Нарукавные повязки службы корабельных нарядов. Что означают флажки на кораблях? Сигнальные флаги вмф 1980 год

Для обозначения цифр существуют специальные флаги. Они использовались в таком виде и в Российской империи (таблица 1901 года), и в СССР, используются и поныне.

1 - бело-синий треугольный флаг с двумя косицами;
2 - синий треугольный флаг с белым кругом; (в таблице 1901 года этому флагу указано дополнительное значение «Прошу крепость не салютовать»).
3 - треугольный флаг из красной, белой и синей вертикальных полос;

4 - красный треугольный флаг с белым крестом;
5 - треугольный флаг из вертикальных жёлтой и синей полос;
6 - флаг, разделённый по-диагонали на красный и жёлтый треугольники;

7 - флаг из вертикальных красной, белой и синей полос;
8 - флаг из четырёх красных и белых прямоугольников;
9 - белый флаг с синим крестом;

0 - флаг, разделённый косым крестом на жёлтый, чёрный, синий и красный треугольники.

Правда, в таблице сигнальных флагов за 1911 г. нами обнаружена совершенно другая система цифровых флагов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Следующая группа флагов - дополнительные и специальные. Ниже представлены флаги ВМФ СССР:

Дополнительные (заменяющие) флаги использовались для замены буквенных или цифровых флагов, когда чтобы набрать требуемый сигнал не хватало имеющихся комплектов буквенных или цифровых флагов. Первый дополнительный флаг заменял первый буквенный или цифровой флаг в сигнале, второй дополнительный заменял второй флаг в сигнале и т.д.

  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии"). На фото реального сигнального флага "гюйс" производства 1956 года [https://meshok.net/... ] видно, что серп и молот в центре звезды отсутствует;
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В учебнике "Сигнальное дело" (1939), "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) и др. сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом .
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В учебнике "Сигнальное дело" (1939), "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) и др. сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом .
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В учебнике "Сигнальное дело" (1939), "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) и др. сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом .
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос [судя по некоторым фотографиям, синяя полоса должна быть несколько шире]; В Российской империи вопросительный флаг был другим. В таблице 1901 году значение "Вопрос. Что случилось?" приписано флагу, соответствующему букве "Е" - жёлтому с продольной синей полосой и косицами. В таблице 1911 года вопросительный флаг - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг (либо шлюпочный флаг поднимается вместе с каждым сигналом для шлюпок, выше других сигнальных флагов). На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". В начале 20 века в Шлюпочной сигнальной книге было 15 или 16 флагов. В учебнике "Сигнальное дело" 1939 года упоминались 17 флагов: "А", "Б,", "В", "Г", "Д", "Е", "З", "К", "Л", "М", "Н", "П", "С", "Т", "Ц", "Телеграфный", "Ответный вымпел". В 1940 году речь шла уже 48 флагах.

    Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале – позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле [без какого-либо дополнительного сигнала] обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных – "сигнал предназначен для всех шлюпок".

  • В далеком 1857 году была разработана «Система кодовых сигналов для торгового флота». Так, 18 флагов из этого документа активно использовали такие страны, как Британия, Канада, США и Франция. В 1887 году «Система кодовых сигналов для торгового флота» была переименована в название «Международный свод сигналов» (МСС), сохранившееся до наших дней. Его используют многие страны мира, однако в последнее время на ВМФ все чаще флажковая сигнализация заменяется световой сигнализацией. К примеру, на ВМФ РФ флажковую сигнализацию полностью заменили световой в 2012г.

    Международный Свод Сигналов (МСС) представляет собой справочник, деленный на три самостоятельных блока. В первый и основной блок входят 26 буквенных флагов, второй блок представлен десятью цифровыми флагами и третий самый маленький блок представляет три заменяющих флага. МСС предназначен: во-первых, для передачи сообщения подбирается нужный текст из свода сигналов, и записываются стоящие напротив текста сигнальные сочетания флагов, сигналы бывают однофлажные, двухфлажные и трехфлажные, а также сигналы существуют четырехфлажные (как правило, они информируют, о государственной принадлежности судна), дальше следует заключительная фаза, сигнальщик набирает нужный набор сигнальных флагов и вывешивает их на специальных крепежах — фалах.

    Сигнальщик принимающего судна, пишет на бумаге замеченные сочетания, и находит их значения в МСС, данный свод на сегодняшний день представлен десятью наиболее распространенными языками мира. С помощью МСС преодолеваются возникающие языковые трудности общения. Дальность флажковой сигнализации при хорошей видимости достигает 4-5 морских миль. В настоящее время судовые флаги подобного назначения изготавливаются в соответствии с действующими стандартами — из нейлоновых тканей. Кроме этого, МСС дает инструкцию пользования сводом (объяснения и общие замечания, определения, и способы сигнализации, а также правила производства сигналов средствами флажной сигнализации), МСС содержит азбуки Морзе и процедурных сигналов, однобуквенных сигналов (таблиц цветных изображений флагов свода, расположенных в порядке латинского алфавита), общего раздела (двухбуквенные сигналы латинского алфавита) и медицинского раздела (в таблицах дополнений приведены обозначения пострадавших частей тела, список общих болезней, список медикаментов). В конце МСС имеется алфавитный указатель слов-определителей к общему и медицинскому разделам. Отдельно во вкладках для вывешивания на видном месте к каждой книге даются сигналы бедствия и спасательные сигналы.

    МСС служит главным образом для связи с иностранными кораблями и судами вобстановке, повышенной опасности и обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, МСС как нельзя лучше подходит в случаях, возникновения языковых трудностей общения между представителями различных государств. Он построен на принципе, при котором каждый сигнал имеет завершенное смысловое значение. В отдельных случаях для расширения значения основного сигнала используются цифровые дополнения. Как правило, одновременно должен подниматься только один флажный сигнал.

    А (Аз) — буквенное значение первого флага в списке буквенных флагов МСС, по своду ВМФ определение сигнала как - «Нет, Не согласен. Не имею. Не разрешаю». Поднятый одновременно с сигналом, но отдельно от него, придает сигналу отрицательное значение. По международному своду сигналов флаг «А» значит: «Я произвожу испытание скорости».

    Данный сигнальный флаг представляет собой красный флажок с изображенным поверх него белым прямоугольником.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так А-A (Alfa, Альфа), представляет собой бело-синий треугольный флаг с двумя косицами и имеет значение «Я спустил водолаза, соблюдай дистанцию и проходи на малой скорости».

    Б (Буки) — буквенное значение второго флага относящегося к своду сигналов ВМФ и МСС. Значение сигнала этого флага в переводе с военно-морского свода означает — «Сняться с якоря», «Больше ход» (если корабли на ходу) или «Дать ход» (если машины застопорены). По МСС флаг «Б» значит: «Я гружу или выгружаю взрывчатые вещества».

    Флаг «Б» представлял собой белый треугольник с красным кругом посередине.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так B- Б (Bravo, Браво), представляет собой красный треугольный флаг с двумя косицами и имеет значение «Я загружаюсь, или разгружаюсь, или несу опасный груз».

    В (Веди) — буквенное значение третьего флага в алфавите буквенных флагов военно-морского и международного сводов сигналов. По своду ВМФ этот флаг сигнализирует об опасности — «Курс ведет к опасности». По МСС флаг «В» означает: «Да» (утвердительный).

    Флаг «В» (Веди) представлял собой «тройной треугольник» синий треугольник с двумя треугольниками внутри него белого и красного цветов.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так V-В (Whiskey, Уиски), представляет собой прямоугольный синий с белым прямоугольником в центре, на который наложен малый красный прямоугольник и имеет значение «Требуется медицинская помощь».

    Г (Глаголь) — данный флаг относится к разряду буквенных флагов сводов сигналов ВМФ и МСС. Точное его значение этого флага, как сигнала, по своду ВМФ — брандвахтенный. Держится кораблями (судами), занимающими брандвахтенный пост. По своду МСС «Г» значит «Держитесь на некотором расстоянии от меня, я маневрирую с трудом».

    Флаг «Г» представлял собой треугольник голубого цвета.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так G - Г (Golf, Гольф), представляет собой флаг из жёлтых и синих вертикальных полос (имеется уже в таблице 1901 года); видимо, этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве, и имеет значение «Мне нужен лоцман».

    Д (Добро) (Affirmative) — буквенное значение этого сигнала относится к буквенным флагам военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага, по своду ВМФ трактуется как — «Да, согласен, разрешаю». По МСС флаг «Д» означает: «Я изменяю свой курс вправо».

    Флаг «Д» (добро) представляет собой флажок желтого цвета, прямоугольной формы.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так D - Д (Delta, Дэлта), представляет собой флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос и имеет значение «Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом».

    Е (Есть) — буквенное значение флага сводов сигналов ВМФ и МСС, флаг «Е» по международному своду сигналов означает: «Мое судно потеряло способность управляться. Установите со мной связь».

    В Военно-морском флоте СССР сигнал "Е" представлял из себя треугольный жёлтый флажок с синей каёмкой, а ранее, в 1901-1911 гг.,этот сигнал обозначался - желтым флажком с продольной синей полоской и двумя косицами.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так E-Е (Echo, Эко), представляет собой флаг из синей и красной горизонтальных полос и имеет значение «Я поворачиваю направо».

    Ж (Живете) — буквенное значение, принадлежащее одному из 26 - ти буквенных сигнальных флагов сводов ВМФ и МСС. Флаг «Ж» по МСС означает: «Нужен лоцман».

    В Военно-морском флоте СССР сигнал "Ж" являл собой квадратный белый флаг с красным ромбом. В начале ХХ века 1901-1911 гг., этот флажок представлял собой - красный треугольной формы с тремя продольными белыми полосами.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так V-Ж (Victor, Викта), представляет собой белый флаг с красным косым крестоми имеет значение «Прошу помощи.».

    З (Земля) — буквенное значение одного из сигнальных флагов сводов ВМФ и МСС. Значение сигнала дающееся в своде ВМФ: «Дать задний ход». Флаг «З» по МСС значит: «У меня есть на борту лоцман».

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так Z-З (Zulu, Зулу), представляет собой белый флаг, разделённый косым крестом на жёлтый, чёрный, синий и красный треугольникии имеет значение «Мне нужен буксир».

    И (Иже) — буквенное значение сигнального флажка из сводов ВМФ и МСС. Флаг «И» по международному своду сигналов означает: «Я изменяю свой курс налево».

    Сигнал "И" был в видефлага треугольной формы из жёлтых и красных половин, в 1901-1911 гг., этот сигнал обозначался флажком треугольной формы, красного цвета с белым кругом в центре. Его значением было "Ясно вижу".

    По действующему, МСС данное буквенное значение флага звучит так I-И (India, Индия), представляет собой жёлтый прямоугольник флаг с черным кругом и имеет значение «Я меняю курс».

    К (Како) — буквенное значение одного из флагов свода ВМФ и МСС. Его значение по своду ВМФ — «Не могу управляться». По своду МСС флаг «К» означает: «Я собираюсь сделать сообщение по семафору».

    Сигнал "К" имел вид прямоугольника из синей и красной горизонтальных полос. В своде сигналов 1901-1911 гг., этот сигнал обозначался флажком с красным полем и белой вертикальной полосой. Его значением было "Ясно вижу"

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так K-К (Kilo, Кило), представляет собой квадратный бело-красный вертикальный флаг, и имеет значение «Я хочу связаться с вами».

    Й - Знака «Й» в МСС не существовало. В своде сигналов ВМФ этот флаг означал"Обнаружил мину" Представляет собой белый флажок с черным треугольником посередине и с косицами с краю,в таблице 1911г. в литере"Й" соответствует красный треугольный вымпел с белым крестом.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так J - Й (Juliett, Джулиэт), представляет собой квадратный флаг из синей, белой и синей горизонтальных полос и имеет значение «У меня опасный груз на борту».

    Л (Люди) — буквенное значение 12 сигнального флага из списка буквенныхфлагов сводов ВМФ и МСС. Значение этого флага, как сигнала по военно-морскому своду: «Держать левее». 2. «Поворачиваю влево». Флаг «Л» по МСС означает: «Остановите немедленно свое судно».

    Флаг «Л» представляет собой белый прямоугольный флажок с красным крестом в середине.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так L-Л (Lima, Лима), представляет собой квадратный флаг из двух черных и двух желтых прямоугольников и имеет значение «Немедленно остановитесь».

    М (Мыслете) — буквенное значение сигнального флажка из сводов ВМФ и МСС. Значение этого флага по своду сигналов ВМФ как сигнала — 1. «Уменьшить ход». 2. «Дал малый ход». Флаг «М» по МСС означает: «Остановитесь. У меня есть важное сообщение».

    Данный флаг представляет собой прямоугольное полотнище с изображением типа «шахматная доска» с белыми и красными квадратами, расположенными в шахматном порядке.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так M - М (Mike, Майк), представляет собой квадратный флаг синего цвета с белым косымкрестоми имеет значение «Я прекратил движение».

    Н (Наш) — буквенное значение одного из флагов ВМФ и МСС. Его значение как сигнала по своду сигналов ВМФ — «Гружу боевой запас» (взрывчатые и огнеопасные вещества). По МСС флаг «Н» означает: «У меня есть на борту доктор».

    Буквенный сигнал «Н» представлял собой флажок красного цвета.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так N-Н (November, Новэмбэр), представляет собой квадратный флаг с четырьмя белыми и четырьмя голубыми квадратами расположенными в шахматном порядке и имеет значение «Нет».

    О (Он) - буквенное значение сигнального флага, из сводов ВМФ и МСС.По своду ВМФ значение этого флага - «Следовать за мной», а по своду МСС - «прошу разрешения…».

    Буквенный сигнал "О" представлял собой треугольник желтого цвета с красной вертикальной полосой. В своде сигналов 1901-1911 гг., этот сигнал обозначался белым треугольным вымпелом с пятью вертикальными синими полосками.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так O-О (Oscar, Оска), представляет собой разделённый по диагонали на красный и жёлтый треугольники флаг и имеет значение «Человек за бортом».

    П (Покой) — буквенное значение сигнального флага, из сводов ВМФ и МСС.По своду ВМФ значение этого флага как сигнала "Держать правее", "Поворачиваю вправо", а по своду МСС - означает: в гавани: "Все должны быть на борту, так как судно скоро снимается"; в море: "Мои сети зацепились за препятствие".

    Буквенный сигнал "П" представлял собой прямоугольник с двумя вертикальными полосами желтого и синего цвета.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так P-П (Papa, Папа), представляет собой квадратный флаг с наложенным на него белым квадратом и имеет значение «Судно собирается в море, всем доложить о прибытии». В XVIII веке этот флаг был также известен как "Синий Питер" (Blue Repeater), он использовался,если нужно было попросить повторить плохо понятый сигнал.

    Р (Рцы) — буквенное значение флага ВМФ и МСС. Его значение по своду ВМФ: "Дежурный корабль". Этот флаг (малого размера) поднимается на левом ноке рея дежурного корабля с восхода до захода солнца (ночью — на том же ноке рея носится синий огонь). По МСС флаг «Р» значит: "Мое судно не имеет хода; вы можете осторожно пройти мимо меня".

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так R - Р (Romeo, Роумио), представляет собой квадратный флаг красного цвета с желтым скандинавским крестом, флаг не имеет определённого значения.

    С (слово) — — буквенное значение этого сигнала относится к буквенным флагам военно-морского и международного сводов сигналов. Свод сигналов ВМФ дает трактовку этот сигнала так - "застопорить машины, застопорил машины". По флагу МСС флаг «С» означает: "Мои машины работают полным ходом назад".

    Сигнальный флаг «С» представляет собой голубой прямоугольник с белым косым крестом.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так S - С (Sierra, Сиэрра), представляет собой квадратный флаг белого цвета с наложенным на середину голубы квадратом и имеет значение «За кормой моего судна сейчас заработают винты».

    Т (Твердо) — буквенное значение одного из буквенных сигнальных флагов из свода сигналов ВМФ и МСС. Флаг «Т» по МСС означает: "Не пересекайте моего курса (не проходите у меня под носом)".

    Сигнальный флаг "Т" - флаг из двух черных и двух желтых прямоугольников расположенных в шахматном порядке.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так T-Т (Tango, Тангоу), представляет собой квадратный флаг из вертикальных красной, белой и синей полос и имеет значение «Держитесь от меня подальше, я несу трал».

    У - буквенное значение сигнального флажка из сводов ВМФ и МСС. Значение этого флага в сводах сигналов ВМФ и МСС — "Терплю бедствие". Поднимается на гафеле под кормовым флагом. Флаг «У» по МСС означает: "Вы идете к опасности".

    Сигнальный флаг «У» представляет собой трапециевидный вымпел с тремя красными и двумя белыми полосами расположенными поочередно.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так U-У (Uniform, Юниформ), оно представляет собой квадратный флаг из двух красных и двух белых квадратов расположенных в шахматном порядке и имеет значение «Вы идёте навстречу опасности».

    Ф - Ферт - буквенное значение одного из флагов военно-морского флота и международного сводов сигналов. Значение этого флага по своду ВМФ как сигнала — отменительный. Поднятый без сигнала, отменяет предыдущий сигнал. Поднятый одновременно с сигналом, но отдельно от него, отменяет поднятый сигнал, а по МСС флаг «Ф» означает: "Я не управляюсь. Держите связь со мной".

    Сигнальный флаг "Ф" представлял собой треугольный флаг желтого цвета с черным кругом. В своде сигналов 1901-1911 гг., этот сигнал обозначался жёлтым прямоугольным флагом с синим прямоугольником в центре.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так F-Ф (Foxtrot, Фокстрот), представляет собой квадратный белый флаг с красным ромбом. и имеет значение «Я потерял управление и возможность связи».

    X (Ха) — буквенное значение флага ВМФ и МСС. Флаг «Х» по МСС означает: «У меня есть на борту лоцман».

    В советском флоте "Х" обозначал белый флаг с красным крестом. В более ранние времена существования Российской империи этот флаг имел дополнительную функцию и кроме буквенного значения "Х" назывался еще и "Молитвенный" и обозначал "Богослужение на корабле".

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так H-Х (Hotel, Хотэл), представляет собой квадратный флаг поделённый по вертикали на белую и красную половины и имеет значение «У меня на борту лоцман».

    Ц (Це) - буквенное значение одного из флагов военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага по военно-морскому своду как сигнала "Возвратиться". Флаг "Ц" по международному своду сигналов означает: "Да (утвердительный)".

    Флаг «Ц» - своим видом являет прямоугольный триколор красно-желто-синего цветов.

    По действующему, данное буквенное значение флага звучит так C-Ц (Charlie, Чарли), представляет собой квадратный флаг поделённый по горизонтали на синий, белый, красный, белый и синий цвета и имеет значение «Да».

    Ч (Червь) - буквенное значение флага ВМФ и МСС. Значение данного флага как сигнала по своду ВМФ значит: "Человек за бортом". При втором значении поднимается одновременно с пушечным выстрелом или с рядом коротких гудков; кормовой флаг приспускается.

    Флаг «Ч» - представляет собой прямоугольный голубой флаг с четырехугольным знаком «ромб» посередине.

    Ш (Ша) - буквенное значение одного из флагов ВМФ. В МСС нет данного флага. Означет он "Дать полный ход".

    Флаг «Ш» - буквенное значение одного из флагов ВМФ. В МСС нет данного флага. Представляет собой белое прямоугольное полотно с изображенными на нем в шахматном порядке пятью квадратами голубого цвета.

    По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

    Щ (Ща) В советском флоте "Щ" обозначал белый треугольный флаг с красным крестом. В Российской империи литеру "Щ" обозначал другой флаг - бело-красный, который позже стал "исполнительным флагом".

    По действующему МСС данное буквенное значение флага звучит так Q - Щ (Quebec, Кэбэк) представляет собой квадратный флаг желтого цвета и имеет значение «На моём судне все здоровы, прошу освободить меня от карантина».

    Ъ - буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Ъ" нет.

    Флаг «Ъ» знак представлял собой треугольный двух полосный флаг (черная и белая полосы).

    По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

    Еры (Ы)- буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Ы" нет.

    Флаг «Ы» представлял собой черное полотно, деленное белой жирной косойлинией.

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так Y-Ы (Yankee, Янки)представляет собой квадратный флаг с красными косыми полосами на жёлтом фоне и имеет значение «Я поднимаю якорь».

    Ь - буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Ь" нет.

    Флаг «Ь» представлял собой треугольник с синей широкой полосой у левого края (основания).

    По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так X-Ь (X-ray, Эксрей)представляет собой квадратный флаг белого цветас синим скандинавским крестом и имеет значение «Прекратите выполнение того, что делаете.».

    Э - буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Э" нет. Э или Е оборотное.

    Флаг «Э» представлял собой прямоугольное полотно с чередующимися полосками синего, белого, красного, белого синего цветов.

    По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

    Ю или Юла — буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Ю" нет. Ю или Юла сигналов нет.

    Флаг «Ю» представлял собой прямоугольное белое полотно с красным косым крестом.

    По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

    Я или Яко - буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Я" нет. Я или Яко сигналов нет.

    Флаг «Я» представлял собой прямоугольное красное полотно с желтым скандинавским крестом.

    По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

    Цифровые флаги свода сигналов СССР:

    Один (1) - бело-синий треугольный флаг с двумя косицами;

    Два (2) - синий треугольный флаг с белым кругом;

    Три (3) - треугольный флаг из красной, белой и синей вертикальных полос;

    Четыре (4) - красный треугольный флаг с белым крестом;

    Пять (5) - треугольный флаг из вертикальных жёлтой и синей полос;

    Шесть (6) - флаг, разделённый по диагонали на красный и жёлтый треугольники;

    Семь (7) - флаг из вертикальных красной, белой и синей полос;

    Восемь (8) - флаг из четырёх красных и белых прямоугольников;

    Девять (9) - белый флаг с синим крестом;

    Десять (10) - флаг, разделённый косым крестом на жёлтый, чёрный, синий и красный треугольники.

    Дополнительные знаки свода сигналов СССР:

    1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;

    2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;

    3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;

    4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;

    Специальные знаки свода сигналов СССР

    • гюйс - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс);
    • газ - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
    • дым - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
    • телеграфный - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос (имеется уже в таблице 1901 года); видимо, этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве.
    • шлюпочный - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года);
    • воздушный - белый флаг с синим прямоугольником в центре;
    • норд - белый флаг с красным треугольником сверху;
    • зюйд - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
    • ост - белый флаг с чёрным ромбом;
    • вест - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
    • вопросительный - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос. В Российской Империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины.
    • ответный - красный трапециевидный вымпел с белым кругом;
      ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места".
    • исполнительный - флаг, поделённый по вертикали на белую и красную половины

    Цифровые флаги свода сигналов МСС:

    1 (unaone, унауан) - белый вымпел с красным кругом;

    2 (bissotwo, биссоту) - синий вымпел с белым кругом;

    3 (terrathree, тэратри) - вымпел из красной, белой и синей вертикальных полос;

    4 (kartefour, картэфоур) - красный вымпел с белым крестом;

    5 (pantafive, пантафайв) - вымпел из вертикальных жёлтой и синей полос;

    6 (soxisix, соксисикс) - вымпел из горизонтальных чёрной и белой полос;

    7 (setteseven, сэтэсэвн) - вымпел из горизонтальных жёлтой и красной полос;

    8 (oktoeight, октоэйт) - белый вымпел с красным крестом;

    10 (nadazero, надазэро) - жёлтый вымпел с красной вертикальной полосой.

    Есть также три "заменяющих" вымпела.

    1-й заменяющий (1st substitute) - жёлтый с синей каёмкой;

    2-й заменяющий (2nd substitute) - сине-белый;

    3-й заменяющий (3rd substitute) - белый с чёрной горизонтальной полосой.

    Сигнальные флаги ВМФ Российской Федерации в своём большинстве повторяют по аналогии флаги свода сигналов ВМФ СССР. Отличия весьма незначительны.

    • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
    • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
    • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
    • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
    • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
    • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
    • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
    • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
    • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
    • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
    • - белый флаг с красным треугольником сверху;
    • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
    • - белый флаг с чёрным ромбом;
    • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
    • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
    • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
      ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
    • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

      Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
      Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
      Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
      "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
      "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
      "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
      "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

      Сигналы шлюпок


      Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
      - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
      - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

      Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
      А - «Не согласен, не разрушаю»
      Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
      В - «Курс ведет к опасности»
      Г - Брандвахтенный
      Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
      Е - «Что случилось?»
      Ж -
      З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
      И -
      К - «Не могу управляться»
      Л - «Держать левее»
      М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
      Н - «Грузу или имею боевой запас»
      О -
      П - «Держать правее»
      Р -
      С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
      Т - «Так держать»
      У -
      Ф - Отменительный
      Х - «Конец учения или занятия»
      Ч - «Человек за бортом»
      Ш -
      Щ -
      Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
      Ы -
      Ь -
      Э -
      Ю -
      Я -
      Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
      0 - «Начало шлюпочных гонок»
      «Норд» - Румб норд
      «Зюйд» - Румб зюйд
      «Ост» - Румб ост
      «Вест» - Румб вест
      «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
      «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
      «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

      В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

      Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

    Навеял сам себе одним из предыдущих постов и занырнул в историю флажного свода.

    Итак, система морской флажной сигнализации была внедрена французами во второй половине XVIII века, а потом подхвачена моряками всех флотов. Сперва пользовались только цифровыми флагами, но уже через полвека был основан Международный Свод сигналов, состоящий из 26 буквенных флагов, 10 цифровых вымпелов и нескольких специальных флагов, с помощью которых можно было подать сигнал и даже составить сложное сообщение. Вот как выглядел знаменитый сигнал Нельстона перед Трафальгарской битвой 21 октября 1805 года. Это реконструкция сигнала на корабле Нельсона Victory в честь 200-летия битвы. Как мы видим, всю фразу даже не смогли разместить. Утеряны навыки, увы...

    Вообще же для того, чтобы тебя понимали, в передаче сигнала нужно было проявлять быстроту и смекалку. Количество одинаковых флагов на борту было ограничено, поэтому были введены заменяющие флаги, которые в зависимости от места могли заменять любой из уже использованных. 1-й заменяющий читается как верхний в группе, второй - как на один ниже и т. д.


    Техника набора флагов в группу тоже совершенствовалась. Связывание узлов затрудняла работу сигнальщика, особенно с мокрыми и обледенелыми фалами. В 1888 г. Эдвард Инглефилд, флаг-лейтенант командующего английской эскадрой изобрёл специальную скобу, значительно упрощавшую набор. Его корабль моментально стал победителем всех сигнальных соревнований и с 1900 года это нехитрое приспособление используется на флоте.

    На корабле флаги хранились в специальном сигнальном ящике с ячейками, сложенными специальным образом. Набранный трёхфлажный сигнал поднимался на мачте до места в сложенном состоянии, а потом одним рывком все флаги разворачивались.
    Помимо Международного Свода сигналов каждый военно-морской флот имел свой свод и один флаг мог иметь в них разное значение. Сигальщикам военных кораблей приходилось учить по два свода. Флоты стран НАТО унифицировали свои коды, свод ВМФ РФ до сих пор особый, впрочем как и алфавит.

    Как же управляли маневрами кораблей при помощи флагов? Допустим, корабли идут в строю кильватера и флагман подаёт команду: "Повернуть всем вдруг вправо на 90°". Для этого он поднимает на мачте сигнал (здесь и далее все сигналы из свода британских ВМС).


    Корабли соединения поднимают ответный вымпел до половины, когда видят сигнал и до места, когда сигнал разобран. Если дальние мателоты не могут разобрать сигнал флагмана, промежуточные корабли его репетуют.


    Когда все корабли разобрали сигнал, флагман быстро спускает флаги, что является моментом начала исполнения маневра.
    Нередки были и досадные оплошности, когда сигнальщик упускал фал и весь комплект флагов нечитаемо развевался по ветру. Тогда сигнал быстро перенабирался на фале другого борта, а упущенные флаги ловили специальным приспособлением.


    Отсюда ясно насколько важным элементом боевой подготовки была тренировка сигнальщиков. Поэтому их действия отрабатывали до автоматизма на суше, прежде чем допустить до сигнального мостика.


    Тем не менее случались трагические аварии, причём по вине не только сигнальщиков, но и адмиралов. В 1893 году британский средиземноморский флот действовал под командованием вице-адмирала Джоржа Трайона.
    Адмирал был великим изобретателем, умудрённым в маневрировании и любил устравиать проверки своим командирам, а также испытывать на своих кораблях новые идеи. Как и большинство адмиралов того времени он носил бороду, был грозным, решительным и имел непререкаемый авторитет среди подчинённых. Его заместителем был контр-адмирал Маркхам, который командовал вторым дивизионом.
    К началу маневра флот шёл в двух кильватерных колоннах подивизионно. Замысел командующего был таков: 1-й дивизион поворачивает последовательно вслед за своим флагманом влево, а 2-й вправо. После того, как флагманы сравняются, обе колонны поворачиваю "все вдруг" влево и становятся на якорь на рейде Триполи. Проблема была в том, что дистанция между кильватерными колоннами была всего 6 кабельтов, а диаметр циркуляции кораблей - около 4 кабельтов. Для того, чтобы безопасно выполнить подобный маневр дистанция должна была быть не менее 10 каб. Подчинённые адмирала пытались робко обратить его внимание на этот факт, но тот отрезал что-то вроде "Я сказал!" После этого все заключили, что жираф большой, ему видней, и на мачту взвились флажные сигналы.

    Другие корабли подняли ответные вымпелы до половины. Все они поняли, что маневр невозможен, но как и адмиральский штаб в конце концов заключили, что старший начальник знает, что делает, и подняли вымпел до места. Кроме младшего флагмана, ан котором контр-адмирал Маркхам всё ещё размышлял, что делать. Тогда адмирал Трайон использовал стандартный метод для приведения в чувство зазевавшегося подчинённого. Он передал семафором: "Чего вы ждёте?". После этого Маркхам настолько успокоился, что подтвердил ясность сигнала, и по исполнительной команде корабли начали поворот навстречу своей судьбе.


    В конце циркуляции "Кампердаун" протаранил "Викторию", которая затонула через 20 минут, унеся с собой 400 моряков во главе с виновником - адмиралом Тайроном. Говорят, что последними его словами были "Это я во всём виноват". Тем не менее, если бы хотя бы один корабль не поднял ответный вымпел до места, катастрофы не случилось бы.

    Одним из знаменитых флажных сигналов был тот, которым начался главный этап знаменитого Ютландского сражения. Гранд Флит в составе 24 линкоров шёл в строю шести кильватерных колонн под командой адмирала Джона Джеллико. Того самого, который, будучи лейтенантом, спасся с утонувшей "Виктории". В 18.14 31 мая 1916 г. он получил доклад от командира эскадры линейных крейсеров Битти: «Заметил линейный флот противника по пеленгу SSW». Прямо по курсу эскадры стояла полоса тумана, а за ней была цель - Хохзеефлит, шедший на северо-восток. Джеллико моментально принял решение перестроиться в одну кильватерную колонну и произвести "охват головы" немецкого строя. Уже через минуту на мачту флагманского линкора «Айрон Дьюк» взвился сигнал всего из 3-х флагов, который точно описал назначенное перестроение. Великолепный манёвр, вошедший в анналы военно-морской истории, дал Гранд Флиту возможность произвести охват головы флота противника и отрезать его главными силами от базы.


    Широко использовались сигнальные флаги и для всякого рода шуток. Часто ими передвались номера псалмов или главы из Библии, которые имели отношение к эпизоду.

    Справа - брошь, которую подарил шалунишка-король Эдвард VII своей любовнице Алисе Кэппел после их совместного плавания на яхте, где они прилежно изучали флажные сигналы. На ней морским языком передано сообщение:
    "Ясно вижу цель, готов выпустить торпеду Уайтхеда (при другом прочтении - белоголовую торпеду) прямо по курсу". История умалчивает о том, как часто надевала девушка королевский подарок, особенно в присутствии морских офицеров.

    И, наконец, существует и давняя традиция вывешивать т. н. "вымпел джина" перед открытыми барами. Причём, если в русском языке туда ходят "налево", то англичане выбрали для обозначения злачного места флаг, обозначающий "поворот вправо". Что поделать, между нами и вправду лежит культурологическая пропасть!

    Сигнальные флаги на корабле

    Сигнальные флаги - комплект флагов установленных размеров, формы, рисунков и расцветки, предназначенный для осуществления зрительной связи между кораблями и кораблей с берегом.

    Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.

    В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.

    Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.

    Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.

    На данный момент Военно-Морским Флотов РФ применяются несколько различных сводов - своды военно-морских сигналов и Шлюпочная сигнальная книга. Комплект свода военно-морских сигналов насчитывает 59 различных сигнальных флагов (32 буквенных, 10 цифровых, 4 дополнительных и 13 специальных), а Шлюпочной сигнальной книги - 54 флага. Кроме этого, по форме они делятся на прямоугольные (38 шт.), прямоугольные с косицами (4 шт.), треугольные (15 шт.) и вымпельные (2 шт.).

    Все флаги сделаны из специальной ткани - флагдука, на которые нанесена особо стойкая краска. Используется пять различных цветов - красный, желтый, синий, черный и белый.

    Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.

    Размеры сигнальных флагов различных комплектов

    Свернутый сигнальный флаг

    Первый и второй комплекты используются на больших кораблях. Малые и средние корабли комплектуются третьим и четвертым комплектами, а на катерах и шлюпках используется пятый комплект.

    Хранение сигнальных флагов производится в свернутом виде в специальных ящиках на больших кораблях и в брезентовых мешках - на малых кораблях. Каждый флаг располагается в отдельной ячейке. Свертывают флаги в определенном порядке и затягивают петлей, что позволяет флагу самому развернуться во время подъема «до места». Это позволяет подымать сигнальные флаги при сильном ветре или с сигнального мостика очень малых размеров.

    Просмотров