Талисманы и символы древнего египта. Талисманы и символы древнего египта Как называется особый символ фараона

Один из ключевых регионов, культура которого наложила отпечаток на всю цивилизацию - Древний Египет. Символы этой культуры изучают до сих пор, они играют огромное значение в понимании этой огромной цивилизации. Располагался он приблизительно в границах современного одноименного государства на северо-востоке Африки.

История египетских символов

Мифология - главная культурная составляющая, которой славится Древний Египет. Символы богов, животных и природных явлений представляют особый интерес для исследователей. При этом проследить сам путь создания мифологии чрезвычайно сложно.

Письменные источники, которым можно было бы доверять, появились позже. То, что очевидно - огромное влияние на египтян природных сил. Это же наблюдается и в становлении любого древнего государства. Люди, жившие до нашей эры, пытались объяснить себе, почему каждый день восходит солнце, Нил ежегодно выходит из берегов, а гром и молнии время от времени обрушиваются на их головы. В результате природные явления наделяли божественным началом. Так появлялись символы жизни, культуры, власти.

Причем люди отмечали, что боги не всегда были к ним благосклонны. Нил мог разлиться очень низко, что приводило к неурожайному году и последующему голоду. В этом случае древние египтяне считали, что чем-то прогневали богов и стремились всячески их ублажить, чтобы подобная ситуация не повторилась на будущий год. Все это играло большую роль для такой страны, как Древний Египет. Символы и знаки помогали разобраться в окружающей действительности.

Символы власти

Правители Древнего Египта именовали себя фараонами. Фараон считался богоподобным монархом, ему поклонялись еще при жизни, а после смерти хоронили в огромных гробницах, многие из которых сохранились до наших дней.

Символы власти в Древнем Египте - это золотая подвязанная борода, посох и корона. Во времена зарождения египетского государства, когда земли Верхнего и Нижнего Нила еще не были объединены, правитель каждой из них имел собственную корону и особые знаки власти. При этом корона верховного правителя Верхнего Египта была белого цвета, а также имела форму кегли. В Нижнем Египте фараон носил красную корону, подобную цилиндру. Единым египетское царство сделал фараон Мен. После этого короны, по сути, объединили, вставив одну в другую, сохранив при этом их цвета.

Сдвоенные короны назвали пшент - это символы власти в Древнем Египте, которые сохранились на многие годы. В то же время каждая корона правителя Верхнего и Нижнего Египта имела свое название. Белая именовалась атеф, красная - хеджет.

В то же время египетские правители окружали себя небывалой роскошью. Ведь они считались сыновьями верховного бога солнца Ра. Поэтому символы просто поражают воображение. Помимо перечисленных это еще и обруч, на котором изображен змей-уреус. Он славился тем, что его укус неизбежно приводил к мгновенной смерти. Изображение змеи располагалось вокруг головы фараона, голова ровно в центре.

Вообще, змеи - самые популярные символы власти фараона в Древнем Египте. Они изображались не только на головной повязке, но и на короне, воинском шлеме и даже поясе. Попутно они сопровождались украшениями из золота, драгоценных камней и цветной эмали.

Символы богов

Боги играли ключевую роль для такого государства, как Древний Египет. Символы, связанные с ними, связывались с восприятием будущего и окружающей действительности. Причем список божественных существ был огромен. В него помимо богов входили богини, чудовища и даже обожествленные понятия.

Одно из главных египетских божеств - Амон. В объединенном египетском царстве являлся верховным главой пантеона. Считалось, что в нем объединены все люди, остальные боги и все сущее. Его символом была корона с двумя высокими перьями или изображался с солнечным диском, ведь он считался богом солнца и всей природы. В древнеегипетских грабницах встречаются рисунки Амона, на которых он предстает в облике барана или человека с головой барана.

Царство мертвых в этой мифологии возглавлял Анубис. Он также считался охранником некрополей - подземных кладбищ и склепов и изобретателем бальзамирования - уникального метода, который предотвращал гниение трупов, использовался в процессе захоронения всех фараонов.

Символы богов Древнего Египта часто бывали часто были весьма устрашающими. Анубиса традиционно изображали с головой собаки или шакала с красным ошейником в виде ожерелья. Его неизменными атрибутами были анкх - крест, увенчанный кольцом, символизировавший вечную жизнь, уас - жезл, в котором хранились целебные силы подземного демона.

Но были и более приятные и добрые божества. Например, Баст или Бастет. Это богиня веселья, женской красоты и любви, которая изображалась в виде кошки или львицы в сидячем положении. Также она отвечала за плодородные и урожайные годы и могла помочь наладить семейную жизнь. Символы богов Древнего Египта, связанные с Баст - это храмовая погремушка, которая называлась систр, и эгида - волшебная накидка.

Символы врачевания

С большим вниманием в Древнем Египте относились к культу врачевания. За судьбу и жизнь отвечала богиня Исида, она же и считалась покровительницей знахарей и лекарей. Ей приносили дары, чтобы уберечь новорожденных.

Символ врачевания в Древнем Египте - коровьи рога, на которых удерживался диск солнца. Именно так изображали богиню Исиду чаще всего (иногда еще в виде крылатой женщины с коровьей головой).

Также ее неизменными атрибутами считались систр и крест анкх.

Символ жизни

Анкх или - символ жизни в Древнем Египте. Его также называют для них это один из самых значимых и ключевых атрибутов.

Его также называют ключом жизни или египетским крестом. Анкх - атрибут многих египетских божеств, с которым они изображаются на стенах пирамид и папирусах. В обязательном порядке его клали в гробницу с фараонами, это означало, что правитель сможет продолжить жизнь своей души и в загробном мире.

Хотя многие исследователи связывают символику анкха с жизнью, до сих пор в этом вопросе нет единого мнения. Некоторые исследователи утверждают, что ведущими его значениями были бессмертие или мудрость, а также то, что он был неким защитным атрибутом.

Анкх пользовался небывалой популярностью в таком государстве, как Древний Египет. Символы, избражавшие его, наносили на стены храмов, амулеты, всевозможные предметы культуры и быта. Часто на рисунках его держат в руках египетские боги.

В наши дни анкх широко используется в молодежных субкультурах, в частности у готов. А также во всевозможных магических и паранаучных культах и даже в эзотерической литературе.

Символ солнца

Символ солнца в Древнем Египте - лотос. Изначально он связывался с образом рождения и творения, а позже стал одним из воплощений верховного божества египетского пантеона Амона-Ра. К тому же лотос еще и символизирует возвращение молодости и красоты.

Стоит отметить, что вообще культ поклонения дневному светилу был у египтян одним из самых главных и значимых. А все божества, так или иначе связанные с солнцем, почитались больше остальных.

Бог солнца Ра, согласно египетской мифологии, создал всех остальных богов и богинь. Весьма распространен был миф о том, как Ра плывет на лодке по небесной реке, попутно освещая всю землю солнечными лучами. Как только наступает вечер, он пересаживается в другую ладью и всю ночь осматривает владения в загробном мире.

На следующее утро он снова выплывает на горизонте и так начинается новый день. Так древние египтяне объясняли смену дня и ночи на протяжении суток, для них солнечный диск был воплощением возрождения и непрерывности жизни для всего на земле.

Фараоны при этом считались сыновьями или наместниками бога на земле. Поэтому никому не приходило в голову оспаривать их право властвовать, так все было устроено в государстве Древний Египет. Символы и знаки, которые сопровождали главного бога Ра - это солнечный диск, жук скарабей или птица Феникс, которая возрождается из огня. Большое внимание также уделялось глазам божества. Египтяне верили, что они могут вылечивать и оберегать человека от бед и несчастий.

Особое отношение у египтян было и к центру Вселенной - звезде Солнце. Они верно прямо связывали ее воздействие на тепло, хорошие урожаи, благополучную жизнь для всех жителей страны.

Еще один занимательный факт. Звездой солнца древние египтяне назвали знакомый каждому из нас абрикос. Причем в самом Египте этот фрукт не рос, не подходили климатические условия. Его завезли из азиатских стран. При этом "заморский гость" так полюбился египтянам, что они решили так поэтично назвать этот фрукт, верно подметив, как его форма и цвет похожи на солнце.

Священные символы для египтян

О том, что Древнего Египта и их значение, многие ученые спорят до сих пор. Особенно это касается священных символов.

Один из главных из них - наос. Это особый ларь, изготовленный из дерева. В нем жрецы устанавливали статую божества или священный символ, посвященный ему. Так еще называлось священное место поклонения определенному божеству. Чаще всего наосы ставили в святилищах или гробницах фараонов.

Как правило, наосов было несколько. Один деревянный был небольшого размера, его помещали в более крупный, вытесанный из цельного куска камня. Наибольшее распространение в Древнем Египте они получили уже в поздний период. В то время их богато и разнообразно украшали. Также нередко наосом называли сам храм или святилище какого-то божества.

Также священные символы Древнего Египта - систрумы. Это ударные музыкальные инструменты, которые применялись жрецами во время таинств во славу богини Хатор. У египтян это была богиня любви и красоты, которая олицетворяла собой женственность, а также плодородие и веселье. Современные исследователи считают, что ее аналогом у римлян была Венера, а у греков - Афродита.

Музыкальный инструмент систрум был облечен в деревянный или металлический каркас. Между ним были натянуты металлические струны и диски. Все это издавало звенящие звуки, которые, как считали жрецы, привлекали богов. В обрядах применялись две разновидности систрумов. Один назывался иба. Он был в форме элементарного кольца с металлическими цилиндрами в центре. С помощью длинной рукояти его располагали над головой богини Хатор.

Более парадный вариант систрума назывался сесешет. Он имел форму наоса и был богато украшен различными кольцами и орнаментами. Гремящие кусочки металла, которые издавали звуки, располагались внутри небольшого ящика. Сесешет разрешалось носить только жрецам и богатым женщинам из высших сословий.

Символ культуры

Символ культуры Древнего Египта - это, безусловно, пирамида. Это самый известный, дошедший до наших дней памятник древнеегипетского искусства и архитектуры. Одна из самых древнейших и знаменитых - пирамида фараона Джосера, правившего за 18 веков до нашей эры. Она расположилась на юге Мемфиса и имеет 60 метров в высоту. Ее сложили рабы из известняковых блоков.

Пирамиды, сложенные в Египете, - удивительнейшие чудеса архитектуры этого древнего народа. По праву одна из них - пирамида Хеопса - считается одним из семи чудес света. А еще одна - пирамиды Гизы - один из кандидатов стать так называемым "новым чудом света".

Внешне это сооружения из камня, в которых хоронили египетских правителей - фараонов. С греческого языка слово "пирамида" переводится как многогранник. До сих пор среди ученых нет единого времени о том, почему древние египтяне выбрали для усыпальниц именно такую форму. Между тем на сегодняшний день обнаружено уже 118 пирамид в разных частях Египта.

Наибольшее число этих сооружений находятся в районе Гизы, поблизости от столицы этого африканского государства - Каира. Их еще называют Великими Пирамидами.

Предшественниками пирамид являлись мастабы. Так в Древнем Египте называли "дома после жизни", которые состояли из погребального помещения и особого каменного сооружения, которое располагалось над поверхностью земли. Именно такие погребальные дома для себя строили первые египетские фараоны. Для материала использовались необожженные кирпичи, полученные из глины, перемешанной с речным илом. Массово они строились в Верхнем Египте, еще до объединения государства, и в Мемфисе, который считался главным некрополем страны. Над землей в этих постройках располагались комнаты для молитв и помещения, в которых хранился погребальный инвентарь. Под землей - непосредственно захоронение фараона.

Самые известные пирамиды

Символом Древнего Египта является пирамида. Самые известные Великие Пирамиды находятся в Гизе. Это усыпальницы Микерина и Хефрена. От самой первой дошедшей до нас пирамиды Джосера эти пирамиды отличаются тем, что имеют не ступенчатую, а строгую геометрическую форму. Их стены поднимаются строго под углами 51-53 градуса по отношению к горизонту. Их грани указывают стороны света. Знаменитая пирамида Хеопса вообще возведена на скале, созданной природой, и помещена ровно в центре основания пирамиды.

Пирамида Хеопса славится еще и тем, что является самой высокой. Изначально она составляла более 146 метров, однако сейчас из-за утраты облицовки уменьшилась почти на 8 метров. Длина каждой из сторон составляет 230 метров, она была построена за 26 столетий до нашей эры. По различным оценкам, ее строили около 20 лет.

На ее строительство ушло более двух миллионов блоков из камней. При этом никаких связующих вещества, как например цемента, древние египтяне не использовали. Каждый блок весил около двух с половиной тысяч килограммов, отдельные достигали веса в 80 тысяч килограммов. В конечном счете - это монолитное сооружение, разделяемое только камерами и коридорами.

Еще две известные пирамиды - Хефрена и Микерна - были возведены потомками Хеопса и меньше в размерах.

Пирамида Хефрена считается второй в Египте по величине. Рядом с ней статуя знаменитого Сфинкса. Ее высота изначально составляла почти 144 метра, а длина сторон - 215 метров.

Самая небольшая из великих в Гизе. Ее высота всего 66 метров, а длина основания немногим больше 100 метров. Первоначально ее размеры были слишком скромны, поэтому выдвигались версии, что она предназначалась не для правителя Древнего Египта. Однако в действительности установить этого так и не удалось.

Как строили пирамиды?

Стоит отметить, что единой техники не существовало. Она изменялась от одной постройки к другой. Ученые выдвигают различные гипотезы, посвященные тому, как создавали эти сооружения, однако единого мнения нет до сих пор.

Исследователи располагают определенными данными о карьерах, откуда брали камни и блоки, об инструментах, применявшихся при обработке камня, а также о том, как их перемещали до места строительства.

Большинство египтологов считают, что камни вырубались в специальных карьерах с помощью медных инструментов, в частности, долото, зубила и кирки.

Одна из самых больших загадок состоит в том, каким образом египтяне в то время перемещали эти огромные каменные блоки. На основании одной фрески ученые установили, что многие блоки просто волокли. Так, на известном изображении 172 человека тянут на санях статую фараона. При этом полозья саней постоянно поливают водой, которая выполняет функцию смазки. По оценкам специалистов, вес такой статуи составлял около 60 тысяч килограммов. Таким образом, каменный блок весом в 2 с половиной тонны могли перемещать всего 8 рабочих. Перемещение грузов таким способом, по общему мнению, было наиболее распространено в Древнем Египте.

Также известен метод перекатывания блоков. Специальный механизм для этого в виде люльки обнаружили при раскопках древнеегипетских святилищ. В ходе эксперимента было установлено, что для перемещения подобным образом каменного блока в 2,5 тонны понадобилось 18 рабочих. Их скорость при этом составила 18 метров в минуту.

Также некоторыми исследователями считается, что египтяне применяли технологию квадратного колеса.

Фараон, посредник между людьми и богами, был необходим для благоденствия египетского общества. В этой статье мы расскажем вам о его титулах и различных именованиях.

Пример титула царя: Тутмосе (1506-1493)

Гор, Сильный бык, возлюбленный Маат; Две Госпожи, Увенчанный уреем, чья мощь велика; Золотой Гор, чьи годы прекрасны; Тот, Кто оживляет сердца; Царь Верхнего и Нижнего Египта, Великое проявление ка Ра, Сын Ра, Тутмос, живущий вечно и во веки веков!

Числа, следующие за именем некоторых правителей, таких как Аменемхет IV, Тутмос III, Аменхотеп II, Рамсес II, Птолемей VIII и другие, не использовалась египтянами; их ввели современные историки, чтобы упростить именование этих царей.

С конца Древнего царства фараон носил особый титул: он состоял из пяти частей, за каждой из которых следовало имя, менявшееся от фараона к фараону. У личных имен могли быть общие элементы, но два разных царя не могли именоваться одним и тем же титулом. Из этого титула чаще всего использовались два последних имени, которые вписывались в картуш. Расскажем подробнее о каждой из частей титула.

Гор (Нг)

Это самое древнее именование царя, употреблявшееся еще с додинастической эпохи. Оно уподобляло фараона богу-соколу Гору. Имя, следовавшее за этим титулом, часто заключалось в прямоугольник, который символизировал ограду царского дворца.

Две Госпожи (Nbty)

Этот титул обеспечивал правителю покровительство двух богинь-хранительниц Верхнего Египта (Нехбет из Эль-Каба) и Нижнего Египта (Уаджит из Буто).

Золотой Гор (Hr nwb)

История происхождения этого титула нам неизвестна. Более позднее его истолкование говорит о победе Гора над Сетом из Ком-Омбо (города в Верхнем Египте), по-древнеегипетски именовавшимся, что объясняет изображение сокола на золотом ожерелье.

Царь Верхнего и Нижнего Египта (nsw bjty)

Титул сообщает о власти фараона над Верхним и Нижним Египтом.

Этот титул может заменяться или сочетаться с другими: Владыка Двух Земель, Владыка обрядов или Совершенный Бог.

Сын Ра

Фараон провозглашается сыном солнечного бога Ра.

Этот титул мог сочетаться с титулом Владыка корон.

Прочие именования царя

Картуши произошли от знака «шен» (sn) изображающего связанную кольцом веревку. Это символ пространства, через которое проходит солнце, то есть символ вселенной. Чтобы вписать в него имя царя, египтяне удлиняли знак так, что он превращался в

Полный царский титул использовался в надписях на храмах и в подписях к важным государственным документам, и мог изображаться как на стелах, так и на папирусе. Много чаще встречается сокращенный титул, состоящий из трех частей: Гор, Царь Верхнего и Нижнего Египта и Сын Ра.

Также для именования фараона использовался ряд специальных слов и выражений. Одно из самых распространенных — «царь» (nsw). Также его часто называли «владыкой» или «принцем».

Однако самое знаменитое именование — это, бесспорно, «фараон». Это слово произошло от выражения первоначально означавшего «великий дом», то есть царский дворец.

Только в эпоху Среднего царства царя стали называть фараоном, и это выражение преодолело границы Египта: оно было отмечено сначала в Библии, затем в греческих текстах и используется до сих пор. В те времена оно часто заключалось в картуш.

И наконец, царя называли «Величеством»; в третьем лице о нем говорили как о «Его Величестве», а обращаясь к нему напрямую, называли «Твое Величество», так как обращение на «Вы» в Древнем Египте не существовало. Сам же фараон называл себя «Мое Величество».

Безграничная власть фараона определяется не только его полномочиями, но также и особыми атрибутами, символами его избранности. Эти древние предметы - жезлы, головные уборы и короны - утверждают его власть над страной и народом и напоминают о ее божественной природе.

В Древнем Египте фараон был абсолютным монархом. Народ верил, что он - прямой потомок бога Гора, т. е. не просто царь, а больше - самый настоящий бог. Власть фараона передавалась по наследству, как правило, от отца к сыну: здесь исключением были несколько женщин, в частности, царица Хатшепсут. Если же фараон умирал, не оставив наследника, к власти приходило другое семейство. Каждое семейство, правившее Египтом, называется династией. За три тысячи лет - именно столько существовал Египет фараонов - на троне сменилось не меньше тридцати двух династий. Фараон следил за порядком в стране, вершил правосудие и был одновременно политическим и духовным вождем своего народа. Как потомок богов он отвечал и за природные явления: именно благодаря ему солнце каждый день поднималось над горизонтом, а Нил щедро разливал свои живительные воды по полям. Фараон был свят, никто не имел права оспаривать его власть, касаться его и даже смотреть на него. Все египтяне простирались перед ним ниц, и каждое его движение и действие, даже самое обыденное, было священно.

Титулы царя

Божественное происхождение царя было основой его власти, и во время коронации он получал не меньше пяти имен, которые напоминали о его сущности.

Слово «фараон» означает «большой дом», т. е. тут наблюдается не что иное, как метонимический перенос.

Кроме того, фараона называли «владыкой», «его величеством» и «царем».

В Древнем Египте правителя можно было именовать множеством разных способов. Основные имена назывались царскими титулами. Титул фараона состоял из пяти таких имен, которые вписывались в его картуш и указывали на божественное происхождение владыки Египта. Эти имена отсылают нас, в большинстве случаев, к трем верховным богам пантеона: Гору («победоносный бык, возлюбленный Ра, тот, кого он назвал царем, поручив ему объединить Обе Земли»), золотому Гору («могущественный доблестью, побивший Девять Луков, великий победой во всех землях») и Ра, царю Верхнего и Нижнего Египта («светло грядущее Ра, избранник Ра»).

Имя по Небти, «Обе Владычицы», или «Две Госпожи» тоже нередко появляется в картушах; оно помещает царя под покровительство двух богинь, о которых идет речь в этом титуле: белого грифа Верхнего Египта Нехбет и кобры Нижнего Египта Уаджит. Так, например, картуш фараона Тутанхамона начинается с иероглифа «Небти, чьи законы совершенны, тот, что умиротворяет Обе Земли и услаждает всех богов». Имя Несут-Бит, буквально «тот, что принадлежит тростнику и пчеле» - это еще один распространенный титул фараона. Египтологи полагают, что его следует расшифровывать как «владыка Верхнего и Нижнего Египта». Это символическое отождествление фараона с флорой и фауной и, следовательно, с двумя частями его царства.

Имя «Са-Ра», которое помещается непосредственно перед картушем, использовалось со времен правления фараона Хефрена. Оно связывает царя Египта с космической мощью вселенной. Этот титул начинается с иероглифов утки (са) и солнца (Ра), за которыми следует имя, данное фараону при рождении и заключенное в картуш.

Таким образом, первый элемент царского титула - Гор, второй - две богини, третий - Золотой Гор, четвертый - личное имя, которому предшествует выражение «царь Верхнего и Нижнего Египта», а пятый - имя, данное при рождении, которому предшествует выражение «сын Ра».

Имена гора и золотого гора

Имя Гора обеспечивает фараону покровительство священной птицы Гора, сына и наследника солнечного бога Ра и владыки Иераконполя, родного города Нармера - первого владыки Египта. Это самый древний титул. Он неизменно начинается с иероглифа сокола Гора (Гер), как в картуше Тутанхамона: «Герка нахт тут месут» (Гор, могущественный Бык, прекрасный своим рождением).

Другой знаменитый фараон, Аменхотеп III, носил следующий титул: «Гор, могущественный бык, появляющийся в сиянии с Маат». Некоторые фараоны, особенно самые древние, известны нам только по имени Гора, без прочих эпитетов или метафор. Имя Золотого Гора используется со времен правления фараона Хеопса. Оно отождествляет царя с солнечным и небесным Гором.

Короны владыки

Корон, символизирующих власть фараона, тоже было немало. Самая известная из них - пасехемти («две сильных») или, в древнегреческой транскрипции, пшент, - представляет собой объединенную двойную корону: красную и белую. Она напоминает о союзе Верхнего и Нижнего Египта. Белая корона символизирует власть фараона над Верхним Египтом, которому покровительствует богиня-гриф по имени Нехбет из города Нехеб.

Красная корона символизирует власть над Нижним Египтом, которому покровительствует богиня-кобра Уаджит, родом из города Буто, расположенного в западной дельте Нила на самой кромке болот. Фараоны надевали пшент на церемонию коронации или на торжества по случаю своего юбилея. Но особенно велико было символическое значение третьей короны фараонов, поскольку ее надевали перед сражениями. Мы говорим о хепреше, или голубой короне Египта. Долгое время исследователи считали эту корону обычным шлемом, потому что она часто появляется на изображениях военных сцен с участием фараона. На самом же деле она символизирует победу владыки Египта над врагами; ее надевали не только в военных походах, но и во дворце. Это самая известная корона эпохи Нового царства: ею многократно венчал себя фараон Рамсес II. Существовали и другие короны, но их надевали только для религиозных обрядов. Среди них отметим корону антеф с двумя страусиными перьями, которую носили Осирис, Амон и фараон, - это символ справедливости, истины и совершенства.

Картуш

Картуш - один из главных царскик символов Древнего Египта. В этот контур с закругленными краями и застежкой в виде горизонтальной линии внизу вписывались иероглифы, из которых состояло имя фараона. Только царь имел право использовать его. Предшественником картуша был так называемый серек. Как мы помним, у фараона было пять имен, пять составляющих титула, которые давались ему в день восхождения на трон, однако в картуш обычно заключались только два первых. Начиная с Хефрена, два последних имени, тронное и личное, вписывались в картуш под названием «шен» (обводить, окружать) - завязанную кольцом веревку, которая символизировала вселенную.

Головные уборы и жезлы

В короне или без короны, фараон всегда носил головной убор. Самый известный из них называется немес - это платок из полосатой ткани, прикрывающий лоб, завязанный сзади и спускающийся вдоль лица двумя полотнищами. Именно немес чаще всего изображался в первых книгах о Древнем Египте, написанных в XIX веке. Удивительно, но на некоторых фресках и барельефах платок немес можно увидеть на голове знатных особ и людей из простонародья. Однако это ошибочные изображения, потому что только фараон имел право носить немес, который был исключительно царским атрибутом и мог надеваться как под корону, так и без нее.

Что же до царских жезлов, то они чаще всего изображались вместе: посох и плеть, скрещенные на груди фараона. Как правило, посох владыка держит в левой руке, а плеть - в правой, но возможно также и обратное, а иногда даже оба предмета помещаются в одной руке. Жезл хека символизирует пастушеский посох, которым фараон, как пастырь, направляет свой народ. Этот атрибут переживет Египет фараонов, и в Средние века его будут носить католические епископы Европы. Плеть нехех, или флагеллум, - это атрибут, которым фараон защищает египтян. Ее называют также «опахалом от мух». Она состоит из трех «хвостов». Еще один жезл, сашем, который представляет собой прямой посох с толстым цилиндрическим набалдашником, использовался в обрядах жертвоприношений богам.

Еще один символ власти - пирамида

Пирамидальная форма - мощный символ. На древнеегипетском языке этот иероглиф читался как «мер». Пирамида - это не что иное, как воплощенные в камне солнечные лучи. Вертикальная ось связывает землю с небесами, а фараона - с его божественным отцом Ра, к которому возносится он после смерти. Горизонтальная ось север-юг (земная ось) параллельна Нилу, текущему из Верхнего Египта в Нижний и ассоциирующемуся с царской властью. Ось восток-запад (небесная ось) параллельна солнечной оси и связана с идеей воскресения, ведь фараон, подобно солнцу, в своей вечной обители рождается, умирает и возрождается бесконечно, день за днем.

В ступенчатых пирамидах ступени символизируют путь, по которому должен пройти фараон, чтобы присоединиться к богам в загробном царстве.

Прочие атрибуты

Узкая накладная бородка - символ бессмертия и божественной сущности фара- она. Кстати, этот чисто мужской атрибут носила и царица Хатшепсут, обманув тем самым многих египтологов, прежде чем Шампольон не обнаружил наконец, что под накладной бородкой фараона на самом деле скрывается женщина.

Египетские правители часто украшали себя всевозможными символами разных богов; так, например, не имеющее ни начала, ни конца кольцо шен символизировало вечность. Кроме того, оно связывалось с солнечным диском, со змеем, вцепившимся в собственный хвост, и небесными птицами, которые нередко изображались с этим символом в когтях.

Корону фараона часто венчал урей - божественная кобра. Эта змея была связана с солнечным богом, царством Нижнего Египта, с царями и их семьей, а также со многими божествами. Урей был охранным амулетом и стерег врата в подземный мир, отпугивая врагов царской семьи и сопровождая умерших фараонов в их путешествии во владения Осириса. И наконец, гриф был символом Верхнего Египта. Фараоны носили на лбу урей (кобру) и голову грифа в знак того, что они защищают свой народ.

Начиная с XI династии Среднего царства, фараон при коронации выбирал себе пять титулов, или тронных имен. Эти тронные имена (титулатура фараона) были не случайными, а обозначали намерения фараона, будущие деяния правителя - то, что он хотел осуществить за время своего правления. Кроме того, в перечне тронных имен содержалось указание на бога, который был для этого фараона особенно почитаемым и важным.

Первым называлось «имя Гора», и тем самым подчеркивалась роль фараона в качестве земного воплощения бога Гора. Второе имя - «имя Небти», или «имя обеих владычиц»,- подчеркивало, что фараон является повелителем Верхнего и Нижнего Египта. Богиня Нехбет, которую изображали на гербе в виде коршуна, считалась покровительницей Верхнего Египта, а Ваджет - представленная в виде кобры - была покровительницей Нижнего Египта. Третье имя - «золотое имя Гора». Его значение точно не установлено. Четвертое - тронное имя правителя Верхнего и Нижнего Египта, в котором подчеркивалось единение двух частей страны. Пятым именем считается личное имя фараона, данное ему при рождении, снабженное необходимым указанием на его божественное происхождение - сын Ра. В науке фараонов чаще всего называют по первому, четвертому и пятому имени. Все имена обозначались соответствующими иероглифами, и получался длинный ряд. Перечисление всех имен фараона трудно запомнить. Личное имя фараона, данное ему при рождении, было известно только узкому кругу приближенных и родственников. После коронации, когда фараон получал все свои имена, его вообще не называли по имени. На рельефах и живописных изображениях имя фараона помещали внутрь картуша - овального обрамления, по которому ученые сразу определяют, что речь идет об имени.

Картуши были довольно большими, чтобы вместить многочисленные иероглифы. Например, пять тронных имен фараона Тутанхамона выглядели примерно так:

  • Первое имя Гора - «Могучий бык, совершенный в своем воплощении».
  • Второе имя Небти - «Движущая сила Закона, умиротворяющего обе страны, угодная всем богам».
  • Золотое имя Гора - «Дающий знаки, примиряющий богов».
  • Тронное имя - «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Проявление бога Ра».
  • Личное имя - Re: Tutanchamun (heqaschema). «Сын Ра, Жи-вой образ Амона, правитель Верхнего Египта и Гелиополиса».

Четвертое и пятое имена помещены в картуши. Фараоны первых династий стали обрамлять свои имена Гора в рамку, так называемый серех - упрощенный рисунок крепости с изображением сокола, символа Гора. Только фараон IV династии Снофру (около 2639 – 2604 годов до н. э.) приказал заключить его личное имя в картуш. Фараон Нефериркар из V династии, правивший около 2483 – 2463 годов до н. э., применил обрамление для тронного имени.

На языке древних египтян картуш назывался шену от глагола «шени», означавшего «окружать». Возможно, при начертании картуша за образец было взято «кольцо Шен» - древнеегипетский символ Вечности. В религиозном мировоззрении древних египтян имя имело чрезвычайно важное значение для жизни после смерти. Картуши с именами ненавистных фараонов скалывали с каменных плит саркофагов, храмов и гробниц. Людям запрещалось произносить их имена.

Жрец-историк Манефон называет первым фараоном царя Менеса. Согласно древним надписям, он был царем Верхнего Египта и звался Нармер или Аха. Этот правитель объединил Верхнее и Нижнее царства в единое государство под своей властью и впервые надел бело-красную двойную корону. После него правили еще несколько царей Первой Династии - преемники Хора (бога-сокола).

Упоминание о царе Менесе как о родоначальнике древнеегипетских царей повторяется в сочинениях греческих и римских историков, но не исключено, что это фигура легендарная - обобщенный образ царя-основателя и вождя-полководца. Считается, что Менес (Аха) родился в Верхнем Египте, в городе Тин. Согласно Геродоту, царь Менес провел большие земляные работы, чтобы построить крепость, ставшую позднее городом Мемфисом - резиденцией фараона и столицей древнеегипетского государства. Он построил к югу от крепости храм местного бога Птаха и впервые совершил символические обряды соединения папируса (символа Севера) и лотоса (символа Юга). Царь Менес увенчал себя двойной красно-белой короной, символизировавшей вечное единство Верхнего и Нижнего Египта. В торжественной процессии он обошел вокруг святилища и крепости. Эта церемония коронации стала традиционной, и ее повторяли при восхождении на престол все фараоны Древнего Египта.

В тексте, высеченном на каменной стеле в храме бога Амона в Фивах, говорится о «проклятом Менесе», при котором египетскому народу жилось худо, тогда как он сам утопал в неге и роскоши. Из других надписей следует, что царь Менес установил новые культы и порядок храмовых ритуалов.

Диодор пересказал легенду о том, как царь Менес охотился в Файюме, и на него набросились его собственные собаки. Находчивый Менес прыгнул с берега в озеро, а там плавал нильский крокодил, который посадил его себе на спину и переправил на другой берег. В память о своем чудесном спасении царь Менес выстроил на этом месте город, а озеро посвятил крокодилу. У Диодора также написано, что царь построил себе пирамиду (хотя пирамиду изобрел визирь Имхотеп четырьмя столетиями позднее) и что этот премудрый царь научил свой народ возносить молитвы богам и жить по-людски. Это утверждение, возможно, является смутным отголоском деятельности энергичного правителя в стране, в которой долгое время кипели распри и кровопролитные междоусобицы.

Согласно цитате из Манефона, приведенной Африканом, великий царь Менес умер на 63-м году своего правления от ран, полученных во время охоты на бегемотов. Охота на бегемотов была излюбленным развлечением древнеегипетских царей, так что этот трагический эпизод кажется вполне правдоподобным, хотя, скорее всего, это такая же легенда, как и переправа через озеро с помощью дружелюбного крокодила. Хотя Менес считается первым фараоном объединенного Древнего Египта, он все же фигура больше легендарная, чем историческая. Вряд ли историкам когда-нибудь удастся добыть более достоверные сведения об этой таинственной личности.

Джосер Великолепный (Нечерихет, Тосорфрос у Манефона), который правил около 2635 – 2611 годов до н. э., - второй фараон III династии и эпохи Древнего царства. Надписи на каменной плите неподалеку от Асуана повествуют о семилетней засухе при правлении фараона Джосера и о страшном голоде, поразившем страну. Премудрый Джосер подарил жрецам богини Исиды остров Филе, а жрецам бога Хнума - остров Элефантину. Всесильные боги сжалились над египтянами, и засуха прекратилась.

Джосер утвердил свою власть на Синайском полуострове, где добывали бирюзу и медную руду. Новую границу Египта он установил по первому порогу на Ниле. Его военные походы дали Египту много рабов, которые пригодились при возведении монументальных построек, в первую очередь ступенчатой пирамиды, которая прославила Джосера в веках гораздо больше, чем его военные победы и территориальные приобретения. Знаменитую ступенчатую пирамиду Джосера и комплекс храмовых сооружений построил замечательный строитель, талантливый архитектор и выдающийся ученый Имхотеп, который был при Джосере визирем (чати) и верховным жрецом бога Ра. Предполагается, что Имхотеп сам изобрел пирамидальную форму постройки. Он надстроил над прямоугольной каменной мастабой фараона еще три мастабы меньших размеров, и получилась четырехступенчатая пирамида, которую впоследствии надстроили до шести ступеней, так что пирамида достигла высоты 61 м. Возможно, что первую мастабу начали строить еще для фараона Санахта, но пирамиду Джосера принято считать первым каменным сооружением Древнего Египта.

Пирамида Джосера строилась в качестве фамильной усыпальницы для всей его семьи. Позднее в пирамидах хоронили только фараонов, а не их родственников. В пирамиде Джосера нашлось место для всех его жен и детей. В просторном сооружении было 11 погребальных камер. Пирамида сохранилась до наших дней, только стала ниже на несколько метров.

Усыпальница самого фараона находилась не в одной из погребальных камер внутри пирамиды, а была высечена в скале под фундаментом пирамиды. С этой целью в скальной породе пробили квадратную шахту площадью около 7 м2 и глубиной в 27,45 м. На дне была построена усыпальница из гранитных плит, привезенных из Верхнего Египта. В крыше усыпальницы предусмотрели отверстие для укладывания мумии. После погребения крышу закрыли гранитной плитой весом в 3,5 т. Вход в шахту был расположен далеко за пределами пирамиды, в узком туннеле к северу от нее. Туннель вел глубоко вниз под пирамиду и обрывался в шахте. Этот подземный ход и шахту до самой гранитной крыши засыпали щебнем. От большого центрального колодца отходили во все стороны подземные коридоры. Стены некоторых из них покрывали синие изразцы, имитировавшие тростниковые циновки, - они напоминали легкие перегородки во дворце фараона. Общая протяженность подземных переходов составляла не меньше километра. Все высеченные в скале туннели с их неожиданными изгибами и тупиками вели в конце концов к многочисленным тайникам, где находились тысячи каменных ваз и кувшинов, выточенных из алебастра и из порфира, очень твердого, трудного в обработке камня. Некоторые сосуды подписаны именами фараона Джосера и его предшественников.

Вокруг ступенчатой пирамиды группировался ансамбль каменных зданий. Раньше вокруг усыпальницы фараона строили стену, внутри которой совершались жертвоприношения, В планировке всего поминального комплекса Имхотеп показал настоящее новаторство и размах: он построил каменную стену высотой около 10 м и протяженностью 1650 м. В стене было 15 ворот, причем только одни ворота были настоящими, все остальные - ложные. Внутри крепости Имхотеп возвел каменные здания, облицованные резными известняковыми плитами. Такой отделки наружных стен зданий в Египте нигде больше нет. Некоторые из рельефов на стенах, возможно, были связаны с празднеством Сед - ритуалом настолько древним, что содержание его давно забыто. На стене одного из туннелей в скале под оградой пирамид сохранился каменный рельеф, представляющий бегущего фараона Джосера в двойной короне. Быстрый бег, предположительно, был частью церемонии, то есть фараон показывал свою силу и выносливость, необходимые правителю страны.

Кроме пирамиды в Саккара, в Бет-Халлафе, в южной части некрополя в Абидосе, по приказу Джосера построена громадная символическая гробница. Длина кирпичной мастабы составляла 100 м, а высота - 10 м. Длинная лестница вела в подземное помещение, разделенное перегородками на 18 комнат, одной из которых была погребальная камера.

Сколько лет правил Джосер, точно неизвестно, все даты правления предположительные, во всяком случае, это был золотой век Древнего Египта. При фараоне Джосере началось строительство прославленных египетских пирамид, составлен первый египетский солнечный календарь.

Аменемхет III Немаатра (в греческих источниках - Лахарес) был сыном фараона Сенусерта III. Во время его правления власть фараона была сильнее, чем при любом другом фараоне в эпоху Среднего царства. Ученые заметили, что при Аменемхете III не строились роскошные гробницы номархов. Значит, ему удалось создать опору среди новой знати, выдвинувшейся из чиновников и военных, и существенно ограничить власть номархов. Военных походов при Аменемхете III было сравнительно мало, потому что границы Египта были установлены и надежно укреплены при его предшественниках. Но в надписях, относящихся к его правлению, все же встречаются указания на «разгром Нубии» и «открытие стран Азии».

Правление Аменемхета III отмечено интенсивной созидательной деятельностью. Он улучшил устройство египетских поселений на Синае, позаботился о водоснабжении и обеспечил Синай постоянной охраной. Эти меры принесли скорые плоды: увеличилась добыча руды на медных рудниках, а разработка месторождений бирюзы стала давать большую выгоду.

Несмотря на многолетнее правление Аменемхета III, от него осталось очень мало надписей. Но во всех записях отзывы об этом фараоне - благоприятные.

При Аменемхете III были завершены большие ирригационные работы в Фаюмском оазисе, начатые задолго до его правления. Аменемхет III возвел огромную насыпь (длиной 43,5 км), чтобы осушить большую часть Фаюмского оазиса и сделать ее пригодной для земледелия. Из сочинений греческих авторов известно, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избытки воды от разлива Нила отводили в Фаюмское водохранилище (у греков - Меридово озеро). Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы во время низкого уровня воды в Ниле в продолжение 100 дней увеличивать в два раза проток воды в реке вниз по течению реки от Фаюма.

На осушенной земле Фаюмского оазиса были построены город Крокодилополь (или Арсиноя) и храм, посвященный местному богу-крокодилу Собеку (или Себеку). На северной границе осушенной части оазиса установили два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На постаментах возвышались громадные (11,7 м) статуи Аменемхета III, высеченные из желтого кварцита. Во время разлива Нила постаменты иногда почти полностью уходили под воду, а статуи выступали прямо из воды - непоколебимые, массивные, величественные.

Там же в Фаюме Аменемхет III создал интересное каменное строение, вызывавшее восхищение у греков. Это обширное здание со множеством коридоров и залов греки назвали Лабиринтом. Лабиринт имел действительно впечатляющие размеры: длина – 305 м, ширина – 244 м. Он насчитывал 3000 помещений, в том числе 1500 подземных комнат. Греческий географ Стробон писал, что потолок каждой комнаты состоял из цельного камня, а все коридоры покрывали отшлифованные каменные плиты необычайно больших размеров, причем ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись - только камень. Здание, которое произвело неизгладимое впечатление на греческих путешественников, возможно, строилось в качестве заупокойного храма Аменемхета III.

Можно предположить, что Лабиринт имел другое предназначение, и в каждом зале должны были стоять статуи многочисленных богов - общих египетских и местных номовых. Единое для всех святилище могло бы послужить духовному объединению народа всего Египта под властью правящей династии. От храма-Лабиринта сохранились только фрагменты рельефов, украшавших стены здания, да несколько кусков разбитых колонн.

Аменемхет III построил для себя две пирамиды. Такое бывало очень редко: после правления Снофру в эпоху Древнего царства никто из египетских фараонов не строил себе сразу две пирамиды. Одна пирамида Аменемхета III построена в Дахшуре из сырцового кирпича. Гранит использовался только для укрепления перекрытий камер и для пирамидиона - камня пирамидальной формы, венчавшего вершину пирамиды. В этой пирамиде фараон велел сделать два входа. Один из них находился по традиции на северной стороне пирамиды и вел в лабиринт коридоров, заканчивавшийся тупиком. Второй вход был устроен в юго-восточном углу и тоже вел в длинный лабиринт, но по коридорам этого лабиринта можно было попасть вниз, в погребальную камеру с красным саркофагом. Аменемхета III в этой пирамиде не похоронили. Вблизи ее обнаружена гробница другого фараона, вероятно, из следующей XIII династии. Почему фараон не использовал совершенно готовую, специально для него возведенную пирамиду, осталось загадкой.

Вторая пирамида Аменемхета III построена в Хаваре. Эта пирамида стояла в центре вновь основанного царского некрополя, частью которого, возможно, был и знаменитый Лабиринт. Сейчас от нее остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м. Вход в погребальную камеру был расположен с южной стороны пирамиды. Сама камера сделана великолепно и является прекрасным образцом древнеегипетских архитектурных традиций. Просторная погребальная камера вытесана из цельной глыбы твердого желтого кварцита и весит больше 100 т. Толщина стен составляет 60 см. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и весит около 45 т. Сверху камера перекрыта двускатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 т каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет III, в другой - его дочь Птахнефру. Для дочери предназначалась небольшая пирамида рядом с главной. Аменемхет III правил около 45 лет и так же, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.

Просмотров