Виды безопасности и их классификация. Угрозы информационной безопасности обществ К угрозам безопасности общества относятся

Безопасность общества и личности

Объединение людей, образование социальных связей повышает безопасность каждого участника этого объединения. И возникает общий интерес участников в безопасности образованного сообщества, В результате накопления исторических форм совместной жизни и жизнедеятельности сообщество объединялось сначала неписаными обычаями, традициями, моралью, а затем ещё и формальными правилами поведения, законами и т.п.


Под безопасностью общества следует понимать способность социальных групп защищать и отстаивать свои права, свободы и другие ценности


Объектом безопасности общества является общественная жизнь страны. Субъектами - органы власти, а также общественные организации (институты, фонды, центры и т.д.).


Критерием обеспеченности безопасности общества является наличие общественной системы безопасности и ее влияние на деятельность международных организаций, государств, внутренних политических и общественных институтов.


Безопасности общества могут угрожать следующие опасности: пренебрежение общественным мнением со стороны органов власти; поддержка властью только приспособленческих общественных сил, подавление, унижение, уничтожение оппозиции, политика дробления общества на мелкие части; запрещения и ограничения собраний, шествий, митингов, демонстраций; гонения на демократические и народные партии, организации, СМИ, противоречия между интересами (потребностями) социальных групп, стремление одних осуществить свои интересы за счёт других, подчинить себе другие группы, получить преимущества и привилегии.


Общество - совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей, определенных форм социальных отношений. Человек, как известно, находится на высшей ступени развития живых организмов на Земле и является субъектом общественно-исторической деятельности. Таким образом, понятие «безопасность общества» оказывается тесно связанным с другим термином - «безопасность личности (человека)».


В определении В.И. Ярочкина (2000) безопасность личности - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека. Т.е. оно совпадает с определением понятия «здоровье».


Безопасность личности определяется внутренними и внешними факторами. К числу внутренних факторов, связанных с самим человеком, относятся наследственность и образ жизни человека.


Внешние факторы являются средовыми. Это воздействия естественной (природной) среды, антропогенной (созданной человеком) среды, техносферы, производственной деятельности, а также факторы социального характера.


Объектом обеспечения безопасности личности является человек, а субъекты многочисленны: государство, его институты, организации, чиновники; общество, социальные группы, производственные и территориальные корпорации; семья и другие личности. Следует помнить, что и сам человек является субъектом обеспечения своей безопасности.


Критериями обеспечения безопасности личности на государственном уровне является высокая продолжительность жизни граждан, низкий уровень социальной напряженности в обществе. Если же говорить о показателях безопасности конкретного человека, то в качестве таковых можно назвать отсутствие хронических соматических и психических заболеваний, а также субъективную удовлетворенность человека своим уровнем жизни, работой, обстановкой в семье и обществе.


Перечень угроз безопасности человека (личности) включает:

  1. лишение жизни, здоровья, дееспособности;
  2. насильственное разрушение сложившегося и навязывание чуждого мировоззрения;
  3. манипулирование сознанием и поведением;
  4. нравственное развращение и физическое растление;
  5. ограничение или лишение международно признанных прав и свобод;
  6. насильственное подчинение преступным группировкам,
  7. использование человека как средства обогащения другого;
  8. формирование покорности любым порядкам;
  9. опасности, свойственные другим направлениям безопасности (политические, экономические, экологические и др.);
  10. отсутствие государственного и международного контроля за разработкой и использованием энергоинформационного оружия и психотропных средств;
  11. отсутствие законодательства по защите от несанкционированного энергоинформационного воздействия на мозг человека.

Анализ перечисленных угроз показывает, что на безопасность личности оказывает влияние не только возможность причинения физического вреда организму человека, но и широкий спектр различных воздействий именно на его личность.


В этой связи выделяют несколько типов угроз Энергоинформационные опасности - это воздействия на мозг человека какими-либо физическими полями, методами или средствами, например, электромагнитными, магнитными или акустическими. Психологические факторы связаны с применением различных методов воздействия на сознание и подсознание (нейролингвистическое программирование, гипноз, зомбирование). Информационно-психологические угрозы основаны на использовании определенной информации, ее структурирования, средств и способов ее подачи для обеспечения некритического восприятия в качестве регулятора поведения.


Психотропные средства - это фармакологические препараты, наркотические вещества, воздействующие на биохимические процессы в нервной системе человека и задающие уровни бодрствования, активности или пассивности, характеристики психического здоровья. К числу опасностей психотронного типа относятся технические устройства, способные генерировать и направленно излучать электромагнитные волны со спектром частот, нарушающих биоэлектрические процессы головного мозга и вызывающие сбои в психической деятельности человека.


Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев обеспечить безопасность того и другого невозможно. Тогда возникает трагическая ситуация - нужно жертвовать либо безопасностью общества, либо жизнью (здоровьем) человека. Т.е. в ряде случаев необходимость обеспечения общества и государства становится угрозой безопасности конкретных людей.


Если участники сообщества в критических ситуациях могут поставить безопасность большинства (безопасность сообщества) выше личной безопасности, то сообщество устойчиво, долговременно, жизнеспособно. Можно считать, что такое сообщество и его участники духовно здоровы. Духовное здоровье основывается на потребности человека в уважении, но только в том случае, если сообщество создало эффективный механизм преобразования общественных интересов в первые личные интересы. Этим механизмом являются мораль и законы, обеспечивающие почёт и привилегии личностям, жертвующим личной безопасностью ради безопасности сообщества, и - немаловажно - их потомкам.


В противном случае, когда сообщество не имеет (или лишается) господства морали и соответствующих законов, когда личная безопасность для участников сообщества становится всегда важнее безопасности сообщества, оно будет существовать до первой критической ситуации. Оно нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство его участников, которых покорит другое, более сплочённое сообщество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые сообщества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определения понятиям «опасность» и «угроза». В чем разница между ними?
2. Приведите классификацию видов ущерба, охарактеризуйте каждый из них.

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Политология

Тема: Главные угрозы для безопасности России



Введение

Заключение

Список литературы

Введение


Безопасность Российской Федерации - это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под угрозами безопасности мы понимаем потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям нации и Государства. Угрозы безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе и за пределами её территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.

К основным объектам безопасности относятся:

личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности;

государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность

Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности в зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности. их можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

угроза безопасность экономическая россия

1. Угрозы безопасности: внешние, внутренние, трансграничные


Сегодня существует несколько типов угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные. К внешним угрозам следует отнести развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Р.Ф. со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

.снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

2.снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

.усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

.наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

.повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

.ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

.создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

.территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

.международный терроризм;

.ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

.резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

.активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

К внутренним угрозам специалисты относят: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

1.усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;

2.деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;

.усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

.криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;

.резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста - научно-технический потенциал - за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;

.усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;

.усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;

.повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

.снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;

.демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Негативными тенденциями характеризуется экологическая обстановка в мире. Её характерными чертами являются истощение природных ресурсов, периодическое возникновение обширных зон экологических бедствий и катастроф, деградация возобновляемых природных ресурсов. Для большинства стран характерно применение экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте. Реальную угрозу интересам России представляет тенденция использовать её территорию для размещения вредных отходов химической и атомной промышленности развитых стран Европы.

Нарастают негативные тенденции в мировой социальной сфере. Отмечается увеличение удельного веса больных, инвалидов, людей, страдающих от голода и недоедания, употребления некачественной воды. Остается высокой доля безграмотных и безработных (по официальному показателю уровня безработицы Россия пока входит в число наиболее благополучных стран, занимая примерно 7-е место в мире). Однако по классификации Международной Организации Труда в России насчитывается более 5 млн. безработных. Примерно столько же трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденном отпуске, снижается уровень материального обеспечения населения. Расширяются до угрожающих размеров миграционные процессы. Ухудшаются показатели физического и умственного развития людей.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения. Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Потребление учтённого и неучтённого алкоголя на душу населения в перерасчете на чистый спирт составляет от 11 до 14л, тогда как ситуация оценивается опасной при показателе - 8л

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

Деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан. Трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

Деятельность международных террористических организаций.

Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях - межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию.

Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России - это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них, как видится автору, весьма затруднительно.

Терроризм несет угрозу интересам страны в социальной сфере, которые заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Разрушая экономическую и политическую системы жизни общества, терроризм препятствует достижению высшей ценности общества, которая заключается в его собственном благополучии.

Терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека - право на жизнь. Результат двух чеченских войн и деятельности всех про - и антироссийских администраций - полномасштабная гуманитарная катастрофа. За 12 лет антитеррористической войны в Чеченской Республике суммарные потери составили около 45 тыс. человек. Свыше полумиллиона жителей Чечни и прилегающих территорий вынуждены были покинуть свои дома

Процесс выявления источников опасностей и угроз требует ясного понимания их общих и специфических признаков. Источники опасности для безопасности государства находятся в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Представляется, что наиболее существенные из них скрыты в сферах политических отношений государства, классов, социальных групп общества; экономических отношений; духовно-идеологической, этно-национальной и религиозной, а также в экологической сфере и сфере обеспечения информационной безопасности и др.

2. Угрозы национальной экономической безопасности


Экономические угрозы заключены в экономических отношениях, в экономических категориях - изменении курсов валют, процентных ставок, цен, нарушениях обязательств по контрактам и т.д. Объектами экономических угроз являются экономики целых стран, регионов, отраслей, отдельные экономические системы, предприятия, группы населения, семьи, точнее - семейные бюджеты (домашние хозяйства - по западной терминологии) как экономические системы нижнего иерархического уровня. Таким образом, экономические угрозы - это угрозы экономическим системам, порождаемые экономическими отношениями и явлениями. Однако коренные причины возникновения экономических угроз обычно кроются не в самой экономике, а в других сферах

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России

Дезорганизация национальной экономики - вплоть до ее банкротства (в результате проведения целенаправленных и масштабных спекуляций на рынке ценных бумаг либо массированного предъявления платежных требований, которые РФ как страна-должник окажется не в состоянии выполнить, с последующим арестом зарубежного имущества и замораживанием банковских счетов и прочими негативными последствиями).

Экономическая блокада, или "мягкое эмбарго" (в форме интенсивной, целенаправленной конкуренции).

Продовольственная уязвимость. Россия рискует перейти в импорте продуктов питания "красную" черту: критический для продовольственной независимости страны уровень порядка 30 %, в то время как в ряде промышленных областей доля зарубежного продовольствия составляет до 60 %. К этому сценарию примыкает проблема биологической деградации населения вследствие последовательного ухудшения структуры питания и качества продуктов массового потребления.

Существует не только вероятность деградации российской экономики до уровня природно-сырьевого анклава мирового хозяйства, но и возможная перспектива поэтапного выведения страны из мировой торговли ресурсами.

Угроза криминализации общества - утрата государством контроля над экономической и финансовой деятельностью.

По некоторым оценкам, криминальными группировками в той или иной форме контролируется 20-30 % коммерческих и банковских структур. Проявлением этой угрозы является и крупномасштабная коррупция во всех эшелонах власти.


3. Принципы обеспечения безопасности Российской Федерации


Основными принципами обеспечения безопасности являются:

законность;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности Российской Федерации

При обеспечении безопасности Российской Федерации не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством


4. Основные функции системы безопасности


Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов без-

опасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации создаются и развиваются в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента России, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;

службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны МЧС;

пограничные войска ФПС, внутренние войска МВД;

органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности

Заключение


Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

В современных условиях как внутренние, так и внешнеполитические успехи стран определяются не только их военной и экономической мощью, но и успехами в установлении фактического контроля над основными информационными и культурными процессами. Отставание в области информационных технологий превращается в серьезную глобальную угрозу безопасности. поскольку создает реальные возможности эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран в своих целях, распространять и внедрять свои идейные ценности, свою культуру и язык, тормозить духовно-культурное развитие остального мира, трансформировать и даже подрывать его духовно-нравственные устои. Вместо "горячих" войн для достижения своих политических целей все чаще стали использоваться методы информационной войны.

Система международной безопасности, созданная после окончания Второй мировой войны, изначально не предусматривала мер противодействия подобного рода угрозам, поэтому одна из основных задач, встающих перед человечеством, воздвигнуть прочный барьер на пути столь опасных явлений.

Список литературы


1.Закон Российской Федерации " О Безопасности" М. 1992

2. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А. Безопасность жизнедеятельности. М 2009

3. Кошелев А.Н. Национальная экономика. М 2008

4. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности 2005

.. Белых В.С. Проблемы национальной экономической безопасности России "внутренние и внешние факторы" Бизнес, менеджмент и право Научно практический экономико правовой журнал №2 2007

6. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. - М.: Гардарика, 2004.

7. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в 21веке - М.: Юридический институт МИИТа, 2002.

8. Куликов. А Антитеррористическая борьба требует системной координации // Хранитель,19 октября 2006 г.

Существует множество видов опасностей и угроз:
. против собственности физического или юридического лица, государства;
. против жизни и здоровья человека;
. против конституционных прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина;
. в сфере экономической деятельности;
. в сфере компьютерной информации и т.д.
Множество видов опасностей и угроз обусловливают множество видов безопасности: экономическая, политическая, информационная и т.д. В основе классификации видов опасностей лежат два основных признака: субъект, на интересы которого направлены угрозы (структурный признак); сфера общественной жизни и направления человеческой деятельности (функциональный признак).
В зависимости от субъекта, интересам которого угрожают различные опасности, выделяют государственную или национальную, региональную безопасность, безопасность предпринимательства и жизнедеятельности граждан.
Безопасность государства — это состояние внутренней и внешней среды государства, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы его жизненно важным интересам. К жизненно важным интересам государства следует отнести суверенитет, территориальную целостность, конституционный строй.
Безопасность региона — состояние внутренней и внешней среды региона, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы его жизненно важным интересам. К жизненно важным интересам региона относятся стабильное воспроизводство и развитие его природно-ресурсного, экономического, демографического и социального потенциала.
Безопасность предпринимателя — состояние среды функционирования предпринимателя, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы жизненно важным интересам и потребностям предпринимателя и его деятельности. Данные механизмы должны обеспечить защиту предпринимателя не только от посягательств на его жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство, но и защиту имущества, принадлежащего ему инноваций и конфиденциальной информации, обеспечивающей эффективное функционирование созданного им предприятия.
Безопасность гражданина — состояние среды проживания и деятельности человека, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы его жизненно важным интересам и потребностям. Данные механизмы направлены на защиту от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство, имущество каждого гражданина.
В зависимости от функциональной направленности выделяют следующие виды безопасности:
1) политическая — состояние внутренней и внешней среды государства, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы политическим интересам страны, народа, общества, граждан. Под политической безопасностью ученые понимают безопасность власти и политики, сохранение существующего конституционного строя, политической и социальной стабильности, демократических ценностей;
2) военная — состояние внутренней и внешней среды государства, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы военного насилия, государственному суверенитету, территориальной целостности, национальным интересам;
3) правовая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов правовые или юридические опасности, угрозы последствий юридической деятельности. К таким угрозам, в частности, следует отнести: несоответствие норм законов положениям правовых актов более высокого уровня (Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, Уголовному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Трудовому кодексу РФ и др.) и социально-экономическим реалиям; противоречия между законодательными актами одного уровня; правовую неурегулированность отдельных сторон социально-экономических отношений; нарушение норм законов и злоупотребление ими; несоблюдение основных прав и свобод граждан, их правовых гарантий и т.д.;
4) социальная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы разрушения или деградации социальной сферы общества и государства, проявляющиеся в росте преступности и безработицы, снижении уровня жизни и образования, резкой поляризации общества и т.д.;
5) демографическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы количеству и этническому составу населения страны;
6) психологическая — состояние среды проживания и деятельности человека, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы психологическому комфорту человека, выражающемуся в осознании его статуса, чувства собственного достоинства и неприкосновенности, в эмоциональном принятии себя;
7) интеллектуальная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы интеллектуальным интересам гражданина, хозяйствующего субъекта, общества и государства, непосредственно гражданину как носителю интеллекта, продуктам его интеллектуального труда;
8) генетическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы генетической информации, включающей генотип, генофонд, метагенофонд. Генетическая безопасность связана с биологической, экологической, продовольственной, энергетической и другими видами безопасности;
9) экологическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы человеку, обществу и государству последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, стихийных бедствий и катастроф;
10) сырьевая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы минерально-сырьевой базе региона, государства;
11) продовольственная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы присутствию, пригодности, доступности и использованию продуктов питания;
12) информационная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы информационной сфере человека, общества, хозяйствующего субъекта и государства, включающей информационные ресурсы, механизмы обработки и передачи информации;
13) экономическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы состоянию и развитию экономических систем различного уровня: домашних хозяйств, предприятий и организаций, экономик регионов и государства. Экономическая безопасность включает в себя отдельные виды безопасности, которые являются самостоятельными направлениями в рамках экономической сферы деятельности, обеспечивающих ее:
. научно-техническая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы научному и техническому потенциалу хозяйствующего субъекта, региона, страны, в частности достигнутому уровню и развитию науки, технологии, промышленности, состоянию сырьевой базы;
. технологическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы достигнутому уровню и развитию науки и технологий для обеспечения суверенитета и устойчивого развития экономики хозяйствующего субъекта, региона, государства. Между видами безопасности, классифицированными по структурному и функциональному признакам, существует взаимосвязь, которая обусловлена направлениями деятельности, осуществляемыми на разных уровнях государственного устройства (табл. 1.1).
Кроме рассмотренных выше классификационных критериев, с целью создания адекватной системы безопасности специалисты предлагают применять и другие, например вид воздействия деструктивных сил (причины возникновения), масштабы.
Таблица 1.1
Взаимосвязь видов безопасности, классифицированных по функциональному и структурному признакам


По виду воздействия деструктивных сил выделяют такие виды безопасности, как:
. геобиофизическая — обеспечивает защиту различных объектов от разрушающего воздействия природных факторов. К угрозам геобиофизического характера относятся природные катаклизмы (ураганы, торнадо, наводнения, смерчи, извержения вулканов), истощение и сокращение запасов природных ресурсов, ухудшение качества среды обитания человека;
. социальная (общественная) — гарантирует защиту различных объектов от угроз, возникающих в результате социальных противоречий в обществе. К угрозам социальной безопасности причисляют преступность, низкий уровень жизни, полярность общества, безработицу, неудовлетворительную систему образования и т.д.;
. технико-технологическая — обеспечивает защиту различных объектов от угроз, исходящих от современных технических систем, производственных процессов в форме техногенных аварий.
По масштабам выделяют международную, национальную и локальную безопасность, которые, в свою очередь, имеют уровни: международная — глобальный и региональный; национальная — государственный, общественный, региональный и отраслевой; локальная — уровни хозяйствующего субъекта, домашнего хозяйства и человека.

1.К наиболее значимым элементам современной системы международных отношений относятся все, кроме:

а) Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН

б) Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности

в) Стратегическое партнерство России и Франции

г) Шанхайская организация по сотрудничеству

д) Организация Северо-Атлантического договора и Европейский Союз

2. К приоритетам строительства Вооруженных сил России относятся все, кроме:

а)сохранение потенциала стратегических сил сдерживания

б) наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск

в) организация территориальной обороны

г) своевременное оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой

3.Под национальной безопасностью РФ понимается :

а) предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации

б) безопасность Российского многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ

в) совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства и, в первую очередь, его возможность обеспечивать защиту суверенитета, территориальной целостности и экономической независимости

4. Интересы общества включают:

а) обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие

б) упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России

в) защиту конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установление политической, экономической и социальной стабильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка

5 . К угрозам национальной безопасности относятся все, кроме:

а) террористическая угроза

б) угроза распространения наркотических веществ

в) угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации

г) угроза физическому здоровью нации

6. Основными принципами обеспечения национальной безопасности РФ являются все, кроме:

а) соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ; б) реальность выдвигаемых задач;

в) приоритетность силовых мер обеспечения национальной безопасности

г) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности

7. За своевременное выявление угроз национальной безопасности РФ, за подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности РФ ответственен:

а) Президент РФ

б) Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ

в) Правительство РФ; г) Совет Безопасности РФ

8 . Военная доктрина РФ это:

а) официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной опасности, использованию Вооруженных Сил и других войск РФ для защиты интересов государства

б) система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности

в) особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации

9. Военная доктрина РФ носит:

а) оборонительный характер; б) наступательный характер; в) промежуточный характер

10. Попытки насильственного изменения конституционного строя РФ это:

а) внешняя угроза военной безопасности

б) внутренняя угроза военной безопасности

в) трансграничная угроза военной безопасности

11. Под национальной безопасностью понимают:

а) это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах;

б) безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации;

в) комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России;

г) наращивание количества группировок войск постоянной готовности.

12. Основные направления деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются все, кроме:

а) объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах;

б) определение критериев национальной безопасности, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в различных сферах;

в) соблюдение норм международного права и российских законов;

г) поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

13. К наиболее значимым элементам современной системы международных отношений относятся все, кроме:

а) Организация Объединенных Наций и Совет безопасности ООН;

б) Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности;

в) Шанхайская организация по сотрудничеству;

г) Стратегическое партнерство России и Канады.

14. К актуальным задачам развития Вооруженных Сил России относится все, кроме:

а) сохранение потенциала стратегических сил сдерживания;

б) активизация перевода Вооруженных Сил на контрактную основу;

в) не наращивать количество группировок войск постоянной готовности;

г) своевременное оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой.

15. В каком документе сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации?

а) Военная доктрина;

б) Концепция национальной безопасности Российской Федерации;

в) ФЗ «О военном положении»; г) ФЗ «О чрезвычайном положении».

16. Интересы государства состоят в ….., кроме:

а) в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;

б) в установлении политической, экономической и социальной стабильности;

в) в упрочении демократии, достижении и поддержании общественного согласия;

г) в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка.

17. Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются все, кроме:

а) соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ;

б) реальность выдвигаемых задач;

в) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности;

г) приоритетность силовых мер обеспечения национальной безопасности.

19. К угрозам национальной безопасности относятся все, кроме:

а) распространение оружия массового поражения;

б) истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации;

в) расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ или ее союзников;

г) угроза физическому здоровью нации.

20.Попытки насильственного изменения конституционного строя РФ это:

а) внешняя угроза военной безопасности;

б) трансграничная угроза военной безопасности;

в) внутренняя угроза военной безопасности.

Тема: «Национальная безопасность»

Тестовый контроль

Ответы:

1. в

2. в

3. б

4. б

5. б

6. в

7. г

8. а

9. а

10. б

11. Б

12. В

13. Г

14. В

15. Б

16. В

17. Г

18. Б

19. В

20.В

Просмотров