Мобилизационную готовность рф оценивает. Российская федерация. Раздел i. общие положения

Федеральный закон «о мобилизации»

от 26.02.1997 М 31- ФЗ

(ред. от 21.03.2002, с изм. от 24.12.2002)

(принят ГД ФС РФ 24.01.1997)

Источник публикации

" Собрание законодательства РФ ", 03.03.1997, N 9, ст. 1014,

" Российская газета ", N 45, 05.03.1997.

Информацию о публикации документов, создающих данную

к этим документам.

Примечание к документу

Изменения, внесенные Федеральным законом от 21.03.2002

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее - организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее - граждане) в этой области.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.

Основные понятия

1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях во енного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Статья 2.

Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороне» и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

централизованное руководство;

заблаговременность, плановость и контроль;

комплектность и взаимосогласованность.

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

14) создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

20) подготовка граждан по военно - учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее - граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 3.

Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 4.

Полномочия Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;

2) издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации;

5) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

6) в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

7) устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время;

8) устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

9) предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан.

2. Президент Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Статья 5.

Полномочия палат Федерального Собрания

1. Совет Федерации:

1) рассматривает расходы на мобилизационную подготовку, установленные принятым Государственной Думой федеральным законом о федеральном бюджете;

2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) исключен. - Федеральный закон от 16.07.1998 N 97-

ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции)

2. Государственная Дума:

1) устанавливает расходы на мобилизационную подготовку федеральным законом о федеральном бюджете;

2) принимает федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 6.

Полномочия Правительства Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации:

1) руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации в пределах своих полномочий;

2) осуществляет меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;

3) по поручению Президента Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также руководит их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) организует согласованное функционирование и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

6) определяет порядок заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий (заказов) материально - техническими ресурсами;

7) определяет порядок и источники финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

8) решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы);

9) разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки;

10) организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

11) ведет международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

12) организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

13) организует повышение квалификации работников мобилизационных органов;

14) организует мобилизационную подготовку и осуществляет контроль за ней, устанавливает статистическую отчетность, оценивает состояние мобилизационной готовности Российской Федерации в пределах своих полномочий и ежегодно докладывает об этом Президенту Российской Федерации;

15) при объявлении мобилизации осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного время;

16) при объявлении мобилизации организует в установленном порядке перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

17) организует бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

18) организует проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

19) определяет порядок создания, накопления, сохранения, обновления и использования мобилизационных запасов, материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;

20) определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием.

2. Правительство Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Статья 7.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти

1. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:

2) руководят мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

4) определяют необходимые объемы финансирования работ по мобилизационной подготовке;

6) проводят во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

7) заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

8) при объявлении мобилизации организуют во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени;

9) вносят в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

11) организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

12) организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.

2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 8.

Полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию;

2) руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3) создают мобилизационные органы;

4) обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований;

7) проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

8) заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

9) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

11) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

12) организуют в установленном порядке своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставку техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;

13) организуют и обеспечивают воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

14) вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

15) исключен. - Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации координируют и контролируют проведение органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий.

3. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с настоящим Федеральным законом с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Раздел III. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 9.

Обязанности организаций

1. Организации обязаны:

1) организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

2) создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее - мобилизационные работники);

3) разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

4) проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

5) выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

6) при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

7) оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

8) обеспечивать своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;

9) обеспечивать поставку техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

10) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

11) создавать военно - учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

2. Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 10.

Обязанности граждан

1. Граждане обязаны:

1) являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;

2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;

3) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

3. Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 11.

Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

2. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, а также организаций определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

3. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, создают необходимые условия работникам мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей.

Статья 12.

Мобилизационные органы

1. Федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы.

2. Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники.

3. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

4. Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

5. Положения о мобилизационных органах, создаваемых в федеральных органах государственной власти, утверждаются руководителями этих федеральных органов.

6. Положение о федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, создаваемом в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», утверждается Президентом Российской Федерации.

Действие пункта 7 статьи 12 приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ.

7. Финансирование мобилизационных органов и мобилизационных работников осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Статья 13.

Военно - транспортная обязанность

1. Для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно - транспортная обязанность.

2. Военно - транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, в том числе на порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные организации и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств, а также на граждан - владельцев транспортных средств.

3. Возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Порядок исполнения военно - транспортной обязанности определяется Положением о военно - транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 14.

Финансирование мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Финансирование мобилизационной подготовки осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций.

2. Финансированию из средств федерального бюджета подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Финансированию из средств бюджетов субъектов Российской Федерации подлежат работы по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации, в интересах которых заключены договоры (контракты) по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Финансированию из средств местных бюджетов подлежат работы по мобилизационной подготовке местного значения.

5. Финансированию из средств организаций подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся по инициативе самих организаций в целях повышения устойчивости их функционирования.

6. Финансирование мероприятий по мобилизации осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 16.

Режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации

Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

Раздел V. ПРИЗЫВ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 17.

Призыв граждан на военную службу по мобилизации

1. Призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами.

2. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

3. Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

4. Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.

5. Военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу, за исключением военнослужащих - женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет.

Статья 18.

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации

1. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:

1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев;

3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно - консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, а также за членами семьи, не достигшими 16-

летнего возраста, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

4) имеющим на иждивении четырех и более детей (гражданам женского пола - одного ребенка);

5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;

6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

2. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.

Статья 19.

Сроки призыва граждан на военную службу по мобилизации

Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Статья 20.

Организация призыва граждан на военную службу по мобилизации

1. В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.

2. Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.

3. Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет орган местного самоуправления района или города (в городах без районного деления) совместно с военным комиссариатом района или города (в городах без районного деления).

4. Порядок призыва на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, а также порядок направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 21.

Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации

1. При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров района или города (в городах без районного деления).

2. Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссаров района или города (в городах без районного деления).

Раздел VI. БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ, НА ПЕРИОД МОБИЛИЗАЦИИ И НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Статья 22.

Бронирование граждан на период мобилизации и на военное время

Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 23.

Граждане, подлежащие бронированию на период мобилизации и на военное время

1. Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

2. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.

Статья 24.

Организация и порядок бронирования граждан на период мобилизации и на военное время

Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25.

Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 26.

Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Из-за военных действий на востоке Украины многие молодые люди стали получать повестки в военкомат гораздо чаще. Но граждане по-прежнему продолжают ездить в соседнее государство. Поэтому одним из самых актуальных сейчас является вопрос о том, можно ли это сделать без проблем. Доступен ли выезд за границу во время частичной мобилизации? Ответы на эти вопросы будут предоставлены в статье.

Дадут ли покинуть страну?

Что представляет собойуказ о частичной мобилизации? Это положение, призванное осуществить набор молодых людей на военную службу в определенные сроки. Например, закон №113-7, принятый в январе 2015, регулировал три очереди на 210 суток. Граждане при этом проходят медицинские комиссии и подготовку, после чего отправляются в соответствующие подразделения.

Необходимо сразу ответить на актуальный вопрос о том, существует ли возможность покинуть Украину, когда выходит закон о мобилизации, полной или частичной. Ответ, конечно же, положительный. Это законное, конституционное право абсолютно любого гражданина, которое никто не сможет нарушить. Принцип свободы передвижения закрепляет основной закон страны. Безусловно, ни один другой закон или подзаконный акт не должен противоречить этому принципу.

Правовой механизм

Порядок выезда за границу регулирует украинский закон "О порядке выезда из Украины и въезда в Украину". Согласно данному нормативному акту, пересечь границу можно при наличии хотя бы одного из следующих документов:

  • паспорта гражданина Украины;
  • проездного документа ребенка (при наличии взрослого с паспортом);
  • дипломатического или служебного паспорта;
  • удостоверения моряка.

Специалисты уверены, что никто не способен помешать гражданам выехать из страны. В противном же случае пришлось бы переделывать весь закон о выезде за границу, а также вносить правки в Конституцию. Это же подтвердил и президент страны Петр Порошенко. В конце января 2015 года он поручил Кабинету Министров законодательно урегулировать процесс выезда из страны украинцев во время призыва.

Не пускают за границу: что делать?

Никто на Украине не может помешать человеку осуществлять свои законные права. В том числе и право свободы передвижения. Но зачастую граждане сталкиваются с работниками пограничной службы, отказывающим в выезде из страны. Правильно ли они поступают, не нарушают ли закон? Однозначно нарушают.

Повторимся, чтовыезд за границу с Украины - конституционное право абсолютно любого гражданина. Если кто-то этому препятствует, можно смело обращаться в суд. Так, украинец способен обжаловать незаконность действий или бездействий пограничников в соответствующих судебных инстанциях. Более того, человек может добиваться компенсации, если пропустил из-за нарушивших закон лиц что-то действительно важное, например похороны, проходившие в России, свадьбу, не смог устроиться в другой стране на работу и т. д.

Предусмотрен ли запрет на выезд из страны гражданину, которому пришла повестка из военкомата? Ни в коем случае. Отдельно стоит отметить, что пограничники вообще не должны проверять военный билет выезжающего гражданина.

Законный отказ в пересечении границы

Означает ли существующий на Украине принцип свободы передвижения, что абсолютно любой человек сможет свободно покинуть границу? Конечно, нет. Более того, законодательство страны предусматривает запрет на выезд из государства для следующих групп лиц:

  • граждан, осведомленных об информации, в которой содержится государственная тайна (как правило, это военные, политики, некоторые предприниматели и т. д.);

  • граждан, обязанных выплачивать алименты;
  • лиц, имеющих договорные или какие-либо невыполненные обязательства;
  • граждан, в отношении которых возбуждено уголовное дело;
  • лиц, осужденных за совершение преступления;
  • граждан, уклоняющихся от выполнения обязательств, возложенных на них судом;
  • граждан, предоставивших пограничной службе неверные сведения о себе;
  • граждан, в отношении которых подан гражданский, административный или арбитражный иск в суд;
  • опасных граждан, рецидивистов, лиц, находящихся под присмотром полиции.

Таким образом, частичная мобилизация в Украине - не причина для отказа в выезде за границу. Все законные причины были указаны выше.

"Иные невыполнения обязательства"

Как уже было сказано, никто не сможет отнять у гражданина право на свободу перемещения. И тем не менее частичная мобилизация в Украине все же способна создать некоторые проблемы. В частности, на пограничных пунктах специальные сотрудники могут не пускать граждан, попадающих под призыв.

Убеждать их в незаконности подобных действий будет бесполезно - работники границы будут ссылаться на пункт "Иные невыполнения обязательств" закона "О выезде и въезде". Выход здесь может быть только один - судиться с работниками границы. Причем неизвестно, чем именно закончится дело.

Правда, есть и еще один вариант, надо сказать, радикальный. Украинскую границу можно пересечь через пограничные пункты так называемых ДНР и ЛНР. Однако это попросту опасно, ввиду возможных военных действий. Более того, неизвестно, как на подобное посмотрит украинская власть: обезопасить себя от обвинений в сепаратизме в таком случае вряд ли удастся.

А как быть гражданину, не получавшему повестку? Если в стране издан указ о частичной мобилизации, то лучше подстраховаться. Как именно это можно сделать? Дабы обеспечить себе беспрепятственный выезд за границу во время частичной мобилизации, придется сходить в местное отделение военкомата и взять там справку о том, что государство пока не призывает вас на службу.

Выезд по государственной программе

Выезд за границу во время частичной мобилизации возможен также по специальной государственной программе, разработанной Российской Федерацией. Речь идет о возможности переехать в страну на временное или постоянное место жительства. Программа затрагивает не всех украинских граждан, а лишь некоторые группы лиц.

В частности, стоит выделить:

  • российских граждан, проживающих на Украине;
  • потомков или родственников российских граждан;
  • лиц, состоявших ранее в гражданстве СССР;
  • эмигрантов из Российской Федерации.

О том, как именно работает данная программа, можно узнать на сайте государственного управления России по вопросам миграции (бывшего ФМС РФ).

Переезд в Россию

Как уже понятно, государственная программа России по переселению соотечественников подходит не для всех. Не так уж и легко будет найти россиян среди своих родственников и предков, что уж говорить об отсутствии бывшего советского гражданства у лиц призывного возраста. Какие еще есть варианты? Как безопасно и качественно обеспечить молодому человекувыезд за границу во время частичной мобилизации в стране? Существует вариант получения вида на жительство или же разрешения на временное проживание в РФ.

Разрешение на временное проживание в России выдается сроком на три года, согласно специально установленной квоте. Вид на жительство выдается лицам, уже имеющим разрешение на временное проживание. Исключение могут составлять лишь высококвалифицированные специалисты и их родственники.

Вид на жительство выдается сроком на пять лет, а при желании может быть продлен. Информацию о том, какие документы необходимы для получения разрешения на жительство в России, а также какие этапы придется пройти, - все это можно будет найти на официальном сайте государственного миграционного управления РФ.

Статус беженца

Получение убежища на территории Российской Федерации - уж совсем крайний случай. Чтобы "заработать" себе статус беженца, придется соответствовать большому количеству критериев. Здесь стоит выделить угнетение по расовым или религиозным признакам, возможные репрессии в стране, а также военные действия.

Вряд ли обычный украинский гражданин попадет хоть под один из названных критериев. И тем не менее соответствующая справка для выезда за границу может быть получена в случае обращения в уполномоченный российский орган на территории Украины.

Проект Вносится Президентом Украины

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об утверждении Указа Президента Украины
«О частичной мобилизации»

1. Утвердить Указ Президента Украины от 14 января 2015 № 15 «О частичной мобилизации».

2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
председатель
Верховной Рады Украины

Указ Президента Украины от 14 января 2015 № 15 «О частичной мобилизации».

Для поддержания боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований Украины на уровне, гарантирующем адекватное реагирование на угрозы национальной безопасности государства, на основании предложения Совета национальной безопасности и обороны Украины, в соответствии с пунктами 1, 17, 20 части первой статьи 106 Конституции Украины постановляю :

1. Объявить и провести в течение 2015 частичную мобилизацию (далее — мобилизация) в три очереди в течение 210 суток со дня вступления в силу настоящего Указа.

2. Мобилизация провести на территории Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Запорожской, Ивано-Франковской, Киевской, Кировоградской, Луганской, Львовской, Николаевской, Одесской, Полтавской, Ровенской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Херсонской, Хмельницкой, Черкасской, Черновицкой, Черниговской областей, города Киева.

Оказывается денег не так уж мало:

3. Осуществить призыв военнообязанных, резервистов и поставку транспортных средств для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной специальной службы транспорта, других военных формирований Украины в объемах, определенных мобилизационными планами с учетом резерва.

4. Провести в период с 18 марта по 1 мая 2015 увольнения в запас (демобилизации) военнослужащих, призванных на военную службу по мобилизации, на особый период в соответствии с Указом Президента Украины от 17 марта 2014 № 303 «О частичной мобилизации «.

5. Кабинету Министров Украины:
перевести национальную экономику Украины на функционирование в условиях особого периода в объемах, гарантирующих бесперебойное обеспечение потребностей Вооруженных Сил Украины и других военных формирований Украины при выполнении возложенных на них задач, привести определенные отрасли, предприятия, учреждения и организации в степень ПОЛНАЯ ГОТОВНОСТЬ;
установить с целью минимизации негативных последствий для экономики государства ограничения при выполнении мобилизационных заданий и довести их до определенных субъектов национальной экономики, которые переводятся на функционирование в условиях особого периода, с введением степени ПОЛНАЯ ГОТОВНОСТЬ;

обеспечить финансирование и принять в пределах полномочий других мероприятий, связанных с объявлением и проведением частичной мобилизации и увольнением в запас военнослужащих (демобилизацией), которые были призваны на военную службу по мобилизации, на особый период в соответствии с Указом Президента Украины от 17 марта 2014 года № 303 «О частичной мобилизации», в том числе с их перевозкой к месту жительства (пребывания).

6. Министерству обороны Украины, Министерству внутренних дел Украины, Службе безопасности Украины, Администрации Государственной пограничной службы Украины:
провести увольнение военнослужащих, которые были призваны на военную службу по мобилизации, на особый период в соответствии с Указом Президента Украины от 17 марта 2014 № 303 «О частичной мобилизации», в определенные сроки, но не позднее чем за 10 суток до окончания годичного срока их пребывания на военной службе, и перевозки освобожденных военнослужащих к местам проживания (пребывания);
обеспечить указанных военнослужащих комплектом полевой формы одежды по сезону и питанием во время перемещения к местам проживания (пребывания).

7. Принять к сведению руководителей органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, в соответствии со статьей 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», статьей 119 Кодекса законов о труде Украины за гражданами Украины, которые проходят военную службу по призыву по мобилизации, на особый период, закреплены гарантии сохранения за ними места работы (должности) на срок, не превышающий одного года.

8. Местным органам исполнительной власти при участии органов местного самоуправления, с привлечением предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности организовать и обеспечить в установленном порядке:
1) своевременное оповещение и прибытия граждан, призываемых на военную службу, прибытие техники на сборные пункты и в воинские части;
2) выделение временно зданий, сооружений, земельных участков, транспортных и других материально-технических средств, предоставление услуг Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, другим военным формированиям Украины в соответствии с мобилизационными планами.

9. Настоящий Указ вступает в силу после его утверждения Верховной Радой Украины.
Президент Украины Порошенко

Добровольців в АТО тримають у якості м’яса, - «кіборг»

В гостях у студії Телеканалу новин «24» – «кіборг», офіційний спікер ДУК «Правий сектор» Андрій «Богема» Шараскін.

Закон проект 4466, утвержден 1126, номер 303 — Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» (полный текст) Закон о 4393-1 о Национальной гвардии Украины, полный текст Законопроект № 4320 и Указ № ‬ 607 про частичную мобилизацию, полный текст Указ и.о. Президента № 452 и закон о службе в военном резерве

Получить повестку может каждый российский гражданин, находящийся в запасе

Президент Владимир Путин подписал указ о призыве резервистов на сборы. Документ подписан 19 марта, поэтому можно сказать, что это первый официальный указ главы государства после выборов. Эксперты говорят, что не стоит искать здесь скрытого смысла. Такой указ подписывается ежегодно и не стоит его связывать с событиями, происходящими во внутренней или внешней политике страны.

По идее, получить повестку на сборы может каждый российский гражданин, находящийся в запасе, то есть до 60 лет. Однако на практике шанс провести два месяца «в сапогах» имеют те резервисты, которые во время срочной службы или учебы в университете получили редкие или востребованные сейчас в армии военно-учетные специальности (ВУС). Вообще все вопросы организации и проведения военных сборов регламентируются специальным положением, согласно которому призыв «запасников» (или как еще их шутливо называют в армии «партизан») осуществляется военкоматами на основании указов президента РФ.

Согласно статистике прошлых лет призывают, как правило, от трех до пяти тысяч человек на срок до двух месяцев. Граждане, уволенные с военной службы не могут призываться на сборы в течение двух лет со дня увольнения в запас. Продолжительность, место и время проведения такой переподготовки определяют в министерстве обороны и других силовых ведомствах. Как правило, в военном ведомстве используют «запасников» при проведении крупных учений. В ходе таких сборов резервисты повышают свою квалификацию в теории и на практике изучают новинки военной профессии. Подготовка проходит в течение двух месяцев непосредственно в воинских частях и подразделениях, где «запасников» будут знакомить с новыми и модернизированными образцами оружия, военной и специальной техники. Самые востребованные военные профессии, по которым есть шанс повторно попасть в армию - это специалисты войск связи, Ракетных войск и артиллерии, мотострелковых, береговых войск ВМФ, железнодорожных и инженерных подразделений, а также подразделений материально-технического обеспечения.

После получения повестки резервист проходит медобследование, и уже по его результатам принимается решение - годен резервист к сборам или лучше оставить его дома. После медкомиссии военкомат отправляет резервистов в воинские части, где они ставятся на довольствие и получают обмундирование. Кормить резервистов будут в солдатской столовой. А режим дня не будет отличаться от режима солдата-срочника. То есть подъем в 6.45, зарядка, завтрак, а затем в течение дня с перерывом на обед - доподготовка по своей специальности, ужин, личное время и отбой в 22.30.

Во время прохождения сборов резервистам гарантированно будет выплачиваться средний заработок по месту работы, а Минобороны будет выплачивать денежное содержание, зависящее от должности. Для рядовых и сержантов это от 2 до 6 тысяч рублей, а для офицеров - до 25 тысяч.

Резервист, призванный на сборы при себе должен иметь паспорт, военный билет, мобилизационное предписание, учетно-послужную карточку и повестку из военкомата. Водителю техники или механику-водителю танка, боевой и специальной машины необходимо иметь при себе водительское удостоверение (удостоверение на право управления), а специалисту продовольственной службы или питания - санитарную книжку. Кроме того, необходимо иметь теплые вещи (по сезону); туалетные принадлежности; продукты питания на одни сутки.

Президент России Владимир Путин подписал указ о призыве на двухмесячные сборы военнообязанных, находящихся в запасе. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

«Призвать в 2017 году граждан РФ, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев в Вооружённых силах РФ, в органах государственной охраны и органах федеральной службы безопасности», – говорится в тексте документа.

Конкретные детали призыва на сборы из запаса пока остаются неизвестными: в приказе есть два секретных пункта под грифом «для служебного пользования». Отмечается лишь, что сроки сборов должны быть согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ. На них же, а также на правительство, возлагается ответственность за проведение сборов.

Стоит отметить, что аналогичные указы подписываются ежегодно, в 2015 и 2016 годах они публиковались в феврале. Основной целью мобилизационных учений является совершенствование военнослужащими запаса профессиональных навыков и знаний. В последнее время особое внимание уделяется освоению новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники, активно поступающей в войска с начала 2010-х годов.

30 марта Путин подписал указ о призыве граждан на военную службу, в соответствии с ним в ВС будут направлены 142 тыс. человек.

Просмотров