В и даль старик годовик заполнить таблицу. Технологическая карта литературного чтения. Тема: "Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик»» ". Упражнение и на постановку дыхания перед чтением

(Чтение произведения учителем.)
- Понравилось ли вам произведение? Чем? Кто герой? (Старик-годовик.)
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Прочитайте задание в конце страницы.
(Чтоб секрет произведения
Лучше понять
«Задачки для Ватсонов» будем решать.)
(Чтение по абзацам.)
- Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте.
Прочи­тайте первый абзац . Что поняли? (Каждая птица - это один из зимних месяцев.)
- Назовите зимние месяцы по порядку.
- Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)
- Какие еще признаки зимы вам известны?

Это первая загадка, которую мы разгадали.
- Прочитайте вторую загадку (второй абзац ). О чем она? (О ве­сенних месяцах.)
- Найдите в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)
- Перечислите названия весенних месяцев.
- Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет. (Говорится о летних месяцах.)
- Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами тек­ста, что это говорится о летних месяцах.
– Что происходит в эти месяцы? («Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь».)
– Что означают слова «жарко», «душно», «знойно»?
Жарко жаркая, горячая (погода).
Душно жаркий воздух, стесняющий дыхание.
Знойно сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).
– Как они называются? (Слова, близкие по значению, – синонимы.)
– Как вы думаете, почему Даль использует все три слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом.)
- Прочитайте четвертый абзац . Назовите признаки осени. Пе­речислите по порядку осенние месяцы.
– Итак, скажите наконец: что это за тройки? (Это месяцы времен года.)
– Назовите, какие вы знаете времена года. (Зима, весна, лето, осень.)
– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать месяцев.)
– Мы ответили на первую загадку Даля: это месяцы.
- Прочитайте последний абзац.
– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)
– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)
– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь сутки.)
– Мы с вами ответили на все четыре вопроса-загадки Даля.
- Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?
1-й день - понедельник - его назвали так потому, что он шел сразу после «недели», а неделей в прежние времена называли вы­ходной день.
2-й день - вторник - это второй день недели.
3-й день - среда - середина недели.
4-й день - четверг - очень просто, это четвертый день.
5-й день - пятница - «пятница-опрятница» - пятый день неде­ли; в этот день хорошо навести порядок в своем доме и помыться, приготовиться к выходным дням.
6-й день - суббота - это слово пришло к нам из далекой страны; день отдыха у еврейского народа приходится не на воскресенье, а на субботу. Такой день по-еврейски называется «шаббат». В русском языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.
7-й день - воскресенье - раньше его называли неделей, а те­перь - воскресеньем, т. к. в этот день, согласно Библии, воскрес из мертвых Иисус Христос.
- Мы разгадали загадки?
- А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой - ста­рик-годовик.)
– Ребята, а в чем же заключалась главная загадка Даля, кто такой Старик-годовик? (Это год.)
– В чем состоит волшебство этого произведения? Почему Даль назвал его сказкой? (В жизни не бывает на самом деле такого старика.)
– В чем главная идея сказки? (Даль хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна... Наступает день, ночь...)
– Ребята, а каким вы себе его представляете? (Похож на Деда Мороза, такой же большой, с посохом в руке.)

– Дома вы попробуете изобразить этого Старика-годовика.
– Как вы думаете, все ли Даль рассказал нам про год?
Дети делятся своими размышлениями.
- Каким вы его представляете? Рассмотрите иллюстрацию. Что видите?
- Какие тройки птиц изобразил художник? (Лето и зима.)
А помните ли вы, что у древних славян год распадался на две половины - летнюю и зимнюю - и начинался с первого весеннего месяца марта. Считалось, что именно с этой поры природа пробу­ждается от зимнего сна к жизни.

Цель урока: развитие у учащихся умения организовывать личную познавательную деятельность в поисках путей решения поставленных задач.

Задачи:

  1. Уточнение и систематизация знаний о глаголе как части речи на материале сказки В.И. Даля «Старик-годовик»
  2. Формирование умения распознавать глаголы в устной и письменной речи.
  3. Активизация словаря учащихся.
  4. Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами родного языка.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.
  • Познавательные: самостоятельный поиск решения поставленной учебной задачи. Развитие умений и навыков понимания литературного текста.
  • Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.
  • Личностные: нравственно-эстетическая ориентация в окружающем мире.

Информационно-методическое обеспечение: портрет В.И. Даля, сказка «Старик-годовик», иллюстрации с изображением старика-годовика и сказочных птиц, тексты пословиц В. И. Даля, конверты, клей, выставка книг, связанная с творчеством В.И. Даля (иллюстративный материал к уроку по сказке В.И. Даля взят из сборника произведений писателя).

1. Постановка учебной задачи

Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка мы повторим и обобщим пройденный материал по теме «Глагол» вместе с В.И. Далем /На доске портрет писателя./ Что вы знаете об этом знаменитом человеке?

Рисунок 1

Учитель обобщает ответы учеников: Да, ребята, В. И. Даль всю свою жизнь собирал и записывал слова, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, песни, игры и сказки русского народа. Сегодня наша работа будет строиться с опорой на сказку-загадку писателя «Старик-годовик». Сначала послушайте сказку и ответьте на вопросы.

Ученики слушают сказку.

Старик-годовик

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

Учитель /после чтения/:

– Вам понравилась сказка?

– Что необычного в этой сказке?

– Сколько раз махал рукавом старик-годовик, и как изменялась при этом окружающая действительность? (Четыре раза. Каждый взмах рукавом – смена времени года. Зима. Весна. Лето. Осень.)

– Какое количество птиц он выпускал каждый раз и что это были за птицы? (Три птицы одновременно. В каждом времени года по три месяца.)

– Сколько месяцев в году? (12)

– Что означает количество крыльев у птиц, равное четырём? (4 недели в месяце)

– Что за семь перьев в каждом крыле? (Семь дней в неделе)

– Что значит у каждого крыла одна половина белая, а другая чёрная? (День и ночь)

– Как вы думаете, зачем В. И. Даль рассказал нам такую сказку?

Учитель обобщает ответы учеников: Итак, с вопросами сказки-загадки вы справились. А сейчас мы приступим к выполнению заданий старика-годовика по русскому языку. (На доске появляется иллюстрация с изображением сказочного героя).

Рисунок 2

2. Чистописание

Учитель: Наш старик-годовик тоже будет выпускать сказочных птиц. Каждое птица – новое задание. Приступим к их выполнению. Первая птица принесла вам задание к минутке чистописания.

Рисунок 3

повеял холод полетела

Учитель просит учеников написать одну строку маленькую (строчную) букву «л», а потом слова.

Учитель: Какую связь имеет согласная буква «л» с темой «Глагол»? (Это суффикс глаголов прошедшего времени). Найдите среди написанных вами слов глаголы прошедшего времени, обозначьте в них суффикс «л». Какое здесь лишнее слово? Почему? (Холод – это слово – имя существительное).

3. Проверка умения отличать глаголы от других частей речи

Учитель: Выпустил старик-годовик новую птицу, и она просит вас найти глаголы в тексте.

Рисунок 4

На столах у вас текст сказки. Посчитайте, сколько абзацев в тексте (5). Прочитайте первый абзац, найдите в нём все глаголы, кроме глаголов неопределённой формы и выпишите их в тетрадь в столбик. Свой выбор вы можете обсудить в парах.

Ученики самостоятельно выполняют задание, выписывая глаголы.

/Глаголы: вышел, стал, махнул, полетел, повеял./

Учитель: Сколько выписали глаголов? (5) Определите время, число и, если необходимо, род глаголов. Работаем «по цепочке», комментируя свои действия вслух.

Образец: вышел – пр. в., м.р. ед. ч., стал – пр. в., м.р. ед. ч. и т. д.

4. Физкультминутка.

5. Проверка умения ставить глаголы в неопределённую форму.

Учитель: У новой птицы следующее задание.

Рисунок 5

А теперь вы должны выписанные вами глаголы поставить в неопределённую форму и выделить в них суффиксы. На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

/Вопросы записываются на доске, ученики работают самостоятельно в тетрадях, а 2 человека выполняют задание на доске./

Во время проверки выполненного задания обратить внимание на то, что неопределённая форма глагола «стал» содержит «ловушку».

6. Проверка умения подбирать слова-действия (или глаголы) к определённому предмету.

Учитель: С какой частью речи связан глагол в предложении? (С именем существительным). Задание следующей птицы:

Рисунок 6

Вам нужно подобрать к имени существительному птицы разные глаголы настоящего времени. Пишем в тетрадях с новой строки: Птицы (что делают?)

/Ученики самостоятельно подбирают глаголы: поют, летают, кричат и т. д. У глаголов выделяются окончания и указывается время./

Проверка выполненного задания.

7. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Учитель: Махнул старик-годовик рукавом, и вылетела новая птица.

Рисунок 7

Ребята, вы догадались, какое задание она принесла? Как нужно писать частицу НЕ с глаголами? Прочитайте предложения второго абзаца текста, выпишите из него все глаголы в столбик, а рядом через чёрточку запишите эти же глаголы с частицей НЕ.

Махнул – не махнул,

полетела – не полетела,

стал – не стал,

таять – не таять,

показались – не показались.

В конце работы – проверка:

– Сколько глаголов выписали?

– Как написали частицу НЕ с глаголами?

8. Проверка умения определять признаки глагола

Учитель: Следующее задание – морфологический разбор.

Рисунок 8

Прочитайте третий и четвёртый абзацы текста. Найдите в них глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода (стало).

Разберём глагол как часть речи по образцу.

Порядок разбора глагола как части речи:

  1. На какой вопрос отвечает?
  2. Глагол (часть речи)
  3. Неопределённая форма
  4. Время
  5. Число
  6. Род (в прошедшем времени)

Стало – (Что сделать?), глагол, н. ф. – стать, пр. в., ед. ч., ср. р.

/Это задание можно выполнить в устной или в письменной форме./

9. Проверка базовых знаний о глаголе.

Учитель: А теперь обобщим знания о глаголе:

– Что такое глагол?

– На какие вопросы он отвечает?

– Что обозначает?

– Как изменяется глагол?

– На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

– Как пишется частица НЕ с глаголами?

10. Проверка умения находить глаголы в тексте пословицы

Учитель: Последняя птица принесла задание, связанное с творчеством В.И. Даля.

Рисунок 9

На столах у вас конверты с пословицами писателя. Работать будем в группах. По сигналу колокольчика вы достаёте из конвертов карточки со словами и складываете из них пословицы. Полученный образец наклейте на лист бумаги. Подумайте, о чём гласит народная мудрость, переданная нам В.И.Далем. /Ученики, развернув стулья, объединяются в группы по 4 человека и выполняют задание/

Пословицы.

  1. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  2. Труд человека кормит, а лень портит.
  3. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  4. Под лежачий камень вода не течёт.
  5. Терпение и труд всё перетрут.
  6. Без дела жить, только небо коптить.

Выполненное задание представляет один ученик из группы.

Учитель: Ребята, какой общей темой связаны пословицы? /Все пословицы связаны с трудовой деятельностью человека/.

Учитель: Какое значение имеет труд в жизни человека?

Выслушав ответы учеников, учитель делает выводы: Да, ребята, вся жизнь человека связана с трудом, и, только трудясь, человек сможет добиться поставленных целей. Однако не следует забывать и о том, что время движется неумолимо быстро: одно время года сменяет другое, проходят дни, недели, месяцы, и мы всё время должны задавать себе вопрос: «А что сделал я сегодня, чтобы сделать свою жизнь и жизнь окружающих меня людей лучше...?» /После этого детям предлагается оценить свою работу на уроке /.

11. Итог урока.

Учитель: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А сейчас поговорим немного о В.И. Дале. Обратите внимание на выставку книг писателя. Нам в наследство от Даля остался его «Словарь живого великорусского языка», материал для которого он собирал 50 лет. Знаменитый писатель, проживший 60 лет при крепостном праве и работавший моряком и военным врачом, всю свою жизнь собирал, по совету Пушкина, «золото» русского народа – пословицы, поговорки, загадки, сказки. Берите и читайте их, потому что народная мудрость – это исторический опыт нашего народа, который нужно не только помнить, но и знать.

Список литературы:

  1. Даль В.И. Старик-годовик. Сказки, загадки, пословицы, игры. – М.: «Детская литература», 1987.
  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: «Издательство Астрель», АСТ, 2000.

ÑÒÀÐÈÊ-ÃÎÄÎÂÈÊ
ышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод,
мороз.

Махнул старик-годовик второй раз -
и полетела вторая тройка. Снег стал таять,
на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно,
знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз -
и полетели ещё три птицы. Подул холодный
ветер, посыпался частый дождь, залегли
туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по
семи перьев. Каждое перо тоже со своим
именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнёт птица раз - станет
светлым-светло, махнёт другой - станет
темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна
половина белая, а другая - чёрная?

ÇÀÃÀÄÊÈ
Над бабушкиной избушкой
висит хлеба краюшка.
(Месяц)

Сестра к брату в гости идёт,
а он от неё пятится.
(День и ночь)
8

Махнула птица крылом
и покрыла весь свет одним пером.
(Ночь)

Зимой греет, весной тлеет,
летом умирает, осенью оживает.
(Снег)
9

ÏÎÑËÎÂÈÖÛ
Волка бояться -
в лес не ходить.

Скучен день до вечера,
коли делать нечего.

Не учи безделью,
а учи рукоделью.

ÂÎÉÍÀ ÃÐÈÁÎÂ Ñ ßÃÎÄÀÌÈ
расным летом всего в лесу много -
и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по
лесу, ягоды собирают, песенки распевают,
а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт,
на ягоды гневается: «Вишь,
что их уродилось! Бывало,
и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам
голова, - нас, грибов, сила
великая - пригнетём,
задушим её, сладкую
ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал
он грибы сзывать, стал помочь скликать:
- Идите вы, волнушки, выступайте на
войну!
Отказалися волнушки:
- Мы все старые старушки, не повинны
на войну.

Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
- У нас ноги больно
тонки, не пойдём на
войну!
- Эй вы, сморчки! - крикнул гриб-боровик. - Снаряжайтесь на войну!
Отказалися сморчки; говорят:
- Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
- Грузди, вы ребята дружны,
идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Отклинулись грузди с подгруздками:
- Мы грузди, братья дружны, мы идём
с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из
земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

«Ну, быть беде», - думает зелёная травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес
тётка Варвара - широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов
класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разо-

Брала грибки по родам да по званию: волнушки - в кадушки, опёнки - в бочонки,
сморчки - в бурачки, груздки - в кузовки,
а наибольший гриб-боровик попал в вязку;
его пронизали, высушили, да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

ÏÎÑËÎÂÈÖÛ
Под лежащий камень и вода не течёт.
Труд человека кормит, а лень портит.
Дело мастера боится.

ÇÀÃÀÄÊÈ
Два братца в воду глядятся,
век не сойдутся.
(Речные берега)
18

Один говорит: «Побежим, побежим».
Другой говорит: «Постоим, постоим».
Третий говорит:
«Пошатаемся, пошатаемся».
(Вода, берег, трава)
19

ËÈÑÀ È ÌÅÄÂÅÄÜ
ила-была кума-Лиса; надоело
Лисе на старости самой о себе
промышлять, вот и пришла она
к Медведю и стала проситься в жилички:
- Впусти меня, Михайло Потапыч, я лиса
старая, учёная, места займу немного, не
объем, не обопью, разве только после тебя
поживлюсь, косточки огложу.
Медведь, долго не думав, согласился.
Перешла Лиса на житьё к Медведю и стала
осматривать да обнюхивать, где что у него лежит. Мишенька жил с запасом, сам
досыта наедался и Лисоньку хорошо кормил. Вот заприметила она в сенцах на полочке кадочку с мёдом,
а Лиса, что Медведь, любит
сладко поесть; лежит она
ночью, да и думает, как бы
ей уйти да медку полизать; лежит, хвостиком
постукивает да Медведя спрашивает:

Мишенька, никак, кто-то к нам стучится?
Прислушался Медведь.
- И то, - говорит, - стучат.

Это, знать, за мной, за старой
лекаркой пришли.
- Ну что ж, - сказал Медведь, -
иди.
- Ох, куманёк, что-то не хочется вставать!
- Ну, ну, ступай, - понукал Мишка, -

Лиса заохала, слезла с печи, а как за
дверь вышла, откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на полку и ну починать кадочку;
ела, ела, всю верхушку съела, досыта наелась; закрыла кадочку ветошкой, прикрыла кружком, заложила камешком, всё прибрала, как у Медведя было, и воротилась
в избу как ни в чём не бывало.
Медведь её спрашивает:
- Что, кума, далеко ль ходила?
- Близёхонько, куманёк; звали соседки,
ребёнок у них захворал.
- Что же, полегчало?
- Полегчало.
22

А как зовут ребёнка?
- Верхушечкой, куманёк.

Медведь.

свете живёт!
Медведь уснул, и Лиса уснула.
Понравился Лисе медок, вот и на другую
ночку лежит, хвостом об лавку постукивает:
- Мишенька, никак, опять кто-то к нам
стучится?
Прислушался Медведь и говорит:
- И то, кума, стучат!
- Это, знать, за мной пришли!
- Ну что же, кумушка, иди, - сказал Медведь.
- Ох, куманёк, что-то не хочется вставать, старые косточки ломать!

Ну, ну, ступай, - понукал
Медведь, - я и дверей за тобой не стану запирать.
Лиса заохала, слезла с печи, поплелась к дверям, а как
за дверь вышла, откуда и прыть
взялась! Вскарабкалась на полку, добралась до мёду, ела, ела, всю серёдку съела; наевшись досыта, закрыла кадочку
тряпочкой, прикрыла кружком, заложила
камешком, всё, как надо, убрала и вернулась в избу.
А Медведь её спрашивает:
- Далеко ль, кума, ходила?
- Близёхонько, куманёк. Соседи звали,
у них ребёнок захворал.
- Что ж, полегчало?
- Полегчало.
- А как зовут ребёнка?
- Серёдочкой, куманёк.
- Не слыхал такого имени, - сказал
Медведь.
- И-и, куманёк, мало ли чудных имён
на свете живёт! - отвечала Лиса.
С тем оба и заснули.
Понравился Лисе медок; вот
и на третью ночь лежит, хвостиком постукивает да сама
Медведя спрашивает:
24

Мишенька, никак, опять к нам кто-то
стучится?
Послушал Медведь и говорит:
- И то, кума, стучат.
- Это, знать, за мной пришли.
- Что же, кума, иди, коли зовут, - сказал
Медведь.
- Ох, куманёк, что-то не хочется вставать,
старые косточки ломать! Сам видишь - ни
одной ночки соснуть не дают!
- Ну, ну, вставай, - понукал медведь, -
я и дверей за тобой не стану запирать.

Лиса заохала, закряхтела, слезла с печи
и поплелась к дверям, а как за дверь вышла,
откуда и прыть взялась! Вскарабкалась на
полку и принялась за кадочку; ела, ела, все
последки съела; наевшись досыта, закрыла кадочку тряпочкой, прикрыла кружком,
припёрла камешком и всё, как надо быть,
убрала.
Вернувшись в избу, она залезла на печь
и свернулась калачиком.
А Медведь стал Лису спрашивать:
- Далеко ль, кума, ходила?
- Близёхонько, куманёк. Звали соседи
ребёнка полечить.
- Что ж, полегчало?
- Полегчало.
- А как зовут ребёнка?
- Последышком, куманёк, Последышком, Потапович!
- Не слыхал такого имени, - сказал
Медведь.
- И-и, куманёк, мало ли чудных имён на
свете живёт!
Медведь заснул, и Лиса уснула.
Вдолге ли, вкоротке ли, захотелось опять
Лисе мёду - ведь Лиса сластёна, - вот
и прикинулась она больной: кахи да кахи,
покою не даёт Медведю, всю ночь прокашляла.
26

Кумушка, - говорит
Мишка, - хоть бы чем ни на
есть полечилась.
- Ох, куманёк, есть у меня снадобьеце, только бы медку в него подбавить,
и всё как есть рукой сымет.
Встал Мишка с полатей и вышел в сени,
снял кадку - ан кадка пуста!
- Куда девался мёд? - заревел Медведь. - Кума, это твоих рук дело!
Лиса так закашлялась, что и ответа не
дала.
- Кума, кто съел мёд?
- Какой мёд?
- Да мой, что в кадочке был!
- Коли твой был, так, значит, ты и съел, -
отвечала Лиса.
- Нет, - сказал Медведь, - я его не ел,
всё про случай берёг; это, знать, ты, кума,
сшалила?
27

Ах ты, обидчик этакий! Зазвал меня,
бедную сироту, к себе, да и хочешь со свету
сжить! Нет, друг, не на такую напал! Я, лиса, мигом виноватого узнаю, разведаю, кто
мёд съел.
Вот Медведь обрадовался и говорит:
- Пожалуйста, кумушка, разведай!
- Ну что ж, ляжем против солнца - у кого
мёд из живота вытопится, тот его и съел.
Вот легли, солнышко их пригрело. Медведь захрапел, а Лисонька - скорее домой: соскребла последний медок из кадки,

Вымазала им Медведя, а сама, умыв лапки,
ну Мишеньку будить.
- Вставай, вора нашла! Я вора нашла! -
кричит в ухо Медведю Лиса.
- Где? - заревел Мишка.
- Да вот где, - сказала Лиса и показала
Мишке, что у него всё брюхо в меду.
Мишка сел, протёр глаза, провёл лапой
по животу - лапа так и льнёт, а Лиса его корит:
- Вот видишь, Михайло Потапович, солнышко-то мёд из тебя вытопило! Вперёд, куманёк, своей вины на другого не сваливай!
Сказав это, Лиска махнула хвостом, только Медведь и видел её.

ÏÎÑËÎÂÈÖÛ
Лиса всё хвостом прикроет.
Когда ищешь лису впереди,
то она позади.

Кто хвалится, тот с горы свалится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

ÇÀÃÀÄÊÈ
По сеням и так и сяк,
а в избу никак.
(Дверь)

Новая посудина
вся в дырах.
(Решето)
32

По полу скок и по лавкам скок,
Сядет в уголок -
не ворохнётся.
(Веник)

Утка в море,
хвост на заборе.
(Ковш)
33

ËÈÑÀ-ËÀÏÎÒÍÈÖÀ
имней ночью шла голодная кума по дорожке; на небе тучи нависли, по полю
снежком порошит. «Хоть бы на один
зуб чего перекусить», - думает лисонька.
Вот идёт она путём-дорогой; лежит ошмёток. «Что же, - думает лиса, - ину пору
и лапоток пригодится». Взяла лапоть в зубы и пошла далее. Приходит в деревню
и у первой избы постучалась.
- Кто там? - спросил мужик, открывая
оконце.
- Это я, добрый человек, лисичка-сестричка. Пусти переночевать!
- У нас и без тебя тесно! - сказал старик
и хотел было задвинуть окошечко.

Что мне, много
ли надо? - просилась лиса. - Сама
лягу на лавку,
а хвостик под лавку, - и вся тут.
Сжалился старик,
пустил лису, а она
ему и говорит:
- Мужичок, мужичок, спрячь мой лапоток!
Мужик взял лапоть и кинул его под печку.
Вот ночью все заснули, лисичка слезла
тихонько с лавки, подкралась к лаптю, вытащила его и закинула далеко в печь, а сама
вернулась как ни в чём не бывало, легла на
лавочку и хвостик спустила под лавочку.
Стало светать. Люди проснулись; старуха
затопила печь, а старик стал снаряжаться
в лес по дрова.
Проснулась и лисица, побежала за лапотком - глядь, а лаптя как не бывало. Взвыла
лиса:
- Обидел старик, поживился моим добром, а я за свой лапоток и курочки не возьму!
Посмотрел мужик под печь: нет лаптя!
Что делать? А ведь сам клал! Пошёл, взял
курицу и отдал лисе. А лиса ещё ломаться
35

Стала, курицы не берёт и на всю деревню
воет, орёт о том, как разобидел её старик.
Хозяин с хозяйкой стали ублажать лису:
налили в чашку молока, покрошили хлеба,
сделали яичницу и стали лису просить не
побрезгать хлебом-солью. А лисе только
того и хотелось. Вскочила на лавку, поела
хлеб, вылакала молочка, уплела яичницу,
взяла курицу, положила в мешок, простилась с хозяевами и пошла своим путём-дорогой.
Идёт да песенку попевает:
Лисичка-сестричка
Тёмной ноченькой
Шла голодная;
Она шла да шла,

Ошмёток нашла -
В люди снесла,
Добрым людям сбыла,
Курочку взяла.

Вот подходит она вечером к другой деревне. Стук, тук, тук - стучит лиса в избу.
- Кто там? - спросил мужик.
- Это я, лисичка-сестричка. Пусти, дядюшка, переночевать!
- У нас и без тебя тесно, ступай дальше, - сказал мужик, захлопнув окно.
- Я вас не потесню, - говорила лиса. -
Сама лягу на лавку, а хвост под лавку, -
и вся тут!
Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок
на лавку, а хвостик подвернула под лавку.
Хозяин взял курочку и пустил её к уткам
за решётку. Лисица всё это видела и, как
заснули хозяева, слезла тихонько с лавки,
подкралась к решётке, вытащила свою курочку, ощипала, съела, а пёрышки с косточками зарыла под печью; сама же, как
добрая, вскочила на лавку, свернулась клубочком и уснула.
Стало светать; баба принялась за печь,
а мужик пошёл скотинке корму задать.
37

Проснулась и лиса, начала собираться;
поблагодарила хозяев за тепло, за угрев
и стала у мужика спрашивать курочку.
Мужик полез за курицей - глядь, а курочки как не бывало! Он туда - сюда, перебрал всех уток: что за диво - курицы нет
как нет!
А лиса стоит, да голосом и причитает:
- Курочка моя, чернушка, заклевали тебя пёстрые утки, забили тебя сизые селезни! Не возьму я за тебя любой утицы!
Сжалилась баба над лисой и говорит
мужу:
- Отдадим ей уточку да покормим её на
дорогу!
Вот напоили, накормили лису, отдали ей
уточку и проводили за ворота.
Идёт кума-лиса, облизываясь, да песенку свою попевает:
Лисичка-сестричка
Тёмной ноченькой
Шла голодная;
Она шла да шла,
Ошмёток нашла -
В люди снесла,
Добрым людям сбыла,
За ошмёток - курочку,
За курочку - уточку.
38

Шла лиса близко ли, далеко ли, долго ли,
коротко ли - стало смеркаться. Завидела
она в стороне жильё - и свернула туда;
приходит: тук, тук, тук в дверь!
- Кто там? - спрашивает хозяин.
- Я, лисичка-сестричка, сбилась с дороги, вся перезябла и ноженьки отбила
бежавши! Пусти меня, добрый человек,
отдохнуть да обогреться!
- И рад бы пустить, кумушка, да некуда!
- И-и, куманёк, я непривередлива: сама
лягу на лавку, а хвост подверну под лавку, - и вся тут!
Подумал, подумал старик, да и пустил
лису. А лиса и рада. Поклонилась хозяе-

Вам, да и просит сберечь до утра её уточкуплосконосочку.
Приняли уточку-плосконосочку на сбережение и пустили её к гусям. А лисичка легла
на лавку, хвост подвернула под лавку и захрапела.
- Видно, сердечная, умаялась, - сказала баба, влезая на печку.
Невдолге заснули и хозяева, а лиса только того и ждала: слезла тихонько с лавки,
подкралась к гусям, схватила свою уточкуплосконосочку, закусила, ощипала дочис-

Та, съела, а косточки и пёрышки зарыла
под печью; сама же как ни в чём не бывало легла спать и спала до бела дня. Проснулась, потянулась, огляделась; видит -
одна хозяйка в избе.
- Хозяюшка, а где хозяин? - спрашивает лиса. - Мне бы надо с ним проститься,
поклониться за тепло, за угрев.
- Вона, хватилась хозяина! - сказала
старуха. - Да уж он теперь, чай, давно на
базаре.
- Так счастливо оставаться, хозяюшка, - сказала, кланяясь, лиса. - Моя плосконосочка уже, чай, проснулась. Давай её,
бабушка, скорее, пора и нам с нею пуститься в дорогу.
Старуха бросилась за уткой - глядь-поглядь, а утки нет! Что будешь делать, где
взять? А отдать надо! Позади старухи сто-

Ит лиса, глаза куксит, голосом причитает:
была у неё уточка, невиданная, неслыханная, пёстрая в прозолоть, за уточку ту она
бы и гуська не взяла.
Испугалась хозяйка, да и ну клониться
лисе:
- Возьми же, матушка Лиса Патрикеевна, возьми любого гуська! А уж я тебя напою, накормлю, ни маслица, ни яичек не
пожалею.
Пошла лиса на мировую, напилась, наелась, выбрала что ни есть жирного гуся,
положила в мешок, поклонилась хозяйке
и отправилась в путь-дороженьку; идёт, да
и припевает про себя песенку:
Лисичка-сестричка
Тёмной ноченькой
Шла голодная;
Она шла да шла,
Ошмёток нашла -
В люди снесла,
Добрым людям сбыла,
За ошмёток - курочку,
За курочку - уточку,
За уточку - гусёночка!

Шла лиса и приумаялась. Тяжело ей стало гуся в мешке нести: вот она то привста42

Нет, то присядет, то опять побежит. Пришла
ночь, и стала лиса ночлег промышлять; где
в какую дверь ни постучит, везде отказ. Вот
подошла она к последней избе да тихонько, несмело таково стала постукивать: тук,
тук, тук, тук!
- Чего надо? - отозвался хозяин.
- Обогрей, родимый, пусти ночевать!
- Негде, и без тебя тесно!
- Я никого не потесню, - отвечала
лиса, - сама лягу на лавочку, а хвостик под
лавочку - и вся тут.
Сжалился хозяин, пустил лису, а она суёт
ему на сбережение гуся; хозяин посадил
его за решётку к индюшкам. Но сюда уже
пошли с базару слухи про лису.
Вот хозяин и думает: «Уж не та ли это
лиса, про которую народ бает?» - и стал
за нею присматривать. А она, как доб-

Рая, улеглась на лавочку и хвост спустила
под лавочку; сама же слушает, когда заснут хозяева. Старуха захрапела, а старик притворился, что спит. Вот лиска прыг
к решётке, схватила своего гуся, закусила,
ощипала и принялась есть. Ест, поест, да
и отдохнёт - вдруг гуся не одолеешь! Ела
она, ела, а старик всё приглядывает и видит, что лиса, собрав косточки и пёрышки,
снесла их под печку, а сама улеглась опять
и заснула.
Проспала лиса ещё дольше пр

Тема: Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.

В. Даль « Старик – годовик » .

Цель деятельности учителя:

Дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках,

Развивать логическое мышление, память, речь,

Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.

    Сообщение темы урока.

- Сказка , которую мы будем сегодня читать, это- « Старик – годовик » .

И это непростая сказка , это - сказка- загадка . Чтобы разгадать все загадки , вам нужно будет выполнить задания старика- годовика.

    Изучение нового материала.

1.Загадки. Какие бывают загадки.

Самый интересный и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – это загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?

В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и явлениях природы, о растениях и инструментах, описание предметов или явлений, о школе и о многом другом.

Стоит городок.
Сколько сереньких домков,
Столько беленьких жильцов. (подсолнух)

Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся. (берега)


Не море, не земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.

(болото)

2.Загадка-сказка «Старик-годовик».

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной сказкой , её автор - Владимир Иванович Даль . (показ портрета) .

Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык» , т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки . Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу - «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.

Чтение сказки учителем.

Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь разгадывать загадки.

Владимир Иванович Даль . « Старик – годовик »

Как мы видим, птицы вылетают тройками. Что это значит? (Это времена года, в каждом по 3 месяца)

Давайте вместе назовем времена года. (Хором дети называют времена года)

Следующую загадку , которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу.

Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой . Что же это за птицы? (птицы-месяцы) . Давайте хором назовем их имена.

В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ- 4 крыла.

Почему на каждом крыле по семь перьев? (в каждой недели 7 дней)

А как же зовут этих семерых братьев?

(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые? (День светлый – белый цвет пера на крыле)

Ночь темная - черный цвет пера на крыле.

Вот и разгадана еще одна загадка старика- годовика . Молодцы

Ребята, а кто же такой сам старик- годовик ?

Правильно. З агадочный старик- годовик и есть - год .

    Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и разгадали мы с вами всю сказку .

Скажите мне, понравилось ли вам занятие?

Что нового вы узнали?

Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.

Домашнее задание:

Год написания: 1832

Жанр: сказка - загадка

Главные герои: старик , 12 птиц

Сюжет

Появился старик и махнул рукавом, и оттуда вылетели три пташки, сразу же сильно похолодало, пошел снег. Опять он махнул рукавом, повеяло теплом, побежали ручьи, трава зазеленела. Третий раз махнул – стало тепло, душно, крестьяне отправились рожь убирать, дети пошли за ягодами, в четвертый раз – похолодало, дождь пошел, деревья лишились своего зеленого убранства.

Птицы, что выпускал старичок из своей шубы не обычные, каждая имела по четыре крыла, на каждом крыле семь перьев, с одной стороны перышко белоснежное, а с другой стороны очень темное.

Кто таков этот старик? Какие волшебные создания вылетали из его рукавов? Почему имели не два, а четыре крыла, и что значат семь перьев на каждом крыле? Почему они имели такую странную расцветку?

Вывод (мое мнение)

Даль всю свою жизнь посвятил собиранию фольклора и в свой знаменитый словарь поместил не только пояснения к словам, но и загадки, сказки, пословицы и описания традиций восточных славян.

Просмотров