Предложения с наречием о е с не. Как пишется "не" с наречиями: примеры. "Не" слитно и раздельно с наречиями: правила написания. IV. Домашнее задание

(Не)далеко есть чудный лес,

Полный тайн и чудес.

В нём (не)плохо погуляться

(Не)надолго затеряться.

Это стихотворение поможет нам обозначить проблему: слитное и раздельное написание не с наречиями.

Наречия

Существуют в русском языке слова, которые используются для обозначения признака действия, предмета или признака признака. Они называются наречиями. Ниже даны примеры не слитно и раздельно с наречиями. Например, с :

  • смотрит весело, невесело;
  • встретили радостно, нерадостно;
  • слушаю внимательно, невнимательно.

с наречиями меры и степени:

  • очень, не очень сильно;
  • чересчур (не чересчур) слабо;
  • с лихвой (не с лихвой) хватает.

с наречиями времени:

  • давно (недавно) вышел;
  • напишу завтра (не завтра);
  • соберёмся вечером (не вечером).

с наречиями места:

  • здесь (не здесь) соберёмся;
  • далеко (недалеко) был;
  • изнутри (не изнутри) посмотрел.

Перед вами примеры не слитно и раздельно с наречиями: неплохо, недалеко - вовсе не плохо, совсем не далеко. От чего же это зависит? Это мы можем узнать из правил, регулирующих это правописание.

Слитно пишутся наречия, которые могут быть заменены синонимами

Синонимы - это слова, способные заменить друг друга в предложении. В случае такой возможности не с наречием пишется слитно:

  • Вы вчера выступили неплохо (хорошо)
  • На репетицию приходите в клуб «Гудзон», тут недалеко (близко).
  • Он негромко (тихо) начал петь.

Если сложно заменить синонимом, можно использовать выражение:

  • Это будет нескоро (через продолжительное время).
  • Концерт продолжался недолго (короткое время).
  • Мальчик отвечал неуверенно (без уверенности).

Слитно с «не» пишутся наречия, которые без «не» не употребляются

Ещё примеры слов которые с не пишутся слитно: неряшливо, негодующе, ненавидяще.

Слитное написание в этом случае объясняется тем, что слово без не употреблено быть не может. Например:

  • К своим обязанностям мой заместитель отнёсся небрежно.
  • Он как-то нелепо взмахнул руками.
  • Выглядел конферансье невзрачно, на первый взгляд.

Слитно с «не» пишутся отрицательные наречия

Слитное и раздельное написание не с наречиями часто зависит от части речи. Например, всегда надо писать слитно с не отрицательные местоимения:

  • Нашему коллективу негде проводить репетиции.
  • Стремиться к чему-то большему было уже незачем.
  • Город был чужой, знакомых нет, сходить даже некуда.

Наречия пишутся раздельно, если есть противопоставление

Если вы задумываетесь, и есть примеры не слитно и раздельно с наречиями одними и теми же, нужно обязательно обращать внимание на то, есть или нет противопоставление в предложении. Оно может быть выражено противительным союзом «а», может только подразумеваться и никак не выражаться. При существовании противопоставления наречие с «не» пишется раздельно.

  • Я должен был тогда поступить не честно, а человечно.
  • Вопреки его ожиданиям, встреча прошла не скучно, а весело.
  • Дети вели себя не тихо - шумели.

При наличии некоторых слов наречия пишутся раздельно с «не»

Наречие надо писать раздельно с «не», если к нему относится какое-либо из следующих слов: совсем, ничуть, нисколько, никогда, вовсе, далеко. Хотя без этого слова оно будет написано слитно.

Примеры «не» слитно и раздельно с наречиями

раздельно

Его предположение оказалось далеко не верно.

Его предположение оказалось неверно.

На улице оказалось вовсе не холодно.

На улице оказалось вовсе холодно.

Он рассказывал нисколько не смешно.

Он рассказывал несмешно.

Я чувствовал сам, что пошутил ничуть не умно.

Я чувствовал сам, что пошутил неумно.

С некоторыми наречиями «не» пишутся раздельно всегда

Нужно сказать, что «не» пишется раздельно почти со всеми наречиями, кроме заканчивающихся на -о и -е, тех, которые без не не употребляются, и отрицательных.

Если знать, как пишется не с наречиями, примеры которых даны в таблице, то все остальные нужно просто писать раздельно:

  • не по-товарищески;
  • не сразу;
  • не везде;
  • не всегда;
  • не замужем.

Исключения: недаром, недосуг, нехотя, неспроста, невдалеке.

Тест «Наречия с НЕ»

Нужно указать номер предложения, в котором наречие с «не» пишутся указанным образом.

1. раздельно

1) Это выглядело (не)плохо
2) С заданием класс справился(не)плохо, а просто отлично.

3) У меня получилось (не)много криво.

4) Я подошёл к нему (не)заметно.

1) Маме моё поведение отнюдь (не)понятно было.

2) Оправдания звучали вовсе (не) уверенно.

3) Моим родителям это далеко (не)приемлемо.

4) Каникулы прошли (не)заметно.

3. раздельно

1) Таня жила от меня (не)далеко.

2)В доме было (не)привычно тихо.

3) Задание выполнить (не)легко.

4) Справиться со всем этим было (не)легко, а очень легко.

1) Ты (не)удачно пошутил.

2) Вопреки ожиданиям в доме было (не)бедненько, а вполне себе ничего.

3)Дело продвигалось отнюдь (не) легко.

4) Нисколько (не)жестоко, если помнить о том, как он себя вёл.

5. раздельно

1) Ответ (не)приятно удивил меня.

2) Справиться с этим будет (не)тяжело, но долго.

3) Неужели тебе это нисколько (не)привлекательно?

4) Отсутствовал папа (не)долго.

1) Он (не)лепо потоптался и ушёл.

2) После дождика было нисколько (не)свежо, только влажно.

3) В этом месте в прошлом году было (не)мелко, а глубоко.

4) Если напрямик то ничуть (не) далеко.

7. раздельно

1) Малыш в своей шубе, (не)уклюже переваливаясь, потопал по дорожке.

2)Выглядел он (не)взрачно, но забавно.

3) Тут вовсе (не)глубоко, можно вброд перейти.

4) (Не)вежливо так себя вести.

1) Ты повёл себя (не)по-товарищески.

2) Солнце высушило сено (не)досуха.

3) Ребята разместились (не)подалеку.

4) Сегодня вовсе (не) жарко.

9. раздельно

1) Я за лето (не) вероятно похудела.

3) Медведя здесь можно встретить отнюдь (не)часто.

4) Сходить в монастырь будет (не) близко, но интересно.

10. раздельно

1) Читал он (не)громко, но удивительно выразительно.

2) Алексей (не)принужденно развалился в кресле.

3) Выполнить твою просьбу будет нисколько (не)легко.

4) (Не)ожиданно налетела гроза.

Ответы

1.2) С заданием класс справился(не)плохо, а просто отлично.

2.4) Каникулы прошли (не)заметно.

3.4) Справиться со всем этим было (не)легко, а очень легко.

4.1) Ты (не)удачно пошутил.

5.3) Неужели тебе это нисколько (не)привлекательно?

6.1) Он (не)лепо потоптался и ушёл.

7.3) Тут вовсе (не)глубоко, можно вброд перейти.

8.3) Ребята разместились (не)подалеку.

9.3) Медведя здесь можно встретить отнюдь (не)часто.

10.3) Выполнить твою просьбу будет нисколько (не)легко.

Открытый урок в 7 классе

1слайд

Тема урока : Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о,

Цели урока :

1. Образовательная : закрепление сведений о слитном и раздельном написании не с наречиями на -о и -е ;

Обобщение и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;

Выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

2. Развивающая :

Способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.

3. Воспитательная :

Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: учебник русского языка,компьютер, экран, фонозапись.

    Оргмомент.

–Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Ребята, я вас попрошу на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности.

Обратимся к строчкам Р. Рождественского:

(На экране высвечиваются строки Р. Рождественского под ф/з):

Все начинается с любви…

«Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова :

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-

Все начинается с любви-

Я это точно знаю.

Р. Рождественский.

Ребята, о чём этот прекрасный текст?

А что начинается с любви?

Какой частью речи являются выделенные слова?

2. Закрепление изученного материала.

Сегодня мы закрепим сведения о слитном и раздельном написании не с наречиями на–о, -е

Сформу лируйте , пожалуйста, вопросы по заданной теме урока.

-Когда не с наречиями на - о и - е пишется слитно, а когда раздельно?

Итак, цель урока мы вместе определили.

А теперь, чтобы проверить свои силы и способности в достижении поставленной цели, мы поработаем.

Подберите к фразеологизмам синонимы.

Встать ни свет ни заря, жить душа в душу, рукой подать, хоть пруд пруди, мчаться во весь дух, работать засучив рукава, у черта на куличках, на весь золота.

а) Опрос

Какую часть речи называют наречием?

На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются?

Наречия имеют окончания? Почему?

На какие разряды делятся наречия?

А что вы можете сказать о количественном составе наречий? Наречий каких групп больше?

Как образовался термин «наречие»?

Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие». Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая? Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отмечали и древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium. Слово verbium означает «глагол», а приставка ad- - «при», то есть буквальный перевод термина adverbium звучал бы как «приглаголие». Итак, уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Ср.: работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.п.

Фонетическая разминка.

А,Б,В!Г,Д,Е!Ё?И!Й.К!Л,М,Н,О!П.Р.С.Т.У?Ф!Х,Ц,Ч.Ш!Щ,Ъ.Ы!Ь.Э?Ю!Я!

б) Анализ текста

Туман расст…лавшийся над равниной постепенно, несмело исчезает уступая силе солнечных лучей которые ож…вляют всю природу. На дне оврага ещё сумрач…но но оттуда поднимает…ся белёсый туман. Бабушка разос…лала платок разл…жила на нём хлеб огурцы репу яблоки.

Хорошо-то как, господи – благодарно говорит она.

Прочитайте тест выразительно. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Расставьте запятые

Как бы вы его озаглавили? (Солнечные лучи)

Определите главную мысль.

(О живительной силе солнечных лучей, о способности человека чувствовать себя счастливым среди природы)

-почему бабушка принесла эти продукты? чем они ценны?

7слайд f6с66666666лайд

92c9475c1739aa5d352

Издавна хлеб является пищевым продуктом номер один, основой питания. Он обладает постоянной, не снижающейся при ежедневном употреблении усвояемостью, что связано с его строением, консистенцией и химическим составом. Хороший вкус и запах свежего хлеба возбуждают аппетит и способствуют пищеварению. Пищевая ценность во многом зависит от сорта муки и рецептуры хлеба. Чем ниже сорт муки, тем больше в ней содержится питательных веществ, и чем выше сорт муки, тем больше в ней крахмала и меньше витаминов и минеральных элементов, что сказывается на пищевой ценности хлеба.

На Руси до времен Екатерины II (когда в Россию был завезен картофель) репа была одним из основных пищевых продуктов на столах наших предков.

Репа была самым доступным овощем и основой зимнего рациона на протяжении веков в Европе и в России. "Проще пареной репы" (доступнее) ничего не было. «Репница» - самая распространенная старинная похлебка из репы с солодом. Репа является близким родственником капусты и происходит из Сибири. Репа обладает не только желтым цветом, но и по содержанию и сочетанию различных минеральных веществ и витаминов является поистине «золотым» овощем. По содержанию витамина С репа почти вдвое превосходит апельсины, лимоны и капусту. А ведь они считаются чемпионами по содержанию аскорбиновой кислоты. Кроме того, в репе есть витамины А, В1, В2, В5, каротин, калий, кальций, фосфор, магний, железо, натрий, сера, небольшое количество марганца и йода. Репа включает в себя целый набор необходимых человеческому организму минеральных солей, которые придают ей целебные свойства. Соли серы, к примеру, очищают и обеззараживают кровь, расщепляют камни в почках и мочевом пузыре. Они оказывают полезное действие при инфекциях, кожных заболеваниях и бронхите.

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам. (И.Брехман - основатель валеологии).

9слайд

Найдите в тексте наречия и определите их значения.

постепенно. несмело исчезает - образ действия

благодарно говорит - образ действия

оттуда поднимается - место действия

ещё сумрачно – время

сумрачно – состояние природы

хорошо – состояние человека (слова-категории состояния)

Какую роль в тексте они выполняют?

Делают речь более чёткой и выразительной.

Назовите наречие с не в тексте и объясните его написание. (несмело)

Синтаксическая зарядка.

в) Объяснить написание слов с НЕ.

(3 ученика у доски)

Распределить слова по группам:

1-не с существительными,2- не с прилагательными, 3-не с наречиями.

(Не) правда, а ложь; отвечал (не)принужденно, (не)интересная книга; убеждал (не)искренне; (не)решительность игрока; долгое (не)настье; (не)заметно подошел; (не)брежный вид; вовсе (не)интересный; идти (не)уклюже; (не)глубокая, а мелкая река; (не)быстро, а медленно.

Вывести формулу написания не с данной частью речи и сделать вывод.

г) Работа с учебником

Рассмотрите таблицу на 98 стр. учебника и решите: правило написания не с наречиями то же, что для имён существительных и прилагательных, или правила разные?

Вывод: наречия на О,Е пишутся с НЕ …..

12слайд

д) Задание на развитие быстроты реакции и мышления

Соедините части слов, записанные в два столбика

Записать в тетради номера частей слов.

    вовсе не 1) да

    не 2) довать

    недол 3) ливый

    неле 4) строит

    неправ 5) а злой

    него 6) да

    невеж 7) соко, а низко

    не ту 8) красиво

    не вы 9) по

10) не добрый 10) го

Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.

(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).

Объясните правописание не с разными частями речи.

Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на -о, -е ?

3. Релаксация (под ф/запись «шум моря»)

- Молодцы, ребята, вы радуете меня своими ответами. А теперь немного отдохнем.

Сядьте удобно, расслабьтесь.

Закройте глаза и представьте, что вы на берегу Средиземного моря. Вас ласкает тёплый ветерок…

Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.

4. Отработка навыка

Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко)

б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко)

в) танцы, игры, халат, орбита (тихо)

Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок (медленно)

б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль (плохо)

в) смелость, парта, ульи, потолок (мало)

- Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.

Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?

Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не- , а потом антоним:

Ответ.

Близко – недалеко – далеко

Низко – невысоко – высоко

Тихо – негромко – громко

Плохо – нехорошо – хорошо

Медленно – небыстро – быстро

Мало – немного – много

15 слайд

Б) выборочный диктант

Выберите из текста слова с не в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

(2 ученика у доски)

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне (не)множко жутко, так как я ничего, даже воды (не) вижу, но я все же ничем (не) выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с (не)большой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь (не)сколько посветлела.

От земли поднялся туман. На его сером фоне (не)ясно вырисовываются ближайшие сосны. В их (не)подвижности чувствуется что-то суровое. Я (не) знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от (не)ожиданности. Что бы это могло быть? Я никак (не) могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес (не)медленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

Раздельно

немножко

небольшой

несколько

неподвижность

невольно

неожиданность

немедленно

5. Тестовые задания

1. В каких из данных слов не пишется слитно:

А) (не)погода

Б) (не)серьёзно, а беспечно

В) (не)правильно пишет

Г) (не)цветёт

2 . В каких из данных слов не является приставкой:

А) вовсе не легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г)(не)годовать

3 . Не с наречиями на –о,-е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро,а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво

4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно,а глупо

Б) (не)погода

В) (не)большой,но рыбный

Г) ничем (не)выдаю

5 . Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)любит

5..Подведение итогов и домашнее задание.

- О чём мы говорили на уроке?

Повторить параграф 13. выполнить упр. 231.

Untitled Document

Тема : "Правописание НЕ с наречиями на - О, -Е".

Форма урока - семинар, защита проектов.

Метод - доминанта : проблемно - поисковый, диалогический, творческий.

Технология : информационно-коммуникативная.

Введение

При подготовке к уроку ребята разбиваются на группы для решения проблемных вопросов, проведения индивидуальных исследований:

  1. Как графически оформить основное правило, алгоритм для успешного запоминания и освоения материала?
  2. Как использовать основное правило, алгоритм в практической работе?

В соответствии с проблемными вопросами были сформулированы дидактические цели:

  1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.
  2. Формирование умения составлять алгоритмы действия при решении орфографической задачи.
  3. Формирование критического и творческого мышления, навыков работы в команде.

Для достижения целей были поставлены методические задачи:

  1. Сопоставлять правила написания НЕ с известными частями речи (существительными, прилагательными).
  2. Создавать алгоритмы действия для решения орфографической задачи слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на -о, -е.
  3. Уметь применять алгоритмы действия для решения данной орфографической задачи.
  4. Проявлять творчество при составлении упражнений.

Этапы подготовки к уроку:

  • В начале работы с учащимися класса был проведен "мозговой штурм" и сформулированы темы исследований учеников.
  • Затем сформированы группы для проведения исследований ("Теоретики", "Ученые", "Исследователи", "Практики", "Историки", "Игроки", "Логики", "Экзамена-торы").
  • На третьем этапе - обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах, возможные источники информации.
  • Далее последовала самостоятельная работа учащихся по обсуждению зада-ния каждого в группе и самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
  • На последнем этапе - подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе.
  • На уроке - защита полученных результатов и выводов.

Результаты исследований, творчества группы оформили в виде буклета (Приложение3), где представили
графически оформленное основное правило в виде обобщающей таблицы:

  • "НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е" - "Теоретики";
  • "Примечание", куда занесена дополнительная информация по правилу - "Ученые";
  • алгоритм для решения орфографической задачи - "Логики";
  • примеры оформления орфограммы (НЕ с наречиями на -о, -е) - "Исследователи";
  • толкование "трудных" слов для запоминания - "Историки";
  • текст, составленный учащимися, где предлагается использовать основное правило, алгоритм в практической работе - "Практики".

Также ребятами были составлены задания к игре "Третий лишний" - "Игроки" (Приложение1 в конце страницы), контрольные тесты для самостоятельного отслеживания результатов усвоения материала - "Экзаменаторы" (Приложение2 в конце страницы).
Деятельность учащихся учитель оценивает, исходя из результатов опроса по теоретическому материалу, наблюдения за деятельностью и результатами каждого ученика, ана-лиза графических схем, алгоритмов, анализа итоговых творческих заданий, тестов.

Ход урока.

I. Исходя из темы урока, ребята совместно с учителем формулируют цели урока:

  • Познакомиться с правилами написания НЕ с наречиями на -О, -Е.
  • Научиться обозначать новую орфограмму.
  • Научиться выбирать правильное написание наречий.

II. Знакомство с новым материалом.

Представление, защита полученных результатов и выводов (весь материал представлен в презентации и в буклете для каждого ученика).

1. Выводы "теоретиков":

Наречия на -О, -Е образуются от качественных прилагательных:

  • Неуклюже - неуклюж ий
  • Нелепо - нелеп ый
  • Громко - громк ий

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -О, -Е

2. Выводы "ученых" : познакомимся с дополнительной теоретической информацией по правилу.

Примечание.

Всегда раздельно пишем НЕ с наречиями:

  • если есть слова, усиливающие отрицание (отнюдь не…, вовсе не…, далеко не…, ничуть не…, нисколько не…): нисколько не жалко;
  • если наречие в сравнительной или превосходной степени: говорил не м едленнее (ср.ст.);
  • если наречие пишется через дефис: поступил не по-т оварищески;
  • если наречие не оканчивается на -О, -Е: вникал не с разу (не на -О, -Е);

3. Выводы "логиков" : для решения орфографической задачи можно пользоваться алгоритмом.

Алгоритм

4. Выводы "исследователей" : предлагаем использовать данный алгоритм и на примере предложения применить правило написания НЕ с наречиями.

"И навестим поля пустые, леса, (не)давно столь густые, и берег, милый для меня." (А.С.Пушкин)

Ребята демонстрируют правильное графическое объяснение орфограммы.

Объясните написание наречий:

  • Нег ромко (тихо) произнес
  • Нев зрачно (не употр.) оделся
  • Вовсе не глубоко нырнул
  • Поступил не по -товарищески
  • Вытер не д осуха (не на -о, -е)
  • Прочитал не меньше (ср.ст.)
  • Не медленно , а быстро

5. Выводы "историков" : Предлагаем познакомиться с "трудными" словами для запоминания и активного использования в речи.

Невероятно:

1. Неправдоподобно.
Н: Невероятно умный.
2. Очень большой, значительный, чрезвычайный.
Н: Невероятно сильный.

Непритворно:

непритворный - лишенный притворства, искренний.
Н: Непритворно удивленный.

Неподалеку:

недалеко, поблизости.
Н: Поселиться неподалеку от реки.

Неподдельно:

подлинно, естественно, искренно.
Н: Неподдельно радостный.

нелепый - не оправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный.
Н: Нелепо отвечает.

Невзрачно:

непривлекательно по внешности, некрасиво.
Н: Невзрачно одетый.

Надо запомнить ! Чтобы узнать, какой морфемой является НЕ (приставкой или частью корня), надо подобрать однокоренные слова.
Например:

Неподалеку (даль, дальний) (НЕ - приставка)
Невероятно (вероятность, вероятный) (НЕ - приставка)
Непритворно (притвориться, притворяться) (НЕ - приставка)
Неподдельно (подделать, дело) (НЕ - приставка)
Нелепо (нелепый, нелепость) (НЕ - часть корня)
Невзрачно (невзрачный, невзрачность) (НЕ - часть корня)

III. Закрепление материала.

6. Выводы "игроков": игра проводится по рядам (кто быстрее найдет в каждом ряду третье лишнее слово)

Игра "Третий лишний"
1. Нев ежливо (грубо).
2. Нео жиданно (не употр.)
3. Нед алеко (близко)
4. Неж арко (холодно)

7. Выводы "практиков": ребятами был составлен текст, где встречается изучаемая на уроке орфограмма. Учащиеся предлагают сформулировать тему и основную мысль текста, озаглавить текст, использовать правила, алгоритм в практической работе и решить орфографические задачи.

Солнце (не)смело взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать (не) по-летнему жарко. Неожиданно мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь (не) легко. Но мы (не) унывали, ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели (не) грустно, а весело.

Солнце нес мело (робко) взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать не по-л етнему жарко. Нео жиданно (не употр.) мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь не легко. Но мы не унывали (глаг.), ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели не г рустно , а весело.

7. Выводы "экзаменаторов" : ученики составили контрольный тест для самостоятельного отслеживания результатов усвоения материала. Проверка осуществляется на уроке.

Тест.

I Вариант.

  1. Он понял задание (не)сразу.

II Вариант.

  1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, де-вушка посмотрела на ясное небо.

8. Выводы "игроков" : ребята предлагают к известным фразеологическим оборотам подобрать наречия с НЕ

Аукцион.

  1. Как с луны свалился - неожиданно.
  2. Как кошка с собакой - недружно.
  3. Идти своей дорогой - поступать независимо.
  4. Идти на поводу - действовать несамостоятельно.
  5. Играть с огнем - поступать неосмотрительно.

IV. Домашнее задание.

Составьте предложения с парами слов. Укажите условия написания НЕ с наречиями.
Не ярко-неярко.
Не долго-недолго.
Не ясно-неясно.
Не хорошо-нехорошо.
Не разумно-неразумно.
Не справедливо- несправедливо.

Подготовьте задания к аукциону. Подберите такие фразеологические обороты, которые можно заменить наречиями с НЕ (желающие).


Приложение 1.

Игра "Третий лишний".

I
1. Написал (не)брежно
2. Спросил (не)вежливо
3. Поступил (не)лепо
II
1. Ответил (не)верно
2. Прибил (не)крепко
3. Остановился (не)ожиданно
III
1. Говорил (не)быстро, а медленно
2. Выглядел отнюдь (не)красиво
3. Где-то (не)далеко прошумел
IV
1. (Не) по-летнему холодный
2. Горели (не)ярче прежнего
3. Греет (не)жарко

Приложение 2.

Тест.

I Вариант.

  1. Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.
  2. Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.
  3. Солнце грело (не)жарко, а ласково.
  4. Знакомство его далеко (не)приятное.
  5. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.
  6. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.
  7. Он понял задание (не)сразу.
  8. Ученик выглядел (не)хуже всех.
  9. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.
  10. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.

II Вариант.

  1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.
  2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
  3. День выдался (не)по-зимнему теплый.
  4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.
  5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.
  6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.
  7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.
  8. Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.
  9. Природа (не)слышно живет вокруг нас.
  10. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.

Два последних приложения созданы в программе Microsoft Office Publisher 2007. Бесплатную ознакомительную версию вы можете скачать по этому адресу.

Сведения об учителе: Ансимова Раиса Манивальдовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора БОУ города Омска «Гимназия № 75».

Курирую введение в пилотном режиме ФГОС НОО (введён с 2010 года) и ФГОС ООО (введён с 2012 года).

Предмет: русский язык, 6 класс

Тема урока: Правописание НЕ с наречиями на –О, -Е

Цель урока: актуализировать знания о правописании НЕ с существительными и прилагательными, осуществить перенос знаний на правописание НЕ с наречиями на –О, -Е, выработать алгоритм рассуждения при решении орфографической задачи о правописании НЕ с наречиями.

Предметные результаты: 1. Соблюдать на письме орфограмму «Не с наречиями на –О, -Е».

2. Опираться на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Личностные результаты:

Способность к самооценке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности,

планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемной

ситуации на основе переговоров в паре, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

Обобщать понятия, осуществлять выбор наиболее эффективных способов

решения орфографической задачи.

Коммуникативные:

Работать в паре - устанавливать рабочие отношения, эффективно

сотрудничать для решения учебной задачи.

Ход урока

1. Оргмомент.

Встаньте ровно , быстро поднимите руки вверх,

Медленно опустите руки вниз, ещё медленнее ,

Низко присядьте,

Дружно встаньте,

Глубоко вдохните, тихо сядьте, поставьте ноги прямо ,

Спину держите ровно .

2. Актуализация знаний

Вы внимательно и правильно выполняли команды. Скажите, слова какой части речи звучали чаще? Вы их запомнили?

Назовите наречия места. ВВЕРХ, ВНИЗ.

Назовите наречие в сравнительной степени. МЕДЛЕННЕЕ.

Назовите наречия образа действия. РОВНО, ВВЕРХ, НИЗКО, ДРУЖНО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО, ТИХО, ПРЯМО.

Пропустите 2 строки, запишите наречия в столбик;

Ровно

Трудно

Высоко

Глубоко

Медленно

быстро

Что обозначают все названные наречия?

ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ

Главное действие, которое вы выполняете на любом уроке, обозначаем каким глаголом? УЧИТЬСЯ

Формулировка темы и цели урока

Выберите наречия из списка на доске, расскажите, как будем учиться.

ВМЕСТЕ, БЕЗ УСТАЛИ, ДРУЖНО, (НЕ)СКУЧНО

Замечательная задача урока получилась: УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ, БЕЗ УСТАЛИ, ДРУЖНО, (НЕ)СКУЧНО

Если так будем учиться, урок получиться эффективным.

Чему будем учиться? Нет ли подсказки на доске?

3. Формулировка темы и цели урока

Сформулируйте тему урока.

Я уточню, скорректирую тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, -Е».

Запишите тему.

Сформулируйте вопросы по теме.

КОГДА пишется СЛИТНО? КОГДА пишется РАЗДЕЛЬНО?

Что для этого нужно?

Необходимо правило. Значит, какая будет цель урока?

1. Сформулировать правило.

2. Научиться применять правило для грамотного письма.

Как узнаем, что цель достигнута?

Какой будет главный результат урока?

УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛО.

Это главный критерий оценки вашей деятельности на уроке.

Что будем делать для достижения цели? С чего начнём?

1. Анализировать лексический материал.

2. Отвечать на вопросы.

3. Делать выводы.

4. Выполнять упражнения.

Это ЗАДАЧИурока. Ваше умение решать поставленные задачи также будет оцениваться.

Посмотрите критерии оценки. Как обычно каждый из критериев оценивается по трёхбалльной шкале 0-1-2

· Умение работать в парах 0-1-2 балла;

· Умение анализировать лингвистический материал 0-1-2 балла;

· Полнота ответледовательно, максимаов на вопросы 0-1-2 балла;

· Умение применять правило 0-1-2 балла;

· Результативность выполнения заданий 0-1-2 балла

Результат урока:

«5» - 9-10 баллов;

«4» - 7-8 баллов;

«3» - 5-6 баллов

Я же буду оценивать вашу способность к самооценке.

4.Открытие нового знания

Начнём действовать для достижения цели. Может быть, у вас есть какое-то предположение, гипотеза?

(НЕ)СКУЧНО ПИШЕТСЯ СЛИТНО, ПОТОМУ ЧТО НЕТ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ С СОЮЗОМ А, МОЖНО ПОДОБРАТЬ СИНОНИМ БЕЗ НЕ . МОЖЕТ БЫТЬ, УСЛОВИЯ СЛИТНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ ТАКИЕ ЖЕ, КАК ДЛЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ?

Попробуем доказать эту гипотезу. Предлагаю поработать в парах. Вам предложен материал для исследования. Проанализируйте. На основе анализа лексического материала сформулируйте правило слитного и раздельного написания НЕ.

Он говорил не вежливо, а грубо.

Такое случается нередко.

Улыбаться неискренне.

Мужчина выглядит нелепо.

Учиться далеко не скучно.

ПРОВЕРКА работы в парах.

Какое правило получили? Сравните свои выводы с записью орфограммы в учебнике. Можем ли утверждать, что наше правило верное? Какие условия слитного и раздельного написания НЕ не нашли подтверждения в записи орфограммы в учебнике? Может быть, нам поможет учебник теории? Нет?

Обратимся к справочникам. Найдите подтверждение тому, что на раздельное написание наречий также влияют слова – сигналы, оттягивающие приставку.

Доказали гипотезу?

Молодцы, сработали на совесть

Вместе обсуждали, договаривались по теме урока, получили результат- правило.

Сможете ли вы включить это правило в уже имеющуюся у вас систему знаний о слитном и раздельном написании?

Что получилось? НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНМИ И НАРЕЧИЯМИ НА –О, -Е, ЕСЛИ…ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО,ЕСЛИ…

Это правило мы будем расширять в 6 классе в теме «Местоимение» и в 7 классе, изучая причастие и деепричастие.

ИТАК, правило готово. Какова вторая цель урока? Для чего? ДЛЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.

Как будем учиться выполнять применять правило? Выполнять упражнения.

5. Первичное закрепление

1.Упражнение 555 (2)- комментируем у доски, пояснения письменно.

2. Теперь вернёмся к наречиям, которые записали в начале урока. Во второй столбик запишите эти слова:

1 вариант слитно с НЕ, с пояснением

2 вариант – РАЗДЕЛЬНО с НЕ, с пояснением.

Взаимопроверка. Молодцы, идём к намеченной цели. Продолжим работать в парах.

6. Тренировочные упражнения

1. Нарисуйте две небольшие картинки «Мир глазами оптимиста», «Мир

глазами пессимиста» (если вы не знаете значение слов «оптимист» и «пессимист»,

обратитесь к словарю). На картинках поместите запретительные/разрешительные

таблички (например, «Говори негромко »). Сопроводите картинки небольшим текстом, в

котором пессимист и оптимист выразят свое отношение к миру.

2.А теперь проверим, как научились применять правило. Выполним тест.

Критерии оценки теста:

2 балла – 1-2 ошибки;

1 балл – 3- 5 ошибок;

0 баллов – более 5 ошибок

Вы должны вставить буквы Р(раздельно) или С (слитно), написать пояснение

ПАША, я предлагаю тебе тест, в котором уже есть пояснения, это поможет тебе выполнить тест без ошибок (для слабых)

ТЕСТ Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е

Взлететь (не)высоко, а низко

Есть противопоставление с А

Приезжал (не) часто

Заменить синонимом- редко

Писать (не) аккуратно

Заменить синонимом - грязно

Выглядеть (не)ряшливо

Не употребляется без НЕ

Ушёл (не)далеко от дома

Заменить синонимом -близко

Нет противопоставления с А

Появиться (не)ожиданно

Заменить синонимом -мгновенно

Нисколько (не) трудно помочь

Нисколько Не – оттягивает

Вести себя (не)принуждённо

Заменить синонимом - свободно

Поступил отнюдь (не)красиво

Отнюдь Не - оттягивает

Итого ошибок:

Проверка по эталону:

Взлететь (не)высоко, а низко

Есть противопоставление с А

Приезжал (не) часто

Заменить синонимом- редко

Писать (не) аккуратно

Заменить синонимом - грязно

Выглядеть (не)ряшливо

Не употребляется без НЕ

Ушёл (не)далеко от дома

Заменить синонимом -близко

Нет противопоставления с А

Появиться (не)ожиданно

Заменить синонимом -мгновенно

Нисколько (не) трудно помочь

Нисколько Не – оттягивает

Вести себя (не)принуждённо

Заменить синонимом - свободно

Поступил отнюдь (не)красиво

Отнюдь Не - оттягивает

Итого ошибок:

Зафиксируйте результат в листе самооценки. Оцените себя по остальным критериям, сосчитайте количество баллов.

Молодцы, работали вместе, дружно, на совесть, без устали, надеюсь, нескучно .

Просмотров