Танцы для дошкольников описание движений. Музыкально-ритмические движения. Описание Танцев

Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается дополнительно): ноги в основной стойке, руки в любой позиции.

«Качель маленькая» - дети стоят, взявшись за руки и слегка качая ими из стороны в сторону.

«Качель большая» - то же, только сильно раскачивают руками из стороны в сторону.

«Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая. Это движение можно выполнять из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»). В этом случае колени ног не разводятся.

Притоп – стоя на левой ноге, ритмично притопывать правой, чуть пружиня обеими.

«Три притопа» (исходное положение «узкая дорожка») – на месте шаг правой ногой, затем левой и снова правой, чуть притопнув. Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ритмично.

Притоп поочередно двумя ногами – техника та же, только на «раз, и» - притоп правой (левой) ногой, а на «два, и» - левой (правой) ногой.

Притоп в сочетании с «точкой» - пяткой, носком неопорной ноги рядом с опорной или на расстоянии небольшого шага впереди.

Приседание – техника та же, только на «раз» - приседание, на «два» - возвращение в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста детей. Полное приседание выполняется только в подготовительной группе. При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая, крепкая.

Полуприседание – выполнятся в сочетании с «точкой» - каблуком или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперед.

Полуприседание с поворотом корпуса – сделать полуприседание, поворачивая корпус вправо (влево) на 90°. Разворачивая корпус прямо, принять исходное положение.

«Ковырялочка»:

1-й вариант: правая нога ставится назад на носок, затем выносится вперед на пятку и на месте – три притопа.

2-й вариант: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.

«Распашонка» - на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтях руками впереди-вверху. На «два» - выпрямиться и поставить правую (левую) ногу в «точку» впереди-справа на пятку. Одновременно вытянуть руки по диагонали: правая – в сторону-вниз, левая – в сторону-вверх. На 2-й такт то же с другой ноги.

«Самоварчик» - на «раз» - полуприседание и хлопок «ладушки» согнутыми в локтях руками перед грудью. На «два» - выпрямится, левую руку вытянуть в сторону-вверх, правой – хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 90°.

«Елочка» - исходное положение: ноги - «узкая дорожка», руки «полочка», «поясок» и др.. На «раз» - повернуть ступни ног (отрывая носки от пола) вправо под углом 45°. На «два» - то же пятки. Движение можно выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая.

«Большая гармошка» - ноги вместе. На «раз» - разведение носков в стороны, на «два» - разведение пяток. Затем возвращение в исходное положение в таком же порядке.

«Топотушки» - исходное положение – ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе (подбоченившись). Часто поочередно топать ногами на месте.

«Рычажок» - ноги на «узкой дорожке». На «раз» - правая рука сгибается в локте и рукой достает до правого плеча, рывком. Одновременно с рукой вверх, сгибаясь в коленке, поднимается первая нога. На «и» - в исходное положение.

Все на «пружинке».

Поворот вокруг себя (кружение) – стоя лицом к зрителям начинать движение вправо. Легко на носочках повернуться на месте вокруг себя и остановиться в исходном положении.

«Расческа» - дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении.

1-й вариант: вначале вторая шеренга проходит вперед сквозь первую, останавливаясь чуть впереди. Затем первая (оказавшись позади) проходит вперед сквозь вторую, останавливаясь чуть впереди, и т. д.

2-й вариант: первая шеренга идет назад, одновременно вторая – движется вперед. Проходя друг через друга - шеренги меняются местами.

«Играть с платочком» - держа платок (сложенный по диагонали) за два угла перед собой на уровне груди, приподнимать поочередно то один, то другой уголок платочка.

  • Танцевальные движения для мальчиков 6-7 лет:

«Козлик» - исходное положение – правая нога стоит перед левой, руки скрещены перед грудью. Это движение выполняется на прыжке. Прыгая на левой ноге, сильно притопывать правой. На счет «раз» - руки по дуге раскрываются в стороны-вверх (кулачки слегка сжаты и подняты вверх), на счет «два» - возвращаются в исходное положение.

«Веселые ножки» - положение упор-присев сзади. Ноги часто, резко «выбрасываются» поочередно вперед. Возвращаясь в исходное положение, нога опирается носком об пол.

«Гусиный шаг» - исходное положение – в полуприсяде, ноги на «узкой дорожке». Широко шагать в полуприсяде на «пружинке». Руками, согнутыми в локтях, махать вперед-назад. Следить за осанкой. Продолжительность движения не 8-ми тактов.

«Волчок» - опираясь о пол ладонью правой руки, вытянув корпус и ноги влево по диагонали, двигаться «семенящим» бегом вокруг своей оси (как циркулем описывая полный круг.) Левая рука – произвольно.

Встать на колено – опуститься на правое колено, левая нога согнута в виде стульчика. Ступня левой ноги стоит у колена правой ноги.

В дошкольном возрасте музыкальное образование – один из главных навыков, которые нужно освоить малышам. Ведь именно в этом возрасте дети наиболее легко усваивают новый материал, наиболее восприимчивы к музыке, ритму. Важно научить их понимать музыку, ее настроение, образную составляющую.

Маленькие дети, как правило, подвижны. Они редко сидят на месте. Многие дети любят и танцевать, они передают свое настроение, свои эмоциональные порывы через движение. Поэтому перед педагогом в детском саду стоит задача – научить детей передавать в движении настроение и образную составляющую музыки. Ведь именно это единство музыки и движения и рождает танец как произведение искусства.

Танец как вид деятельности для детей важен именно своей синтетичностью. Ведь он предполагает сочетание многих аспектов: восприятие образности музыки, ритма, танец важен как часть эстетического, ритмического, музыкального, физического воспитания.

Кроме того, двигаясь вместе, в коллективе, дети учатся работать в парах, чувству товарищества, чувству плеча. Поэтому танец становится не просто занятием, позволяющим научиться двигаться под музыку, но и делом, помогающим освоить большое количество необходимых для ребенка навыков.

И в то же время, танец - это нужная малышам физическая нагрузка, которая может доставлять удовольствие, одновременно улучшая здоровье. Танец положительно влияет на кровообращение, дыхание, развивает силу мышц, улучшает работу вестибулярного аппарата и обмена веществ.

Особенности работы обмена энергии в организме детей определяет то, что после интенсивных занятий танцами энергии у них становится не меньше, а, наоборот, еще больше. Очень важно и влияние танцев на вестибулярный аппарат. У маленьких танцоров улучшается моторика, они легче ориентируются в пространстве. Улучшается работа опорно-двигательной системы, развивается скелет, мышцы, улучшается осанка. Постепенно в движениях детей появляется грациозность, плавность, легкость, скорость. Движения становятся ритмичными, энергичными, выразительными. Дети обретают в танце легкость, учатся импровизировать, раскрываются как артисты. Движения каждого становятся индивидуальными, передают настроение, создают образ.

Творческая деятельность , которой и являются танцы, влияет на работу высших отделов головного мозга. У ребенка, который занимается танцами, включается ассоциативное, образное мышление, творческая интуиция, свобода поведения, подключаются недоступные до этого интеллектуальные процессы. Так что занятия танцами с дошкольниками способствуют всестороннему развитию малышей.

Восприятие музыки, попытки осмыслить ее с помощью движения, помогают детям танцевать экспрессивно, выразительно. Когда малышу нравится музыкальная композиция, он обязательно включает свое богатое детское воображение. Дети начинают чувствовать, что каждый танец имеет свой характер, учатся передавать его с помощью пластики, ощущают ритм, создают художественный образ. Воспринимая последовательность движений, заучивая их, ребята развивают механическую память, наблюдательность.

Танцы, которые чаще всего сегодня ставят в детских коллективах, по составу движений разделяют на несколько видов.

Прежде всего, это танцы и пляски с постоянным зафиксированным составом движений. Они предполагают разучивание детьми определенной последовательности движений, заранее продуманной композиции.

Второй вид танцев - это свободные танцы и пляски , где дети смогут самостоятельно, импровизируя, раскрывать свои творческие способности.

Продуктивными для детского развития являются комбинированные танцы , которые совмещают возможности первых двух видов.

Народные танцы и пляски состоят из оригинальных элементов традиционных народных танцев.

Артистические таланты юных танцоров могут раскрыть характерные танцы, которые предполагают исполнение в образах разных персонажей.

Популярными становятся и бальные танцы, дети с удовольствием разучивают характерные шаги вальса, польки, галопа, латиноамериканских танцев. Бальные танцы развивают у детей умение воспринимать разные ритмы, работать в паре, обучают основам общения.

Стоит обращать особое внимание на состав движений , который Вы предлагаете малышам. В современном мире дети нередко начинают копировать стиль движений взрослых. Это может негативно повлиять на их художественный вкус. Следите, чтоб малыши не начинали двигаться пошло, вульгарно, немузыкально. Продумайте для них оптимальный вариант танца, в котором пластика и движения будут идеально подходить для определенного возраста исполнителей. Учитывайте их физические возможности и возможности создания определенных образов.

Если движения и стиль определенного танца категорически не подходят для маленьких танцоров. В таких случаях стоит придумать такое сочетание танцевальных элементов под понравившуюся музыку, которое дети смогут освоить, передав нужное настроение. Шаги, подскоки, галопы, прыжки, пружинки, повороты - вот базовые детские движения, к которым Вы можете прибавлять на свое усмотрение оригинальные элементы. Таким образом, дети обучатся программным навыкам для каждого танцора, параллельно начиная обретать творческую индивидуальность.

Кроме того , дети, постигая новые элементы, начинают чувствовать разницу между разными танцами. Следите, чтоб в репертуаре были очень разные композиции. Разные по темпу, по настроению. Дети должны явственно ощущать эту разницу, чтоб танцевать каждый номер по-особенному, передавая оригинальный колорит.

При разучивании новых танцев нужно тщательно лимитировать нагрузку , учитывая психологические особенности детей. Если количество новых элементов будет слишком большим, у детей пропадет интерес, они не смогут запоминать и выполнять движения достаточно выразительно. Помните, что именно интерес к работе - залог успеха в занятии танцами с дошкольниками.

Есть детали, на которые нужно обращать особое внимание, когда работаешь с детьми. Ребята сами могут забывать о них, поэтому стоит работать над тем, чтоб правильная постановка каждой детали становилась у детей привычкой, доводилась до автоматизма. Определите, прежде всего, точное количество занятий и их временную протяженность, в зависимости от пожеланий врачей для определенной возрастной группы. Во время занятий следите за осанкой учеников, исправляйте ее сразу, едва заметив ошибку. Следите за положением всех частей тела. В то же время, обращайте особое внимание на любые жалобы ребенка, поговорите предварительно с родителями всех ребят, чтоб быть осведомленным по поводу состояния здоровья каждого.

Создавая танцевальную композицию для исполнения ее малышами, тщательно работайте над ее ясностью, четкостью. Старайтесь точно соотнести ее с музыкой. Обращайте внимание не только на общее соответствие музыке, но и на отдельно ритмические, темповые, гармонические, регистровые, формальные особенности композиции. Ваша задача - создать наиболее удобный для запоминания, естественный вариант танца для детей.

В самом начале работы педагога над постановкой танца с дошкольниками важно провести специальную разъяснительную работу. Дайте детям прочувствовать танец. Поговорите о том, какой сюжет, какую эмоциональную нагрузку он должен нести. Послушайте вместе музыку, заметьте все ее особенности, обсудите структуру. Полезным будет проработать ритмический рисунок танца с помощью хлопков в такт, счета. Дети должны полностью окунуться в танец, который им предстоит танцевать, прочувствовать его, его настроение, динамику.

Приступая к непосредственному процессу обучения, педагогу следует детально проработать технику каждого движения. Стоя перед зеркалом, отточите каждый элемент, прежде чем показывать его детям. Крайне важно, чтоб ученики с первого раза правильно восприняли все движения и заучили их безошибочно.

Хороший пример, который ребенок видит перед собой, часто становится поводом стараться сильнее. Маленький танцор видит, как красиво может выглядеть то или иное движение, и хочет научиться делать так же.

Уделяйте внимание и музыкальному сопровождению занятий танцами. Прежде всего, музыка должна соответствовать представлениям о хорошем вкусе, ведь именно в этот период у детей формируется понимание прекрасного. Интересная музыка увлекает любого ребенка, раскрепощает его, помогает проявить индивидуальность.

Елена Каратаева
Описание танцев для детей старшего дошкольного возраста

Танец «Детство»

Песня в исполнении Ю. Шатунова

И. п. Дети парами стоят друг за другом.

Вступление : Дети парами идут по залу и встают в шахматном порядке, поворачиваются, берутся за руки лицом друг к другу («лодочка» ). На «раз» -делают шаг вперёд с правой ноги к друг другу, на «два» - ногу ставят на место, встают прямо и покачивают ножками. Это движение выполняют с левой ноги. Опять повторяется с правой ноги, затем взявшись лодочкой кружатся.

1 куплет :

И. п : дети стоят лицом друг к другу.

«Детство, детство….» -дети меняются друг с другом местами, на слово «спешишь» - делают хлопок.

«Детство, детство…» - возвращаются на свои места, на слово «летишь» - делают хлопок. Эти движения повторить 2раза.

И. п. ноги на ширине плеч, согнуты в коленях, руки находятся на коленях.

«А я хочу» - делаем шаг в сторону правой ногой и приставляем левую ногу к правой ноге.

«Хочу опять» - делаем шаг левой ногой влево, и приставляем правую ногу к левой ноге. При выполнении этого движения ноги пружинят. Повторить по два раза.

«Дразнить Наташку…» - делаем прыжки-поскоки, то в левую сторону,

то в правую сторону.

«На самокате» - выполняем попеременные прыжки правой и левой ногой, руки двигаются параллельно ногам.

Проигрыш : повторяются движения вступления.

2 куплет :

Девочки берут мальчиков под руки и идут по кругу, до конца куплета.

Проигрыш :

1- 4такты – пары поворачиваются вперёд. Идут вперёд, отставляя в сторону то правую, то левую ногу.

5-8 такты – отходят спиной на свои места тем же шагом.

9-11 такты – девочка и мальчик берутся за руки, девочка кружась перебегает перед мальчиком на другую сторону и делает хлопок.

12-14 такты – повторить движения 9-11 тактов, только в другую сторону.

15-16 такты - танцуют твист .

3 куплет : Повторяют движения 1 куплета.

С окончанием музыки - поклон.

Танец «Раз, Два, Три»

Песня группы «Краски»

Вступление : дети встают в 4 колонны.

1 куплет :

1) Правая рука прямая – делает взмах к левой руке, при этом левая нога отставляется в сторону. Это же делаем потом левой рукой и ногой.

2) Правую и левую руку ставим перед грудью, кисти собраны в кулачки, делаем поочерёдные повороты то к левой, то к правой стороне.

3) Выполняем попеременное поднимание рук вверх – взмах по 2 раза.

4) Рисуем солнышко над головой двумя руками.

Припев : а) Делаем приседания, при этом коленки двигаются то вправо, то влево, руки выполняют то же самое.

б) На слова «губки, губки целовали» ладошками каждой руки прикасаемся к губам.

в) повторяем движения - под буквой а).

г) берутся за руки и повороты вправо и влево.

д) повторяем движения - под буквой а).

е) на слова "танцевали " ставим поочерёдно то правую, то левую ногу на пятку.

ж) хлопаем руками, топаем ногами.

Движения припева повторяются.

2 куплет :

1) Указательным пальцем правой руки проводим полукруг перед собой.

2) Поднимаем поочерёдно руки вверх.

3) на слова «Белые ромашки» поднимаем правую и левую руки над головой, при этом кисти рук выполняют движение вверх и вниз, руки постепенно опускаем вниз.

4)"Ничего прекрасней" раскрываем руки перед собой, ладошками вверх .

5) Рисуем солнышко

6) Обхватываем руки вокруг себя (холодно) .

Припев : Движения повторяются.

Танец «Маленькая страна»

Песня в исполнении Н. Королёвой

И. п. Дети стоят друг за другом за дверью.

Вступление :

1-4 такты - заходят девочки, идут друг за другом и встают в одну линию (боковой части зала) .

5-8 такты - заходят мальчики и встают напротив девочек.

1куплет :

«Там за горами…» - девочки и мальчики, которые стоят на чётных номерах выходят вперёд навстречу друг к другу.

«Там звери ….» - соединяют правые руки, кружатся («звёздочка) и возвращаются на свои места.

«Там чудо озеро…» - идут дети, которые стоят на нечётных номерах.

«Там во дворце…» - соединяют правые руки, кружатся («звёздочка» ).

«Дарит свет…» - все дети поворачиваются лицом вперёд.

Припев 1 : Дети стоят в 4 колоннах, лицом вперёд.

«Маленькая страна» - выполняют 2 приставных шага в вправо.

«Маленькая страна» - выполняют 2 приставных шага в влево.

"Кто мне расскажет"- дети соединяют правые руки, кружатся по 4 человека –«звёздочка» (получается 4 звёздочки в четырёх углах) .

Фигура повторяется.

2 куплет :

1-4 такты – взявшись за руки идут парами по кругу и останавливаются.

5-8 такты – дети поворачиваются друг к другу, мальчики стоят на месте, девочки делают 2 взмаха правой рукой и кружась переходят к другому мальчику. Это же движение выполняют левой рукой и возвращаются на свои места.

Повторение припева :

И. п. Дети соединяют ладошки друг с другом .

«Маленькая страна» - выполняют круговые движения (рисуют «солнышко» ).

«Кто мне расскажет.» - кружатся парами на вытянутых руках.

Фигуру повторить.

3 куплет :

1- 4такты – мальчики идут в круг и берутся за руки (звёздочка,

5-8 такты – каждая девочка подходит к своему мальчику, берутся за руки и кружатся «карусель» .

Припев : Дети встают врассыпную. Повторить движения 1припева.

«Полонез»

И. п : Дети стоят парами друг за другом.

1 : Идут друг за другом и проходят через центр зала. Встают.

2 : Расходятся парами и встают в общий круг парами.

3 : Кружатся лодочкой.

4 : Девочки идут в центр (мальчики остаются на местах) берутся правыми руками и выполняют карусель (кружатся) .

5 : Возвращаются к своим мальчикам и кружатся звёздочкой.

6; Идут парами по кругу.

7 : Девочки выполняют змейку (проходят между мальчиками) и возвращаются к своему мальчику.

8 : Идут по кругу парами и встают на места.

«Танец с цветами»

музыка Поля Мориа (кассета «Музыка для души» )

Танцуют четное количество девочек. Встают в 4 ряда, у каждого ряда свои цветы.

1часть музыки :

1фраза - выбегает первый ряд с цветами, садятся в одну линию, головы опущены, руки с цветами на полу.

2 фраза - второй ряд с цветами, садятся в линию, положение такое же.

3 фраза - третий ряд с цветами, садятся в линию, положение такое же.

4 фраза - четвёртый ряд с цветами, садятся в линию, положение такое же.

2 часть музыки :

1фраза- встают девочки, стоящие в 4 линии, постепенно поднимая цветы.

2 фраза – то же выполняют девочки 3 линии.

3 фраза – то же выполняют девочки 2 линии.

4 фраза – то же выполняют девочки 1 линии.

Одновременно девочки, которые встали, качают плавно, ритмично вправо – влево руками над головой.

3 часть музыки :

1фраза - подают друг другу правые руки «звёздочка» , кружатся.

2 фраза – это же движение выполняют с левой руки.

3 фраза - все 4 линии идут вперёд, постепенно поднимая цветы, кружатся вокруг себя один раз.

4 фраза - Отходят назад, постепенно опуская руки, кружатся.

4 часть музыки :

1 фраза - за ведущей девочкой бегут друг за другом, образуя круг.

2 фраза – сбегаются в центр – «букет» .

Танец «Синий платочек»

Музыка Г. Петербургского

Танцуют любое чётное количество девочек и мальчиков подготовительной группы.

Мальчики одеты в гимнастёрки, девочки в платьях, на плечах синий платок.

И. п. Мальчики стоят вдоль боковой стороны зала. Девочки стоят в одну линию около другой боковой стороны зала.

Вступление :

И. п. Девочки стоят в одну линию, на плечах платочки, платочки держат за уголки и покачиваются из в стороны в сторону.

1-15 такт – мальчики идут друг за другом, подходят к девочкам, подают правую руку, девочка кладёт левую руку на руку мальчика. Идут по кругу.

16-17 такты – поворачиваются друг к другу «лодочка» , делают приставной шаг вправо.

18-20 такты – приставной шаг влево.

21-24 такты – кружатся «лодочкой» .

25-30 такты – танцуют «вальс» (девочка кладёт левую руку на плечо мальчика, а правую кладёт на левую руку мальчика. Мальчик кладёт правую руку на пояс девочке, а левую подаёт девочке).

1-15 такты : Идут парами по кругу и встают в одну линию, девочки встают спиной к мальчикам, а мальчики лицом к девочкам. У мальчиков руки за спиной и они покачиваются с ноги на ногу.

16-17 такты - девочки держа в правой руке платок, делают 2 взмаха платком вправо.

18-19 такты - делают 2 взмаха платком влево, (платок в левой руке) .

20-30 такты - поворачиваются к мальчикам и танцуют "вальс".

Конец : мальчики уходят под марш «Прощание славянки» .

Танец «Катюша»

Танцуют чётное количество мальчиков и девочек.

И. п. девочки стоят друг за другом, за ними мальчики, стоят друг за другом.

1 фигура : Выходят сначала девочки, шагают и встают в одну линию к зрителям.

2 фигура : Идут в правую сторону и раскрывают руки, возвращаются обратно. Идут в левую сторону и раскрывают руки, возвращаются обратно.

Повторение мелодии делают 4приставных шага в вправо и обратно.

3 фигура : Выходят мальчики (девочки делают пружинку) идут маршем, берут девочек за талию одной рукой, вторая соединяется с рукой девочки (стрела) идут по кругу.

4 фигура : И. п : Руки девочек на плечах у мальчиков, а мальчики двумя руками держат девочку за пояс.

а) Делают повороты в сторону и 3 притопа, также делают в другую сторону и 3 притопа.

б) Расходятся, потом сходятся и обнимаются.

Проигрыш : Мальчик берёт девочку за талию, девочка одну руку кладёт на плечо мальчику, свободная рука вытянута. Кружатся.

5 фигура : Идут по кругу парами, кружатся лодочкой. Уходят на свои места

Танец «Аист на крыше»

Песня в исполнении С. Ротару

Танцуют 4 девочки .

И. п. Девочки стоят в 4 -х углах, лицом к друг другу.

Вступление : Меняются местами девочки, которые стоят друг против друга. Это же движение выполняют другие 2девочки.

1 куплет :

«Где это было….» девочки бегают врассыпную «летают» .

«Чудился мне он …» - кружатся, соединив правые руки «звёздочка» .

Припев : Девочки встают в две линии.

«Люди, прошу я…» - идут вперёд постепенно поднимая руки, качают руками над головой «ветерок» .

На слова : «Во мгле» - прячут лицо ладошками , ритмично пружинят ногами.

«Аист на крыше» - 2 взмаха руками «взмах крыльев» .

«Мир на земле» - кружатся.

2 куплет :

«Аист на крыше, гнездо аистёнка….» - перестраиваются в круг, встают спиной друг к другу, соединяют ладошки между собой , бегут на носочках по кругу.

«Аист на крыше, счастье под крышей…» - останавливаются, ладошки соединены , делают пружинку то влево, то вправо.

Припев : Движения повторяются.

Проигрыш : встают парами, берутся за руки и кружатся на вытянутых руках, меняют положение и кружатся, повернувшись спина к спине, ладошки соединены .

Припев : Движения повторяются.

Конец : Идут и поднимают «земной шар» (круглый мяч, нарисованный в виде глобуса)

Учимся танцевать, играя

Милые коллеги! Вы, наверняка, согласитесь со мной, что на музыкальном занятии такие разделы как: слушание, пение, музыкальная дидактика предполагают наглядность и игру, и только МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ выпадают из этого ряда.
У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту вот так", не всегда успешно.
Кроме того, обучение музыкально-ритмическим движениям проходит неинтересно и скучно для детей - сухой неоднократный повтор за музыкальным работником или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: некачественное и невыразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни музыкантов.
Неужели пустить всё на самотёк и вести эту монотонную и иногда безуспешную работу и дальше?
Как привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста?
Конечно, тоже через игру , чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движение неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз. Что понятно - то выполнимо!
Итак, делаем вывод: музыкально - ритмические движения всегда были предметом обязательной скрупулезной отработки и неоднократного, тщательного машинального повтора за взрослым.
В музыкально - ритмических движениях игровые приемы практически не используются, и у ребенка теряется интерес к этому виду деятельности.
Я решила пересмотреть и этот вопрос и постараться сделать так,
чтобы дети получали навыки музыкально - ритмических движений в ИГРЕ и видели результат своих достижений в танцевальных композициях и танцевальном творчестве.
А за свои успехи получали бы
"Волшебную туфельку " - /все эти значки печатаются и отдаются детям в «копилку» своих побед и достижений/
Начали мы с разноцветной и весёлой разметки музыкального зала . Дети с удовольствием стали играть в эту танцевальную карусель, что, несомненно, улучшило качество построений в танцах: ведь теперь у каждой пары возник свой "домик". Эти обозначения помогли сохранять круг, теперь малыши двигаются по звёздочкам, не сбивая его при движении, что значительно сэкономило время музыкального занятия, которое так ценно и которого так не хватает на всё.

Далее я стала размышлять логически, анализировать и пришла к выводу, что все танцевальные движения в детском саду состоят из: разнообразных шагов и всевозможных прыжков, которые выполняются на мягкой «пружинке».
Дети с 1 мл. группы знакомятся с этими движениями. Шаги и прыжки для них понятны.…Но что такое для малыша «пружинка»? В силу своего маленького жизненного опыта, это понятие для него абстрактное. Ну, в самом деле, почему
полуприседание взрослой тёти называется «пружинка»? И вот тогда родилась идея создать куклу -
Девочку Пружинку , у которой ножки будут сделаны из настоящих пружинок. Куколку, с которой можно играть, потрогать её спиральные ножки, привести их в движение и понять, наконец, что такое пружинка. Эта игрушка стала для ребят весёлой подружкой, они с лёгкостью подражают ей и выполняют «пружинку», как только девочка пригласит их танцевать!

А чтобы ей не было скучно, я придумала для неё верных товарищей - мальчиков по имени Шажок и Прыжок .



Эти герои стали для детей настоящими друзьями, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать - кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения.
Например: выполняя «приставной шаг», дети выясняют для себя и выставляют на фланелеграфе кукол: «Шажок + Пружинка», а чтобы получился «боковой галоп» - нужно добавить к ним еще «Прыжок» , и т.д.
То есть, мы не просто играем в музыкально ритмические движения, мы задаем детям вопросы поискового характера, и ребенок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами, составляя схему движения.
Старшие ребята могут использовать не куклы, а их символы.

А для малышей любимой подружкой стала вот такая Девочка Пружинка:

Войдя в атмосферу игры, захотелось остаться в ней и дальше, мотивировать любое музыкально- ритмическое движение игровой ситуацией, интересным для детей сюжетом или знакомыми образами, захотелось привнести в логику движений немного воображения, вот и родилась идея танцевать, играя, сначала словесно, а затем и зрелищно.
Так и возник «АЛЬБОМ ПУТЕШЕСТВИЙ В СТРАНУ ДВИЖЕНИЙ» .
Иллюстрациями для него послужили красочные, игровые, яркие картины большого формата, удобного для восприятия детей.

Для МЛАДШЕЙ ГРУППЫ - это сказочная поляна, по чьей тропинке мы идём и встречаем игрушечную машину (топающий шаг), лошадку (галопчик), солнышко (и наши ножки - как солнечные лучики), зайчика (прыжки на 2-х ногах) и т д, а девочка ПРУЖИНКА, мальчик ШАЖОК и мальчик ПРЫЖОК всегда рядом с нами, чтобы не дать ребятам ошибиться.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ наш путь пролегает через бабушкину деревню, где нас встречает кошечка (мягкий шаг), на пути - берёзовая роща, где мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, а ПРЫЖОК, ПРУЖИНКА и ШАЖОК обучают нас поскокам.

СТАРШАЯ ГРУППА приглашает детей в Танцевальный Класс.
Тут Магистр Танцевальных Движений проводит свой занимательный танцевальный урок.

А в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ мы попадаем к Королеве Танцев, где продолжаем готовиться к балу, осваивая всё новые и новые движения, знакомимся с жителями Города Танцев: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и т д. и выполняем поэтапно фигуры этих танцев, чтобы потом собрать их воедино и исполнить на балу.

Все эти картины сопровождаются игровым текстом и перечнем движений по каждой возрастной группе.
Таким образом, ПРИНЦИП ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ успешно нашел своё применение и в этом виде музыкальной деятельности.
Просто необходимо сделать так, чтобы в обучении музыкально - ритмическим движениям, все было прозрачно и понятно детям, что, несомненно, будет стимулирует их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях.

5 минут музыкально-ритмических движений в подготовительной группе

Девушки фабричные

(танец – инсценировка для средней группы)

Вступление: мальчики с балалайками садятся на стулья, имитируют игру на балалайке.

Там за рекой светят огни… - друг за другом выходят девочки и становятся впереди в одну линию. Руки полочкой, в пр. руке платочек.

Там за рекой парни одни… - девочки поворачиваются, указывают на мальчиков, пожимают плечами.

Служба у них… - девочки идут друг за другом, встают за стульями, на которых сидят мальчики.

Проигрыш: машут платочками над головой.

А командир строгий такой … - берутся за руки, выходят из-за стульев, заводят круг. Водят хоровод по кругу.

Припев:

Девушки фабричные… - руки полочкой пружинка.

С парнями встречаются… - выставляют пр. ногу, потом лев. на носок, одновременно разводя руки.

Иногда из этих встреч… - кружатся вокруг себя, рука с платочком поднята вверх.

Девушки фабричные…- руки полочкой пружинка.

Золотые локоны … - выставляют пр. ногу, потом лев. на носок, одновременно разводя руки.

А любовь доверчива … - кружатся вокруг себя, рука с платочком поднята вверх.

Проигрыш: девочки подходят к мальчикам, выбирают себе пару.

Губки алые… - кружатся в паре лодочкой вправо.

А мечты они … - кружатся в паре лодочкой влево.

Припев:

Девушки фабричные с парнями… - девочка обходит мальчика, машет платочком. У мальчика руки за спиной, одной ногой притоптывает.

Девушки фабричные золотые … - мальчик садится на одно колено, подаёт девочке правую руку, девочка обходит его, машет платочком.

Припев (повтор): мальчик с девочкой идут под ручку к стульям, мальчик сажает девочку на свой стул, сам становится за стул и берёт балалайку.

На заключительную музыку остальные балалаечники, которые не участвовали в парном танце выходят вперёд и играют на инструментах как рок – гитаристы.

Предварительный просмотр:

Силачи

(шуточный номер на песню «Богатырская наша сила». Участвуют два мальчика с явным контрастом роста и веса)

Вступление . Богатыри выходят из–за ёлки или ширмы. Каждый подходит к своим атрибутам. У большого мальчика – большая штанга и две большие гири, у маленького – маленькая штанга и две маленькие гири. Богатыри подходят друг к другу, пожимают руки и возвращаются на места.

1куплет.

То не грозное небо хмурится… - вытягивают руки, грозят в небо кулаками.

Не сверкают в степи клинки…- гордо маршируют

Это батюшки Илья Муромца… - кулаками бьют себе по груди.

Вышли биться ученики… - гордо маршируют.

Проигрыш. Каждый подходит к своим гирям, начинают поднимать. Здоровый богатырь понимает, что не справляется, вытирает пот со лба, бежит к хиленькому богатырю и отнимает маленькие гири, которые еле – еле поднимает чуть выше колен. В свою очередь хиленький богатырь показывает зрителям свои мышцы и без всякого затруднения поднимает над головой две огромные гири много раз. Таким образом богатыри поменялись своими местами.

2 куплет.

Богатыри маршируют к противоположным стенам и обратно, на акцент в музыке показывают свои «бицепсы»

Проигрыш: Богатыри берут по одной гире в левую руку. Здоровый силач – маленькую гирю, хилый – большую, и синхронно перебрасывают её в правую руку, затем за спиной опять в левую. Таким образом описав два круга гирей вокруг себя поднимают её левой рукой над головой. Повторить два раза.

Это надо б нам жить красиво

Это надо нам жить раздольно … – вертушка, хлопок, меняют руки.

Богатырская наша сила

Сила духа и сила воли

Проигрыш . Подходят к штангам. Здоровый силач еле поднимает маленькую штангу до уровня талии, а хиленький – несколько раз поднимает огромную штангу над головой, потом начинает поднимать одной рукой: то левой, то правой.

3 куплет. Богатыри неспешно уходят за ёлку или за ширму.

Проигрыш. Выносят длинную бумажную цепь, концы которой висят на плече у каждого силача. Несут ношу медленно, согнувшись.

Это надо б нам жить красиво … – точно после этих слов на акцент в музыке разрывают цепь пополам, у каждого на плечах остается висеть половина цепи.

Это надо нам жить раздольно … – на акцент в музыке разрывают каждый свою половину.

Богатырская наша сила … – грозят в небо кулаками.

Сила духа и сила воли… - бьют себя по груди.

Это надо б нам жить красиво … – вертушка, хлопок, меняют руки.

Это надо нам жить раздольно … – вертушка, хлопок, меняют руки.

Богатырская наша сила … – вертушка, свободные руки вверх, кисти в кулаках (будто руками готовы пробить небо)

Сила духа и сила воли … - вертушка, кулаками свободных рук бьют себя по груди.

Проигрыш. Берут гири, уносят за ширму или за ёлку. Хиленький силач несет гири уверенно над головой, здоровый богатырь – волочет маленькие. Тоже самое со штангами. На утихание музыки выходят, кланяются и уходят.

Предварительный просмотр:

Танец Мамонтёнка

(Средняя группа)

1 куплет:

По синему морю …- дети сидят на коленках, качаются, будто плывут.

Меня не пугают …- встают, машут руками над головой

Плыву я к единственной …- разводят руки от груди в стороны.

Плыву я сквозь волны …- машут руками над головой.

К единственной маме … - разводят руки от груди в стороны.

2 куплет:

Скорей до земли … - кружатся один раз на поскоках вокруг себя.

Я здесь, я приехал … - прыжок вверх, одновременно поднимая руки вверх.

Я ей закричу … - ладошки ко рту, будто кричат.

Я маме своей закричу …- разводят руки от груди

Я маме своей закричу …- ладошки ко рту, «кричат»

3 куплет:

Пусть мама услышит …- идут за мамами.

Ребёнок с мамой кружатся в паре, руки лодочкой. Далее мама хлопает, ребёнок скачет на поскоках вокруг неё. Последние слова в песне дети произносят громко хором: «ВЕДЬ ТАК НЕ БЫВАЕТ НА СВЕТЕ, ЧТОБ БЫЛИ ПОТЕРЯННЫ ДЕТИ!» После этих слов дети крепко обнимают своих мам.

Предварительный просмотр:

Танец с игрушками

(Мелодия из кинофильма «Игрушка» с Пьер Ришаром)

1 фигура.

Дети с игрушками в руках. Поочерёдно выбегают первые четыре человека на повторяющуюся музыкальную фразу. Становятся врассыпную. Те кто уже стоит на месте, выполняют пружинку с поворотами. Далее выбегают все остальные, также становятся врассыпную.

На повторение второго мотива – 4 взмаха руками вверх: вправо, влево, вправо, влево.

2 фигура.

Садятся на корточки. Дети водят игрушки по полу (учат их ходить), пожимают руку куклам, мишкам и т.д.

Встают, кладут игрушку на руку и гладят (будто убаюкивают)

3 фигура.

Перестраиваются в круг и бегут с игрушками по кругу. В конце музыкальной фразы кружатся вокруг себя на месте.

4 фигура.

Кладут игрушки на пол, кроме одного ребёнка и передают игрушку по кругу.

Предварительный просмотр:

Танец цветов

(«Песня о волшебном цветке» Сл. Ю. Чичкова, муз. М. Пляцковского из мультфильма «Шёлковая кисточка»)

Вступление . Сидя друг за другом на корточках, покачиваются, будто дует ветерок.

1 куплет:

Есть на свете цветок … - дети поочерёдно поднимаются, начиная с последней девочки и заканчивая первой (будто распускается цветок). Далее поочерёдно садятся (цветок закрывается), начиная уже с первой и заканчивая последней девочкой. Так несколько раз 3-5, в зависимости от количества девочек.

Может там за седьмым перевалом …- перестраиваются в круг.

Вспыхнет свежий, как ветра глоток…- движутся по кругу.

Самый сказочный и …- бегут на носочках в круг, плавно поднимая руки.

Небывалый …- назад из круга, руки опускают.

Самый волшебный …- кружатся вокруг себя.

Ля-ля-ля-ля …- звездочка. На повтор меняют направление звездочки.

2 куплет:

Вспоминая о радостном чуде …- садятся (цветок закрывается) поочерёдно по часовой стрелке и так же встают (цветок распускается) друг за другом, но уже поворачиваются лицом в круг.

Может там …- перестраиваются из круга в змейку и становятся в шеренгу вдоль стены.

Самый сказочный …- медленно бегут вперёд на носочках, плавно поднимая руки вверх.

Небывалый …- бегут назад, опуская руки.

Самый волшебный …- кружатся вокруг себя.

Ля-ля-ля-ля - разбегаются врассыпную и садятся в исходное положение.

Предварительный просмотр:

Танец цыганок.

(Под песню «Гадалка» из кинофильма «Ах, водевиль, водевиль…» в исполнении группы «Фабрика»)

1куплет.

Цыганки с бубнами выходят из-за ширмы, размахивая юбками и выстраиваются клином.

Припев:

Приставной шаг вправо + удары в бубен на «раз» вверху справа, на «два» внизу справа,

Приставной шаг влево + удары в бубен на «раз» вверху слева, на «два» внизу слева.

(4 раза)

На повтор припева: два приставных шага вправо + бубном потряхиваем правой рукой вверху справа, а левой рукой размахиваем юбкой, далее два приставных шага влево + бубном потряхиваем правой рукой вверху справа, левой рукой размахиваем юбкой.

(2 раза)

2 куплет.

«Счастье в жизни предскажет гаданье…» - квадрат из приставных шагов: вперёд, вправо, назад, влево (2 раза)

«Карты старые лягут как веер…» - наклоняемся вперёд, тряся плечами, выгибаемся назад, тряся плечами. (2 раза).

Припев: повторяется.

3 куплет:

Идут по большому кругу, размахивая юбками, далее выстраиваются в полукруг. В конце куплета садятся на колени.

Припев: удары в бубен на «раз» вверху справа, на «два» внизу справа, на «три» вверху слева, на «четыре» внизу слева. (4 раза)

На повтор припева сидя на коленях, описывают торсом полукруг, двигая плечами.

После припева на повторяющиеся фразы «Ну что сказать(4 раза), желаю знать, желаю знать, что будет (6 раз)» - ведущая выводит цыганок из круга к зрителям с протянутой рукой. Друг за другом цыганки проходят, и уходят за ширму, глядя на зрителей. - машут руками над головой

Проигрыш: кружатся на топающем шаге, пружинка.

2 куплет.

Дети шагают друг за другом по кругу.

Припев и проигрыш. Движения те же.

3 куплет.

Дети, взявшись за руки, идут в центр круга, поднимая постепенно руки вверх. Забирают героя и расходятся врассыпную лицом к зрителю.

Припев и проигрыш повторяются.

На последний аккорд поднять руки вверх.


Просмотров