Краткая биография бернстайна. Бернстайн Леонард: биография, личная жизнь, семья, музыкальные произведения. Работа в Европе

Один из самых выдающихся музыкальных деятелей США - профессор Леонард Бернстайн. Композитор-экспериментатор в области как джазовой, так и серьезной музыки, он стал ведущим теоретиком и практиком мюзикла.

Родители Бернстайна до эмиграции в США жили на Украине, неподалеку от Ровно. Леонард родился 25 августа 1918 года в городе Лоренс, штат Массачусетс, а вырос в Бостоне. Стать музыкантом Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел по избранному пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные.

Когда мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыкантом. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачивать уроки, и мальчик стал сам зарабатывать деньги на учение.

Учился он в знаменитой Бостонской Латинской школе. Здесь Бернстайн выступал солистом и дирижером школьного оркестра, поставил силами учащихся школы оперу «Кармен». В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по истории музыки, филологии и философии.

В 1939-1941 годах Леонард поступил учиться в Музыкальный институт Кёртис в Филадельфии. Дирижирование вел Ф. Рейнер, инструментовку - Р. Томпсон, фортепиано - И. А. Венгерова.

В 1942 году Берстайн отправился совершенствоваться в Беркширский музыкальный центр (Танглвуд). В это время появляются первые серьезные сочинения композитора - соната для кларнета и фортепиано (1942), вокальный цикл «Ненавижу музыку» (1943). Но главным событием в жизни Бернстайна стала встреча с крупнейшим дирижером, выходцем из России, С. Кусевицким.

Стажировка под его руководством в Танглвуде положила начало теплым дружеским отношениям между ними. Бернстайн стал ассистентом Кусевицкого, а вскоре - помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра (1943-1944). До этого, не имея постоянного заработка, он жил на средства от уроков, концертных выступлений, таперской работы.

Счастливый случай положил начало блистательной дирижерской карьере Бернстайна. Всемирно известный Б. Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А. Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не оставалось, как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, выступил перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.

Один из крупнейших современных дирижеров, он принадлежал к художникам романтического направления обладал ярко выраженной творческой индивидуальностью: стихийный темперамент, стремление к красочности, изобразительности и динамичности сочетались у Бернстайна с глубиной и масштабностью интерпретаторской концепции. Ему в равной степени удавалось истолкование классической и современной музыки, в частности он один из выдающихся истолкователей произведений Шостаковича. Артистизм музыканта поистине не знал предела: одним своим шуточным произведением он дирижировал без рук, управляя оркестром только мимикой лица и взглядами.

Его успехи на дирижерском поприще были оценены по заслугам. В 1945-1949 годах Бернстайн - уже главный дирижер оркестра «Нью-Йорк сити сентр», где стал преемником знаменитого дирижера Л. Стоковского. В 1957-1958 годах - дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра, а с 1958 по 1969 год - главный дирижер.

С 1951 года, когда умер Кусевицкий, Бернстайн взял его класс в Танглвуде и начал преподавать в университете города Вельтем (штат Массачусетс), читать лекции в Гарварде. С помощью телевидения аудитория Бернстайна - педагога и просветителя - превзошла аудиторию любого университета. В то же время Бернстайн преподавал в университете чехословацкого города Брандис, Бернстайн зарекомендовал себя и как разносторонне одаренный музыкант.

Как пианист он выступал с фортепианными партиями и собственными оркестровыми сочинениями, а также классическим репертуаром. С 1944 года Бернстайн гастролировал во многих странах мира. Побывал он и в СССР.

Публичное исполнение первого произведения Л. Бернстайна - симфонии «Иеремия» на библейскую тему, состоялось в 1944 году в Питсбурге под управлением самого автора. Позднее такой же насыщенной экспрессией отличалось и другое монументальное вокально-инструментальное сочинение Бернстайна, в котором он разрабатывал древнееврейские музыкальные мотивы, - оратория «Кадиш».

По предложению хореографа Дж. Роббинса в том же году композитор сочинил музыку балета «Свободная фантазия», постановка которого под управлением автора была осуществлена на сцене «Метрополитен Опера». Вскоре совместно с Дж. Роббинсом, Б. Комден и А. Грином он переработал этот балет для мюзикла «Там, в городе», который прошел 463 раза.

Превращение балета в мюзикл не стало для Бернстайна случайным эпизодом. Во всех его мюзиклах балет занимает важное место. Такое тесное сотрудничество, какое установилось между Бернстайном и Роббинсом, больше характерно для взаимоотношений композитора с либреттистом. Уже в мюзикле «Свободная фантазия» Роббинс поразил публику сценой драки между тремя матросами. Танцевальный вихрь движений рук, ног, тел давал уже тогда представление о возможностях балета в мюзикле. Тринадцать лет спустя в танцах и пластике «Вестсайдской истории» Роббинсу удалось добиться такой смысловой выразительности и образности, которой до этого мюзикл не знал.

Следующий балет Бернстайна - «Факсимиле», поставленный в 1946 году, относится уже к области серьезной музыки. За ним в 1949 году последовала Вторая симфония, которая позже в хореографии Дж. Роббинса получила свое сценическое воплощение. В 1 953 году Бернстайну предложили написать несколько песен для одного мюзикла. Поскольку его не прельщала роль соавтора, он сочинил всю музыку сам.

Так возник мюзикл «Удивительный город». В нем настолько мастерски, с проникновением в стиль пародируются сентиментальные баллады 1930-х годов, что публика чистосердечно приняла их за оригинальные.

Третий мюзикл Бернстайна «Кандид» (1956) на либретто Л. Хелман, написанное по одноименному роману Ф. Вольтера, успехом не пользовался. Хотя художественные достоинства партитуры были высоки, сам сюжет показался публике непривычно желчным и циничным.

Интересно, что позднее - в начале 1970-х, когда средняя стоимость бродвейской постановки достигла полмиллиона долларов, продюсеры предпочли обратиться к проверенным именам и проверенным названиям. Следствием такого положения явилось, в частности, возобновление многих классических произведений американского музыкального театра. Среди них оказался и «Кандид» Бернстайна. Успех такого возобновления во много раз превзошел первую постановку.

«Кандид» в сезоне 1973 - 1974 года выдержал 740 представлений, тогда как первая постановка 1956 года прошла на сцене лишь 73 раза.

Неуспех «Кандида» полностью компенсировался Бернстайном и Роббинсом уже в следующем году, когда, согласно их замыслу, А. Лоренц написал либретто нового мюзикла «Вестсайдская история» (1957).

Еще в 1955 году Л. Бернстайн написал симфоническую сюиту из музыки к суровому и серьезному кинофильму «В портовом районе», изображавшему жизнь каменных джунглей больших городов. В фильме рассказывалось о положении нью-йоркских портовых рабочих, находящихся в сетях разных гангстерских организаций.

В «Вестсайдской истории» Л. Бернстайн пошел еще дальше и выявил другие грани социальной действительности - преступность среди молодежи и расовые проблемы.

По «Вестсайдской истории» можно судить обо всех признаках мюзикла - молодого музыкально-драматического жанра. Этот классический мюзикл дает возможность сделать и некоторые выводы о тенденциях развития жанра. «Вестсайдская история» создана Л. Бернстайном по пьесе Л. Лоуренса «История западной окраины». Действие ее происходит в Америке в начале пятидесятых годов двадцатого века на фоне обострившейся расовой вражды. «Вестсайдская история» остро современна. Это прослеживается и в выборе проблемы и героев, которые взяты прямо с улиц западной окраины Нью-Йорка, и в выборе выразительных средств: современная живая разговорная речь, почти жаргон привычные, звучащие сегодня музыкальные ритмы.

Развиваясь, мюзикл включает в себя элементы и оперетты, и ревю, и достижения джаза. «Вестсайдская история», например, живо откликается на новый джазовый стиль cool, где конструктивная четкость и графичность становятся качествами, отчуждающимися от эмоционального. В «экстравагантно-творческом» устремлении мюзикла таится, по мнению Бернстайна, условие его успеха. Каждый мюзикл готовит сюрприз, и «никто никогда не знает, какого рода повороты, обработки и стили стоят на очереди». В «Вестсайдской истории» симфоническое начало сочетается с балладным.

Мюзиклу с самого начала сопутствовал успех. Постановка выдержала 734 представления, после чего началось триумфальное шествие «Вестсайдской истории». Уже в 1960 году мюзикл был снова поставлен в Нью-Йорке, в 1968 году он был включен в репертуар Линкольновского культурного центра. В 1961 году по «Вестсайдской истории» был снят одноименный фильм, который завоевал самую большую популярность среди американских музыкальных фильмов.

Леонард Бернстайн известен как талантливый дирижер и композитор, как автор нашумевшего мюзикла «Вестсайдская история» и толковый преподаватель. Музыкальный язык Бернстайна выразителен и понятен слушателям в любой точке планеты. В узких кругах Леонарда называют одним из лучших учеников и продолжателем его традиций.

Судьба Бернстайна была предопределена заранее, и он не сворачивал со своей дороги, несмотря на многочисленные трудности.

К 10 годам он понял, что станет музыкантом. Но отец отказывался пускать деньги за пустую затею, и Леонарду пришлось самому изыскивать средства на обучение.

Поступив в престижный Гарвардский университет, Бернстайн ходил на предметы так или иначе связанные с музыкой: лекции по истории музыки, средневековое искусство, фортепианную игру. Впрочем, его интересовали все гуманитарные науки.

Закончив один университет, Леонард решил не останавливаться на достигнутом. Его следующей ступенью стала Кертисовская консерватория.

Поворотным моментом в жизни стало знакомство с талантливым русским дирижером Кусевицким. Под его началом Леонард прошел практику в Беркширском музыкальном центре. Кусевицкий остался чрезвычайно доволен своим даровитым помощником, и вскоре между ними завязалась настоящая дружба.

Леонард стал ассистентом русского музыканта, а чуть позже помощником дирижера в Нью-Йоркском филармоническом оркестре.

Перебиваясь до этих назначений случайными подработками: уроками и редкими концертами - Леонард едва сводил концы с концами.

Бернстайна выручил случай: когда дирижер Нью-Йоркского оркестра заболел, скромный ассистент получил шанс продемонстрировать свой талан широкой публике.

Бессонная ночь, проведенная за повторением партитур, обеспечила молодому Бернстайну триумф. Не проведя ни единой репетиции с оркестром, Леонард выдал такой концерт, что он надолго запомнился слушателям, а им было с кем сравнивать!

Это выступление распахнуло перед Леонардом двери в знаменитейшие концертные залы двух континентов.

В конце войны Бернстайн занял пост дирижера Нью-Йоркского городского симфонического оркестра. Леонарду довелось выступать перед самой взыскательной публикой: англичанами, испанцами и австрийцами.

Романтические, юношеские порывы, взрывной темперамент и нежные, лирические отступления - были характерными особенностями музыки Бернстайна.

Харизматичный композитор был до того артистичен, что ему ничего не стоило руководить оркестром без дирижерской палочки, при помощи выражения лица и вращения глаз.

Десять лет Бернстайн отдал Нью-Йоркскому филармоническому оркестру, и покинул его, когда решил посвятить все свое время сочинению музыки.

Написанная Бернстейном музыка уже не раз звучала со сцены. Так, например, дебют вокального цикла «Ненавижу музыку», балета «Невлюбляющиеся», симфонии «Иеремия» совпали с дирижерским дебютом.

В юности Леонард увлекался театром и сочинял музыку, подходящую для театральной сцены.

Бернстайн написал оперу «Волнения на Таити», два балета, но больший отклик получили четыре мюзикла, написанные специально для Бродвея. Постановка «В городе» вызвала большой резонанс, билеты на мюзикл расхватали, как горячие пирожки.

Музыка Бернстайна выросла на танцевальной музыке англо-кельтской традиции; на негритянской музыке, пропитанной любовью к свободе и неизбывной тоской по дому; на зажигательной мексиканской музыке и на изобретательных ритмах джаза.

Стиль джаза 30-х годов - суинг -Леонард выбрал для спектакля «В чудесном городе».

Мюзикл - это не просто красивая картинка, зажигательные ритмы и схематичные сюжеты, это поучительные истории, которые заставляют людей думать и глубоко переживать. Мюзикл «Кандид» написанный по мотивам повести Вольтера заставляет с непривычной стороны смотреть на бытие человека. Мюзикл «Вестсайдская история» - это самая печальная история любви Шекспира, перенесенная на американскую почву, с характерными для нее расовыми противоречиями.

Когда умер Кусевицкий, Леонард продолжил вести музыкальный класс старого друга. В 1951 году он также начинает преподавать в штате Массачусетс и читать лекции в Гарварде.

Чем бы Бернстайн не занимался: преподавал, дирижировал, сочинял книги, он желал только одно, чтобы как можно больше людей находили удовольствие в музыке.

К открытию Центра искусств им. Кеннеди в Вашингтоне Леонард сочинил Мессу, совместившую пение псалмов с джазовыми песнями и рок-музыкой.

Бернстайн -приверженец эклектичного стиля в музыке, он не боялся ломать стереотипы, он пробовал, искал, ломал и состыковывал, добиваясь неординарных, неоднозначных, но впечатляющих результатов.

Бернстайн всегда считал, что самым важным делом его жизни является воспитание молодежи, ведь молодежь продолжит то, что начали старики, она сохранит то, что передавалось из поколения в поколение и приумножит музыкальные богатства.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование зарещено

- (Bernstein) (1918 1990), американский дирижёр, пианист и композитор. Дирижировал многими оркестрами, в 1958 1969 главный дирижёр Нью Йоркского филармонического оркестра. Первый исполнитель многих сочинений современных американских композиторов, в … Энциклопедический словарь

Бернстайн Леонард

Бернстайн Леонард - Бернстайн (Bernstein) Леонард (р. 25.8.1918, Лоренс, шт. Массачусетс), американский дирижёр, пианист и композитор. Обучался в Гарвардском университете (1939), затем в институте музыки Кёртиса (Филадельфия), совершенствовался в дирижировании у С.… …

БЕРНСТАЙН Леонард - (р. 25 VIII 1918, Лоренс, Массачусетс) Ну разве нет в нем тайны? Он так горит на эстраде, так отдается музыке! Оркестры его обожают. Р. Челетти Деятельность Л. Бернстайна поражает прежде всего своим разнообразием: талантливый композитор,… … Музыкальный словарь

БЕРНСТАЙН Леонард - (Bernstein, Leonard) (1918 1990), американский дирижер, композитор, просветитель. Родился 25 августа 1918 в Лоренсе (шт. Массачусетс). Окончил Гарвардский университет (1939) и Институт музыки Кертиса (1941), совершенствовался в дирижерском… … Энциклопедия Кольера

Бернстайн - Бернстайн фамилия: Бернстайн, Леонард американский композитор, пианист и дирижер. Бернстайн, Чарльз американский поэт, писатель, эссеист. См. Бернштейн, Чарльз Элмер Бернстайн американский композитор и дирижёр, писавший музыку к … Википедия

Бернстайн Л. - Леонард Бернстайн Leonard Bernstein Леонард Бернстайн в 1971 году Дата рождения 25 августа 1918 Место рождения Лоуренс, штат Массачусетс Дата смерти … Википедия

БЕРНСТАЙН (Bernstein) Леонард - (1918 90) американский дирижер, пианист и композитор. Дирижировал многими оркестрами, в 1958 69 главный дирижер Нью Йоркского филармонического оркестра. Первый исполнитель многих сочинений современных американских композиторов, в т. ч.… … Большой Энциклопедический словарь

БЕРНСТАЙН - (Bernstein) Леонард (1918 90), американский дирижер, композитор. Дирижировал различными симфоническими оркестрами в Нью Йорке (1943 69). Блестящий интерпретатор сочинений Г. Малера, современных композиторов. Как автор тяготел к сценической музыке … Современная энциклопедия

Бернстайн - (Bernstein) Леонард (р. 25.8.1918, Лоренс, шт. Массачусетс), американский дирижёр, пианист и композитор. Обучался в Гарвардском университете (1939), затем в институте музыки Кёртиса (Филадельфия), совершенствовался в дирижировании у С. А … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Великие интервью журнала Rolling Stone за 40 лет , Ян Веннер, Джо Леви. С первого же номера журнал Rolling Stone был не просто "еще одним музыкальным журналом" - его создатель Ян Веннер, человек, безумно преданный рок-н-роллу, все же ориентировался на… Купить за 481 руб
  • Диалоги с Владимиром Спиваковым , Волков Соломон. Владимир Спиваков – выдающийся скрипач и дирижер, удостоенный множества наград. Одна из самых харизматичных личностей в современном музыкальном мире. Его талантом восхищались великие Давид…

Ну разве нет в нем тайны? Он так горит на эстраде, так отдается музыке! Оркестры его обожают.
Р. Челетти

Деятельность Л. Бернстайна поражает прежде всего своим разнообразием: талантливый композитор, известный всему миру как автор мюзикла «Вестсайдская история », крупнейший дирижер XX в. (его называют в числе наиболее достойных преемников Г. Караяна), яркий музыкальный писатель и лектор, умеющий найти общий язык с широчайшим кругом слушателей, пианист и педагог.

Стать музыкантом Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел по избранному пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные. Когда мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыкантом. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачивать уроки, и мальчик стал сам зарабатывать деньги на учение.

В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по история музыки, филологии и философии. Окончив университет в 1939 г., он продолжил обучение - теперь уже в Музыкальном институте Кертис в Филадельфии (1939-41). Событием в жизни Бернстайна стала встреча с крупнейшим дирижером, выходцем из России, С. Кусевицким. Стажировка под его руководством в Беркширском музыкальном центре (Танглвуд) положила начало теплым дружеским отношениям между ними. Бернстайн стал ассистентом Кусевицкого, а вскоре - помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра (1943-44). До этого, не имея постоянного заработка, он жил на средства от случайных уроков, концертных выступлений, таперской работы.

Счастливый случай ускорил начало блистательной дирижерской карьеры Бернстайна. Всемирно известный Б. Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А. Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не оставалось, как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, появился перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.

Отныне перед Бернстайном открылись крупнейшие концертные залы Америки и Европы. В 1945 г. он сменил Л. Стоковского на посту главного дирижера Нью-Йоркского городского симфонического оркестра, дирижировал оркестрами Лондона, Вены, Милана. Бернстайн покорил слушателей стихийным темпераментом, романтическим воодушевлением, глубиной проникновения в музыку. Артистизм музыканта поистине не знает предела: одним своим шуточным произведением он дирижировал... «без рук», управляя оркестром только мимикой лица и взглядами. Более 10 лет (1958-69) Бернстайн занимал должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, пока не принял решение отдавать больше времени и сил сочинению музыки.

Произведения Бернстайна начали исполняться почти одновременно с его дирижерским дебютом (вокальный цикл «Ненавижу музыку», симфония «Иеремия» на текст из Библии для голоса с оркестром, балет «Невлюбляющийся»). В молодые годы Бернстайн отдает предпочтение театральной музыке. Он - автор оперы «Волнения на Таити» (1952), двух балетов; но наибольший успех сопутствовал его четырем мюзиклам, написанным для театров Бродвея. Премьера первого из них («В городе») состоялась в 1944 г., и многие его номера сразу приобрели популярность «боевиков». Жанр мюзикла Бернстайна восходит к самым корням американской музыкальной культуры: ковбойским и негритянским песням, мексиканским танцам, острым ритмам джаза. В «Чудесном городе» (1952), выдержавшем в течение одного сезона более полутысячи спектаклей, чувствуется опора на суинг - стиль джаза 30-х гг. Но мюзикл - не чисто развлекательное шоу. В «Кандиде» (1956) композитор обратился к сюжету Вольтера, а «Вестсайдская история» (1957) - не что иное, как трагическая история Ромео и Джульетты, перенесенная в Америку с ее расовыми столкновениями. Своим драматизмом этот мюзикл приближается к опере.

Бернстайн пишет духовную музыку для хора и оркестра (оратория Кадиш, Чичестерские псалмы), симфонии (Вторая, Возраст тревог - 1949; Третья, посвящена 75-летию Бостонского оркестра - 1957), Серенаду для струнного оркестра и ударных по диалогу Платона «Симпозиум» (1954, серия застольных тостов, восхваляющих любовь), музыку к кинофильмам.

С 1951 г., когда умер Кусевицкий, Бернстайн взял его класс в Танглвуде и начал преподавать в университете города Вельтем (штат Массачусетс), читать лекции в Гарварде. С помощью телевидения аудитория Бернстайна - педагога и просветителя - превзошла рамки любого университета. И в лекциях, и в своих книгах «Радость музыки» (1959) и «Бесконечное разнообразие музыки» (1966) Бернстайн стремится заразить людей своей любовью к музыке, пытливым интересом к ней.

В 1971 г. к торжественному открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне Бернстайн создает Мессу, вызвавшую весьма разноречивые отклики критиков. Многих смущало совмещение традиционных религиозных песнопений с элементами эффектных бродвейских шоу (в исполнении Мессы участвуют танцоры), песенками в стиле джаза и рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилась широта музыкальных интересов Бернстайна, его всеядность и полное отсутствие догматизма. Бернстайн не раз бывал в СССР. Во время гастролей 1988 г. (в канун своего 70-летия) он дирижировал Международным оркестром Музыкального фестиваля земли Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ), состоящим из молодых музыкантов. «Для меня вообще важно обращение к теме молодежи и общение с нею», - сказал композитор. - «Это одно из самых главных дел в нашей жизни, потому что молодежь - наше будущее. Мне нравится передавать им свои знания и чувства, учить их».

К. Зенкин

Ни в коей мере не оспаривая талантов Бернстайна - композитора, пианиста, лектора, - все же можно сказать с уверенностью, что славой своей он в первую очередь обязан дирижерскому искусству. И американцы, и любители музыки в Европе раньше, всего призвали Бернстайна - дирижера. Произошло это в середине сороковых годов, когда Бернстайну еще не было тридцати лет, а его артистический стаж был ничтожен. Леонард Бернстайн получил разностороннюю и основательную профессиональную подготовку. В Гарвардском университете он изучал композицию и игру на фортепиано.

В знаменитом институте Кёртиса его педагогами были Р. Томпсон по оркестровке и Ф. Рейнер но дирижированию. В добавление к этому он совершенствовался под руководством С. Кусевицкого - в Беркширской летней школе в Танглевуде. Одновременно, чтобы зарабатывать на жизнь, Ленни, как и поныне зовут его друзья и почитатели, нанялся пианистом в хореографическую труппу. Но вскоре был уволен, так как вместо традиционного балетного аккомпанемента заставлял танцоров заниматься под музыку Прокофьева, Шостаковича, Копленда и собственные импровизации.

В 1943 году Бернстайн стал ассистентом Б. Вальтера в оркестре Нью-йоркской филармонии. Вскоре ему случилось заменить своего больного руководителя, и с тех пор он начал выступать с нарастающим успехом. В конце 1Э45 года Бернстайн уже возглавил Городской симфонический оркестр Нью-Йорка.

Европейский дебют Бернстаина состоялся после окончания войны - на «Пражской весне» 1946 года, где его концерты также привлекли всеобщее внимание. В те же годы слушатели познакомились и с первыми сочинениями Бернстаина. Его симфония «Иеремия» была признана критикой лучшим произведением 1945 года в США. Последующие годы отмечены для Бернстайна сотнями концертов, гастролями на разных континентах, премьерами новых его сочинений и непрерывным ростом популярности. Ему первому среди американских дирижеров довелось встать в 1953 году за пульт «Ла Скала», затем он выступает с лучшими оркестрами Европы, а в 1958 году возглавляет оркестр Нью-йоркской филармонии и вскоре совершает с ним триумфальное турне по Европе, во время которого выступает в СССР; наконец, немного спустя, он становится и ведущим дирижером «Метрополитен-опера». Гастроли в Венской государственной опере, где Бернстайн в 1966 году произвел настоящую сенсацию своей трактовкой вердиевского «Фальстафа», окончательно закрепили мировое признание артиста.

В чем заключаются причины его успеха? Тот, кто хоть однажды слышал Бернстаина, без труда ответит на этот вопрос. Бернстайн - художник стихийного, вулканического темперамента, который увлекает слушателей, заставляет внимать музыке, затаив дыхание, даже тогда, когда его трактовка может показаться вам необычной или спорной. Оркестр под его управлением музицирует свободно, непринужденно и вместе с тем не-обычайно интенсивно - все происходящее кажется импровизацией. Движения дирижера чрезвычайно экспрессивны, темпераментны, но вместе с тем совершенно точны - кажется, что его фигура, его руки и мимика как бы излучают музыку, которая рождается на ваших глазах. Один из музыкантов, побывавших на спектакле «Фальстафа» под управлением Бернстайна, признавался, что уже спустя десять минут после начала он перестал смотреть на сцену и не спускал глаз с дирижера, - так полно и точно отражалось в нем все содержание оперы. Конечно, эта безудержная экспрессия, этот страстный порыв не бесконтролен - он только потому и достигает своей цели, что воплощает глубину интеллекта, позволяющую дирижеру проникать в замысел композитора, передавать его с предельной цельностью и подлинностью, с высокой силой переживания.

Эти качества Бернстайн сохраняет и в тех случаях, когда выступает одновременно как дирижер и пианист, исполняя концерты Бетховена, Моцарта, Баха, «Голубую рапсодию» Гершвина. Репертуар Бернстайна огромен. Только на посту руководителя Нью-йоркской филармонии он исполнил практически всю классическую и современную музыку-от Баха до Малера и Р. Штрауса, Стравинского и Шёнберга.

Среди его записей - почти все симфонии Бетховена, Шумана, Малера, Брамса, десятки других крупных произведений. Трудно назвать такое сочинение американской музыки, которое не исполнил бы Бернстайн со своим оркестром: в течение нескольких лет он, как правило, включал в каждую свою программу одно американское произведение. Бернстайн - превосходный интерпретатор советской музыки, особенно симфоний Шостаковича, которого дирижер считает «последним великим симфонистом».

Перу Бернстайна-композитора принадлежат произведения разных жанров. Среди них три симфонии, оперы, музыкальные комедии, мьюзикл «Вестсайдская история», обошедший сцены всего мира. В последнее время Бернстайн стремится больше времени уделять композиции. С этой целью он в 1969 году оставляет свой пост руководителя Нью-йоркской филармонии. Но он предполагает и в дальнейшем периодически выступать с коллективом, который, отмечая его замечательные достижения, присвоил Бернстайну звание «пожизненного дирижера-лауреата Нью-йоркской филармонии».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

Регулярная статья
Леонард Бернстайн
Leonard Bernstein
фото
Леонард Бернстайн в 1971 году
Дата рождения
Место рождения

Лоуренс, штат Массачусетс

Дата смерти
Место смерти
Страна

{{Флагификация/ | Флагификация/флагификация | variant = | размер = }}

Профессии

Композитор, дирижёр, исполнитель

Инструменты

Фортепиано

Жанры

Джаз, классическая музыка

www.leonardbernstein.com

Леонард Бернста́йн (Leonard Bernstein; 1918, Лоренс, штат Массачусетс, – 1990, Нью-Йорк) - американский дирижер, пианист, композитор, популяризатор музыки.

Биографические данные

Родился в семье эмигрантов из России. Учился в Гарвардском университете у У. Пистона и Э. Б. Хилла (композиция), Хелен Коутс, Сьюзен Вильямс и Х. Гебхарда (фортепьяно); в 1939–41 гг. в Музыкальном институте Кертис (Филадельфия) у Ф. Рейнера (1888–1963; дирижирование), Р. Томпсона (инструментовка) и Изабеллы Венгеровой (1877–1956) по классу фортепьяно.

В 1942 г. совершенствовался в летнем классе дирижирования С. Кусевицкого в Танглвуде (Массачусетс).

Дебютировал как дирижер с Бостонским оркестром по рекомендации Д. Митропулоса, затем дирижировал студенческим оркестром Института Кертис; по окончании института был приглашен Кусевицким (главным дирижером Бостонского симфонического оркестра) на пост его ассистента.

В 1943 г. был приглашен А. Родзинским (1892–1958) на пост ассистента главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, где в ноябре 1943 г., заменив заболевшего Б. Вальтера, дал первый концерт, получивший одобрение публики и прессы. В 1945–49 гг. - главный дирижер симфонического оркестра «Нью-Йорк сити сентр» (преемник Л. Стоковского).

Дирижирование в Америке и в Израиле

Бернстайн преподавал дирижирование в университетах городов Уоркшир (США) и Брандис (Чехословакия , в 1951–56 гг.) и работал с различными оркестрами, среди которых особое место занимали Нью-Йоркский и Израильский филармонические оркестры.

Впервые Израильским филармоническим оркестром Бернстайн дирижировал в Тель-Авиве в 1947 г., и оставался связан с ним до конца жизни.

В последние годы жизни он занимал пост почетного дирижера оркестра и дирижировал им, как в Израиле, так и на гастролях оркестра по всему миру. В 1948 г. он вместе с оркестром дал ряд концертов во время Войны за Независимость , в том числе в только что освобожденной Беер-Шеве , а в июле 1967 г. дал первый концерт в объединенном после Шестидневной войны Иерусалиме . В 1951 г. Бернстайн вместе с Кусевицким возглавил Израильский филармонический оркестр во время его первых гастролей в США.

В 1957–58 гг. Бернстайн вместе с Д. Митропулосом возглавлял Нью-Йоркский филармонический оркестр, а в 1958 г. стал главным дирижером этого оркестра. Он был первым уроженцем США на этом посту, который занимал до 1969 г.

Работа в разных странах

Кроме работы в США и Израиле, Бернстайн концертировал с лучшими оркестрами мира, среди них Берлинский и Венский филармонические оркестры, римский «Санта Чечилия», амстердамский «Концертгебау» и Баварский оркестр радио.

Большое внимание Бернстайн уделял молодежным оркестрам; в 1988 г. посетил Советский Союз во главе Европейского молодежного оркестра, которым, кроме Бернстайна, дирижировали и его ученики. Среди учеников Бернстайна - дирижеры П. Ярви, К. Сент-Клер, К. Сато, М. Тилсон-Томас.

Репертуар Бернстайна-дирижера обширен; центральное место в нем занимает музыка венских классиков, Г. Берлиоза, Дж. Верди, Г. Малера (все симфонии), И. Стравинского, Д. Шостаковича и американских композиторов. Дирижировал в эффектной, темпераментной манере, сочетая внешние эффекты с глубиной и масштабностью интерпретации. Часто выступал одновременно как пианист и дирижер, исполняя сочинения Моцарта, Бетховена, М. Равеля, Дж. Гершвина .

Композиции

Бернстайн увлекся композицией в юности после встречи с А. Коплендом. В своем творчестве стремился преодолеть границу между «серьезной» и «легкой» музыкой.

Мюзиклы Бернстайна, хоть и выдержаны в бродвейской манере, не лишены оперного размаха. Среди них особой популярностью пользуется «Вестсайдская история» (1957), вошедшая в число лучших музыкально-драматических сочинений 20 в.

Бернстайн написал также музыку к спектаклям «В городе» (1944), «Чудесный город» (1953) и «Кандид» (1956).

Язык симфонических и камерных опусов Бернстайна сочетает влияния романтизма и авангарда 20 в. Много его сочинений написано на еврейскую тематику: симфония №1 «Иеремия» (с вокальным соло на библейский текст на иврите, 1944) и №3 «Кадиш » (оратория для чтеца, хора и оркестра, впервые исполненная в Тель-Авиве в 1963 г. на иврите с Бернстайном в качестве дирижёра), «Чичестерские псалмы» (частично текст на иврите ; для хора и оркестра, 1965), «Халил» для флейты с оркестром (памяти израильского летчика, погибшего во время Войны Судного дня).

Бернстайн написал также музыку на текст стихотворений английского поэта У. Х. Одена «Век тревоги», в которой использовал джазовые ритмы.

Популяризация музыки

Бернстайн - выдающийся популяризатор музыки. Он выступал с комментариями на радио и телевидении, читал лекции перед концертами, выпустил ряд книг, в том числе «Радость музыки» (1959), «Бесконечное разнообразие музыки» (1966), «Вопрос без ответа» (1976) и статей, в которых, в том числе, отстаивает равноправие жанров - академической, джазовой и рок-музыки.

Участие в музыкальной жизни Израиля

Роль Бернстайна в израильской музыкальной жизни была велика и не ограничивалась его работой с Израильским филармоническим оркестром.

Просмотров