Составной частью правовой системы российской федерации являются. Как российским судам применять международное право? Блоки правовой системы

Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье.

Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71–73 Конституции РФ.

В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.

К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы.

К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.

Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.

Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.

Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве).

Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти.

Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

  1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
  2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
  3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
  4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Толкование положений статьи 15 Конституции РФ

Из Постановления КС РФ N 10-П от 07.06.2000г.

Все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы же и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, подлежат применению лишь в части, ей не противоречащей, что прямо предусмотрено пунктом 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения» . Пунктом 1 того же раздела закреплен также приоритет положений Конституции Российской Федерации перед положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации...

Из Определения КС РФ N 171-О-П от 03.04.2007г.

В соответствии со статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. По смыслу данной статьи, тиражи официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты, и их распространение должны обеспечивать реальную возможность ознакомления с такими актами, не создавая неоправданных усилий по их поиску...

Из Постановления КС РФ N 2-П от 05.02.2007г.

В силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международный договор Российской Федерации имеет приоритет перед законом при наличии коллизии между ними.

Ратифицируя Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Российская Федерация признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов (Федеральный закон от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ). Таким образом, как и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, решения Европейского Суда по правам человека - в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, включая право на доступ к суду и справедливое правосудие, - являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений и правоприменительными органами при применении соответствующих норм права...

Петров А.Я., профессор Государственного университета - Высшей школы экономики.

Одна из важнейших проблем, стоящих перед мировым сообществом, определена еще Кантом - это "достижение всеобщего правового гражданского общества" <1>. Для ее решения, очевидно, необходимо активное взаимодействие и сближение правовых систем государств с нормами международного права. Правовые системы государств и система международного права имеют не только качественные отличия, но и общую основу, правовую природу, принципы права и категории. С этим связана возможность международной унификации права. Одна из форм их сближения - закрепление норм международного права в качестве элемента внутригосударственной правовой системы. В части 4 ст. 15 Конституции РФ впервые закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Данное положение кардинальным образом изменяет подход к содержанию правовой системы России, ее структуре, иерархии нормативных правовых актов. Одновременно это позволяет практически реализовывать и применять нормы международного права во взаимодействии с российским правом.

<1> Кант И. Соч. Т. 6. М., 1996. С. 12.

Однако реализация и применение норм международного права в иной внутригосударственной системе не может означать, что они включаются в право (его отрасли) того либо другого государства или тем более превращаются в его нормы.

Поэтому вряд ли правильно рассматривать нормы международного права в качестве источников российского права (трудового, гражданского и т.д.). Из этого следуют практические выводы: нормы и источники международного права занимают свое отличительное, своеобразное положение в правовой системе России, функционируют наряду с нормами российского права. Они должны толковаться и применяться в соответствии с целями и принципами международного права и конкретного международного пакта или международного договора в контексте используемых в них терминов, а не с точки зрения соответствующих ориентиров российского права. На это нацеливает Венская конвенция о праве международных договоров (1969 г.).

Итак, правовая система Российской Федерации состоит из норм российского, международного и иностранного права, действующих в стране с санкции Российского государства.

Вместе с тем в науке трудового права существуют другие подходы. Так, известный юрист И.Я. Киселев полагает, что определенная часть международного кодекса труда, воплощающая общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, приобретает значение внутреннего российского закона. Международные нормы труда следует рассматривать как важнейший источник российского трудового права <2>.

<2> Трудовое право / Под ред. О.В. Смирнова. 3-е изд. М., 1999. С. 481, 482.

Определение места норм и источников международного права в правовой системе Российской Федерации позволяет перейти к рассмотрению вопроса о соотношении юридической силы норм российского права и соответствующих норм международного права. От его решения зависит результат рассмотрения и разрешения судами, а также другими компетентными органами государства дел и качество нормотворчества.

Международный Суд в консультативном заключении от 26 апреля 1988 г. отметил "фундаментальный принцип международного права, заключающийся в том, что "международное право превалирует над внутренним правом" <3>. В части 4 ст. 15 Конституции РФ установлено несколько иное положение о приоритете норм (правил): если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Таким образом, данная конституционная норма не дает оснований для признания приоритета общепризнанных (и обычных) принципов и норм международного права перед законами Российской Федерации. Усложняет этот вопрос часть 1 п. "о" ст. 72 Конституции РФ, которая относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов лишь выполнение международных договоров Российской Федерации.

<3> Repots C.J. 1988. Ha gue, 1988.

Согласно преамбуле Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Россия выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Но это положение не совсем соответствует части 4 ст. 15 и части 1 п. "о" ст. 72 Конституции РФ. В то же время общепризнанные принципы и нормы международного права могут иметь приоритет перед законами и иными нормативными правовыми актами в случае, если они выражены в договорной форме.

В науке трудового права нередко этот вопрос трактуется вопреки указанному конституционному положению. К сожалению, этого не избежали и многие современные учебники. Так, некоторые авторы полагают, что Конституция РФ устанавливает приоритет международных правовых норм перед национальными.

В статье 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрена обязательная для суда иерархия норм правовой системы России. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица правовым положениям, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Здесь же дается их иерархия: Конституция РФ, конституционный закон, федеральный закон, общепризнанные принципы и нормы международного права, международный договор, конституция (устав) субъекта Федерации, закон субъекта Федерации <4>, т.е. нормы международного права поставлены ниже федерального закона. Аналогично вопрос решен в статье 3 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" <5>.

<4> Российская газета. 1997. 6 янв.
<5> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757. См. также пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 31 дек.

Может быть, это одна из основных причин того, что даже Конституционный Суд РФ весьма осторожно относится к прямому применению норм международного права, касающихся прав человека. В своих постановлениях он в большинстве случаев ссылается на нормы Конституции РФ, а нормы международного права используются как дополнительное обоснование.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", к сожалению, игнорируется статья 17 Конституции РФ, закрепляющая права и свободы человека, предоставив им высший статус в правовой системе России.

В то же время нельзя не учитывать принципиальное правило разрешения коллизий: более благоприятные для прав человека нормы закона отменяют действие и применение менее благоприятных норм международного права. Основанием для такого утверждения является часть 2 ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах человека. В ней предусмотрено, что никакое ограничение или умаление основных прав человека, признаваемых в государстве-участнике в силу закона, не допускается под тем предлогом, что в Пакте они не признаются или признаются в меньшем объеме. Созвучна с данным правилом статья 2 Конституции РФ, в которой права и свободы человека признаются и провозглашаются высшей ценностью. Поэтому правомерно утверждать: в вопросе прав человека принцип приоритета международных договоров (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) не всегда будет реализован и применен, ибо реализации и применению могут подлежать не международные договоры, а законы (иные нормативные правовые акты) России, если они содержат более оптимальные нормы.

Нормы международного права о правах и свободах человека могут быть реализованы и применены как опосредованно, т.е. через Конституцию РФ, иные законы, так и непосредственно. Так, в Конституции РФ не закреплено одно из важнейших прав человека - право на труд. В статье 6 Международного пакта ООН об экономических, социальных и культурных правах это право провозглашено как задача, к выполнению которой наряду с обеспечением других прав должны стремиться все народы и все государства. Позже оно закрепляется в качестве международного обязательства Союза ССР, правопреемником которого является Россия. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, включающее право каждого на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

Коллизию следовало бы разрешить на основе статьи 17 Конституции РФ и статьи 6 Международного пакта. Кроме того, необходимо учитывать нормы статьи 55 Конституции о том, что указание в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Это исключительно важно, потому что в современных условиях получили распространение факты ограничения права человека на труд, сформулированного в статье 6 Международного пакта.

Другой вопрос, который естественно возникает: какие международные договоры Российской Федерации имеются в виду в части 4 ст. 15 Конституции РФ (межгосударственные, межправительственные, межведомственные; опубликованные или неопубликованные)?

В части 3 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права человека, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с частью 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Для осуществления иных принимаются соответствующие правовые акты.

В части 4 ст. 15 Конституции РФ отдается предпочтение международным договорам, устанавливающим иные правила, чем в российских законах. Согласно статье 15 Закона о международных договорах международные договоры, устанавливающие иные правила, подлежат ратификации. Следовательно, приоритетом обладают только ратифицированные договоры.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения Конституции Российской Федерации" разъясняется, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующие возникшие правоотношения, если вступившим в силу для России международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила. В этих случаях применяются правила международного договора. Этим самым Верховный Суд РФ несколько расширил содержание статьи 15 Закона о международных договорах, не совсем обоснованно сориентировав суды общей юрисдикции. В данном случае не учтено, что решение о согласии на обязательность международного договора в форме федерального закона может быть ратификацией или утверждением, принятием, присоединением (ст. ст. 17, 20, 21 Закона). Ратификации же подлежат межгосударственные договоры. Следовательно, приоритетом в отношении законов России обладают межгосударственные, ратифицированные, официально опубликованные международные договоры.

Кроме того, ратификации подлежат межправительственные договоры (ст. 16 Закона), поэтому и они имеют приоритет перед законами Российской Федерации.

Некоторые из межведомственных договоров могут быть ратифицированы, если Правительство РФ примет решение о подписании такого договора по вопросам, имеющим важное значение для государства (ст. 2 Закона).

Согласно статье 1 Закона о международных договорах Российской Федерации Правительство РФ вносит в Государственную Думу на ратификацию договоры, решение о подписании которых им принято.

А имеет ли международный договор Российской Федерации приоритет перед нормами Конституции РФ (ст. 37 и др.)? Очевидно, нет. У Конституции особый правовой статус, это не "основной закон" (как часто утверждают юристы). Она имеет высшую юридическую силу на всей территории России, все действующие правовые акты, в том числе международные договоры Российской Федерации, не должны противоречить ей.

В статье 22 Закона о международных договорах закреплено следующее: если договор содержит правила, требующие изменения Конституции РФ, решение о согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. В то же время Конституционный Суд РФ может признать не вступивший в силу договор или отдельные его положения не соответствующими российской Конституции. Такой договор не подлежит введению в действие и применению (ст. 9 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Итак, международным договором Российской Федерации не могут быть установлены иные правила, чем предусмотренные Конституцией РФ.

Вместе с тем не совсем понятно, почему в статье 15 Конституции не предусмотрен (как уже отмечалось) приоритет общепризнанных принципов и норм международного права? И как следствие, в нормотворчестве в ряде случаев наблюдается их игнорирование. Так, в преамбуле Закона "О занятости населения в Российской Федерации" записано, что гарантии государства по реализации прав граждан России, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Не всегда правильное и корректное нормотворчество наблюдается и на уровне подзаконного регулирования. Например , в соответствии со статьей 3 Устава о дисциплине работников морского транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г.) дисциплина работников морского транспорта состоит в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяемыми на морском транспорте. Такая формулировка предполагает приоритет правил международного договора во всех случаях, что не совсем соответствует статье 17 Конституции РФ. И вновь игнорируются общепризнанные принципы и нормы международного права.

Поэтому следовало бы в части 4 ст. 15 Конституции РФ определить более точный, недвусмысленный "статус" общепризнанных принципов и норм международного права. Таким образом, вопрос об иерархии источников международного права нашел бы свое позитивное решение и в соответствующих кодексах (Гражданском, Трудовом и др.).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны важные разъяснения по рассматриваемой проблеме. На некоторых из них хотелось бы акцентировать внимание. Исходя из положений части 4 ст. 15, ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Так, примерный перечень общепризнанных принципов международного права содержится в статьях 1 и 2 Устава ООН. А общепризнанные нормы международного права содержаться в Уставе ООН, Всеобщей Декларации прав человека, Статуте Международного Суда, Международном Пакте о гражданских и политических правах человека.

Составной частью правовой системы Российской Федерации (наряду с международными договорами) являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. констатируется, что согласно пункту "а" ст. 2 Закона о международных договорах Российской Федерации под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.д.).

В соответствии с частью 3 ст. 5 Закона о международных договорах Российской Федерации положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов применения, действуют в нашей стране непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений в свое внутреннее законодательство. При рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется международный договор Российской Федерации, вступивший в силу и ставший обязательным для Российской Федерации, положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. ч. 1 и 3 ст. 5 Закона о международных договорах Российской Федерации, ч. 2 ст. 7 ГК РФ).

Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

Международные договоры, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности:

  • при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения;
  • при рассмотрении гражданских и уголовных дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем гражданским процессуальным или уголовно-процессуальным законом Российской Федерации;
  • при рассмотрении гражданских или уголовных дел, если международным договором Российской Федерации регулируются отношения, в том числе с иностранными лицами, ставшие предметом судебного рассмотрения (например, при рассмотрении дел, перечисленных в статье 402 ГПК РФ, ходатайств об исполнении решений иностранных судов, жалоб на решения о выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства);
  • при рассмотрении дел об административных правонарушениях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. ч. 1 и 2 ст. 5, ст. 14, п. "а" ч. 1 ст. 15 Закона о международных договорах Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 ГПК РФ, ч. 3 ст. 1 УПК РФ).

Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации.

Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор (ч. 4 ст. 15, ст. ст. 90, 113 Конституции РФ).

При осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по смыслу части 4 ст. 15 Конституции РФ, статей 369, 379, части 5 ст. 415 УПК РФ, статей 330, 362 - 364 ГПК РФ неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием для отмены или изменения судебного акта. Неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму международного права, не подлежащую применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права.

Толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (ст. ст. 31 - 33 разд. 3).

Согласно части 3 ст. 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, устанавливающая соглашение участников относительно его толкования.

В случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации судам необходимо использовать акты и решения международных организаций, в том числе органов ООН и ее специализированных учреждений, а также обращаться в Правовой департамент Министерства иностранных дел РФ, в Министерство юстиции РФ (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия международного договора, составом государств, участвующих в договоре, международной практикой его применения) <6>.

<6> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.

Вместе с тем в таком важном и единственном в своем роде Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. не нашел отражение вопрос о применении судами общей юрисдикции международных обычаев. Согласно статье 38 Статута Международного Суда он определяется как "доказательство всеобщей практики...". С учетом же научной классификации источников международного права существуют общепризнанные принципы международного права - международные обычаи, общепризнанные нормы международного права, международные договоры. Как видим, международные обычаи в иерархии указанных источников занимают второе место. И, разумеется, игнорировать их неправомерно и необоснованно.

Несмотря на то что Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. действует в течение нескольких лет, практика судов общей юрисдикции далека от совершенства. В частности, суды нередко не устанавливают факт и способ признания обязательности международного договора Российской Федерации или дается лишь название международного договора Российской Федерации либо конвенции (например, действие Конвенции МОТ признано Россией; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах является составной частью правовой системы Российской Федерации). Что касается индивидуальных трудовых споров, то здесь действует обычный стереотип - рассмотрение и разрешение их на основе норм российского трудового права.

!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.

Элементы правовой системы:

  • право;
  • правотворчество;
  • правосудие;
  • юридическая практика;
  • правоотношения;
  • субъективные права и обязанности;
  • правовые учреждения;
  • законность;
  • правосознание и др.

Исчерпывающий перечень дать трудно, т.к. правовая система сложное, многоуровневое, динамическое образование.

Блоки правовой системы:

  1. нормативный;
  2. правообразующий;
  3. доктринальный (научный);
  4. статистический;
  5. прав и обязанностей и др.

Ценность правовой системы - в системном подходе.

Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.

Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений".

Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суд, прокуратура, ), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, принципов, и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства - тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Это позволяет полнее, контрастнее выявить наиболее существенные корреляционные, субординационные и другие связи и отношения между целым и его частями, а также последних между собой, точнее определить место и роль каждого звена системы в общей работе всего правового механизма, находящегося в распоряжении государства. Поэтому интегративный подход к правовой системе - единственно возможный.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.

Естественно, что функционирование такой системы - сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим , социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система - более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.

Категория надстройки "раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры" (В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев). Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными и иными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости - со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.

Правовая система по своему содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного способа производства, данного общественного строя. Перед нами - правовая сфера жизни общества.

Роль права в правовой системе

Право, как уже подчеркивалось, - эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.

Вместе с порождаемыми ими правоотношениями - это необходимые крепления, связки правовой системы. Но право - тоже система и притом наиболее устойчивая и дисциплинирующая, содержащая в себе четкие оценочные критерии. Это - базовая система в системе. Являясь первичными клеточками правовой системы, юридические нормы и составляют ее первооснову, придают ей жизненные силы. Именно через эти нормы достигаются прежде всего основные цели правового регулирования.

Право доминирует в правовой системе, играет в ней роль консолидирующего фактора, "центра притяжения". Все другие ее элементы являются фактически производными от права. И всякие изменения в нем неизбежно порождают изменения во всей правовой системе или, по крайней мере, во многих ее частях. Тем не менее это не тождественные понятия.

Конечно, в историко-политическом, общесоциологическом и общекультурном плане право и правовую систему нередко отождествляют, когда, например, рассматривают сравнительные типы права, национальные правовые системы различных стран (аналогично тому как в обыденной жизни не всегда проводят различие между обществом и государством, не вдаваясь в научное содержание этих терминов).

Конечные цели правового регулирования достигаются только с помощью всей совокупности юридических средств, находящихся в распоряжении государства, а не за счет отдельных из них, например правовых норм, санкций, субъективных прав и обязанностей, правоотношений и т.д. Поэтому важно, чтобы все звенья правовой системы работали четко и безотказно, активно выполняли свои функции.

Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как другая. В то же время существуют некие постоянные, долго живущие элементы - принципы системы, которые присутствовали в системе всегда (даже в прошлые века) и будут такими же в течение еще долгого времени. Они придают необходимую форму и определенность целому.

Современная российская правовая система, как и американская, организована на федеральной основе. В каждом субъекте Федерации - своя правовая система, имеющая местные особенности и включающая в себя региональные нормы и институты. Свои правовые системы созданы в бывших союзных республиках - ныне суверенных государствах. В наше время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны.

В Конституции РФ записано: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" (ч. 4 ст. 15). Это и понятно - право любого государства тысячами нитей связано с международным правом как сгустком длительного коллективного опыта. Такое взаимодействие отражает современные мировые интеграционные процессы.

Просмотров