Важные факторы влияющие на развитие ребенка. Социальные факторы развития детей на разных этапах онтогенеза. Мифы о развитии дошкольника

Введение

Стремительно меняется жизнь вокруг нас, неизменно одно – люди продолжают любить, рожать и воспитывать детей. Рождение человека было и будет всегда чудом, самым удивительным и прекрасным событием в жизни каждой семьи.

Актуальность выбранной темы вытекает из фактора нестабильности: экономической, политической, ценностной. К сожалению, сегодня негативное влияние нестабильной ситуации в основном лишь декларируется, т.е. обсуждается в средствах массовой информации, но практически отсутствует серьезное научное изучение механизма этого влияния, а главное – его последствий. Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных психотравмирующих условий необходимо выделить быстроту изменений социальной ситуации развития человека.

Помимо факторов, негативно влияющих на детское развитие, некоторые исследователи обсуждают кризисность современного детства. Как пишет И.Д. Фрумин, сегодняшние дети отличаются от детей, о которых писали Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. Изменились формы внешней активности ребенка, сказывается и кризис, испытываемый современной семьей. И, конечно, детство становится другим, благодаря повсеместному внедрению раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов и, как убедительно доказывают физиологи, является фактором риска нарушения здоровья детей. В целом для современных условий характерно широко масштабная социальная депривация, т.е. лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. И безусловно, социальная депривация приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному. Поэтому можно утверждать, что в современных условиях здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов. Соответственно целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Факторы риска нарушения психологического здоровья: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Здоровье будущего ребенка целиком и полностью зависит от здоровья родителей, поэтому очень важно планирование беременности, проведение обследования обоих родителей желательно до зачатия младенца.

Часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью. Как мать будет воспитывать своего ребенка, какими стереотипными установками пользоваться, когда и в какое учреждение отдаст своего малыша – от этих компонентов зависит будущая жизнь ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.


1. Планирование ребенка, как предупреждающий фактор благополучного развития личности

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В психологической литературе много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития человека.

В 1971–74 гг. в Праге подвергалась исследованию группа из 220 детей, родившихся в 1961–63 гг. на основании достоверно нежелательных случаев беременности. Попарно с ними соотносилась группа контрольных детей. Критерием при этом были возраст и пол ребенка, далее, дети посещали тот же самый класс. Возраст матерей и отцов приблизительно был схож, причем эти родители занимали сходное социально-экономическое положение.

Хотя статистическая значимость сравнительно невыразительна, однако различия все же существуют и свидетельствуют о фактах вполне определенным образом. Что касается биологического вступления в жизнь (беременность, роды, масса тела при родах), то нежеланные дети не отличаются от положительно или хотя бы нейтрально принимаемых детей. У этих детей был, однако, существенно более короткий период кормления грудью, они чаще становились объектом врачебной помощи и отличались тенденцией к менее гармоничному физическому развитию (т.е. к несоответствующей полноте).

Матери усматривали у своих «нежеланных» детей в дошкольном возрасте и в период обследования менее благоприятные личностные свойства. Также учителя, сравнивая их с контрольными одноклассниками, давали менее благоприятную оценку, а сами одноклассники (при социометрическом обследовании) значительно чаще отвергали их как друзей, оценивая их поведение в коллективе в качестве менее приемлемого. Что касается уровня умственного развития, то между группами не отмечалось никаких различий. Что касается школьной успеваемости и способности приспосабливаться к фрустрационным ситуациям, то «нежеланные» дети явно отставали от контрольных детей. Различия между детьми, выявлялись у мальчиков более четко, чем у девочек – по заболеваемости, школьной успеваемости, оценке личных свойств матерями, учителями и одноклассниками.

Независимые наблюдатели также считали, что у «нежеланных» мальчиков интеллект ниже, чем у девочек.

Выяснилось также, что простая сумма неблагоприятных признаков в развитии личности «нежеланных» детей весьма значимо превышает сумму подобных признаков у детей контрольной группы. Это значит, что «нежеланных» детей характеризует не несколько выраженных отклонений, а десятки мелких признаков плохого адаптирования, которые затем сдвигают данную группу как целое в социально невыгодном направлении. Клиническую картину таких отклонений можно назвать, скорее всего, картиной психической «супердепривацией», которая при благоприятных условиях, в последующем развитии не должна обязательно проявляться отрицательным образом. Несомненно при неблагоприятных условиях она может принести пострадавшему индивиду в будущем серьезные жизненные осложнения.

Предупреждение нежелательной беременности отличается, следовательно, далеко идущим как психологическим, так и общественным значением.

Обследования в педопсихиатрических и педагогическо-психологических консультациях показали, что дети, родившиеся после нежелательной беременности, значительно чаще входят в контакт с данной службой и что их проблемы там принимаются в качестве более серьезных. Различия в школьной успеваемости – при условии одинакового интеллектуального развития – с переходом в высшие классы школы становятся более выраженными скорее не в пользу «нежеланных» детей. Значительно чаще эти дети оцениваются своими матерями и учителями как менее добросовестные, однако более импульсивные, как менее послушные, а также хуже приспосабливающиеся в детском коллективе. Сами «нежеланные» дети в тестах семейных связей усматривают существенно менее положительной заинтересованности со стороны своих матерей чем контрольные дети. Они отмечают также значительно меньше директивности и больше несистематичности. В то время как в контрольных семьях отмечается значительно высокая корреляция воспитывающего поведения матери и отца в отношении ребенка, в семьях с «нежеланным» ребенком данная корреляция весьма низка. Последнее означает, что в таких семьях дети воспринимают поведение своих родителей чаще как отмечающееся несогласиями или противоречиями.

Подобно результатам первоначального обследования многие установленные данные свидетельствуют о том, что ситуация нежеланных мальчиков более затруднительна, чем ситуация девочек. Например, нежеланные мальчики чаще предполагают, что с течением времени отношение к ним их матерей начинает, скорее, ухудшаться. Менее часто они воспринимают мать как наиболее значительное лицо своего детства. В отличие от данных, устанавливаемых у контрольных детей, они считают, что их характер больше похож на отцовский, чем на материнский. Брак своих родителей они чаще расценивают как несчастливый.

Хотя с течением времени в большинстве случаев наступает, по-видимому, далеко идущее компенсирование, которое занимает первоначально совершенно отрицательные позиции к существованию данного ребенка, однако сам факт, что различия все-таки имеются, причем со временем они скорее возрастают, свидетельствуют о том, что «нежелательность беременности» безусловно не представляет фактора, которым можно было бы в жизни ребенка пренебречь. Картина психической субдепривации, как она была показана выше, остается и далее сохранной.

Возникает вопрос: будут ли отмеченные отклонения в развитии личности нежеланных детей отражаться на сексуальном поведении, отношениях партнеров и, наконец, также на родительских позициях. Можно обсуждать гипотезу, что данная субдепривация также будет отличаться тенденцией передавать свои неблагоприятные последствия дальнейшему поколению, как это, кстати, можно отметить и в случае других психо-патологических единиц.

В отечественной психологии в последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией (Баженова О.В., Баз Л.Л., Брутман В.И.), психофизиологией (Батуев А.С., Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В.), психологией материнства (Радионова М.С., Филиппова Г.Г.), психотерапевтическими (Коваленко Н.П., Скобло Г.В., Шмурак Ю.И.) и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. Выделено более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающие историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка.

Исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные закономерностям развития ребенка дошкольного возраста позволили выделить факторы, обуславливающие течение и результаты данного процесса: наследственность, среда и воспитание.

Фактор – движущая сила, причина какого либо процесса. Развитие личности – качественное изменение ее свойств, переход от одного качественного состояния к другому в процессе социализации личности. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, ребенок в процессе социализации вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.

Необходимо отметить, что без участия взрослого человека развития ребенка невозможно. Взрослый (семья, педагоги, окружающие) выступает посредником в процессе социализации ребенка.

Движущими силами формирования личности являются возникающие в процессе воспитания противоречия биологических (наследственность) и социальных (среда) закономерностей.

Движущая сила развития личности имеет следующие противоречия:

1. Между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения.

2. Между возросшими духовными и физическими возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности.

Основные факторы, влияющие на развитие личности дошкольника.

1. Наследственность – передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, обеспечивающие наследственную программу развития человека.

Основные наследственные свойства:

а) анатомо-физиологические особенности человеческого организма;

б) задатки речи, мышления, прямохождение;

в) цвет кожи, глаз и волос; телосложение;

г) тип нервной системы.

2. Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле:

а) в широком смысле «среда» – природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни;

б) в узком смысле «среда» – непосредственное предметное и человеческое окружение ребенка.

3. Воспитание (всегда носит целенаправленный и организованный характер). Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности, которая является залогом формирования различных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной.

Возрастная периодизация

Полная возрастная периодизация включает в себя всю человеческую жизнь с ее характерными стадиями.

Рассматриваются различные подходы ученых к возрастной периодизация дошкольников.

П.П. Блонский. Основа периодизации – периоды смены зубов, что связано с умственным развитием ребенка и с процессом его социализации.

Л.С. Выготский. Основа периодизации – теория свободного возраста и кризисов развития:

– новорожденность;

– младенчество;

– ранний возраст;

– дошкольный возраст.

Д.Б. Эльконин. Основа периодизации – смена ведущего вида детской деятельности. Появление деятельности связано с определенным уровнем психического развития ребенка и его возможностями. Виды деятельности сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. Данная теория дополняет теорию Л.С. Выготского.

Сензитивный период – период, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий и др.).

Виды периодизации, принятые современной наукой

1. Психологическая периодизация:

– пренатальный период;

– период новорожденности (до 6 недель жизни);

– грудной период (до года);

– ползунковый возраст (1-3 года);

– дошкольный период (от 3 лет и до поступления в школу);

– школьный возраст (6-11 лет);

– пубертантный период (11-15 лет);

– юношеский период (15-20 лет).

2. Педагогическая периодизация:

– младенчество (первый год жизни);

– ранний возраст (от 1 года до 3 лет);

– дошкольный возраст (от 3 до 7 лет):

– младший дошкольный возраст (3-4 года)

– средний дошкольный возраст (4-5 лет)

– старший дошкольный возраст (5 лет - до школы).

– младший школьный возраст (с момента поступления в школу до перехода ребенка в среднее звено – 5 класс);

– средний школьный возраст (с момента перехода в среднее звено и до 15 лет);

– старший школьный возраст (15-18 лет).

Основные педагогические характеристики младенчества:

1. Действия с предметами – основа познавательного развития.

2. Совершенствование нервной системы.

3. Увеличение массы тела и роста.

4. Возрастание двигательной активности.

5. Формирование механизмов речи.

6. Овладение умениями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действовать.

Основные педагогические характеристики периода раннего возраста (1-3 года):

1. Речь становится ведущим фактором становление личности.

2. Усвоение ребенком в процессе общения и разнообразных видов деятельности моральных норм и социального опыта.

3. Появление первых признаков самостоятельности в поведении и действиях.

4. Усвоение ребенком основных способов использования предметов – развитие предметной деятельности.

5. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры развиваются восприятие, мышление, память и др.

6. Сенсорное развитие через ощущение и восприятие.

7. Тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития.

8. Ведущий вид деятельности раннего возраста – предметная деятельность, в процессе которого происходит усвоение общественно выработанных способов употребления предметов.

Основные педагогические характеристики периода

дошкольного возраста (от 3 лет до момента поступления в школу)

1. Формирование логического мышления, появление элементов абстрактных рассуждений.

2. Начало всестороннего развития и формирования личности.

3. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления.

4. Игра по-прежнему лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей ребенка, реализации замыслов, желаний и стремлений.

5. Деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышлений и речи приводят к формированию чувственного этапа познаний мира.

6. Формирование произвольности – в игре, рисовании, конструировании и др.

7. Происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции, активно формируется костно-мышечная система, повышается двигательная активность.

Ведущий вид деятельности дошкольного возраста – игровая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.

К 6-7 годам ребенок владеет навыками сюжетно-ролевой игры, использует народные и дидактические игры, в рисунке отображает людей, бытовые сюжеты, картины природы, по собственному замыслу создает конструкции из разных материалов, владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни, стремится быть причастным к труду взрослых, инициативен в общении со взрослыми и сверстниками, свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, умеет грамматически правильно строить сложные предложения, имеет элементарные представления о языковой действительности (звук, слово, предложение) и высокий уровень познавательного развития, у него развито самосознание, он проявляет интерес к практическому экспериментированию, обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению, инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий, умеет преодолевать трудности и т.д. У ребенка формируется готовность к систематическому обучению в школе, т.е. ведущей становится учебная деятельность, характеризующая систематическим и целенаправленным усвоением знаний, умений и навыков.

Проблеме развития и воспитания детей дошкольного возраста посвящены исследования Р.С. Буре, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, В.С. Мухиной, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, Т.А. Репиной и др.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ учитывает возрастные возможности и способности детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.

Вопрос для обсуждения

1. Дайте определение возрастным особенностям человека.

2. Перечислите факторы развития личности дошкольника.

3. Раскройте основные виды периодизации принятые современной наукой.

4. Назовите основные характеристики младенчества и раннего возраста.

Страница 10 из 63

10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.

ЛИЧНОСТЬ - это человек как общественное существо, носитель общественного сознания.

Сущность человека как личности проявляется через те отношения, в которые он вступает с окружающим миром и прежде всего с людьми. Сюда включаются все отношения, которые складываются между людьми (в семье, в коллективе, в повседневном общении и т.д.) Таким образом, понятие "личность" характеризует человека как общественное существо, связанное с усвоением того разнообразного духовного опыта, который накоплен в обществе. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности.

РАЗВИТИЕ - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Человек в течение своей жизни развивается в нескольких отношениях:

Физическое развитие - изменение роста, веса, объема человеческого тела;

Физиологическое развитие - изменение физиологических процессов (например, половое созревание);

Психическое развитие - это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;

Социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает человек на протяжении своей жизни Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Например, противоречие между требованиями общества и актуальным уровнем развития ребенка, противоречие между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения, противоречие между стремлением ребенка к самостоятельности и его потребностью в помощи взрослых, противоречие между целенаправленными воздействиями и стихийными влияниями социальной среды и др. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности

Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда и воспитание.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении

СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки:

Анатомо-физиологическую структуру биологического вида "человек разумный" (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т.д.);

Безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.);

Физические особенности (особенности телосложения, черты лица, цвет волос, кожи, глаз и т.п.);

Функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.);

Аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, псих. заболевания и др.);

Особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);

Задатки.

Материальными носителями наследственности являются гены (генотип).

Однако этот наследственный багаж является лишь необходимым. но недостаточным условием, потенциальной возможностью, предпосылкой для последующего развития человека. Значительная роль здесь отводится социальной среде и воспитанию.

Среду обитания можно подразделить на природную (географическую) и социальную. В понятие природной среды входят: климат ресурса, ландшафт и др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макросреду и микросреду. Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально-экономические, политические, морально-правовые условия жизни. Термином "микросреда" обозначается ближайшее окружение человека. Сода можно отнести материально-бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом. Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только "живя в обществе, человек может сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, Руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.

Статья «Социальные факторы развития ребенка»


Гурьянова Екатерина Петровна, воспитатель Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад комбинированного вида №11 «Шатлык» Мензелинского муниципального района РТ
Назначение материала: данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Представленный материал станет полезным для воспитателей детского сада
Цель: распространить педагогический опыт среди воспитателей детских садов.
Задача: раскрыть значимость социального фактора в развитии детей дошкольного возраста.
Наряду с биологическим фактором, имеется ещё один немало важный фактор, социальный фактор. Для того чтобы стать человеком обладать биологическим фактором недостаточно.
В современном мире известны многие случаи, когда ребенок проходил своё развитие среди обитателей животных. К сожаленью, попадая в человеческое окружение, такие дети становятся чужаками.
Развитие биологического представителя в социальном окружении происходит в процессе социализации. Человек в своём развитии попадает в различные типы социальных групп.


Социализация - это глубокий процесс получение индивидом определенных навыков, которые необходимы для выживания человека в окружающей среде.
Процесс социализации долгий и ёмкий процесс, проходящий на протяжении всей жизни человека. Первая социализация происходит в семье.
Один из известных психологов процесс социализации сравнивал со строительством некого объекта. Он считал, что ранний возраст является первоначальным фундаментом для дальнейшего строительства. От того каким будет фундамент зависит и качество готового объекта.
Известно, что личностью становятся, проходя развитие. Становление личности в своем развитие соприкасается в процессе взаимодействия с социальной средой. Именно в процессе взаимодействия с окружающими личность проявляет себя и свои достоинства и недостатки.
Рассмотрим факторы социализации личности подробно. Первой ступенью микрофактора является семья.
Семья является узким институтом, в которой ребенок получает первоначальные знания, обретает знания, умения которые ему передают его родители. Ребенок, который по неким причинам лишен родителей, с самого детства лишен бесценного обмена, взаимоотношений с близкими.
Микросоциум оказывает глубокое значение для развития ребенка. Под микросоциумом следует рассматривать ближайшее окружение, при котором находится ребенок на протяжении всей жизни. Микросоциум оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности.
Мезофакторы в своем содержание отражают те факторы, которые влияют на развитие личности. Не маловажное значение имеет место нахождения личности, т.е. где он проживает, его место жительства.
В каждом поселение развитие проходит по-разному. В той местности, где инфоструктура развита в ускоренном темпе, развитие протекает в ускоренном темпе. Местность, в которой различные инновации раскрываются в неполном объеме, найдут своё отражение на развитии личности. Развитие будет протекать замедленно.
Средства массовой информации, через которую личность получает информацию из различных источников, таких как радио, телевизор, газеты влияют на мировоззрение человека. За чистую в средствах массовой информации предоставляемая информация, деформированная и человек получает не правильную информацию.

контрольная работа

3. Факторы развития личности

Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.

В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т. д.

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие.

Среда, по мнению И. П. Подласого, -- это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле «среда» -- природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле -- непосредственное предметное окружение ребенка.

В последнее время в дошкольной педагогике все чаще употребляется понятие «развивающая среда» -- совокупность педагогических, психологических, социально-культурных и эстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание, которое всегда носит целенаправленный и организованный характер. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности, ему необходима помощь педагога.

Возможности библиотеки городского методического кабинета в формировании информационной культуры педагога

Человечество вступило в этап истории, одной из главных примет которого являются перемены. Эти перемены коренным образом отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им свойственны: непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению...

Изучение личности ребенка в педагогическом процессе

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор-- движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов)...

Личность как предмет воспитания

В научной философии и педагогике не только глубоко и всесторонне раскрыты те факторы и условия, под влиянием которых формируется личность, но и показаны взаимосвязь и механизмы воздействия этих факторов на ее развитие...

Оптимизация системы образования

Наше министерство с некоторым опозданием обратило внимание на те факторы, под влиянием которых в ближайшее время будет развиваться вся система образования нашей страны, в том числе и высшая школа...

Особенности личности студентов педагогического ВУЗа

Личность -- научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт...

Преимущество и эффективность творческого подхода в обучении

Как уже было сказано выше, педагогическое творчество - это в первую очередь творчество. А к полноценному творчеству способна лишь сформированная личность, осознающая важность своей деятельности. Преподавательская деятельность - не исключение...

Проблемы развития личности в учебной деятельности

Профориентация в социальной работе

Достойная работа дает человеку большие возможности: она позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности...

Развитие личности

“Мы постоянно узнаем о себе что-то новое. Год за годом открывается нечто такое, чего мы раньше не знали. Нам всякий раз кажется, что вот теперь-то нашим открытиям наступил конец, но этого никогда не будет. Мы продолжаем обнаруживать в себе то одно...

Развитие творческих способностей подростков средствами фольклора

Предполагая существование творческой способности как таковой, необходимо проследить процесс ее возникновения и развития. Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей...

Развитие технического мышления учащихся в процессе трудового обучения

Главная функция технического мышления состоит в решении задач. В процессе решения задач формируются необходимые качества технического мышления. Для технологических задач характерны следующие три момента: во-первых, определенная цель...

Развитие человека как научная проблема

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происхо-дит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму...

Развитие, социализация и воспитание личности

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности...

Социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения подростков

Формирование творческой личности через системы досуговой деятельности

Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это значит: воспитание и обучение включают в себя сам процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Задача воспитания и обучения не в том...

Просмотров