Правовое положение субъектов хозяйственного права. Правовое положение субъектов хозяйственного (предпринимательского) права. Так, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью такие категории граждан: военнослужащие, государственные служащие

Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты хозяйст­венного (предпринимательского) права.

Понятие и правовое положение индивидуального предпринимателя. Правосубъектность индивидуального предпринимателя. Практическое значение право­вого института признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим. Институт эмансипации и его практическое значение. Основания прекращения деятель­ности предпринимателя. Объявление лица несостоятельным (банкротом).

Коллективный предприниматель. Юридические лица как субъекты хозяйственного права. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического ли­ца. Порядок создания юридического лица. Понятие, виды и содержание учредительных документов.

Правовой статус органов юридических лиц и обособленных структурных под­разделений (филиалов и представительств).

Виды и организационно-правовые формы деятельности юридических лиц. Хо­зяйственные общества и хозяйственные товарищества.

Понятие и правовой статус полного товарищества. Права и обязанности полных то­варищей.

Особенности правового статуса товарищества на вере, права и обязанности вкладчи­ка.

Понятие и правовой статус общества с ограниченной ответственностью. Уставной капитал ООО. Права и обязанности участников ООО. Правовой статус общества с до­полнительной ответственностью (ОДО).

Понятие и виды акционерного общества (АО). АО из одного лица. Особенности создания и прекращения деятельности открытого акционерного общества. Права и обя­занности акционеров.

Понятие и правовой статус дочерних и зависимых обществ.

Понятие и особенности правового статуса производственных кооперативов.

Понятие и особенности правового статуса государственных и муниципальных уни­тарных предприятий.

Правовые основания прекращения деятельности юридического лица. Понятие, осно­вания и виды реорганизации. Понятие правопреемства. Ликвидация юридического лица: понятие, основания и порядок удовлетворения требований кредиторов при лик­видации юридического лица.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, основание, порядок и правовые последствия признания лица несостоятельным. Ответственность за фиктив­ное банкротство.

Приватизация как основание возникновения и прекращения юридического лица.

Правовое регулирование деятельности субъектов, имеющих особое правовое поло­жение: банки, биржи, фонды, ФПГ и др.

Правовое положение коммерческих банков. Особенности создания и прекращения коммерческих банков. Лицензирование банковской деятельности. Структурные под­разделения коммерческих банков и их правовое положение.

Фондовые биржи: понятие и правовое положение. Права и обязанности членов фон­довой биржи.

Понятие и правовой статус товарной биржи. Права и обязанности участников товар­ной биржи. Взаимоотношения участников товарной биржи между собой и с биржей.

Правовое регулирование деятельности иностранного инвестора. Субъекты ино­странных инвестиций. Формы осуществления иностранных инвестиций. Особенности создания и прекращения деятельности организаций с иностранными инвестициями. Га­рантии, предоставляемые иностранным инвесторам по российскому законодательству. Понятие и виды свободных экономических зон. Правовой режим СЭЗ. Правовое регулирование операций с иностранной валютой.

Порядок участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных обра­зований в отношениях, регулируемых хозяйственным правом. Участие государства во внешнеторговом обороте. Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ, муни­ципального образования.

Понятие малого предпринимательства и его организационно-правовые формы.

Студент должен уметь:

· отличать организационно–правовые формы юридических лиц;

· выявлять признаки банкротства юридических лиц;

· отграничивать стадии ликвидации юридических лиц и обозначить их последовательность.

· о процедурах банкротства;

· о формах деятельности банков и бирж;

· об участниках УПГ.

Тема 4. Правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов.

Понятие, необходимость и формы государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Монополия: понятие и сущность. Понятие конкуренции и недобросовестной конку­ренции. Виды недобросовестной конкуренции. Особенности правового статуса субъек­та, занимающего доминирующее положение на рынке. Формы монополистической дея­тельности. Юридическое понятие естественной монополии.

Регулирование хозяйственной деятельности различных субъектов с помощью нало­гового законодательства. Другие формы регулирования предпринимательской деятель­ности: аудит, таможенное регулирование, валютный контроль, государственные заказы и др.

Студент должен уметь:

· применять признаки монополистической деятельности к хозяйственной практике предприятия.

Студент должен иметь представление:

· о формах регулирования предпринимательской деятельности.

Тема 5. Объекты хозяйственных правоотношений.

Понятие и виды объектов гражданского права. Юридическая классификация вещей. Значение деления вещей на оборотные и внеоборотные, движимые и недвижимые, де­лимые и неделимые, главные и принадлежность.

Предприятие как объект права. Состав имущественного комплекса и комплексное отчуждение.

Промышленная собственность (интеллектуальная собственность): понятие, особен­ности правового регулирования. Исключительный характер и особенности реализации права на фирменное наименование, права на товарный знак.

Деньги и валютные ценности как особые объекты права. Виды ценных бумаг. Тре­бования по оформлению, передаче и защите ценной бумаги.

Основные и оборотные средства, капитальные вложения, финансы, нематериальные активы.

Нематериальные блага: понятие, виды и способы их защиты.

Студент должен уметь:

· отличать предприятия как юридическое лицо и как имущественный комплекс;

· приводить примеры объектов хозяйственных правоотношений.

Студент должен иметь представление:

· об особенностях правового регулирования нематериальных благ, денег, ценных бумаг.

Тема 6. Права хозяйствующего субъекта на имущество.

Понятие права собственности. Содержание права собственности. Объекты права собственности. Субъекты права собственности. Основания приобретения и прекраще­ния права собственности.

Право общей собственности: понятие, основания возникновения, виды. Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности. По­нятие совместной собственности.

Вещные права лиц, не являющихся собственниками: понятие и виды.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Особенности вещных прав на землю.

Студент должен уметь:

· характеризовать содержание права собственности;

· выявлять на практике основания приобретения и прекращения права собственности.

Студент должен иметь представление:

· об особенностях вещных прав на землю.

Тема 7. Общие положения об обязательствах.

Понятие обязательства. Отличие обязательств от других гражданских правовых от­ношений.

Соотношение обязательства, сделки и договора.

Понятие сделки и ее разновидности (односторонние, двусторонние и многосторон­ние, условные, реальные и консенсуальные, каузальные и абстрактные). Форма сделки и последствия ее несоблюдения. Недействительность сделки. Основания и последствия признания сделки недействительной. Понятие односторонней и двусторонней реститу­ции. Невозможность реституции.

Основные виды обязательств: договорные и внедоговорные обязательства. Обяза­тельства, возникающие вследствие причинения вреда. Условия возникновения ответст­венности за причинение вреда. Ответственность за вред, причиненный действиями го­сударственных органов, органов местного самоуправления, органами дознания и т.п. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности.

Понятие и условия возникновения обязательства, возникающего вследствие необос­нованного (неосновательного) обогащения.

Множественность лиц в обязательстве. Долевые, солидарные обязательства. Обяза­тельства с участием третьих лиц. Перемена лиц в обязательстве (замена кредитора и должника). Соглашения об уступке требования и переводе долга. Права и обязанности, которые не могут переходить к другим лицам.

Исполнение обязательств. Понятие надлежащего исполнения. Способы исполнения обязательства. Возложение исполнения обязательств на третьи лица. Просрочка ис­полнения обязательства и ее правовые последствия.

Виды и юридическое значение сроков (сроки защиты прав, сроки исполнения пра­вовых обязанностей, пресекательные сроки, давностные сроки). Последствия истече­ния сроков.

Способы обеспечения исполнения обязательства. Неустойка и ее виды. Задаток. За­лог и его виды. Особенности залога недвижимости. Удержание. Поручительство. Банковская гарантия.

Основания прекращения обязательств.

Студент должен уметь:

· находить на практике различные виды сделок;

· определять условия недействительности сделки;

· отличать стороны и субъектов обязательств.

Студент должен иметь представление:

· о правилах применения сроков и их юридическом значении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие и виды субъектов хозяйственного права

1. Понятие субъектов хозяйственного права

Субъекты хозяйственного права -- это участники хозяйственных отношений, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность или управляют такой деятельностью, созданные в установленному законом порядке, имеют необходимое для осуществление такой деятельности имущество и владеют хозяйственной правосубъектностью.

Признаками субъектов хозяйственного права являются:

1 -- непосредственное осуществление хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ и предоставления услуг) или руководство хозяйственной деятельностью, которая приемлема собственникам имущества предприятий, хозяйственным объединением, промышленно-финансовым группам и хозяйственным министерствам и ведомствам;

2 -- создание в установленном законом порядке;

3 -- наличие имущества, необходимого для осуществления избранной субъектом или возложенной на него хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью (такое имущество может закрепляться за субъектами хозяйственного права на разных правовых титулах: праве собственности, праве полного хозяйственного ведения, праве оперативного управления, праве пользования и т.п.);

4 -- наличие хозяйственной правосубъектности, то есть признанной и закрепленной государством за определенным субъектом хозяйствования возможности быть субъектом прав; объем хозяйственной правосубъектности участников хозяйственных правоотношений фиксируется в законе и в их учредительных документах.

В зависимости от характера осуществляемой деятельности выделяют:

-- субъекты хозяйственного права, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность;

-- субъекты хозяйственного права, которые осуществляют руководство хозяйственной деятельностью, в т.ч. организацию такой деятельности.

В зависимости от форм собственности, на базе которой они функционируют, различают государственную, коммунальную, коллективную, частную и смешанную формы собственности которые являются субъектами хозяйственного права.

К государственным принадлежат государственные и казенные предприятия, государственные хозяйственные объединения, хозяйственные министерства и ведомства.

К коммунальным принадлежат коммунальные предприятия, органы местного самоуправления и их исполнительные органы.

К коллективным -- хозяйственные общества, производственные кооперативы, добровольные хозяйственные объединения, унитарные предприятия, созданные кооперативами, хозяйственными обществами, общественными и религиозными организациями,

К частным -- индивидуальные предприниматели, частные предприятия.

Смешанные -- это арендные, общие предприятия, а также промышленно-финансовые группы, в состав которых могут входить хозяйственные организации разных форм собственности.

Индивидуальные предприниматели как субъекты хозяйственного права

Одним из субъектов хозяйственного права являются индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели -- это физические лица, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности, которые непосредственно осуществляют такую деятельность.

Закон устанавливает ограничение для определенных категорий лиц относительно возможности осуществления ими предпринимательской деятельности.

Так, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью такие категории граждан: военнослужащие, государственные служащие, народные депутаты Украины и прочие лица, уполномоченные осуществлять функции государства;

Регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в общем порядке для всех субъектов предпринимательской деятельности, то есть соответственно требованиям Хозяйственного Кодекса Украины.

Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять любую предпринимательскую деятельность, относительно которой законом не установлен запрет для данной категории субъектов.

2. Предприятие как основное звено экономики

Правовое положение предприятий определяется Хозяйственным и Гражданским Кодексами Украины, согласно которым этим субъектам хозяйствования присущие такие черты:

* принадлежность к основному звену экономики;

* непосредственное осуществление производственной, научно-исследовательской и коммерческой деятельности;

* возможность функционирования на любой форме собственности: государственной, коммунальной, коллективной, частной;

* обязательный учредительный документ -- устав;

* функционирование на базе отделенного имущества, которое находит выражения в наличия самостоятельного баланса и счета в банка; это имущество может быть закреплено за предприятием на правах собственности.

* наличие хозяйственной правосубъектности, в том числе статуса юридического лица с одновременным запретом иметь в своем составе других юридических лиц;

* порядок управления предприятием зависит от типа предприятия: управление предприятием унитарного типа - осуществляется единоличным руководителем, который назначается собственником имущества предприятия; корпоративного типа -- с помощью созданных участниками органов (собрание участников, исполнительный и контрольный органы);

* степень самостоятельности предприятия (объем его прав и обязанностей);

1- зависит от правового режима имущества предприятия: предприятия-собственники имущества имеют максимальный объем прав и минимум обязанностей;

2- относительно предприятий не собственников -- стратегические вопросы создания и деятельности таких предприятий решаются собственниками их имущества

Государственное предприятие (ГП) -- это предприятие унитарного типа, которое действует на базе отделенной части государственной собственности без деления ее на частицы, создается в распорядительном порядке компетентным органом и входит в сферу управления указанного органа.

основные черты:

2) предприятие несобственник, что предопределяет необходимость выполнения указаний собственника и согласование с ним основных вопросов деятельности;

3) функционирование на базе государственного имущества, которое закрепляется за ГП на праве полного хозяйственного ведения;

4) функции собственника имущества относительно государственного предприятия выполняет отраслевое министерство, к сфере деятельности которого належит предприятие, или государственное хозяйственное объединение, в состав которого включено предприятие;

5) управление ГП осуществляется единоличным руководителем, который назначается на должность путем заключения с ним контракта органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Сравнительно с другими предприятиями несобственниками государственное предприятие имеет дополнительные ограничения в таких своих полномочиях:

1) учредительских;

2) относительно распоряжения закрепленным за ним на праве полного хозяйственного ведения имуществом;

3) относительно распоряжения прибылью;

4) относительно заключения договоров.

Казенное предприятие -- это такое унитарное предприятие, которое действует на базе отделенной части государственной собственности, которая не подлежит приватизации, без деления ее на части, создается путем преобразования из государственного предприятия по решению Кабинета Министров Украины и входит в сферу управления органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным имуществом.

Основные черты казенного предприятия:

1) хозяйственная организация унитарного типа;

2) функционирует на базе государственного имущества, которое не подлежит приватизации;

3) создается по решению Кабинета Министров Украины путем реорганизации в форме преобразования государственных предприятий.

4) функции собственника имущества относительно казенного предприятия выполняет отраслевое министерство: утверждает устав казенного предприятия, назначает его руководителя, осуществляет контроль за соблюдением положений устава и эффективностью использование закрепленного за казенным предприятием государственного имущества; осуществляет планирование и финансовый контроль за хозяйственной деятельностью казенного предприятия и т.д.;

5) действует на основании устава, который разрабатывается на основе за утвержденного Кабинетом Министров Украины Типичного устава казенного предприятия, и может включать, кроме общих положений, положение об обязательной отчетности казенного предприятия за установленной Кабинетом Министров формой и ответственность руководителя предприятия за результаты его хозяйственной деятельности;

6) принадлежит к предприятиям несобственникам: функционирует на базе государственного имущества, которое закрепляется за казенным предприятием на праве оперативного управления, которое предусматривает необходимость целевого использование имущества с значительным ограничением полномочий относительно его распоряжения, а также субсидиарную ответственность государства за обязательствами казенного предприятия.

Арендное предприятие -- это предприятие в форме хозяйственного общества, созданного членами трудового коллектива государственного, коммунального или иного предприятия с целью аренды и эксплуатации целостного имущественного комплекса последнего для осуществления хозяйственной коммерческой деятельности.

Характерные особенности арендного предприятия:

2) действует на основании Хозяйственного кодекса, "О хозяйственных обществах", "Об аренде государственного и коммунального имущества", учредительных документов, договора аренды;

3) имеет форму хозяйственного общества;

4) участниками такого общества являются члены трудового коллектива предприятия, имущество которого передается в аренду;

5) создание членами трудового коллектива хозяйственного общества с целью аренды имущественного комплекса государственного или коммунального предприятия, на котором они работают, обусловленное участием в нем более чем 50 процентов членов трудового коллектива;

6) участники хозяйственного общества -- арендного предприятия должны брать обязательное трудовое участие в производственно-хозяйственной деятельности такого предприятия;

7) действует на базе арендованного целостного имущественного комплекса государственного, коммунального или иного предприятия;

8) функционирует на базе смешанной собственности: государственной или коммунальной и коллективной.

Кроме общих оснований прекращения деятельности, которые присущи любой хозяйственной организации, арендное предприятие имеет еще дополнительную -- разрыв или прекращение договора аренды без следующей пролонгации.

субъект хозяйственный право кооператив

3. Понятие хозяйственного общества

Хозяйственные общества -- это хозяйственные организации, которые создаются физическими и/или юридическими лицами на договорных началах путем объединения имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

Правовое положение хозяйственных обществ регулируется Законом Украины от 19 сентября 1991 г. "О хозяйственных обществах".

Характерные особенности:

* хозяйственные организации корпоративного типа;

* возможность применения этой организационно-правовой формы для предприятий, других хозяйственных организаций низового звена экономики, которые имеют целью получения прибыли, неприбыльных хозяйственных организаций, хозяйственных объединений;

* наличие статуса юридического лица;

* основной правовой титул имущества общества -- право собственности;

* делимость имущества общества на доли, размер которых определяется учредительными документами общества;

* обязательное наличие у общества двух фондов -- уставного и резервного:;

* основатели имеют право выбора вида общества из числа тех, что предусмотренные законом: - АО, ООО, ОДО, ПО, Коман. О.

В зависимости от того, какие элементы (имущественные или личные) доминируют в хозяйственном обществе, законодательством предусмотрены применения разных принципов правового регулирования:

Акционерное общество (АО) -- это такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определеное количество частей равной нарицательной стоимости, выраженных в акциях, и которое несет ответственность за своими обязательствами всем собственным имуществом; акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в границах стоимости надлежащих им акций.

Характерные особенности:

2) деление уставного капитала на частицы равной нарицательной стоимости, которые именуются акциями;

3) ответственность АО за своими обязательствами лишь имуществом, которое належит нему на правах собственности;

4) отсутствие у акционеров субсидиарной имущественной ответственности по обязательствам общества, если они (акционеры) полностью выплатили свои части;

5) основатели -- физические и/или юридические лица; и т.д.

Акционерные общества функционируют в двух видах: открытое акционерное общество (ОАО) и закрытое акционерное общество (ЗАО). Ст. 81 ХКУ

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) -- это такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на части размеры которых определены учредительными документами, и которое несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом; участники, которые полностью уплатили свои взносы, несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в границах стоимости своих взносов.

Основные черты:

1) минимальный размер уставного фонда -- сумма, эквивалентная 100 минимальным заработным платам по ставке на момент создания общества;

2) деление уставного фонда на части, размер которых определяется учредительными документами и может быть любым (равным или разным);

3) ответственность общества по собственными обязательствами всем своим имуществом;

4) отсутствие у участников общества субсидиарной имущественной ответственности за долги общества, если они полностью уплатили свои частицы; и т.д.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) -- это такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на части размеры которых определены учредительными документами, и которое несет ответственность по своими обязательствами всем своим имуществом, а в случае его недостаточности -- также имуществом участников раз мер котрого определен учредительными документами и является кратным размеру к вкладу любого из них.

Основные черты:

1) разновидность хозяйственного общества;

2) минимальный размер уставного фонда -- сумма, эквивалентная 100 минимальным заработным платам по ставке, которая действует на момент создания общества;

3) деление уставного фонда на части, размер которых определяется учредительными документами и может быть любым (равным или неравным);

4) наличие системы органов управление: собрание участников -- вышестоящий орган, дирекция (коллегиальный) или директор (единоличный) -- исполнительный орган, ревизионная комиссия -- контрольный орган;

5) субсидиарная ограниченная имущественная ответственность участников по обязательствам общества, предельный размер которой устанавливается или законом (относительно доверительных обществ) или учредительными документами ОДО в одинаковом для всех участников кратном размере к их вкладах; и т. д.

Полное общество -- это хозяйственное общество, которое действует на базе "совместного" имущества, разделенного на части размер которых определен учредительным договором, несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Все участники которые от лица общества совместно осуществляют предпринимательскую деятельность несут дополнительную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Основные черты".

1) разновидность хозяйственного общества;

2) учредительный документ -- учредительный договор

3) отсутствие законодательных требований к размеру и порядку формирования имущества, которое регулируется учредительным договором;

4) отсутствие органов управления обществом, поскольку управление делами общества осуществляется самыми участниками в порядке, определенном учредительным договором общества; и т.д.

Коммандитное общество -- это хозяйственное общество, которое действует на базе "совместного" имущества, разделенного на части в размерах, определенных учредительным договором, несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом и имеет одного или больше участников, которые от лица общества осуществляют предпринимательскую деятельность и несут по его обязательствам ответственность всем своим имуществом (полных участников), а также других участников, присутствующих в деятельности общества лишь своими вкладами (вкладчиков).

Основные черты:

1) разновидность хозяйственного общества;

3) обязательность одного учредительного документу -- учредительного договора;

4) отсутствие законодательных требований к размеру имущества и порядка его формирование (эти вопросы регулируются учредительным договором);

5) ограничение совокупной части вкладчиков 50 % имущества общества;и т.д.

4. Правовое положение производственных кооперативов

Производственный кооператив (ПК) -- это хозяйственная организация корпоративного типа, которая создается на добровольных основах гражданами для общего осуществления хозяйственной (прежде всего производственной) деятельности с целью получения дохода и действует на основании устава, на основах членства, обязательного трудового участия в его деятельности, самоуправление и самофинансирование.

Нормативной основой деятельности производственного кооператива являются законы: общий (Закон СССР от 26 мая 1988 г. "О кооперации в СССР") и специальный (Закон Украины от 17 июля 1997 г. "О сельскохозяйственной кооперации").

Основные черты производственного кооператива:

1) хозяйственная организация корпоративного типа;

2) цель деятельности -- получение дохода и обеспечение занятости население;

3) создание на добровольных основах;

4) непосредственное осуществление хозяйственной деятельности (производство продукции/товаров, выполнение работ, предоставление услуг);

Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) -- это производственный кооператив, созданный физическими лицами -- сельскохозяйственными товаропроизводителями для общего производства продукции сельского, рыбного и лесного хозяйства, с обязательным трудовым участием в его деятельности.

Особенности сельскохозяйственного производственного кооператива.

1) специфический предмет деятельности -- производство продукции сельского, рыбного и лесного хозяйства;

2) минимальное количество основателей (членов) -- три лица;

3) основные участники (члены) СПК -- физические лица, которые достигли 16 лет и являються сельскохозяйственными производителями;

4) обязательность трудового участия членов СПК в процессе производства;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Отличительные черты подотраслей финансового права: бюджетного, налогового, банковского, фондового права. Хозяйственные и акционерные общества, холдинги, концерны и ассоциации, как субъекты хозяйственного права. Понятие, признаки и права юридических лиц.

    лекция , добавлен 03.02.2011

    Понятие, предмет и метод правового регулирования хозяйственного права. Система, основные принципы и источники (формы) хозяйственного права. Общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 06.12.2010

    Предмет, метод и система хозяйственного права, отграничение от смежных отраслей. Дуалистическая концепция. Состав и структура хозяйственного законодательства. Отношения по государственному регулированию экономики. Диспозитивные и императивные нормы.

    реферат , добавлен 02.08.2008

    Понятие и система хозяйственного процессуального права. Хозяйственный процесс как совокупность процессуальных действий и возникающих в ходе правоотношений. Принципы хозяйственного процессуального права. Принцип гласности разбирательства дел в судах.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Изучение понятия, сущности, задач хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды. Методы правового регулирования хозяйственных отношений. Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров. Правовое положение частных предприятий.

    шпаргалка , добавлен 05.09.2010

    В работе рассматриваются следующие вопросы: Почему отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер? Из норм, каких отраслей права формируется отрасль хозяйственного права? Дается характеристика особенностей метода хозяйственного права.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2008

    Осуществление хозяйственного судопроизводства. Способы законодательного закрепления принципов хозяйственного процессуального права. Материально-правовой аспект принципа законности. Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в суде.

    реферат , добавлен 16.01.2009

    Значение гражданско-правового института вещных прав в гражданском обороте. Изучение норм права, регулирующих правоотношения, связанные с объектами вещного права. Субъекты вещных правоотношений. Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Понятие и наука хозяйственного права. Классификация, принципы и методы правового регулирования хозяйственных отношений, источники хозяйственного законодательства. Формы государственного воздействия на субъекты хозяйствования в Республике Беларусь.

    курс лекций , добавлен 14.12.2011

    Понятие и предмет хозяйственного права. Методы хозяйственного права: императивный (вертикальные отношения); диспозитивный (горизонтальные отношения). Признаки предпринимательской деятельности. Создание коммерческих организаций. Хозяйственный договор.

Предпринимательское право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию.

Субъекты хозяйственного (предпринимательского) права - это лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также органы власти и местного самоуправления, регулирующие и контролирующие эту деятельность.

Исходя из приведенного определения, субъектами предпринимательского права являются:

1) индивидуальные предприниматели (физические лица) - граждане и не граждане РФ;

2) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), в том числе, иностранные;

3) Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

В отдельную категорию выделяются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отвечают определенным критериям и могут получать поддержку в различных формах от государственных органов и органов местного самоуправления.

Наиболее распространенными субъектами хозяйствования являются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Они играют важную роль в объединении и использовании материальных ресурсов, удовлетворении потребностей общества в товарах, работах и услугах, создании рабочих мест. Они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Индивидуальные предприниматели . Конституция России гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34).

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) . Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - «Закон о регистрации»). Индивидуальное предпринимательство в сельском хозяйстве осуществляется в форме крестьянского (фермерского) хозяйства. Фермерское хозяйство не является юридическим лицом.

Предпринимателем считается глава крестьянского хозяйства, которое может состоять из одного или нескольких лиц. Правовые особенности для данного вида индивидуального предпринимательства установлены Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».


Свободно заниматься предпринимательской деятельностью вправе граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие возраста 18 лет, а так же несовершеннолетние, вступившие в брак до достижения указанного возраста, либо эмансипированные, т.е. объявленные полностью дееспособными по решению органов опеки или попечительства или по решению суда (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетние могут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с письменного согласия одного из родителей, опекунов и попечителей (ст. 22.1 «Закона о регистрации») с 16 летнего возраста (частичная правотрудоспособность)

Для отдельных категорий граждан федеральными законами установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности (для государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.). Это ограничение вызвано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

  • не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
  • не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Существуют некоторые особенности деятельности и правового положения индивидуальных предпринимателей:

  • для государственной регистрации в качестве ИП не требуется «стартовый» (уставный, складочный, долевой) капитал, необходимо лишь оплатить госпошлину в размере 400 руб.;
  • при государственной регистрации оформляется меньшее количество документов (отсутствуют протоколы общих собраний, учредительные документы и др.);
  • ИП не обязан вести бухгалтерский учет. Он ведет только налоговый учет, отражая хозяйственные операции в «Книге учета доходов и расходов», которая регистрируется в налоговом органе;
  • ИП несет более легкое налоговое бремя, т.к. по основному виду деятельности он уплачивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) , ставка которого существенно ниже, чем ставка налога на прибыль организаций;
  • в отношении ИП применяется только судебный порядок взыскания налогов, а с юридических лиц налоги могут быть взысканы во внесудебном порядке;
  • для ИП существует более легкий (по сравнению с юридическими лицами) переход на упрощенную систему налогообложения;
  • на ИП не распространяются установленные Центральным банком РФ ограничения в расчетах наличными деньгами;
  • ИП вправе, но не обязан, иметь личную печать и расчетный счет в банке;
  • ИП вправе использовать труд наемных работников;
  • по своим обязательствам ИП отвечает всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание (перечень установлен ст. 446 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что государственная регистрация в качестве ИП утрачивает свою силу со смертью физического лица, право на предпринимательскую деятельность по наследству не передается, наследуется только имущество предпринимателя.

Юридические лица . Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридические лица традиционно разделяются на коммерческие и некоммерческие организации (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1 Основные виды и организационно-правовые формы юридических лиц

Субъектами хозяйственной деятельности являются: граждане (предприниматели) и их объединения, а также государственные предприятия, организации и учреждения, деятельность которого нацелена на получение прибыли и ведется ими на условии собственной имущественной ответственности.

Рассмотрим основные характеристики предпринимателей:

1) каждый предприниматель обладает самостоятельностью (он собственник или действует по поручению собственника);

2) целью его деятельности является получение прибыли или дохода;

3) предприниматель выполняет следующие функции: творческую (она связана с выдвижением и реализацией коммерческой идеи), ресурсную (предприниматель мобилизирует информационные, финансовые, трудовые и материальные ресурсы), организационную (в рамках этой функции осуществляется соединение ресурсов в нужных пропорциях и контроль за их использованием) 11 Лаптев В.В., Шахматов В.П. Цели правового регулирования и система права // Правоведение. - 1976. - № 4. - С. 32..

Граждане и их объединения выступают как носители особых прав и обязанностей. Участники хозяйственных правоотношений ведут производственную деятельность и руководят ею в соответствии с нормами права. Носителями хозяйственных прав и обязанностей не могут быть отдельные граждане. В хозяйственных правоотношениях участвует не государство как субъект права, а государственные предприятия, другие хозяйственные органы и их подразделения. Государство руководит их деятельностью путем издания нормативных правовых актов, составляющих юридическую основу хозяйственных правоотношений.

Осуществляя производственную деятельность и руководя ею, участвуя в отношениях, сочетающих планово-организационные и имущественные элементы, субъект хозяйственного права должен обладать определенным имуществом. Наличие имущества многими учеными признается необходимым признаком субъекта хозяйственного права.

Субъекты хозяйственного права должны отвечать за результаты работы. Эта ответственность используется как стимулирующее средство. Ответственность выражается либо в виде экономической ответственности, либо в виде традиционной имущественной ответственности.

Субъект хозяйственного права не только должен нести ответственность за результаты деятельности, но и должен иметь возможность обращаться за защитой своих прав в случаях их нарушения. В предпринимательских отношениях по горизонтали такая защита обеспечивается с помощью органов хозяйственного суда. Механизм же защиты в отношениях по вертикали пока только складывается.

Итак, признаками субъекта хозяйственного права являются:

1) наличие определенной организации (организационное единство);

2) наличие закрепленного или принадлежащего имущества (имущественная самостоятельность);

3) наличие специальных прав и обязанностей (специальная компетенция);

4) ответственность за результаты своей деятельности;

5) возможность обращения за защитой нарушенных прав и экономических интересов.

Следует выделить общие и конкретные субъекты хозяйственного права.

Общее понятие субъекта хозяйственного права должно включать лишь те признаки, которые присущи всем видам таких субъектов. Таким образом, субъекты хозяйственного права - это организации и их подразделения, осуществляющие производственную деятельность и руководящие ею, имеющие определенное имущество, обладающие специальными правами и обязанностями (специальной компетенцией), несущие ответственность за результаты своей деятельности и имеющие возможность обратиться за защитой принадлежащих им прав.

Применительно к отдельным видам субъектов хозяйственного права указанные выше признаки хозяйственной правосубъектности проявляются неодинаково, с некоторыми особенностями.

Классификация субъектов предпринимательского права может быть проведена по следующим основаниям:

Характеру их компетенции. Субъекты хозяйственного права наряду с осуществлением предпринимательской деятельность, могут также руководить ею (организации в отношении своих подразделений), осуществлять государственное регулирование предпринимательской деятельностью.

Форме собственности (частная, государственная), на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность;

В зависимости от правового статусу: на базе только Гражданского кодекса или одновременно и на базе других законодательных актов;

Зависимости от наличия или отсутствия статуса юридического лица;

В зависимости от хозяйственной компетенции субъекта: общая, ограниченная, специальная, исключительная;

По характеру объединения предпринимателей: на организационной или договорной (в форме простого товарищества, финансово-промышленной группы) основе.

Организации, в свою очередь, можно классифицировать:

По цели деятельности - на коммерческие и некоммерческие организации;

По соотношению прав на имущество, принадлежащих участникам (учредителям) и принадлежащих самой организации. Так, участники (учредители) могут иметь обязательственные права по отношению к данной организации (хозяйственные общества, товарищества, кооперативы), вещные права на имущество организации (государственные унитарные предприятия) или вообще не иметь имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения);

В зависимости от того, может ли имущество организации быть распределено по вкладам (корпоративные организации) или оно является неделимым (унитарные предприятия);

По их организационно-правовой форме.

Субъектами права хозяйственного ведения являются: унитарные федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов РФ и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113, 114 ГК).

Правовое положение этих юридических лиц подробно охарактеризовано в теме «Юридические лица».

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, обладающая специальной правоспособностью..

Объектом права хозяйственного ведения является имущественный комплекс. Понятие имущественного комплекса закреплено в ст. 132 ГК. В состав предприятия как имущественного комплекса входит движимое и недвижимое имущество, право требования, долги, а также право на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие исключительные права.

Собственник в отношении имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения предприятия имеет ряд прав:

1. Принимает решение о создании унитарного предприятия;

2. Определяет цели, предмет и виды деятельности унитарного предприятия;

3. Утверждает устав предприятия;

4. Принимает решение о реорганизации и ликвидации;

5. Формирует уставный фонд;

6. Назначает на должность руководителя, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

7. Дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и на совершение иных сделок, например, крупных в случаях, установленных законом, иными правовыми актами и уставом;

8. Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества и др. (ст. 295 ГК, ст. ст. 18, 20, 22, 23, 26 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Можно утверждать, что правомочия владения и пользования имуществом государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия (далее - ГУПы и МУПы) осуществляют самостоятельно. Что касается правомочия распоряжения, то государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом самостоятельно за исключением случаев, предусмотренных законом, иными правовыми актами.

Так, ГУПы и МУПы не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением:

Поручительств;

Получений банковских гарантий;

Уступкой требований;

Переводом долга;

Заключать договоры простого товарищества;

Распоряжаться акциями, принадлежащими унитарному предприятию и др. (ст. 295 ГК, ст. 6, 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Недвижимым имуществом ГУПы и МУПы могут распоряжаться только с согласия собственника. ГУПы и МУПы имеют право продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный) капитал обществ или товариществ или иным способом распоряжаться таким имуществом с согласия собственника имущества.

Вместе с тем, государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (п. 5 ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»роизводственный кооператив ()ве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в).

При распоряжении имуществом государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия следует учитывать очень важное правило о том, что движимым и недвижимым имуществом государственное и муниципальное предприятие распоряжается только в пределах его специальной правоспособности. Сделки, совершенные ГУПами и МУПами с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законом и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия (п. 3 ст. 299 ГК).

4. Право оперативного управления: понятие, субъекты, объекты, содержание и осуществление права оперативного управления

Право оперативного управления, как и право хозяйственного ведения можно рассматривать как правовой институт и как конкретное субъективное гражданское право юридического лица, закрепленное в ст. 296 ГК.

Своим рождением это право обязано академику А. В. Венедиктову, который еще в 1948 г., характеризуя статус государственного предприятия, отмечал, что оно наделяется правомочиями по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом, которое госорган (предприятие) осуществляет «в порядке непосредственного оперативного управления» в интересах государства.

Первоначально это понятие («оперативное управление») не называлось правом, и в него вкладывался несколько иной смысл, но А. В. Венедиктов справедливо считается родоначальником этой конструкции (О.С.Иоффе).

Право оперативного управления было закреплено в ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г.

В дальнейшем, как указывалось выше, право оперативного управления осталось для бюджетных и иных учреждений (ст. 5 Закона «О собственности в РСФСР», ст. 47, 48 Основ гражданского законодательства 1991 г. В ГК 1995 г. субъектами права оперативного управления названы учреждения и казенные предприятия.

Объектом права оперативного управления является имущество указанных юридических лиц. Это имущество закрепляется за учреждением или казенным предприятием решением собственника. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (ст.299 ГК).

Субъектами права оперативного управления являются, во-первых учреждения – некоммерческие организации, созданные собственником (публичным или частным) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций, и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК).

В настоящее время в гражданском праве появился новый вид учреждения – «автономное» с особым правовым статусом (Федеральный закон от 03.11.2006г. (ред.от 24.07.2007г.) № 174-ФЗ « Об автономных учреждениях»).

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная публичным собственником для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

В отличие от других учреждений автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Другим субъектом права оперативного управления является унитарное предприятие: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия – коммерческие организации. Создание казенных предприятий обусловлено необходимостью использования имущества, приватизация которого запрещена, осуществления деятельности по производству работ, выполнению работ, оказанию услуг для решения социальных задач, разработки и производства продукции, обеспечивающей безопасность РФ и др.

Права владения, пользования и распоряжения имуществом субъекты права оперативного управления осуществляют в пределах:

Установленных законом (общий предел);

В соответствии с целями деятельности;

Заданиями собственника;

Назначением имущества.

Особо регламентировано право распоряжения имуществом казенного предприятия (ст. 297 ГК).

Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) с согласия собственника.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Вместе с тем казенное предприятие самостоятельно, как правило, реализуют производимую им продукцию.

Что касается учреждений, то для них правомочие распоряжения резко ограничено. Частные и бюджетные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (п. 1 ст. 298 ГК). Вместе с тем, нормативные правовые акты, регулирующие статус некоторых учреждений (музеев, театров) устанавливают правила о распоряжении имуществом учреждения, например, о сдаче его в аренду.

Эту коллизию можно объяснить правилом п. 3 ст. 120 ГК: «Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами».

Далее остановимся на анализе еще одного права – самостоятельного распоряжения. В п. 2 ст. 298 ГК установлено право самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной собственником деятельности, приносящей доходы (по сути предпринимательской) и приобретенным за счет таких доходов имуществом.

Это единственное упоминание о праве самостоятельного распоряжения. Далее не регламентируется ни его содержание, ни пределы осуществления. В связи с этим в литературе ведется оживленная дискуссия о правовой природе данного права. По этому вопросу высказано значительное количество точек зрения.

Одни авторы считают это право правом хозяйственного ведения (Е.А.Суханов), другие – правом собственности (Г.В.Мищенко, А.Г.Бабаев), третьи – правом оперативного управления (из такого понимания исходит, в первую очередь, правоприменительная практика), четвертые – самостоятельным вещным правом (Ю.К. Тостой, В.А.Плетнев, А.В. Коновалов, С.Я. Сорокина).

Четкое решение вопроса о правовой природе самостоятельного распоряжения имеет ярко выраженное практическое значение в связи с участием учреждений в гражданском обороте и ответственностью учреждений по своим обязательствам. Каким же имуществом отвечают по своим обязательствам учреждения?

Согласно п. 2 ст. 120 ГК учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

Согласно п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса все доходы бюджетного учреждения, включая и его доходы от предпринимательской и иных видов деятельности, должны отражаться в его единой смете доходов и расходов. Средства от предпринимательской деятельности подлежат зачислению на его единый лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (п. 4 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ).

Эти обстоятельства дают основания для обращения взыскания по долгам учреждения на доходы, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности и имущество, приобретенное на эти доходы, что ограничивает ответственность учреждений своими денежными (бюджетными) средствами и субсидиарную ответственность публичных образований (учредителей) по долгам учреждений.

По такому пути шла арбитражная практика с аргументацией, дословно воспроизводимой по разным делам данной категории. Из судебных актов по данным делам прослеживается такая цепочка. Сначала на погашение задолженности по обязательствам учреждения направляются денежные (бюджетные) средства учреждения, затем – денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности, потом – имущество, приобретенное от такой деятельности.

В случае недостаточности денежных средств и другого имущества, полученного от коммерческой деятельности, требование может быть предъявлено к субсидиарному должнику (См., например, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.050 2001 г. № 714/1).

Подобные постановления практически исключали субсидиарную ответственность собственников учреждений и парализовали действия ст. 120 и 399 ГК, что вряд ли обоснованно, исходя из разного правового режима имущества, полученного от собственника и приобретенного за счет предпринимательской деятельности.

Кроме того, субсидиарные должники – публичные образования при таком решении вопроса могли вообще не заботиться о надлежащем финансировании учреждения (Е.А.Суханов, С.Я.Сорокина).

В настоящее время с учетом Постановления Пленума ВАС от 22 июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 19.07.2007 г.)» по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество (кроме денежных средств), как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (п. 3).

Разрешая вопрос о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, судам необходимо иметь в виду, что эта ответственность является особым видом субсидиарной ответственности, на которой общие нормы о субсидиарной ответственности (ст. 399 ГК), распространяются с учетом особенностей, установленных ст. 120 ГК (п. 4 указанного Постановления).

Вместе с тем, как уже было отмечено, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (абзац 2 п. 1 ст. 298 ГК).

Просмотров