины, похожей на останки огромного динозавра, найденного в глубинах земли.

Памяти Алексея Маресьева и Олега Пешкова

«Поднять самолет – это не самое сложное, – рассказал корреспонденту ФАН руководитель Военно-исторического центра Олег Титберия . – Но нужно сделать это правильно, провести реставрацию, и чтобы уже в экспозиции музея этот самолет продолжал свою работу, чтобы подрастающее поколение смотрело на него и вспоминало о тех, кто защищал их жизнь много лет назад».

После реставрации из найденных фрагментов корпуса, из деталей других самолетов и ранее поднятого «Хейнкель-111» будет собрана новая музейная экспозиция, посвященная подвигу Александра Хорошкова. Масштабная экспедиция по подъему военного самолета стала возможной благодаря проекту Российского военно-исторического общества, который посвящен 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Маресьева и памяти Героя России Олега Пешкова, погибшего в Сирии.

«Суть нашего проекта в том, что в ходе поисковых экспедиций мы определяем места крушений самолетов в период Великой Отечественной Войны, устанавливаем судьбы летчиков, возвращаем их из небытия и рассказываем о неизвестных подвигах», – сказал руководитель поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский .

Работы на месте гибели советского истребителя на этом не закончатся: поисковикам предстоит еще найти останки самого Александра Хорошкова, судьба которого до сих пор не очень ясна. По обнаруженному в болоте летному креслу с вырванными креплениями непонятно, успел ли пилот катапультироваться на самом деле. Помочь историческому расследованию может бронеспинка, которую пока также не нашли.

Карп Платонович Вовк. Год рождения - 1919–й. Место рождения - Полтавская область, Украина. До вчерашнего дня никто не знал, где и как погиб 22–летний Карп. Сегодня известно место и день гибели солдата Великой Отечественной - Ивацевичский район, болото в нескольких километрах от деревни Выгонощи. В минувшие выходные поисковики достали двигатель, фрагменты самолета, а также останки летчика, которые переданы на хранение в Телеханский сельисполком и позже будут с почестями захоронены.


С Владимиром Бухтой, руководителем историко–патриотического отряда «Авиапоиск–Брест» , мы встретились в мемориальном комплексе «Брестская крепость–герой», он привез двигатель и фрагменты самолета на базу, где хранятся остатки более трех десятков самолетов, участвовавших в боях на территории Брестской области:

- Вместе с 52–м отдельным специализированным поисковым батальоном Министерства обороны из болота мы достали все, что осталось от двухмоторного Ил–4: двигатель, обшивка со следами от пуль, фрагменты крепления крыла, шасси. В составе 212–го полка дальнебомбардировочной авиации под командованием легендарного Александра Голованова самолет бомбил немецкие танковые колонны 24 июня 1941 года. Это был его второй боевой вылет. Два летчика выпрыгнули, спаслись - они, как выяснилось, воевали до победы, а третий - стрелок–радист - погиб в воздухе. Мы достали из болота его останки. Информацию об экипаже нашли в архивах по номеру двигателя самолета.


От информации о месте падения самолета (а ее прислали на сайт «Авиапоиск–Брест» читатели) до подъема прошло три года.

Поднимали остатки боевой машины прямо из болота. Подъехать туда невозможно. Три километра - пешком. Чтобы подобраться к нужному месту, соорудили два мостика. Владимир Бухта признается, что такого трудного подъема у них еще не было:

- В минувшем году пытались поднять трактором - не получилось. Сейчас пытались лебедками - тоже безрезультатно. Пришлось нырять в очень холодную воду и тянуть тросами. Фрагменты доставали с глубины около трех метров. Так как работы проводили на территории филиала «Выгоновское» ГПУ НП «Беловежская пуща», содействие нам оказали руководители - гендиректор нацпарка Александр Бурый и руководитель филиала Владимир Загоровский. Отдельное спасибо также 69–летнему жителю деревни Выгонощи Сергею Куратнику, который все время со своим трактором был с нами. Один день мы ему не позвонили, так жена заставила его самого с нами связаться, мол, хлопцев нельзя оставлять, доводи с ними дело до конца. Спасибо председателю Телеханского сельисполкома Трофиму Демянчику. Если бы не эта помощь, не знаю, сколько лет мы бы еще подбирались к этому подъему.

«Железо» вчера было аккуратно сложено на цементный пол одной из казарм Брестской крепости. Владимир Бухта мечтает, что когда–нибудь в мемориальном комплексе появится музей авиации, сражавшейся за освобождение Брестчины.

Председатель Телеханского сельисполкома Трофим Демянчик вспоминает, что в детстве немало слышал от старших жителей о жарких боях в здешних краях:

- Говорили, что в болото между Выгонощанским и Бобровичским озерами упало не менее трех десятков самолетов. Те, которые лежали на поверхности, местные жители разбирали по частям. Такова правда жизни. В годы войны металл был нужен в хозяйстве.

Один из затонувших в болоте бомбардировщиков «Авиапоиск–Брест» собирается поднимать уже в ближайшее время. Боевая машина была сбита 25 июня 1941 года и упала в трех километрах от только что поднятого.

Поисковики намерены найти родственников погибшего летчика Карпа Вовка, который так и остался 22–летним парнем. После этого будет принято решение о месте его захоронения.

Все началось с того, что к нам обратилась одна из поисковых групп техники второй мировой войны, и попросила помочь найти и зафиксировать местоположение самолета, лежащего в болоте в Тверской области. Ориентиры были известны по сведениям от местного населения, но не более того. Мы дали свое согласие на участие в этой экспедиции, понимая, что других доступных методов поиска на площади 100 кв.километров у ребят нет, и что для нас это действительно была настоящая работа, а не праздные выкрутасы над головами дачников.
Сбор был назначен на 4 утра и мы по дмитровке тронулись. Уже по дороге стали закрадываться сомнения в результативности поиска. Дым от горящих торфяников становился все плотнее и плотнее. И по приезду к месту, откуда мы решили начать облет местности, настроение у нас совсем упало - видимость была не более 300 метров, а само место поиска представляло собой моховое громадное сплошное болото километров 20 на 20. А лететь в никуда километров десять-пятнадцать над болотом, не имея достаточного запаса высоты, было бы сплошной авантюрой. Предполагалось, что в воздухе будет Саша на тандемной телеге с поисковиком и Сергей на простой телеге для подстраховки, т.к. мотор остается железякой и всегда есть вероятность его останова. В случае вынужденной посадки любого пилота было бы точно определено и место посадки и его состояние. Старт на телегах был выбран из-за гарантированности и легкости старта в штиль, а тем более в тандемном варианте.
Глядя на обстановку, приняли решение поутюжит болото вдоль кромки леса в предполагаемом направлении: вдруг самолет недалеко, хотя по рассказам местных он должен быть где-то в середине болота. Первым взлетел Сергей, взяв с собой старенькую видеокамеру (не так жалко), за ним Саша с поисковиком. Покружив, решили не рисковать. Телега с поисковиком и Сашей приземлилась, а Сергей, помахав рукой, ушел в дым. И через некоторое время мы поняли, что он на свой страх и риск полетел в предполагаемом направлении. Нам ничего не оставалось как только ждать его обратно и молиться о благополучном исходе полета. SILEX купол скоростной и километров 20 туда - обратно он должен был осилить за минут тридцать. Время потекло и только стрекот мотора ободрял нас.
"Я продвигался, - рассказывает Сергей, - ориентируясь по GPS вперед со скоростью 45-50 км\час. Внизу было огромное зелено-рыжее болото, покрытое оспинами воронок. Поисковики рассказывали, что наши бомбардировщики, возвращаясь обратно, сбрасывали в болото неизрасходованный бомбозапас. Пролетев километров восемь на высоте не более 200 метров, я стал думать о тщетности моей авантюры, как вдруг краем глаза заметил нечто выделяющееся среди болотного пейзажа. Повернув в эту сторону через минуту я понял - это останки самолета. Чувство восторга охватило меня - задание выполнено, самолет найден, координаты зафиксированы. Достав из сумки камеру, и опустившись пониже, я с трудом сделал запись секунд на тридцать, и встал на обратный маршрут. Легкий встречный ветер уменьшил мою скорость, но я уже летел не только под куполом, но и на собственных крыльях радости. На земле по выражению моего лица ребята сразу поняли, что самолет найден. Уже не хотелось думать, что было бы если отказал мотор, как бы я приземлился и вообще добирался бы пешком обратно с телегой по болоту. Я стоял на земле, вокруг меня были ребята, до конца не верящие, что самолет был найден, но проглядев запись утвердились в этом."
Поисковики были очень рады, что все обошлось, а мы поняли, что с помощью параплана легко и очень-очень дешево можно производить любые поиски, в том числе и над водной поверхностью. Известны места, где в озерах лежит техника военных времен, и это не только железо, а новые имена неизвестных героев, павших за нашу Родину. Вечная им память.
С этой короткой съемки мы сделали несколько фотокадров.

А вот продолжение рассказа Сергея.
"На следующий день в Новокосино на телеге я "получил" вынужденную посадку в лес из-за оторвавшегося в воздухе маховика магнето. Движок моментально захлох, высоты нет (появилась привычка "стричь газоны"), место посадки уже не выберешь- SILEX сыпется очень быстро. Хорошо была маленькая проплешина, в которую я и плюхнулся. И первое о чем я подумал:,"А случись это вчера, там в болоте?" Если там силы небесные были на моей стороне, то здесь мне было показано обратное. Вот так."

Внимание! Пилоты с SIMONINI. Обратите внимание на магнето. Чашка-маховик приклепана была на четыре заклепки и их просто срезало. Сергей ее посадил на шесть заклепок. Кстати, в последних - крайних моделях итальянцы так и делают.

Самолеты падают в мох. February 12th, 2012

Еще в те далекие времена, когда выделенный интернет был непозволительной роскошью для физического лица и связь со всемирной сетью осуществлялась по телефонной линии, натолкнулся я в русскоязычном интернете на любопытный артефакт, известный под именем “Карта Марка Кострова. Карта эта напомнила мне иллюстрации из книги “Остров сокровищ”. Такие же непонятные обозначения, символы и названия, во многом отражающие своеобразный внутренний мир своего составителя. О чем можно подумать, отыскивая такие, например метки – “Предполагаемые клады” или “Там где чудиться”, “Заброшенные библиотеки” или “Клад в колодце”. Прочитав почти все произведения писателя Марка Кострова, я так поразился его замечательному слогу, историям, простым и щемящим что уверовал в существование затерянного и заброшенного мира среди болот на границе Псковщины и Новгородчины.

Тогда еще я не знал, что через 10 лет окажусь в самом центре этой карты, как в волшебном мультфильме. Своими собственными глазами буду искать следы путешествий писателя, слушать истории о героях его рассказов. Так становится ясно, что действительно видел или слышал автор, что он благодаря своему мировоззрению домыслил, где приукрасил, а когда для остроты ощущений круто повернул сценарий чьей-то реальной жизни в своем описании. Но речь не об этом, а о третьей метке на костровской карте. Итак, небольшой рассказ о самолете в болоте.

Филиппыч, что часто гостит в своем доме в умирающей деревне на берегу озера Полисто, производит впечатление крепкого старика. Все-то у него есть, а главное – лодка с хорошим мотором, вездеход для передвижения по болотам, жилистые руки и память о прошлом Полистовья. Вот в одно прекрасное время вспомнилось Филиппычу, как в 1946 году видел он торчащий из болота металлический хвост большого самолета, о чем и сообщил спустя 65 лет Великолужскому (по-моему) военкому. Поиск погибших в войну, подьем останков героев дело благое, а тут нашлись сподвижники и спонсоры и вот уже разведка поискового отряда связалась с заповедником, как мол и что, а как бы нам там местность осмотреть.

Слухи ходили о лежащих в болоте самолетах. На Рдейщине (в восточной части болотного массива) рассказывают о самолете с грузом золота, упавшем в болото осенью 41 года. Мой проводник и инспектор заповедника рассказывал о самолете с грузом оружия, направлявшимся или к немцам в Демянский котел, или в Партизанский край, что существовал в Полистовье до середины 1942 года. Сам я видел непонятные металлические части вдали от минерального берега и были они явно не от саней или телеги. Так что найти нечто среди болот вполне возможно.

А вот чем чревата операция по подъему самолета в центре особо охраняемой болотной территории, какие усилия людей и техники потребуются и что потом останется от охраняемого участка – все это было непонятно и волнительно. “Не можешь помешать, тогда надо возглавить” – сказал директор заповедника и мы отправились в экспедицию к озеру в центре заповедника, за которым и должен лежать Ил-4. По данным поисковиков, самолет потерпел катастрофу на высоте нескольких километров, попав в грозовой фронт. По словам специалистов, в тот вылет авиация дальнего действия потеряла от погоды несколько машин. Именно этот самолет еще в полете разломился и упал, пилот и штурман погибли, один из стрелков воспользовался парашютом и выжил, продолжив затем войну. Но мне найти подтверждение подобной истории в сети не удалось.

Военкомовские отправились со своим поисковым оборудованием в моторной лодке на Полисто. Филиппыч на вездеходе, который носит в обиходе название “каракат” дожен подхватить их тяжелый груз и доставить в болото. А мы на вездеходе “Argo” с запасом топлива пойдем по топям и, преодолев за сутки более 35 километров непроходимого для колесной или тяжелой гусеничной техники болота, должны встретиться в районе поиска.

Район поиска встретил нас проливным дождем, настолько сильным, что когда мимо нашего вездехода на расстоянии в три десятка метров прошла лосиха с двумя лосятами, она не сразу обратила на нас внимание.

Этот район покрыт различными формами болотных сосен, примерно одного возраста, но разной высоты. На грядах и мочажинах открытого пространства сосны возрастом около 50-60 лет невысоко возвышаются надо мхом, всего на 60 сантиметров или метр. Основная часть их ствола и корней может на пару метров быть погружена в мох. Однако, чем ближе к озеру, тем стволы толще и кроны выше, достигая высоты в 4-5 метров. Это уже высокие, большие деревья. Там нельзя проехать на вездеходе, потому что сосны можно поломать, а это совсем не согласуется с заповедным режимом. И ничего не видно уже на расстоянии в десяток шагов.

Наша группа соединилась и начала поиски, осматривая мох в поисках следов большой ямы, следы от которой должны все же проступать во мху. Только после обнаружения таких старых и глубоких мочажин можно начинать работу со специальными металлоискателями, которые могут обнаружить металл на глубине в несколько метров.
Однако, везде волны моховых кочек, нет ни следа падения, люди устают, энтузиазм потихоньку пропадает.
“Филиппыч, ну ты что-нибудь помнишь? Похожа ли местность?” – спрашивают поисковики. “Нет, непохожа – отвечает наш аксакал и следопыт – мы там лошадей в ночном пасли, в костер кусочки обшивки с хвоста кидали, они так смешно горели с искрами, искры прожигали одежду а мать потом драла….” Филиппыч мечтательно улыбается, вспоминая детство. А я понимаю, что в топи верхового болота лошадей пасти нельзя. Что-то не складывается в рассказе, за 65 лет произошли изменения в памяти ли в природе. И самолет нам с ходу точно не найти.

Поисковики предполагают, что действовать надо зимой, когда замерзнет болото. Но зимой невозможно увидеть следы падения. На поиски можно потратить дни, недели и месяцы работы. Так что тайна, скорее всего останется тайной и будет ждать того момента, пока на остатки бомбардировщика случайно наткнется кто-нибудь из ученых, что будут составлять детальную карту растительности заповедника.

Но напоследок несколько свидетельств, что артефакты войны все-же есть в Полистовье.

Немецкий транспортник Ю-52 сфотографировала ботаник Наташа Решетникова, другой исследователь Татьяна Новикова в глубине болот наткнулась на такие вот детали техники, которые я гарантированно не смог опознать. Может вы знаете, что это?
Кстати, около половины названий на карте Марка Кострова имеют неточности, имеют ошибку, доходящую иногда до трех километров. Теперь я рекомендую относиться к рассказам своего любимого писателя больше как к произведению литературы. В нем только малая толика от достоверного полевого дневника.

РАКЕТА, САМОЛЕТ ИЛИ РАКЕТНЫЙ САМОЛЕТ? Сколько бы ни говорили о будущих кораблях и станциях, не только конструктивные проблемы определяют возможность и экономику их создания. Такова уж природа космонавтики, что во все времена многое будет зависеть от средств сугубо

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Сосна в болоте Бог наказал сосну за что-то И сбросил со скалы, Она обрушилась в болото Среди холодной мглы. Она, живая вполовину, Едва сдержала вздох. Ее затягивала тина, Сырой багровый мох. Она не смела распрямиться, Вцепиться в щели скал, А ветер - тот, что был

Из книги Я - врата. Биография (Избранные беседы, том VI) автора Раджниш Бхагван Шри

Нео-саньяса: лотос на болоте После окончания университета Раджнеш занялся поиском работы. Бунтарство, проявлявшееся и раньше, он продемонстрировал еще раз - когда искал работу. Он пересказывает инцидент следующим образом: «Окончив университет, я обратился в управление

Из книги Походы и кони автора Мамонтов Сергей Иванович

В БОЛОТЕ Я спрашивал себя, что сталось с другими орудиями, с братом, со всей дивизией? Уничтожены? Рассеяны? Ушли по другой дороге? И что будем делать мы, здесь находящиеся? Сможем ли мы найти дивизию или добраться до наших у Харькова? Ведь на всех дорогах отступающие

Из книги Репин автора Пророкова Софья Александровна

В КРОВАВОМ БОЛОТЕ Это был царский заказ. Отказываться от дворцовых заказов, как мы уже говорили, считалось непозволительным. Придя на заседание Государственного совета, Репин воодушевился мыслью написать это торжественное собрание. Как художника, его вдохновило

Из книги Вся моя жизнь: стихотворения, воспоминания об отце автора Ратгауз Татьяна Даниловна

На болоте На весенней проталинке За вечерней молитвою - маленький Попик болотный виднеется… А.Блок Пахнет можжевельником и мятой. Веет сырью. Комары звенят. Может быть, под кочкою мохнатой Логово болотных чертенят? Бугорки, крапленные черникой, Поросли, как шубкой,

Из книги Повести моей жизни. Том 1 автора Морозов Николай Александрович

8. В болоте Весь день мы шли по направлению к Ильичам и не без причины. Я уже рассказывал раньше, что в этой местности в лесу была зарыта в ящиках ручная типография перед тем, как мне пришлось бежать из Потапова. Я знал приметы на деревьях, по которым мог во всякое время

Из книги Ошо. История жизни независимого мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Нео-санньяса. Лотос на болоте После окончания университета в г. Саугара Ошо стал искать работу учителя. Но его пренебрежение нормами поведения в обществе снова поставило под угрозу его планы. Он рассказывает об одном интересном эпизоде: «Закончив университет, я

Из книги Следопыты автора Стаднюк Иван Фотиевич

ОСТРОВОК НА БОЛОТЕ Разведчики опять развернулись в цепочку и опушкой пошли вдоль болота. Торопились. Болото лежало в низине, и чуть пологий склон, отделявший его от леса, был голым, изрезанным ручейками талой воды. Заметить здесь след можно было с первого взгляда. Но вот

Из книги Неизвестный Лавочкин автора

Самолет «130» Эту машину проектировали под двигатель АШ-83. Ожидалось, что ее максимальная скорость достигнет 725 км/ч на высоте 7500 м, дальность – 1450 км, а потолок – 10 500 м. Но запланированного двигателя, как вы уже знаете, так и не дождались, и его заменили испытанным в боях

Из книги Неизвестный «МиГ» [Гордость советского авиапрома] автора Якубович Николай Васильевич

Самолет «152» После Ла-150 на роль первой боевой машины ОКБ-301 стал претендовать самолет «152», построенный с учетом уже накопленного опыта. Сохранив классическую схему предшественника, новый истребитель был в значительной степени переделан. Он стал среднепланом и больше

Из книги Боевые самолеты Туполева автора Якубович Николай Васильевич

Из книги Поколение одиночек автора Бондаренко Владимир Григорьевич

Самолет для ВДВ Бомбардировщик Ту-16 стал основой для создания авиалайнера Ту-104, но мало кто знает, что последний послужил базой для военно-транспортного самолета.Июльским 1954 года постановлением правительства ОКБ-156 обязали создать реактивный военно-транспортный

Из книги Записки «вредителя». Побег из ГУЛАГа. автора Чернавин Владимир Вячеславович

Колдунья с евангельскими стихами в русском болоте Пожалуй, в нашем поколении у Татьяны Ребровой был один из самых ярких взлетов в самом начале её поэтической судьбы. В шестидесятые годы, еще совсем юной поэтессой начинала вместе со смогистами – Ленечкой Губановым,

Из книги Страницы из летной книжки автора Голубева-Терес Ольга Тимофеевна

VI. Ночевка в болоте Неприятная была эта ночь. Пришлось приткнуться между корнями большой ели, где было хоть немного сухого места и куда мы трое могли приткнуться, только скорчив ноги. Кругом была сплошная мокрота. Мох, серый и жесткий в сухие дни, набух от дождей и тумана,

Из книги автора

Самолет - в дым «...12.1.45 в 20,47 час. произошла поломка самолета По-2. Самолет оторвался перед самыми направляющими воротами, но высоту не набрал... Нагрузка: 6 бомб...» Я думаю: что такое везение? Вспоминаются мне самые первые мои полеты, когда хочется отличиться. Вокруг все в

Просмотров