ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. Пословицы, цитаты, афоризмы

Природа и человек .

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться»
Леонардо да Винчи

«Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание»
Иоганн Гёте

«В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни»
Леонардо да Винчи.

Дружба и друзья

Друг - это одна душа, живущая в двух телах.

Аристотель

Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга..

«Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам»
Джозеф Аддисон

О благородстве

Истинно благородный человек не рождается с великой душой, он сам себя делает таковым великолепными своими делами.

Суеверие - поэзия жизни, так что поэту не стыдно быть суеверным.

Единственное лекарство против суеверия - это знание, ничто другое не может вывести этого чумного пятна из человеческого ума.

О прошлом и будущем

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

Горький М .

Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра - плоть и кровь.

Гюго В .

Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить - значит трудиться.

Гюго В .

Ничто не ново под луною: Что есть, то было, будет ввек. И прежде кровь лилась рекою, И прежде плакал человек... Карамзин Н. М

О праздниках

Жизнь без праздников - это длинный путь без заезжего двора. Демокрит

Праздник - это попытка внешней радости проникнуть внутрь, а внутренней - выплеснуться наружу. - В. Кротов

Любой праздник, даже плохонький, лучше самых прекрасных будней.

Виктория Токарева

О случайности

Слепой случай меняет все.

Вергилий

Ничто так не противоречит рассудку и порядку, как случайность.

Цицерон

О снах

Кто познает смысл знаков, возникающих перед нами во сне, поймет, что они оказывают важное влияние на все события.

Гиппократ

Многие из моих сюжетов так никогда и не увидели бы свет, если бы я не записывал все, что являлось мне во снах.

Сэр Вальтер Скотт, шотландский писатель

Ничто не убеждает меня в безграничности человеческого разума так, как это делают сны.

Вильям Бентон Клулоу, английский священник

Сон правду скажет, да не всякому. Пословица

Загадки природы.

В книге «100 удивительных загадок природы» В. Сядро рассказывается о ста совершенно удивительных явлениях растительного, животного и подводного мира, словом, о том, что вызывает изумление и не может быть объяснено с точки зрения науки. Похоже, несмотря на технический прогресс, человечество еще долго будет удивляться, ведь в мире так много непонятного.

О хамстве

Хамство – единственный порок, выставляемый на показ без всякого стеснения.

… Худшая беда… - не и не дороги, а тотальное хамство.

Борис Акунин

Что такое егэ?! Егэ это когда отличник и двоечник меняются местами.

Во время сессии невольно начинаешь скучать по егэ.

Последний егэ сдал! Урррааааа!

Это наверно закон подлости что мне попался самый сложный вариант. Уверенна даже на 3 не сдала егэ (

Егэ - фурсенко тонко послал всех школьников на три буквы.

Действительно сделали из егэ что-то нереально сложное! Ребят вам еще столько трудностей предстаит в жизни преодолеть, что егэ по сравнению с ними курит в сторонке! Ниче там сложного если не тупак полный! Р. S я сама сдаю егэ сейчас! Нытики бесят и слабаки!

Хочу машину времени для: 1) заставить фурсенко самого сдать егэ 2) хочу перескочить время выпускного.

У кавказца не приняли ЕГЭ по русскому из за того что он на вопрос какой у вас пол он написал деревянный!

Боже! У меня завтра ент! До последнего была спокойна, но сейчас начинаю нервничать, страшновато. Удачи всем, у кого завтра ент и егэ! Прорвемся!

У моего лета три месяца: 1. ЕГЭюнь. 2. Поступлюль. 3. Переездгуст.

Должно быть, не одной мне пришло в голову написать шпаргалки для егэ в собственном паспорте карандашом)

И не важно, что пятиклассники проклинают сессию, пишут про то, как им сложно готовиться к ЕГЭ. Ведь это так круто?

Даже во время первого секса не волновался так, как сегодня на зно (в России более известно как егэ).

Вот сижу я на егэ и не знаю нифигэ

Школьники бойтесь, скоро к вам придёт баба егэ.

Все тип-топ, каблучки, макияж и ЕГЭ будет наш) но не мой. Весь ЕГЭ только твой, если шпоры с тобой!Открываешь и смотри, много формул, подсказки внутри! Все списала? Круто? Да! 100% набрала!

Какой нгу? Я решила сегодня, что поступаю в школу чародейства и волшебства хогвартс! А кто еще иванушка-дурачек с бабой-егэ столкнулся?

Вот, сидела на консультации и думалаприду домой всё! Буду к экзаменам готовиться, никокого нета. И чё? Пришла сижу тут и страчу этот статус. Не никокого нета. А в понидульник егэ, пту меня ждёт.

Лучший способ узнать везучий ли вы человек - это все ответы в ЕГЭ поставить наугад.

Чтобы в стране был порядок, технологии слежения, отработанные на школьниках сдающих ЕГЭ и ГИА, теперь необходимо применить в кабинетах чиновников.

Вада. Ох бл# нет, вода. Да пох@й, я вчера егэ по русскому сдала. Так что дайте мне ваду.)

Когда же я начну готовиться к егэ?((

[завтра пробное егэ. Сука, не дай бог на 4-5 не напишу, приеду к нему и пну!]

[. Кто хочет послушать историю про-то, как я из-за евровидения проспала самую главную подготовку к егэ, и получила п*здю*ей от мамы?]

Мимо проходит не замечает, на вопросы мои не отвечает. Это блин как учитель на егэ:)

Боже мой, школьники! Радуйтесь и веселитесь вашему егэ! Через пол года вам предстоит самое страшное - закрыть сессию!

Допы, допы, допы, к концу года звучат, как гопы, гопы, гопы;ddd я против егэ! Кто со мной?

Какого хера так долго нет результатов егэ?

Спасибо Единой России за платные обеды в школе, за ЕГЭ, за платные учебники и предметы в школе, за платную медицину, короче за все! Поздравляю вас с победой на выборах заранее!

Людей сближает: работа, голод и один вариант на егэ)

Самый тупой вопрос который задают родичи когда приходишь с егэ это: Ну? Как написала? Меня это раздражает.

Покажите мне этого дибила который придумал егэ.

Весна! Любовь и его красивые глаза, а мне в этом году ЕГЭ сдавать!

Егэ прошел удачно, ни одной тройки и двойки. Учитель русского и литературы поехал за новым лексусом;). Xdxdxd

Случай на егэ по математике: прошло 2 часа, слышут сапит кто-то, оборачиваются на последней парте парень уснул. К нему подходят -вы что экзамен же как так можно? А он сквозь сон:-ещё 5 минут и я всё напишу

Вопрос на егэ по обществу: если у вас на даче будет стоять пирамида, какое настроение будет у ваших соседей? Заебись вопрос! По обществознанию!: ddd

В нашем классе все сдали егэ по русскому - родители сидели шампусик глотали. Алгебру не сдадим - с водкой сидеть будут.

Ответ отличника на вопрос готов к егэ? Нет:(А ответ двоишника: Всегда готов!

Ооо все кто сдает егэху и гиаху, всем короче человеческой удачи и везения мои дорогие.

Егэ он как sensation - будет по всей стране.

Понимаешь, что совсем ничего не понимаешь, когда перед тобой лежит лист с заданиями егэ! Господи!. Хоть бы сдать это егэ!

А кто тоже считает, что егэ это билет в дурдом?

Егэ пришло.

У меня 27 мая первый экзамен уже. Ппц. Егэ. А я вообще нифига не готовилась и надеюсь на что то, что делать:(

Егэ - это игра. Нам дали правила, но не научили самой игре. Сыграем по своим правилам?

Захватить здание департамента образования и заставлять их решать ЕГЭ.

Эх, вот и последний месяц учиться осталось, а впереди ЕГЭ О_О

Блять вот заебали учителя пиздить на уроках про егэ и гиа.Только о них и говорят.

на ЕГЭ вместо ответов написал везде Единая Россия, набрал 146%.

Эх. Школьные года. Порой так охото туда. Но подумав о егэ. Ну нафиг!

На ЕГЭ по литературе нужно уметь писать быстро, коротко и по делу. Любовь к предмету может только помешать. С моим знакомым произошла печальная история: последнее сочинение у него оказалось слишком большим, и он не успел переписать его в бланк. Итог — 54 балла. Он тяжело это пережил, потому что рассчитывал на высокий балл: литературу он знает действительно хорошо.

Писать много и красиво опасно потому, что можно потеряться в собственных рассуждениях и уйти далеко от темы. Есть опасность сделать совсем страшное — высказать собственное мнение. На ЕГЭ вы должны писать лаконично и максимально обезличенно. Я училась писать сочинение без черновика и установила для себя временные ограничения: по 15 минут на каждое из маленьких сочинений (8, 9, 15, 16) и два часа на большое сочинение. Остальное время — на решение тестов, перенос ответов в бланк и непредвиденные ситуации вроде выхода в туалет или внезапного ступора.

Надо цитировать огромные куски текста

Цитировать на ЕГЭ по литературе необходимо: без этого сочинения не оценят по критерию аргументированности. Свои рассуждения нужно подкреплять текстом произведения. Однако не надо целиком учить монолог Катерины из «Грозы» и запоминать все полторы сотни стихотворений из кодификатора — не засоряйте голову ненужной информацией. Цитатой считается не только фраза или строка стихотворения, но даже словосочетание из оригинала, заключённое в кавычки.

Требуется знать только произведения из кодификатора

В теории кодификатора достаточно, чтобы выполнить все задания; на практике оказывается, что этого мало. Например, в заданиях по лирике часто дают произведения не из кодификатора. Мне на ЕГЭ попалось стихотворение Юрия Кузнецова «Знамя с Куликова».

В самих сочинениях произведения не из кодификатора тоже можно использовать. Я на экзамене в одном из ответов цитировала стихотворение Максимилина Волошина «Заклинание». Блеснуть эрудицией перед проверяющими не вредно, но помните о том, что я писала в первом пункте: нельзя уходить от темы.

История не важна

Как и с цитатами, здесь нужно держаться середины: не надо заучивать генеалогическое древо Александра Сергеевича Пушкина и даты выхода каждой из редакций «Евгения Онегина», но полностью игнорировать биографии авторов, истории создания произведений и культурный контекст эпохи нельзя. Исторические сведения имеют важное значение для анализа произведения, а все письменные задания на ЕГЭ, по большому счёту, направлены именно на это.







Можно ли смотреть экранизации к книгам и читать их краткое содержание?
Если вы имеете в виду замену кратким содержанием и экранизациями в принципе чтение литературы, то я категорически ПРОТИВ! Лучше текста нет ничего — потому моя настоятельная рекомендация — читайте произведения!!!

Если до ЕГЭ остается совсем мало времени и вы понимаете, что не успеете прочитать все произведения, постарайтесь освоить какие успеете в полнотекстовом варианте, а оставшиеся — в кратком содержании (я противник этого (!), но в ситуации сжатых сроков подготовки этот путь неизбежен). И сразу закрепляйте краткое просмотром экранизаций.

Какие конкретно стихи (или выдержки из них) желательно выучить? В интернете практически ничего нет, либо я не так ищу.
В 16 задании примерно 50 тем, по которым могут быть сформулированы вопросы. К каждой теме надо подобрать по три стихотворения, из которых достаточно выучить по 2-4 строчки, раскрывающие эту тему. Все они собраны мной и представлены в закрытой группе — «УНИВЕРСУМ-16» (подробности о доступе к ней на стартовой странице сайте)

Здравствуйте, обязательно ли приводить цитаты в 9, 16 заданиях? Нужно ли дословно учить цитаты к прозе или можно пересказать своими словами?
Согласно новым критериям, теперь необходимо аргументировать с опорой на текст — в первую очередь, имеются в виду прямые цитаты (это касается как поэзии, так и прозы). Однако в критериях прописано: «анализ важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.», — что свидетельствует о возможности отсылки к указанному, но через их анализ!!! Таким образом, вы, как минимум, можете проанализировать (а не пересказать) эпизоды и значимые образы в тексте, и, как максимум, должны стремиться к цитированию. При этом помните, что лирику все же придется цитировать!!! — ее пересказывать невозможно.

З адания 9 и 16 рассчитаны только на поиск сходства? Бывают ли вопросы на определение различий?
Вопросы на определение различий встречаются реже, чем на сходство. Однако, встречаются!!!

Обязательно ли находить различие в стихотворениях, если в вопросе звучит «в чем сходство» (задание 16)?
Все зависит от формулировки вопроса. Если в вопросе стоит «в чем сходство», то ищем только сходство. Если «сходство и различие», то и то, и другое. Рекомендую от себя при первой формулировке вопроса обращать внимание на очевидные различия (не сказать про них — просто непростительно!!!). Если же они неочевидные, то «блох» выискивать не стоит.

Могу ли я привести для сопоставления стихотворение поэта из нашего села?
Если произведения данного писателя публикуются в изданиях, включаются для изучения в школе как региональный компонент (изучение творчества писателей того или иного региона, края), то можно. Если его произведения печатаются только как самиздат, то не стоит.

Что делать, если при цитировании строка заканчивается запятой — поставить запятую и закрыть кавычки? А если не поставить, посчитают ли это фактической ошибкой?
Никакой фактической ошибки!!! Ставите многоточие и закрываете кавычки.

Когда отвечаешь на 9 задание, нужно ли в кавычках слова из приведённого текста приводить?
Можно, конечно, приводить. Чтобы ответ был полноценным, глубоким, вы сопоставляете с другими текстами и свои рассуждения подтверждаете аргументацией как из других подобранных вами произведений, так и из самого исходного текста.

За пунктуационные и орфографические ошибки снижаются ли баллы?
Нет! Ошибки снижают только за то, что прописано в критериях — внимательно их изучите

Можно ли приводить на сопоставление произведения из современной литературы?
Вы можете приводить произведения из ЛЮБОГО периода развития русской литературы
Обязательно ли писать в бланк ответа заданий 1-7 «лексический повтор» или «риторический вопрос» полностью? Вдруг не хватит клеточек?
В компьютере закладывают несколько вариантов ответов. В случае с «лексическим повтором» можно написать «повтор», так как смысл ответа не будет потерян или искажён, а вот в случае с «риторическим вопросом» ОБЯЗАТЕЛЬНО писать полностью словосочетание, так как ответ «риторический вопрос» и «вопрос» — разные вещи!!! Помните, что в бланк ответ пишется без пробелов: «риторическийвопрос»
Могут ли изменить критерии перед самим ЕГЭ?
Вообще за все время существования ЕГЭ по литературе такого не было. Критерии корректируют примерно до февраля-марта, но потом их уже в окончательном виде утверждают и уже до экзамена не меняют.
Слышал, что на экзамене может попасться стихотворение Пушкина или Лермонтова, которое не обозначено в Кодификаторе. Это правда?
Да. Этот вопрос я задавала С.А. Зинину (ответственный за ЕГЭ по литературе в нашей стране) 2 года назад на семинаре в Москве — почему так? Ответ был следующий: эти стихотворения входят в школьную программу, потому их и дали. Остаётся только развести руками и готовиться к экзамену с его непредсказуемостью.

Снизят ли балл за задание 8 при проверке, если ответ состоит из трех предложений?
Нет, объем в заданиях 8,9,15,16 – 5-10 предложений – рекомендуемый! Снизить балл могут только исходя из критериев к этим видам заданий. А критерия, оценивающего объем, не существует.

Цитирование в 17 задании должно быть дословным? Мне необходимо выучить наизусть отрывки из произведений?
В 17 задании цитирование – один из критериев проверки ответа. Существуют разные виды цитирования: прямое (1-2 предложения, дословно процитированные вами в кавычках), точечное или микроцитирование (слово/словосочетание, взятое в кавычки), в форме чужой речи (краткий пересказ сути цитируемого своими словами с отсылкой к адресату высказывания – без кавычек!), отсылка к эпизодам (краткий пересказ или упоминание о событиях – без кавычек).

В 9 и 16 заданиях мне необходимо приводить примеры для сопоставления из разных веков?
Нет, вы вправе привести примеры хоть из одного века, хоть из разных. Главное, чтобы оба приводимые вами произведения не были одного автора.

Какие желательно покупать пособия для подготовки?
Сегодня предлагают достаточно много методических пособий по подготовке к ЕГЭ. В этом «море» источников могу со спокойной совестью рекомендовать только издания ФИПИ под авторством Зинина С.А. и Новиковой Л.В. – разработчиков ЕГЭ по литературе. Они, как никто другой, ориентируются в егэшной системе и дают толковые рекомендации.
При этом отмечу, что универсального издания, идеально освещающего все разделы ЕГЭ, я, к сожалению, до сих пор не встречала.

Нужно ли учить стихотворения, если да, то какие?
У каждого своя методика подготовки к ЕГЭ. Я со своей стороны предлагаю не учить все стихотворения. Достаточно определить круг типичных тем, поднимаемых авторами в стихотворениях, и составить примерные ответы по ним (тезисно, либо полностью готовые). И в конечном итоге придется заучить только от двух до четырех строк из подобранных вами стихотворений.
Со своей стороны могу предложить вам уже выделенные основные темы и готовые на них ответы (пример в разделе «Индивидуальное консультирование»). Если заинтересованы, в разделе «Обратная связь» напишите.

Обязательно ли писать в прямой последовательности ответы на задания?
Нет, вы можете отвечать на вопросы в той последовательности, в какой вам удобно.

Нужно ли переписывать вопрос в бланк ответа?
Нет. Достаточно поставить номер вопроса.

Могу ли я упоминать другие произведения в задании 17?
Да, можете, если это связано с вопросом задания 17 или помогает более глубоко раскрыть один из тезисов вашей работы. Только не увлекайтесь анализом приводимого вами другого произведения, так как это может увести вас от заданного вопроса.

Сколько терминов нужно использовать в 17 задании?
Такого критерия, как количество использованных терминов, нет. В критериях обозначено: использование вами терминов для анализа произведения (хотя бы в одном месте) – 2 балла; использование терминов (т.е. их упоминание) – 1 балл. Мой совет: старайтесь распределить термины по всему ответу на 17 задание и как минимум в двух местах использовать литературоведческие понятия для анализа текста.

*** Примеры правильного использования терминологии приводятся в Видео 8 Продвинутого уровня «Теория литературы: Литературоведческие термины и правила их использования в ответах разных видов заданий (на примерах)».

Если в работе есть речевой недочет, он приводит к снижению балла?
Один речевой недочет не приведет к снижению балла, два недочета приравниваются к одной речевой ошибке.

Можно ли приводить в качестве сопоставления к 16 заданию лиро-эпические произведения?
Можно.

Могу ли я привести в качестве сопоставления три произведения?
Можете, это не запрещается. Однако есть ли в этом необходимость? Максимальный балл по критерию ставится за приведение двух (не более!) произведений. Сопоставление с большим количеством текстов приведет к трате времени, которого у вас и так немного — 3 часа 55 минут.

Существует ли «универсальная» техника анализа стихотворения?
Стихотворение можно анализировать разными способами, о чем написано огромное число исследований (это, как я понимаю, и становится главной проблемой учащихся). Существует определенный алгоритм работы с лирическим текстом, который я предлагаю в рамках подготовки к ЕГЭ. Одним ответом на вопрос его не изложишь, эта техника освещается мной в видео-консультациях Продвинутого уровня (см. Видео 4. Методика анализа лирического стихотворения (задание 15 ). Освоив эту технику, вы сможете справиться с анализом любого предложенного вам на экзамене стихотворения.

Пишется по следующему плану:

    Вступление

    Постановка проблемы

    Комментарий к проблеме

    Ваша позиция

    Аргументы (2 аргумента: из личного опыта и из литературы, истории и т.д.)

    Заключение

Речевые клише для вступления.

Для вступления можно использовать следующие речевые клише :

    Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

    Риторические вопросы.

    Цитата из текста, - в этих словах звучит (раскрывается, затрагивается)...

Речевые клише для формулировки проблемы.

Для описания проблемы, раскрываемой в тексте можно использовать следующие фразы:

В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему…Волнующую многих проблему … в вышеописанном тексте раскрывает автор…

Речевые клише для отражения позиции автора.

В этом пункте можно использовать следующие речевые обороты :

Речевые клише для выражения собственного мнения.

Для того, чтобы дипломатично выразить свое мнение по поводу раскрываемой проблемы , можно использовать следующие фразы:

Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схжего с автором мнения по поводу …

Речевые клише для аргументирования.

Для того, чтобы органично вписать аргументы в текст , можно использовать следующие клише (в зависимости от типа аргумента):

Нам часто приходиться сталкиваться с… Зачастую, в наше время… Кто из нас не встречал… В наши дни стало обыденностью, что… Особенно остро данная проблема была раскрыта в таком произведении, как… Проблема, раскрытая в данном тексте, волновала многих русских классиков, например,...Актуальность этой темы раскрывает в произведении…. великий русский писатель (поэт, философ).... Теме …. посвящено множество телепередач и статей…

Речевые клише для заключения.

Подытожить сочинение ЕГЭ можно, начав со следующих фраз:

Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)... Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:... Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы...

Просмотров