Правила биологической безопасности при ра­боте с патогенными микробами. Работа с кровью или другими биологическими жидкостями Правила работы с биологическими средствами

В связи с ростом заболеваемости ВИЧ-инфекцией и парентеральными гепатитами В и С увеличивается риск инфицирования медицинских работников во время проведения манипуляций в лечебно-профилактических учреждениях.

Заражение медработника чаще всего проходит при загрязнении кожи и слизистых биологическими жидкостями больного (кровь, сыворотка, ликвор, сперма и др.) и травматизации их во время выполнения медицинских манипуляций (порез, укол, повреждение кожи мелкими отломками кости и др.). Риску профессионального инфицирования больше, всего подвергаются медицинские работники, соприкасающиеся с кровью и ее компонентами. В первую очередь, это сотрудники гематологических, реанимационных, стоматологических, гинекологических, хирургических отделений и отделений гемодиализа, процедурных кабинетов, лабораторий, а также на производстве по заготовке крови, ее компонентов и препаратов.

Учитывая возможную инфицированность крови и биологического материала человека вирусами СПИДа, гепатитов, цитомегаловирусами, рядом онкогенных вирусов, правила профилактики профессионального заражения распространяются на все лечебно-профилактические учреждения независимо от профиля. Эти правила сводятся к максимальному предотвращению возможности загрязнения кожи и слизистых.

Всех пациентов необходимо рассматривать как потенциально инфицированных ВИЧ и другими передаваемыми с кровью инфекциями.

Медицинскому персоналу следует выполнять правила безопасности для защиты кожи и слизистых оболочек при контакте с кровью или жидкими выделениями организма любого пациента:

1. Мыть руки до и после любого контакта с пациентом.

2. При осуществлении манипуляций надевать халат, шапочку, сменную обувь, выходить в которых за пределы лаборатории, отделения запрещается.

3. При выполнении парентеральных манипуляций все имеющиеся на руках повреждения кожи должны быть закрыты напальчниками или лейкопластырем.

4. Рассматривать кровь и жидкие выделения всех пациентов как потенциально инфицированные и работать с ними только в перчатках, которые единожды снятые повторно не используются.

5. Сразу после применения медицинский инструментарии помещать в дезинфицирующий раствор, шприцы и катетеры в специальный контейнер для утилизации острых предметов. Никогда не снимать со шприцев иглодержатели с иглами и не производить никаких манипуляций с использованными иглами.

6. Для предотвращения возможного попадания брызг крови и других биологических жидкостей необходимо пользоваться средствами защиты глаз и лица (маска, очки, щитки-экраны и др.)

7. Рассматривать все белье, запачканное кровью или жидкими выделениями, все образцы лабораторных анализов как потенциально инфицированные.

8. Для дезинфекции применять 3 % и 5 % раствор хлорамина (хлорной извести), 6 % раствор перекиси водорода, 70 0 этиловый спирт.

Все рабочие места, где возможно загрязнение кожных и слизистых покровов медицинских работников кровью и другими биологическими жидкостями, должны быть оснащены аптечкой первой медицинской помощи при аварийных ситуациях.

Аптечка должна храниться в легкодоступном для персонала месте. Необходимо следить за сроком годности входящих в перечень средств. Контроль за готовностью аптечки к работе возлагается на старшую медицинскую сестру структурного подразделения. Все рабочие места должны быть оснащены необходимым количеством дезинфицирующих и моющих средств.

При попадании крови и других биологических жидкостей на спецодежду место загрязнения обработать 3 % или 5 % раствором хлорамина, или 6 % раствором перекиси водорода. Затем обработать перчатки, снять халат, свернуть и сдать для проведения полной дезинфекции. При загрязнении рук кровью или попадании ее на лицо следует немедленно обработать тампоном, смоченным 1 % раствором хлорамина или 70 0 этиловым спиртом, вымыть 2-кратно теплой проточной водой с мылом и насухо вытереть индивидуальным полотенцем.

В аварийных ситуациях, связанных с реальной опасностью зараже­ния в стационарах, микробиологических лабораториях,показана экст­ренная профилактика (превентивное лечение) антибиотиками или химио-препаратами. Ее назначают при особо опасных инфекциях (чума, хо­лера), ВИЧ-инфекции. В зависимости от степени риска парентерального заражения ВИЧ-инфекцией рекомендуется комбинация 3 препаратов или одного азидотимидина в течение 4 недель.

Важно начинать экстренную профилактику в первые 24 часа пос­ле заражения!

Во время вспышки гриппа и других ОРЗ с целью экстренной профи­лактики показано назначение иммуномодуляторов (иммуностимуляторов) - дибазола, арбидола, а также препаратов, оказывающих вирулицидное действие (ремантадин и др.).

Иммунокорректоры показаны и вне сложных эпидемиологических си­туаций медицинским работникам с иммунодефицитами.

Основные направления разработки программы профилактики внутрибольничной инфекции (ВБИ) у медицинского персонала:

Скрининг медицинского персонала на наличие инфекции:

При приеме на работу,

В плановом порядке,

По эпидемиологическим показаниям.

Разработка критериев:

Приема на работу,

Отстранения от работы,

Ограничения профессиональной деятельности.

Определение профессиональных факторов риска и групп риска в каждом стационаре.

Разработка стандартной технологии выполнения лечебных и диагно­стических процедур.

Вакцинация медицинского персонала.

Организация диспансерного обследования медицинского персона­ла:

Выявление и учет заболеваний на основе определения стандартно­го случая ВБИ,

Определение критериев профессиональных заражений ВБИ,

Лечение профессиональных и непрофессиональных инфекционных заболеваний,

Создание базы данных о заболеваемости персонала и проведен­ных мероприятиях.

Определение обязанностей администрации больницы и необходи­мых ресурсов.

Обучение персонала разных типов ЛПУ:

Среднего звена,

Младшего персонала.

Требования биологической безопасности:

Весь материал считается потенциально инфицированным. При работе с биологическим материалом необходимо соблюдать следующие правила:

· распаковку присланного в лабораторию материала проводят в индивидуальных средствах защиты (халаты, перчатки)

· после окончания работы проводят дезинфекцию расходных материалов, рабочих мест, помещений лаборатории в резиновых перчатках

o поверхность столов после окончания работы обрабатывают дезинфицирующим раствором, при случайном попадании биологического материала на окна, шкафы, стены места загрязнения протирают дезинфицирующим раствором

o Медицинские отходы из текстильных материалов (одноразовая одежда персонала, маски и пр.) замачивают в дезрастворе средства в течение 3-х часов, затем утилизируют. Одноразовые изделия медицинского назначения погружают в дезраствор средства на 60 мин, затем утилизируют.

o Лабораторные инструменты, иглы, капилляры, предметные стекла, посуда и т.д., после каждого использования должны подвергаться дезинфекции.

· после окончания работы сотрудники обрабатывают руки дезинфицирующим раствором(70% спирт), затем моют в теплой воде с мылом

Дезинфицирующие растворы используются однократно.

Емкости с растворами дезинфицирующих, моющих и стерилизующих средств должны быть снабжены крышками, иметь четкие надписи с указанием названия средства, его концентрации, назначения, даты приготовления (для готовых к применению средств, разрешенных для многократного использования, указывают дату начала использования средства).

Отходы класса Б и В должны быть подвергнуты обязательной дезинфекцией перед сбором в одноразовую упаковку непосредственно на местах первичного сбора отходов методом погружения в дезинфицирующий раствор, подготовленный в специально выделенной для этой цели емкости.

Дезинфекция отходов классов Б и В производится в соответствии с действующими нормативными документами.

Для дезинфекции следует использовать зарегистрированные Минздравом России и рекомендованные к применению в медицинских учреждениях дезинфицирующие средства в концентрациях и времени экспозиции, указанных в соответствующих рекомендациях по их использованию. Дезинфекция производится в пределах медицинского подразделения, где образуются отходы данного класса.

Большая часть отходов ПАО - влажный архив или нефиксированный материал после биопсийных и аутопсийных исследований, гистологические препараты и блоки, подлежащие уничтожению после временного хранения - относится к отходам класса Б - потенциально инфицированные отходы, материалы и инструменты.

Все отходы, класса Б после дезинфекции (если они не были фиксированы в формалине и других фиксирующих жидкостях) собираются в одноразовую герметичную упаковку. Мягкая упаковка (одноразовые пакеты) закрепляется на специальных стойках (тележках). После заполнения пакета примерно на ¾ , его герметизируют.

Гистологические препараты (стекла), иглы, ножи и др. (после дезинфекции) собираются в отдельную одноразовую твердую тару.

Одноразовые емкости (пакеты, баки) с отходами класса Б маркируются надписью "Опасные отходы. Класс Б" с нанесением кода подразделения ЛПУ, названия учреждения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица. Не допускается перенос (перекладывание, пересыпка) отходов класса Б из одной емкости в другую.

Герметичная одноразовая тара с отходами класса Б в дальнейшем утилизируется путем кремации (термическое обезвреживание). При невозможности кремации эпидемиологически безопасные органические отходы патологианатомических отделений захораниваются на кладбищах в специально отведенных местах.

Твердые острые предметы (гистологические препараты) утилизируются централизованно, после дезинфекции вывозятся на полигон твердых бытовых отходов.

Отходы класса В - любые отходы, имевшие контакт с микроорганизмами 1-2 групп патогенности, от пациентов с анаэробной инфекцией, туберкулезом. Обязательно подлежат дезинфекции в соответствии с действующими нормативными документами.

Отходы класса Г - химические токсичные вещества, просроченные дезсредства, использованные люминисцентные лампы собираются в закрытые герметичные емкости. После заполнения емкости герметизируются и хранятся во вспомогательных помещениях. Вывозятся специализированными предприятиями.

В целях предупреждения инфицирования мед. персонала необходимо рассматривать всех пациентов как потенциально инфицированных парентеральным гепатитам и ВИЧ – инфекцией или другими переносимыми с кровью и биологической жидкостью вирусными заболеваниями, и следует строжайшим образом соблюдать меры предосторожности.

1. Избегать случайных травм инструментами, инфицированными потенциально зараженным материалом и контакта открытых поражений кожи с биологическими материалами: кровью, спермой, вагинальными выделениями, спинно – мозговой жидкостью, синовиальной, плевральной, брюшной, перикардиальной, околоплодной жидкостью. Концентрация вируса низка или не обнаруживается в выделениях носовой полости, слюне слезах, рвотных массах, моче.

  • Не сгибайте, не ломайте иглы после их использования и не надевайте на них колпачки до обработки.
  • Колющие и режущие предметы не передавать из рук в руки, а класть в нейтральную зону.
  • Обработку острых предметов и игл проводить отдельно от других инструментов.
  • Обработку острых, режущих инструментов и игл проводить в перчатках.
  • Одноразовые режущие- и колющие предметы после дезинфекции складывать в непрокалываемые контейнеры, сделанные из плотного картона, пластмассы или металла, которые впоследствии утилизуются или идут в переработку.

2. При работе с образцами крови, жидкостями, экскрементами и секретами организма пациентов, а также с материалами и объектами, подвергающиеся загрязнению ими, пользоваться перчатками и желательно менять их после каждого пациента, использовать только целые перчатки из латекса достаточной толщины.

3. Не забывайте тщательно мыть руки и кожу сразу после контакта с жидкостями организма, а также перед и после выполнения манипуляции. Руки должны быть тщательно вымыты, даже если до этого были одеты перчатки. Забор крови проводить одноразовыми шприцами,

4. Пользуйтесь спец. одеждой – халатом, колпаком, маской, очками, водонепроницаемым фартуком и др.

5. Кровь и другие биологические жидкости должны иметь специальную маркировку, при транспортировке все образцы должны быть помещены во второй контейнер или герметичную сумку (спец. контейнер).

6. Необходимо соблюдать максимальную осторожность при заборе крови, при работе с пробирками, заполненными кровью. Не допускать разбрызгивания крови. При разбрызгивании крови следует быстро очистить загрязненную поверхность дезинфицирующим раствором (ОСТ 42-21- 2-85).

7. Шприцы, иглы, колющий и режущий инструментарий многоразового использования обрабатывается по ОСТу 42-21-2-85 и приказу № 408.

8. Важно ограничить инъекции и другие чрезкожные процедуры, сокращение числа ненужных инъекций является важным мероприятием для защиты как медицинских работников, так и пациентов.

9. Использованные тампоны с кровью, иглы, шприцы и другой инструментарий погружать в 3 % раствор хлорамина на 1 час или 6 % перекись водорода на 6 часов, одноразовый инструментарий в 5% раствор хлорамина.

10 . Неукоснительно соблюдать режим дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации!

11 . Соблюдать бельевой режим – белье менять по мере загрязнения, регулярно, но не менее 1 раза в 7 дней, Загрязненное белье пациента подлежит немедленной замене.

Смотрите также:

ОСНАЩЕНИЕ: Маркированный инвентарь 2 ведра («Дезинфицирующее средство» и «Вода») швабра («Процедурный кабинет») кастрюли или контейнеры, ветошь (для различных предметов отдельная!) дезинфицирующее средство (р-р хлорамина). АЛГОРИТМ Проводится не реже 2-х раз в день влажным способом с применением 3% р-ра хлорамина или 3% р-р перекиси водорода + 0,5% моющее средство. Обработать вертикальные и горизонтальные поверхности...

ПОКАЗАНИЯ: отсутствие возможности или наличие противопоказаний для приема лекарственных средств внутрь и парентерально; местное воздействие на воспалительные процессы в толстой кишке; судороги; резкое возбуждение. ОСНАЩЕНИЕ: Стерильные: резиновый баллончик; лотки; газоотводная трубка; шпателя; емкости для шпателей; перчатки маска; клеенчатый фартук; дополнительный промаркированный халат "Для клизм"; пеленка; вазелин; клеенка; фантом...

Цели: Краткосрочная: пациент продемонстрирует знания о способах улучшения сна через 2 дня. Долгосрочная: пациент отметит улучшение сна к концу недели. Характер сестринских вмешательств: Медсестра проведёт беседы с пациентом о способах улучшения сна по 10 минут ежедневно в течении 3-х дней. Медсестра обеспечит чистоту, тишину, и свежий воздух в палате (температура воздуха в палате 18-20). Медсестра будет следить за соблюдением...

Правила по охране труда и ТБ направлены на предупреждение опасных и вредных производственных факторов, связанных с особенностями работы в лаборатории, основные из них следующие:

1. Химические факторы – возникают при работе с реактивами.

2. Физические факторы – возникают при работе с приборами и аппаратами.

3. Биологические факторы – возникают при работе с инфицированным биологическим материалом.

В лаборатории нужно соблюдать следующие общие требования:

1. Работать только в спецодежде – халате, колпачке и сменной обуви.

2. Приступать к работе только после вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте. Повторный инструктаж проводится не реже 1 раза в 6 месяцев.

3. Перед работой внимательно ознакомиться с методикой проведения анализа и в соответствии с этим подготовить свое рабочее место.

4. Перед работой следует убедиться в том, что:

· правильно уяснена методика,

· правильно подготовлены приборы и оборудование,

· взятые вещества соответствуют методике анализа,

· все расставлено так, чтобы было удобно достать, не вставая с места, и самое необходимое находится в пределах оптимальной рабочей зоны, соответствующей размаху согнутой в локтевом суставе руки.

5. Работать только на закрепленном месте.

6. Рабочее место содержать в чистоте, не загромождать его не нужными предметами.

7. Во время работы соблюдать тишину, порядок и чистоту.

8. Не допускать торопливости, невнимательности, беспорядочности и неряшливости.

9. Не покидать рабочее место во время проведения анализа, не оставлять без присмотра включенные приборы.

11. Соблюдать правила ТБ при работе с кислотами, щелочами, летучими и ядовитыми веществами, инфицированным материалом, нагревательными приборами.

12. Соблюдать правила противопожарной безопасности.

13. Не наклоняться близко над склянками с реактивами (правильно нюхайте!).

14. Работать с реактивами только над столом.

15. Пипетировать вещества только пипеткой с грушей или дозатором.

17. Не пробовать на вкус в лаборатории любые вещества, даже если они кажется вам знакомыми.

18. В лаборатории запрещается принимать пищу!

19. После работы обязательно вымыть руки с мылом!

20. После работы убрать все приборы и реактивы по местам, выключить все электроприборы, закрыть форточки, краны водоснабжения и протереть рабочий стол.

21. Уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Профилактика профессиональных заражений, связанных с работой с инфицированным материалом, является одной из важнейших задач в работе лаборанта. Меры профилактики сводятся к максимальному предотвращению контактов кожи и слизистых оболочек с кровью и другими биологическими жидкостями, для чего необходимо придерживаться следующих правил:

1. Работать в спецодежде: халате, шапочке, сменной обуви, резиновых перчатках. При угрозе разбрызгивания крови работать в очках, маске, клеенчатом фартуке.

2. Повреждения на коже (порезы, царапины) перед работой нужно обязательно заклеить лейкопластырем.

3. Запрещается пипетирование биологического материала ртом. Обязательно нужно использовать автоматические пипетки или резиновые груши.

5. В случае загрязнения рук кровью их следует немедленно обработать тампоном, смоченным 1 % раствором хлорамина или 70 % раствором спирта в течение 2 минут, а затем вымыть проточной водой с мылом и протереть индивидуальным полотенцем.

6. При загрязнении кровью перчаток, их протирают тампоном, смоченным в 3 % растворе хлорамина или 6 % перекисью водорода.

7. При загрязнении стола кровью, его немедленно протирают дезраствором дважды с интервалом 15 минут.

8. После работы перчатки дезинфицируют в течении 60 минут в одном из дезинфицирующих растворов.

9. После работы поверхность рабочего стола обязательно продезинфицировать – промыть ветошью смоченной в одном из дезрастворов.

10. Лабораторный инструментарий, иглы, капилляры, предметные стекла, кюветы ФЭКа, пипетки, резиновые груши и т.д. после работы должны подвергаться дезинфекции и стерилизации.

11. Для дезинфекции можно применять следующие растворы:

· Хлорамин 3 %.

· Перекись водорода 6 %.

· Моющий раствор (0,5 % раствор СМС и 6 % перекись водорода).

· Осветленный раствор хлорной извести 0,6 %.

· Сульфохлорантин 0,5 %.

· Дезоксон-1 0,5% и т.д.

· В настоящее время в лаборатории могут применяться другие, более современные дезинфицирующие средства.

Практическая работа

«Правила работы с лабораторным оборудованием».

Цели практической работы:

· изучить особенности техники безопасности при работе в биохимической лаборатории;

· закрепить умения работать химической пипеткой, мерным цилиндром и др. лабораторной посудой;

· закрепить умения готовить растворы приблизительной концентрации.

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектируйте в тетрадь правила техники безопасности при работе в биохимической лаборатории и правила работы с биологическим материалом в КДЛ.

2. Оборудуйте рабочее место для практической работы согласно методике работы.

3. Выполните практическую работу.

4. Оформите результаты работы в тетради по плану:

· Название работы.

· Задание к работе.

· Рисунок.

· Наблюдения, расчеты, уравнения реакций и т.д.

5. Сделайте вывод по работе.

6. Ответьте на предложенные вопросы.

Задание № 1. Работа с пипетками.

· Подготовьте пипетки с резиновой грушей на 1 мл или на 2 мл.

· Вспомните, как определяется цена деления мерной посуды.

· Подготовьте 5 пробирок и баночку с водой.

· Налейте в каждую пробирку по 4 мл воды, используя груши на 1 или 2 мл. Работайте медленно. Помните, в работе лаборанта очень важна аккуратность и точность!

· Слейте всю воду из пробирок в мерный цилиндр, и измерь количество воды.

· Если воды в цилиндре меньше или больше, чем 20 мл, то повторите всю операцию с самого начала.

· Если воды в цилиндре ровно 20 мл, то приступайте к выполнению следующего задания.

Задание № 2. Приготовление растворов.

· Произведите расчеты, необходимые для приготовления следующих растворов:

1. 20 мл 5 % раствора сульфата меди.

2. 25 мл 10 % раствора гидроксида натрия.

3. 25 мл 5 % раствора серной кислоты.

· Приготовьте один из предложенных растворов.

· Напишите алгоритм приготовления растворов приблизительной концентрации.

Ответьте на вопросы:

1. Какой биологический материал можно использовать для биохимических исследований?

2. Чем отличается цельная кровь, сыворотка и плазма крови?

3. Как определить цену деления мерной полсуды (на примере цилиндра или пипетки).

4. Как правильно работать со спиртовкой и другими нагревательными приборами.

5. Фильтрование: приборы, правила проведения, промывание осадков.

3.1. Соблюдение ТБ в биологической лаборатории.

3.1.1. Инструкция по охране труда для учителя.

3.1.1.1. К работе допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие педагогическое образование, прошедшие медицинский осмотр.

3.1.1.2. Учитель должен:

Знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ;

Пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;

Руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка;

Режим его труда и отдыха определяется графиком работы.

3.1.1.3. Опасность возникновения травм:

При пользовании стеклянной лабораторной посудой;

При работе с колющими и режущими инструментами;

При работе с различными растворами;

При включении электроприборов, аппаратуры ТСО (технических средств обучения);

При работе с инсектицидами;

При наличии в кабинете ядовитых растений.

3.1.1.4. При санитарной обработке растений пользоваться только мыльным и табачным растворами.

3.1.1.5. О случаях травматизма сообщать администрации школы.

3.1.1.6. Соблюдать личную гигиену и технику безопасности.

3.1.1.7. При проведении лабораторно-практических занятий работать в спецодежде (халат, перчатки).

3.1.1.8. Не выращивать в кабинете ядовитые растения.

3.1.1.9. Нести ответственность (административную, материальную, уголовную) за нарушение требований инструкций по ОТ.

3.1.1.10. Не допускать проведения в кабинете занятий по другим предметам и различных внеурочных мероприятий.

Требования безопасности перед началом работы

3.1.1.11. Проверить готовность кабинета и безопасность рабочих мест к учебным занятиям.

3.1.1.12. Проверить наличие необходимого лабораторного оборудования и препаратов.

3.1.1.13. Проверить исправность электроосвещения.

3.1.1.14. Проветрить кабинет.

Требования безопасности во время работы

3.1.1.15. Соблюдать личную гигиену и безопасность.

3.1.1.16. Следить за дисциплиной и порядком в кабинете.

3.1.1.17. Не допускать учащихся к включению и переноске аппаратуры ТСО.

3.1.1.18. Не допускать учащихся к переноске лабораторного оборудования и препаратов.

3.1.1.19. Выдать учащимся рабочую одежду (халаты).

3.1.1.20. Не оставлять учащихся без присмотра во время практических занятий.

3.1.1.21. Осколки стеклянной, фаянсовой посуды убирать щёткой и совком.

3.1.1.22. Следить за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета и рабочих мест.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

3.1.1.23. В случае возникновения аварийных ситуаций принять меры к эвакуации учащихся.

3.1.1.24. Сообщить о происшедшем администрации школы, при пожаре известить службу 01.

3.1.1.25. При внезапном заболевании учащегося вызвать медработника, сообщить родителям.

Требования безопасности по окончании работы

3.1.1.26. Отключить от электросети аппаратуру ТСО.

3.1.1.27. Проверить уборку рабочих мест.

3.1.1.28. Принять от учащихся рабочую одежду.

3.1.1.29. Перенести в лаборантскую посуду, оборудование и препараты.

3.1.1.30. После экскурсии сверить численность присутствующих учащихся.

3.1.1.31. Проветрить кабинет.

3.1.1.32. Выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ.

3.1.1.33. Обо всех недостатках, обнаруженных во время учебных занятий, сообщить администрации.

3.1.2. Инструкция по охране труда для учащихся.

Общие требования безопасности.

3.1.2.1. К практическим работам допускаются учащиеся, которые прошли медицинский осмотр, специальное обучение, инструктажи по охране труда, о безопасных методах работы. Эти знания периодически проверяют, закрепляют.

3.1.2.2. Проведение инструктажей и проверка знаний по вопросам техники безопасности (охраны труда) производится в пределах учебной программы и оформляется соответственно в журнале инструктажа.

3.1.2.3. Выполнение данной инструкции является обязательным для всех лиц, которые выполняют практические работы по биологии.

3.1.2.4. Тщательное соблюдение правил личной гигиены и санитарных норм на рабочем месте.

3.1.2.5. В кабинете разрешается проводить эксперименты, только предусмотренные учебными программами. Запрещается выполнять работы, не связанные с заданием или указанием учителя.

3.1.2.6. Надеть спецодежду, застегнуть её на все пуговицы, волосы спрятать под головной убор.

3.1.2.7. Освободить рабочее место от всех ненужных для проведения работы предметов и материалов.

3.1.2.8. Проверить наличие и надёжность посуды, приборов, инструментов, материалов, необходимых для выполнения задания.

3.1.2.9. Начинать выполнять задания только с разрешения учителя.

3.1.2.10. Выполняйте только ту работу, которую поручил учитель.

3.1.2.11. Пользуясь спиртовкой, не задувайте пламя, а гасите его, накрывая специальным колпачком; не вынимайте из спиртовки после её зажигания горелки с фитилём; не зажигайте одну спиртовку от другой - всё это угрожает пожаром.

3.1.2.12. При пользовании скальпелем, лезвием для безопасной бритвы, иглой, никогда не направляйте режущие или колющие части этих инструментов на себя, других людей, чтобы избежать ранений.

3.1.2.13. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйтесь только специальным держателем к ней, а не бумажной полоской. Чтобы избежать ожогов, не направляйте отверстие пробирки на себя или на других людей.

3.1.2.14. Пользуясь кислотами или щелочами, наливайте их только в стеклянную посуду. Кислоту вливайте в воду, а не наоборот.

3.1.2.15. При использовании порошкоподобных химических веществ, набирайте их только специальной ложечкой (не металлической), не дотрагиваясь до порошка руками. Помните, что многие из этих веществ ядовиты. То же самое касается удобрений, которые используются для подкормки растений.

3.1.2.16. Все жидкости, которые остаются после проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливайте в стеклянные чашки или стаканы, специально для этого предназначенные (не сливайте их в водопроводную раковину).

3.1.2.17. Аккуратно обращайтесь со стеклянной посудой. В случае если она разбивается, не собирайте осколки руками, а сметайте их щёточкой в предназначенный для этого совок.

3.1.2.18. При изготовлении препаратов для рассматривания их под микроскопом очень аккуратно берите стёклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположите его параллельно предметному стеклу, которое вы держите в левой руке, в непосредственной близости к нему, а потом выпустите стёклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.

3.1.2.19. Уберите рабочее место.

3.1.2.20. Не мойте стеклянную посуду мылом, она становится скользкой, и её легко упустить и разбить.

3.1.2.21. После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

3.1.2.22. Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

3.1.2.23. В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

3.1.2.24. В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.

3.1.3. Техника безопасности при проведении экскурсий и полевых работ.

3.1.3.1. На экскурсии допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

3.1.3.2. Опасность возникновения травм:

При переходе улиц и перекрёстков;

При сборе ядовитых растений;

При сборе ядовитых и опасных насекомых и животных;

При нарушении инструкции по ТБ.

3.1.3.3. У руководителя экскурсии должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

3.1.3.4. Учебная экскурсия не должна превышать заявленного в документах времени.

3.1.3.5. Необходимо знать местные ядовитые растения и опасных ядовитых животных.

3.1.3.6. Иметь запас чистой питьевой воды.

3.1.3.7. Не пользоваться химическими растворами (серный эфир, хлороформ) для замаривания насекомых.

Требования безопасности перед началом занятий.

3.1.3.8. Приготовить необходимые учебные принадлежности (папки, лопатки, булавки, коробки).

3.1.3.9. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении экскурсии.

3.1.3.10. Получить учебное задание у руководителя.

3.1.3.11. Выходить из кабинета спокойно, не торопясь.

3.1.3.12. Одеться соответственно погоде.

3.1.3.13. При жаркой солнечной погоде надеть головной убор.

3.1.3.14. Не начинать движение без указания учителя-руководителя.

Требования безопасности во время занятий.

3.1.3.15. Выполнять все действия только по указанию учителя.

3.1.3.16. Идти только по маршруту, указанному учителем, не нарушая правил дорожного движения при переходе улиц, перекрёстков.

3.1.3.17. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.

3.1.3.18. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

3.1.3.19. Соблюдать порядок и дисциплину, провести повторную перекличку на месте.

3.1.3.20. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.

3.1.3.21. Двигаться компактной группой, не теряя никого из виду.

3.1.3.22. Не пить воду из открытых водоёмов.

3.1.3.23. Не пробовать на вкус собранные растения.

3.1.3.24. Не выкапывать растения незащищёнными руками, пользоваться лопатками.

3.1.3.25. Не ходить во время экскурсии босиком.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.3.26. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

3.1.3.27. При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно пре­кратить занятия, группе вернуться в учебный кабинет.

3.1.3.28. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

Требования безопасности по окончании занятий.

3.1.3.29. Проверить присутствие всех своих товарищей.

3.1.3.30. Просмотреть свои записи в черновиках по результатам экскурсии. Аккуратно сложить собранный материал в папки, гербарии и т.п. в указанное учителем место.

3.1.3.31. Проверить безопасность рабочего места.

3.1.3.32. Вымыть лицо и руки с мылом.

3.1.4. ТБ при работе с микроорганизмами.

3.1.4.1. Учащиеся должны четко выполнять инструкции учителя к лабораторным занятиям. Учащимся, склонным к аллергическим реакциям или имеющим медицинские противопоказания, запрещается работать с биообъектами без разрешения врача.

3.1.4.2. В лаборатории запрещается принимать пищу, пить напитки.

3.1.4.3. Приступать к занятиям обязательно в хлопчатобумажном халате и одноразовых перчатках.

3.1.4.4. Работу с микроорганизмами проводят только на лабораторных столах с кафельным покрытием.

3.1.4.5. Работу с биологическим материалом проводить специальными инструментами, используя лабораторную посуду. Запрещается трогать культуры руками!

3.1.4.6. При случайном попадании биологического материала (особенно микроорганизмов) на стол или руки, обработать дезинфекцирующим раствором (например, хлорамином).

3.1.4.7. Строго соблюдать правила обращения с химическими реактивами и красителями.

3.1.4.8. Поскольку некоторые микроорганизмы, особенно споры грибов, являются аллергенами, не допускать их распыления: не оставлять открытыми чашки Петри, пробирки, колбы с культурами микроорганизмов. При работе со спорулирующими грибами следует защитить органы дыхания одноразовой защитной маской.

3.1.4.9. Суспензии микроорганизмов или реактивы набирать только с помощью пипетки с насадкой, в наконечник которой вложен ватный шарик для предотвращения засасывания суспензии из наконечника внутрь пипетки.

3.1.4.10. Все предметы, использованные при работе с живыми культурами, должны быть обеззаражены либо обжиганием в пламени горелки (петли, иглы), либо погружением в дезинфицирующий раствор (предметные и покровные стекла, пипетки, шпатели).

3.1.4.11. Все засеянные пробирки, чашки Петри сдаются учителю для помещения в термостат. Отработанный материал (пробирки, чашки Петри) помещается в определенные емкости по указанию учителя для их дальнейшего обеззараживания.

3.1.4.12. В лаборатории необходимо поддерживать порядок и чистоту. По окончании занятий учащиеся обязаны снять защитную одежду, привести в порядок рабочее место и сдать лаборанту или учителю, вымыть руки с использованием дезинфицирующих средств.

3.1.4.13. После окончания работ необходимо проветрить помещение.

3.1.5. Техника безопасности при проведении демонстрационных опытов по биологии.

Общие требования безопасности .

3.1.5.1. К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не допускаются.

3.1.5.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3.1.5.3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

Химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;

Термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

Порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.

3.1.5.4. Лаборатория биологии должна быть укомплектована медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

3.1.5.5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Лаборатория биологии должна быть оснащена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

3.1.5.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

3.1.5.7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

3.1.5.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности перед началом работы.

3.1.5.9. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.

3.1.5.10. Тщательно проветрить помещение лаборатории биологии.

Требования безопасности во время работы.

3.1.5.11. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, во избежание порезов и уколов брать инструмент только за ручки, не направлять их заостренные части на себя или на других учащихся.

3.1.5.12. Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежание пореза пальцев.

3.1.5.13. При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании не направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.1.5.14. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.

3.1.5.15. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается.

3.1.5.16. Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и нюхать растения, грибы и колючие растения.

3.1.5.17. При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями.

3.1.5.18. Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать стол посторонними предметами.

Требования безопасности по окончании работы.

3.1.5.19. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

3.1.5.20. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимость не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.

3.1.5.21. Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.5.22. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении немедленно удалить учащихся из кабинета, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

3.1.5.23. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

3.1.5.24. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

3.1.6. Техника безопасности для учащихся при работе с микроскопом.

Общие требования.

3.1.6.1. Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в лаборатории биологии работ, связанных с использованием микроскопа.

3.1.6.2. При работе в лаборатории биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных факторов:

Уколы частей тела при небрежном обращении с препаровальными иглами;

Порезы рук при небрежном обращении с предметными и покровными стёклами.

Требования безопасности перед началом работы.

3.1.6.3. Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, безопасные приёмы её выполнения.

3.1.6.4. Все работы выполняются только с разрешения и под контролем учителя.

3.1.6.5. Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

3.1.6.6. Ученик повторяет с правила работы с микроскопом.

Требования безопасности во время работы.

3.1.6.7. Ученик должен точно соблюдать порядок действий.

3.1.6.8. Ученик должен соблюдать осторожность при работе с препаровальными иглами, предметными и покровными стёклами.

3.1.6.9. Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.

3.1.6.10. Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест.

3.1.6.11. Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы и пинцеты.

Требования безопасности по окончании работ.

3.1.6.12. По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого емкости. Затем сдаёт всё учителю на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния.

3.1.6.13. По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок и сдает лаборанту или учителю.

3.1.6.14. После окончания работы обязательно тщательно вымыть руки с мылом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

3.1.6.15. В случае выявления неисправностей в приборах и оборудовании следует немедленно остановить работу группы и при необходимости оповестить администрацию.

3.1.7. Памятка по работе с микроскопом с иммерсионным объективом.

Сухие и иммерсионные объективы.

3.1.7.1. Объективы малого увеличения (3 х, 5 х, 8 х, 9 х, 10 х) применяют главным образом для предварительного осмотра препарата. Объективы среднего увеличения (20 х, 40 х, 60 х) – для изучения крупных клеток микроорганизмов (например, грибов). Эти объективы называют сухими, поскольку при микроскопии между фронтальной линзой и препаратом находится воздух. Вследствие различия показателей преломления воздуха (n = 1) и стекла (n = 1,52) часть лучей, освещающих препарат, рассеивается и не попадает в объектив.

3.1.7.2. Объективы больших увеличений (85 х, 90 х) называются иммерсионными. Их применяют для изучения мелких форм микроорганизмов (например, бактерий). При работе с ними препарат должен быть максимально освещен. Светорассеивание, неизбежное при работе с объективами, в данном случае устраняется благодаря использованию иммерсионных жидкостей, показатель преломления которых близок к показателю преломления стекла. Чаще всего используют кедровое масло, у которого n=1,515. Каплю жидкости наносят на препарат и погружают в нее объектив. Короткое фокусное расстояние объективов большого увеличения ((1,9 - 2,1)мм) позволяет исследовать объект, не поднимая объектив из капли, вследствие чего создается однородная среда между линзой и препаратом.

Правила работы с иммерсионной системой микроскопа.

Начало работы.

3.1.7.3. Установить микроскоп на малое увеличение (х8).

3.1.7.4. Навести максимальную освещенность.

3.1.7.5. Установить исследуемый препарат на предметный столик и закрепить его зажимами.

3.1.7.6. Найти изображение предмета на малом увеличении (х8).

3.1.7.7. Нанести на препарат каплю иммерсионной жидкости.

3.1.7.8. Установить микроскоп на большое увеличение (х90) до щелчка.

3.1.7.9. Под контролем глаза микровинтом опустить объектив микроскопа максимально вниз, пока он не коснется иммерсионной жидкости.

3.1.7.10. Наблюдая в окуляр, поднимать макровинтом вверх тубус до тех пор, пока не появится изображение предмета.

3.1.7.11. Микровинтом установить более четкое изображение.

3.1.7.12. Провести микроскопию препарата-мазка.

Просмотров