Экопоселение Тамера в Португалии — наш рассказ, плюсы и минусы, выводы. Чем экопоселение отличается от деревни, дачи и коттеджнего поселка Экологически чистое поселение

Обновлено: 2015-3-13

Олег Лажечников

55

Это очень закономерный вопрос, я все думал, когда же меня об этом спросят. В чем же заключается отличие экопоселения от деревни, и что вообще означает эта нынче модная приставка ЭКО? Спросили в , отвечаю.

Сразу хочу оговориться, все написанное здесь является моим взглядом на эко-поселения в России. Я бывал в некоторых из них, наши друзья живут в таких поселениях, и вообще мы с женой вращаемся в этой теме уже много лет. Так же стоит понимать, что поселения бывают разные, люди в них тоже, и мне придется обобщать, чтобы говорить в целом об этой теме. В основном поселения создаются после прочтения определенных книг в результате вдохновения идеями, но я могу с уверенностью сказать, что те, кто уже пожил на земле несколько лет, немного поменяли свой взгляд на изначальные идеи.

Лично мне все равно, кто что и когда читал, мне более важно, дела человека, а не его слова. Мне нравится, что в таких поселениях я получаю окружение из людей схожих со мной взглядов, чего довольно сложно добиться в городе. И мне все равно, если среди них попадаются фанатики, куда сейчас в нашем мире без них, они есть везде и в соседнем подъезде тоже. Так как мы с женой давно вращаемся в этой среде, то мы «знаем, как себя вести». Не нашел более подходящего выражения для того, чтобы объяснить нашу адаптационную позицию. Грубо говоря, нам гораздо проще адаптироваться к такой среде, чем к городской. И нам гораздо ближе интересы таких вот экопоселенческих сообществ, где мы можем не бояться выпускать своих детей на улицу, хотя бы из-за того, что никто не будет учить ребенка пить и курить. Но так же мы не строим иллюзий, люди они везде люди, со всеми вытекающими… И совсем неизвестно, что будет дальше, правда так можно сказать про все в нашей стране:)

Отличия экопоселения от деревни

Попробую ответить на вопрос по пунктам. В целом все сводится к тому, что люди в поселении или уже используют ЭКО, или только стремятся к таким принципам. Бесспорно, что экопоселения зарубежом далеко ушли от российских, но нашим поселениям очень мало лет, они совсем недавно начали зарождаться. И так как особо не у кого перенимать опыт (только заграницей), то процесс будет долгим, с пробами и ошибками.

  • Контингент. Поселенцы в большинстве своем придерживаются различных принципов, типа ЗОЖ, вегетарианства, духовного развития, эко-земледелия, поэтому шашлыков с пьяными песнями там не будет, как и много еще чего не должно быть, что встречается на дачах и деревнях.
  • Люди планируют здесь жить всю жизнь, пустить корни, что довольно сильно отличается от дачи, но наоборот похоже на деревню.
  • Как правило, в поселениях не используется бытовая химия, и если используется то та, которая с грифом «эко». Многие экспериментируют с природными средствами, беря опыт деревенских жителей полвека назад. Один из примеров — это мыть посуду горчицей, вместо ферри. Я вот уже как лет 7 это делаю и очень доволен, ферри и рядом не лежало. Есть и другие моменты связанные с уменьшением химии в своей жизни.
  • Вместо обычного земледелия осваивается пермакультура, то есть никаких нитратов и такого рода удобрений. В основном берется прогрессивный опыт австрийского фермера Зеппа Хольцера, а также другие разработки современников. Суть в том, чтобы создать экосистему, которая не требует постоянных усилий, на что как раз жалуются многие крестьяне и дачники. Многие из поселенцев пытаются создать дендропарки на своих участках, сажая редко встречающиеся растения или вообще не встречающиеся в нашей стране, но имеющие возможность тут произрастать.
  • Многие поселенцы планируют заниматься пчеловодством, лошадьми, завести кур и коз, это похоже на деревню, но не похоже на дачу и коттеджный поселок.
  • Дома строятся по возможности из эко-материалов, а также нетрадиционных технологий. Тут вам и дома из самана, и дома из соломенных блоков, и каркасные дома с саманным наполнителем, и купольные здания.
  • Стремление к автономности в плане коммуникаций, чтобы получить некую независимость от системы. Идеальный вариант — самодостаточный участок, самодостаточное поселение. Но до этого момента еще пройдет много лет, и технологии должны развиться, и люди другими стать.
  • Так же в поселениях есть некая тенденция отказа от благ цивилизации во имя экологии. Проявляется очень по-разному, начиная от землянок и передвижения на лошадях, заканчивая технологичными домами пассивного отопления и электромобилями. Так как оба варианты крайности, то стандартно — это что-то посередине.
  • Люди объединены общей идеей создания поселения, создания общества для себя и своих детей. В некоторых поселениях все это выглядит, как община.
  • Есть еще славянские всякие темы, но я стараюсь искать те поселения, где таких вещей по-минимуму.

Возможно, я что-то забыл, но примерно вот такие отличия, плюс минус. Помимо эко, другое важное отличие — это люди и их цели в жизни. Если вам близки перечисленные выше интересы, то имеет смысл искать себе подходящее поселение. Если не очень, то оно тогда того не стоит совсем. Свои впечатления о двух неделях проведенных у наших друзей мы изложили в статье .

Я думаю, что все поняли, что приставка ЭКО заключается пока по большей части в стремлениях, потому что все равно используются не экологичные вещи. Например, аккумуляторы, которые приносят существенный вред, о котором все поселенцы знают, но не могут их не использовать, так как нет альтернативы. Или же какие-то элементы в строящемся доме, современная одежда и обувь. Но по мне полное ЭКО — это утопия.

Не скажу, что я разделяю все принципы текущих экопоселений, но плюсов там для меня гораздо больше, чем минусов. Возможно, я был бы не прочь создать что-то свое, и малой группой. То есть купить некоторое количество земли, и поселиться с друзьями рядом, чтобы семей 5 в итоге получилось. Но у данного варианта есть несколько существенных минусов:

  • Не думаю, что получится найти несколько семей-друзей для переезда.
  • Если переругаемся, жить рядом будет не комфортно, да и такое малое количество людей несколько ограничивает общение.
  • Мы с женой хотим и будем путешествовать, и не факт, что другим понравится наше частое отсутствие.
  • При таком малом количестве семей не получится потянуть серьезный проект по типу дороги или электричества, а значит остается только вариант жить в деревне.

Живая деревня или вымирающая

Остановимся на последнем пункте минусов, что придется жить в деревне. Мне такой вопрос задавали в комментариях. Я бы подразделил деревни на вымирающие и живые, каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Мне, честно говоря, не особо нравятся оба.

Живая деревня
— Купить сразу несколько участков сложно, не продаются они скопом. И если мы купим один для себя, то не факт, что наши друзья смогут присоединиться в обозримом будущем.
— Контингент с другими интересами. Не хочу никого обидеть, но сомневаюсь, что я смогу найти общий язык с деревенскими, учитывая, что я еще и москаль. Удаленная работа и интернет, путешествия, зож и вегетарианство, антипотребление — дай бог один человек из всей деревни будет чем-то одним увлекаться. А хотелось бы целое сообщество.
— Во многих деревнях унылая атмосфера, грязь и алкаши.

Вымирающая деревня
— Мы когда-то ездили по таким, искали пустующие дома и участки. Концов не сыщешь, кто хозяин и где он не знает никто, а значит не купишь ничего.
— Из коммуникаций осталось только электричество (если провода не сперли), а его реализовать проще всего сейчас. Других коммуникаций и дороги, как правило, нет. Какой смысл тогда из-за одного только электричества тут селиться.

P.S. А ежели отойти вообще ото всего этого, то я бы сейчас пожил бы в каком-нибудь обычном благоустроенном поселке с друзьями рядом, только чтобы это аренда была и поселок где-нибудь в теплом климате с минимальной зимой. Как временный вариант очень даже привлекательно:)

Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку

Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

Лайфхак 2 - как найти отель на 20% дешевле

Спасибо, что прочитали

4,76 из 5 (оценок: 63)

Комментарии (55 )

    Любовь

    Ольга

    Татьяна

    Ольга

    Viktoria Zlata

    Артём

    Вика

    Anonymous

    Тим

    • Zazu

      Экологическое поселение (экопоселение ) - поселение, созданное для организации экологически чистого пространства для жизни группы людей, как правило исходящих из концепции устойчивого развития и организующих питание за счёт органического сельского хозяйства . Одна из форм идейной общины .

      Принципы организации экопоселений

      Последние несколько лет стали серьезным испытанием для экономики России. Итог - выросшая безработица, неподъемные кредиты на покупку жилья. Собственное жилье для многих россиян сегодня заоблачная мечта. Впрочем, на карте страны остались еще оазисы, которые все эти проблемы обошли стороной. Это экопоселения, жители которых сами обеспечивают себя всем необходимым - жильем, работой, продуктами. Как повлиял кризис на развитие экопоселений в России и ближнем зарубежье?

      В 2009 году в России насчитывалось около 70 экопоселений. В начале 2010 года в нашей стране существовало уже около 80 таких сообществ1. В Белоруссии, Молдавии, Латвии, Казахстане движение не так развито, подобных поселений не более пяти в каждой из перечисленных стран.

      «Количество экопоселений за последние два года выросло. Однако их наполненность низка, - говорит экосоциолог, консультант FSC Иван Кулясов. - Такую же картину я наблюдал в странах Евросоюза и США - там большинство экопоселений заполнены только в гостевые дни или во время проведения семинаров, конференций и фестивалей.

      Большую часть года территорией и инфраструктурой управляет немногочисленная "дирекция" из основателей поселения и несколько временно проживающих там волонтеров. По мнению самих экопоселенцев, в России не осталось "свободной" земли. Поэтому я предполагаю, что для второй волны российских экопоселений наступает "предел роста". Движение за родовые поместья как часть движения за создание экопоселений не стало массовым, сельские территории продолжают пустеть».

      С этими выводами согласен основатель и житель экопоселения «Смогилевка» (Белоруссия) Андрей Перцев. Когда Андрей основал «Смогилевку», он считал, что будет много желающих жить в ней. Но круглый год в ней, увы, живет он один. «Что касается "анастасиевских"2 поселений? то общий тренд - угасание интереса горожан и самих поселенцев, отток жителей из них. Жить в экопоселениях желающих нет, а все заброшенные клочки земли распахали и засеяли картошкой», - рассказывает основатель «Смогилевки».

      Рассуждения о невозможности получить земельные участки для экопоселений подтверждают жители поселения «Ковчег» (Калужская область). «Земля пустует и зарастает лесом, причем на огромных, невообразимых площадях. Это видят все, кто путешествовал по средней полосе России. Однако получить ее ни под какое дело невозможно, пусть даже оно трижды полезное и приоритетное для страны и правительства.

      И в то же время маленькие кусочки этих необъятных земельных площадей продаются по совершенно астрономическим ценам», -отмечает в одной из своих публикаций на официальном сайте поселения Федор Лазутин (поселение «Ковчег»).

      Поселенцы «Нево-Эковиля» (Новгородская область) так говорят о проблеме малочисленности поселений: «В психологическом плане людям мешает то, что красивая идея привлекает немалое количество "тусовщиков" или же людей, плохо соизмеряющих свои силы и представления о жизни в таких поселениях с объективной реальностью».

      Житель одного из крупных экопоселений «Гришино» (Ленинградская область) Валерий Капустин отмечает, что процесс развития таких поселений идет, но не так быстро, как хотелось бы их создателям: «Экопоселения не приобрели массовой популярности, это до сих пор довольно малочисленное движение».

      Немногим более оптимистичные оценки процессу создания экопоселений дают те, кто еще только планирует их основать или работает в смежных сферах, например, развивает идеи green development - строительства энергоэффективных зданий из экологически чистых материалов. Они считают, что нет худа без добра: экономический кризис дал толчок росту количества таких поселений.

      «Я считаю, что кризис подтолкнул часть людей к проживанию в экологических поселениях, к экостроительству. Стоимость жилья с каждым годом растет, и многие понимают, что единственная возможность обзавестись домом - это построить его самостоятельно или на заказ, но из недорогих материалов», - говорит архитектор Сергей Ерофеев («Архитектурная мастерская Сергея Ерофеева»). О новой зарождающейся волне экопоселенцев говорит и основательница петербургского клуба «Белый лотос» дизайнер Светлана Лал.

      «Россия всегда идет по своему, особому, пути. Это касается в том числе и развития экопоселений. Я попала в экодвижение в начале 1990-х годов. Сейчас вместе с единомышленниками я на этапе создания инициативной группы для основания собственного поселения. Первая волна была в 90-е годы прошлого столетия, в постперестроечное время. У меня тогда было желание вообще уехать из России, - говорит Светлана. - Чуть позже в экодвижении пошла другая волна, когда люди стали понимать, что города и мегаполисы не дают им возможности для развития.

      Множество людей просто перебрались жить в деревню. Ушли из городской среды, пытаясь что-то поменять в своем миропонимании. Многие молодые люди считают, что в городах нет чистого воздуха, натуральных продуктов, пригодной для употребления воды. Они просто боятся за будущее поколение, многие даже не хотят рожать детей в условиях современного мегаполиса. Так что большая часть новой волны будущих экопоселенцев - молодые семьи».

      Вот что говорит о разных типах экопоселенцев экосоциолог Иван Кулясов: «Первая группа - оседлые экопоселенцы. У них имеются дома и хозяйство, они зимуют, принимают решения о правилах жизни в поселениях и о приеме новых жителей, управляют территорией экопоселения и окружающих его природных угодий. Эти люди заинтересованы в устойчивом природопользовании, в том числе в устойчивом комплексном многоцелевом лесопользовании. Негативно относятся к сплошным рубкам, потому что это лишает их и их детей леса. Незаселенные участки в экопоселениях могут быть ресурсом для их потомков. Во всем основательны и успешны. В каждом экопоселении уже сформировалось ядро из таких людей».

      Еще одна категория поселенцев - так называемые мобильные; им нравится не столько статус хозяина своей земли, сколько общение и коллектив. «Такие люди с трудом отстраивают жилье на своих участках, редко им пользуются. Экопоселение им нужно для идентичности с единомышленниками и общения с ними, - добавляет эксперт. - Они всегда готовы прийти на помощь оседлым экопоселенцам.

      Питая надежду, что экопоселение больше будет нужно их детям, они занимаются воспитанием подрастающего поколения, привлекая их к труду на земле экопоселений и участвуя в праздниках, которые проходят там». Третья категория экопоселенцев - временно проживающие как гости (волонтеры/добровольцы) или семинаристы/экотуристы (получающие за плату услуги от экопоселенцев). «Среди них все больше иностранцев, участников глобальных сетей энвайронменталистов, антиглобалистов, анархистов и участников множества различных идеологических и религиозных течений», - отмечает г-н Кулясов.

      «Проблемы неустойчивости экопоселений в основном возникают из-за того, что у людей мало знаний о том, как жить на земле, - считает Светлана Лал. - На самом деле существует большой пласт знаний о том, как правильно и наиболее эффективно строить жилье, возделывать землю. Сегодня можно осуществлять земледелие без больших энергетических затрат, пример этому - всемирно известная пермакультура Зеппа Хольцера».

      Итак, как отмечают собеседники, одна из основных проблем движения экопоселенцев - это нестабильность экологических поселений. Как правило, на начальном этапе жить там хотят все единомышленники, до постройки дома доходит у немногих, а зимовать и жить постоянно в поселениях остаются единицы.

      Проблемы устойчивости

      Нестабильность возникает по разным причинам - из-за конфликтных ситуаций внутри поселения вследствие разногласий с соседями, юридических проблем, когда годами не удается перевести земли из одной категории в другую. И из-за экологических проблем - незаконных вырубок леса, лесных пожаров, которые порой вплотную подходят к экопоселению и ставят под угрозу их существование.

      Лес - действительно основной фактор устойчивого развития любого экопоселения. Сегодня лес перешел в разряд движимого имущества и перестал рассматриваться как единая экосистема. Проблему эффективной борьбы с лесными пожарами и профилактики вот уже который год не могут решить ни МЧС, ни различные профильные комитеты и ведомства.

      Инициативные экопоселенцы берут решение этой проблемы на местах в свои руки. При тушении масштабных лесных пожаров важны в первую очередь обеспеченность средствами для борьбы с огнем, а также умение экопоселенцев правильно действовать при пожаре. Есть и примеры такой успешной организации. В поселении «Ковчег» изначально была создана пожарная дружина, члены которой прошли многодневные тренинги WWF по тушению лесных пожаров. А в 2008 году им удалось остановить незаконные вырубки леса близи своего поселения. Они на собственном опыте убедились, что одна беда тащит за собой другую.

      Жители «Ковчега» рассказывают о том, как им довелось тушить в Калужской области крупный лесной пожар летом 2010 года. Причиной возникновения крупного лесного пожара (10-12 га), который повредил лес и молодую поросль вблизи экопоселения, стали нарушения, допущенные еще в 2004 году при проведении рубок.

      «Слабым местом оказалась вырубка, - уверены жители "Ковчега". - Во-первых, на месте рубок было оставлено очень много куч с сучьями (т. е. не проведена нормальная чистка территории). Во-вторых, довольно много деревьев были повалены или засохли на краю вырубки. Дело в том, что вырубка меняет влажностный режим в лесу, на границе с остальным лесом. Кроме того, многие деревья в гуще леса во время роста тянутся вверх, поэтому у них не такая сильная корневая система, как у деревьев, стоящих на опушке. В итоге в течение 4-5 лет после проведения сплошной рубки в 20-метровой полосе на границе вырубки деревья массово либо высыхают, либо валятся от ветра и высыхают. Вот именно такой участок леса с высохшими деревьями и загорелся. И уже от вырубки огонь пошел в лес».

      Притом что экопоселенцы и жители соседних деревень фактически своими силами спасли лес от масштабного пожара, ни помощи, ни поддержки от лесничества они не получили. Причина проста - ведь лесникам необходимо выполнять план по борьбе с пожарами, отчитываться перед властями о самостоятельно проведенной работе, а активность местного населения портит всю статистику.

      Не секрет, что почти любое экопоселение в той или иной степени сталкивается с проблемами обеднения и эрозии почв, сплошных и незаконных рубок леса, лесных пожаров. И все же, несмотря на существующие трудности, экопоселения развиваются. Их будущее эксперты видят в формировании крупных сетевых и общественных организаций - в таких сообществах легче отстаивать свои права, принимать решения, касающиеся лесопользования, защиты территорий от пожаров, придавать юридический статус поселениям.

      Будущее за экотуризмом?

      В своих исследованиях экосоциолог Иван Кулясов говорит о двух новых направлениях российского движения экопоселений. Эксперт отмечает, что отечественные экопоселения формируют общественные и сетевые организации, включаясь в международные сети экопоселений, которые наконец получили признание ООН. Есть и еще один путь - развитие экотуризма в России. «Началась реализация международного проекта "Экопоселения для устойчивого развития сельских территорий (2010-2012)", поддержанного Балтийской региональной программой Евросоюза "Продвижение инноваций в Балтийском регионе" и Шведским международным агентством сотрудничества и развития (SIDA).

      Участники проекта - научные институты и сети экопоселений Литвы, Латвии, Финляндии, Швеции, Германии, Польши и России, - рассказывает Иван Кулясов. - Цель проекта - выявить и обобщить лучшие практики экопоселений в области экотехнологий (экостроительство, сельское хозяйство, рециклинг, альтэнергетика), создания и функционирования сообщества». Экосоциолог также отмечает, что среди основных задач проекта - описание выявленных практик по единой методике для всех стран-участников и создание международного справочника по лучшим практикам в экопоселениях.

      Привлечь внимание широкой общественности и политических деятелей к движению и достижениям экопоселений в экологизации образа жизни; представить экопоселения как одну из моделей устойчивого развития сельских территорий. В результате, кроме создания справочника, должен быть разработан туристический маршрут по экопоселениям и экообъектам Балтийского региона.

      Чужой среди своих

      Жители «Нево-Эковиля» отмечают, что им приходится бороться с уже сложившимся общественным мнением об экопоселениях - объяснять, что «наше поселение, это не секта, не "тусовка" и не колхоз».

      «Экопоселение - это альтернатива жизни в мегаполисе, и потому обречена, как и любая альтернатива, до поры до времени быть под подозрением в бунте против существующего порядка, - резюмирует экосоциолог Иван Кулясов. - Даже европейским странам потребовалось около 50 лет, чтобы понять идею экологизации. Однако в Европе идеи заботы об экологии не приняли форму экопоселений - зеленые муниципалитеты остаются исключениями. Эти идеи приняли форму так называемых "зеленых рынков" услуг, товаров и продуктов»

      Действительно, в западных странах идея создания зеленой экономики - отраслей, которые формируют и увеличивают природный капитал земли или уменьшают экологические угрозы и риски, - сегодня находится в зоне пристального внимания.

      А собственно экологические поселения во всем мире остаются лишь альтернативой городскому быту и клубом по интересам, но никак не основой для становления зеленой экономики.

      В России движение экологических поселений слишком малочисленно, для того чтобы влиять на восстановление сельского хозяйства, возрождение заброшенных деревень. А массового переселения молодежи в экопоселения, на которое надеются те, кто сегодня планирует создание поселков, скорее всего, так и не случится.

      Оксана КУРОЧКИНА

      Последние несколько лет стали серьезным испытанием для экономики России. Итог - выросшая безработица, неподъемные кредиты на покупку жилья. Собственное жилье для многих россиян сегодня заоблачная мечта. Впрочем, на карте страны остались еще оазисы, которые все эти проблемы обошли стороной. Это жители которых сами обеспечивают себя всем необходимым - жильем, работой, продуктами. Как повлиял кризис на развитие экопоселений в России и ближнем зарубежье?

      В 2009 году в России насчитывалось около 70 экопоселений. В начале 2010 года в нашей стране существовало уже около 80 таких сообществ1. В Белоруссии, Молдавии, Латвии, Казахстане движение не так развито, подобных поселений не более пяти в каждой из перечисленных стран.

      «Количество экопоселений за последние два года выросло. Однако их наполненность низка, - говорит экосоциолог, консультант FSC Иван Кулясов. - Такую же картину я наблюдал в странах Евросоюза и США - там большинство экопоселений заполнены только в гостевые дни или во время проведения семинаров, конференций и фестивалей.

      Большую часть года территорией и инфраструктурой управляет немногочисленная "дирекция" из основателей поселения и несколько временно проживающих там волонтеров. По мнению самих экопоселенцев, в России не осталось "свободной" земли. Поэтому я предполагаю, что для второй волны российских экопоселений наступает "предел роста". Движение за родовые поместья как часть движения за создание экопоселений не стало массовым, сельские территории продолжают пустеть».

      С этими выводами согласен основатель и житель экопоселения «Смогилевка» (Белоруссия) Андрей Перцев. Когда Андрей основал «Смогилевку», он считал, что будет много желающих жить в ней. Но круглый год в ней, увы, живет он один. «Что касается "анастасиевских"2 поселений? то общий тренд - угасание интереса горожан и самих поселенцев, отток жителей из них. Жить в экопоселениях желающих нет, а все заброшенные клочки земли распахали и засеяли картошкой», - рассказывает основатель «Смогилевки».

      Рассуждения о невозможности получить земельные участки для экопоселений подтверждают жители поселения «Ковчег» (Калужская область). «Земля пустует и зарастает лесом, причем на огромных, невообразимых площадях. Это видят все, кто путешествовал по средней полосе России. Однако получить ее ни под какое дело невозможно, пусть даже оно трижды полезное и приоритетное для страны и правительства.

      И в то же время маленькие кусочки этих необъятных земельных площадей продаются по совершенно астрономическим ценам», -отмечает в одной из своих публикаций на официальном сайте поселения Федор Лазутин (поселение «Ковчег»).

      Поселенцы «Нево-Эковиля» (Новгородская область) так говорят о проблеме малочисленности поселений: «В психологическом плане людям мешает то, что красивая идея привлекает немалое количество "тусовщиков" или же людей, плохо соизмеряющих свои силы и представления о жизни в таких поселениях с объективной реальностью».

      Житель одного из крупных экопоселений «Гришино» (Ленинградская область) Валерий Капустин отмечает, что процесс развития таких поселений идет, но не так быстро, как хотелось бы их создателям: «Экопоселения не приобрели массовой популярности, это до сих пор довольно малочисленное движение».

      Немногим более оптимистичные оценки процессу создания экопоселений дают те, кто еще только планирует их основать или работает в смежных сферах, например, развивает идеи green development - строительства энергоэффективных зданий из экологически чистых материалов. Они считают, что нет худа без добра: экономический кризис дал толчок росту количества таких поселений.

      «Я считаю, что кризис подтолкнул часть людей к проживанию в экологических поселениях, к экостроительству. Стоимость жилья с каждым годом растет, и многие понимают, что единственная возможность обзавестись домом - это построить его самостоятельно или на заказ, но из недорогих материалов», - говорит архитектор Сергей Ерофеев («Архитектурная мастерская Сергея Ерофеева»). О новой зарождающейся волне экопоселенцев говорит и основательница петербургского клуба «Белый лотос» дизайнер Светлана Лал.

      «Россия всегда идет по своему, особому, пути. Это касается в том числе и развития экопоселений. Я попала в экодвижение в начале 1990-х годов. Сейчас вместе с единомышленниками я на этапе создания инициативной группы для основания собственного поселения. Первая волна была в 90-е годы прошлого столетия, в постперестроечное время. У меня тогда было желание вообще уехать из России, - говорит Светлана. - Чуть позже в экодвижении пошла другая волна, когда люди стали понимать, что города и мегаполисы не дают им возможности для развития.

      Множество людей просто перебрались жить в деревню. Ушли из городской среды, пытаясь что-то поменять в своем миропонимании. Многие молодые люди считают, что в городах нет чистого воздуха, натуральных продуктов, пригодной для употребления воды. Они просто боятся за будущее поколение, многие даже не хотят рожать детей в условиях современного мегаполиса. Так что большая часть новой волны будущих экопоселенцев - молодые семьи».

      Вот что говорит о разных типах экопоселенцев экосоциолог Иван Кулясов: «Первая группа - оседлые экопоселенцы. У них имеются дома и хозяйство, они зимуют, принимают решения о правилах жизни в поселениях и о приеме новых жителей, управляют территорией экопоселения и окружающих его природных угодий. Эти люди заинтересованы в устойчивом природопользовании, в том числе в устойчивом комплексном многоцелевом лесопользовании. Негативно относятся к сплошным рубкам, потому что это лишает их и их детей леса. Незаселенные участки в экопоселениях могут быть ресурсом для их потомков. Во всем основательны и успешны. В каждом экопоселении уже сформировалось ядро из таких людей».

      Еще одна категория поселенцев - так называемые мобильные; им нравится не столько статус хозяина своей земли, сколько общение и коллектив. «Такие люди с трудом отстраивают жилье на своих участках, редко им пользуются. Экопоселение им нужно для идентичности с единомышленниками и общения с ними, - добавляет эксперт. - Они всегда готовы прийти на помощь оседлым экопоселенцам.

      Питая надежду, что экопоселение больше будет нужно их детям, они занимаются воспитанием подрастающего поколения, привлекая их к труду на земле экопоселений и участвуя в праздниках, которые проходят там». Третья категория экопоселенцев - временно проживающие как гости (волонтеры/добровольцы) или семинаристы/экотуристы (получающие за плату услуги от экопоселенцев). «Среди них все больше иностранцев, участников глобальных сетей энвайронменталистов, антиглобалистов, анархистов и участников множества различных идеологических и религиозных течений», - отмечает г-н Кулясов.

      «Проблемы неустойчивости экопоселений в основном возникают из-за того, что у людей мало знаний о том, как жить на земле, - считает Светлана Лал. - На самом деле существует большой пласт знаний о том, как правильно и наиболее эффективно строить жилье, возделывать землю. Сегодня можно осуществлять земледелие без больших энергетических затрат, пример этому - всемирно известная пермакультура Зеппа Хольцера».

      Итак, как отмечают собеседники, одна из основных проблем движения экопоселенцев - это нестабильность экологических поселений. Как правило, на начальном этапе жить там хотят все единомышленники, до постройки дома доходит у немногих, а зимовать и жить постоянно в поселениях остаются единицы.

      Проблемы устойчивости

      Нестабильность возникает по разным причинам - из-за конфликтных ситуаций внутри поселения вследствие разногласий с соседями, юридических проблем, когда годами не удается перевести земли из одной категории в другую. И из-за экологических проблем - незаконных вырубок леса, лесных пожаров, которые порой вплотную подходят к экопоселению и ставят под угрозу их существование.

      Лес - действительно основной фактор устойчивого развития любого экопоселения. Сегодня лес перешел в разряд движимого имущества и перестал рассматриваться как единая экосистема. Проблему эффективной борьбы с лесными пожарами и профилактики вот уже который год не могут решить ни МЧС, ни различные профильные комитеты и ведомства.

      Инициативные экопоселенцы берут решение этой проблемы на местах в свои руки. При тушении масштабных лесных пожаров важны в первую очередь обеспеченность средствами для борьбы с огнем, а также умение экопоселенцев правильно действовать при пожаре. Есть и примеры такой успешной организации. В поселении «Ковчег» изначально была создана пожарная дружина, члены которой прошли многодневные тренинги WWF по тушению лесных пожаров. А в 2008 году им удалось остановить незаконные вырубки леса близи своего поселения. Они на собственном опыте убедились, что одна беда тащит за собой другую.

      Жители «Ковчега» рассказывают о том, как им довелось тушить в Калужской области крупный лесной пожар летом 2010 года. Причиной возникновения крупного лесного пожара (10-12 га), который повредил лес и молодую поросль вблизи экопоселения, стали нарушения, допущенные еще в 2004 году при проведении рубок.

      «Слабым местом оказалась вырубка, - уверены жители "Ковчега". - Во-первых, на месте рубок было оставлено очень много куч с сучьями (т. е. не проведена нормальная чистка территории). Во-вторых, довольно много деревьев были повалены или засохли на краю вырубки. Дело в том, что вырубка меняет влажностный режим в лесу, на границе с остальным лесом. Кроме того, многие деревья в гуще леса во время роста тянутся вверх, поэтому у них не такая сильная корневая система, как у деревьев, стоящих на опушке. В итоге в течение 4-5 лет после проведения сплошной рубки в 20-метровой полосе на границе вырубки деревья массово либо высыхают, либо валятся от ветра и высыхают. Вот именно такой участок леса с высохшими деревьями и загорелся. И уже от вырубки огонь пошел в лес».

      Притом что экопоселенцы и жители соседних деревень фактически своими силами спасли лес от масштабного пожара, ни помощи, ни поддержки от лесничества они не получили. Причина проста - ведь лесникам необходимо выполнять план по борьбе с пожарами, отчитываться перед властями о самостоятельно проведенной работе, а активность местного населения портит всю статистику.

      Не секрет, что почти любое экопоселение в той или иной степени сталкивается с проблемами обеднения и эрозии почв, сплошных и незаконных рубок леса, лесных пожаров. И все же, несмотря на существующие трудности, экопоселения развиваются. Их будущее эксперты видят в формировании крупных сетевых и общественных организаций - в таких сообществах легче отстаивать свои права, принимать решения, касающиеся лесопользования, защиты территорий от пожаров, придавать юридический статус поселениям.

      Будущее за экотуризмом?

      В своих исследованиях экосоциолог Иван Кулясов говорит о двух новых направлениях российского движения экопоселений. Эксперт отмечает, что отечественные экопоселения формируют общественные и сетевые организации, включаясь в международные сети экопоселений, которые наконец получили признание ООН. Есть и еще один путь - развитие экотуризма в России. «Началась реализация международного проекта "Экопоселения для устойчивого развития сельских территорий (2010-2012)", поддержанного Балтийской региональной программой Евросоюза "Продвижение инноваций в Балтийском регионе" и Шведским международным агентством сотрудничества и развития (SIDA).

      Участники проекта - научные институты и сети экопоселений Литвы, Латвии, Финляндии, Швеции, Германии, Польши и России, - рассказывает Иван Кулясов. - Цель проекта - выявить и обобщить лучшие практики экопоселений в области экотехнологий (экостроительство, сельское хозяйство, рециклинг, альтэнергетика), создания и функционирования сообщества». Экосоциолог также отмечает, что среди основных задач проекта - описание выявленных практик по единой методике для всех стран-участников и создание международного справочника по лучшим практикам в экопоселениях.

      Привлечь внимание широкой общественности и политических деятелей к движению и достижениям экопоселений в экологизации образа жизни; представить экопоселения как одну из моделей устойчивого развития сельских территорий. В результате, кроме создания справочника, должен быть разработан туристический маршрут по экопоселениям и экообъектам Балтийского региона.

      Чужой среди своих

      Жители «Нево-Эковиля» отмечают, что им приходится бороться с уже сложившимся общественным мнением об экопоселениях - объяснять, что «наше поселение, это не секта, не "тусовка" и не колхоз».

      «Экопоселение - это альтернатива жизни в мегаполисе, и потому обречена, как и любая альтернатива, до поры до времени быть под подозрением в бунте против существующего порядка, - резюмирует экосоциолог Иван Кулясов. - Даже европейским странам потребовалось около 50 лет, чтобы понять идею экологизации. Однако в Европе идеи заботы об экологии не приняли форму экопоселений - зеленые муниципалитеты остаются исключениями. Эти идеи приняли форму так называемых "зеленых рынков" услуг, товаров и продуктов»

      Действительно, в западных странах идея создания зеленой экономики - отраслей, которые формируют и увеличивают природный капитал земли или уменьшают экологические угрозы и риски, - сегодня находится в зоне пристального внимания.

      А собственно экологические поселения во всем мире остаются лишь альтернативой городскому быту и клубом по интересам, но никак не основой для становления зеленой экономики.

      В России движение экологических поселений слишком малочисленно, для того чтобы влиять на восстановление сельского хозяйства, возрождение заброшенных деревень. А массового переселения молодежи в экопоселения, на которое надеются те, кто сегодня планирует создание поселков, скорее всего, так и не случится.

      Оксана КУРОЧКИНА

      Экопоселения - это поселения людей, сельские или городские, стремящиеся создать модель устойчивой жизни.
      www.gen-europe.org

      Первые экологические поселения в России были основаны в начале 1990 годов, в трудный период распада СССР, перестройки экономики и всей жизни страны. Началу создания экопоселений способствовало то, что с перестройкой, с одной стороны, всплыли на поверхность и стали быстро усугубляться существовавшие до этого проблемы экологии, с другой стороны, у многих людей разрушилась устоявшаяся социальная и профессиональная жизнь.

      Осознание проблем с экологией и психоэмоциональная встряска от быстро меняющейся жизни многих натолкнули на поиски способов устойчивого развития. Идее построения экопоселений способствовала и ставшая более доступной информация о зарубежном опыте экопоселений.

      За рубежом создание таких поселений началось еще в начале 1960-х и стало оcобенно активно развиваться с 1968г., когда по инициативе Матери, сподвижницы индийского духовного учителя Шри Ауробиндо, был заложен Ауровиль, "Город Рассвета", в котором ныне проживает более 1200 человек 31 национальности, приехавших туда со всех уголков мира. В настоящее время трудно назвать цифру, характеризующую количество экопоселений в мире. Существует ассоциация экопоселений мира - "Всемирная Сеть Экопоселений" , объединяющая три региональные сети: Глобальную Сеть Экопоселений стран Океании и Азии, Глобальную Сеть Экопоселений Америки, и Глобальную Сеть Экопоселений Европы. Однако, мы не можем ориентироваться в своих расчетах на количество членов этой сети, даже если произвольно предположим, что большинство экопоселений мира так или иначе с ней связаны. Дело в том, что членами сетей являются как отдельные поселения, так и национальные сети поселений (например, на начало 2007 года в Европейской сети GEN Europe из 42 действительных членов 13 являются национальными ассоциациями экопоселений). Но в любом случае, можно смело утверждать, что движение это мощное и ширящееся по всему миру.

      В России из созданных на "первой волне", в первой половине 1990-х годов, наиболее известны поселения Китеж (Калужская обл., начало строительства 1992), Гришино (Подпорожский р-н, 1993), Невоэковиль (Сортавальский р-н, р-ка Карелия, 1993), Тиберкуль (Курагинский р-н, Красноярский край, 1994). Три первых из вышеназванных на начальном этапе своего создания получали финансовую поддержку от зарубежных и отечественных грантодающих организаций, поддерживающих экопоселения мира. Эконоосферное поселение Тиберкуль как в этом отношении, так и в некоторых других, стоит особняком. Это мегапоселение (А.Шубин, 1998) было создано последователями Виссариона, который в 1991 году основал Церковь Последнего Завета и объявил себя вторым пришествием Христа на Землю. На сегодня оно насчитывает более 5000 жителей, продолжает расти и является одним из самых крупных не только в России, но и в мире. При имеющихся различиях, можно выделить особенность, характерную для этих первых в стране экопоселений.

      Их жителями становилась, в основном, бывшая городская интеллигенция без особого опыта жизни на земле (не считая дачного); многих их них новые условия жизни в некотором роде "вынудили" искать альтернативную философию и альтернативный жизненный путь. Жизнь российских экопоселений строится на принципах, общих для многих экопоселений мира. Поселения оформлены в качестве юридического лица. Три из них предпринимают активные попытки организовать ООПТ на выделенных им территориях. Для всех основной задачей является жизнь в ладу с природой, без нанесения ей ущерба, что выражается в стремлении снизить антропогенную нагрузку на среду, в исключении использования пестицидов, гербицидов, неорганических удобрений в садах и огородах, в пищевых предпочтениях: большинство проживающих в поселениях придерживаются вегетарианства, а в Тиберкуле веганский способ питания является обязательным условием принадлежности к общине. Им свойственно стремление к возможно более полному самообеспечению и к гармоничным отношениям внутри сообщества, будь оно в виде общины (Тиберкуль, Китеж), или в виде независимых хозяйств (Гришино, Нево-эковиль). Жителям всех экопоселений свойственно увлечение теми или иными духовными учениями, совсем не обязательно общими для всех поселенцев (как в случае с Тиберкулем).

      В 2005 году была создана Российская сеть экопоселений, в которую вошли поселения Гришино, Нево-эковиль и Большой камень и которая вступила в Европейскую сеть экопоселений в качестве ассоциативного члена.

      В начале 2000-х годов на идее родовых поместий, высказанной в книгах Владимира Мегрэ возникла новая, гораздо более мощная волна создаваемых экопоселений. На сегодняшний день количество инициатив создания родовых поместий приближается к сотне. Пока большая их часть это еще не поселения, а инициативные группы людей, занимающихся поиском и / или оформлением земли. Однако примерно половину из них уже можно отнести к разряду "протопоселений", по классификации А.Шубина (Шубин, 1999). Под "протопоселением" понимается инициативная группа людей, которая стремится к созданию общины, уже имеет для этого землю и жилье (Шубин 1999). При этом из членов группы на месте постоянно живет несколько человек, а часть группы большую часть времени проводит пока вне поселения. Среди последних есть уже и "живые" поселения, где жизнь не прекращается круглый год, к примеру, в поселении Ковчег (Калужская область, 2001) в 2006 г. живет круглогодично около 50 взрослых и чуть меньше детей. Экологические поселения типа родовых поместий также во многом основываются на принципах, перечисленных выше. Отличаются, на наш взгляд, люди, создающие новые экопоселения: их побуждает к этому не социальное разочарование, возникшее вследствие резкой экономической перестройки, а стремление к более гармоничной, нежели возможна в городах, жизни, к возрождению нормальных человеческих отношений в малых сообществах и к гармоничному общению с природой и Землей. Особенностью экологических поселений типа "Родовое поместье" является обязательное условие наличия у каждой семьи неделимого непродаваемого участка земли, обычно одного гектара, и жизнь в окружении таких же поместий, которые по замыслу должны передаваться семьей из поколения в поколение.

      Если вам интересна тема экологических поселений

      Вы можете обратиться на следующие сайты, где вы найдете и ссылки на сайты конкретных экопоселений:

      Интересную информацию о первых экопоселениях России можно почерпнуть в статьях А.Кулясовой и И.Кулясова "Экопоселения в России", часть 1 и часть 2.

      Если Вы разделяете идею родовых поместий и решили попробовать альтернативный способ жизни в деревне, то вам следует искать соратников в Анастасийских клубах, которые имеются практически в каждом городе, а их адреса легко найти в интернете. Там же имеется информация об уже строящихся экпоселениях, к которым можно примкнуть.

      С чем придется столкнуться?

      Наиболее остро во всех экопоселениях как зарубежных, так и российских, стоят следующие вопросы:

      1. вопрос принятия решений (вопрос власти),
      2. вопрос финансовой устойчивости (на что жить будем?)
      3. вопрос на кого оформлять землю.


      1. Вопрос власти и принятия решений.

      По этому поводу у автора статьи сложилось мнение, что оптимальным является принятие решений консенсусом на общем собрании (все "за", все "против"), встречающееся нередко в экопоселениях за рубежом. Поселенцы обсуждают вопрос, голосуют, снова обсуждают и добиваются согласия всех членов общины. Если кто-то упорствует, ему предлагают выработать альтернативное решение, которое устроило бы всех и дается на это определенное количество дней. Иногда при этом возникают неожиданные решения, действительно устраивающие всех, но чаще всего, все-таки, упорствующий соглашается с мнением остальных. К сожалению, такой путь для России пока труден, и об этом знает любой, кто хоть раз присутствовал на собраниях, решающих спорные вопросы. Все же, в определенном приближении, подобное существует, скажем, в Ковчеге, где решения принимаются большинством в три четверти голосов. В Тиберкуле решения принимаются также общим собранием, но при наличии разночтений там обращаются к Виссариону как к непререкаемому авторитету.

      2. Вопрос о средствах к существованию решается по-разному.

      В новых поселениях многие еще не порвали связь с городом и либо работают там время от времени ("вахтовым способом"), либо получают деньги от сдачи городских квартир. Но вообще-то, исходя из зарубежного опыта и опыта российских поселенцев, способов заработать существует множество, главное - не лениться. Вот некоторые из них:

      * Продажа выращенных без химии овощей и фруктов. Этот рынок у нас еще не сложился, но по нашему глубокому убеждению, за ним большое будущее. Зарубежный опыт подтверждает, что, даже несмотря на цены в несколько раз превышающие цены на аналогичные продукты, продукция экопоселений пользуется большим спросом, так как люди все больше думают о безопасности и здоровье.
      * Пасеки - продажа меда и сопутствующих продуктов.
      * Агротуризм. Здесь делу поможет строительство общего гостевого дома - одного, а лучше нескольких. Вообще, лучше начинать поселок именно с такого дома - это объединяет людей и дает многие преимущества в дальнейшем.
      * Проведение в поселении семинаров, при наличии общего дома. Это практикуется в экопоселениях всего мира: эзотерические семинары, тренинги, семинары по прикладному творчеству и ремеслам, постройке домов и др.
      * Можно договориться с местными лесничествами о помощи в санитарных рубках и рубках ухода - при наличии леса вокруг поселения и пилорамы в поселении это будет прекрасным подспорьем и при строительстве домов и для заготовки дров.
      * Продажа молока, молочных продуктов, яиц. Даже если вы вегетарианец, и в поселении запрещено убивать животных и птиц (часто это является обязательным условием проживания в поселении), никто не мешает вам завести хотя бы козу.
      * Питомники по выращиванию саженцев обычных и плодовых деревьев. Это станет заделом на будущее, даже если сегодня вы начнете выращивать их из семян.
      * Выращивание лекарственных трав и заготовка дикорастущих.
      * Заготовка травяных чаев. Говорят, до импорта индийского чая Англия импортировала русский капорский чай, сделанный из кипрея узколистого (в народе именуемого иван-чай). Не пора ли возродить эту традицию?
      * Мелко ремесленная продукция.

      Есть и другие, если хорошенько подумать.

      3. В вопросе собственности

      хочу сослаться на мнение Федора Лазутина, лидера поселения Ковчег, который считает, и многими примерами это аргументировано доказывает, что нельзя сразу оформлять участки в собственность поселенцам. В поселения, среди прочих, приезжают люди, для которых это не окончательное решение, а некий эксперимент. Больших денежных вложений тут не требуется, и для жителя, например, Москвы купить такой участок не представляет особой проблемы. Такой "экспериментатор" впоследствии либо не появляется на своем участке годами, давно о нем забыв или откладывая проект на более поздние времена, либо, что хуже, может продать его людям, не разделяющим идеи поселенцев, а то и распродать его мелкими частями (по закону может раздробить его по 4 сотки и продать во многие руки). Во всех таких случаях страдают остальные поселенцы. Оптимальный вариант - оформить землю на юридическое лицо, например, некоммерческое партнерство, и в дальнейшем решать вопрос о собственности на землю общим собранием. Многим такая постановка вопроса кажется жесткой, но, например, в Европейских экопоселениях эти вопросы решаются также, а порой еще жестче. Приведу пример двух датских поселений, в которых побывала. Там при выходе из состава поселения человеку возвращается первоначальный взнос (безо всяких процентов), и разрешается продать дом поселению по цене вложенных материалов, что составляет примерно одну десятую реальной стоимости дома, так как на Западе дороже всего оценивается работа, а не материалы.

      Пример устава некоммерческого партнерства вы можете найти на сайте экопоселения Ковчег.

      Отдельно я хотела бы высказать свое частное мнение о лидерстве в поселениях. В России, на мой взгляд, успех любого начинания очень сильно зависит от лидера. Парадокс же в том, что у нас не много хороших лидеров. Хороший лидер - это человек, взявший на себя ответственность за дело просто потому, что он по-другому не может: не чтобы себя утвердить (такое часто встречается) и не чтобы иметь определенные выгоды (тут как раз чаще приходиться вкладывать больше остальных - и сил, и денег). Мне понравились слова основателя одного американского экопоселения, о котором рассказывал Влад Кирбятьев, лидер экопоселения Гришино. Когда этого американца спрашивали, как он лидером стал, он говорил: "я просто видел, что надо сделать и делал это - видел, что никто этого не делает, а это нужно сделать, и я это делал. А кто сделает, если никто не делает, а я вижу, что это надо делать?". Вокруг такого человека обычно впоследствии складывается группа помощников, команда, работающая на тех же принципах безвозмездности. И тогда "машина" работает, дело спорится.

      Ляйсан Мирзагитова

Просмотров