Метод гирлянд случайностей и ассоциаций Метод поиска решений изобретательских задач. Метод коллективных ассоциаций Метод мозговой атаки или метод коллективной экспертной оценки


Тренировка памяти
>
Метод ассоциаций

Метод ассоциаций - это первый и основной метод развития памяти , который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.

Что же такое ассоциация? Ассоциирование - это в широком смысле связывание чего-то с чем-то . То есть ассоциация - это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с лыжами человека - вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.

Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово "красный" (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется у него слово "красный"), можно получить такие ответы: "мак", "флаг", "помидор", "черный" и др. Такие различия зависят прежде всего от индивидуального опыта каждого человека. Выше описанные ассоциации называются свободными, они уже сформированы в вашем сознании. А для овладения самим методом ассоциаций вам необходимо будет научиться создавать новые ассоциации (или связи) между любыми элементами (словами, цифрами, символами и т.п.).

На самом деле, создание ассоциаций для запоминания - это целое искусство. Известный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842-1910) заметил: "Искусство хорошей памяти - это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить...". И все остальные исследователи резервов человеческой памяти безоговорочно согласны с ним. Для того, чтобы ассоциации помогали вам эффективнее, нужно прежде всего усвоить несколько правил их создания или построения.

Правило №1. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.

Чем банальнее и скучнее будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность их эффективной помощи. Напротив, чем нестандартнее и даже, может быть, абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Еще лучше, если ваши ассоциации будут смешными и нелепыми. Недаром в череде сменяющихся дней мы не можем вспомнить позапрошлый вторник, но отчетливо помним праздники, дни рождения десятилетней давности, то есть все, что хоть как-то выходит из разряда обыденности.

И даже среди праздников вновь и вновь обращаемся в воспоминаниях к тем, которые отличились каким-то необычным происшествием. Таково свойство нашей памяти: лучше всего запечатлятъ все самое яркое, необычное и волнующее. Итак, при объединении двух элементов старайтесь придумать самую невероятную и странную комбинацию, и вы убедитесь, что это повлияет на процесс запоминания самым положительным образом.

Создание ассоциаций всегда индивидуально , а потому читатель должен относиться к приводимым ниже примерам лишь как к иллюстрации, а вовсе не как к единственно возможному и правильному построению ассоциаций. Для того, чтобы овладеть методом ассоциаций, нужно прежде всего научиться связывать между собой любые два слова, причем научиться создавать связи необычные, неожиданные, нестандартные, смешные.

Попробуем, например, связать несколькими способами слово "апельсин" и слово "мыло". Очень хочется надеяться, что вы усвоили Правило №1 и сразу откажетесь от связей, подобных этой: "Я купил апельсин и мыло". Это связь-перечисление, она легко забывается. Намного лучше, если связь будет такая: "Стал очищать апельсин, а там (вместо сочной мякоти) оказался кусок мыла".

Вас не должна смущать странность или нереальность созданной вами связи - ведь, как вы знаете, именно такие вещи запоминаются лучше всего. Вот другой вариант создания связи между этими словами: "Я рисую апельсин куском мыла". Связь может быть и такой: "Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло". Теперь придумайте еще 2-3 оригинальные связи (ассоциации) между словами "апельсин" и "мыло" сами.

Попробуем связать между собой слова "дерево" и "телевизор". Естественно, связь "дерево показывают по телевизору" нам не подходит. Она забудется так же быстро, как и возникла. "Телевизор висит на дереве" - уже лучше, но еще лучше, еще необычнее будет представить себе, что много маленьких телевизоров висят на дереве (словно листья или плоды).

"Телевизор вмонтирован в ствол дерева" - тоже неплохо. А вот связь: "При включении телевизора, из него начинает расти дерево", - на мой взгляд, самая удачная из перечисленных. Вам станет понятнее мое мнение, когда вы ознакомитесь с остальными правилами построения ассоциаций для запоминания.

Сначала построение таких связей кажется делом очень и очень странным, иногда почти бредом, но вы не должны забывать, что научиться строить такие связи просто необходимо для овладения большинством методов эффективного запоминания. Попробуйте придумать еще несколько существенно различающихся связей между словами "телевизор" и "дерево". Чем больше оригинальных связей между этими словами вы сможете создать, тем лучше.

Между прочим, подобным образом тестируют творческие способности человека. Чем человек больше оригинальных и отличающихся по существу (а не "дерево вылезло сверху...", "дерево вылезло сбоку... или снизу") связей может создать, тем выше его творческий потенциал. Поэтому построение новых связей между словами полезно вдвойне.

*** Упражнение 1.

Потренируйтесь самостоятельно: придумайте ассоциативные связи для слов:

СТАКАН и ТУФЛИ
КАРАНДАШ и ШЛЯПА
ТЕЛЕФОН и АРБУЗ

Для каждой пары придумайте по 3-4 связи, не забывая про Правило №1.

В Приложении вы найдете еще несколько пар слов для самостоятельной тренировки. Еще сложнее придумывать связывать такие слова, между которыми стандартные ассоциации просто так и напрашиваются. В этих случаях надо уметь придумывать другие ассоциации, строить новые связи.

Для развития памяти научиться избегать стереотипные, прочно укоренившиеся в личном опыте связи особенно важно. Важно потому, что наибольшее количество ошибок встречается именно при воспроизведении слов, между которыми сама по себе возникает стандартная логическая связь.

Например, между словами "трава-цветок", "кошка-мышка" сами по себе напрашиваются такие связи: "в траве растет цветок" и, соответственно, "кошка поймала мышку". Такие связи забываются, как все обыденное. Происходит это потому, что люди доверяют такой закрепленной в опыте связи и не подходят к созданию ассоциации творчески. Особенно часто это происходит при запоминании не двух, а целой цепочки элементов.

Попробуем придумать что-нибудь новенькое для слов "подушка" и "одеяло". Это сложнее, чем для слов "апельсин" и "мыло", не правда ли? И все же для хорошего овладения методами развития памяти надо научиться уходить от привычных связей, ломать привычные стереотипы. Вот несколько примеров оригинальных связей между этими словами

"Подушка пришита (прилипла) к центру одеяла".
"Из подушки выпало перо и превратилось в одеяло".
"Подушка лопнула и превратилась в одеяло".
"Подушку одели на голову, а в одеяло завернулись".

*** Упражнение 2.

Потренируйтесь в создании неожиданных связей между словами:

ВОДА и ЦВЕТОК
КОТ и МОЛОКО
КОНВЕРТ и РУЧКА

Придумайте по 3-4 оригинальных связи между словами каждой пары.

Конечно, логичнее всего было бы связать "кот" и "молоко" так: "Кот пьет молоко", но если вы действительно хотите, чтобы метод ассоциаций приносил вам в дальнейшем максимальную пользу, то проявите побольше фантазии и придумайте что-нибудь поинтереснее. Например, хотя бы такую: "Кот плавает в молоке". Еще несколько пар слов, привычные связи между которыми надо изменить на новые вы найдете в Приложении .

Правило №2. Представляйте ваши ассоциации визуально.
Когда ассоциация уже готова, ее нужно представить, нарисовать зрительную картинку, "оживить" сюжет, который придумали. Иначе это правило называется МЕТОДОМ ОЖИВЛЕНИЯ . Этот простой метод поможет вам закрепить в памяти рожденную связь. Постарайтесь представить свой сюжет как кадр из фильма или мультфильма. Сначала для этого вам, возможно, потребуется закрывать на некоторое время глаза, но после небольшой тренировки вы научитесь видеть картинки с открытыми глазами.

Правило №3. Преувеличивайте ваши ассоциации.
Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле. Так, когда вам надо запомнить слово "масло", представьте себе огромную пачку масла, величиной с жилой дом; если же вы запоминаете слово "свет", то представьте ослепительно-яркий свет. А вот огромного слона в своем воображении можно приплюснуть, он станет необычным и смешным, и, следовательно, запомнится лучше.

Правило №4. Ваши ассоциации должны двигаться.
Запоминание будет еще эффективнее, если, объединяя предметы, вы заставите их двигаться, то есть совершать какие-нибудь действия. Движение поможет вам ярче и живее представить сюжет. Создавая связи между предметами заставляйте их падать, гореть, разбиваться, летать, проваливаться, взрываться, подскакивать и т.п.

Постарайтесь избегать в своих сюжетах глагола "был", используйте более яркие глаголы. И чем нагляднее действие, посредством которого осуществляется переход от одного слова к другому, тем лучше результат запоминания. При усвоении длинного списка старайтесь, чтобы каждый его элемент становился как бы действующим лицом, то есть совершал действие сам, а не был только объектом воздействия предыдущего элемента списка.

*** Упражнение 3.

Теперь, когда вы знакомы уже со всеми правилами составления ассоциаций, самое время потренироваться еще. Хорошо, если при составлении ассоциаций вы будете помнить про все 4 правила. Свяжите при помощи метода ассоциаций слова:

ПИДЖАК и УХО
ЛАМПОЧКА и ВЕНТИЛЯТОР
МЯЧ и КОТЛЕТА
САЛЮТ и ГРИБ
КРАСКА и СТЮАРДЕССА
БИНОКЛЬ и МОЧАЛКА
РАДИО и АНТЕННА
ВЕЛОСИПЕД и МЕЛ

Если у вас возникли трудности при создании связей между словами, обратитесь за помощью к вашим знакомым, а еще лучше - к детям, ведь они мастера фантазировать. Послушайте, какие связи придумают они, и постепенно вы научитесь быстро создавать необычные ассоциации, главное побольше фантазии и воображения.

Кстати, напомню, что умение связывать между собой самые разнообразные слова полезно не только для развития памяти, но и для развития творческих способностей. Поэтому не пожалейте времени и уделите этому занятию побольше внимания.

Знаменитый итальянский детский писатель Джанни Родари не только создал на базе этого весьма невинного занятия целую методику развития творческих способностей у детей, но и придумал ей замечательное название - "бином фантазии". В его книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй" вы найдете не только множество примеров того, как из двух, казалось бы, несовместимых слов рождается удивительная история, но и конкретные методы соединения этих различных слов, то есть методы нахождения той самой связи между словами, на поиски которой вы, быть может, уже потратили уйму времени.

Однако мало знать, как можно выстроить связь между понятиями или предметами, обозначенными словами, необходимо приобрести в этом полезном деле практический опыт. Вы можете заняться этим когда угодно, в любую свободную от умственной деятельности минуту: дома, в транспорте, в очереди и т.п. В течение дня у нас всегда есть минуты, которые мы тратим впустую, так лучше использовать их для пользы дела. Например, почему бы вам не попробовать придумать связи между двумя произвольными предметами, которые вам попались по дороге от кровати до ванной?

На следующий день попробовать снова связать их же, но на сей раз другим способом. А потом, быть может, удастся придумать и третий, и четвертый вариант связи. Или можете выбрать два других предмета. Все равно у вас эти секунды ничем не заняты. Почему бы не сделать зарядку для ума, вы же не станете оспаривать тот факт, что она менее необходима, чем зарядка для тела. Вы можете выполнять такую зарядку для ума и в момент, когда ждете, что вот-вот закипит кофе, и когда ваш партнер немного опаздывает на встречу.

Ну а теперь самое время проверить, насколько хорошие связи между словами вы создали в Упражнении №3. Не подглядывая в задание (лучше закройте его листком бумаги), постарайтесь воспроизвести второе слово в паре:

Лампочка -
Пиджак -
Котлета -
Велосипед -

Гриб -
Бинокль -
Краска -
Антенна -

Ассоциацией обычно называют связь,
возникающую в сознании человека
между какими-либо фактами,
событиями, свойствами, явлениями,
которые отражаются в сознании
человека и существуют в его памяти.
В основе механизма возникновения
ассоциаций лежат человеческие
рефлексы и работа подсознания.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор

Метод применяется для поиска
решений и генерации идей в любой
области. Он помогает исследователю
найти подсказки для решения задачи с
помощью различных ассоциаций.
Суть метода состоит в построении
длинных цепочек – гирлянд, в которые
входят случайные элементы и
ассоциации к ним.

Этапы

Этап 1. Подбор фокального объекта и
синонимов к нему. На первом этапе
необходимо обозначить основной
объект, для которого требуется найти
креативное решение. Определив
такой элемент, нужно подобрать к
нему несколько синонимов.

Этап 2. Подбор случайных
объектов. На этом этапе требуется
подобрать вспомогательные элементы,
которые помогут в поиске решения
задачи. Эти объекты подбираются
случайным образом и не имеют
никакой связи с основным.

Этап 3. Установление логической
связи фокального объекта со
вспомогательными. После того как
основной и вспомогательные объекты
подобраны, нужно установить между
ними логическую ассоциативную связь

Этап 4. Выбор характеристик и свойств
случайных объектов. На этом этапе
необходимо по очереди брать каждый
вспомогательный объект и подбирать к
нему характеристики, в соответствии с
его свойствами. Основной объект здесь
не участвует, то есть характеристики
нужно подбирать, не обращая
внимания на него.

Этап 5. Связывание характеристик
вспомогательных объектов с
основным. Теперь нужно
проанализировать найденные свойства
и характеристики элементов и
отобрать те, которые можно применить
к фокальному объекту.

Этап 6. Определение наиболее
подходящих вариантов и выбор
наилучшего. На последнем этапе
работы остается только
проанализировать те варианты, которые
оказались наиболее подходящими для
решения стоящей перед
исследователями задачи, и выбрать
лучший из них

Пример

Чтобы продемонстрировать метод гирлянд
ассоциаций поставим решить задачу
расширения ассортимента часового завода
и возьмем для модернизации такой
объект как часы.
1. На первом шаге мы получим гирлянду
синонимов слова часы: часы - будильник секундомер - хронометр.
2. На втором шаге выберем пять случайных
объектов, например: кассета,
подснежник, транспарант, постель, войлок.

3. На третьем шаге получаем следующую
комбинацию синонимов и случайных
объектов: часы с кассетой, часы с
подснежником, часы на транспаранте, часы
в
постели, часы в войлоке, будильник с
кассетой, будильник для постели, будильник с
войлоком, секундомер с кассетой и т.д.
4. На четвертом шаге получим таблицу
случайных объектов и их признаков:
CЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ / ПРИЗНАКИ
Кассета: Пластмассовая,хрупкая,музыкальная
Подснежник:Голубой, маленький, пахучий.
Транспарант:Большой, тяжелый, красочный
Постель: Чистая, мягкая, теплая, широкая
Войлок: Плотный, колючий, теплый.

5. Комбинируя модернизируемый предмет
и его синоним с признаками случайных
объектов получаем: пластмассовые часы,
хрупкий будильник, голубые часы,
музыкальные часы, маленькие часы,
будильник с запахом, большие часы,
тяжелый
будильник, красочный секундомер, чистые
часы, мягкий будильник, теплые часы,
широкий секундомер, теплый секундомер,
плотные часы, колючий будильник и т.д.
6. На данном шаге будем генерировать
гирлянды свободных ассоциаций, основой
которых будут признаки случайных объектов:

ПРИЗНАК / Собственно гирлянда
ассоциаций:
Пластмассовый Пластмасса - ручка бумага – огонь
Хрупкий Стекло - стакан - вода – дождь
Голубой Небо - солнце - лето – жара
Пахучий Духи - женщины - цветы – весна
Тяжелый Гиря - спорт - соревнования призы
Красочный Журнал - компьютер - дискеты программы

Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы
модернизируемого предмета
получим следующие комбинации: часы в ручке,
огненные часы, стеклянные часы,
водные часы, солнечные часы, часы в духах,
женские часы, цветные часы,
спортивные часы, призовые часы, стеклянный
будильник, водный будильник,
призовой будильник, водный секундомер,
компьютерный секундомер.
8. На данном шаге мы решаем не продолжать
процесс генерирования идей, т.к. их
уже достаточно.
9. Выбирая из множества идей только
рациональные и отсеивая те решения, которые
уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой,
часы с музыкой, женские часы,
подводные часы, спортивные часы, часы в ручке и
т.д.), получим следующие
комбинации:

Будильник с запахом, часы в духах,
солнечные часы, теплые часы, стеклянные
часы,
призовые часы, компьютерный
секундомер.
10. На последнем этапе выбор решений
производит заказчик,но никто не скажет
точно, какое из предложенных решений
сделает блестящую карьеру.

В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия, возникающие при этом ассоциации и метафоры.

Например, ассоциации к слову "лед": стекло (хрупкое, прозрачное, скользкое и т.д.), снег (лед - производное от снега, если последний полить водой на морозе), масло (тает как и лед). Далее - следующая ассоциация: масло - нож - узкое лезвие! Может быть еще цепочка ассоциаций: стекло - стеклорез (надлом) -опять хрупкость. Еще один вариант: лед - мокрый замерзший снег - тает под солнцем - абсолютно черное тело - вода - водяная подушка. Может быть и такой вариант: лед звенит - звон - звук - ультразвук (использование ультразвука). В этих примерах ассоциаций объектом является лед, а что если сделать объектом изменений корабль 1 .

Как видно из примера, для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры. Например: бинарные метафоры-аналоги(«под дугой колокольчик поет», «подковы бровей»); метафоры-катахрезы,содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат»); метафоры-загадки(«полная горница людей» - огурец). Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

Правила реализации метода предусматривают свою специфику как для организаторов, так и для участников (см. рис. 13.5. на котором приведены параметры метода ассоциаций).

Аналогии для озарения

    Прямые (например, аналогии с биологическими системами)

    Личные (отождествление себя с объектом исследования)

Трудности

    Целесообразно выполнять вслед за мозговым штурмом

    В состав группы должны входить представители творческих профессий

    Требование максимальной комфортности психологической обстановки

    Необходимость специального психологического образования для ведущего

Этапы сессии синекторов

    Целеполагание

    Дискуссия

    Анализ и отбор идей

    Подведение итогов

Метод мозговой атаки

Аналогии для озарения

    Символические (поэтические метафоры и сравнения)

    Фантастические (формирование образа не существующего, но желаемого)

Рис. 13.4. Факторы реализации метода синектики

Ассоциации

Вторичные смысловые оттенки

Семантические аналогии

Принципы

    Свободные ассоциации

    Антиконформизм

    Отсроченный критический анализ

Метафоры

    Бинарные метафоры-аналоги

    Метафоры-катахрезы

    Метафоры-загадки

Интерактивные технологии

По взаимодействию

Не бояться высказывать все, что связано с зарождающейся идеей

Систематизация идей осуществляется после окончания процесса

Самая конструктивная идея отбирается по результатам анализа

Для организаторов

В начале несколько раз переформулировать проблему

Предлагать исходное слово для неожиданных ассоциаций

В темпе менять слова и понятия ассоциативной цепочки

Рис. 13.5. Параметры метода ассоциаций

ОглавлениеОглавление 1. Из истории метода. Из истории методаИз истории метода 2. Метод ассоциаций. Метод ассоциацийМетод ассоциаций 3. Пример. Пример 4. Суть метода. Шаг 1. Суть метода. Шаг 1Суть метода. Шаг 1 5. Шаг 2. Выбор случайных объектов. Шаг 2Шаг 2 6. Шаг 3. Составление комбинаций. Шаг 3Шаг 3 7. Шаг 4. Перечень признаков случайных объектов. Шаг 4Шаг 4 8. Шаг 5. Генерирование идей. Шаг 5Шаг 5 9. Шаг 6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Шаг 6Шаг Требования к цепочкам ассоциаций. Требования к цепочкам ассоциацийТребования к цепочкам ассоциаций 11. Пример создания гирлянд. Пример создания гирляндПример создания гирлянд 12. Шаг 7. Генерирование новых идей. Шаг 7Шаг Шаг 8, 9. Выбор альтернатив. Отбор рациональных. Шаг 8, 9Шаг 8, Шаг 10. Отбор оптимального варианта. Шаг 10Шаг 10 Метод поиска решений изобретательских задач


Его автор – Генрих Язепович Буш. Он долгие годы трудился в Риге, разрабатывая методы и приемы осознанно-логического и интуитивно-практического поиска решений изобретательских задач. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций (ГСиА) является развитием метода фокальных объектов. Из истории разработки метода Г. Буш поставил перед собой цель: предложить ключ для решения задач при дефиците информации Генрих Язепович Буш


Этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя посредством. От метода фокальных объектов отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со. Этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя посредством ассоциаций. От метода фокальных объектов отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий ещё достигает- ся использованием объекта. Расширение сочетаний понятий ещё достигает- ся использованием синонимов объекта. Метод ассоциаций КПК Ноутбук Сенсорный компьютер Пример: гирлянды синонимов ПК




Суть метода на примере, приведенном автором: Определение объекта. Определение синонимов объекта. Гирлянда синонимов: стул – кресло – табурет – пуф – скамейка. Объектом избран СТУЛ, чтобы предложить новые модификации мебельщикам. Решаем задачу по шагам. Шаг 1 Шаг 1




Составление комбинаций по 1-м шагам Объединяют каждый рассматриваемый объект с каждым случайным (мы сократили). Например: Шаг 3 Шаг 3 стул с электролампочкой, стул с электролампочкой, решетчатый стул, решетчатый стул, стул с карманом, стул с карманом, стул для пляжа, стул для пляжа, электрическое кресло, электрическое кресло, табуретка для цветов и т.д. табуретка для цветов и т.д.


Наименование Признаки случайных объектов Электро- лампочка Стеклянная, свето- и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, с цоколем, с электроконтактами, матовая, цветная. Решетка Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми \ ячейками из разных по материалу элементов. Карман Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного фонаря, радиоприемника. Кольцо Металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сплошное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна, для птиц. Цветок Одноцветный, многоцветный, душистый, чашеобразный, пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный, самораскрываюшийся, полевой, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметричный, лекарственный, волосистый. Пляж Морской, речной, солнечный, песчаный, галечный, гладкий, бугристый, узкий, широкий, длинный. Составляем перечень признаков случайных объектов Шаг 4


Генерирование идей путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Если взять только признаки электролампочки, можно получить: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный пуф и т.д. Генерирование идей Шаг 5 Шаг 5




Требования к цепочкам ассоциаций Надо, чтобы цепочка рождаемых ассоциаций развивалась с учетом чередования объекта и его характеристики и учитывала не только технические, но и эргономические, психологические, эстетические и др. функции объекта. Ассоциации – это взаимосвязи предметов и явлений деятельности, отраженные в сознании человека.


Пример создания гирлянд Рассуждаем. Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово «стеклянная»? Может, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курорте на юге и т.д. Цепочка может быть огромной: и т.д. Если брать другие объекты и признаки (а их около 100) и считать гирлянды по 40 элементов, то уже будет 4000 элементов! Рассуждаем. Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово «стеклянная»? Может, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курорте на юге и т.д. Цепочка может быть огромной: стекло – волокно – вязание – бабушка – ревматизм – курорт – юг и т.д. Если брать другие объекты и признаки (а их около 100) и считать гирлянды по 40 элементов, то уже будет 4000 элементов!


К элементам гирлянды синонимов объекта поочередно присоединяют элементы гирлянд ассоциаций. Стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, табуретка для бабушки, кресло для лечения радикулита, кресло от жары (или создающее жару) и т.д. Могут получаться сочетания, лишенные рационального содержания. Генерирование новых идей Шаг 7 Шаг 7


Принимается решение: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных идей? Выбор альтернативы Здесь несколько этапов: - отбрасывание явно нерациональных вариантов; - отбор наиболее оригинальных вариантов сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; - определение приемлемых вариантов. Здесь несколько этапов: - отбрасывание явно нерациональных вариантов; - отбор наиболее оригинальных вариантов сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; - определение приемлемых вариантов. Оценка и отбор рациональных вариантов Шаг 8 Шаг 8 Шаг 9 Шаг 9



Метод гирлянд ассоциаций

Метод гирлянд ассоциаций используется, когда цель проектирования определяет единственный признак объекта - новизну. Для этого объекту подбираются синонимы (если это возможно), а затем случайным образом называют объекты и составляют комбинации из тех и других. Каждую пару объектов дополняют тем или иным признаком случайного объекта или ассоциациями, которые они вызывают. Основной смысл заключается в том, чтобы «расшатать» устоявшееся представление об объекте. Конечно же подавляющее большинство комбинаций - объект (синоним), признаки и ассоциации - окажутся абсурдными. Однако на практике 10- 15 % комбинаций составляют интересные идеи.

Метод мозговой атаки или метод коллективной экспертной оценки

Метод мозговой атаки или метод коллективной экспертной оценки основан на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы и регламентированный определенными правилами.

Эти правила включают в себя следующие положения: запрещается оценка выдвигаемых идей, ограничивается время одного выступления, допускаются многократные выступления одного участника, приоритет выступления имеет эксперт, развивающий идею, обязательно фиксируются все высказанные идеи, оценка выдвинутых идей осуществляется на последних этапах.

Целью использования этого метода является повышение активности разработчиков новых решений в коллективном режиме работы путем устранения влияния отрицательных эмоций на продуктивность работы. Метод генерации идей прост в освоении, поэтому целесообразно его включение в арсенал методов, используемых разработчиками новых технических решений.

Сущность метода заключается в организации информационной творческой группы, которая на первом, главном, этапе «генерирует» новые идеи и их воплощение. Члены группы равноправны в высказывании позитивных соображений, отрицательные суждения на первом этапе запрещены. Как показывает опыт, отмена отрицательных суждений в процесс «генерации» нового позволяет во много раз повысить эффективность процесса прогнозирования, снять психологические ограничения на процесс творчества и повысить продуктивность работы в целом. Определенную роль в повышении эффективности работы творческой группы при использовании метода мозговой атаки играет взаимное стимулирующее влияние членов группы в режиме активной творческой деятельности. Одним из решающих достоинств этого метода является отсутствие какого-либо давления со стороны формального (административного) или неформального лидера группы.

Метод мозговой атаки рекомендуется применять при решении таких проблем, которые сформулированы достаточно просто и ясно для всех участников группы и может быть использован на любых этапах прогнозирования и разработки новых технических решений.

Подготовительная работа перед практическим применением этого метода заключается в формализации проблемы разработки нового технического решения путем построения «дерева целей, задач, мероприятий», т.е. графа, в котором указываются основная цель разработки нового технического решения, все подцели, задачи, способствующие его реализации.

Метод мозговой атаки реализуется в несколько этапов.

На первом этапе производится выбор лидера будущей неформальной группы экспертов. Следует иметь в виду, что руководство группой экспертов опытным, квалифицированным специалистом повышает эффективность работы группы, а генерация новых идей становится управляемой и целенаправленной.

Лидер группы должен быть знаком с особенностями поведения людей повышенной творческой активности Важно, чтобы лидер знал о критериях, по которым определяется степень творческой активности (стремление доминировать, энтузиазм, интеллигентность, эмоциональность, разделенность эмоциональной и интеллектуальной жизни, стремление к моральному удовлетворению от выполненной работы, стремление совершенствовать профессиональную квалификацию и пр.). Практика показала высокую степень корреляции между упомянутыми характеристиками и степенью творческой активности.

Использование этих критериев позволяет лидеру подходить к выбору членов группы с научной точки зрения.

Вторым этапом реализации метода является формирование группы экспертов. Одним из первых критериев выбора членов группы должны быть профессиональная квалификация и прогрессивность мышления специалистов при общей благожелательности отношений среди членов группы. В состав группы подбираются люди, склонные к «генерации», а не критике.

В группу должны подбираться специалисты с повышенной творческой активностью, умеющие видеть системные связи и взаимозависимости при недостатке информации. Довольно важным фактором является быстрота мышления, чтобы успевать обдумывать высказанные идеи и предложения во время работы группы. Чем выше интеллект специалиста, определяемый, в частности, уровнем развития памяти, тем более продуктивным участником творческой группы он будет.

Целесообразно включать в состав групп специалистов по тем вопросам, которые необходимо учесть при разработке нового технического решения. Например, конструкторам следует включать в состав групп экономистов, технологов, материаловедов и др. Основным принципом совместной работы таких групп является то, что критике не подвергаются никакие высказывания членов группы, независимо от того, к рабочим или нерабочим вопросам они относятся.

Третий этап. Руководитель собирает группу специалистов, как правило, не более 10 человек, и ставит перед ними задачу поиска технических решений, удовлетворяющих определенным признакам. Каждый участник сеанса мозговой атаки может высказать любые идеи. Анализ и критика их во время сеанса не допускаются. Основной девиз - чем больше идей - тем лучше. Если в ходе сеанса, по мнению руководителя, высказано мало идей, то он может быть повторен с тем же или другим составом специалистов. Все высказывания стенографируются или записываются на магнитную ленту.

Продолжительность работы группы и частота совещаний во многом определяют их эффективность. Оптимальная продолжительность совместной творческой деятельности большого числа участников составляет всего 40-45 мин.

У большинства людей физиологическая граница усталости при совместной работе равна часу. Поэтому спустя 40-50 минут у участников совещания ослабляется внимание и дальше продолжать мозговую атаку нет смысла. Практика показала, что если продолжать сеанс без перерыва два часа, то более 90 % участников сеанса согласны на любое решение, лишь бы побыстрее закончить сеанс.

Четвертым этапом реализации метода мозговой атаки является критика высказанных идей, которая может исходить от той же группы экспертов, которая генерировала идеи, ил от другой группы. Совокупность этапов генерации идей и их критики называется методом деструктивной отнесенной оценки, реализуемый посредством двух сессий, организуемых через определенное время.

С точки зрения величины эмоционального возбуждения требования к участникам процессов мозговой атаки и процесса критики полярно различны.

Для коллективной генерации идей необходим более высокий уровень эмоционального возбуждения, при условии подготовленности к продуктивной работе в творческом коллективе.

Для всесторонней критики высказанных предложений необходима спокойная атмосфера. Этот вид умственной деятельности требует пониженного уровня эмоционального возбуждения.

В том случае, если критику идей будут осуществлять те же люди, что и генерацию, целесообразно между двумя этими этапами сделать продолжительный перерыв во время которого, специалисты переключаются на решение других задач. Указанное соображение справедливо и для индивидуальных работ по поиску новых технических решений.

Возможен обратный режим использования метод мозговой атаки, когда вначале группа работает в режиме критики известных решений, а затем в режиме генерации идей, т.е. ставится цель разработки нового технического решения, и с точки зрения этой цели выявляются недостатки известных технических решений и возможность их видоизменения в заданном направлении.

Затем осуществляется генерация идей с последующей обязательной их оценкой.

При реализации метода мозговой атаки на определенном этапе прекращается генерация новых идей и принимается одна из идей для детальной проработки. Существенна при этом роль лидера группы.

Одним из возможных вариантов работы творческой группы является постепенный переход от общих соображений к частным. Этот переход осуществляется тогда, когда члены группы считают, что генерация на более высоком уровне закончена. Такой подход совпадает с концепцией осуществления метода функционального анализа.

Просмотров