Активное и пассивное избирательное право. Избирательное право: понятие и условия реализации избирательных прав граждан Активное избирательное право предоставлено гражданам с

Активное избирательное право - право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.

Пассивное избирательное право - право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.

Активным избирательным правом наделяются граждане по достижении ими 18 лет (т. е. с наступления гражданского совершеннолетия).

Право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставляется либо в 18 лет, либо позднее 21 год - для избрания в депутаты Государственной Думы (ч. 1 ст. 97 Конституции); 35 лет и постоянное проживание в РФ неменее 10 лет - для избрания в качестве Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 81 Конституции).

Ограничения на граждан, не способных по своему психическому или умственному состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (в этом случае недееспособность лица должна быть признана в судебном порядке). Также не имеют право избирать и быть избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Такое ограничение не распространяется на лиц, находящихся в местах заключения, если в отношении них еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы.

25. Избирательные системы, применяемые в рф.

Избрание Государственной Думы, как палаты прямого народного представительства, осуществляется путем общенациональных выборов , которые проходят на основе сочетания мажоритарной системы по одномандатным округам (225 депутатов) и системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу (также 225 депутатов).

Мажоритарная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов, а все остальные.партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, остаются непредставленными.

Пропорциональная система - мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий.

Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

26. Стадии избирательного процесса.

,Выборы Президента РФ - см. Конституцию (гл.4).

Кандидатов имеют право выдвигать зарегистрированные в установленном законом порядке политические партии, общественные организации, собрания избирателей, политические движения.

При этом кандидат должен получить поддержку не менее, чем 100 тысяч граждан (подписные листы , где граждане, поддерживающие данную кандидатуру, проставляют свою фамилию, место жительства, номер паспорта или документа, удостоверяющего личность, и расписываются). Листы направляются в Центральную избирательную комиссию не позднее, чем за 22 дня до выборов.

Выборы Президента признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50% голосов избирателей. Избранным считается тот кандидат, который получил более 50% голосов избирателей, принявших участие в выборах.

Выборы в верхнюю и нижнюю палаты Федерального Собрания РФ осуществляются по-разному.

В список кандидатов избирательные объединения вправе включить любое лицо, в том числе и не состоящее членом входящих в него политических партий и общественных движений. Для того, чтобы общефедеральный список был зарегистрирован, необходимо, чтобы в его поддержку было собрано не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем из 100 тыс. подписей не более 15% должны приходиться на один субъект Российской Федерации. Ст.97.

Процесс выборов депутатов нижней палаты российского парламента проходит в несколько этапов.

1. Процедура назначения выборов в Государственную Думу и образования Центральной избирательной комиссии. См. ст. 84 Конституции. ЦИК входят 15 членов. Пять членов назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе; пять членов - назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; пять членов - назначаются Президентом Российской Федерации.

2. Образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных избирательных комиссий. Определение территории избирательных округов является прерогативой ЦИК. Они образуются в соответствии с численностью населения и необходимостью существования 225 округов. Схема избирательных округов утверждается и публикуется ЦМК не позднее чем за 60 дней до выборов. Центральная избирательная комиссия образует окружные избирательные комиссии. В каждую входят Председатель и 12-18 членов из числа кандидатур, предложенных представительными и исполнительными органами соответствующих субъектов РФ.

3. Этот этап является гарантией реализации принципа всеобщности избирательного права. ИУ - это часть избирательного округа; территория, на которой проживает от 100 до 3000 избирателей. ИУ образуются не позднее, чем за 45 дней до выборов решениями глав администраций районов и городов.

4. Составление списка избирателей. Осуществляется не позднее, чем за 30 дней.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы. Для регистрации кандидатов подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры вносятся в окружную ИК не позднее, чем за 27 дней до выборов. Проверив в течение 5 дней соответствие выдвижения кандидата требованиям закона, окружная комиссия регистрирует его и выдает удостоверение о регистрации либо отказывает.

Для регистрации кандидатов по общефедеральному избирательному округу подписные листы вместе с заявлениями кандидатов вносятся уполномоченными представителями избирательного объединения в ЦИК не позднее, чем за 35 дней. В течение 5 дней комиссия проверяет и принимает решение о регистрации либо об отказе.

6. Проведение предвыборной агитации . Законодательством предъявляются определенные требования к содержанию предвыборных программ и агитационных предвыборных материалов: они не должны содержать призывов к нарушению целостности РФ, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

7. Голосование и определение результатов выборов. Избранным по одномандатному избирательному округу считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов. Если же число голосов одинаковое, избранным считается депутат, зарегистрированный раньше. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей.

Иной порядок действует в отношении определения результатов выборов по общефедеральному избирательному списку . Выборы в этом случае будут считаться несостоявшимися, если 5% действительных голосов не будут получены ни одним из общефедеральных списков кандидатов или будут получены только одним из них.

Каждое избирательное объединение, получившее более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов голосов. Это число определяется по специальной методике".

Общие итоги выборов не позднее чем через месяц после проведения выборов определяются и публикуется ЦИК.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. В наше время отменены всевозможные сословные, имущественные, образовательные, расово-национальные и другие ограничения – цензы, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк. Однако некоторые цензы сохраняются до сих пор. Так, в некоторых мусульманских странах права голоса все еще лишены женщины, а в ряде стран женщины получили избирательные права не так давно. Например, в Италии и Японии это случилось в 1945 году, в Греции – в 1956, в Швейцарии – в 1971 году.

Территориальный ценз ограничивает участие в выборах жителей определенных территорий. Ценз оседлости ограничивает электоральную активность мигрантов. Так, чтобы принять участие в выборах в США, человек должен прожить в данной местности 30 дней, в Канаде или Финляндии – один год, в Норвегии – 5 лет. В некоторых странах (Аргентина, Бразилия) избирательных прав лишены военнослужащие, что объясняется необходимостью поставить армию вне политики. В СССР до 1936 года избирательного права были лишены "представители эксплуататорских классов".

Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Путем двухступенчатых выборов избираются, например, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств. Во Франции часть сената формируется путем трехступенчатых выборов.



Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рождению. Сенатором этой страны может стать человек не моложе 30 лет, являющийся гражданином США в течение 9 лет. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

По законодательству некоторых стран, отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы даже в течение определенного времени после того, как они покинули эти должности. Это относится к судьям, комиссарам полиции, префектам и др. Кроме того, граждане, избранные в представительные органы, не имеют права занимать никакой другой должности в государственном аппарате. Этого требует принцип разделения властей.

В Республике Беларусь в соответствии со статьей 92 Конституции депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат Парламента. Депутат палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Порядок выдвижения кандидатов

Во многих странах граждане, прежде чем стать кандидатами, должны подумать об определенной сумме денег, которую они обязаны внести в качестве избирательного залога. Например, в Великобритании кандидат в парламент должен внести залог в сумме 150 фунтов стерлингов. Партия, выставившая своих кандидатов во всех округах, вносит 100 тысяч фунтов стерлингов. Залог не возвращается кандидату, набравшему менее 1/8 голосов избирателей. Во Франции выдвижение кандидата в Национальное собрание требует залога в 1000 франков, который не возвращается, если претендент набрал менее 5 процентов голосов. Избирательный залог на пост президента Франции составляет 10 тысяч франков. Законодательством Республики Беларусь избирательный залог не предусмотрен.

Регулируется и процедура выдвижения кандидатов на выборные должности. Используются несколько способов такого выдвижения.

1. Кандидатов выдвигают партии, общественные организации путем подачи петиций. В ряде стран эти петиции должны быть подписаны определенным числом избирателей, например, в Швейцарии 15 избирателями. В Беларуси кандидаты выдвигаются политическими партиями, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.

2. Сам кандидат подает заявление, которое в ряде стран должно быть подписано избирателями. Так, в Англии достаточно 10 подписей, В ФРГ – 200 подписей. В Беларуси гражданин сам себя выдвинуть не может.

3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов. Такая процедура называется праймериз или первичные выборы. Через первичные выборы можно определить наиболее популярных кандидатов, которые и выходят затем на общие выборы. Первичные выборы широко распространены в США.

Избирательное право определяет тип голосования (вотирования) в ходе выборов. Сам термин "голосование" пришел к нам из античной Спарты, где высший орган государственной власти формировался на общем собрании граждан общими выкриками. Избранным становился тот, за кого громче всех кричали собравшиеся. Из античных Афин дошло до нас слово "урна". Именно в урну древние афиняне опускали свои черные или белые камни во время голосования. Черный камень обозначал голосование против.

В наше время в большинстве стран пользуются бумажными бюллетенями или электронным голосованием, хотя есть примеры нетрадиционных форм вотирования. Так, в ходе местных выборов в Уганде предусматривается выстраивание избирателей на центральной площади поселка в колонну. Тот кандидат, за которым построилось больше людей, чья колонна оказалась длиннее, становится победителем. Оборачиваться и перебегать из колонны в колонну запрещается.

Можно выделить три основных типа голосования: альтернативное, коммулятивное и лимитированное . (Д.Левчик. Технология избирательной кампании в России. М. – 1994. – С. 16). При альтернативном голосовании избиратель имеет один голос, который он может отдать "за" или "против" кандидата или партию. При коммулятивном голосовании избиратель имеет больше голосов, чем количество зарегистрированных кандидатов. Избиратель имеет право отдать все свои голоса одному из кандидатов, одной партии или распределить их между кандидатами по своему желанию. Лимитированное голосование означает, что у избирателя меньше голосов, чем число зарегистрированных кандидатов. Избиратель может отдать свои голоса одному кандидату или распределить их по своему усмотрению. Возможны варианты перечисленных типов голосования.

Абсентеизм

Этим термином принято обозначать равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение абсентеизм получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня.

Во многих странах абсентеизм – достаточно распространенное явление. Причины неявки избирателей на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может быть и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил. Люди разочаровываются в партийных программах, в деятельности правительства, не ждут улучшения своего положения, не верят обещаниям и не хотят отдавать голоса за кого бы то ни было.

Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, государства Латинской Америки. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т.д. В Австрии, например, за уклонение от голосования граждане подвергаются четырехнедельному тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается как важный гражданский долг.

Виды избирательных систем

организационная форма выражения суверенной воли народа. Избирательная система — неотъемлемый механизм российского демократического государства, его республиканского строя, ее задача состоит в обеспечении свободных выборов народных представителей.

В избирательной системе можно выделить три взаимосвязанных компонента: механизм избрания народного представителя; избирательное право граждан; порядок выборов.

Понятие и значение избирательного права

При характеристике избирательного права прежде всего необходимо учитывать, что традиционно оно рассматривается в двух значениях.

Во-первых, избирательное право является разновидностью субъективного права и представляет собой закрепленное в Конституции РФ (ст. 32) право российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, избирательное право в объективном смысле представлено совокупностью норм, закрепляющих субъективные избирательные права граждан и иных участников избирательных отношений и устанавливающих порядок их реализации и защиты (обеспечения) при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Субъективное избирательное право

Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) — конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Говоря о субъективном избирательном праве, следует различать активное избирательное право (право избирать ) и пассивное избирательное право (право быть избранным ). В своей совокупности они составляют главное содержание субъективного избирательного права российских граждан. Наряду с ними в структуру субъективного избирательного права входят и другие правомочия. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан включают в себя не только право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном законодательством о выборах.

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ:

  • признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:

  • занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью;
  • осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке;
  • признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему:

  • федеральное законодательство о выборах и референдуме;
  • законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

Объективное избирательное право

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) — совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Объективное избирательное право является одним из важнейших разделов конституционного права, выходящим по своему значению за рамки обычного конституционно-правового института. По кругу и характеру регулируемых отношений, своей внутренней организации и обилию источников, по влиянию на формирование и функционирование органов народовластия его правильнее рассматривать в качестве одной из базовых подотраслей конституционного права Российской Федерации. В этом смысле, представляя собой совокупность правовых норм, избирательное право главным своим предназначением имеет юридическое обеспечение организации и проведения выборов в целях осуществления права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право является универсальным регулятором всех видов выборов, связанных с реализацией субъективных избирательных прав российских граждан. Оно рассчитано на применение по отношению к любым избирательным кампаниям, ориентировано на обеспечение доверия граждан к выборным органам государственной и муниципальной власти, придание легитимного характера процедуре их формирования.

Для объективного избирательного нрава характерна естественная связь с субъективными избирательными правами, главными обладателями которых являются российские граждане. Вместе с тем важно учитывать, что избирательными правами в предусмотренных законом случаях могут быть наделены и иностранцы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и российские граждане. На сегодняшний день Россия имеет такие договоры с четырьмя странами (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией), что, безусловно, оказывает влияние на состояние современного российского избирательного права.

Основные избирательные права граждан

Избирательные права граждан РФ:

  • право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов;
  • участвовать в предвыборной агитации;
  • участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов;
  • принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Существенное значение для уяснения сущности и содержания избирательного права имеет и то обстоятельство, что избирательные права граждан, являясь разновидностью их конституционных прав, будучи реализованными на конкретных выборах, не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Как следствие, объективное избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических условий реализации и защиты избирательных прав российских граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период.

Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение современного российского избирательного права . Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту нрава граждан (в установленных законом случаях — иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

Являясь частью (подотраслью) конституционного права, избирательное право России само имеет достаточно сложное внутреннее строение. Система избирательного права представляет собой совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм по отдельным институтам, обусловленное различием их целевого предназначения в юридическом обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан.

Принимая во внимание то, что объективное избирательное право представлено совокупностью материально-правовых и процессуально-правовых предписаний (норм), представляется оправданным различать в его структуре соответственно материальные (статусные) и процессуальные (этапные) институты. Материальные институты опосредуют правовое положение различных субъектов (избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные комиссии, наблюдатели и др.) в качестве участников избирательных отношений. Что же касается процессуальных институтов, то они регламентируют процедуру избирательного процесса, очередность его этапов, последовательность совершения образующих избирательный процесс действий (от назначения выборов до определения и официального опубликования их результатов).

Организация и проведение выборов невозможны вне рамок избирательного процесса как закрепленного в нормах права порядка реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, включающего в себя ряд последовательных стадий, объединяющих всю совокупность юридически значимых действий, совершаемых различными субъектами избирательных отношений. Основные стадии избирательного процесса следующие:

  • назначение выборов;
  • образование избирательных округов, избирательных участков и составление списков избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;
  • предвыборная агитация;
  • голосование и определение результатов выборов.

Без них невозможно проведение выборов, так как они выступают необходимой юридической формой, обеспечивающей целостность и одновременно необходимую преемственность всех совершаемых в целях организации и проведения выборов избирательных действий. При этом важно учитывать, что наряду с основными (обязательными) стадиями следует различать и дополнительные (факультативные) стадии избирательного процесса. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относит к ним дополнительное выдвижение кандидатов, списков кандидатов (ст. 38) и повторное голосование (ст. 71). Зарубежный же опыт организации и проведения выборов свидетельствует, что набор факультативных стадий избирательного процесса может быть значительно шире и охватывать собой даже голосование. Так, в Великобритании и некоторых бывших британских колониях (Индия, Кения и др.) его проводить не нужно, если по избирательному округу баллотируется только один кандидат.

В зависимости от масштаба (охвата) различными нормами избирательного права отношений, связанных с осуществлением и защитой субъективных избирательных прав, оно может быть также разделено на общую и особенную части. Общая часть объединяет нормы, имеющие универсальное значение и распространяющие свое действие на избирательные отношения независимо от вида и уровня проводимых выборов. Особенная часть представляет собой совокупность правил, касающихся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых обязательно только при проведении соответствующих видов выборов.

В свою очередь, и общая, и особенная части избирательного права представлены рядом институтов, набор которых обусловлен как логикой правового регулирования избирательных отношений, так и действующим законодательством о выборах. Под этим углом зрения общая часть российского избирательного права включает в себя следующие институты: принципы избирательного права, субъекты избирательного права, избирательные системы, избирательный процесс, информационное обеспечение выборов, финансовое обеспечение выборов, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование нарушений избирательных прав граждан, ответственность за нарушение избирательных прав. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право обладает рядом особенностей. Для соискателя выборной должности устанавливаются дополнительные цензы по сравнению с активным избирательным правом, которые не считаются недемократическим ограничением. Общее правило сводится к тому, что чем выше замещаемая должность, тем более жесткие условия выдвигаются к кандидату. В то же время требования к кандидату ужесточаются в целях создания гарантий самостоятельности местного самоуправления. Поэтому на местных выборах возможно введение более жестких ограничений по сравнению с выборами федеральными, хотя до настоящего времени такие подходы не реализованы.

Для обладания пассивным избирательным правом по российскому избирательному праву надо соответствовать предусмотренным законодательством требованиям (цензам), которые формулируются как позитивно, так и негативно. Речь идет о наличии:

  • определенного возраста (возрастной ценз);
  • определенного срока проживания в стране (ценз оседлости);
  • определенных сроков пребывания в должности; об отсутствии: двойного гражданства (вида на жительство или права на постоянное проживание на территории иностранного государства);
  • неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности;
  • действия административного наказания за правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование фашистской атрибутики или символики);
  • установленного вступившим в силу решением суда факта нарушения ряда ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Так, возрастной ценз предполагает наличие у кандидата на пост Президента РФ и депутата Государственной Думы возраста не моложе 35 лет и 21 года соответственно. Законами субъектов РФ может вводиться возрастной ценз для кандидатов, который не должен превышать установленные федеральным законом пределы минимального возраста кандидата: 21 год — на выборах в законодательные органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ.

Ценз оседлости для кандидата на пост Президента РФ означает установленное Конституцией РФ требование постоянного проживания в стране не менее 10 лет. Иных цензов оседлости российское законодательство в настоящее время не знает, что вызывает обоснованные возражения со стороны субъектов РФ и муниципальных образований, небезосновательно требующих возврата к возможности установления на данных выборах ценза оседлости (не более одного года проживания на данной территории), известной действовавшему ранее Федеральному закону от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Сроки пребывания в должности установлены только для кандидата на пост Президента РФ, которым не может быть в силу ч. 3 ст. 81 Конституции РФ лицо, занимавшее эту должность более двух сроков подряд.

В последние годы перечень цензов имеет тенденцию к расширению. В него включены лица, имеющие двойное гражданство, неснятую иди непогашенную судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремисткой направленности, подвергнутые административному наказанию за демонстрацию фашистской атрибутики или символики, и др. Расширение перечня цензов ставит вопросы обоснованности каждого такого ограничения пассивного избирательного права и их дальнейшего расширения.

1.2 Активное и пассивное избирательное право

Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учеб. / Е.И. Козлова, О.Е. Катуфин. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008. - С.330 - 331

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и закона РФ.

К обобщённым принципам избирательного права с учётом общемировых тенденций демократизации следует отнести:

1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами). Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ, - быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, ч. 4 ст. 5 Федеральный закон от 18.05.2005 №51-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 23.05.2005. N 21. ст. 1919).

Может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Основанием для лишения гражданина дееспособности является не всякое психическое расстройство, а только такое, которое лишает его возможности понимать значение своих действий и руководить ими. Оценку здоровья гражданина дает судебно-психиатрическая экспертиза, которая производится на основании Закона РФ от 02.07.1992 №3185-1 (ред. от 06.04.2011) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". В пункте 3 статьи 5 указанного Закона установлено, что "ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. ". Другой вид ограничений касается лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Ограничение не распространяется на лиц, находящихся под стражей, в следственных изоляторах, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы. Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Е.Ю. Бархатова. - М.: "Проспект", 2010. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5817497/chapter/2/#2000

Положение пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.06.2011) "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 13.01.2003. N 2. ст. 171 , устанавливающее, что не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом и оно может быть как аполитичным - болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим - своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов). В некоторых странах предусмотрен обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании - Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Турция и т.д.).

3) Равное избирательное право - это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона ("один человек - один голос"). Нарушение этого принципа - плюральный вотум, когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые - несколько голосов. Равенство нарушается также вследствие куриальных выборов, когда население делится на группы с неравным представительством (Китай), избирательной географии (геометрии), когда избирательные округа нарезаются с неравным количеством населения.

Таким образом, только при наличии двух элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Другой элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.

Однако в настоящее время это принципиально невозможно, так как ст. 32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» прямо предусматривает, что кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Единственное исключение допускается в отношении регистрации кандидата, одновременно выдвинутого избирательным объединением (блоком) на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов.

4) Прямые и непрямые выборы (Прямое (непосредственное) - означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность; косвенное (многостепенное) - означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Косвенные выборы - своеобразное сито, посредством которого производится отбор кандидатов в состав выборного органа).

Прямое избирательное право подразумевает, что граждане России голосуют на выборах в органы государственной власти местного самоуправления за или против кандидатов непосредственно. Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Не допускается также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов местного самоуправления, а члены вышестоящих муниципальных и государственных органов избираются нижестоящими органами власти.

В ряде стран главу государства избирает избираемый населением парламент. Косвенные и многостепенные выборы нельзя считать явно недемократической формой народного волеизъявления, и не случайно международно-правовые акты в области избирательного права не содержат требования, чтобы выборы обязательно были прямыми.

5) Тайное голосование (Исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом). Избирателю предоставляется возможность использовать закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Конституция РФ в ст. 32 и 81 утверждает в качестве основополагающих принципов такие принципы как свобода выбора, всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и добавляет еще добровольность. Добровольное участие в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий.

Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

Представляется необходимым отметить, что избирательное право ограничено рядом цензов (требований, к потенциальному избирателю):

Общие требования (регламентируют активное избирательное право - право избирать):

· возрастной ценз - установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. (Как правило - 18 лет; в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа - с 16 лет; в Марокко - с 20 лет, в Латвии - с 21 года);

· ценз оседлости - требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени (США - 1 мес., ФРГ - 3 мес., во Франции и Бельгии - 6 мес., в Канаде и Финляндии - год, а в Норвегии - не менее 10 лет);

· ценз пола - долгие годы избирательное право зарубежных стран было чисто "мужским". В большинстве стран этот ценз пал лишь после второй мировой войны (США - в 1920 г., Англия - в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945, Греция - в 1956, Швейцария - в 1971);

· имущественный ценз - в неприкрытой, откровенной форме встречается крайне редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений "компенсируется" другими цензами, которые играют ту же роль;

· профессиональный ценз - лишение избирательных прав военнослужащих (обычно рядовые и младший командный состав) и представителей некоторых других профессий;

· "Моральный ценз" - В Италии предусматривается возможность лишения права на голосование "в случае совершения недостойных поступков", некоторые штаты США требуют, чтобы избиратель имел "хороший характер";

· расовый ценз - лишение избирательных прав "цветных" и иных национальных меньшинств (в ЮАР до 1994 г. - африканцы);

Стоит отметить, что дополнительные требования относятся к пассивному избирательному праву - праву быть избранными:

· более высокий возрастной ценз (23-25 лет - в нижнюю палату и 30-40 - в верхнюю);

· значительно чаще применяется ценз оседлости и он носит обычно более жесткий характер (для кандидата в Президенты США - 14 лет);

· неизбираемость - невозможность для определенных должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (иногда заблаговременно - за 6 мес., за год);

· несовместимость - запрещается одновременно занимать выборную и иную другую государственную должность;

· избирательный залог - пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тот кандидат, кто внес залог (например, каждый депутат в нижнюю палату из собственных средств должен внести: во Франции - 1000 франков, в Канаде - 200 канадских долларов, в Великобритании - 500 фунтов стерлингов и т.д.).

Избирательное законодательство РФ закрепляет существование лишь возрастного ценза и ценза оседлости (ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). Поэтому в тех случаях, когда законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований предусматривают в качестве обязательных условий обладания избирательным правом на региональных и муниципальных выборах языковые, образовательные и иные избирательные цензы, подобные нормы противоречат положениям федерального законодательства.

Выделим некоторые составляющие возрастного избирательного ценза граждан России.

Во-первых, дополнительные возрастные ограничения участия граждан Росси в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права.

Во-вторых, устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год - на выборах в органы местного самоуправления.

В-третьих, установление максимального возраста кандидата, по достижении которого он утрачивает право быть избранным в государственные органы субъекта РФ, либо в органы муниципального уровня, не допускается. При этом не исключается подобная возможность применительно к федеральным выборам.

В-четвертых, закрепление возрастного ценза на выборах в органы местного самоуправления допускается лишь законами субъектов РФ в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным законом.

Избирательным законодательством как в отношении пассивного, так и активного избирательного права закреплен ценз оседлости. Согласно требованиям норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (ст. 4), федеральными конституционными законами и федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Тем не менее, данные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и сроков такого проживания, а законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования.

Ограничение пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются Конституцией РФ. Реализует эту норму, ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» закрепляет, что установление федеральным законом, законом субъектов РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории субъекта РФ, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права, не допускается. Правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане РФ, независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией России. На конституционном уровне какие-либо ограничения пассивного избирательного права граждан России, за исключением президентских выборов, не допускаются.

Характерно, что с всеобщим избирательным правом граждан России взаимосвязан вопрос о предоставлении возможности участия в муниципальных выборах иностранным гражданам. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» (ст. 18) впервые в российской истории предусмотрел, что в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими федеральными законами, законами субъектов РФ включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. Признание за иностранцами права голосования на муниципальных выборах вполне согласуется с провозглашением Конституции РФ (ст. 2) в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, отвечает негосударственной природе муниципальной деятельности и учитывает опыт целого ряда стран, в которых самоуправление не считается прерогативой граждан и распространяется на проживающих на территории муниципальных образований иностранцев и лиц без гражданства.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Федерации, органы местного самоуправления. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой комиссией в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой комиссии для голосования.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 19.09.97 N 124-ФЗ, ст.2

Отличное определение

Неполное определение ↓

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления, принимать участие в референдумах и иных политических акциях, целью которых является выражение волеизъявления населения. Кроме того, к содержанию А.и.п. законодательство относит и другие правомочия избирателя: давать согласие на выдвижение своей кандидатуры на выборную должность; участвовать в выдвижении кандидатов; самовыдвигаться; вносить свою фамилию в подписные листы в поддержку выдвижения и регистрации соответствующего лица кандидатом в депутаты и на выборную должность; агитировать за избрание или против избрания кандидата депутатом или выборным должностным лицом; участвовать в иных предвыборных мероприятиях; финансировать кандидатов; выполнять функции доверенного лица кандидата, наблюдателя; входить в состав избирательных комиссий и т.д.

В отличие от пассивного избирательного права, А.и.п. граждане приобретают по достижении 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными. Осуществление А.и.п. приостанавливается на определенное время для лиц, которые по решению суда находятся в местах лишения свободы. Как исключение в некоторых странах А.и.п. ограничивается повышенным возрастным цензом, цензом оседлости, грамотности (образования). Носитель А.и.п. в конституционном праве и конституционной практике именуется избирателем (см. Избиратели). В некоторых зарубежных странах в избирательном праве для обозначения лиц, обладающих А.и.п. и имеющих право голосовать во второй ступени при непрямых выборах, используется понятие "выборщик".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Просмотров