Доклад: Психологические барьеры общения. Психологический барьер в общении — как преодолеть? Как преодолевать психологические барьеры при принятии решения


Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. На работе, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете – да мало ли где еще! Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и практически у каждого человека. Поэтому, для того чтобы достигнуть успеха в жизни, вам необходимо хорошо разбираться в том, какие бывают барьеры общения и способы их преодоления.

Какие бывают трудности в общении?

Наверное, у каждой из вас бывало ощущение, что собеседник будто бы защищается, воздвигая невидимую стену между вами. Эта стена и есть тот самый пресловутый барьер. Откуда же они берутся? Барьеры общения появляются в нашей жизни по разным причинам – как правило, это тесное сплетение особенностей наших характеров и ситуации. И уже, бывает, не разберешься, кто или что этому виной.

Как уже было сказано выше, с проблемами в различных ситуациях общения сталкивался практически каждый человек, независимо от своих пола, возраста, социального статуса, ценностей и установок. Это может означать лишь одно – причины, по которым возникают барьеры в общении, различны, и присутствуют они в жизни каждого человека.

Данные причины могут осознаваться или не осознаваться общающимися людьми. От этого во многом зависит то, насколько быстро эти люди заметят, что у них есть проблемы, поймут, какого они рода и наконец-то смогут их решить. Кстати, барьеры в общении могут быть даже надуманы одним или несколькими собеседниками – и даже этого достаточно для неудач во взаимодействии друг с другом.

Необходимо сказать о том, что какие-то барьеры могут чаще других встречаться у определенных людей и в определенных ситуациях. Они могут быть свойственны определенному полу, возрасту, профессии, национальности, культуре, ситуации. Каждая из этих закономерностей достойна отдельного рассмотрения, но мы не будем этого делать в рамках нашей статьи.

Итак, каковы же основные виды барьеров в общении?

Барьеры коммуникации. Это барьеры в общении, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения. Какие они бывают?

Семантический барьер. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Такой барьер возникает практически всегда и везде, т.к. мы очень по-разному понимаем многие вещи. Например, для одной девушки хороший муж – это тот, кто любит ее, заботится о ней, зарабатывает достаточно денег, хочет ребенка, любит проводить с ней вместе время; а для другой – тот, который редко пьет и редко бьет ее. Поэтому говоря на одну и ту же тему – “какие же все мужики одинаковые!” – они на самом деле будут говорить о разном и могут столкнуться с непониманием друг друга. Для того чтобы разрушить этот барьер необходимо хорошо понимать партнера и его картину мира – те смыслы, которые он вкладывает в различные понятия. В случае возможных неточностей всегда подробно объясняйте, что вы имеете в виду, и старайтесь использовать понятные для собеседника слова и словосочетания.

Логический барьер. По сути, это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий. Или ему бывает сложно подобрать слова для тех сложных мыслей, которые пробегают в его голове. Если вы столкнулись с таким собеседником, то наберитесь терпения: слушайте его очень внимательно и задавайте вопросы – это поможет вам получить необходимую информацию. Если же такой особенностью грешите вы сами, то лучше постараться от нее избавиться. Послушайте, как выражают свои мысли хорошие ораторы или писатели, прочитайте учебник по логике, запишитесь на курсы ораторского мастерства или просто попросите друзей давать вам обратную связь с рекомендациями – любой из этих вариантов поможет вам стать более привлекательной собеседницей.

Фонетический барьер. Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. Если вы заинтересованы в общении с этим человеком, то есть несколько вариантов. При формальном или деловом общении вам придется приспособиться к его манере говорить, изредка переспрашивая в непонятных моментах. При неформальном или дружеском общении вы можете в мягкой форме донести до собеседника, что вам сложно понимать его из-за некоторых особенностей его речи. Попросите его по возможности подстроиться под вас и скорректировать их.

Модальностный барьер. Все мы получаем информацию из мира через пять органов чувств, однако один из них является приоритетным. Это и есть ваша модальность. Например, люди с визуальной модальностью лучше всего усваивают увиденную информацию, а вот услышанную – гораздо хуже. Зная об этом, старайтесь с ходу определить модальность вашего собеседника и использовать это: визуалу показывайте графики и схемы, с аудиалом играйте голосом, а к кинестетику почаще прикасайтесь и показывайте все “на пальцах”. Используйте в речи соответствующие глаголы – например, “видеть”, “слышать” или “чувствовать”.

Личностный барьер. У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Это может быть связано с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению. В случае, если вы сами столкнулись с таким человеком, попробуйте сообщить о своем дискомфорте и попросите его быть помедленнее или побыстрее. Ну и старайтесь адекватно воспринимать собственные недостатки, т.к. для кого-то и они тоже могут стать барьером.

Барьеры взаимодействия. Это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в позициях собеседников есть существенные различия.

Мотивационный барьер . Возникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт. Например, вы хотите поддержки от подруги, а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое платье. В таком случае вы можете столкнуться с непониманием и даже поругаться. Чтобы этого не произошло, полезным будет вовремя обозначать собственные мотивы: “Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержала, а потом обсудим платье”.

Барьер некомпетентности . Часто встречается в совместной работе. Вас может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные для вас глупости. Это вызывает чувство злости, досады и потерянного времени. Вариантов у вас два – либо постепенно подтолкнуть его к более глубокому пониманию вопроса (например, ненавязчиво что-то объяснив), либо свернуть общение. Выбор – за вами, и он зависит от ваших целей.

Этический барьер. Возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению. Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника. Гораздо правильнее свернуть общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

Барьер стилей общения. У каждого из нас своя уникальная манера. Она зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и других факторов. Как правило, она долго формируется, и потом ее становится сложно изменить. Стиль общения включает в себя основной мотив (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка и т.д. …), отношение к другим (доброта, терпимость, жестокость …), отношение к себе и характер воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры и т.д. …). Чаще всего стиль общения другого человека нам приходится просто принимать, поскольку изменить его сложно, а общаться зачастую бывает необходимо.

Барьеры понимания и восприятия. Это барьеры, связанные с восприятием и познанием друг друга, а также с установлением взаимопонимания на этой основе.

Эстетический барьер . Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности. Не думать об этом бывает сложно, однако необходимо, ведь этот контакт может быть для нас очень важен.

Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус партнеров. Однако, здесь важно помнить, о том, что появление такого барьера в первую очередь связано в установками в сознании собеседников. Если они придают значение социальному положению друг друга и для них оно может быть препятствием, это способно осложнить общение. Но ведь для многих ситуаций статус неважен – например, для обсуждения какого-то вашего любимого занятия или поддержки друг друга.

Барьер отрицательных эмоций. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется в каких-то иных вещах – обстановке в семье, проблемах на работе или личностном кризисе. Однако в случае, если отрицательные эмоции собеседника существенно препятствуют разговору, его лучше отложить на другое время.

Барьер установки. Очень часто общение осложняется, если ваш партнер изначально имеет не очень хорошее мнение о вас. В большинстве случаев правильнее всего будет обсудить этот вопрос и честно спросить об этом собеседника, попытаться объяснить ему, что он ошибается. В тех ситуациях, когда это невозможно, постарайтесь просто учесть этот факт и строить строить свое общение с партнером достаточно аккуратно. Когда пройдет какое-то время и он поймет, что его установка ничем не подкрепляется, она может исчезнуть сама собой.

Барьер “двойника” . Он заключается в том, что мы невольно думаем о нашем собеседнике как о самой себе: приписываем ему наши мнений и взгляды и ждем от него тех же поступков, которые сами бы совершили. Но он другой! Важно не забывать об этом и стараться воспринимать и запоминать все то, что отличает его от нас.

Грубость и невежественность. Все мы сталкиваемся с людьми, которые просто-напросто дурно воспитанны. Иногда такое обращение нужно просто перетерпеть, особенно в том случае, когда человек не реагирует на замечания. Очень важно в такой ситуации оставаться вежливой – иногда это само по себе пресекает грубость. Помните о том, что в общении с таким человеком у вас есть какая-то цель, и это явно не желание поставить его на место.

Неумение слушать. Оно проявляется в отсутствии интереса к тому, что вы говорите, стремлении говорить о себе или постоянном перебивании. Если вам в такой ситуации кровь из носу необходимо, чтобы вас слушали, старайтесь говорить лучше. Используйте различные способы привлечения внимания: интонации, мимику, жесты, основы НЛП.

Кто он – человек, регулярно сталкивающийся с барьерами в общении?

Мы рассказали вам об основных барьерах, мешающих плодотворному общению людей. Однако, замечали ли вы, что у каких-то людей постоянно возникают какие-то затруднения, связанные с общением, а к других все идет как по маслу?

Действительно, есть такие типы характера, которые существенно затрудняют взаимодействие с другими людьми. Как правило, такой человек ведет себя похожим образом в совершенно разных ситуациях. И потом сам же жалуется на то, что никто не хочет с ним общаться. В данном случае в качестве барьера в общении выступает личность этого человека.

Каковы же основные черты подобного характера? Прежде всего необходимо сказать о такой особенности, как глобальное недоверие. Такой человек не доверяет ни себе, ни людям, ни миру вообще. Он подозрителен и настроен против окружающих. Как правило, он достигает своих целей за счет других людей. При этом его часто раздирают внутренние противоречия, которые он не очень-то осознает. Человеку, неудачливому в общении, свойственны эгоцентричность, авторитарность и склонность к манипуляциям.

Он очень любит, когда его хвалят, когда он получает то, чего давно хотел. Он обладает собственническими чертами. Если его желания не удовлетворяются, он злится, но при этом практически никогда не помогает другим людям в достижении их целей и не сочувствует им. Такой человек эмоционально нестабилен, и у него часто меняется настроение. Окружающие описывают его как раздражительного и вспыльчивого, но внутренне холодного. Он часто испытывает негативные эмоции и обладает низким уровнем самоконтроля.

Этот человек плохо понимает других и их чувства. Он нечувствителен к тому, что с ними происходит, отличается низкой проницательностью и наблюдательностью. Ему не дано понять, что собеседнику может быть важно что-то другое или что он по-другому понимает смысл той или иной фразы. Часто он не способен спрогнозировать и оценить будущее. Ему свойственны робость, замкнутость, неуверенность в себе, отчужденность, пассивность, безынициативность.

Обычно такой человек оказывается нетерпим, плохо воспитан и невежественен. При этом он мыслит очень жесткими категориями и рамками, и окружающая реальность не должна выходить за них. У него масса стереотипов. Он завистлив и в то же время тщеславен. Много чего ожидает от других людей, склонен к вспышками ревности.

Он не умеет аргументировать свои высказывания, выбирать для них адекватную форму, устанавливать и прекращать контакт с другими. Неудачливый в общении, человек не умеет давать хорошую обратную связь. Он много говорит и мало слушает, периодически делает недопустимо длительные паузы в речи, любит перебивать собеседников а потом “тормозить” (это связано с тем, что его словарный запас не соответствует тому, что он хочет сказать).

Для него часто оказываются непонятными социальные нормы – он не умеет держать дистанцию, склонен к шантажу, вранью, давлению и агрессии. Чаще всего в общении использует следующие стратегии: защита и избегание общения, обесценивание мнения других и агрессия, контроль за другими или излишний формализм. Такого человека можно охарактеризовать как незрелого, инфантильного, а иногда и безнравственного.

Как правило, этот человек не очень-то доволен своей жизнью и успехами. Любые неудачи вызывают в нем злость и агрессию, вследствие чего он зачастую пытается достичь своих целей какими-то аморальными способами. Он не ценит ни себя, ни других людей. У него отсутствует способность по-настоящему любить и заводить близкие отношения, поэтому у него обычно нет друзей и близких.

Действительно, нарисованный нами психологический портрет ужасен и напоминает образ какого-то преступника или маргинала. Но в том или ином смысле, это так и есть. Постоянные трудности в общении – это симптом того, что у человека что-то не в порядке внутри него самого. Но далеко не обязательно у него будут присутствовать все перечисленные выше черты и особенности. Психологический портрет, написанный выше, собирателен, и в него включено великое множество разных людей с общей проблемой. Поэтому в жизни вы можете наблюдать только какие-то отдельные черты и особенности.

Трудности в общении и жизненная ситуация

Впрочем, все зависит не только от личности и характера человека. Есть ситуации, в которых практически каждой из нас становится некомфортно. Это отражается на всем нашем поведении, в том числе и на общении с другими людьми. В данном случае барьером является ситуация, вызвавшая дискомфорт, и ее особенности.

Попав в такие обстоятельства, все участники общения чувствуют себя неуютно. Кто-то осознает это в большей, а кто-то – в меньшей степени. При это они не просто его чувствуют – случайно или специально они мешают друг другу удовлетворять свои желания и достигать целей общения. В результате этого все переживают, злятся, не понимают друг друга и вообще напрягаются. Чаще всего это случается в ситуациях ограничения, отказа, обвинения и оскорбления (что, в общем-то, неудивительно).

С одной стороны, сказывается коллективная память. Человечество вообще и жители России в частности неоднократно переживали подавление, репрессии, войны, голод. Поэтому оскорбления, обвинения, ограничения и отказы очень четко запечатлеваются в сознании людей, которые впоследствии все чаще и чаще применяют их для решения конфликтов, преодоления препятствий, получения власти и даже поисков счастья. Это становится типичным способом реагирования целого народа, если говорить в глобальном плане.

С другой стороны, наличие такой негативной памяти становится необязательным, когда у нас так богато представлена культура агрессии. Наверное, каждая из вас согласится с тем, что в современном обществе агрессии уделяется очень много внимания. Особенно этим грешат всевозможные СМИ – телевидение, газеты, журналы, интернет, рекламные компании. Культура агрессии также приобретает все большую популярность благодаря некоторым особенностям нашей жизни: перенаселенность школ, больниц и тюрем, высокий уровень безработицы, низкая квалификация работающих с населением людей, низкие зарплаты и отсутствие карьерных перспектив, коррупция, низкое качество работы правительства и многое другое, о чем вы знаете не понаслышке. Вы все с этим сталкиваетесь и знаете, что эти ситуации всегда чреваты барьерами в общении.

Как понять, что в общении появился барьер?

Разумеется, находясь внутри ситуации, сделать это несложно. В процессе затрудненного общения вы испытываете дискомфорт, недоверие к партнеру, не можете раскрыться, проявить эмоции, не знаете что сказать – в общем, такое общение отнюдь нельзя назвать легким. Однако, если вам нужно оценить наличие психологических барьеров, то очень полезным будет знание о том, как ведут себя люди в ситуации затрудненного общения.

В роли такого внешнего индикатора выступает наша невербалика. Особенно наглядно в ней проявляются враждебность, тяга к власти и доминированию, неискренность и стремление выделиться. Как мы уже писали выше, наш неудачливый в общении субъект может испытывать всю эту гамму чувств и желаний. В каких же конкретных знаках проявляются все его негативные черты?

1. Во-первых, это контакт глаз. В случае с барьерами общения он, как правило, редкий, неинтенсивный, а иногда и полностью отсутствующий. Взгляды на партнера могут присутствовать (бывают даже продолжительные), но все они приходятся на момент активной коммуникации – особенно когда собеседник излагает что-то неприятное, но важное. При этом если собеседник начнет отводить глаза, почуяв неладное, наш “субъект” тут же попытается притвориться душкой и заглянуть в них – но этот взгляд на самом деле будет холодным и жестким.

2. Во-вторых, это поза. Почувствовав трудности в общении, люди зачастую принимают либо неестественные, угловатые и напряженные позы, либо наоборот, неадекватно расслабленные, иногда даже расхлябанные. Очень часто положение тела бывает закрытым (скрещенные руки, ноги, тело отворачивается от собеседника) или “возвышенным” (стремление сесть повыше, смотреть на собеседника сверху вниз).

3. В-третьих, жесты. Как правило, они резкие и интенсивные, что тоже неестественно. Отчетливо выражено стремление спрятать руки (например, в карманы или за спину), сжать кисти рук в кулаки, “захватить” или занять себе побольше пространства за счет позы и жестов. Это может перемежаться с частными прикосновениями к себе и к другому.

4. В-четвертых, мимика. Лицо зачастую выражает напряжение. Мимика странная – например, рот может улыбаться, а глаза остаются неподвижными. В общем и целом, лицу свойственны выражения, демонстрирующие недоверие и недоброжелательность к собеседнику, а также презрение и гнев.

Разумеется, человек, испытывающий трудности в общении, не всегда ведет себя подобным образом. Это лишь наиболее типичные и яркие маркеры, и по ним можно сделать вывод не только о том, что во взаимодействии есть барьеры, но и о самих собеседниках – об их отношении друг к другу и об их целях и ориентирах в общении.

Как преодолеть трудности в общении?

Итак, мы перешли к самому интересному – как перешагнуть через психологические барьеры. Трудности в общении – штука непростая, но их вполне можно преодолеть. “Как?” – спросите вы. И мы расскажем вам о некоторых способах и приемах преодоления барьеров в общении.

Следите за своей внешностью. Это вовсе не означает, что вы должны всегда выглядеть как кинозвезда на ковровой дорожке. Наоборот, во многих ситуациях это будет вычурно и неестественно. Ваша внешность должна вызывать симпатию. Этому способствует аккуратность, опрятность и умение носить те вещи, которые вам действительно идут.

Манера общения должна соответствовать ситуации и людям. Согласитесь, будет неудачным ходом, если на дискотеке вы будете общаться со всеми сдержанно и строго, а на переговорах – весело и без дистанции. Учитывайте особенности собеседника: его возраст, пол, воспитание, характер и взгляды. Например, не стоит на встречу с мусульманином надевать короткую юбку.

Старайтесь встать на место партнера по общению и попытайтесь понять его точку зрения. Как вы уже, наверное, поняли, все мы отличаемся друг от друга. Одни и те же вещи имеют для нас совершенно разные значения, и так же по-разному мы их понимаем. Отсюда и вытекает большинство барьеров. Самый правильный способ решение таких проблем – разрешить другому быть другим и отличаться от вас, а также попытаться вникнуть в его позицию, даже если вы с ней не согласны.

Тренируйте эмпатию и сенситивность. Это, соответственно, способность сопереживать другим людям и чувствовать то, что с ними происходит до мельчайших изменений в состоянии. Две данных черты являются залогом успехов в общении.

Не ожидайте от партнеров того, что они не смогут вам дать. Так вы только вызываете обиду у себя и вину у другого за то, что вам не дали. Старайтесь хотеть от партнеров реальных вещей, соответствующих их особенностям, и рассказывайте им о своих ожиданиях.

Не пытайтесь сами полностью соответствовать ожиданиям партнера. Во-первых, это скучно, во-вторых, очень тяжело, и долго так существовать невозможно. Лучше будьте естественны по максимуму, но с учетом собеседника и социальных норм.

Следите за своими словами. Ваши сообщения должны быть логически связаны, содержать интересную собеседнику информацию и опираться на что-то общее – например, общее понимание смысла слов или какую-то минимальную общую память. Ваша речь должна быть понятна собеседнику как в буквальном смысле, так и в смысле соответствия его кругозору.

Будьте открыты и честно говорите о своих мыслях, чувствах и ожиданиях. Если вас о чем-то просят, а вы уже уверены в своем отказе – лучше озвучить его сразу же. Так ни вы, ни собеседник не потеряете время и ресурсы.

Прием “взгляд со стороны”. Иногда для того чтобы что-то понять (например, осознать, что конкретно мешает вашему с партнером общению) необходимо посмотреть на ситуацию со стороны, описать ее в отвлеченных словах без привнесении ваших эмоций и личностных особенностей.

Уважайте вашего партнера. Даже если он вас неимоверно раздражает, попробуйте проявить фантазию и найти то, что вызовет у вас уважение к нему. Это может быть какая-нибудь мелочь, например, его манера выделять интонацией отдельные слова. Или что-то более серьезное – например, очень грубый в общении человек, который при этом тратит на благотворительность половину своего дохода. В любом человеке можно найти что-то хорошее и достойное уважения, а если этого сделать не получается, то стоит задуматься – а это общение вам действительно необходимо?

К сожалению, в жизни не бывает такого, чтобы можно было без барьеров общаться лишь с приятными людьми. Как правило, все мы так или иначе оказываемся в ситуациях, когда эти трудности возникают. Задача, стоящая перед вами в этот момент, – почувствовать барьер, определить его вид и применить способ, наиболее эффективно его устраняющий. Будьте спокойны, уверены в себе, терпимы к слабостям других и старайтесь не попадать в конфликтные ситуации!

Достаточно емким является понятие психологического барьера, который возникает в отношениях, общении между людьми. Зачастую он возникает в виде невозможности человека что-то сделать или сказать в силу противоречия действия ценностям и интересам самого индивида. Психологический барьер не позволяет человеку решить проблемы или устранить конфликты..

Человеку свойственны психологические барьеры, поскольку в его голове находится множество убеждений, четко определенных взглядов, жестких правил и прочих ограничений. Если что-то не вписывается в мировоззрение человека, это, грубо говоря, вводит его в ступор. между людьми по причине их психологического ступора, когда они не могут понять окружающих.

Ведя речь о психологических барьерах, часто затрагивается разговор об отношениях между людьми, а также способах достижения целей. Пока человек ничего не делает, у него нет никаких барьеров. Как только человек сталкивается со стрессовыми или необычными ситуациями, тут же включаются различные механизмы его психики. О них следует поговорить, чтобы понимать механизмы, тормозящие человека на пути к успеху.

Что такое психологический барьер?

Что такое психологический барьер? Под ним понимается состояние психики, при котором человек не способен совершить нужные действия. Это происходит под воздействием негативных переживаний, когда человек относится к ситуации как к непреодолимой трудности. Если он не решает вопроса, тогда он начинает ощущать самонеприятие, самонеудовлетворенность, низкую самооценку, неуверенность в себе.

Все это приводит к внутренним комплексам, страхам, тревогам и чувству вины. Человек просто начинает испытывать комплекс неполноценности, что подтверждается ситуацией, когда он не смог чего-то сделать или решить какую-то проблему.

Выделяют следующие виды психологических барьеров:

  1. Барьер общения. Он в свою очередь делится на:
  • Барьер коммуникации, когда человек не может организовать связь с другими людьми.
  • Смысловой барьер, когда собеседники вкладывают в одно событие различные смыслы. Такой барьер часто возникает между детьми и родителями, супругами, подчиненными и руководителями.
  1. Индивидуальный психологический барьер. Он является следствием неуверенности в себе, страхов, зажатости, комплексов, тревожности. Человеку в данном случае предлагается посетить тренинги для саморазвития.
  2. Социальный психологический барьер личности. Возникает в конкретной ситуации. Например, под действием эмоций человек неправильно интерпретирует ситуацию, что не позволяет ему действовать эффективно.

Все эти психологические барьеры в итоге выливаются в определенные поступки, которые совершает или не совершает человек. Их условно можно назвать защитными механизмами.

— бессознательные приемы, ослабляющие страдания, которые отрицают, фальсифицируют или деформируют реальность. Понимание защитных механизмов очень важно для установления успешных любовных отношений. Если каждый из партнеров будет психологически отгораживаться от другого, они никогда не смогут увидеть и понять реальность.

Защитные механизмы:

  • Подавление – отрицание бессознательного импульса с целью устранения вызванной им боли.
  • Проекция состоит в замене давления Супер-Эго на вымышленную внешнюю причину. Например, человек думает «Он меня ненавидит» вместо «Я его ненавижу», «Он мне действует на нервы» вместо «Мне неприятно видеть, что я такой же». На самом деле происходит проекция собственной агрессии на другого.
  • Реактивное образование – одновременное существование противоположных импульсов: жизнь и смерть, любовь и ненависть, созидание и разрушение, пассивность и активность. Когда один из импульсов, например, ненависть, беспокоит Эго, оно может компенсировать в его концентрации на противоположном чувстве. Наиболее яркими примерами могут быть женственные мужчины, которые ведут себя грубо, пытаясь выглядеть более мужественными, но так все преувеличивают, что превращаются в карикатуру.
  • Фиксация. В развитии человека есть 4 этапа: младенчество, детство, отрочество, зрелость. Фиксация означает остановку психологического развития на определенном возрасте, обычно на младенчестве или детстве. Это продиктовано бессознательным страхом сделать следующий шаг. Почему человек боится идти вперед? Потому что не уверен, его пугают неудачи и наказания, он также может оставаться психологически зафиксированным на матери, как ребенок, который боится одиночества и стремится к защите.
  • Регрессия – это возвращение к предыдущему этапу развития из-за каких-то страхов. Обычно панику и регрессию вызывают те, кто обладает властью: зубной врач, например, или образ матери.

Почти у всех людей защитные механизмы образуются, потому что они слишком слабые и не могут защитить себя, не способны развиваться, поскольку тратят всю свою энергию на защиту от реальной или мнимой опасности. Таким образом, пытаются уменьшить тревогу следующими способами:

  • Отрицая опасность (подавление).
  • Вытесняя опасность (проекция).
  • Скрывая опасность (реактивное образование).
  • Оставаясь в неизменном состоянии (фиксация).
  • Возвращаясь к предыдущим этапам (регрессия).

В общении психологические барьеры возникают, когда человек сталкивается с мнением, которое не согласуется с его точкой зрения. Когда люди не могут прийти к общему пониманию, возникает пассивность, которая не позволяет совершить необходимые действия. Все это основывается на установках и отрицательных эмоциях, темпераменте личностей, манерах поведения и эмоциональных состояниях. Вот почему барьер в общении часто приводит к конфликтам и ссорам между участниками.

В зависимости от темперамента и акцентуации личности (его проявляющихся качеств), следует разделять типы собеседников, чтобы понимать, как с ними общаться:

  • Доминантный тип – он инициирует общение, желает доминировать, влиять на собеседников, подавлять их активность. Это делается путем перебиваний, повышения голоса, повторения одной фразы. С таким собеседником следует спокойно придерживаться своей позиции.
  • Недоминантный тип – он не провоцирует собеседника на диалог. Такой человек уступчив, боится высказать личное мнение, чувствует себя виноватым. Его следует стимулировать на открытое общение, где он будет самовыражаться.
  • Мобильный тип – он быстро разговаривает, перескакивает с темы на тему, перебивает, вставляет высказывания и реплики, сам задает тему общения. С таким собеседником лучше не обговаривать серьезные темы, где необходимо рассуждать и обдумывать какие-то вопросы.
  • Ригидный тип – он долго слушает собеседника, чтобы понять его намерений. Обычно разговаривает неспеша, обдуманно, тщательно излагает свои мысли. Он не любит, когда его перебивают или торопят. Вот почему с таким собеседником следует быть неторопливыми, придерживаться норм этикета.
  • Экстравертированный тип – он всегда готов к общению. Он проявляет симпатию и внимание к собеседнику, чего ждет в ответ. С ним легко общаться, поскольку он всегда положительно настроен.
  • Интровертированный тип – он общается без удовольствия, особенно если разговор происходит в большом коллективе. Он предпочитает общаться с самим собой, поэтому если нужно с ним поговорить, то лучше сделать это тет-а-тет, чтобы разговорить.

Зная типажи людей, можно обеспечить себе комфортное общение. Более того, следует учитывать, что на формирование качества взаимодействия влияют эмоции. Здесь рассматриваются такие эмоциональные барьеры:

  1. Боль страдания, когда человеку причинена боль, занижена самооценка, трагическое событие и пр. В такой ситуации человек не расположен к общению.
  2. Барьер гнева, когда человек активно проявляет действия и агрессивно словесно или физически нападает на окружающих. Людей в гневе лучше избегать, поскольку неизвестно, что они сделают.
  3. Барьер отвращения, когда человеку неприятно по различным причинам общаться с собеседником. Здесь брезгливость может проявляться в отношении внешности, запаха, манер собеседника, отсутствии гигиены и пр.
  4. Барьер презрения, когда собеседник вызывает своими поступками или взглядами отрицательные эмоции.
  5. Барьер страха, когда собеседник вызывает пугающие эмоции. Обычно такого человека стараются избегать.
  6. Барьер вины или стыда, когда человек понимает неуместность своего действия либо чувствует себя неловко из-за того, что окружающие им гордятся.
  7. Барьер плохого настроения, когда собеседник находится в отрицательных эмоциях, что отталкивает от него.
  8. Барьер речи, когда собеседник совершает ошибки в произношении слов, построении предложений, использовании смысла выражений и пр.

Защитные механизмы, которые были рассмотрены ранее, помогают человеку защититься от негативного воздействия мира. На самом деле негативно мир воздействует только на впечатлительных и чувствительных людей, у которых имеется слабая нервная система. Именно им необходимо психологические механизмы, которые их будут защищать в сложных ситуациях, создавая барьеры на пути совершения определенных действий.

Как преодолеть психологический барьер?

Психологический барьер толкает человека на совершение или несовершение действий, которые зачастую приводят к не всегда положительным последствиям. Если человеку не нравится, как он действует в стрессовой ситуации, ему необходимо разобраться в том, как преодолеть психологический барьер.

Это можно сделать, совершив 3 шага:

  1. Распознать стрессовую ситуацию, изучить ее, понять суть, причины возникновения.
  2. Найти различные пути выхода из сложившейся ситуации.
  3. Подобрать действия, которые необходимо совершить для достижения цели. Здесь человек должен отказаться от своих эмоций и страхов, которые он переживает, и просто совершить нужные действия.

Данный навык следует тренировать, поскольку в самый разгар неприятной ситуации человек обычно скатывается на эмоции, не может разумно мыслить, рассуждать и искать адекватные выходы. Однако по мере тренировки навык будет выработан, что позволит людям налаживать взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Придерживайтесь следующих полезных правил для улучшения взаимоотношений с людьми и для преодоления психологических барьеров:

  • Помните, что человек в стрессовой ситуации действует на эмоциях.
  • Отстаивайте свою точку зрения, но и не игнорируйте мнение собеседника. Старайтесь найти альтернативные решения.
  • Представьте, что будет, если проблема не разрешится. Что лучше – заняться решением ситуации или развитием конфликта?
  • Замолчите, если собеседник раздражен или агрессивен.
  • Ориентируйтесь на положительные собственные и собеседника качества. Ищите им применение в решении проблемы.
  • Ставьте себя на место собеседника, чтобы понимать его.
  • Никого не обвиняйте в случившемся.
  • Не возвышайтесь и не принижайте себя за счет собеседника.

Консультации у психолога и различные методы релаксации помогут в устранении психологических барьеров.

Итог

Все люди когда-то были детьми, когда они на уровне инстинктов пытались найти способы решения сложных и стрессовых ситуаций. Даже дети сталкиваются с проблемами, что в итоге приводит к выработке психологических барьеров и защитных механизмов. Нередко человек навсегда закрепляется в них и продолжает ими пользоваться во взрослом возрасте. Если они мешают в достижении счастья и успеха, тогда необходимо их устранять.

Информация для тех, кто ставил себе цели и задачи в жизни, но не достигали их…

Кто-то в мелочах отступал, кто-то из нас, по большому проигрывал, из-за своего бездействия.

Меня всегда волновал этот вопрос: ПОЧЕМУ человек знает, ЧТО надо делать и КАК надо делать, и желание-то у него есть, и цели все правильно прописаны, а делать не делает???…

Дело в том, что у каждого из нас есть психологические барьеры , которые тормозят действия. А мы с Вами знаем, что только действия приносят результат. Ведь так?

Чтобы на простом языке раскрыть этот феномен, то приведу небольшое сравнение:

Есть люди, которые для того, чтобы достичь результата в той или иной области, становятся профессионалами, оно долго что-то изучают, притираются к новой теме или новому человеку и только потом могут начинать действовать от своего Я, а не делать попытки каких –то телодвижений с постоянным оглядыванием на кого-то или на что-то.

А есть люди, которых моментально прошибает до самой сути, и они моментально получают результат. То, что называется, срослось всё: время, пространство, люди….

Это называется найти себя и быть в потоке.

Просто часто лень и не возможность действовать (уточню, что с четким пониманием, что необходимо действовать и даже хочется это делать) прорастает из того, что на глубинном уровне он занимается не своим делом.

Ибо, если вид деятельности идет изнутри (как со вторым типом людей рассмотренных выше), то автоматически включаются все ресурсы, идея возникает за новой идеей, нет желания ни спать, не есть, а только одно – воплотить в жизнь задуманное.

Итак, самый распространенный психологический барьер заключается в том, что человек не может найти себя по жизни.

От чего это происходит?

Нам с детства вдалбывали куча ограничителей, некоторые настолько глубоко вошли в нас, что мы не можем понять даже того, что хотим от жизни…

Не можем понять, чем заняться…

Хотя на самом деле, если убрать все эти ограничители, то картина становится четкой и яркой.

Так как потребность в самореализации настолько же сильная, как и неотложный позыв в туалет.

Просто случится необратимое если не сделать….

А это всего лишь один из барьеров.

Сколько их?

Можно сказать, что их видов множество, так как у каждого своя история и свои условия воспитания и развития.

Но причина всегда находится в одном. И напрямую связанно с нашим телом, вернее не совсем телом в обыденном понимание, а с нашей психофизиологией.

Объяснюсь максимально просто:

Есть такое понятие согласованная работа головного мозга. То есть когда импульсы из правого полушария свободно протекают в левое полушарие.

Итак, при переходе импульса из одного полушария в другое может случится помеха. И тогда сигнал воспринимается искаженным.

Как это проявляется в обычной жизни?

Человек хочет чем-то заняться, но тормозит, так как желание сделать определенное в своей жизни – это работа правого полушария, а непосредственная реализация в жизнь задуманного, это работа левого полушария.

И таким образам получается, что у человека есть все силы, чтобы реализовать что угодно, это левополушарные, но посылы идут настолько хаотичные и искаженные, что в итоге и реализуется черти знает что…

Или наоборот, огромный потенциал и богатый внутренний мир не имеет возможность выйти в свет.

Выход один – гармонизация головного мозга.

То есть необходимо научиться налаживать переходы импульсов.

Чтобы более не попадать в ментальные ловушки и не быть абсолютно слепыми, болезненно спотыкаясь о реальность при ясном свете.

Как это сделать?

Обратится к или постараться самим вылезти из ловушек.

А процесс вылазки из ловушек, это действия. Я уже из статьи в статью повторяюсь, главное на нашем пути, это осознанные действия.

Отличие в том, что долго идти методом перебора, или с помощью подсказок специалиста. Это как получение карты маршрута, чтобы не заблудиться, и не попасть в новые капканы…Однако даже в этом случае, действовать придется Вам самим.

Только так мы можем гармонизировать работу головного мозга и свои психологические барьеры перепрыгнуть.

П сихологические барьеры (от франц. bariere - преграда, препятствие) - специфические психологические состояния личности, которые не позволяют ей занять активную позицию и реализовать тот или иной вид деятельности и общения. Эти психические состояния, как правило, связаны с неадекватно острыми отрицательными переживаниями по поводу конкретных проблем и актуальных ситуаций.

Психологические барьеры субъективно переживаются личностью как серьезные трудности в организации коммуникативных связей и взаимоотношений и сопровождаются чувством самонеудовлетворенности, самонеприятием и самнепринятием, неоправданно заниженными самооценкой и уровнем притязаний, что нередко приводит к внутриличностным конфликтам, патологическим страху, стыду, тревоге и чувству необоснованной вины.

Традиционно в социальной психологии и социальной психологии личности различают коммуникативные барьеры и барьеры смысловые. Если коммуникативный барьер напрямую связан с теми трудностями, которые возникают у личности, прежде всего, при планировании и организации ею актуального общенческого акта, то смысловой барьер связан с взаимонепониманием между людьми, так как для них одно и то же событие или явление имеет различный смысл. При этом, как правило, значение, например, слов просьбы или приказа понятно обеим общающимся сторонам, но несовпадение смыслов приводит к разрушению взаимодействия, обусловливает непродуктивность контакта, закладывает основы возможного межличностного конфликта. Практически невозможно назвать ту сферу взаимодействия людей, которая была бы гарантирована от смысловых барьеров. В то же время наиболее часто смысловые барьеры возникают в ходе взаимодействия детей и взрослых, а также в отношенческих системах «руководитель - подчиненный» и «подчиненный - руководитель». Понятно, что смысловое недопонимание принимает особо острые формы и приводит к особенно болезненным последствиям в обстоятельствах кардинальной смены социальных ориентиров в социуме, деформации ценностной системы общества.

Классическим примером психологического барьера является ситуация, в которой потенциальные субъекты взаимодействия в буквальном смысле говорят на разных языках в отсутствии переводчика. На практике подобные барьеры чаще всего имеют место при прохождении той или иной информации через многочисленные передаточные звенья в так называемых коммуникационных сетях организаций. Это может носить характер фильтрации, либо блокирования информации. Под фильтрацией понимается сознательное либо неосознанное искажение входящего сообщения передаточной инстанцией. Классическое исследование фильтрации послания в коммуникативных сетях организации построенной по иерархическому принципу, проведенное в 60-е гг. XX века американским психологом Р. Николсом показало, что «…около 80% информации, содержавшейся в послании, терялось к тому моменту, когда оно доходило от тех, кто занимал высшие посты в организационной иерархии, до отдельных работников среднего звена». Аналогичные искажения происходят и при прохождении информации «снизу вверх». Блокирование означает полное перекрытие коммуникативного канала. Примером может служить «синдром гонца, доставившего дурные вести», когда руководству не докладывается информация негативного характера, дабы избежать «снятия голов».

Общение – неотъемлемая часть жизни человека. От умения быстро устанавливать контакты с окружающими в современных условиях зависит успешность личности практически во всех сферах жизнедеятельности. Все стремятся к приятному и эффективному общению, однако иногда возникают ситуации, когда обмен информацией нарушается и партнерам сложно понять друг друга.

К этому приводят барьеры общения, которые существенно затрудняют диалог между собеседниками.

Язык иногда вместо дороги превращается в барьер.
Дэниел Киз. Цветы для Элджернона. Доктор Штраус

Что такое барьеры общения?

Это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы: психологические и коммуникативные.

"Я" и "другие": преодолевая барьеры

В повседневной жизни, когда мы сталкиваемся с ситуациями общения, близости, переговоров или общей деятельности с другими людьми, часто возникает ощущение “преодоления барьера” или существования какого-то крупного барьера, между личностями, который не позволяет им адекватно взаимодействовать друг с другом. Многие философы, писатели и просто бытовые исследователи обращали внимание на колоссальную разницу в восприятии человеком своего “я” и ощущения “других”.

Те люди, которые находятся за пределами нашего “я” оказываются чужими, непредсказуемыми и часто приносят неприятные ощущения, боль и разочарование – именно из-за того, что чем более близким становиться человек, тем в большей степени на него перекладываются индивидуальные представления о том, что правильно, и что нет, как нужно жить и действовать. Соответствующие ожидания не оправдываются никогда, потому что другой человек – совершенно другая, отдельно сформировавшаяся личность, у которой другие интересы, способности и цели в жизни. Однако, даже такое вполне логичное разочарование заставляет не открыть себе понимание “других”, а отстраниться от общения. Ж.П.Сартр сформулировал такой психологический процесс очень афористично: “Ад – это другие”.

На самом же деле путь к взаимопониманию прост и необыкновенно логичен, как это ни странно. Для того, чтобы нормально и адекватно воспринять других людей, необходимо присматриваться к их характерным реакциям, способам поведения, особенностям восприятия мира, к тому, что и как они делают, и как реагируют на те или иные события. Внимательное наблюдение должно сопровождаться как можно более широким и разнообразным общением с задействованием как можно большего диапазона инструментов – разговора, совместной деятельности, обмена впечатлениями, совместного творчества или разделения его результатов и т.д. Чем в большем количестве разнообразных ситуаций проявит себя человек, тем больше о нем можно узнать, и тем точнее будет наше поведение по отношению к нему.

Психологические барьеры общения

Психологические барьеры возникают в следствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия).

Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия.
Основные виды психологических барьеров:

  1. Эстетические барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.
  2. Интеллектуальные барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй – акцентировать внимание на негативе. К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения.
  3. Мотивационные барьеры – проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.
  4. Моральные или этические барьеры – эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов.
  5. Барьер установки – если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей.
  6. Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния – относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими.

Коммуникативные барьеры общения

Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода.
Основные виды коммуникативных барьеров:

  1. Семантические барьеры – возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой – как стратегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают.
  2. Логические барьеры – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий.
  3. Фонетические барьеры – это плохая техника речи у говорящего. Когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации.

Видео: Барьеры в коммуникации. Как преодолеть?

Как преодолеть барьеры общения?

Человека в современном мире невозможно представить без речевых коммуникаций. Каждый день приходиться общаться на работе или учебе, с друзьями или коллегами. Но настоящей проблемой может стать барьер, который мешает грамотно общаться с окружающими и отделяет человека от нормальной жизни.

Один из самых распространенных барьеров - комплекс неполноценности. Люди с низкой самооценкой считают, что они хуже других, не видят своих достоинств и предпочитают проживать свою жизнь тихо и спокойно. Но на самом деле, стоит только сменить имидж, начать работать над собой и улыбаться трудностям, так потребность в общении появляется сама собой. Неуверенность в себе проходит с практикой. Психологи советуют не обходить людей стороной, а как можно чаще пробовать поддержать разговор.

Еще одной проблемой в общении может стать и завышенная самооценка. Комплекс превосходства проявляется в предвзятом отношении к окружающим людям. Человек чувствует себя лучше остальных и считает, что разговаривать с ними можно неуважительно и свысока. Конечно, такое отношение никого не устраивает и контактов с такой личностью скорей всего будут стараться избегать. Но если человек сам понимает причину трудностей в общении, то справиться с ними поможет самоконтроль и лояльное отношение к обществу. При разговоре, можно попробовать найти в собеседнике положительные черты, благодаря этому беседа пройдет более комфортно для обеих сторон.

Часто, случается так, что человек просто боится вступать в контакт с кем-либо. Например, не найти нужных слов, показаться глупым или сказать что-то не то. Появляется страх быть не принятым и осужденным. Возможно, у человека не хватает навыков общения или недостаточный словарный запас. Выход из такого положения – практика. Можно тренироваться перед зеркалом, как бы разговаривая с воображаемым другом. Попробовать вести переписки в интернете, ведь не имея возможности смотреть на собеседника, выражать свои мысли гораздо легче. Конечно, нужно больше читать и развивать словарный запас, чтобы подбирать слова для любой ситуации. Важно оставаться самим собой и не бояться о том, что подумают другие. Каждый человек воспринимает все по-разному, и найдутся те, кто сможет помочь справиться с этим барьером.

Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров. Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок. Они плохо поддаются контролю.

Минимизировать вероятность возникновения барьеров помогут следующие правила общения:

  • Следите за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации. Пытайтесь воспринимать собеседника объективно и безоценочно.

Заключение

Для того, чтобы правильно с человеком взаимодействовать, нужно как можно больше о нем знать, и действовать в соответствии с его программой действий, а не со своей. Следует смиренно принять тот факт, что другие люди, даже те, которые вследствие обстоятельств являются нашими близкими, на самом деле – совершенно другие, мыслят, чувствуют и действуют не так как мы. Настоящая близость становится возможной только после достижения этого понимания и его практического воплощения.

Начать общаться с людьми совсем не сложно. Живое общение действительно приносит огромное удовольствие и помогает добиваться поставленных целей.

Просмотров