Екатерина Подузова - Организационные договоры в гражданском праве. Монография. Система организующих договоров в гражданском праве и законодательстве Что такое учредительные документы

Гражданско-правовые договоры подразделяются на имущественные и организационные. К имущественным относятся все договоры, непосредственно оформляющие акты товарообмена их участников и направленные на передачу или получение имущества (материальных и иных благ). Организационные договоры направлены не на товарообмен, а на его организацию, т. е. на установление взаимосвязей участников будущего товарообмена. Таков, например, предварительный договор, в силу которого его стороны обязуются заключить в будущем основной (имущественный) договор на условиях, установленных предварительным договором (п. 1 ст. 429 ГК).

1 Что также свидетельствует об искусственности попыток обособления "предпринимательского права" даже в сфере договорных отношений

Типичной разновидностью данного договора является традиционно известный русскому праву договор запродажи, по которому стороны обязываются в определенный ими срок заключить договор купли-продажи (например, в отношении вещи, которой пока нет у продавца или в отношении которой он не имеет права собственности либо оно обременено правами иных лиц).

Предварительный договор содержит условия, во-первых, относящиеся к его содержанию и, во-вторых, относящиеся к содержанию основного договора. Из числа первых следует прежде всего назвать срок, в течение которого стороны обязуются заключить основной договор (при его отсутствии в соответствии с правилом абз. 2 п. 4 ст. 429 ГК применяется годичный срок). Кроме того, предварительный договор необходимо должным образом оформить (как правило, письменно) под страхом его ничтожности. Ко второй группе относятся условие о предмете и другие существенные условия основного договора, отсутствие которых превращает предварительный договор в юридически необязательное соглашение о намерениях.

Предварительный договор отличается от договора, совершенного под условием (условной сделки), поскольку порождает безусловную обязанность в установленный срок заключить предусмотренный им основной договор под угрозой судебного принуждения к его заключению. Последняя существенно отличает рассматриваемый договор от обычных договоров, заключаемых по свободному усмотрению сторон.

По своей юридической природе к предварительным договорам весьма близки заключаемые в сфере предпринимательской деятельности так называемые генеральные договоры, на основании и во исполнение которых стороны затем заключают целый ряд конкретных однотипных (локальных) договоров. Это, например, направленные на организацию перевозок грузов годовые и аналогичные им договоры перевозчиков с грузоотправителями, служащие основанием для последующего заключения договоров перевозки конкретных грузов; двусторонние соглашения (договоры) участников межбанковских отношений об организации их взаимных расчетов по конкретным будущим сделкам купли-продажи валюты или ценных бумаг (типа "расчетных форвардных контрактов") и т. п. От предварительных договоров они отличаются не только особым субъектным составом и множественностью заключаемых на их основе "локальных" договоров, но прежде всего отсутствием принудительно осуществляемой обязанности заключения последних.

К числу организационных относятся также многосторонние Договоры - учредительный договор о создании юридического лица и договор простого товарищества (о совместной деятельности), определяющие организацию взаимоотношений сторон в связи с их предстоящим участием в гражданском обороте. Предварительные, генеральные и многосторонние договоры можно рассматривать в качестве основных типов организационных договоров.

В свою очередь, имущественные договоры в литературе предложено разделять на обязательственные и вещные1. К последним относят договоры, в силу которых передача вещи контрагенту и возникновение у него вещного права происходит "на стадии возникновения договора, а не его исполнения", например при дарении вещи. Получается, что такие договоры (сделки) об отчуждении вещей не порождают договорных обязательств. В действительности речь идет о ситуациях, когда момент заключения договора (сделки) совпадает с моментом исполнения договорного обязательства, состоящего исключительно в передаче вещи (порождающей в силу п. 1 ст. 223 ГК возникновение права собственности на вещь у приобретателя), что характерно для некоторых реальных сделок (например, в розничной купле-продаже). Но "вещные элементы" таких правоотношений исчерпываются переходом права собственности (абз. 1 п. 2 ст. 218 ГК), а "близкая" к виндикационному иску возможность истребования индивидуально-определенной вещи (ст. 398 ГК) характерна для "обязательственных", а не "вещных договоров". В связи с этим выделение последних представляется необоснованным.

Выделение организационных договоров в качестве особого вида гражданско-правовых договоров определено характером конкретного рода связей, которые складываются между субъектами гражданского оборота и имеют своей целью такую организацию отношений, которая в дальнейшем позволит достичь определенный экономический результат. Примером таких отношений, могут служить отношения, возникающие между учредителями при создании организаций корпоративного типа, договоры генерального подряда, договоры на организацию перевозок, предварительные договоры и т.п. Такие отношения не носят характера имущественных, не зависимо от того, что предопределяют появление таковых в будущем Гольцов В.Б. Разграничение договора и соглашения в гражданском праве // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 3. С. 165-172.. Такого рода отношениями опосредована система связей, направленных на организацию имущественных отношений, из-за этого их принято называть организационными правоотношениями. Не учитывая то, что в теории гражданского права такой вид правоотношений не получил полного и всеобщего признания, он не имеет и активных противников. Поэтому, появляются основания для того, чтобы среди юридических фактов, на основании которых возникают гражданско-правовые организационные отношения, выделять организационные договоры.

Все более широкое распространение организационные договоры получили в связи с развитием и усложнением рынков товаров и услуг, производимых и поставляемых монополистами и субъектами, работающими в крупной промышленности, в частности в области электроэнергетики, в сфере железнодорожного, морского, трубопроводного, воздушного и иных видов транспорта. Специфика отношений в этих областях диктует участникам гражданского оборота перед заключением договоров имущественного характера провести определенные организационные действия, которые направлены на создание технических условий, обеспечение безопасности и решение других вопросов, без которых невозможен нормальный имущественный оборот. Отношения в таком случае регулируются посредством организационных договоров, которые не порождают возникновение у их участников непосредственно имущественных прав и обязанностей. К примеру, в сфере электроэнергетики специализированные субъекты, участвующие в организации передачи электроэнергии (администратор торговой системы, системные операторы, сетевые организации и др.) заключают между собой договоры присоединения к торговой сети, договоры о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, договоры, направленные на регулирование взаимодействия системного оператора и организации по управлению электрической сетью и др Федеральный закон от 23 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» СЗ РФ. 2003. № 13. С. 1177.. В области транспорта распространены диспетчерские договоры, которые обеспечивают организацию взаимоотношений сторон по грузоперевозке. Заключая эти договоры, стороны преследуют своей целью организовать имущественные отношения по поставке электроэнергии, предоставлению услуг по грузоперевозке, а для этого - определить порядок подключения к электросети, обеспечить безопасность, организовать подачу транспорта.

Иной распространенной разновидностью организационных договоров считаются договоры, которые направлены на создание коллективных образований. При заключении таких договоров их участники не ставят перед собой непосредственной целью получение каких-либо имущественных выгод. Их задача на данном этапе развития отношений заключается в совместной деятельности по созданию юридического лица, другими словами подготовке к участию в гражданском обороте заново создаваемого субъекта права.

Стороны организационных договоров, находятся в равном положении по отношению друг к другу; вступают в договорные отношения по собственному желанию; строят свои отношения на основе взаимных прав и обязанностей. Поэтому, существуют все основания квалифицировать образовывающуюся между ними связи как отношения гражданско-правового характера, а сам договор рассматривать в качестве юридического факта, урегулированного нормами гражданского законодательства.

Определение сущности организационных договоров представляет известную сложность. Дело в том, что организационные договоры могут служить вспомогательной частью «основных» имущественных договоров, хотя организационные вопросы выходят в них на первое место. Наряду с этим организационные договоры могут быть обособлены от имущественных, выполняя самостоятельные функции в организации взаимоотношений субъектов торговой деятельности.

Отличия организационных и имущественных договоров могут быть проведены по ряду признаков, прежде всего по предмету договора и согласованной цели участников договора.

Предметом организационных договоров служит определение наиболее общих условий взаимосвязанной деятельности, которые не могут быть предусмотрены в заключаемых субъектами отдельных имущественных договорах.

Всякий имущественный договор в коммерческом праве носит возмездный характер и имеет целью получение имущества или иного блага. В отличие от этого целью организационных договоров служит создание возможностей и предпосылок для более успешного осуществления взаимосвязанной деятельности лиц, повышение координированности и согласованности совершаемых в дальнейшем имущественных операций.

Таким образом, организационные договоры рассчитаны на последующий учет их содержания, а нередко - на детализацию и конкретизацию их условий в отдельных имущественных договорах.

Можно предложить следующее определение. Организационный договор - это соглашение об упорядочении взаимосвязанной деятельности двух и более лиц, определяющее процедуру возникновения и общие условия исполнения конкретных имущественных обязательств в последующем, и (или) мерах, направленных на повышение эффективности этой деятельности.

Отсюда проистекает ряд отличительных черт организационных договоров:

1. Поскольку организационные договоры направлены преимущественно на регламентацию будущих имущественных отношений сторон, они, как правило, носят долгосрочный или бессрочный характер. Лишь в установленных законом случаях они заключаются на годичный или иной краткий срок.

2. Организационные договоры упорядочивают имущественные отношения субъектов, но на уровне не единичного обязательства, а определенной их совокупности. Это означает, что организационный договор предусматривает общие требования к заключению и исполнению всего множества отдельных обязательств в пределах его действия. Данная функция организационных договоров определяется как формирование и стабилизация долгосрочных отношений участников договора



3. Организационные договоры могут являться предпосылкой заключения его участниками любых видов имущественных договоров. Так, участники контрактного объединения в дальнейшем способны заключать между собой самые различные договоры, вытекающие из взаимосвязанного характера их деятельности. Наряду с этим организационные договоры могут служить основанием заключения и исполнения договоров определенного вида. Например, транспортные организационные договоры определяют отдельные условия выполнения договоров на перевозку конкретных партий грузов.

4. Крайне важно использование такой функции организационных договоров, как создание условий и предпосылок для последовательного совершенствования взаимоотношений сторон. Здесь следует выделять два аспекта: 1) четкое определение условий и порядка действий, подлежащих учету при заключении и исполнении отдельных имущественных договоров; 2) включение в договоры обязанностей, предусматривающих меры по непосредственному совершенствованию взаимосвязанной деятельности.

Спецификой организационных договоров является то, что предусматриваемые ими организационные, производственные, технологические усовершенствования осуществляются за счет одной из сторон. Затраты на указанные цели не компенсируются другой стороной, не распределяются между участниками. Однако положительный результат произведенных улучшений используется одновременно обоими участниками договора.

В качестве самостоятельного договорного типа организационные договоры составляют богатое множество отдельных видов. Среди них можно выделить:

1) договоры о взаимосвязанной деятельности по снабжению ресурсами и сбыту товаров . Названные договоры предусматривают различные формы сотрудничества производственных или оптовых торговых организаций для обеспечения устойчивого сбыта товаров, а также снабжения сторон необходимыми ресурсами. Достижение указанных целей ведет к повышению прибыли, получаемой сотрудничающими сторонами.



Основной формой взаимодействия здесь является создание несколькими производственными либо оптовыми торговыми организациями на договорной основе снабженческих или сбытовых структур. Образуемые организации подконтрольны своим учредителям, что принципиально отличает их от независимых в организационно-экономическом отношении посредников.

Порядок деятельности создаваемой снабженческой или сбытовой организации определяется заключаемым ее учредителями организационным договором. В таком договоре, в частности, предусматривается расширение объемов сбыта товаров за счет предложения к продаже имеющегося у сторон более широкого (чем у каждого в отдельности) ассортимента изделий, «разведения» конкурирующих товаров на разные потребительские рынки и др. Относительно снабжения предусматриваются возможность и порядок займа одним из учредителей ресурсов из неиспользуемых запасов других партнеров, обмена различных ресурсов и т.п. Определяется порядок распределения прибыли от деятельности снабженческо-сбытовой структуры пропорционально вложенному капиталу либо уровню продаж товаров каждого учредителя;

2) договоры об образовании контрактных объединений . Таковы договоры о простом товариществе, о создании финансово-промышленной группы, договоры между центральным и зависимыми звеньями холдинга о принятии управленческих решений и др.

Договоры о создании контрактного объединения требуют урегулирования в них разных вопросов в зависимости от характера стоящих перед субъектами задач. Так, заключение договора о создании простого товарищества (ст. 1041 ГК) предполагает определение в нем: а) видов и стоимости имущества и иных благ, вносимых каждым из товарищей в общее дело; б) порядка учета на отдельном балансе общего имущества товарищей, а также произведенной продукции и полученных доходов; в) поручения о ведении общих дел одному из товарищей;

г) систематического распределения прибыли, полученной товарищами в результате совместной деятельности;

3) договоры об организации перевозок грузов . Они заключаются при необходимости осуществления систематических перевозок грузов и носят преимущественно долгосрочный характер.

Договоры об организации перевозок позволяют сторонам решать широкий круг вопросов их взаимоотношений в связи с перевозками грузов. Они определяют общие условия выполнения отдельных договоров перевозки. В самих отдельных договорах эти вопросы не могут получить решения в силу краткосрочного характера таких договоров. Именно поэтому необходимы долгосрочные договоры организационного содержания.

В договоре об организации перевозок грузов могут полно и детально определяться положения, единые для транспортной деятельности сторон. Так, в договоре согласовываются минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно), определяются условия о месте передачи и приема вагонов, порядке погрузки (выгрузки) грузов, видах и количестве механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах и др. Могут быть предусмотрены условия, отражающие специфические особенности перевозки определенных видов грузов и подлежащие учету при каждой конкретной отправке таких грузов;

4) организационный характер носят договоры, заключаемые между организациями различных видов транспорта об обеспечении перевозок грузов. Таковы узловые соглашения организаций железнодорожного и водного транспорта, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов автотранспортными организациями на станции (порты, пристани, аэропорты) и др. Предметом таких договоров являются взаимоотношения между различными транспортными организациями по поводу перевозки грузов.

Существует немало других организационных договоров, которые могут использоваться для содействия торговому обороту.

Система транспортных договоров может строиться по-разному, исходя из выбранных критериев классификации. В целях изучения транспортных договоров можно предложить следующую структуру такой системы.

На первой ступени классификации, исходя из направленности транспортных договоров, можно выделить: договоры, направленные на оказание услуг по перевозке (договор перевозки грузов, договор фрахтования, договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщения, договор перевозки пассажиров), и договоры, направленные на оказание услуг по обеспечению процесса перевозки (договор на подачу транспортных средств под погрузку и предъявление груза к перевозке, договоры об организации перевозок, договоры между транспортными организациями, договоры оказания услуг по использованию объектов транспортной инфраструктуры, договоры между владельцами транспортных инфраструктур, договор транспортной экспедиции).

В подсистеме транспортных договоров, направленных на обеспечение процесса перевозки можно выделить группу организационных договоров, представляющую собой систему более низкого уровня. Например, В. В. Витрянский утверждает, что в системе договорного регулирования наряду с договорами, непосредственно опосредующими процесс перемещения (доставки) грузов, значительное место отводится договорам, преследующим иную цель, а именно регламентировать организацию работы. В этом смысле все указанные договоры носят организационный характер и могут именоваться организационными. Основными признаками, позволяющими выделить организационные договоры в самостоятельную группу, являются:

  • 1) неимущественный и неличный характер отношений, возникающих из этих договоров;
  • 2) направленность на организацию иных имущественных правоотношений.

К числу транспортных организационных договоров можно отнести договоры:

  • – на подачу транспортных средств под погрузку и предъявление груза к перевозке,
  • – об организации перевозок грузов,
  • – организации регулярных перевозок пассажиров,
  • – между транспортными организациями (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов),
  • – владельцами транспортных инфраструктур.

Организационные договоры не относятся к группе договоров на оказание услуг. Из факта заключения таких договоров возникают гражданско-правовые организационные отношения.

В ст. 2 ГК установлено, что гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. По смыслу данной статьи организационные отношения в предмет гражданского права не включены. Однако справедливо отмечает Б. И. Путинский, "как показывает практика, объективное существование правовых явлений совершенно не зависит от того, урегулированы они законом или нет" . В настоящее время уже невозможно не обращать внимания на объективное существование в предмете гражданского права организационных отношений, имеющих неличный неимущественный характер. Достаточно упомянуть такие поименованные в ГК договоры, как предварительный договор (ст. 429), договоры об организации перевозок (ст. 798), договоры между транспортными организациями (ст. 799), договоры о простом товариществе (гл. 55). Ни один из них не направлен на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг, выполнение иных действий имущественного характера. И это только договорные правоотношения, помимо которых существует целый массив внедоговорных гражданских организационных правовых отношений.

Впервые концепция гражданских организационно-правовых отношений была сформулирована в 1960-е гг. О. А. Красавчиковым, который организационными отношениями называл такие, как "построенные на началах координации или субординации социальные связи, которые направлены на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников либо на формирование социальных образований" . Вступая в гражданские организационные отношения, стороны своими действиями организуют иные имущественные либо неимущественные отношения. Таким образом, организационное правоотношение направлено на формирование и возникновение организуемого правоотношения. Следует отметить, что данная концепция была неоднозначно оценена в юридической литературе, на что обращает внимание Е. А. Суханов, по мнению которого сама идея во многом была основана на особенностях прежнего правопорядка планово-регулируемой экономики, была подвергнута убедительной критике и не получила значительного распространения . К числу критиков концепции можно отнести С. С. Алексеева , В. А. Тархова , О. С. Иоффе . "Ошибочность" позиции О. А. Красавчикова усматривалась в том, что организованность, составляющую неотъемлемое свойство общественных явлений, он отсекает от имущественных отношений и объявляет особо гражданско-правовым общественным отношением.

Однако, по справедливому замечанию Б. М. Гонгало, О. А. Красавчиков говорил именно об отношениях, а не об организованности как свойстве общественных явлений. Организованность обозначалась в качестве непосредственной цели организационных отношений . Все встает на свои места, если учесть, что речь идет об организации одного гражданского правоотношения посредством другого (организационного) правоотношения. Организованность для организуемого имущественного правоотношения является свойством, а для организационного правоотношения является объектом. Основоположник теории организационных отношений О. А. Красавчиков считал, что "организационное отношение имеет своим объектом упорядоченность отношений, связей, действий участников “организуемого” отношения" . В организационном правоотношении его участники, как правило, заранее определяют и устанавливают вид и меру возможного и должного поведения этих же либо иных участников в организуемом гражданском правоотношении.

Позиция противников существования гражданских организационно-правовых отношений выглядит несколько непоследовательно. Они признают существование организационных отношений в административном праве, не называя их при этом промежуточным моментом в становлении общественных отношений и не считая, что их конструкция разрывает единую связь на различные отношения по стадиям и составным частям.

Полагаем, что организационные гражданско-правовые отношения по своей правовой природе могут быть обязательственными правоотношениями. Главное в обязательстве – наличие субъективного права требования кредитора и встречная субъективная обязанность должника совершить определенные действия либо воздержаться от них. Все иные относительные правоотношения должны отличаться от обязательства тем, что праву требования кредитора не противостоит обязанность должника. В организационном правоотношении каждую из сторон можно назвать одновременно и кредитором, и должником.

Ошибочно и нелогично также полагать, что поименованные в ГК договоры (предварительный договор, договор об организации перевозок, договор простого товарищества, договоры между транспортными организациями и т.п.) не являются обязательствами. Напротив, перечисленные договоры являются объективным свидетельством тому, что возникающие из них организационные правоотношения являются не чем иным, как разновидностью договорных обязательств.

Следует признать, что гражданские организационно-правовые отношения могут носить как необязательственный, так и обязательственный характер. Что касается последних, то они подразделяются на договорные и внедоговорные обязательства. Далее речь пойдет о договорных обязательственных правоотношениях, которые возникают из организационных договоров. Такие отношения можно разделить на два вида. К первому виду следует отнести организационные отношения, которые направлены на возникновение либо упорядочивание будущих организуемых правоотношений. Примерами таких правоотношений можно считать правоотношения, возникающие из договоров об организации перевозок грузов. К другому виду относятся отношения, которые создают только правовые возможности для возникновения и осуществления новых организуемых правоотношений. От первого вида организационных отношений они отличаются тем, что содержание таких правоотношений напрямую не связано с формированием содержания организуемых правоотношений. К их числу следует отнести договор о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении груза к перевозке, договоры между транспортными организациями, договоры между владельцами транспортных инфраструктур. Надлежащая реализация прав и обязанностей, составляющих содержание организационного правоотношения, создает для перевозчика и грузоотправителя возможность заключить договор перевозки грузов.

Как было отмечено выше, среди всего многообразия гражданских организационно-правовых отношений можно выделить договорные обязательства. В науке гражданского права их принято именовать организационными договорами. Предметом будут являться взаимосвязанные действия сторон, направленные на упорядочение их правовых связей в ином правоотношении либо связей данных субъектов с третьими лицами, через определение их субъективных прав и обязанностей.

Представляется, что транспортное законодательство является той сферой правового регулирования, где находит свое отражение все многообразие гражданско-правовых организационных договоров. Одни из них урегулированы нормами ГК (договоры на подачу транспортных средств под погрузку и предъявление грузов к перевозке, договоры об организации перевозок, узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов). Другие получили нормативное закрепление в транспортных уставах и кодексах и иных федеральных законах (договоры между владельцами транспортных инфраструктур, договор генерального фрахтования и др.). На практике используют договоры, которые не урегулированы законами и иными нормативными актами (договоры об организации перевозок пассажиров).

При классификации договоров коммерческого права в качестве особой группы должны выделяться организационные договоры. Они представляют собой самостоятельный тип договоров коммерческого (и гражданского) права, включающий в себя целый ряд разнообразных видов таких договоров. Названные договоры требуют отдельного рассмотрения в силу своей распространенности и высокой значимости.

Определение сущности организационных договоров представляет известную сложность. Дело в том, что организационные договоры могут служить вспомогательной частью «основных» имущественных договоров, хотя организационные вопросы выходят в них на первое место. Наряду с этим организационные договоры могут быть обособлены от имущественных, выполняя самостоятельные функции в организации взаимоотношений субъектов торговой деятельности.

Впервые на необходимость выделения организационных неимущественных отношений и регулирующих их организационных договоров обратил внимание О. А. Красавчиков 1 . Он также предложил выделить договоры, в которых на первый план выходит организационное начало.

Взгляды О. А. Красавчикова встретили как поддержку, так и резкие возражения. Основным контрдоводом было то, что в ст. 2 ГК РСФСР (а ныне в ст. 2 ГК РФ) организационные отношения не названы в числе объектов регулирования гражданского права. В ней говорится, что гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Подобный аргумент явно несостоятелен. Во-первых, само правовое регулирование общественных отношений означает, прежде всего, внесение в них должной организованности. Во-вторых, как показывает практика, объективное существование правовых явлений совершенно не зависит от того, урегулированы они законом или нет.

Кроме того, утверждение о законодательной неурегулированности организационных договоров не соответствует действительности. Транспортные уставы и кодексы на протяжении многих десятилетий предусматривали и предусматривают заключение организационных договоров. В настоящее время ст. 798 ГК РФ устанавливает необходимость заключения догово-

ров об организации перевозок грузов. Организационный характер носят договоры о простом товариществе (гл. 55 ГК РФ), о создании финансово- промышленных групп, холдингов и др. Кроме того, Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ, вступившим в силу с 01.06.2015, ГК РФ был дополнен ст. 429.1 «Рамочный договор» и 429.4 «Договор с исполнением по требованию (абонентский договор)», т.е. нормами, закрепляющими основные положения двух базовых типов организационных договоров: (1) с исполнением по договоренности сторон и (2) с исполнением по требованию одной стороны, называемой абонентом.

Таким образом, организационные договоры представляют распространенную группу и нуждаются в специальном рассмотрении.

Отличия организационных и имущественных договоров могут быть проведены по ряду признаков, прежде всего по предмету договора и согласованной цели участников договора.

Предметом организационных договоров служит определение наиболее общих условий взаимосвязанной деятельности, которые не могут быть предусмотрены в заключаемых субъектами отдельных имущественных договоров. Весьма важно то обстоятельство, что соответствующий уровень организованности отношений создается не в результате законодательного регулирования, как в публичном праве, а на основе правовой инициативы и согласованного волеизъявления самих договорных контрагентов. Закрепление принципа свободы договора, автономии воли лиц расширяет возможности использования организационных договоров в сфере торгового оборота.

Всякий имущественный договор в коммерческом праве носит возмездный характер и имеет целью получение имущества или иного блага. В отличие от этого целью организационных договоров служит создание возможностей и предпосылок для более успешного осуществления взаимосвязанной деятельности лиц, повышения координированности и согласованности совершаемых в дальнейшем имущественных операций.

Организационное содержание и направленность рассматриваемых договоров не являются самоцелью, а ориентированы на последующие имущественные отношения сторон, связаны с ними. Таким образом, организационные договоры рассчитаны на последующий учет их содержания, а нередко - на детализацию и конкретизацию их условий в отдельных имущественных договорах.

Можно предложить следующее определение. Организационный договор - это соглашение об упорядочении взаимосвязанной деятельности двух и более лиц, определяющее процедуру возникновения и общие условия исполнения конкретных имущественных обязательств в последующем, и (или) мерах, направленных на повышение эффективности этой деятельности.

Отсюда ряд отличительных черт организационных договоров. Поскольку организационные договоры направлены преимущественно на регламентацию будущих имущественных отношений сторон, они, как правило, носят долгосрочный или бессрочный характер. Лишь в установленных законом случаях они заключаются на годичный или иной краткий срок.

Организационные договоры упорядочивают имущественные отношения субъектов, но на уровне не единичного обязательства, а определенной их совокупности. Это означает, что организационный договор предусматривает общие требования к заключению и исполнению всего множества отдельных обязательств в пределах его действия. Данная функция организационных договоров определяется как формирование и стабилизация долгосрочных отношений участников договора.

Организационные договоры могут являться предпосылкой заключения его участниками любых видов имущественных договоров. Так, участники контрактного объединения в дальнейшем способны заключать между собой самые различные договоры, вытекающие из взаимосвязанного характера их деятельности. Наряду с этим организационные договоры могут служить основанием заключения и исполнения договоров определенного вида. Например, транспортные организационные договоры определяют отдельные условия выполнения договоров на перевозку конкретных партий грузов.

Из названных функций организационного договора создается впечатление его обслуживающего характера, вспомогательной роли по отношению к заключаемым отдельным имущественным договорам. Такой взгляд будет неточным. Организационные договоры значимы сами по себе, имеют собственную ценность, состоящую в достигаемом на их основе повышении организованности взаимосвязанной деятельности субъектов, что дает непосредственный экономический эффект. Вместе с тем, поскольку организационный договор не предусматривает достижение конкретного имущественного результата, он остается по своей природе организационным.

Крайне важно использование такой функции организационных договоров, как создание условий и предпосылок для последовательного совершенствования взаимоотношений сторон. Здесь следует выделять два аспекта: 1) четкое определение условий и порядка действий, подлежащих учету при заключении и исполнении отдельных имущественных договоров; 2) включение в договоры обязанностей, предусматривающих меры по непосредственному совершенствованию взаимосвязанной деятельности. Таково, например, включение в организационные транспортные договоры условий о расширении фронтов одновременной погрузки и выгрузки, оборудовании их дополнительными механизмами для ускорения погрузочно-разгрузочных работ и др. В подобных случаях организационный договор начинает включать в себя отдельные элементы имущественного договора, однако общая цель - направленность на улучшение организации взаимосвязанной деятельности - остается неизменной. Между тем сущность договора определяется основной целью, а не сопутствующими условиями.

Спецификой организационных договоров является то, что предусматриваемые ими организационные, производственные, технологические усовершенствования осуществляются за счет одной из сторон. Затраты на указанные цели не компенсируются другой стороной, не распределяются между участниками. Однако положительный результат произведенных улучшений используется одновременно обоими участниками договора.

Статья 429.1 ГК РФ дает определение рамочного договора (иначе называя его также договором с открытыми условиями) как такого договора, который определяет «общие условия обязательственных взаимоотношений сторон», в дальнейшем подлежащие конкретизации и уточнению сторонами «путем заключения [по мере необходимости] отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора» (п. 1), после чего устанавливает презумпцию приоритета специальных условий отдельных договоров над общими условиями рамочного , «если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства» (п. 2). Эти положения представляются самоочевидными всякому юристу, имеющему хотя бы минимальный практический опыт обслуживания коммерческой деятельности. Но их внесение в ГК РФ снабдило его очередным концептуальным противоречием: нельзя отказывать в признании заключенными тех договоров, стороны которых не достигли соглашения по всем их существенным условиям , и в то же время закреплять конструкцию договоров с открытыми условиями, которыми (судя по тексту п. 1 ст. 429.1) могут быть любые условия договора, в том числе и существенные. Такое противоречие свидетельствует лишь о том, что понятие рамочных договоров (к тому же отождествляемое с понятием договоров с умышленно открытыми условиями) к «каноническому» гражданскому право не относится, а является типичным институтом коммерческого (торгового) права.

Еще больше сомнений вызывает содержание ст. 429.4 ГК РФ, которая определяет абонентский договор как договор, одна сторона которого (абонент) получает право, внося определенные платежи (в том числе периодические), «покупать» у другой стороны (исполнителя) право требовать предоставления известного существа, рода и качества (в том числе также периодического, систематического) (п. 1). Кодекс тем самым существенно обедняет конструкцию абонентского договора, сводя его, по сути, только к одному его виду - договору, в котором внесение платежей является правом абонента, а не его обязанностью. Такого варианта абонентского договора, при котором исполнитель пребывает в постоянной готовности к совершению систематических актов предоставления в пользу абонента, получая право требования с него платежей уже за саму такую готовность (не говоря уже о самих актах предоставления), определением п. 1 ст. 429. 4 Кодекса не охватывается. В то же время в и. 2 ст. 429.4 законодатель помещает указание на обязанность абонента «вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором». Столь невысокая юридическая техника, с которой выполнены рассмотренные нововведения к ГК РФ, лишний раз доказывает, что законотворчество должно основываться на точном и всестороннем знании юридической практики, реальных потребностей и возможностей частных лиц, участвующих в регулируемых ГК РФ частных отношениях, в первую очередь, коммерсантов.

  • Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Советскоегосударство и право. 1966. № 10. С. 50-57.

Просмотров