Госконтроль и надзор за охраной труда. Государственный контроль в области безопасности и охраны труда. Суть контроля и надзора в области охраны труда

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ » управление охраной труда осуществляется органами исполнительной и законодательной власти.

В настоящее время основным органом управления охраной труда является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития Россини), на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, социального страхования, условий и охраны труда, а также по ряду других направлений.

Минздравсоцразвитие России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в области безопасности (охраны) труда, которые закреплены за другими службами.

Формирование государственной политики в области охраны труда возложено на отдел политики охраны труда Департамента социальных отношений Минздравсоцразвития России.

Подразделения по охране труда созданы в органах исполнительской власти субъектов федерации и в территориальных подразделениях Минздравсоцразвития России.

Местная администрация в соответствии с федеральным законом «О местном самоуправлении в РФ » обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Важнейшей функцией системы управления безопасностью труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль.

В настоящее время основными органами, осуществляющими надзор и контроль в сфере безопасности (охраны) труда, являются следующие службы (федеральные надзоры) :

1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Минздравсоцразвития России;

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России;

3. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России;

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), подчиняющаяся непосредственно Правительству РФ;

5. Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор);

6. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Рассмотрим основные надзорные и контрольные функции указанных служб и органов.


Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также осуществляет проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности, анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике и ряд других функций.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (гигиенических санитарных норм и правил) и организует ведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность санитарно-эпидемиологической службы России.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком осуществления медико-социальной экспертизы и установлением степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является самой крупной надзорной службой, ее полномочия очень широки и в равной мере касаются охраны труда, окружающей среды и чрезвычайных ситуаций. Служба является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченным органом в области промышленной безопасности, органом государственного горного надзора, органом государственного энергетического надзора, уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. Надзорные и контрольные функции Ростехнадзора весьма обширны.

В области безопасности труда Ростехнадзор осуществляет надзор и контроль за безопасностью эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, сосудов под давлением, безопасным ведением работ при разработке полезных ископаемых, за правильность устройства и безопасность эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источником ионизирующих излучений.

В отличие от других надзорных служб Ростехнадзору предоставлено право принимать нормативно-правовые акты и осуществлять лицензирование работы предприятий и организаций в закрепленной за ним сфере деятельности.

Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией транспортных средств.

Перечисленные надзорные органы построены по территориальному признаку.

Представители указанных органов имеют право:

1) беспрепятственного доступа на подведомственные объекты;

2) на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий, организаций и учреждений всей необходимой для их работы информации;

3) выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания: налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы;

4) приостанавливать работу отдельных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Государственный надзор за исполнением трудового законодательства и иных правовых актов, расследование несчастных случаев на производстве в установленном порядке может осуществлять Прокуратура Российской Федерации. Решение по результатам прокурорских расследований принимают органы судебной власти (суды).

Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) . Одним из органов государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Роструде России. В подчинении Рострудинспекции находятся государственные инспекции труда субъектов РФ, местных органов исполнительной власти и Межрегиональные инспекции, которые создаются в составе территориальных органов по труду. Система инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности.

Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации работает во взаимодействии с перечисленными органами надзора. Она осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ, определяет список производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, предоставляются дополнительные отпуска, льготы и компенсации, осуществляет организационно-методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда и контроль за ее результатами, сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов.

На предприятиях, организациях и учреждениях этот контроль осуществляют службы охраны труда предприятий, а при их отсутствии (при небольшой численности работников) - инженеры по охране труда либо лица, на которых по приказу возложено исполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и по охране труда осуществляют профсоюзы, в частности профсоюзные комиссии. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) трудового коллектива, которые осуществляют общественный контроль.

Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, комплексные.

Внеплановые проверки осуществляются службой охраны труда в связи с разными отказами, авариями, происшествиями.

Целевые проверки проводятся, как правило, в масштабах всего производства. При их проведении контролируется определенного вида производственное оборудование или средства коллективной защиты (например, вентиляция, освещение).

Комплексные проверки проводятся в масштабах отдельного производственного участка, при этом контролируются на соответствие требованиям безопасности все виды оборудования, технологических процессов, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояние строительных конструкций помещения (цеха).

Правовые основы взаимоотношений работодателей и органов надзора

за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В новом Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ от 30.12.01г. № 197-фз) целая глава посвящена государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда РФ (гл. 57 ТК РФ). Значит ли это, что до принятия этого основополагающего закона в сфере регулирования трудовых отношений, в нашей стране надзора за соблюдением законодательства о труде не было?

Вернемся к истории. До 1994 года государственный надзор за соблюдением законодательства о труде от имени государства осуществляли профессиональные союзы. ВЦСПС, отраслевые профсоюзы и их органы на местах располагали целым штатом технических и правовых инспекторов труда, которые обеспечивали защиту трудящихся в условиях практически единого собственника, которым являлось государство.

Следует отметить, что в СССР, вплоть до его распада, не была ратифицирована Конвенция 1947 года Международной организации труда (МОТ) об инспекции труда, в которой закрепляется принцип государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, главенствующая роль государства в регулировании трудовых отношений в обществе и охране здоровья наемных работников при выполнении ими трудовых обязанностей.

В рамках подготовки к ратификации указанной Конвенции, 4 мая 1994 г был издан Указ Президента РФ № 850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда», в июле этого же года Указом Президента № 1504 было утверждено Положение о Рострудинспекции. Во всех субъектах Российской Федерации были созданы соответствующие территориальные органы государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. В Московской области такая инспекция была создана уже в 1994 году, в Москве — фактически начала функционировать с 1995 года.

В последнее время государством уделяется огромное внимание законодательному и нормативному регулированию вопросов охраны труда. Это в первую очередь связано с тем, что статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены - обязанность государства (статьи 2 и 37 Конституции РФ). Именно поэтому, 11 апреля 1998 года федеральным законом № 58-фз были ратифицированы: Конвенция 1947 года об инспекции труда (Конвенция № 81) и Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенция № 150) и Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенция № 155), принятые Генеральной конференцией Международной организации труда в городе Женеве. Это позволило 17.07.99г принять основополагающий закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (№ 181-фз), в котором государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда был закреплен законодательно. Была так же проведена реорганизация органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В настоящее время Федеральная инспекция труда представляет собой стройную систему государственных органов Министерства труда и социального развития РФ, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства во всех субъектах РФ. Возглавляет Федеральную инспекцию труда Главный государственный инспектор труда РФ, заместитель министра труда и социального развития РФ, заслуженный юрист РФ, Варов Владимир Константинович. Под его непосредственным руководством работает Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Минтруда и социального развития РФ, который в свою очередь осуществляет руководство государственными инспекциями труда во всех субъектах РФ. Особо следует отметить, что в силу ст. 6 ТК РФ, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а так же установление системы и полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль, относятся к исключительной компетенции Российской Федерации.

Деятельность органов федеральной инспекции труда осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 ТК РФ).

Основными задачами являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355 ТК РФ).

В соответствии с возложенными на них задачами органам федеральной инспекции труда предоставлены достаточно широкие полномочия (ст. 356 ТК РФ).

Во-первых , это проведение государственными инспекторами труда проверок, обследований, как планового характера, в целях предотвращения нарушений прав граждан, так и внеплановых проверок, связанных с обращениями и жалобами граждан. Причем госинспектор труда обязан считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 358 ТК РФ). Для проведения проверки госинспектор труда вправе беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать организации (работодателей - юридических и физических лиц) всех организационно правовых форм и форм собственности. Вправе запрашивать и безвозмездно получать у работодателей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. 357 ТК РФ). Указанные полномочия подкреплены законодательно установленной обязанность работодателя соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (абзац 1 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

С принятием федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)» от 08.08.01г. № 134-фз, в федеральной инспекции труда введен специальный порядок организации надзорно-контрольной деятельности. В соответствии с требованиями федерального закона № 134-фз, решение руководителя государственной инспекции труда о направлении государственного инспектора труда на проверку оформляется приказом руководителя или распоряжением заместителя руководителя, который(ое) инспектор обязан предъявить работодателю или его представителю.

В приказе (распоряжении), в соответствии с требованиями Закона № 134-фз, указываются:

Номер и дата издания приказа (распоряжения),

Наименование государственной инспекции труда,

Фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, которому поручено проведение проверки,

Наименование организации, в которой предполагается проводить контрольно-надзорные мероприятия,

Цели и задачи проводимой проверки,

Основания для проведения проверки (плановая, внеплановая), дата начала и окончания проверки, срок для проверки исполнения предписания.

Проводить проверку может только тот государственный инспектор труда, которому это поручено приказом (распоряжением) о направлении на проверку.

Во-вторых , это осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве.

Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.03.1999г. № 279, распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм (в том числе и на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица — ПБОЮЛ) и форм собственности.

В связи с важностью указанного Положения, как для работников, так и для работодателей, остановимся подробнее на тех вопросах, которые оно регламентирует.

В соответствии с указанным Положением, расследованию и учету подлежат несчастные случаи:

С работниками, выполняющими работу по трудовому договору,

Со студентами образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащимися общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений, проходящих производственную практику в организациях,

С лицами, осужденными к лишению свободы и привлекаемыми к труду администрацией исправительных учреждений,

С другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя (обращаю внимание читателей, что под «другими лицами», в том числе понимаются и лица, работающие по договорам гражданско-правового характера - подряда, возмездного оказания услуг и т. п.)

Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве:

Травма, в том числе нанесенная другим лицом;

Тепловой удар; ожог; обморожение;

Утопление;

Поражение электрическим током, молнией, излучением;

Укусы и повреждения, нанесенные животными;

Повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций;

Стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций,

при соблюдении следующих условий:

1. если они повлекли за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату работником трудоспособности, либо смерть работника,

2. если они произошли:

В течение рабочего времени (в том при работе с отклонениями от нормальной продолжительности рабочей недели), во время перерывов, подготовки и уборки до и после окончания работы, как на территории организации, так и вне её;

При следовании к месту работы или с работы на транспорте работодателя, либо личном, в случае использования его в интересах работодателя по его распоряжения, либо в соответствии с трудовым договором,

При следовании к месту служебной командировки и обратно,

При следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха,

При работе вахтовым методом, во время междусменного отдыха,

При привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий,

При осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершенные в интересах работодателя, или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

В обязанности работодателя при несчастном случае на производстве входит:

Во-первых, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему, доставке его в медицинское учреждение, предотвращению развития аварийной ситуации, сохранения до начала расследования места происшествия в том виде, в каком оно было на момент происшествия;

во-вторых, немедленно информировать о несчастном случае родственников пострадавшего и соответствующие органы и организации. В течение суток работодатель должен направить соответствующие сообщения в государственную инспекцию труда, в прокуратуру, в орган исполнительной власти, страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и др. За несвоевременное сообщение указанным органам о несчастном случае (сокрытие несчастного случая) установлена административная ответственность. Штраф в размере от 5 до 10 МРОТ на физическое лицо и от 50 до МРОТ на юридическое лицо вправе наложить государственный инспектор труда,

в-третьих, обеспечить своевременное расследование несчастного случая и его учет.

Кроме перечисленных, Положение регламентирует также порядок расследования (групповые несчастные случаи - 2 и более человек, тяжелые - отнесенные к таковым в соответствии со Схемой определения тяжести несчастных случаев на производстве, утв. Приказом Минздрава РФ от 17.08.99г. № 322, смертельные, — расследуются с обязательным участие государственного инспектора труда) и оформления материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет.

По каждому несчастному случаю на производстве, подлежащему расследованию и фактически расследованному в соответствии с установленным Положением порядком, составляется либо акт о несчастном случае на производстве (по форме Н-1), либо акт произвольной формы (в тех случаях, когда в результате расследования связь несчастного случая с производством не устанавливается). Материалы расследования тяжелых, групповых и смертельных случаев на производстве направляются в территориальные органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 143 УК РФ.

В-третьих , государственный инспектор труда, обнаружив нарушения трудового законодательства, вносит предписания об их обязательном устранении. В силу ст. 22 ТК РФ, выполнение требований предписания является законодательно закрепленной обязанностью работодателя. Вот примеры типичных нарушений, допущенных должностными лицами предприятий и организаций (в том числе работниками кадровых служб) и выявленных в результате проверок, проведенных госинспекторами труда.

Главной проблемой в настоящее время является отсутствие в организациях и у индивидуальных предпринимателей локальных нормативных актов, которые являются основным источником норм трудового права применительно к отдельно взятой организации. Законодательство предоставляет работодателю большую свободу в определении способов и методов осуществления своей уставной хозяйственной деятельности. Это относится и к трудовому законодательству.

Работодатель сам определяет количество работников, необходимое для деятельности организации, порядок приема и увольнения работников, режим работы своей организации (начало и окончание рабочих смен, графики сменности, порядок учета рабочего времени, время отдыха - от перерывов для обогрева и приемы пищи до графика отпусков), порядок применения мер поощрения и взыскания, порядок оплаты труда, в том числе заинтересовывающий работника в результатах труда. Все эти вопросы должны быть урегулированы локальными нормативными актами работодателя: правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 189, 190 ТК РФ), положением об оплате труда (ст. 135 ТК РФ) и др. Конечно, все локальные нормативные акты должны быть разработаны и приняты с учетом требований статьи 8 ТК РФ, предусматривающей, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, а так же принятые без учета мотивированного мнения представительного органа работников, являются недействительными.

На практике же имеет место или отсутствие локальных актов как таковых, или в них содержатся положения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством.

Много нарушений связано с оформлением трудовых отношений.

Например, очень во многих учреждениях трудовые договоры с работниками, принятыми на работу после 01.02.2002 года, до сих пор не оформлены в соответствии с требованиями ст. 67 ТК РФ, а именно, в письменной форме и в двух экземплярах. Работодателями не приняты меры для исполнения требований указанной статьи применительно к тем работникам, которые были приняты на работу ранее: работникам в письменной форме не предложено оформить трудовые отношения в соответствии с требованиями статьи 67 ТК РФ.

Нарушаются требования ст. 66 ТК РФ, выражающиеся в том, что не соблюдается порядок ведения и хранения трудовых книжек, установленный постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.73 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек. Записи о приеме на работу работников не производятся, трудовые книжки хранятся не сейфе, как того требует инструкция, отсутствуют журналы учета и движения трудовых книжек, трудовые книжки не выдаются работникам в день увольнения и т. п. .

Указанные нормативные акты (Постановление и Инструкция) продолжают действовать в части, не противоречащей ТК РФ. В частности, с вступлением в силу ТК РФ, работодатели — физические лица лишены права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые (ст. 66 и 309 ТК РФ). Документом, подтверждающим работу у предпринимателя без образования юридического лица, является письменный трудовой договор, зарегистрированный в органе местного самоуправления (ст. 303, 309 ТК РФ)

Большое количество нарушений выявляется в связи с необоснованным заключением срочных трудовых договоров при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения трудовых договоров на неопределенный срок.

Этот вид нарушений трудового законодательства получил очень широкое распространение под видом «трудовых контрактов». С принятием нового ТК РФ возможность заключения срочных трудовых договоров регламентирована достаточно четко, однако не надо забывать, что основания, послужившие причинами заключения срочного трудового договора, должны быть обязательно отражены в тексте трудового договора (ч. 5 ст. 57 ТК РФ), поскольку это существенные условия трудового договора.

Например, часть 14 ст. 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения срочных трудовых договор с творческими работниками средств массовой информации, театрально-зрелищных, кино-, теле-, видеосъемочных организаций, цирков и т.п., а так же профессиональными спортсменами. Перечень профессий, относящихся к творческим в указанных организациях, в настоящее время разрабатывается и будет, в соответствии с законом, утвержден Правительством РФ. Это, во-первых, означает, что до утверждения таких перечней срочные трудовые договоры по указанному основанию не могут заключаться, а, во-вторых, что и после утверждения таких перечней срочные трудовые договоры не могут заключаться с лицами, поступающими в творческие организации на работу, не относящуюся к творческой (водители, бухгалтеры, уборщицы и т.п.).

Срочный трудовой договор, заключенный без достаточных, установленных ст. 59 ТК РФ оснований, признается заключенным на неопределенный срок. Такое решение может быть принято государственным инспектором труда либо судом.

Типичным нарушением, связанным с работой кадровых служб, является несвоевременное ознакомление работников с приказами о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ). Законом для этого отпущено только 3 дня. Тот факт, что отдельные подразделения могут находиться достаточно далеко от кадровой службы, не является уважительной причиной невыполнения указанных требований закона, а несоблюдение этой процедуры, например, в случае привлечения к дисциплинарной ответственности, влечет за собой отмену дисциплинарного взыскания.

В настоящее время много проблем возникает в связи с тем, что вместо трудовых договоров с работниками заключаются договоры гражданско-правового характера . Надо обязательно помнить, что трудовые отношения характеризуются прежде всего трудовой функцией, то есть работой по определенной специальности, квалификации или должности, в то время как гражданско-правовые отношения — выполнением определенного объема работ или оказанием определенных услуг. Отличительным признаком трудовых отношений со стороны работника является подчинение правилам внутреннего трудового распорядка предприятия, а со стороны работодателя - обеспечение условий труда, в том числе и безопасных.

Кроме того, госинспекторы труда имеют право приостанавливать работу отдельных подразделений в тех случаях, когда выявлены нарушения требований охраны труда, которые могут создать угрозу жизни и здоровью работников, до момента устранения указанных нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам ведения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований по охране труда; выдавать разрешения на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов и др.

В-четвертых , это привлечение виновных в нарушениях законодательства о труде к установленной, в соответствии с федеральными законами, ответственности. Новый Трудовой Кодекс, в ст. 419, определяет виды ответственности за нарушение трудового законодательства. Ответственность за нарушения трудового законодательства предусмотрена:

Уголовная (ст. 143, 145, 145-1 УК РФ),

Административная (в соответствии с вступившим с 1 июля 2002 года новым Кодексом РФ об административных нарушениях, который предусматривает ответственность за нарушения трудового законодательства в нескольких составах и устанавливает полномочия государственных инспекторов труда при применении административной ответственности),

Дисциплинарная (в ТК РФ предусмотрена такой вид дисциплинарной ответственности, как увольнение по инициативе работодателя по п.п. «д». п.6 ст. 81 ТК РФ за нарушения работником требований по охране труда, если это повлекло за собой тяжкие последствия),

Материальная (с точки зрения надзорно-контрольной функции государственной инспекции труда, это, прежде всего, ответственность работодателя перед работником - за незаконное лишение возможности трудиться, за несвоевременную выплату заработной платы и пр.)

Обязанность работодателя своевременно уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства, также предусмотрена статьей 22 ТК РФ.

Следует обязательно отметить, что закон, предоставив государственным инспекторам труда большие полномочия, возложил на них и целый ряд обязанностей. При осуществлении надзорно-контрольной деятельности инспектор обязан соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а также Положение о федеральной инспекции труда, регулирующее деятельность инспекции. Особо выделена такая обязанность госинспектора труда, как обязанность хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую ему известной при осуществлении своих полномочий (ст. 358 ТК РФ). На практике это выглядит таким образом, что инспектор имеет право (ст. 357 ТК РФ) потребовать для проверки различные документы, из которых можно судить о соблюдении трудового законодательства в проверяемой организации. Это могут быть, например, банковские проводки. Предметом контроля в данном случае может быть целевое использование бюджетных средств, направленных на погашение задолженности или выплату заработной платы, а также на финансирование мероприятий по охране труда (ст. 226 ТК РФ). Кроме того, это платежные ведомости по выплате заработной платы, расчетные карточки, договоры гражданско-правового характера, так как часто встречаются случаи неправильной квалификации трудового договора, как договора гражданско-правового характера, договоры о полной материальной ответственности и пр. Такая информация, может быть отнесена к коммерческой тайне (в соответствии с локальными нормативными актами), инспектор же имеет законодательное право доступа к такой тайне, но обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений.

Действия государственного инспектора труда, как и всякого должностного лица, могут быть обжалованы. Жалоба на действия инспектора может быть направлена либо руководителю инспекции, либо в вышестоящую организацию, либо в суд.

В ст. 104 Основ законодательства о труде указано: «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов;

профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда -согласно положениям об этих инспекциях, утвержденным ЦК профсоюзов...

3) министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им предприятий, учреждений, организаций.

Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями и их должностными лицами возлагается на Генерального Прокурора Украины ».

К органам государственного контроля и надзора относятся следующие:

Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Кабинете Министров (Госгортехнадзор) осуществляет: надзор за соблюдением правил изготовления и эксплуатации паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для горячей воды и пара, подъемных сооружений (кранов, лифтов и т. п.); контроль за порядком обучения, аттестации и допуска персонала к обслуживанию этих объектов, а также за проведением периодической проверки знаний; рассмотрение всех новых правил и норм охраны труда, а также внесение в действующие правила и нормы дополнений, связанных с внедрением новой техники, технологии или новых методов работы.

Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ по атомной энергетике (Госатомнадзор) - комитет по охране труда, действующий как и Госгортехнадзор в пределах своих функций при Кабинете Министров.

Государственная инспекция по энергетическому надзору (Госэнергонадзор), осуществляет надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, за выполнением всеми потребителями энергии действующих правил устройства электроустановок и правил техники безопасности при их технической эксплуатации, а также за рациональным использованием электрической и тепловой энергии во всех отраслях народного хозяйства.

Государственный санитарный надзор (Госсаннадзор), осуществляет надзор за соблюдением предприятиями гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил. Основной его задачей является контроль за проведением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней среды вредными промышленными выбросами, хозяйственно-бытовыми отходами; за оздоровлением условий труда, а также за организацией и проведением мероприятий по предупреждению заболеваемости.

Государственный пожарный надзор (Госпожнадзор в настоящее время вошел в состав МЧС), контролирует проведение противопожарных мероприятий на всех производственных объектах, в жилых и общественных зданиях; выявляет и пресекает нарушения действующих правил, а также осуществляет разработку или согласование противопожарных норм, правил, технических условий для проектируемых и реконструируемых объектов различного назначения.

Морской Регистр и Речной Регистр Украины, являясь органами государственного технического надзора за безопасностью человеческой жизни на воде, в издаваемых Правилах устанавливают технические требования к судам, а также к материалам и изделиям, предназначенным для постройки и ремонта судов и их оборудования. Выполнение Правил и дополнительных требований является обязанностью проектных организаций, судовладельцев, верфей, а также предприятий, которые изготавливают материалы и изделия, подлежащие надзору Регистра. Регистр устанавливает технические требования, обеспечивающие условия безопасного плавания судов, охраны человеческой жизни и надежной перевозки грузов.

Надзор и контроль осуществляют также профессиональные союзы, в состав которых входят техническая и правовая инспекции труда.

Правовая инспекция труда контролирует соблюдение администрацией предприятий, учреждений и организаций законодательства о труде. (Такие инспекции создаются в республиканских, краевых, областных, в центральных комитетах профсоюзов.

Техническая инспекция работает в тесном контакте с правовой инспекцией труда, органами Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госсаннадзора и другими органами государственного надзора.

Технические инспектора труда :

Осуществляют надзор и контроль за соответствием требованиям техники безопасности и производственной санитарии технологических процессов, производственных помещений, оборудования и т. д.;

Производят в присутствии администрации обследование подконтрольных предприятий, цехов;

Выдают администрации предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

Ставят перед соответствующими профсоюзными органами вопрос о приостановке работы отдельных цехов и предприятий, не отвечающих требованиям безопасности труда;

Осуществляют контроль за правильностью применения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и т. д.

Общественный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях проводится профсоюзными комитетами, которые создают комиссию по охране труда, возглавляемую одним из членов профсоюзного комитета. Эта комиссия контролирует выполнение администрацией законодательства и требований охраны труда на каждом рабочем месте, участвует в разработке плана мероприятий по охране труда и проверяет его выполнение.

Общественный инспектор по охране труда избирается в каждой профгруппе. Он обязан: контролировать соблюдение трудового законодательства на своем производственном участке; следить за состоянием инструмента и оборудования, за обеспеченностью рабочих спецодеждой и индивидуальными средствами защиты; участвовать в расследовании несчастных случаев. Все эти обязанности общественный инспектор выполняет в порядке общественной работы.

Созданию здоровых и безопасных условий труда, повышению культуры производства на предприятиях судостроительной промышленности во многом способствует правильно организованный трехступенчатый контроль безопасности труда . Этот контроль проводит администрация совместно с профсоюзной организацией для выявления и устранения нарушений правил, норм и стандартов по безопасности труда, недостатков в обеспечении безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах и производственных участках, при санитарно-бытовом и медико-профилактическом обслуживании работающих. Общее руководство по организации трехступенчатого контроля осуществляют главный инженер предприятия и председатель профсоюзного комитета.

Первая ступень контроля предусматривает ежедневную до начала работы проверку состояния условий труда на рабочих местах мастером и общественным инспектором. Выявленные нарушения немедленно устраняют, а если это требует определенного времени, в журнал трехступенчатого контроля, который хранится у мастера в цехе, вносится запись с указанием сроков устранения замечаний и ответственных за это. Проверку безопасности труда на строящемся судне ежедневно производит строитель; все замеченные недостатки записываются в специальный журнал.

При проведении обследования на уровне первой ступени контроля особое внимание обращают на следующие моменты: состояние рабочих мест и правильность их организации (освещенность, расположение инструмента, приспособлений и т. д.); выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой; безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств; соблюдение правил электробезопасности при работе с электроинструментом; исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств; соблюдение работающими инструкций по охране труда.

Выявленные нарушения должны быть устранены незамедлительно под контролем начальника участка. В случае грубого нарушения, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работу приостанавливают до устранения этого нарушения. Мастер и общественный инспектор по охране труда обязаны информировать свои коллективы о нарушениях, выявленных в результате проверки на первой ступени контроля, и о принятых мерах.

Вторая ступень контроля предусматривает обследование состояния условий труда на всех участках цеха не реже двух раз в месяц (как правило, еженедельно), а также на участках работ на строящихся судах для проверки выполнения мероприятий, намеченных по результатам предыдущего контроля второй и первой ступеней. Обследование проводят начальник, механик, энергетик цеха, старший общественный инспектор по охране труда цехкома профсоюза, а также инженер отдела охраны труда. Выявленные недостатки фиксируют в цеховом журнале трехступенчатого контроля с указанием сроков их устранения и ответственных лиц.

В ходе проверки на уровне второй ступени члены комиссии обращают особое внимание на выполнение предписаний контролирующих органов (Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госсаннадзора, Госпожнадзора, Госатомнадзора, технической инспекции труда), а также мероприятий, предусмотренных коллективным договором и комплексными планами улучшения условий труда; на исправность оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных и грузоподъемных средств, предохранительных устройств и т. д.

Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал (как правило, один раз в месяц).

В состав комиссии входят заместитель главного инженера по охране труда, председатель комиссии охраны труда комитета профсоюза, руководители технических служб (по принадлежности), руководитель технадзора за зданиями и сооружениями, начальник пожарной охраны, санитарный врач. К контролю рекомендуется привлекать внештатных технических инспекторов труда. Проверку проводят в присутствии руководителя и старшего общественного инспектора по охране труда проверяемого подразделения.

Годовой график контроля составляют с таким расчетом, чтобы в течение года каждый цех был обследован не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении безопасности труда -- не менее шести раз. Этот график, согласованный с профсоюзным комитетом и утвержденный руководителем предприятия, выдается руководителям всех цехов и технических служб, а также цеховым комитетам профсоюза.

На третьей ступени контроля комиссия проверяет:

Своевременность и правильность проведения первой и второй ступеней контроля и выполнение намеченных ранее мероприятий по устранению выявленных недостатков;

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;

Выполнение мероприятий, предусмотренных комплексными планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

Организацию внедрения стандартов безопасности труда;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Результаты проверки, отраженные в акте, в недельный срок обсуждают на совещаниях у руководителя предприятия с участием профсоюзного актива и всех руководителей цехов и участков. Совещание оформляется протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководитель предприятия издает приказ.

Государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда и природоохранной деятельностью

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов федерации за охраной труда, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утвержденными в установлен ном порядке.


Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) но охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на производстве, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.


Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.


Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.


Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственными органами управления охраной труда.


Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

  1. осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;
  2. проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
  3. принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
  4. получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
  5. предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  6. осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
  7. осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
  8. принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке к эксплуатации производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  9. принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
  10. обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
  11. принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства по охране труда, обязательств установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, а также с изменением условий труда.

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательства и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или положениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.


За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.


В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений связана с опасностью для жизни и здоровья работников и населения, их деятельность может быть приостановлена по предписанию должностных лиц органов государственного надзора и контроля, а решение о закрытии указанных предприятий принимается органами государственного надзора и контроля.


Решение органов государственного контроля и надзора о закрытии предприятия может быть обжаловано в судебном порядке.


Государственный надзор за природоохранной деятельностью осуществляют Прокуратура России, Министерство экологии и использования природных ресурсов России, специальные государственные (федеральные) и местные инспекции.


В числе задач, которые должны решать природоохранные органы, можно выделить следующие шесть:

  1. комплексное управление природоохранной деятельностью в стране и проведение единой научно-технической политики в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов;
  2. государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыбных запасов) мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод России, континентального шельфа;
  3. разработка предложений по совершенствованию механизма природопользования, утверждение экологических нормативов, правил и стандартов, разработка предложений в государственные программы по рациональному использованию ресурсов, охране природы и контролю их выполнения;
  4. государственная экологическая экспертиза схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологий и т.п.;
  5. выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, на специальное водопользование, контроль за отведением земель под вес виды хозяйственной деятельности;
  6. руководство заповедным делом.

Природоохранные органы, в том числе и местные, обладают необходимыми полномочиями. Они, в частности, имеют право:

  1. налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного и иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства; приостанавливать работу предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды; предъявлять иски предприятиям, а также гражданам о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде загрязнением и нерациональным использованием природных ресурсов.

В соответствии с законом об охране атмосферного воздуха контроль за состоянием атмосферы возложен на Общегосударственную службу наблюдения и контроля зa уровнем загрязнения атмосферы и природной среды - ОГСНК, входящую в систему Госкомгидромета. В основу работы ОГСНК положена комплексность наблюдений за химическим составом атмосферы, метеорологическими параметрами и вредными выбросами в атмосферу. Наблюдения за загрязнением атмосферы проводятся на стационарных, маршрутных и передвижных (подфакельных) постах.


Ряд вопросов, связанных с состоянием природной среды, подконтролен Государственному комитету по санитарно-эпидемиологическому надзору (Госсаннадзору РФ).


Одним из элементов контроля и управления охраной природы является привлечение к ответственности нарушителей природоохранного законодательства. К ответственности в качестве правонарушителей могут привлекаться предприятия, организации, учреждения, их должностные лица, а также граждане. Правонарушения в области охраны атмосферы, земель, недр, вод, животного и растительного мира влекут за собой все виды ответственности - материальную, административную, дисциплинарную и уголовную. Наиболее распространенным видом ответственности в настоящее время является административная ОТВСТСТВенность.


Мерами административного взыскания в области охраны окружающей среды являются предупреждение, денежный штраф, конфискация имущества (например, средств улова), временное лишение прав. Меры административного взыскания применяются лишь в отношении граждан и должностных лиц. В отношении предприятий, учреждений и организаций, допускающих административные правонарушения, применяются меры административного воздействия: приостановление или прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов и других хозяйственно-технических объектов, систематически загрязняющих ОПС сточными водами и выбросами в атмосферу; запрещение использования отдельных машин, механизмов, приборов, являющихся источниками загрязнения, шума, вибрации, излучения свыше допустимых норм, и т.д. Некоторые меры административного воздействия могут применяться и в отношении граждан.


Меры административного воздействия и взыскания в области охраны природной среды применяются соответствующими должностными лицами либо государственных органов, либо по постановлениям административных комиссий при органах местного самоуправления на основании протоколов или актов о совершенных правонарушениях, составленных государственными или общественными инспекторами по охране природы.


Различными вопросами охраны природы занимаются также общественные организации и движения. В качестве примера крупной общественно-массовой организации можно привести Всероссийское общество охраны природы, функционирующее с 1924 года. В его составе более 30 млн человек и 62 тыс. коллективных членов.

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

Состояния оборудования, территории, сооружений;
правильности ведения документации по ОТ;
наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
радиоактивных веществ;
— атомной энергии;
ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
— гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.

Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

Жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Просмотров