Совет муниципальных образований – пространство возможностей. Советы муниципальных образований субъектов российской федерации и органы исполнительной власти Совет муниципальных образований деятельность

Ассоциация «Совет муниципальных образований Московской области» создана 26 мая 2006 года в соответствии с требованиями п.1. ст.8 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На Учредительном Съезде Ассоциации, состоявшемся в г. Раменское, были приняты учредительные документы организации, избраны ее руководящие органы. Под и Совета свои поставили руководители 340 муниципальных образований Московской области, которые и стали учредителями Ассоциации.

На января 2019 года членами Совета являются 154 из 159 муниципальных образований Московской области.

В соответствии с Уставом целями Совета являются:

  • представление общих интересов муниципальных образований Московской области;
  • организация взаимодействия органов местного самоуправления между собой;
  • защита прав и общих интересов муниципальных образований, являющихся членами Совета;
  • содействие реализации прав граждан на местное самоуправление;
  • обеспечение координации деятельности членов Совета по развитию финансово-экономической, правовой, организационной, территориальной основ местного самоуправления;
  • обеспечение эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • организация сотрудничества с международными и зарубежными организациями, в том числе с объединениями муниципальных образований иностранных государств.

Председателем Совета в 2006 году был избран и до июня 2010 года занимал эту должность Василий Юрьевич Голубев - глава Ленинского муниципального района Московской области. В июне 2010 года В.Ю. Голубев сложил с себя полномочия в связи с назначением на пост Губернатора Ростовской области.

С 08 июля 2010 года по 04 марта 2014 года Президиум Совета возглавлял Александр Николаевич Баранов - глава Наро-Фоминского муниципального района Московской области. Александр Николаевич сложил с себя полномочия в связи с назначением на должность советника губернатора Московской области (в ранге министра) по вопросам проведения Высшего совета региона.

Решением Президиума от 24 июня 2014 года председателем Совета был избран Валерий Иванович Шувалов - глава городского округа Коломна.

Исполнительный аппарат Совета по решению Президиума в 2006 году возглавил Олег Борисович Иванов, ранее занимавший должность начальника управления по общественным связям и местному самоуправлению в Министерстве по делам территориальных образований Московской области.

Текущая работа Совета муниципальных образований Московской области осуществляется руководящим органом - Президиумом Совета. В состав Президиума Совета по принципу пропорционального представительства вошли наиболее авторитетные руководители органов местного самоуправления всех типов муниципальных образований Московской области.

С 2006 года действует институт представительства при Совете, Московскую областную Думу представляет председатель Комитета по местному самоуправлению А.А. Наумов. В структуре Совета создано , в состав которых вошли представители органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

В целях координации и обмена опытом представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, выработки рекомендаций по юридическому сопровождению их деятельности при Совете создан Координационный Совет руководителей представительных органов муниципальных образований Московской области.

При Совете созданы также , призванные оказывать содействие в разрешении споров, возникающих между муниципальными образованиями Московской области. Эту деятельность осуществляют Комиссия по урегулированию споров между муниципальными образованиями Московской области и Третейский суд.

Приоритетными направлениями деятельности Совета муниципальных образований Московской области являются:

  1. Оказание правовой и методической помощи органам местного самоуправления при реализации ими Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Участие в разрешении споров между муниципальными образованиями Московской области.
  3. Участие в создании и развитии системы подготовки и переподготовки кадров для муниципальной службы, депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления.
  4. Взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Московской области и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  5. Взаимодействие с общественными организациями (объединениями), осуществление международных контактов и связей по вопросам местного самоуправления.

Важнейшим направлением деятельности Совета является реализация права законодательной инициативы в Московской областной Думе. Таким правом, помимо Совета муниципальных образований Московской области, обладают еще несколько региональных объединений муниципальных образований (в частности Республика Мордовия, Пермский край, Калининградская, Калужская и Кемеровская области).

В течение 2007-2014 гг. право законодательной инициативы Совета в Московской областной Думе было использовано 65 раз. Разработано 44 проекта федеральных и 21 проектов областных законов, затрагивающих вопросы местного самоуправления. Из них 6 федеральных и 5 областных законов были приняты. В стадии рассмотрения находятся 27 законопроекта (24 проект федеральных и 3 проекта областных законов).

Одной из форм оказания Советом правовой и методической поддержки органам местного самоуправления является разработка типовых муниципальных правовых актов, модельных уставов, методических рекомендаций по реализации 131-го Федерального закона. В течение семи лет разработано 39 таких документов, которые регулярно направляются в адрес руководителей органов местного самоуправления.

К приоритетам Совета относится также участие в программах подготовки и переподготовки муниципальных служащих Московской области. Это направление включает в себя и участие в формировании резерва управленческих кадров Московской области. Решением Комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Московской области от 25.11.08 на Совет муниципальных образований Московской области возложены полномочия по формированию резерва для замещения должностей руководителей администраций муниципальных образований.

В целях содействия повышению престижа муниципальной службы, работы в органах местного самоуправления, органах территориального общественного самоуправления в 2008-2009 гг. проводился конкурс «Лучший муниципальный служащий Московской области», с 2010 года - конкурс «Лучший специалист в сфере местного самоуправления Московской области».

Конкурс проводится по номинациям:

  • лучший специалист в сфере экономики и финансов;
  • лучший специалист в социальной сфере;
  • лучший депутат представительного органа муниципального образования;
  • лучший руководитель органа территориального общественного самоуправления;
  • лучший специалист в сфере организационного, правового и кадрового обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • лучший специалист в сфере информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • лучший специалист в сфере градостроительства, архитектуры, землепользования и строительства;
  • лучший специалист в сфере коммунального хозяйства.

В 2009 году Советом также было подписано, а в 2012 году пролонгировано трехстороннее соглашение с региональным объединением профсоюзов и региональным объединением промышленников и предпринимателей. Данное соглашение направлено на повышение уровня жизни работников и членов их семей, надежную социальную защиту, повышение оплаты и улучшение условий труда, обеспечение занятости, смягчение ситуации на рынке труда в условиях финансового кризиса, дальнейшее развитие социального партнерства между органами местного самоуправления, объединениями работодателей и профсоюзами.

В 2012 году Совет заключил Соглашение о сотрудничестве с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. Оно предусматривает взаимодействие по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой оценки недвижимого имущества и государственного земельного контроля в Московской области, а также по вопросам осуществления местного самоуправления на территории Подмосковья.

В 2012 году Председатель Совета А.Н. Баранов и Президент Торгово-промышленной палаты Московской области С.Д. Скороваров подписали соглашение о сотрудничестве между возглавляемыми ими организациями. Оно направлено на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Подмосковья. Сотрудничество предполагает совместную работу по созданию на местах торгово-промышленных палат и фондов поддержки предпринимательства, а также разработку законопроектов регионального и федерального уровня, правовых актов муниципального уровня, которые касаются развития предпринимательства и налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса.

В 2013 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Советом и Главным управлением МЧС России по Московской области. Соглашение о взаимодействии затрагивает вопросы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Соглашение создает условия для совершенствования нормативно-правовой базы муниципальных образований в области гражданской обороны и наиболее эффективной реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, а также способствует устранению избыточных административных барьеров при государственном контроле за деятельностью органов местного самоуправления.

Также в 2013 году было подписано соглашение о сотрудничестве с Советом муниципальных образований города Москвы. В рамках заключенного соглашения советы муниципальных образований занимаются разработкой типовых муниципальных правовых актов, модельных уставов, методических рекомендаций по реализации Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законов в сфере местного самоуправления.

В 2014 году председатель Совета В.И. Шувалов подписал соглашение о взаимодействии с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Московской области В.А. Головневым. Соглашение направлено на обеспечение гарантий государственной защиты прав предпринимателей, их соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.

Кроме того, в 2014 году Совет муниципальных образований Московской области подписал соглашения о сотрудничестве с региональными отделениями Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) и «Деловой России».

Статья 66. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации

Комментарий к статье 66

  1. Создание ассоциаций местных властей в России было обусловлено перестройкой общественно-политической системы. В конце 80-х годов существующие политизированные властные вертикали стали тормозом для реализации местных интересов и привели к необходимости строить новые горизонтальные связи в форме ассоциаций и союзов муниципалитетов. Основными направлениями деятельности созданных ассоциаций являлись борьба за прекращение федерального произвола в законодательной сфере, изменение порядка формирования местных бюджетов, решение вопросов муниципальной собственности, установления границ городских земель.

Впервые право на объединение местных властей было юридически закреплено в Законе РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Закон 1991 г., предоставляя право муниципалитетам создавать союзы и ассоциации для объединения усилий при решении совместных проблем, тем не менее не определил конкретную правовую форму данных объединений. Регистрация созданных союзов осуществлялась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 1993 г. N 918 «О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов РФ и органов местного самоуправления».

Закон 1995 г. (ст. 10) также закрепил право муниципальных образований на объединение. В соответствии с комментируемым Законом организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов РФ должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям (см. ст. 11 указанного Закона).

  1. Часть 2 комментируемой статьи четко определяет компетенцию съезда совета муниципальных образований субъекта РФ. Как высший руководящий орган, съезд (собрание членов) вправе:

— утверждать устав совета и вносить в него соответствующие изменения и дополнения;

— определять размеры и порядок уплаты членских взносов;

— избирать органы управления совета (председателя совета, исполнительный орган, контрольный орган, ликвидационную комиссию);

— осуществлять иные полномочия, определенные уставом совета.

Кроме съездов, основными формами деятельности объединений муниципальных образований также являются конференции, форумы, симпозиумы (в том числе и международные) и т.п. В рамках конференций обсуждаются вопросы развития местного самоуправления, рассматриваются вопросы формирования и исполнения муниципальных бюджетов, анализируются проблемы реформирования системы жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований, исследуются практика и перспективы реализации комментируемого Закона. Задачами форумов является разработка практических рекомендаций органам местного самоуправления, которые будут использованы руководителями муниципальных образований в своей работе.

  1. Часть 3 комментируемой статьи запрещает совету вмешиваться в деятельность муниципальных образований и ограничивать ее. Совет муниципальных образований призван осуществлять межмуниципальное сотрудничество на территории субъекта РФ, представлять и защищать интересы муниципальных образований в органах государственной власти субъекта РФ, участвовать в законопроектной работе на региональном уровне, организовывать совместную хозяйственную деятельность, обмениваться опытом и информацией, участвовать в реализации региональных программ, а не решать вопросы местного значения, закрепленные в ст. ст. 14, 15 и 16 комментируемого Закона.

Соответственно, совет муниципальных образований не вправе контролировать и ограничивать деятельность органов местного самоуправления.

Преимущество межмуниципального сотрудничества заключается в том, что даже небольшие муниципальные образования вследствие кооперации в состоянии предложить услуги населению и реализовать социально-экономические проекты, которые прежде были им не под силу по финансовым причинам.

Статья 67. Общероссийское объединение муниципальных образований

Комментарий к статье 67

  1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи советы муниципальных образований субъектов РФ вправе объединяться на общероссийском уровне в единое общероссийское объединение муниципальных образований.

В России единое общероссийское объединение муниципальных образований было создано в 2006 г. Оно является некоммерческой организацией, учрежденной советами (ассоциациями) муниципальных образований субъектов РФ. Полное официальное наименование на русском языке — Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс); сокращенное наименование на русском языке — Общероссийский конгресс муниципальных образований. Полное официальное наименование на английском языке — Russian National Congress of Municipalities; сокращенное наименование на английском языке — RNCM.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи единое общероссийское объединение муниципальных образований будет правомочно, если в него войдут советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов РФ. В этой связи организационно-правовой статус Союза российских городов или Конгресса муниципальных образований как общероссийского объединения муниципальных образований является достаточно спорным. Данной нормой закрепляется принцип добровольности членства в общероссийском объединении муниципальных образований (в отличие от членства в советах муниципальных образований субъектов РФ).

Конгресс является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в кредитных учреждениях, в том числе в иностранной валюте, печати и штампы со своим наименованием, вправе иметь собственную символику, бланки со своим наименованием и эмблему.

Конгресс как некоммерческая организация не преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Однако Конгресс может по решению своих органов управления осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение своих уставных целей и задач либо соответствующую этим целям и задачам. Прибыль, полученная от осуществления такой предпринимательской деятельности, не подлежит распределению между членами Конгресса, а направляется на реализацию уставных целей и задач в соответствии с решениями органов управления Конгресса. Для осуществления предпринимательской деятельности Конгресс вправе создавать хозяйственные общества и некоммерческие организации или участвовать в таких обществах и организациях.

Целями Конгресса являются:

1) организация взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, иных объединений муниципальных образований;

2) выражение и защита общих интересов муниципальных образований РФ;

3) представление интересов муниципальных образований РФ:

— в федеральных органах государственной власти;

— в совещательных органах и иных учреждениях, созданных в целях содействия решению вопросов государственной политики, затрагивающих интересы местного самоуправления;

— в общероссийских и межрегиональных общественных объединениях;

— в организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность в сферах, касающихся интересов местного самоуправления;

4) обеспечение муниципальных образований РФ полной и достоверной информацией о деятельности органов и организаций, касающейся интересов местного самоуправления;

5) организация сотрудничества муниципальных образований РФ с международными организациями и иностранными юридическими лицами.

Для достижения своих целей Конгресс решает следующие задачи:

а) вступает во взаимоотношения с федеральными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, международными организациями, юридическими и физическими лицами в интересах развития местного самоуправления;

б) участвует в формировании федеральных и региональных целевых программ, направленных на развитие местного самоуправления, осуществляет общественный контроль за их реализацией;

в) участвует в формировании законодательства, влияющего на деятельность муниципальных образований, включая подготовку изменений в нормативные правовые акты, поправок в их проекты, а также подготовку проектов правовых актов и др.

Конгресс как организация, обеспечивающая представительство интересов местного самоуправления на федеральном уровне, принимает участие во всех значимых мероприятиях по муниципальной тематике, организуемых федеральными органами государственной власти — Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, профильными комитетами палат Федерального Собрания РФ, министерствами и ведомствами.

Комментируемая статья также определяет принципиально новую компетенцию общероссийского объединения муниципальных образований, в частности, оно вправе представлять предложения по составу кандидатов в представители РФ в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы (КМРВЕ).

Конгресс местных и региональных властей Европы как консультативный орган Совета Европы, представляющий местные и региональные власти, был создан в 1994 г. Основные цели КМРВЕ состоят в следующем:

1) обеспечение участия местных и региональных органов власти в осуществлении идеала европейского единства, а также представительство и активное вовлечение в работу Совета Европы;

2) предоставление Кабинету министров предложений, направленных на развитие местного и регионального законодательства;

3) развитие сотрудничества между местными и региональными органами власти;

4) поддержание в сфере своей компетенции контактов с международными организациями в рамках общей политики внешних сношений Совета Европы;

5) работа в тесном сотрудничестве с национальными демократическими объединениями местных и региональных органов власти с одной стороны и с европейскими организациями, представляющими местные и региональные органы власти государств — членов Совета Европы, с другой стороны.

КМРВЕ проводит текущую работу в 5 комитетах: комитет по социальной политике, комитет по культуре и образованию, комитет по устойчивому развитию, институциональный комитет, постоянный комитет. Основной формой деятельности КМРВЕ являются ежегодные пленарные сессии, проводимые в Страсбурге, в которых принимают участие национальные делегации государств — членов Совета Европы.

Россия принимает участие в сессиях КМРВЕ с 1996 г., со времени вступления ее в Совет Европы. На Конгрессе РФ представляют 36 человек: 9 представителей — в Палате местных властей и 9 — в Палате регионов, а также по 9 заместителей в каждую из палат <82>. Порядок представления кандидатов в представители РФ в Палате местных властей определяется Указом Президента РФ, а численный состав на 2 года был закреплен распоряжением Президента РФ от 22 апреля 2004 г. N 179-рп «Об утверждении состава делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы в 2004 — 2006 годах».

———————————

<82> Правительство Саратовской области. URL: http://www.saratov.gov.ru.

  1. Единое общероссийское объединение муниципальных образований призвано способствовать развитию межмуниципального сотрудничества, и, соответственно, оно не вправе вмешиваться, ограничивать и контролировать деятельность муниципальных образований и их объединений. Данный запрет гарантирует самостоятельность муниципальных образований, входящих в состав Единого общероссийского объединения.

Часть 2 комментируемой статьи интересна еще тем, что, помимо советов муниципальных образований субъектов РФ, допускает создание иных объединений муниципальных образований. Под иными объединениями в том числе можно понимать и межрегиональные ассоциации муниципальных образований, и специализированные союзы. Таким образом, обеспечивается принцип многообразия организационных форм местного самоуправления и сохраняется существующая палитра союзов и ассоциаций муниципальных образований.

Статья 68. Межмуниципальные организации

Комментарий к статье 68

  1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи для решения совместных хозяйственных вопросов органы местного самоуправления получают право учреждать межмуниципальные хозяйственные общества. Часть 1 комментируемой статьи право на создание межмуниципальных хозяйственных обществ закрепляет именно за представительным органом муниципального образования, занимающим особое место в системе органов местного самоуправления и обладающим исключительной компетенцией.

Федеральный законодатель по состоянию на 1 декабря 2014 г. закрепляет в комментируемом Законе только две формы межмуниципальных хозяйственных обществ:

— закрытые акционерные общества;

— общества с ограниченной ответственностью.

Данный факт представляется несколько парадоксальным, поскольку не согласуется с действующими нормами гражданского законодательства, регламентирующими возможные организационно-правовые формы юридических лиц, в частности хозяйственных обществ. В соответствии с Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 сентября 2014 г. упраздняются (не создаются и не могут быть зарегистрированы) типы акционерных обществ — открытое и закрытое. Вместо этого введено деление на публичные и непубличные акционерные общества.

Законодатель, внося в комментируемый Закон изменения от 27 мая, 23 июня, 21 июля, 4, 14, 22 октября 2014 года, почему-то «забыл» о нормах ч. 1 комментируемой статьи, создающих таким образом беспрецедентный случай — возможность создания уникальной организационно-правовой формы юридического лица — межмуниципального закрытого акционерного общества, действовать которое, по всей видимости, должно будет вне пределов российской цивилистики. Вне всяких сомнений, подобного рода невнимательность законодателя вряд ли можно признать оправданной.

В данной связи совершенно нелепо выглядят и нормы абз. 1 ч. 2 комментируемой статьи, устанавливающие, что «межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами». Логичен вопрос: «О каких же нормах ГК РФ может идти речь, если нормы ч. 1 комментируемой статьи вступают в противоречие с «базовыми» нормами ГК РФ о юридических лицах?»

Поскольку налицо явный недочет законодателя, то от дальнейшего комментирования норм ч. 1 разумнее отказаться до приведения их в соответствие с гражданским законодательством.

  1. Часть 2 комментируемой статьи содержит отсылочные нормы к ГК РФ и иным федеральным законам, регламентирующим процедуру создания, регистрации, деятельности и ликвидации подобных организаций.

Таким образом, правовое положение межмуниципальных хозяйственных обществ устанавливается нормами ГК РФ (гл. 4), а также Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Государственная регистрация межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

  1. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи в целях повышения эффективности, информирования населения о своей деятельности органы местного самоуправления вправе учреждать межмуниципальные печатные средства массовой информации. Данная норма в первую очередь может использоваться органами местного самоуправления сельских поселений, которые в силу слабой финансово-материальной базы не в состоянии создать и содержать собственные средства массовой информации, однако нуждаются в опубликовании официальной информации.

Статья 69. Некоммерческие организации муниципальных образований

Григорий Андреевич ШАМИН, председатель Совета муниципальных образований Томской области, мэр ЗАТО Северск — председатель Думы ЗАТО Северск: федеральный законодатель, задавая рамки функционирования местного самоуправления в России, попытался совместить несовместимое. В регионах должны быть созданы объединения муниципальных образований, но на основе добровольного участия в них. Вот такая дружба по принуждению. Однако по истечении семи лет работы Ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области» мы можем смело сказать: это не про нас.

Нерушимые правила

С первых дней существования Совета муниципальных образований Томской области (далее - Совет) были определены главные принципы, которых все его члены неукоснительно придерживаются и по сегодняшний день:

Совет муниципальных образований - это объединение равных, независимых и самостоятельных муниципалитетов, каждый из которых имеет равное право влиять на принятие Советом решений и предлагать на рассмотрение свои инициативы;

Совет муниципальных образований не влияет на решения вопросов местного значения на конкретных территориях. Мы выстраиваем современные, эффективные системы коммуникаций органов МСУ области между собой, с коллегами из соседних регионов, органами государственной власти. Наша цель - создание механизмов для быстрого поиска решений;

Участие в Совете - дело сугубо добровольное, но оно выгодно для каждого муниципалитета. Здесь создается пространство для реализации ряда возможностей: обучения, получения профессиональной правовой, методической, информационной поддержки, формирования положительного имиджа территории, продвижения законодательных инициатив.

Направления работы возникают из потребностей каждого дня. Например, в 2006 году важным было сформировать нормативную базу поселений. Затем мы отстаивали право муниципалитетов на адекватное финансовое наполнение бюджетов при наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями. Сегодня на повестке дня - повышение профессиональной подготовки муниципальных управленцев и укрепление стабильности муниципальной службы. Три кита, на которых стоит наша ассоциация, планируя свою ежегодную деятельность, - востребованность, своевременность и новизна.

Один в поле не воин

Современный институт российского местного самоуправления еще очень молод. Только что, 6 октяб-ря текущего года, исполнилось десять лет со дня принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Еще меньше срок его реализации на всей территории России - всего пять лет.

Томская область одной из первых начала строить систему местного самоуправление по новым правилам. Форматов взаимодействия объединений муниципалитетов с органами государственной власти задано не было. Все приходилось отлаживать, как сегодня говорят, в ручном режиме. В 2007 году регламентом работы администрации Томской области было установлено, что все законопроекты, затрагивающие интересы муниципальных образований или органов местного самоуправления, должны проходить экспертизу в Совете муниципальных образований субъекта. В 2009 году принят специальный Закон «О взаимодействии органов государственной власти Томской области с Ассоциацией „Совет муниципальных образований Томской области“». В этом году нашей ассоциации предоставлено право законодательной инициативы в областном парламенте. Мы заняли прочное место в региональном законотворческом процессе. За девять месяцев текущего года в Совете прошли экспертизу 45 областных законопроектов. Проведено исследование практики и проблем правоприменения по 23 направлениям.

И всегда итоговое заключение Совета выражает консолидированное мнение муниципального сообщества региона. На наш взгляд, это очень важно. Именно консолидация мнений, выявление и защита общего интереса - отправная точка любой нашей работы.

Например, обеспечение единой методики и регламента предоставления органами МСУ услуг по переданным государственным полномочиям. Ведь государственные полномочия на всей территории субъекта должны осуществляться по одним правилам. Об этом мы заявили на VIII съезде Совета муниципальных образований Томской области. Первый результат уже получен - в региональном законодательстве обязанность разрабатывать такие административные регламенты закреплена за органами государственной власти Томской области.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Менеджер-управленец - для МСУ сегодня фигура ключевая. Вместо простого исполнителя распоряжений, спускаемых «сверху», руководству муниципального образования нужен стратег, человек, способный думать комплексно и на перспективу. В течение нескольких лет Совет муниципальных образований Томской области реализует проект «Муниципальный менеджер. Новый опыт - новые возможности». Его задача - научить лидеров местного самоуправления находить актуальные на настоящий момент методы и подходы к решению проблем, подниматься над рутиной ежедневных забот. 2013 год стал годом интенсивного обучения и обмена опытом руководителей и специалистов органов МСУ. В качестве ведущих семинаров, модераторов тренингов и круглых столов в Совет приглашаются представители различных сфер и профессий: муниципальные служащие, сотрудники контролирующих органов, преподаватели вузов, бизнесмены. Так, например, муниципалы, которые успешно прошли государственную проверку по защите персональных данных, помогали своим коллегам к ней подготовиться. О правилах и тонкостях делового общения и публичных выступлений рассказал доцент университета и практикующий психолог, о формировании имиджа руководителя через средства массовой информации - журналисты областных СМИ. Вот только некоторые темы обучающих семинаров и круглых столов, которые были организованы ассоциацией в этом году:

«Практика реализации законодательства об административных правонарушениях в Томской области»;

«Организация муниципального земельного контроля»;

«Публичные услуги Федеральной кадастровой палаты»;

«Организация и проведение капитального ремонта многоквартирных домов»;

«Организация деятельности представительных органов сельских поселений»;

«Проектная деятельность в сфере культуры и туризма»;

«Размещение муниципального заказа на капитальный ремонт, реконструкцию и проектирование»;

«Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

«Контроль за деятельностью органов МСУ в соответствии с антимонопольным законодательством».

Всего в обучающих мероприятиях, организованных Советом в 2013 году, приняло участие более 1200 специалистов органов МСУ Томской области. Стоит отметить, что самой действенной и востребованной формой обмена знаниями и опытом продолжает оставаться формат выездных семинаров и стажировок, организуемых Советом муниципальных образований Томской области.

Члены ассоциации заняли позицию «открытости для соседа». В основе этой работы простой принцип «лучше один раз увидеть». А еще лучше при этом задать все вопросы, даже самые неудобные. Секретов нет, только советы. С другой стороны, кто точнее коллег по-доброму укажет на недоработки?

Особо стоит рассказать о новых подходах, которые мы используем в нашей работе. Совет получил большой положительный эффект от применения форм, свойственных скорее бизнесу, нежели консервативной чиновничьей сфере. Нами были апробированы технологии командообразования, наглядно показавшие, что некоторым главам муниципальных образований нужно учиться доверять своей команде. На психологических тренингах муниципалы приобретали навыки публичных выступлений, учились гасить агрессивные выпады аудитории, отвечать на каверзные вопросы на собраниях.

Еще одна важная задача, которую решает томский Совет, - помощь территориям в формировании их положительного имиджа. Информационное поле существует само по себе, и в наших силах наполнить его хорошими новостями. А это прежде всего повседневная работа - покупка нового трактора, ремонт дороги, создание новых мест в детском саду, победа жителей в различных конкурсах. Тем более что в распоряжении каждого муниципалитета такой замечательный инструмент, как официальный сайт.

Тому, как сделать сайты муниципальных образований полезными и интересными, а новости хорошими, была посвящена целая серия семинаров и тренингов. Дополнительным стимулом к повышению качества официальных интернет-ресурсов местной власти стал конкурс на лучший сайт, который Совет проводит уже четвертый год. И стоит отметить, что из года в год качество официальных сайтов органов МСУ повышается. В свою очередь мы стараемся сделать сайт Совета муниципальных образований Томской области оперативным и полезным для всех муниципалов региона. На нашем ресурсе создана Лента муниципальных новостей. Теперь можно узнать, чем живет не только ассоциация, но и каждое муниципальное образование нашего региона.

Инновации в муниципальном управлении

Если кто-то думает, что на селе и в органах власти не может быть инноваций, он глубоко ошибается. Ведь инновация в мировой практике - это прогресс не только технический, но и в первую очередь идейный. Для того чтобы нацелить органы МСУ региона, глав муниципальных образований на поиск новых управленческих решений, наш Совет организовал конкурс «Инновации в муниципальном управлении», который проводился уже дважды. Одним из существенных условий в оценке конкурсных работ было обязательное наличие социально-экономического эффекта от реализации проекта.

В своих заявках участники описали самые разные управленческие решения. Реализованный проект по организации видеотрансляции открытых заседаний представительного органа был направлен на конкурс Думой города Томска. Администрация Кожевниковского района вынесла на суд коллег управленческое решение по организации взаимопроверок среди жителей поселений района как дополнительную мотивацию к организации благоустройства территории.

Молчановскому сельскому поселению было присуждено первое место за проект по развитию системы самоуправления многоквартирными жилыми домами.

Внедрение электронных технологий в практику муниципального управления продемонстрировали администрация городского округа ЗАТО Северск, где был создан электронный архив технической и проектно-исполнительной документации, и администрация Кожевниковского сельского поселения, где для информирования населения использовались современные средства визуализации (плазменные панели и ЖК-мониторы).

Оценку конкурсных материалов проводили независимые эксперты, в роли которых выступали коллеги из тех муниципальных образований, которые не участвовали в конкурсах. Победа в этом конкурсе особо ценна, поскольку лучшим тебя признали твои же товарищи.

ИНФОРМАЦИЯ

1. Общие положения

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 01.01.2001 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты интересов муниципальных образований, в каждом субъекте Российской Федерации создается совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации (далее – Совет (Советы).

Организация и деятельность Советов осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.01.2001 г. «О некоммерческих организациях » применительно к ассоциациям, а также соответствующими положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 01.01.2001 г. «Об общественных объединениях ».

В 1 полугодии 2006 г. Советы созданы в каждом субъекте Федерации округа.

Изучение практики деятельности Советов показало следующее.

2. Организация деятельности Советов

С учетом требований федерального законодательства Советы созданы в форме ассоциаций.

В 2006 г. названные организации приняли уставы, сформировали органы управления , прошли государственную регистрацию в территориальных подразделениях Федеральной налоговой службы.

В 8 субъектах Федерации (республики Бурятия , Тыва , Хакасия , Красноярский край , Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области) в состав Советов вошли все муниципальные образования этих регионов, в 4 (Республика Алтай, Алтайский, Забайкальский края, Иркутская область) – только часть.


Не являются членами Советов 298 поселений в 4 из 12 субъектов Федерации (Республика Алтай –,4%), Забайкальский край –,5%), Алтайский край – 22 (2,7%), Иркутская область – ,5%), что составляет 7,1 % от общего числа муниципальных образований в округе (в 2007 г. было 8,9%).

В основном это отдаленные и труднодоступные поселения, ограниченные в средствах на оплату вступительных и членских взносов , возможностях участия в организуемых Советами мероприятиях, а также поселения Агинского Бурятского, Усть-Ордынского Бурятского округов, вошедшие в состав территорий Забайкальского края, Иркутской области и не оформившие членство в Советах этих регионов.

Советы проводят агитационную работу с органами местного самоуправления муниципальных образований, не вступивших в эти организации. Совет муниципальных образований Забайкальского края планирует завершить прием поселений в члены Совета во 2 квартале 2009 г.

Структура Советов соответствует требованиям Федерального закона «О некоммерческих организациях» (приложение 1).

Во всех Советах высшим органом управления является общее собрание (съезд) членов Совета, имеется постоянно-действующий руководящий коллегиальный орган (Правление Совета, Президиум Совета, Совет Ассоциации).

Руководство деятельностью Советов осуществляют председатели Советов (республики Алтай, Тыва, Алтайский, Забайкальский, Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Омская, Томская области), либо председатели правлений (президиумов) Советов (республики Бурятия, Хакасия, Новосибирская область).

Срок полномочий руководителей Советов определен в уставах этих организаций и составляет от 2 до 5 лет.

Все руководители Советов являются главами муниципальных районов или городских округов . Из них 3 (– Республика Алтай, – Алтайский край, – Красноярский край) - избраны председателями Советов на второй срок.

В целях осуществления текущей деятельности в структуре Советов, сформированы исполнительно – распорядительные органы (исполнительная дирекция, исполнительный директор , секретариат), для выполнения контрольных функций созданы контрольно-ревизионные, ревизионные комиссии.

Уставами Советов муниципальных образований Забайкальского, Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Омской, Томской областей предусмотрено формирование в составе Советов в качестве рабочих органов палат, комитетов, секций по типам муниципальных образований и различным направлениям деятельности этих организаций.

3. Основные направления деятельности Советов

Основными направлениями деятельности Советов в соответствии с их уставами являются:

Наиболее активно учебно-методическая работа проводится Советами в Республике Хакасия, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областях.

В этих регионах Советами налажен выпуск сборников, брошюр по актуальным вопросам местного самоуправления, осуществляется подготовка модельных муниципальных правовых актов, проводятся семинары, совещания, в том числе выездные, активно изучается и распространяется положительный опыт деятельности органов местного самоуправления.

В Томской области, кроме того, проводится мониторинг протестов прокуроров на муниципальные правовые акты, результаты которого доводятся до сведений органов местного самоуправления в превентивных целях.

Совет муниципальных образований Республики Хакасия в течение прошлого года тесно сотрудничал с Хакасской региональной общественной организацией «Правовая инициатива». В целях повышения правовой грамотности ими проведены в муниципальных образованиях семинары, консультации по наиболее актуальным вопросам, разработаны и изданы методические информационные материалы.

В Республике Алтай, Алтайском крае, Томской области Советы активно включились в работу по обучению муниципальных служащих. В этих целях ими заключаются договоры с высшими учебными заведениями на проведение семинаров и других учебных мероприятий, согласовываются обучающие программы.

Совет муниципальных образований Томской области в 2008 г. стал победителем конкурса, объявленного Администрацией Томской области на заключение Государственного контракта по организации обучения муниципальных служащих в форме стажировок. Стажировки проводятся как в муниципальных образованиях Томской области, так и в других регионах округа (Красноярский край, Кемеровская, Новосибирская области). Всего проведено 19 стажировок, в которых приняли участие 269 выборных должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления Томской области.

Советами муниципальных образований Иркутской, Кемеровской областей проведен анализ работы по подготовке кадров для муниципальной службы, в адрес региональных органов государственной власти названных субъектов Федерации направлены предложения по совершенствованию системы обучения, обращения с просьбами о дальнейшем финансировании обучения из средств бюджетов субъектов Федерации.

В республиках Бурятия, Тыва, Алтайском, Забайкальском краях Советы в основном ограничиваются консультационной работой, а также практикуют участие в учебно - методических мероприятиях, организуемых органами государственной власти субъектов Федерации.

3.3. Участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Федерации

Участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Федерации – один из эффективных способов выражения и защиты интересов муниципальных образований.

Совет муниципальных образований Кемеровской области Уставом этого субъекта Федерации наделен правом законодательной инициативы и активно реализует это право.

В других регионах правом законодательной инициативы наделены представительные органы муниципальных образований. Советы таким правом не наделены, но реализуют следующие формы участия в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Федерации:

Участие в работе органов государственной власти субъектов Федерации по подготовке проектов региональных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления;

Подготовка заключений на проекты региональных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления и затрагивающих интересы муниципальных образований;

Участие в обсуждении проектов региональных законов, затрагивающих интересы муниципальных образований на заседаниях сессий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации;

Советы принимают участие в подготовке (обсуждении) проектов законов, регулирующих межбюджетные отношения, вопросы территориальной организации местного самоуправления, муниципальных выборов, муниципальной службы и другие, а также проектов региональных программ, реализация которых затрагивает интересы муниципальных образований.

Мнение и предложения Советов по проектам нормативных правовых актов в основном учитываются органами государственной власти субъектов Федерации.

Особенно системно организовано участие Совета в нормотворческой деятельности органов государственной власти в Томской области. В этом регионе Совет официально проводит независимую общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов области на основании Постановления Губернатора Томской области от 01.01.2001 г. № 32 «О внесении изменений в регламент работы Администрации Томской области». В 2008 г. им даны заключения на 27 проектов законов, представители Совета приняли участие в работе 6 комитетов и комиссий Государственной Думы Томской области при рассмотрении вопросов, касающихся интересов муниципальных образований (о перспективах наращивания доходного потенциала местных бюджетов , реформировании ЖКХ , государственной поддержке территориального общественного самоуправления, развития культуры и образования и др.)

3.4. Защита прав и интересов муниципальных образований

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).

Муниципальные образования являются субъектами гражданского права и выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (ст. 124 Гражданского кодекса РФ).

Органы местного самоуправления, в рамках их компетенции, от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (ст. 125 Гражданского кодекса РФ).

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в суде общей юрисдикции, арбитражном суде или третейском суде в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством (ст. 11 Гражданского кодекса РФ).

На практике органы местного самоуправления, особенно на уровне сельских поселений , не всегда имеют возможность отстоять свои права в судебных инстанциях на высоком профессиональном уровне.

Это обусловлено дефицитом, а порой и полным отсутствием в штатах органов местного самоуправления квалифицированных юристов.

С учетом этого заслуживает внимания и распространения опыт деятельности Советов в Красноярском крае, Новосибирской, Томской областях.

Так, Советы муниципальных образований Томской, Новосибирской областей оказывают муниципальным образованиям помощь в составлении исковых заявлений, кассационных жалоб, консультируют по вопросам подготовки и оформления других документов, участия в суде их представителей. В превентивных целях ими разрабатываются для органов местного самоуправления примерные хозяйственные договоры и соглашения, проводится экспертиза подготовленных органами местного самоуправления юридических документов.

Советом муниципальных образований Красноярского края в 2008 г. оказана практическая помощь 6 муниципальным образованиям в отстаивании их интересов в Арбитражном суде, который удовлетворил все исковые требования органов местного самоуправления. Рабочей группой Совета, сформированной по просьбе глав поселений Назаровского, Бирилюсского, Шарыповского, Большеулуйского районов, урегулированы разногласия по поводу проверок деятельности органов местного самоуправления Управлением Федеральной службы Россельхознадзора по Красноярскому краю. После изучения правовых актов и ситуации на местах, беседы с руководителем Управления, необоснованные действия и требования сотрудников Ростехнадзора прекращены.

В других регионах практика оказания муниципальным образованиям помощи в защите их интересов, к сожалению, осуществляется недостаточно активно.

3.5. Содействие развитию экономических основ местного самоуправления

Одним из приоритетных направлений деятельности Советов является содействие развитию экономических основ местного самоуправления.

На заседаниях Советов, с участием представителей органов государственной власти субъектов Федерации, обсуждаются вопросы межбюджетных отношений, проблемы финансовой обеспеченности местных бюджетов.

Такая совместная работа способствует принятию своевременных и адекватных мер.

Так, например, в Новосибирской области в результате обсуждения Советом, с участием руководителей областной администрации, проблем обеспеченности местных бюджетов Губернатором области даны поручения соответствующим структурным подразделениям администрации области по совершенствованию методики распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований, контролю за реализацией Федерального Закона от 01.01.2001 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства ».

В 2008 г. Советами муниципальных образований Республики Алтай, Иркутской области в адрес высших должностных лиц субъектов Федерации (руководителей высших органов государственной исполнительной власти субъектов Федерации) направлены обращения о необходимости совершенствования межбюджетных отношений и оказания помощи местным бюджетам, которые в основном учтены при подготовке проектов региональных бюджетов на 2009г.

Советы активно участвуют в формировании и реализации комплексных программ социально - экономического развития территорий, как на региональном, так и на муниципальном уровнях. В структурах Советов Красноярского края, Новосибирской, Омской, Томской областей созданы комиссии, палаты, по вопросами комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

В целях преодоления финансового кризиса и его последствий Советы включились в работу по развитию на территориях муниципальных образований малого и среднего бизнеса. Вопросы содействия предпринимательской деятельности , снятия необоснованных ограничений, упрощения процедур создания и регистрации коммерческих предприятий обсуждаются на заседаниях Советов, положительный опыт содействия развитию предпринимательства распространяется посредством публикаций на страницах печатных изданий, а также с использованием сети «Интернет».

3.6. Содействие непосредственному осуществлению населением местного самоуправления, участию населения в местном самоуправлении

Федеральный закон № 000 предусматривает различные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия его в местном самоуправлении.

На практике наиболее распространены те, без которых в силу закона невозможно решение вопросов формирования органов местного самоуправления, изменения границ, преобразования муниципальных образований, внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, принятия бюджета, генерального плана поселения (плана территориального развития муниципального района). Это муниципальные выборы, голосование, публичные слушания .

Советы оказывают органам местного самоуправления методическую и практическую помощь в подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих порядок реализации населением названных форм осуществления населением местного самоуправления. В период проведения муниципальных выборов участвуют, совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, избирательными объединениями , в консультациях по кандидатурам, выдвигаемым в качестве кандидатов в депутаты, на должности глав муниципальных образований. Исполнительный директор Совета муниципальных образований Республики Бурятия является членом республиканского штаба по содействию избирательным кампаниям.

Последнее время особое внимание Советы уделяют развитию в поселениях территориального общественного самоуправления, поскольку оно способствует воспитанию активной гражданской позиции, приобретению навыков самоуправления, эффективному контролю и объективной оценке населением результатов деятельности органов местного самоуправления.

Наиболее активно эта работа проводится Советами муниципальных образований Республики Алтай, Красноярского, Забайкальского краев, Кемеровской, Томской областей.

В этих регионах вопросы территориального общественного самоуправления регулярно обсуждаются на заседаниях Советов, их рабочих органов, положительный опыт обобщается и распространяется среди муниципальных образований, органам местного самоуправления и гражданам оказывается методическая и практическая помощь.

Так, например, Совет муниципальных образований Томской области и Томский областной общественный Фонд «Центр Общественного Развития» совместно разработали и реализуют программу «Новая модель эффективного управления муниципальным образованием: качество жизни в наших руках», одной из целей которой является вовлечение населения в территориальное общественное самоуправление. Организаторами программы проводятся семинары в муниципальных образованиях, распространяются модельные правовые акты, опыт территориального общественного самоуправления обобщается и публикуется в Вестнике Совета. По инициативе Совета и с участием его представителей вопрос о мерах по созданию, развитию и необходимости государственной поддержки органов территориального общественного самоуправления в целях успешного решения задач по модернизации экономики жилищно-коммунального хозяйства рассмотрен в 2008 г. на заседании комиссии по вопросам местного самоуправления правового комитета Государственной Думы Томской области.

Советом муниципальных образований Забайкальского края совместно с органами государственной власти, Забайкальским гуманитарно - педагогическим университетом проведена научно-практическая конференция «Гражданское общество и развитие местного самоуправления», в ряде районов проведены семинары по вопросам организации территориального общественного самоуправления. В ходе этих мероприятий руководителям органов местного самоуправления выданы рекомендации и образцы соответствующих документов.

Советом муниципальных образований Кемеровской области издана и вручена руководителям органов местного самоуправления брошюра серии Полезная книжка «Территориальное общественное самоуправление. Опыт работы», в которой освещена практика территориального общественного самоуправления 4 муниципальных образований области, даны образцы необходимых правовых актов. Также организована поездка делегаций 5 муниципальных образований области в г. Новосибирск для изучения опыта территориального общественного самоуправления, налажен взаимный обмен опытом работы с населением в муниципальных образованиях Кемеровской и Томской областях.

В Красноярском крае вопросу территориального общественного самоуправления посвящен семинар-практикум, проведенный совместно с представителями Совета муниципальных образований Томской области для органов местного самоуправления и жителей поселений Шарыповского муниципального района.

Советом муниципальных образований Республики Алтай опыт территориального общественного самоуправления обобщен и опубликован в издаваемой им газете «Вести местного самоуправления».

4. Взаимодействие Советов друг с другом, с органами государственной власти

Советы взаимодействуют друг с другом в рамках участия их представителей в Едином общероссийском объединении муниципальных образований, Координационном совете по местному самоуправлению при Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, Совете по местному самоуправлению при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

Кроме того, с прошлого года распространена практика организации взаимодействия Советов на основе заключаемых ими соглашений об обмене опытом, информационно-аналитическими и методическими документами, организации совместной стажировки муниципальных служащих. Такие соглашения способствуют повышению эффективности деятельности Советов в различных сферах и в 2008 г. заключены Советами муниципальных образований Красноярского края, Томской, Кемеровской, Новосибирской областей.

Взаимодействие Советов с органами государственной власти субъектов Федерации носит конструктивный характер и осуществляется в следующих формах:

Проведение совместных заседаний, совещаний;

Участие представителей Советов в работе комиссий, рабочих групп, создаваемых органами государственной власти субъектов Федерации для решения вопросов, затрагивающих интересы муниципальных образований;

Участие Советов в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Федерации;

Совместное проведение учебно-методических мероприятий с органами местного самоуправления, общественностью.

В целях повышения эффективности взаимодействия в Алтайском крае, Иркутской, Кемеровской, Томской областях Советами и органами государственной власти заключены соглашения, предусматривающие порядок и формы взаимодействия, конкретные совместные мероприятия. В Республике Хакасия, Омской области проекты таких соглашений – в стадии согласования.

В республиках Алтай, Тыва в настоящее время осуществляется разработка проектов региональных законов, регулирующих вопросы взаимодействия органов государственной власти с Советами муниципальных образований.

В целях координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», эффективного взаимодействия с Советами во всех регионах округа при высших должностных лицах субъектов Федерации (руководителях высших органов государственной исполнительной власти субъектов Федерации) образованы совещательные органы:

Советы (комиссии) по местному самоуправлению (республики Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский, Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Омская, Томская области);

Советы глав городских округов и муниципальных районов (Забайкальский край, Новосибирская область);

Постоянно действующее рабочее совещание глав городских округов и муниципальных районов (Республика Бурятия);

Названные совещательные органы осуществляют работу в соответствии с положениями, утвержденными высшими должностными лицами субъектов Федерации (руководителями высшего органа государственной исполнительной власти субъекта Федерации).

Возглавляют эти органы высшие должностные лица субъектов Федерации (руководители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) либо их заместители.

Взаимодействие совещательных органов с Советами носит конструктивный характер.

Разногласия, имевшие место в Республике Алтай и спровоцированные недовольством Совета политикой республиканского Правительства в сфере местного самоуправления, урегулированы во 2 полугодии 2008 г. в результате разъяснительной работы и принятых организационных мер.

5. Участие советов в конкурсах и выставках, организация и проведение ими конкурсов среди муниципальных образований

В конкурсах проектов некоммерческих организаций, объявляемых Президентом Российской Федерации, принимает участие только Совет муниципальных образований Республики Хакасия. В 2006, 2007 годах он получил гранты на сумму 600 тыс. рублей, которые использованы в 2008 г. на реализацию проекта «Повышение правовой грамотности социально активного населения муниципалитетов Республики Хакасия по вопросам местного значения».

Совет муниципальных образований Томской области в 2008 г. принял участие в VII Всероссийском конкурсе "Лучший муниципальный сайт", проводимом Российской муниципальной академией и стал его победителем. В прошлом году он также стал победителем конкурса, объявленного Администрацией Томской области на заключение Государственного контракта по организации обучения муниципальных служащих в форме стажировок.

Совет муниципальных образований Республики Алтай принял участие в выставке, проведенной в рамках семинара-совещания «Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований России: опыт и перспективы», который проходил в Москве в октябре 2008 г. На стенде Совета были представлены все муниципальные образования республики, их важнейшие инвестиционные проекты.

Совет муниципальных образований Алтайского края совместно с Управлением Алтайского края по печати и информации организовали участие в общероссийском конкурсе «Информационное партнерство: Власть-Общество-СМИ» муниципальных печатных изданий. По итогам конкурса главный приз «За активный вклад в развитие гражданского общества и становления качественной региональной прессы в России» присужден редакции газеты «Змеиногорский вестник» г. Змеиногорска, приз «За реализацию общественно-значимой акции «Народный автобус» - редакции газеты «Вечерний Барнаул». Редакции газеты «Степная Новь» Шипуновского района присуждено 2 место в номинации «Модель будущего».

Советы муниципальных образований организуют конкурсы среди муниципальных образований и муниципальных служащих, участвуют в конкурсных комиссиях, образуемых органами государственной власти субъектов Федерации при проведении ими аналогичных региональных мероприятий.

Так, например, в 2008 г. Совет муниципальных образований Омской области провел конкурс «Лучший муниципальный служащий Омской области», принял участие в работе областной комиссии конкурса «Самый благоустроенный населённый пункт Омской области».

Совет муниципальных образований Республики Алтай объявил о проведении в 2009 г. конкурсов по номинациям «Лучший глава сельского поселения Республики Алтай», «Лучшее печатное СМИ муниципальных образований Республики Алтай», «Лучшая организация работы представительного органа муниципального образования Республики Алтай».

6. Материальное и финансовое обеспечение деятельности Советов

В соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона от 01.01.2001 г. «О некоммерческих организациях» источниками формирования имущества некоммерческих организаций являются:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

другие не запрещенные законом поступления.

Как показывает практика, основными источниками формирования имущества Советов являются вступительные и членские взносы.

Советам муниципальных образований Красноярского края, Новосибирской области поступают добровольные имущественные взносы и пожертвования юридических лиц, Совету муниципальных образований Республика Хакасия – средства государственной поддержки (гранты победителя конкурсов проектов некоммерческих организаций, объявленных Президентом Российской Федерации).

По причине необеспеченности местных бюджетов, особенно на уровне сельских поселений, план по сбору членских взносов не выполняется.

Так, например, в 2008 г. в Красноярском крае он выполнен на 80,7%, Республике Бурятия - 33%, Республике Тыва – на 24%.

По состоянию на 01.01.2009 г., членские взносы за 2008 г. не уплатили 20 муниципальных районов, 8 городских поселений и 200 сельских Омской области.

Органы государственной власти некоторых регионов (республики Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальский край, Кемеровская область) оказывают Советам безвозмездную помощь (предоставление помещений, мебели, оплата коммунальных услуг , услуг связи). В бюджете Республики Тыва на 2009 г. выделено 2,6 млн. руб. на оказание финансовой помощи Совету муниципальных образований Республики Тыва.

Такая ситуация сказывается на реализации Советами уставных целей и задач, выполнении планируемых ими мероприятий.

Так, например, в республиках Хакасия и Тыва Советы наиболее зависимы от финансовой поддержки региональных бюджетов и их деятельность в основном сводится к проведению совместных с органами государственной власти мероприятий. Такое положение не способствует формированию активной позиции в решении одной из главных задач Советов - выражение и защита интересов муниципальных образований.

Выводы

1. Советы муниципальных образований созданы в каждом субъекте Федерации округа, однако в некоторые из них (Советы Республики Алтай, Алтайского, Забайкальского краев, Иркутской области) вошли не все муниципальные образования.

2. Деятельность Советов соответствует целям и задачам муниципальной реформы и в 2008 г. активизировалась благодаря развитию межрегиональных муниципальных связей, распространению положительного опыта.

Наиболее организованной, разносторонней и результативной является деятельность Советов муниципальных образований Красноярского края, Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, их опыт изучается и распространяется в других регионах.

3. Взаимодействие Советов с органами государственной власти субъектов Федерации носит конструктивный характер, что способствует созданию условий устойчивого развития местного самоуправления.

4. Материально - финансовое обеспечение деятельности Советов не обеспечивает их потребностей, что обусловлено нерегулярностью и неполнотой поступления членских взносов от муниципальных образований, большей частью являющихся дотационными, и ограниченными возможностями получения иных доходов.

Предложения

1. Информацию о деятельности Советов направить в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Единое общероссийское объединение муниципальных образований, Советы муниципальных образований субъектов Федерации в Сибирском федеральном округе, а также использовать при подготовке квартальной записки в Администрацию Президента Российской Федерации о результатах контроля реализации в субъектах Федерации округа Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Председателям Советов муниципальных образований субъектов Федерации округа проработать вопрос возможного использования иных источников доходов, предусмотренных действующим законодательством, в целях улучшения финансового состояния и повышения эффективности деятельности Советов по различным направлениям деятельности;

Председателям Советов муниципальных образований Республики Алтай, Алтайского, Забайкальского края, Иркутской области активизировать работу по приему в члены Советов всех муниципальных образований, оказать органам местного самоуправления практическую помощь в подготовке соответствующих документов.

Департамент по внутренней политике

и обеспечению конституционных прав граждан

аппарата полномочного представителя

президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

Совет муниципальных образований субъекта РФ является сложным по своей внутренней и организационной структуре межмуниципальным объединением. Согласно ранее действующему положению советы муниципальных образований субъекта РФ должны быть образованы до 1 июня 2006 г. в каждом субъекте Федерации. При этом на органы государственной власти субъектов РФ возлагалась обязанность по обеспечению проведения съездов муниципальных образований в целях создания указанных советов. В настоящее же время органы государственной власти субъектов РФ обязаны лишь содействовать созданию советов муниципальных образований субъектов РФ.

Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов РФ осуществляются в соответствии с требованиями ФЗ от 6 октября 2003 г. и ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям. В силу названных актов совет муниципальных образований субъекта РФ как некоммерческая ассоциация обладает рядом особенностей. Во-первых, это объединение не юридических лиц, а муниципальных образований, от имени которых в совете выступают их органы местного самоуправления или должные лица местного самоуправления. Во-вторых, целью создания и деятельности совета муниципальных образований субъекта РФ явля­ется организация взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в данном субъекте РФ. В-третьих, совет муниципальных образований субъекта РФ является юридическим лицом, ее члены - муниципальные образования - сохраняют свою самостоятельность.

Создание такого совета должно осуществляться путем делегирования муниципальными образованиями своих представителей на его съезд или собрания его членов. Как правило, это главы муниципальных образований. В-четвертых, совет муниципальных образований субъекта РФ не отвечает по обязательствам своих членов - муниципальных образований, соответственно последние могут нести субсидиарную ответственность по обязательствам совета в размере и в порядке, предусмотренных его учредительными документами. В-пятых, несмотря на добровольный характер создания совета муниципальных образований субъекта РФ, думается, что муниципальные образования не вправе выходить из состава совета, поскольку посредством такого объединения реализуются публичные интересы населения того или иного муниципального образования. В-шестых, исключение или включение муниципального образования в состав совета муниципальных образований субъекта РФ осуществляется при преобразовании муниципальных образований на территории субъекта РФ. В-седьмых, правовое положение совета муниципальных образований субъекта РФ определяется его учредительными документами, под которыми следует опять же исходя из смысла положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. понимать устав (п. 2 ст. 66). Тогда как ФЗ «О некоммерческих организациях» в качестве учредительных документов для ассоциаций (союзов) называет также и учредительный договор, заключенный их членами. ФЗ от 6 октяб­ря 2003 г. устанавливает полномочия съезда (собрания членов) совета муниципальных образований субъекта РФ, которые делятся на исключительные и иные. К исключительным относятся: 1) утверждение устава совета муниципальных образований субъекта РФ; 2) определение размера и порядка уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта РФ и содержание органов управления совета муниципальных образований; 3) избрание органов управления совета муниципальных образований субъекта РФ. Иные полномочия устанавливаются уставом совета муниципальных образований субъекта РФ. В-восьмых, государственная регистрация совета муниципальных образований субъекта РФ как юридического лица осуществляется в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц».

Законодатель организацию совета муниципальных образований субъектов РФ не связывает с типовой характеристикой муниципальных образований, что, на наш взгляд, может повлечь ряд проблем. Напомним, что существует четыре типа муниципальных образований: муниципальный район, городское или сельское поселение, городской округ и внутригородская территория города федерального значения. Закон презюмирует, что в принципе каждое муниципальное образование должно участвовать в совете муниципальных образований субъекта РФ. Вместе с тем муниципальные образования отличаются друг от друга численностью населения, территорией, экономическими и финансовыми возможностями и т. п., тогда как в совете муниципальных образований субъекта РФ предполагается их участие на равной основе. Взять, к примеру, Свердловскую область. В городском округе «город Екатеринбург» проживает почти одна треть населения Свердловской области, остальная часть населения проживает более чем в восьмидесяти муниципальных образованиях, в том числе пяти муниципальных районах. При этом у каждого типа му­ниципальных образований различный перечень вопросов местного значения, для которых, собственно, и образуются муниципальные образования. Однако в совете муниципальных образований области интересы населения городского округа «город Екатеринбург» будут представлены наравне с интересами какого-нибудь сельского поселения. Такое положение видится неправильным и подлежащим корректировке в будущем.

Просмотров