Что такое эксплуатация опасного производственного объекта. Требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов. Глава I. Общие положения

Вопрос: На участке буровых работ при строительстве скважины работают одновременно несколько организаций, обычно это: Заказчик (Недропользователь), Генеральный подрядчик, Субподрядчики (на раздельные сервисы). В соответствии с п. 15 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2007 г. N 606), при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, Заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (далее - эксплуатирующая организация).

В связи с чем, прошу Вас разъяснить, какая организация в данном случае признается организацией, эксплуатирующей участок буровых работ? Также прошу разъяснить, необходима ли нашей организации, как генеральному подрядчику, лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, при работе на участке буровых работ, относящемуся к III классу опасности?

Ответ Ростехнадзора

Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса по вопросам в обращении от 25.08.2014 № 17/03-2014 сообщает.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасные производственные объекты (далее-ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре.

Согласно п. 15 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по регистрации ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606 (далее - Регламент), регистрировать опасные производственные объекты в государственном реестре должны организации (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие их эксплуатацию на правах собственности, аренды или ином законном праве в соответствии с положениями «Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 г. № 168, зарегистрированным в Минюсте России от 03.08.2011,рег.№ 21545.

Таким образом, заявителем на оказание государственной услуги по регистрации опасного производственного объекта является эксплуатирующая организация, которая владеет и пользуется опасным производственным объектом .

Организации, оказывающие услуги на основании договора, который подразумевает предоставление персонала, имеющего соответствующую квалификацию для оказания договорных услуг, в том числе по бурению скважин, не могут зарегистрировать в своем составе опасный производственный объект. Такие объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в составе организации-владельца объекта.

На основании изложенного, договор, предметом которого является только оказание услуг, сопутствующих эксплуатации, или услуг, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта, заключенный между собственником опасного производственного объекта и юридическим лицом, соблюдающим требования промышленной безопасности по эксплуатации опасного производственного объекта, не будет являться «иным законным правом» по смыслу п. 15 Регламента.

При регистрации «Участка ведения буровых работ» в качестве «иного законного права» может учитываться договор между недропользователем и буровым подрядчиком, положения которого устанавливают правовую ответственность бурового подрядчика при ведении буровых работ на земельном участке недропользователя. Вопросы прав владения или пользования ОПО, а также безопасных условий выполнения работ, связанных с пользованием недрами необходимо регулировать в рамках договорных отношений между подрядными организациями с недропользователем.

Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с п. 12 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», допускается при наличии полученной лицензии.

Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями устанавливается, «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (далее-Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 г. № 492.

Лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности обязаны получить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с п.п. 1, 2 и 4 Положения, имеют на праве собственности, аренды или ином законном основании, устанавливающем юридическую ответственность эксплуатирующей организации, взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре.

Опасным производственным объектом в соответствии с Федеральным законом 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону.

  1. Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
    • воспламеняющиеся вещества;
    • окисляющиеся вещества;
    • горючие вещества;
    • взрывчатые вещества;
    • токсичные вещества;
    • высокотоксичные вещества;
    • вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.
  2. Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
  3. Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
  4. Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов.
  5. Ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Идентификация ОПО.

Идентификация опасных производственных объектов (ОПО) - это отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" .

Идентификацию опасных производственных объектов проводит организация, эксплуатирующая эти объекты, а ответственность за правильность идентификации лежит на руководителе организации.

Согласно статье 2, пункт 3 Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности:

I класс опасности - чрезвычайно высокая степень опасности объекта;

II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

Присвоение класса опасности осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Предварительно должны быть проведены процедуры анализа и оценки объекта, отнесения объекта к той или иной категории опасности.

Идентификация опасных производственных объектов проводится в соответствии с Требованиями к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168.

При осуществлении перерегистрации ОПО процедура идентификации проводится по всем опасным производственным объектам, эксплуатируемым в ее составе.

Промежуточные процедуры оформления ОПО.

Помимо идентификации объекту, отнесенному к ОПО, потребуется поставить на учет все технические средства, используемые в производственных процессах. Так, например, подъемные сооружения требуется зарегистрировать еще до введения их в эксплуатацию. Регистрацию осуществляет Ростехнадзор, о чем вносится соответствующая отметка в паспорт оборудования.

Также для ОПО существуют требования по обязательной разработке порядка о производственном контроле или промышленно производственный контроль. Это документ, содержащий сведения о требованиях, предъявляемых к исполнению работниками и руководством обязанностей по обеспечению промышленной безопасности на объекте. После утверждения Порядка руководителем предприятия его копия направляется в уведомительном порядке в территориальный орган Ростехнадзора.

Еще одним важным моментом является прохождение руководителями и специалистами ОПО обучения, касающегося промбезопасности с последующей аттестацией, проводимой также в органах Ростехнадзора.

Процедура страхования ОПО.

Страхователь предоставляет Страховщику следующие документы:

  • заявление на страхование,
  • копию Свидетельства о регистрации ОПО в Государственном реестре ОПО,
  • копии документов, подтверждающие право собственности на ОПО,
  • карту учета ОПО,
  • сведения о наличии страховых случаев (при заключении договора на новый срок с другим Страховщиком)*,

*не предоставляется при страховании по 225-ФЗ впервые.

От чего защищает/не защищает полис ГО ОПО?

По договору обязательного страхования подлежит возмещению:

  1. Вред жизни, здоровью потерпевшего, в том числе работникам страхователя.
  2. Вред имуществу (с учетом реального ущерба, причиненного повреждением имущества).
  3. Вред в результате нарушения условий жизнедеятельности (исходя из понесенных потерпевшим расходов, связанных с переездом к месту временного поселения и обратно, проживанием в месте временного поселения, приобретением жизненно важных материальных средств).

По договору обязательного страхования страховщик не возмещает:

  1. вред, причиненный имуществу страхователя;
  2. расходы потерпевшего, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих гражданско-правовых обязательств;
  3. вред, причиненный имуществу потерпевшего, умышленные действия которого явились причиной аварии на опасном объекте;
  4. убытки, являющиеся упущенной выгодой, в том числе связанные с утратой товарной стоимости имущества, а также моральный вред;
  5. если вред потерпевшим причинен в результате диверсий и террористических актов;
  6. вред, причинённый вследствие событий, определённых п. 1 статьи 964 ГК РФ (война, забастовки, ядерный взрыв, радиация, народные волнения, изъятие, арест, конфискация).

Отсутствие страхового свидетельства на ОПО не только влечет отказ в согласовании разрешительной документации на его функционирование, но также подлежит наказанию в виде административного штрафа, согласно статье 9.19 КоАП, в размере до 500 тысяч рублей.

Оформление разрешения на ввод в эксплуатацию.

  • выданное ранее разрешение,
  • а также соответствие его проектной документации и градостроительному плану.

Для этого следует обратиться с соответствующим заявлением в орган, выдавший разрешение на строительство. К заявлению потребуется также приложить пакет документов, состав которого определяется действующим законодательством.

Подготовка документов для постановки ОПО на госучет. Карта учета, сведения характеризующие опасный объект.

Для дальнейшей постановки объекта на госучет также потребуется заполнение карты учета ОПО, в состав которой войдут следующие данные:

  • наименование и месторасположение предприятия,
  • признаки опасности, по которым происходит отнесение производства к ОПО,
  • классы опасности,
  • виды деятельности, подлежащие лицензированию,
  • информация об эксплуатирующей организации,
  • и в конечном итоге – сведения о государственной регистрации ОПО.

Стоит отметить, что карта учета в обязательном порядке согласуется Ростехнадзором и является приложением к государственной регистрации ОПО. Полученное разрешение на ввод в эксплуатацию будет рассматриваться в дальнейшем как основание для постановки объекта на государственный учет.

Внесение ОПО в реестр.

Следующим важным этапом оформления ОПО является его регистрация. Регистрация ОПО подразумевает под собой отнесение объекта к определенной группе в соответствии со степенью его опасности согласно приложениям 1-2 к Закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» №116-ФЗ, и дальнейшее внесение сведений о нем в реестр ОПО Ростехнадзора (ЕГРОПО).

Обязательства по регистрации опасных производственных объектов возлагаются на собственников законодательно. Об этом говорит пункт 2 статьи 2 вышеуказанного закона №116-ФЗ. Причем, если опираться на содержание Приказа Ростехнадзора от 04.09.2007 г. №606, постановка на учет ОПО должна производиться не позднее, чем за 10 дней до начала функционирования данного объекта, то есть с момента получения акта о вводе ОПО в эксплуатацию.

Регистрацию осуществляет территориальный орган Ростехнадзора. Порядок регистрации установлен законодательно. Об этом свидетельствуют такие документы, как Приказ Ростехнадзора № 606 и Постановление Правительства РФ №1371 (от 24.11.98 г.).

При этом этапы внесения предприятия в реестр соответствуют описанным ранее процедурам.

Так, первоначальным этапом выступает идентификация ОПО, далее следует присвоение ему определенного класса опасности, составление карты учета и сведений об ОПО и их согласование в контролирующей организации, сбор оставшихся требуемых документов и передача их в Ростехнадзор и получение свидетельства о внесении объекта в ЕГРОПО.

Документы для внесения ОПО в реестр.

Перечень необходимых документов, для внесения опасных производственных объектов (ОПО) в государственный реестр:

  1. Карта учета объекта в 2-х экземплярах на каждый объект с отметкой идентификации (должны быть выполнены на одном листке).
  2. Сведения об объекте:
    1. генеральный план и экспликация зданий и сооружений предприятия;
    2. перечень технических устройств и оборудования, применяемых на предприятии;
    3. сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и / или охранных зонах ОПО;
    4. данные о количестве опасных веществ на ОПО;
    5. сведения о применяемых технологиях, основных и вспомогательных производствах;
    6. перечень имеющихся и(или) необходимых лицензий на виды деятельности, связанные с эксплуатацией ОПО;
    7. перечень проведенных экспертиз промышленной безопасности с указанием наименования экспертных организаций, проводивших экспертизу (для действующих объектов);
    8. перечень имеющихся и(или) необходимых разрешений на применение технических устройств основного технологического оборудования;
  3. Копия страхового полиса (при наличии такового).
  4. Копия справки Госкомстата.
  5. Копия Устава;
  6. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
  7. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах.
  8. Свидетельство о внесении изменений в уставные документы (если таковые были).
  9. Банковские реквизиты организации.

Получение лицензии.

Заключительным этапом оформления ОПО выступает получение лицензии, соответствующей направлению деятельности организации (ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждено на основании постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 - далее Положение.

Регламент, устанавливающий порядок лицензирования - Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 года N 305.

Размер госпошлины за предоставление лицензии установлен в размере 7 500 рублей.

Перечень необходимых документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • опись прилагаемых документов;
  • копии документов на собственность участков и зданий,;
  • реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, а в случае их отсутствия - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности;
  • реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов;
  • копия положения о системе управления промышленной безопасностью;
  • копия положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах;
  • копии планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах;
  • копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности;
  • копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  • реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов;
  • перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах;
  • копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно- спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
  • копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности;
  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке.

Сроки выдачи лицензии. Срок действия лицензии.

Рассмотрение заявления и принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня поступления заявления и полного комплекта документов.

Лицензия действует бессрочно (пункт 4 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов

Требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) установлены ФЗ-116 от 21.07.97г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Закон направлен на предупреждение аварий на ОПО и быструю локализацию и ликвидацию последствий и обязателен для всех организаций, связанных с деятельностью ОПО в РФ, независимо от форм собственности.

Классификация опасных производственных объектов

Опасными производственными объектами являются предприятия, их цехи, участки, площадки и иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

  1. воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися, и температура кипения которых при нормальном давлении меньше 200С (метан tвсп=-161°С, пропан tвсп=-42°С, бутан tвсп=-°,5°С);
  2. окисляющие вещества - кислород, озон, бром, серная и азотная кислоты и
  3. горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные взрываться и самостоятельно гореть без источника воспламенения (бензин, бензол, толуол и др.);
  4. взрывчатые вещества - азотнокислые натрий, калий, кальций, бертолетова соль и др.;
  5. токсичные вещества со среднесмертельной концентрацией LD50=15-200мг/кг при попадании в желудок, LD50=50-400мг/кг при попадании на кожу, LD50=0,5-2мг/л в воздухе;
  6. высокотоксичные вещества, у которых LD50 менее 15 мг/кг при попадании в желудок, LD50 менее 50 мг/кг при попадании на кожу, LD50 менее 0,5 мг/кг в воздухе.

Опасными считаются производственные объекты, на которых:

  1. используется оборудование, работающее под давлением более 0,07МПа или при температуре воды более 115 °С;
  2. используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
  3. получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе;
  4. ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Опасным производственным объектом может быть не только предприятие в целом, но и его цех, участок, площадка, т.е. часть предприятия.


Если на предприятии несколько цехов и лишь один обладает признаками опасности, то ОПО считается этот цех, а не все предприятие.



Согласно ФЗ-116 все ОПО должны регистрироваться в государственном реестре. При этом регистрация ОПО не отменяет существующую регистрацию технических устройств (сосудов, работающих под давлением, котлов, ГПМ и др.). К техническим устройствам, которые подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности, разрешение на изготовление и применение которых дает Ростехнадзор, относятся:

  1. оборудование подъемно-транспортное (грузоподъемные краны, подъемники, лифты);
  2. котельное оборудование, трубопроводы пара и горячей воды; оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа; газовое оборудование котлов, технологических линий и агрегатов, газогорелочные устройства и др.; технические устройства, работающие на ОПО с взрывоопасными и токсичными средами, в том числе приборы, средства контроля, сигнализации и машинное оборудование; насосы, компрессоры, воздушные и газовые части к ним; трубопроводы для ОПО; электросварочное оборудование на ОПО; арматура для технических устройств на ОПО.

В организации разрабатывается и утверждается перечень технических устройств, подлежащих сертификации.


Сертификацию технических устройств проводят аккредитованные организации в области промышленной безопасности.

Обязанности организации по обеспечению промышленной безопасности

Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:

  1. соблюдать требования нормативных актов и ФЗ-116;
  2. иметь лицензию на эксплуатацию ОПО; для получения лицензии на эксплуатацию ОПО заявитель должен предъявить в Ростехнадзор: акт приемки ОПО или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, декларацию промышленной безопасности ОПО в четырех экземплярах, до начала эксплуатации у заявителя должен быть договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО;
  3. иметь штат квалифицированных работников;
  4. обеспечивать обучение и аттестацию работников;
  5. обеспечивать функционирование приборов и систем контроля;
  6. проводить экспертизу промышленной безопасности, испытание сооружений и технических устройств;
  7. предотвращать попадание на территорию посторонних лиц;
  8. обеспечивать хранение опасных веществ;
  9. разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
  10. выполнять предписания государственного надзора;
  11. приостанавливать деятельность ОПО при аварии;
  12. осуществлять локализацию и ликвидацию последствий аварий;
  13. участвовать в расследовании причин аварий, вести учет аварий и информировать органы государственного надзора об авариях и инцидентах;
  14. информировать работников об авариях и защищать их здоровье.

Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов

Экспертиза промышленной безопасности ОПО проводится с целью установления достоверности информации, ее полноты и соответствия стандартам, правилам и нормам промышленной безопасности. Экспертизе подлежат:

  1. проектная документация;
  2. технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
  3. здания и сооружения;
  4. декларация промышленной безопасности.

В соответствии с ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными постановлением Госгортехнадзора № 64 от 06.11.98г. экспертиза проводится аккредитованными организациями, входящими в перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы, утвержденный МЧС России и Ростехнадзором, и имеющими лицензию.


Для проведения экспертизы организация подает заявку и комплект документов: проектную документацию, декларацию промышленной безопасности, акты испытаний, сертификаты на технические устройства и другие документы по согласованию с экспертной организацией. Срок экспертизы - три месяца. После завершения экспертизы заказчику направляется проект заключения, претензии заказчика принимаются в течение двух недель. При отрицательном заключении заказчику предоставляются обоснованные выводы и предложения о доработке документации. Повторная экспертиза проводится в полном объеме.

Декларация промышленной безопасности

Декларация промышленной безопасности ОПО это документ, в котором представлены:

  1. результаты оценки риска аварий;
  2. меры по предупреждению аварий и готовности организации к эксплуатации ОПО;
  3. меры по локализации и ликвидации последствий аварии.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается на ОПО, где имеются:

  1. воспламеняющиеся газы в количестве до 200т;
  2. горючие жидкости на складах в количестве до 50000т;
  3. горючие жидкости в технологическом процессе до 200т;
  4. токсичные вещества в количестве до 200т;
  5. высокотоксичные вещества в количестве до 20т;
  6. окисляющие вещества в количестве до 200т;
  7. взрывчатые вещества в количестве до 50т;
  8. вещества, опасные для окружающей среды до 200т.

Если расстояние между ОПО менее 500 м, то определяется суммарное количество опасного вещества, находящееся на всех объектах.


Если применяется несколько видов веществ одной категории, то их суммарное количество определяется условием


где mi - количество применяемого вещества; Mi - пороговое количество веществ, указанных выше; n - виды веществ.


В декларацию включаются: сведения о расположении организации, численности персонала, анализ риска аварий, оценка последствий, характеристика систем контроля и сведения о мерах по предупреждению ЧС, сведения о системах оповещения персонала и населения о возникновении ЧС, мероприятия по защите персонала ОПО и порядок действия сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, сведения о необходимых ресурсах и резервах для ликвидации ЧС.


Декларация составляется в четырех экземплярах для МЧС, Ростехнадзора, органов местного самоуправления и для организации.

Обязана:

Соблюдать положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других феде-ральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в обла-сти промышленной безопасности;

Обеспечивать выполнение государственных нормативных требова-ний охраны труда , содержащихся в нормативных правовых актах Ростехнадзора, принятых в соответствии с Постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 23.05.2000 № 399 «О норматив-ных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»

Иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензирова-нию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обеспечивать укомплектованность штата работников опасного про-изводственного объекта в соответствии с установленными требова-ниями;

Допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удо-влетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

Обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в об-ласти промышленной безопасности;

В рамках СУПБ организация: определяет и документально оформ-ляет свою политику в области промышленной безопасности; планиру-ет деятельность в области промышленной безопасности и обеспечивает передачу соответствующей информации; разрабатывает, внедряет и при необходимости корректирует методы периодической оценки состояния промышленной безопасности; своевременно корректирует планы и мето-ды проведения внутренних проверок эффективности функционирования СУПБ; периодически анализирует деятельность службы производствен-ного контроля и СУПБ в целом с целью оценки соответствия установлен-ным требованиям.

В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" все опасные производственные объекты, в зависимости от степени опасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды, делятся на 4 класса опасности ОПО :

I класс опасности - объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности - объекты высокой опасности;

III класс опасности - объекты средней опасности;

IV класс опасности - объекты низкой опасности.

Все ОПО (вне зависимости от класса опасности) подлежат обязательной . При эксплуатации ОПО I, II, III классов опасности необходимо получать лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.


Классификация опасных производственных объектов

Параметры классификации ОПО приведены в 116-ФЗ (т аблицы №1 и №2 Приложения №2).

Для объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества, класс опасности определяется исходя из количества таких опасных веществ, которые единовременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте (таблицы №1 и №2 Приложения №2 №116-ФЗ от 21.07.1997 г.) . Количество вещества, обращаемого на ОПО, берется из , раздела "Технологические решения". Этот раздел проекта эксплуатирующая организация также обязана предоставить при регистрации ОПО в реестре опасных производственных объектов.
В случае, если ОПО находятся на расстоянии менее 500 метров друг от друга (даже если у них разные эксплуатирующие организации), количество веществ одного вида суммируется.

Для иных объектов класс опасности устанавливается в соответствии с признаками, указанными ниже:


Вид ОПО Класс опасности Признаки опасности ОПО
Химически опасные объекты I - объекты хранения и уничтожения химического оружия, объекты спецхимии
Объекты добычи нефти и газа, включая бурение II - выброс продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6% объема такой продукции
III - выброс продукции с содержанием сернистого водорода 1-6% объема такой продукции
IV - выброс продукции с содержанием сернистого водорода менее 1%
Газораспределительные сети и сети газопотребления II

Транспортировка природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа;

III - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно (с 1 сентября 2016 года)

Объекты котлонадзора

ВАЖНО! В качестве ОПО регистрируются только те объекты, на которых применяется оборудование, подлежащее учету в Ростехнадзоре.

III

Для объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;

IV - применение оборудования, работающего под давлением от 0,07 до 1,6 Мпа и температуре рабочей среды от 115 до 250 гр.С
Подъемные сооружения и механизмы III

для подвесных канатных дорог

IV иные стационарные подъемные сооружения
Металлургия II

используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава 10 тонн (10 000 кг) и более

III используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 0,5 тонн (500 кг) до 10 тонн (10 000 кг)
Объекты угольной и горнорудном промышленности I

для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти:
- взрывы газа и (или) пыли;
- внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли;
- горные удары;
- прорывы воды в подземные горные выработки

II

Для объектов ведения подземных горных работ,не указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
- для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 млн куб.м в год и более;
- для объектов переработки угля (горючих сланцев)

III

Для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тыс. до 1 млн. ку.м в год;
– для объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых, за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев)

IV

Для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тыс. куб.м в год

Объекты хранения и переработки растительного сырья III

Для элеваторов,
- для объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства

Просмотров