Защищается ли информация на правовом уровне? Преступления в информационной сфере. Правонарушения в информационной сфере Уголовные преступления в информационной сфере

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления. Преступлением признается виновное общественно опасное деяние (действие либо бездействие), ответственность за которое предусмотрено уголовным законом. Уголовная ответственность на преступления, совершенные и информационной сфере, наступает на основании норм Уголовного кодекса Российской Федерации. Субъектом уголовной ответственности по российскому законодательству может быть лишь физическое лицо, по общему правилу, достигшее 16-летнего возраста. За тяжкие и особо тяжкие преступления уголовная ответственность может наступить и с 14 лет.

Видами уголовных наказаний являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; ограничение свободы; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Уголовная ответственность назначается только судом и влечет за собой судимость. Процедура привлечения к уголовной ответственности установлена уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ).

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

Уголовной ответственности за информационные преступления подлежит вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

Уголовный кодекс Российской Федераций предусматривает значительное количество мер уголовной ответственности в связи с совершением преступлений в информационной сфере.

Глава 28 УК РФ содержит составы преступлений в сфере компьютерной информации содержит три статьи, устанавливающие уголовную ответственность, в их числе ответственность:

  • за неправомерный доступ к компьютерной информации (статья 272 УК РФ), а именно, за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;
  • создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (статья 273 УК РФ), и создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами;
  • нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационнотелекоммуникационных сетей (статья 274 УК РФ), означающее нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред;

Уголовная ответственность в информационной сфере установлена также за отдельные преступления против чести и достоинства личности и нарушающие права и свободы человека и гражданина, установленного порядка управления и безопасности государства, в том числе:

  • за клевету (часть 2 статьи 128.1), т.е. содержащиеся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации;
  • нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ), т.е. действия направленные на незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, включая те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
  • нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (статья 138 УК РФ);
  • неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации (статья 140 УК РФ);
  • воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141 УК РФ);
  • фальсификацию избирательных документов, документов референдума (статья 142 УК РФ);
  • фальсификацию итогов голосования (статья 142.1 УК РФ);
  • воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (статья 144 УК РФ);
  • нарушение авторских и смежных прав (статья 146 УК РФ);
  • нарушение изобретательских и патентных прав (статья 147 УК РФ);
  • публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (статья 205.2 УК РФ);
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ);
  • сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (статья 237 УК РФ);
  • незаконное распространение порнографических материалов или предметов (статья 242 УК РФ);
  • изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (статья 242.1 УК РФ);
  • шпионаж (статья 276 УК РФ);
  • публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ);
  • возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ);
  • разглашение государственной тайны (статья 283 УК РФ);
  • незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну (статья 283.1 УК РФ);
  • утрату документов, содержащих государственную тайну (статья 284УК РФ);
  • отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (статья 287 УК РФ);
  • клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (статья 298 УК РФ);
  • публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (статья 354 УК РФ).

Указанные статьи УК РФ имеют важное значение в обеспечения законности и правопорядка в информационной сфере.

Уголовная ответственность в информационной сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка".

Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации.

Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей.

Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается.

Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям.

При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных.

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ.

Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

Статья 158 "Кража". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

Статья 159 "Мошенничество". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

Статья 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

Помните, что "Уголовная ответственность в информационной сфере" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

Понятие информационного правонарушения

Определение 1

Информационное правонарушение представляет собой действие , либо бездействие, которое противоречит нормам информационного права, нарушает права участников информационных правоотношений.

Указанные действия представляют определенную опасность для общества и влекут за собой негативные последствия (санкции) для лиц за них ответственных.

В зависимости от того, насколько велика опасность совершаемых информационных правонарушений, они подразделяются на проступки (собственно правонарушения) и преступления.

Тяжесть и характер информационного деликта обусловливает вид ответственности, которая может быть:

  • административной
  • гражданско-правовой
  • дисциплинарной
  • уголовной

Административная ответственность за информационные правонарушения

Определение 2

Составы административных деликтов в сфере информационных правоотношений связаны с порядком сбора и хранения информации, её распространением и использованием, а также незаконной защитой.

Это могут быть нарушения в сфере охраны персональных данных физических лиц, деликты в сфере деятельности средств связи и массовой информации, рекламы, проведения избирательных кампаний. Также к административным информационным деликтам относятся нарушения в сфере хранения и предоставления информации различных архивов и многое другое. Конкретные составы административных информационных правонарушений представлены в КоАП РФ.

Наиболее распространённой санкцией за административное информационное правонарушение выступает штраф, который может также дополняться конфискацией орудия правонарушения.

Уголовная ответственность за информационный деликт

Определение 3

Уголовная ответственность, как наиболее строгий вид юридической ответственности, наступает за совершение преступлений в информационной сфере.

Как и в случае с административными правонарушениями, под информационными понимается широкий круг отношений. Поэтому санкции, предусматривающие уголовную ответственность, за информационный деликт, распространены во многих разделах Особенной части УК РФ. Уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Санкции за совершение информационных преступлений:

  • штраф
  • ограничение свободы
  • лишение свободы.

Гражданско-правовая ответственность

Особенность гражданско-правовой ответственности в её имущественном характере. Этот вид ответственности за информационные деликты предусматривает компенсацию убытков, как имущественных, так и моральных, восстановление доброго имени гражданина и деловой репутации юридического лица.

Также при помощи мер гражданско-правового характера могут признаваться или восстанавливаться субъективные права, связанные с информационной сферой. Информационное и гражданское законодательство предусматривают такие санкции как уплата неустойки и возмещение убытков.

Можно выделить два основных вида гражданско-правовой ответственности за информационный деликт:

  • договорную ответственность
  • внедоговорную ответственность

Договорная ответственность за информационные правонарушения вызвана нарушением договора, условия которого предусматривают определенные санкции.

Указанные санкции могу прямо не обеспечиваться нормами существующего законодательства.

Гражданско-правовая ответственность, не связанная тем, что нарушитель не исполнил условия договора, однако своими действиями или бездействием причинил личности или имуществу вред, называется внедоговорной

Замечание 1

Так, например, к внедоговорной будет относится ответственность, если вред является следствием непредоставления информации о товаре или услуге, или её неполнотой.

Основанием гражданско-правовой ответственности за информационный деликт является наличие вреда, связи между противоправным поведением и наступившими негативными последствиями.

В механизме правового обеспечения в информационной сфере значимое место занимают борьба с нарушениями информационного законодательства и их предупреждение. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав и информационной сфере.

Основополагающие положения законодательства в информационной сфере содержатся в Конституции РФ. В ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются и т.д. Федеральным законом «О персональных данных» сведения о гражданах (персональные данные), т.е. о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа, к которым не может быть ограничено.

Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления информационного правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что «важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и зашита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывании противоборства в информационной сфере».

При этом особо отмечается, что национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В Уголовном кодексе РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава УК РФ (глава 28) посвящена составам преступлений в сфере компьютерной информации. В ней содержатся три статьи преступлений (ст. 272-274). В Кодексе РФ об административных правонарушениях, существенным новшеством которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется глава 13 и отдельные статьи в ряде глав, посвященные административным правонарушениям в информационной сфере.

Основанием для возникновения юридической ответственности является совершенное субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта, посягающее на установленный информационный правопорядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, наступившими в результате правового предписания, и действиями (бездействием) предполагаемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержание информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленным материальным нормам информационного права, а не только наказание виновного субъекта.

К сожалению, не все субъекты правоотношений соблюдают информационный правопорядок. Многие из них нарушают этот правопорядок и подвергаются воздействию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предупреждающий их неправомерные действия в информационной сфере. Отсюда вытекает, что установление юридической ответственности носит еще и некое нравственно-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.

Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

Просмотров