Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в российской федерации. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства и беженцев Правовое положение иностранных лиц

31. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Иностранный гражданин – лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.

Лицо без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается в России как российский гражданин. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица, права страны его пребывания.

Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания.

Индивидуальный статус иностранца, лица без гражданства в стране пребывания – статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носят подвижный характер, изменяются под влиянием многих обстоятельств.

Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах закрепляет следующее:

1) каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное перемещение и свобода выбора места жительства;

2) каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную;

3) упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.

В соответствии с национальным режимом ч. 3 ст. 62 Конституции РФ закрепила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 2. 6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц 1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 399. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства 1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.2. Личным законом

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

5.3. Правовое положение иностранных юридических лиц в России Именно внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства. Общий

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья Иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.Лица

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц 1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Статья 18.17. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности 1. Несоблюдение работодателем или заказчиком работ

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 6.1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданстваИностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

§ 1 Правовое положение иностранных лиц в российском гражданском процессе В гражданском судопроизводстве иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее - иностранные лица) имеют право обращаться в суды в

Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ Иностранные юридические лица могут осуществлять самые разные действия на территории РФ: заключать сделки на территории России с российскими лицами в отношении имущества, находящегося в России; заниматься

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Статья 15. Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Статья 334. Нарушение правил трудоустройства иностранных граждан или лиц без гражданства (1) Трудоустройство иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Молдова, не имеющих вида на жительство с целью трудовой деятельности,

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

89. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ Отношение к понятию юридическое лицо неоднозначно. По одной теории (Савиньи), действительным субъектом права может быть только человек.Юридическое лицо – это искусственно созданный посредством простой фикции

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства Административно-правовой статус гражданина РФ – это правовое положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

99. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ основывается на нормах Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О

Из книги автора

Порядок изменения гражданства детей. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства Гражданство ребенка следует гражданству родителей. У детей от 14 до 18 лет изменяется с их согласия, поскольку они уже обладают частичной дееспособностью. Если родители, лишенные

  • 13. Понятие, состав и правовая природа коллизионных норм. Виды коллизионных норм.
  • 14. Основные типы коллизионных привязок.
  • Глава 5. Коллизионные нормы 135
  • 9. Установления содержания иностранного права
  • 10. Обратная отсылка.
  • 15. Гибкие коллизионные привязки и автономия воли сторон в мчп.
  • 16. Квалификация юридических понятий коллизионной нормы. Установление норм иностранного права.
  • Установление содержания иностранного права
  • 17. Проблема обратной отсылки и её преодоление.
  • 18. Взаимность. Реторсии.
  • 19. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
  • 20. Оговорка о публичном порядке.
  • 21. Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
  • 22. Личный закон физического лица: понятие, критерии его определения, сфера применения.
  • Личный закон физического лица
  • Личный закон юридического лица
  • 23. Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в рф.
  • 3 Основных режима пребывания иностранных граждан
  • 24. Коллизионное регулирование трудовых отношений в мчп.
  • 25. Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в рф.
  • 26. Личный закон юридического лица: понятие, критерии определения, сфера применения. Национальность юридических лиц в мчп. Личный закон юридического лица
  • Личный Закон и Национальность Юридических Лиц
  • 27. Правовое положение иностранных юридических лиц в рф.
  • Классификация юридических лиц с точки зрения международного частного права
  • 28. Филиалы и представительства иностранных юридических лиц на территории Российской федерации: правовое положение и порядок аккредитации.
  • 29. Особенности правового положения государства как субъекта мчп. Виды иммунитета.
  • Государства и международные межправительственные организации
  • Концепции абсолютного и ограниченного иммунитета государства
  • 30. Концепции абсолютного и функционального иммунитета государств в мчп.
  • Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения
  • Теория абсолютного иммунитета
  • Теория функционального (ограниченного) иммунитета
  • 1. Национальное законодательство.
  • 2. Международные договоры.
  • Особенности правового регулирования иностранных инвестиции. Инвестиционный режим
  • Понятие и классификация иностранных инвестиции
  • Правовое регулирование инвестиции в снг. Бишкекское и ашгабатское соглашения
  • 33. Понятие иностранного инвестора. Предприятия с иностранными инвестициями.
  • Понятие и классификация иностранных инвесторов
  • Правовое регулирование инвестиции в снг. Бишкекское и ашгабатское соглашения
  • Конвенция снг о защите прав инвестора 1997 г
  • Многосторонние договоры по вопросам инвестиций
  • Порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями
  • 34. Основные гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам в рф.
  • 35. Международный механизм гарантирования иностранных инвестиций.
  • 36. Порядок разрешения инвестиционных споров.
  • 37. Национализация: понятие, правовое регулирование, принципы проведения; экстерриториальное действие актов о национализации.
  • Применение законов о национализации
  • 38. Коллизионное регулирование сделок в мчп. Роль принципа автономии воли сторон и принципа наиболее тесной связи.
  • Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
  • Тема 1. Федеральный закон «Об экспортном контроле» как базовый документ государственного регулирования внешнеторговой деятельности товарами и технологиями двойного примененения.
  • Форма внешнеэкономической сделки
  • 41. Правила оформления внешнеэкономических сделок.
  • Внешнеэкономическая сделка – этапы и способы ее оформления
  • Порядок оформления
  • Способы совершения сделки
  • Соблюдение валютного законодательства
  • Способы обеспечения обязательств
  • 42. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
  • История
  • Страны-участницы Конвенции оон о договорах международной купли-продажи товаров
  • Часть II регламентирует вопросы заключения договора, определяет понятия оферты и акцепта.
  • Часть III разделена на следующие главы:
  • 43. Договоры с участием потребителей в международном частном праве.
  • 44. Представительство и доверенность в международном частном праве.
  • Представительство и доверенность
  • 45. Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
  • 46. Инкотермс 2010 г. Безисы поставки exw, cif, fob.
  • 47. Теория lex mercatoria.
  • 48. Международные автомобильные перевозки.
  • Международные автомобильные перевозки
  • 49. Международные железнодорожные перевозки.
  • Международные железнодорожные перевозки
  • 50. Международные воздушные перевозки.
  • Международные воздушные перевозки
  • 51. Международные морские перевозки.
  • Международные морские перевозки
  • 52. Расчёты в международном торговом обороте. Аккредитивная форма платежа.
  • Международные расчеты, валютные и кредитные отношения
  • Формы международных расчетов
  • Международные расчеты с использованием векселя
  • Международные расчеты с использованием чека
  • 54. Коллизионное регулирование обязательств из неосновательного обогащения и обязательства вследствие недобросовестной конкуренции.
  • Национально-правовое регулирование обязательств из причинения вреда
  • 55. Коллизионное регулирование наследственных отношений в мчп.
  • Проблемы наследования в международном частном праве
  • 56. Коллизионное регулирование брачно-семейных отношений: личные неимущественные и имущественные отношения супругов; права и обязанности родителей и детей и других членов семьи.
  • Коллизионное регулирование брачно-семейных отношений по российскому праву
  • Основные проблемы брачносемейных отношений с иностранным элементом
  • Заключение браков
  • Расторжение браков
  • Правоотношения между супругами
  • Правоотношения между родителями и детьми
  • Усыновление (удочерение) в международном частном праве
  • Международный гражданский процесс
  • 14.3. Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве
  • 59. Определение международной подсудности. Конфликт юрисдикций.
  • 60. Процессуальный статус иностранных лиц в рф.
  • 61. Порядок исполнения иностранных судебных поручений и оказание правовой помощи в Российской федерации.
  • Судебные поручения
  • 62. Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
  • Признание, приведение в исполнение иностранных судебных решений
  • Легализация документа
  • Легализация иностранных документов
  • Форма апостиля
  • Проставление апостилей в России Органы, проставляющие апостиль
  • Госпошлина
  • Взаимное признание документов
  • Этапы легализации
  • Случаи, когда не требуется легализация документа
  • Международный коммерческий арбитраж: понятие, виды
  • Правовая природа международного коммерческого арбитража
  • Виды международного коммерческого арбитража
  • 66. Компетенция международного коммерческого арбитража. Арбитражное соглашение. Процедура арбитражного разбирательства
  • Арбитражное соглашение
  • Форма и содержание арбитражного соглашения
  • 67. Порядок признания и приведения в исполнение решений международных коммерческих арбитражей на территории рф.
  • Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
  • 15.7. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации
  • 68. Порядок рассмотрения споров в мкас при тпп рф.
  • 23. Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в рф.

    В МЧП определены следующие категории физических лиц:

      иностранные граждане - это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством;

      бипатриды - лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами;

      апатриды - лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством;

      беженцы - лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства, и получившие убежище на территории другого.

    Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам: государства места пребывания и государства своего гражданства. Общепризнанные императивные принципы и нормы международного публичного права являются основой правового статуса иностранных граждан.

    Существует минимальный стандарт обращения с иностранцами, основанный на Международных пактах о политических, экономических и социальных правах. Этот стандарт включает пять составляющих:

    1) ограничения политических прав (иностранцы, как правило, в государстве пребывания не пользуются политическими правами, не избирают и не могут быть избранными);

    2) ограничения, связанные с выполнением воинской обязанности (как правило, иностранцы в государстве пребывания не несут воинской обязанности);

    3) различен порядок выезда и въезда иностранцев и отечественных граждан: если иностранцу можно запретить въезд на территорию иностранного государства, то, например, гражданину России въезд в Российскую Федерацию не может быть ограничен;

    4) уголовная ответственность иностранных граждан: иностранцы несут ту же уголовную ответственность, что и российские граждане;

    5) дипломатическая и консульская защита иностранцев осуществляется на территории государства пребывания по законам этого государства.

    Правовое положение физических лиц определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. С позиций регулирования общеправового статуса иностранного гражданина определяющим являются три федеральных закона: «О гражданстве РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

    Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. устанавливает, что основой правового положения иностранных граждан в России выступает национальный режим с изъятиями, предусмотренными специальным режимом, когда иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

    3 Основных режима пребывания иностранных граждан

    1 временно проживающие - срок пребыв определяется визой, если без визы то 90 дней.

    2 времен проживание - разрешение выдается в пределах квоты. вне квоты получают разрешение лица имеющие связь с РФ - в браке с иностранным гражданином и гр рф, дети - иностран граждане. выдает разрешение мвд. Должен подавать отчеты о своем пребывании.

    3 постоянно проживающие - на основании вида на жительство на 5 лет, обходимо прожить на территории РФ не менее года.

    Гражданско-правовое положение иностранцев в России

    Личный закон определяет право, подлежащее применению при решении вопросов гражданской правоспособности физического лица (ст. 1196 ГК РФ), его гражданской дееспособности (ст. 1197 ГК РФ), при определении прав физического лица на имя (ст. 1198 ГК РФ), вопросов опеки и попечительства (ст. 1199 ГК РФ), признания лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим (ст. 1200 ГК РФ).

    для третьей части ГК РФ характерно сочетание двух коллизионных привязок: привязки к закону гражданства лица и привязки к закону места жительства лица. Новым для российского законодательства является введение правила о личном законе иностранных граждан, имеющих место жительства в России (п. 3 ст. 1195). Таким образом, в отношении иностранного гражданина, проживающего в России, вместо права страны его гражданства должно применяться право страны места его жительства, а в отношении российских граждан, проживающих за границей, таких изъятий из общего правила и применения права страны гражданства не предусмотрено. Принцип места жительства применяется согласно п. 4 ст. 1195 и в отношении лиц, являющихся гражданами нескольких иностранных государств. Поскольку к лицам без гражданства применение общего принципа невозможно в силу отсутствия у них гражданства, п. 5 ст. 1195 предусматривает применение права страны, в которой такое лицо имеет место жительства.

    "Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом".

    Поскольку иностранный гражданин обладает в России такой же гражданской правоспособностью, как российский гражданин, иностранец в Российской Федерации не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, нежели те, которые предоставлены по нашему закону гражданам РФ. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с физическими, а также юридическими лицами РФ. Иностранные граждане, как и российские, вправе заниматься в России предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Иностранные граждане могут обучаться, а также повышать свою квалификацию в образовательных учреждениях РФ. Такое обучение осуществляется на основе прямых договоров с этими учреждениями, а также межправительственных и иных соглашений, заключаемых с государственными органами зарубежных стран.

    Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать определенные действия, принимать на себя определенные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Дееспособность определяется законом гражданства лица:

      ограничение действия закона гражданства установлено в интересах торгового оборота для тех случаев, когда сделка совершается лицом не в стране его гражданства, а в другой стране

      установление общего правила о применении права страны гражданства не исключает применения для определенных видов отношений специальных коллизионных норм о дееспособности.

    В договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами, дееспособность физического лица обычно определяется по закону его гражданства.

    Новым для российского законодательства является введение коллизионной нормы, касающейся права на имя. Согласно ст. 1198 ГК РФ "права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено этим Кодексом или другими законами".

    Поскольку в отличие от предшествующего российского гражданского законодательства новый ГК РФ рассматривает в качестве институтов гражданского права опеку и попечительство, коллизионные правила опеки и попечительства включены в часть третью ГК РФ (ст. 1199). Цель опеки и попечительства состоит в том, чтобы обеспечить защиту прав и интересов лиц, которые в силу отсутствия у них дееспособности не в состоянии сами обеспечить защиту своих прав. Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами, в то время как попечительство - над ограниченно или частично дееспособными.

    Основной коллизионной привязкой является личный закон лица, в отношении которого устанавливается опека или попечительство, иными словами, закон гражданства (п. 1 ст. 1199), а в отношении обязанностей опекуна (попечителя) - закон гражданства лица, назначаемого опекуном или попечителем (п. 2 ст. 1999).

    К личному закону, как общее правило, отсылают нормы законодательства ряда государств (Австрии, ФРГ, Венгрии, Италии, канадской провинции Квебек, Турции, Чехии и др.). Однако во внутреннем законодательстве могут применяться и другие принципы.

    Новым для российского законодательства является введение специальной коллизионной нормы в отношении предпринимательской деятельности физических лиц.

    Статья 1201 ГК РФ гласит: "Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности".

    Российское законодательство исходит из того, что иностранный гражданин может быть индивидуальным предпринимателем, если он будет соответствующим образом зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 1 ст. 23 ГК РФ, п. 2 ст. 2, ст. 13 Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Именно поэтому ст. 1201 предусматривает отсылку к праву страны, где физическое лицо также зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

    Правовое положение беженцев и переселенцев

    Правовое положение беженцев в России определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 г., а также Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" (в ред. от 7 ноября 2000 г.). Под беженцем в Законе "О беженцах" понимается лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

    правило п. 6 ст. 1195 ГК РФ, согласно которому личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося на территории государства выезда, между переселенцами и членами их семей, с одной стороны, и заинтересованными лицами - с другой, решаются в судебном порядке на территории государства выезда и в соответствии с его законодательством и упомянутыми соглашениями.

    Согласно статье шестьдесят второй (параграф третий) Конституции РФ «Иностранцы, а также граждане, не имеющие гражданства пользуются на территории РФ правами и несут обязанности в том же объёме, что и граждане РФ, кроме тех случаев, что установлены Федеральным законодательством или же международным договором РФ. Положения третьей части устанавливают фактические конституционные базисы правового статуса иностранцев, а также лиц, не имеющих гражданство РФ. Согласно Федеральному закону от двадцать пятого июля 2002 года «О правовом положении иностранцев в РФ» иностранным гражданином считается лицо, которое не имеет российского гражданства, но имеющее доказательство подданства (гражданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, которое не является российским гражданином и которое не имеет фактических доказательств своей принадлежности к подданству иного государства.

    • Иностранцы равны перед законом вне зависимости ни от чего. Все иностранные граждане, находящиеся на территории РФ должны соблюдать её законы.
    • Иностранцы, постоянно проживающие в РФ могут работать на тех же основаниях, что и граждане РФ.
    • Иностранцы имеют право на образование, собственность, пенсии, пособия, охрану здоровья, а также отдых.
    • Кроме того, иностранные граждане могут вступать в разные общественные объединения и профсоюзы.
    • Иностранцам гарантируется неприкосновенность жилища и личности, а также свобода совести.
    • Иностранцы не имеют права голосовать.
    • Они не имеют права занимать государственные должности.
    • Они не несут воинских обязанностей.
    • Иностранцы могут передвигаться по территории РФ, а также выбирать место жительства.
    • Могут устанавливаться различные ограничения в интересах государственной безопасности.
    • При совершении преступления на территории РФ иностранцы подлежат ответственности наравне с гражданами РФ.

    Все вышеперечисленные положения также распространяются и на лиц, которые не обладают гражданством, если другое не предусматривается законодательством, однако они не затрагивают иммунитетов и привилегий сотрудников и глав иностранных консульских и дипломатических представительств, а также иных лиц, которые установлены международными договорами и законодательством.

    Конституция (а именно, статья шестьдесят три) РФ предоставляет убежище (политическое) в соответствие с общими нормами международного права. Согласно ей, не допускается выдача лиц, которые преследуются за политические убеждения, а также за действия, которые не признаются законами РФ как преступные. За другие преступления выдача осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством и пр.

    Иностранными в России признаются лица, не яв­ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

    В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.

    Конституция России устанавли­вает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами . Исключения возможны только в со­ответствии с федеральным законом или международным догово­ром РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

    Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Рос­сии, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

    Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных (неприкосновенность и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и , трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

    Но они лишены тех прав, преимущественно из кате­гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не­которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко­торые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми преду­смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

    Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя­занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж­но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто­рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон­ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

    Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода­тельства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обя­зательной государственной регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

    Сотрудники дипломатических и консульских представи­тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия­ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им­мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно­служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции РФ в определенных пределах.

    Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Феде­ральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный поря­док регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

    Право на политическое убежище. Экстрадиция

    В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

    Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

    С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции , т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть... выдан другому государству ». Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело - выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре­ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.

    Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

    Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве , осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.

    Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства. Режимы пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации ? Конституционные права, свободы и обязанности иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации ? Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации ? Соотечественники за рубежом ? Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Предоставление политического убежища

    Перечень компетенций

    ПОНЯТИЕ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. РЕЖИМЫ ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

    Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется в первую очередь Конституцией РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статус иностранных граждан в Российской Федерации регулируется специальным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Указанный закон также распространяется на лиц без гражданства (апатридов), под которыми понимаются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Главное отличие лица без гражданства от иностранного гражданина, находящегося на территории Российской Федерации, заключается в том, что у иностранного гражданина существует правовая связь и с государством его гражданской принадлежности, и с государством пребывания. В то время как апатрид состоит в правовой связи только с государством пребывания.

    Правовой статус иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, основан на ряде принципов. К таким принципам относятся:

    • национальный режим - заключается в том, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
    • взаимность - означает, что в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод отечественных граждан, могут быть установлены ответные ограничения.

    Кроме того, в основе прав и свобод иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, лежат такие общие конституционные принципы, как признание прав и свобод человека высшей ценностью, принцип равноправия и неотчуждаемости основных прав и свобод, принцип гарантированности прав и свобод, принцип их непосредственного действия.

    Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет три правовых режима законного нахождения иностранцев на территории Российской Федерации.

    1. Режим временного пребывания. Под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. По истечении данного срока иностранец обязан покинуть территорию РФ. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Безвизовое пребывание иностранного гражданина возможно только в том случае, если есть соответствующее международное соглашение.

    [ЛГЦ Для справки

    В настоящее время такие безвизовые соглашения Российской Федерацией заключены с Казахстаном, Республикой Беларусь, Республикой Таджикистан и др. Если иностранец прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок его временного пребывания не может превышать 90 суток.

    Следует отметить, что срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации может быть продлен или сокращен в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Так, например, срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.

    2. Режим временного проживания. Временно проживающим считается лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание выдается территориальными органами Федеральной миграционной службы сроком на 3 года. Такое разрешение может быть выдано только в пределах квот, которые ежегодно утверждаются Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. При утверждении квот учитываются демографическая ситуация в субъекте Федерации, возможности субъекта Федерации по трудоустройству иностранных граждан, криминогенная обстановка, экономическая ситуация.

    Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет перечень лиц, которым разрешение на временное проживание может быть выдано без учета утвержденной Правительством РФ квоты. К таким лицам относятся:

    • 1) родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР или родившиеся на территории Российской Федерации;
    • 2) признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;
    • 3) имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;
    • 4) состоящие в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации;
    • 5) осуществившие инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;
    • 6) поступившие на военную службу, на срок его военной службы;
    • 7) являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию;
    • 8) имеющие ребенка, состоящего в гражданстве РФ, и иные лица.

    Из приведенного перечня видно, что в его основе лежит родственная

    • («принцип крови») или территориальная («принцип почвы») связь лица с Российской Федерацией.
    • 3. Режим постоянного проживания. Под постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство представляет собой документ, который, во-первых, подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в России и, во-вторых, право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Для лица без гражданства вид на жительство является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

    Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. При этом до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

    Вид на жительство выдается иностранному гражданину на 5 лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на 5 лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

    Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган федераль-

    ного органа исполнительном власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Такое уведомление осуществляется иностранным гражданином лично или почтовым отправлением.

    Закон устанавливает основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство. Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

    • 1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан РФ;
    • 2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
    • 3) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировался либо передавался Россией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии;

    Для справки

    Под договорами о реадмиссии (реадмиссия от англ, to readmit - принимать назад) понимаются взаимные обязательства государств принять обратно своих граждан, граждан третьих стран или лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию одной договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории другой договаривающейся стороны. Например, такие межправительственные соглашения у России в настоящее время заключены с Республикой Узбекистан, Украиной, Литовской Республикой .

    • 4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
    • 5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
    • 6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
    • 7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
    • 8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
    • 9) по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством
    • 10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
    • 11) находится за пределами Российской Федерации более 6 месяцев;
    • 12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;
    • 13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
    • 14) если в отношении лица было принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации;
    • 15) если иностранный гражданин передавался иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии.

    Просмотров