Правоохранительные органы. Номоконов Г.В. Понятие правосудия и его отличительные признаки Понятие и виды правосудия

  • §2. Основные черты судебной системы РФ
  • §3. Звено судебной системы
  • §4. Понятие и виды судебных инстанций
  • §1. Понятие и признаки правосудия
  • § 2.Принципы правосудия, их понятие, система и классификация
  • § 3. Содержание отдельных принципов правосудия
  • §1. Мировые судьи, их компетенция и организация деятельности
  • §2. Районные суды, их компетенция и организация работы
  • §1. Общая характеристика арбитражных судов в РФ
  • §2. Арбитражные суды субъектов РФ
  • §3. Арбитражные апелляционные суды
  • §4. Федеральные арбитражные суды округов
  • §5. Высший Арбитражный Суд РФ
  • §6. Состав суда при рассмотрении дел арбитражными судами
  • §7. Порядок образования и деятельности третейских судов
  • §2. Компетенция Конституционного Суда РФ
  • §3. Структура Конституционного Суда РФ
  • §4. Решения Конституционного суда РФ, их виды и значение
  • §5. Органы конституционного контроля в субъектах РФ
  • §1. Понятие и общая характеристика правового статуса судей. Требования, предъявляемые к судье
  • §2. Порядок формирования судейского корпуса
  • §3. Гарантии независимости судей
  • §4. Срок полномочий судей. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей
  • §5.Органы судейского сообщества
  • §6. Правовой статус присяжных заседателей
  • §7. Правовой статус арбитражных заседателей
  • Глава 8. Основные этапы развития российской судебной системы
  • §1. Российские суды до судебно-правовой реформы 1864 г.
  • §2. Судебная реформа 1864 г., ее основные итоги
  • §3. Судебная система в советский период
  • §4. Судебно-правовая реформа, начавшаяся в 1990 г., ее основные направления и результаты
  • §3. Задачи и организация деятельности Министерства юстиции РФ
  • §4. Правовые основы организации деятельности службы судебных приставов
  • Глава 10. Прокурорский надзор и система органов прокуратуры в Российской Федерации
  • §1. Конституционно-правовой статус и место прокуратуры в системе органов государственной власти, цели и направления ее деятельности
  • §2. Понятие прокурорского надзора и его отраслей. Характеристика отдельных отраслей прокурорского надзора
  • §3. Осуществление прокуратурой уголовного преследования
  • §4. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами
  • §5. Система органов прокуратуры РФ
  • §6. Кадры органов и учреждений прокуратуры
  • §7. История развития органов прокуратуры в России
  • §2. Предварительное расследование, его понятие, задачи и формы
  • §3. Система органов дознания
  • §4. Система органов предварительного следствия
  • §5. Основные этапы исторического развития системы органов предварительного расследования в России и современные проблемы ее реформирования
  • Глава 12. Адвокатура в Российской Федерации
  • §1. Адвокатура, ее задачи и принципы деятельности
  • §2. Формы адвокатских образований
  • §3. Органы самоуправления в адвокатском сообществе
  • §4. Порядок и условия приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката
  • §5. Права и обязанности адвоката
  • §6. История становления и развития адвокатуры в России
  • Перечень нормативно-правовых актов и постановлений судебных органов, рекомендуемых для изучения курса «Правоохранительные органы»
  • Правосудие и его демократические принципы

    §1. Понятие и признаки правосудия

    Как уже было отмечено выше, правосудие является важнейшим направлением правоохранительной деятельности. Чтобы дать определение понятию правосудия, необходимо выделить его сущность и признаки, т.е. такие свойства, качества, которые отличают его от совокупности других явлений государственно-правовой действительности вообще и других направлений правоохранительной деятельности в частности.

    Сущность любого явления – это его наиболее важный признак, такое его свойство, которое определяет его природу и остается неизменным в течение всего периода существования данного явления. В различные исторические периоды и в различных государствах правосудие имело свои особенности, его остальные признаки видоизменялись, однако сущность правосудия всегда понималась как

    деятельность суда по справедливому разрешению споров о праве, юридических конфликтов. Сам термин «право» (jus) происходит от justitia, что означает правда, справедливость. Конечно, понимание справедливости никогда не было однозначным, поскольку это понятие имеет этическое содержание, которое зависит от менталитета общества, представлений о нравственности и праве. В настоящее время с развитием демократии, расширением прав и свобод человека справедливость в деятельности суда предполагает не только правильное применение закона на основе совокупности доказательств, представленных сторонами и истребованных судом в рамках состязательной процедуры судебного разбирательства, но также применение общеправовых принципов, признанных мировым сообществом, и, главное, соотнесение всякий раз абстрактной нормы закона с реальной жизненной ситуацией, с личностью, представшей перед судом.

    Можно выделить следующие признаки правосудия.

    1. Правосудие есть правоприменительная деятельность, в ходе осуществления которой выносятся промежуточные и окончательные решения, определяющие права и обязанности участников процесса и других лиц.

    2. Эта деятельность осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа. Любой суд осуществляет в пределах своих полномочий судебную власть посредством правосудия, будь то суд, рассматривающий дело по существу, либо суд апелляционной или кассационной инстанций, либо при исполнении приговора, а также в надзорном порядке и при возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

    3. Правосудие осуществляется не иначе как в процессуальной форме, т.е. в

    рамках определенной строго формализованной процедуры, подробно регламентированной процессуальным законом.

    4. Правосудие осуществляется на основе определенных принципов,

    установленных нормами международного и внутреннего права. Эти принципы определяют построение правосудия и судопроизводства в целом, обуславливают его отнесение к определенному историческому типу (форме), например такие модели уголовного процесса как частно-исковой, инквизиционный и состязательный основаны на различных системах принципов.

    5. Правосудие призвано осуществлять справедливое разрешение споров о праве, т.е. гражданских, уголовных и административных дел, а также дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.

    Таким образом, правосудие - это осуществляемая только судами в установленной законом процессуальной форме правоприменительная деятельность, основанная на системе определенных принципов и направленная на справедливое разрешение споров о праве.

    Необходимо также иметь в виду, что в нормативных актах и литературе часто употребляется термин «судопроизводство» , который является более широким по объему и включает в себя, помимо правосудия, деятельность других государственных органов, должностных лиц и других физических и юридических лиц, действующих в рамках общественных отношений, регулируемых процессуальным законом, причем, не только в рамках судебного разбирательства, но и на других стадиях процесса. Так, п. 56 ст. 5 УПК РФ определяет понятие уголовного судопроизводства как досудебного и судебного производства по уголовному делу. Соответственно уголовное судопроизводство представляет собой деятельность не только суда, но и прокурора, следователя, дознавателя и других участников уголовного процесса, поскольку все они обладают определенными правами и обязанностями, т.е. являются субъектами процессуальных правоотношений. Тем не менее, в любом виде судопроизводства центральное место занимает вполне определенный круг участников процесса, от которых зависит возбуждение, движение и разрешение дела. Это суд, разрешающий дело по существу, и стороны , отстаивающие в процессе противоположные интересы, и наделенные широкими правами по доказыванию тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований

    и возражений. Кроме того, среди всех участников судопроизводства особо выделяются органы и должностные лица, обладающие государственно-властными полномочиями и осуществляющие правоприменительную деятельность, в связи с чем их еще именуют органами и лицами, ведущими процесс . К ним относятся, прежде всего, суд как орган правосудия, а в уголовном процессе также прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания и дознаватель, обладающие полномочиями по возбуждению уголовных дел и производству предварительного расследования.

    2.Принципы правосудия, их понятие, система и классификация

    Термин «принцип» означает основное, исходное, важнейшее положение. Принципы правосудия обладают рядом признаков, обусловленных спецификой

    данной сферы человеческой деятельности.

    Принципы правосудия устанавливают основные нормативные требования к механизму его осуществления, важнейшие права и обязанности участников процесса и характер их взаимоотношений друг с другом и с судом и определяют в конечном счете исторический тип (форму) судопроизводства. Принципы правосудия именуют еще демократическими основами правосудия, что подчеркивает их значение для осуществления народного суверенитета и свободы личности.

    В чем же состоит назначение принципов правосудия? Принципы правосудия призваны, в первую очередь, гарантировать соблюдение прав и законных интересов человека, попавшего в орбиту судопроизводства . Определяя важнейшие требования к порядку отправления правосудия, принципы позволяют обеспечить вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

    Принципы правосудия закреплены в правовых актах, обладающих наибольшей юридической силой - в Конституции России, международноправовых актах, Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» и в процессуальном законодательстве. Они являются базовыми для всех остальных правовых норм, регулирующих порядок судопроизводства. Нормы права, закрепляющие принципы правосудия, конкретизируются в других правовых нормах, причем последние должны соответствовать нормампринципам. В противном случае законодательное регулирование не достигнет поставленных перед ним задач, а принципы окажутся не реализованными.

    Нормы права, закрепляющие принципы правосудия, носят строго обязательный характер , они императивны, то есть не допускают произвольного изменения своего содержания по усмотрению или соглашению субъектов, участвующих в судопроизводстве. Принципы правосудия обязательны как для суда, так и для сторон и других субъектов процессуальных правоотношений.

    Исходя из изложенных выше свойств принципов правосудия, можно сформулировать определение их понятия.

    Принципы правосудия – это основополагающие императивные правовые требования к процедуре его осуществления, призванные гарантировать соблюдение прав и свобод личности и вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

    Принципы правосудия взаимосвязаны, представляют собой единую систему . Полное осуществление принципов правосудия возможно лишь в комплексе, так как реализация одного принципа чаще всего обусловлена выполнением другого, близкого к нему по функциональной направленности. Так, реализация принципа презумпции невиновности в уголовном процессе невозможна без обеспечения принципа свидетельского иммунитета (право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников). Реализация принципов равноправия и состязательности сторон немыслима без выполнения принципа равенства граждан перед законом и судом.

    Необходимо понимать, что система принципов правосудия не является чемто застывшим, неизменным. Законодательство и правоприменительная практика

    совершенствуются, юридическая наука формулирует новые принципы, находящие затем закрепление в тексте закона. Например, в ст. 11 УПК РФ впервые в истории отечественного уголовно-процессуального права закреплен принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Другие же принципы со временем могут видоизменяться и даже исключаться из законодательства в связи с его реформированием. Например, действие принципа участия граждан в отправлении правосудия в настоящее время существенно ограничено в связи с отказом законодателя от использования в УПК РФ и ГПК РФ института народных заседателей. Не предусмотрено современным процессуальным законодательством участие граждан в судопроизводстве в качестве общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Сегодня подавляющее большинство уголовных дел рассматривается без участия представителей народа (т.е. присяжных заседателей), а в гражданском процессе этот принцип перестал действовать полностью.

    Система принципов правосудия имеет свои особенности и неодинакова по объему в различных видах судопроизводства, но вместе с тем большая часть принципов едина для уголовного, гражданского, административного, арбитражного и конституционного судопроизводства. Необходимо иметь в виду, что в уголовном процессе эти принципы действуют не только в судебных его стадиях, но и в досудебном производстве.

    В учебной и научной литературе выделяется достаточно большое число принципов правосудия. Для того, чтобы облегчить их изучение, принципы правосудия классифицируются по нескольким критериям .

    Во-первых, по юридическому значению принципы классифицируются на общеправовые и отраслевые. К общеправовым относятся принципы, как общие для правовой системы в целом, так и для всех видов судопроизводства. К ним относятся, например, принцип законности, принцип осуществления правосудия только судом, самостоятельности судов и независимости судей, принцип равенства граждан перед законом и судом и другие. К отраслевым относятся только те принципы, которые свойственны какой-то одной или нескольким смежным отраслям права (последние именуются межотраслевыми). Например, принципы обеспечения права обвиняемому на защиту и презумпции невиновности действует лишь в уголовном судопроизводстве.

    Во-вторых, классификацию принципов правосудия можно провести по уровню их нормативного закрепления на:

    а) принципы, установленные международно-правовыми документами; б) конституционные принципы; в) принципы, установленные отраслевым законодательством.

    Однако, некоторые принципы нашли закрепление в актах разного уровня. Например, принцип презумпции невиновности отражен в международных актах (в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах), в Конституции России, а также в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

    В-третьих, классификацию принципов правосудия можно провести по их со-

    Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа - суда.

    Второй признак - реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).

    Правосудие осуществляется, сообразуясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда - правовыми.

    Принципы правосудия - это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

    Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия. В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

    • 1. законности.
    • 2. осуществления правосудия только судом.
    • 3. независимости судей.
    • 4. осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
    • 5. обеспечения права на судебную защиту.
    • 6. участия граждан в осуществлении правосудия.
    • 7. гласности правосудия (открытости судебного разбирательства).
    • 8. защиты законных интересов личности.
    • 9. состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде.
    • 10. родного (национального) языка судопроизводства. Коротко охарактеризуем каждый из них.

    Принцип законности - это универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает большей юридической силой.

    Формулу названного принципа можно выразить так: строгое и неуклонное соблюдение Конституции, законов и иных нормативных актов юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Причем для правосудия характерно именно соблюдение предписаний законов. Правовая формула «разрешено все, что не запрещено законом» для процедурных отраслей права не совсем подходит. Для уголовного, гражданского и арбитражного процессов подход иной: разрешено лишь то, что предписано законом («запрещено то, что не разрешено законом»). Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами - судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие.

    Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Этот принцип установлен в ст. 19 Конституции. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства. Так, в уголовном судопроизводстве установлены единые правила расследования и судебного рассмотрения, варьирующиеся лишь в зависимости от вида преступления. Отдельные дополнительные гарантии установлены для несовершеннолетних и психически нездоровых лиц.

    Принцип независимости судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого - как прямого, так и косвенного - давления. Закон устанавливает следующие средства обеспечения независимости судей: наличие особой процедуры осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности); особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции); высокий материальный и социальный статус; защита жизни и здоровья судей и членов их семей; специальный порядок назначения и несменяемость.

    Принцип обеспечения права на судебную защиту. Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

    Суть этого принципа состоит в том, что:

    Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Согласно ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели. Существенное развитие получил институт присяжных заседателей. В качестве присяжных заседателей могут выступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет и не имеющие судимости. От присяжных заседателей не требуется специальной подготовки, главные требования - незаинтересованность в деле, беспристрастность.

    В отличие от присяжных заседателей арбитражные заседатели представляют собой форму участия в суде специалистов. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Принцип гласности (открытости) судебного разбирательства. Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Гласность судебного разбирательства - важнейший показатель демократизма российского судопроизводства. Указанный принцип позволяет осуществлять социальный контроль за судебной властью. Открытое рассмотрение судебных дел позволяет избежать злоупотреблений и халатности со стороны судей.

    Исключения из принципа гласности строго предусмотрены законом. Так, УПК (ст. 241) допускает закрытое судебное разбирательство на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

    • 1. разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны.
    • 2. рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет.
    • 3. рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство.
    • 4. этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

    Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер. Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора. Для гражданских дел исключения установлены ГПК (ст. 10). В закрытом судебном разбирательстве рассматриваются дела, если их материалы содержат:

    • 1. сведения, разглашающие государственную тайну.
    • 2. сведения, разглашающие тайну усыновления (удочерения) ребенка.
    • 3. в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

    Принцип защиты законных интересов личности. Важнейшей составляющей указанного принципа является презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном законом, толкуются в пользу обвиняемого.

    Принцип обеспечения законных интересов личности значим для всех видов судопроизводства, но в особенности для уголовного. Согласно ст. 10 УПК никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных законом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью. Статья 11 УПК гласит: «Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав».

    Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленным законом. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения (ст. 12 УПК). Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения (ст. 13 УПК).

    Важнейшей составляющей рассматриваемого принципа следует назвать обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Согласно ст. 16 УПК, подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами и средствами. В случаях, предусмотренных законом, обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу. В отдельных случаях, указанных УПК, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно.

    Принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Идея состязательности присуща также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) и арбитражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах).

    Принцип национального (родного) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке. Участникам судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном законом. Если судебные документы подлежат обязательному вручению участникам судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника судопроизводства или на язык, которым он владеет.

    Правосудие

    Понятие правосудия

    3. Рассмотрение уголовных дел, а также в порядке ст. 125 УПК жалоб на действия (решения, бездействие) следователя (дознавателя и др.) отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.

    Гражданские дела и дела об административных правонарушениях могут быть разрешены как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами . Поэтому правосудие - это деятельность суда общей юрисдикции, арбитражного суда, Конституционного Суда РФ или конституционного (уставного) суда субъектов Российской Федерации.

    4. Правосудие может осуществляться только в рамках одного из предусмотренных законом порядка (инстанции):

    • рассмотрение и разрешение дела по первой инстанции;
    • рассмотрение и разрешение дел в апелляционной инстанции;
    • рассмотрение и разрешение дела кассационной инстанцией;
    • рассмотрение и разрешение дела надзорной инстанцией;
    • рассмотрение и разрешение дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
    • рассмотрение и разрешение по существу в порядке ст. 125 УПК жалоб на действия (решения, бездействие) следователя (дознавателя и др.);
    • рассмотрение и разрешение дел об ;
    • рассмотрение с последующим разрешением дела, подсудного Конституционному Суду РФ;
    • рассмотрение с последующим разрешением дела, подсудного конституционному (уставному) суду субъекта Российской Федерации.

    5. Правосудие по уголовным делам завершается разрешением вопросов о виновности подсудимых, назначении установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления , либо оправдании невиновных. По делам об административных правонарушениях - наложением административного взыскания либо прекращением дела производством. По гражданскому делу, по разрешаемым в порядке ст. 125 УПК жалобам на действия (решения, бездействие) следователя (дознавателя и др.), а также по делам, подсудным Конституционному Суду РФ, конституционным (уставным) судам субъекта Российской Федерации, правосудие имеет место только в связи с разрешением дела по существу.

    Конституционным Судом РФ вычленяются, кроме того, четыре специфических признака особой формы правосудия - конституционного судопроизводства , а именно:

    • круг предметов проверки;
    • перечень инициаторов рассмотрения дел;
    • виды процедур конституционного судопроизводства;
    • юридические последствия принимаемых решений.

    Отличие правосудия от других форм государственной деятельности

    Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

    Правосудие по своему содержанию близко к содержанию таких понятий, как уголовный процесс , гражданский процесс и арбитражный процесс . Однако правосудие шире уголовного процесса на величину правосудия по гражданским делам. Уголовный процесс шире правосудия на величину досудебного производства и не являющейся правосудием определенной части судебного уголовно-процессуального производства.

    В свою очередь правосудие шире гражданского процесса на величину правосудия по уголовным и арбитражным делам. Гражданский процесс шире правосудия на величину не являющейся правосудием определенной части гражданского судебного производства (к примеру, оставление заявления без рассмотрения). Аналогично тому, как правосудие соотносится с гражданским процессом, оно сопоставимо и с арбитражным процессом.

    Суды общей юрисдикции осуществляют не только уголовно-процессуальную и гражданскую процессуальную деятельность, но и рассматривают дела об административных правонарушениях .

    Районные суды, к примеру, разрешают вопросы, связанные с исполнением приговора . При этом они освобождают условно-досрочно от наказания , заменяют не отбытую часть наказания более мягким, направляют осужденного из специального воспитательного учреждения в места лишения свободы . Так как согласно закону правосудие по уголовным делам должно быть направлено на разрешение вопроса о виновности подсудимого, применение установленных законом мер наказания к лицу, виновному в совершении преступления , либо на оправдание невиновного, а при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора, этого не происходит, названный вид уголовно-процессуальной деятельности суда правосудием не является.

    Согласно требованиям уголовно-процессуального закона прекратить уголовное дело по нереабилитирующим основаниям может следователь , а по подследственным ему преступлениям и орган дознания. Они в ходе проведенного до этого предварительного расследования признают лицо виновным в совершении преступления. Между тем только исходящее от суда признание и провозглашение от имени государства гражданина виновным в совершении преступления (назначение ему наказания) признаются правосудием. Какую бы деятельность следователь или орган дознания не осуществляли, правосудием она признана быть не может, уже потому что согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

    Демократические основы (принципы) правосудия

    Понятие принципов правосудия

    Термин "принцип" означает обобщенное выражение какого-либо явления. Понятие "принцип" можно определять через слова "основное начало", "требование", "обязанность", "идея" и т.п. По латыни принцип - это первоначало основа.

    Конституционным (уставным) судам субъекта Российской Федерации .

    Деятельность по рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел существенно отличается от одноименной деятельности - по делам об административных правонарушениях , а также от судопроизводства , осуществляемого Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъекта Российской Федерации. Поэтому здесь, характеризуя систему принципов правосудия, основной акцент будет сделан на принципах правосудия, осуществляемого в обычных формах.

    Принципы правосудия объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям).

    Критерии принципов правосудия

    4. Принципы правосудия всегда отражают его демократизм.

    Система принципов правосудия

    В литературе предлагаются многообразные классификации принципов правосудия . Причем провозглашаемые различными авторами системы принципов правосудия иногда несколько отличаются друг от друга. Данное обстоятельство наглядно демонстрируется, если предлагаемые в литературе перечни принципов правосудия отобразить в таблице.

    Количество основных закономерностей, определяющих сущность правосудия, объективно одинаково. Однако разными учеными они неодинаково формулируются, и соответственно, их позиции отличаются друг от друга по числу принципов, составляющих собой соответствующую систему. Именно поэтому один автор утверждает, что принципов десять, а другой - иное количество.

    Законность

    Наличие в Конституции данной нормы права позволяет ученым обосновывать наличие такого принципа правосудия, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия. Между тем следует помнить, что "обеспечивать правосудием" и "обеспечивать при осуществлении правосудия" - это не одно и то же.

    Правосудием обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. Но правосудием обеспечиваются и интересы общества , законность и правопорядок , процесс предупреждения преступлений (ст. 6 УПК), права, свободы и охраняемые законом интересы юридических лиц , а также права и охраняемые законом интересы Российской Федерации, ее субъектов, Российской Федерации и ее субъектов, , права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК) и др. Статья 18 Конституции РФ характеризует не только правосудие, но и сами права и свободы человека и гражданина, их статус и место в правовой системе нашего государства .

    Между тем сами права и свободы человека и гражданина реализуются при осуществлении правосудия. В уголовном, гражданском и арбитражном процессах применяются правила статей 19 - 21, 23, 26, 29, 32, 45 - 55, 60, 62 Конституции РФ. Исходя из положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, где отмечено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, физические и юридические лица вправе обжаловать в суд любое нарушающее их права или законные интересы действие или решение государственного органа (должностного лица).

    При получении показаний во время судебного разбирательства допрашиваемому разъясняется предусмотренное ч. 1 ст. 51 Конституции РФ его право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

    Более того, ряд вышеперечисленных статей Конституции РФ сами являются правовой основой отдельных принципов правосудия.

    Осуществление правосудия только судом

    Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ), возлагает на суд всю полноту ответственности за правильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии понимания судьями личной ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

    Правовая основа данного принципа содержится не только в ст. 118 Конституции РФ, но и в ст. 49 Конституции РФ, где говорится, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Из названного положения вновь следует правило, что именно суд устанавливает виновность лица. Так как под правосудием по уголовным делам понимается деятельность суда, направленная прежде всего на установление виновности или невиновности подсудимого, то смысл закрепленной в ст. 49 Конституции РФ нормы можно прочитать и несколько иначе: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока не будет осуществлено правосудие в предусмотренном федеральным законом порядке вступившим в законную силу приговором суда".

    Осуществление правосудия только судом - это принцип, положение, отражающие сущность и демократизм правосудия Российской Федерации. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", не допускается (ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

    Правосудие в уголовном, гражданском и арбитражном процессах - это деятельность суда по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, направленная на установление виновности подсудимых, назначение им мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешение дела по существу.

    Существуют и иные - особые формы правосудия.

    Высший орган правосудия нашего государства требует по каждому факту вынесения неправосудного приговора тщательно выяснять причины допущенной судебной ошибки и принимать меры к привлечению виновных судей к установленной ответственности, вплоть до постановки вопроса о прекращении их полномочий.

    Правосудие по уголовным делам осуществляется только судами общей юрисдикции, а по гражданским делам и делам об административных правонарушениях - судами общей юрисдикции и арбитражными судами . Деятельность арбитражных судов урегулирована АПК и КоАП, а деятельность судов общей юрисдикции - УПК, ГПК и КоАП. К федеральным судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ , верховные суды субъектов РФ (республик , входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, города Москвы и С.-Петербурга, автономной области и автономных округов), районные суды, а также военные и специализированные суды (ст. 1 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"). Правосудие осуществляется не только федеральными судами. Согласно ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" правосудие осуществляется также судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации - мировыми судьями.

    Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ; федеральных арбитражных судов округов; арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, специализированного арбитражного суда (ст. 3 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации).

    Приведенный перечень судов общей юрисдикции и арбитражных судов исчерпывающий.

    Расширительному толкованию не подлежит. Третейские суды, комиссии по трудовым спорам и другие формирования, имеющие отношение к разрешению гражданско-правовых споров, правосудия не осуществляют.

    Принцип назначаемости судей на должность

    Аналогичным образом происходит назначение судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации. С единственным отличием, что представление Президенту РФ исходит от Председателя не Верховного Суда РФ, а Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Несколько иначе назначаются председатели и заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, а равно председатели, заместители председателей и судьи федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, специализированного арбитражного суда, военных судов.

    Представления Председателя Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ об их назначении основываются на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а не на заключении квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 21 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей).

    Председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ также назначаются. Право их назначить на должность предоставлено Совету Федерации Федерального Собрания РФ , который осуществляет эту функцию по представлению Президента РФ, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

    Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность аналогичным образом Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

    Отличие порядка их назначения заключается в том, что представление Президента РФ основывается не только на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, но и на представлении самих Председателей соответственно Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Советом Федерации по представлению Президента РФ назначаются и судьи Конституционного Суда РФ . В этом случае никакого заключения не требуется.

    В настоящее время специализированных судов общей юрисдикции не существует. Хотя возможность существования таких судов и закреплена в законе, порядок назначения судей данных судов законодателем не урегулирован.

    Из принципа назначаемости судей на должность законодателем предусмотрено одно исключение.

    Согласно ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи могут не назначаться, а избираться на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо населением соответствующего судебного участка. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей устанавливается законом субъекта Российской Федерации и поэтому в разных субъектах Российской Федерации может быть неодинаков.

    Независимость судей и подчинение их только закону

    Требования к судье, кандидату в судьи определены ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", порядок отбора кандидатов на должность судьи - ст. 5 того же Закона. На должность судьи назначаются.

    Председатели судов общей юрисдикции и арбитражных судов в случаях установления фактов нарушения принципа независимости и неприкосновенности судей, угроз физического воздействия на них и членов их семей, посягательства на их имущество должны принять меры, предусмотренные Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", незамедлительно информировать соответствующие органы, а также Верховный Суд РФ , Высший Арбитражный Суд РФ об этих обстоятельствах.

    Никто не вправе вмешиваться в деятельность суда по осуществлению правосудия. Однако это правило не распространяется на случаи осуществления некоторыми государственными органами проверок тех видов осуществляемых судом видов деятельности, которые не затрагивают существа принимаемых арбитражными судами решений. К примеру, государственные налоговые инспекции могут проверять правильность исчисления судами размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам.

    Законом строго определен перечень оснований приостановления и прекращения полномочий судьи.

    Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

    1. признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
    2. возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
    3. участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ , депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ , в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации , представительный орган муниципального образования , а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления .

    Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

    1. письменное заявление судьи об отставке;
    2. неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
    3. письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
    4. достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
    5. прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
    6. занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
    7. избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;
    8. вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера ;
    9. вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
    10. смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
    11. отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители , дети , родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

    Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Она включает в себя также тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

    Неприкосновенность судьи гарантируется следующими правовыми положениями.

    1. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

    2. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Председателем

    Следственного комитета РФ. Только ему предоставлено также право привлечения судьи в качестве обвиняемого по другому уголовному делу (т.е. возбужденному не в отношении этого судьи), а равно изменения в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления , которое может повлечь ухудшение положения судьи. Причем данные процессуальные решения Председатель

    Следственного комитета РФ принимает:

    • в отношении судьи Конституционного Суда РФ с согласия Конституционного Суда РФ (п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК);
    • в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики , краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 4 ч. 1 ст. 448 УПК);
    • в отношении иных судей с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 448 УПК).

    В уголовном процессе по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК).

    • ознакомиться с письменными доказательствами;
    • осмотреть вещественные доказательства;
    • заслушать объяснения лиц, участвующих в деле;
    • показания свидетелей ;
    • заключения экспертов;
    • огласить такие объяснения, показания, заключения, представленные в письменной форме.

    2. Присутствовать в совещательной комнате при принятии решения.

    4. Изложить в письменном виде особое мнение.

    2.2. Присяжный заседатель

    Присяжный заседатель вправе:

    1. Принимать участие в исследовании доказательств, которые позволят им ответить на поставленные перед ними вопросы.
    2. Получить разъяснения по поставленным перед присяжными вопросам.
    3. Участвовать в голосовании по вопросам: имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления , заслуживает ли подсудимый снисхождения.
    4. Иметь при голосовании свое особое мнение.

    2.3. Защитник - близкий родственник обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствовал обвиняемый

    Защитник - близкий родственник обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствовал обвиняемый, по правовому положению почти ничем не отличается от защитника-адвоката. Он в уголовном процессе обладает следующими правами:

    1. Правами защитника, одинаковыми с правами всех других участвующих в уголовном процессе лиц.
    2. Правами защитника одинаковыми с правами подзащитного.
    3. Специфическими правами защитника.

    2.3.1. Права защитника, одинаковые с правами подзащитного

    1. Иметь с подсудимым свидания наедине и конфиденциально без большего, чем предусмотрено в ч. 4 ст. 92 УПК, ограничения их числа и продолжительности;
    2. участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств;
    3. участвовать в исследовании доказательств во время судебного следствия;
    4. представить суду в письменном виде предлагаемую им формулировку решения по вопросам, указанным в п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 299 УПК;
    5. знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
    6. знать о принесенных по делу жалобах и представлениях, знакомиться с содержанием таковых, когда последние касаются их интересов, и подавать на них возражения;
    7. представлять суду, рассматривающему дело в апелляционном порядке, дополнительные материалы;
    8. при рассмотрении дела в апелляционном, кассационном порядке и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, после доклада судьи (прокурора) дать свои устные объяснения.

    2.3.2. Специфические права защитника

    1. Знать, в чем обвиняется его подзащитный;
    2. при наличии к тому оснований заявлять самоотвод;
    3. собирать доказательства путем получения предметов, документов и иных сведений; опроса лиц с их согласия; истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти , органов местного самоуправления , общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии;
    4. привлекать специалиста;
    5. участвовать в прениях сторон;
    6. использовать иные не запрещенные УПК средства и способы защиты.

    2.3.3. Обязанности защитника

    На защитника возлагаются следующие обязанности:

    1. честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы подзащитного всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;
    2. исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению суда;
    3. соблюдать порядок в судебном заседании;
    4. подчиняться распоряжениям председательствующего;
    5. не отказываться от принятой на себя защиты подсудимого;
    6. не разглашать сведения, сообщенные ему в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи;
    7. судопроизводстве обязан сохранять независимость, объективность и беспристрастность.

      Согласно ст. 61 УПК судья не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:

      1. является потерпевшим , гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;
      2. участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, а судья также - в качестве дознавателя, следователя , прокурора в производстве по данному уголовному делу;
      3. является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;
      4. имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела.

      Аналогичные основания отвода судьи предусмотрены и в других видах судопроизводств.

      Мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он:

      1. при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;
      2. является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
      3. лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности;
      4. является родственником другого члена состава суда, рассматривающего дело (ст. 16 ГПК).

      Судья федерального арбитражного суда не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он:

      1. при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями АПК является недопустимым;
      2. при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, специалиста, переводчика или свидетеля;
      3. при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража;
      4. является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя;
      5. лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;
      6. находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя;
      7. делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела;
      8. является родственником другого члена состава суда, рассматривающего дело (ст. 21 АПК).

    Введение

    Человечество на всех этапах своего развития не могло обойтись без суда - учреждения по разрешению споров между людьми и понуждению их к отказу от таких форм поведения, которые представляли угрозу общим интересам. Уже изначально, с момента зарождения, значение функции правосудия было чрезвычайно велико: ее отправление поддерживало престиж нарождавшихся социальных норм - традиций, обычаев, морали, права, вносило элемент упорядоченности в стихийно складывающиеся общественные отношения, утверждало справедливость, правопорядок. Рассудить спорящих, осудить нарушения, покарать преступника - таково назначение этой социальной функции и отсюда ее наименование - судебная функция.

    А.Ф. Кони, выдающийся русский общественный деятель, труды которого с благодарностью и благоговением штудирует не одно поколение отечественных правоведов, писал: "…судья призван прилагать все силы ума и совести, знания и опыта, чтобы постигнуть житейскую и юридическую правду дела. Облекая эту правду в определенные формы, он должен способствовать в каждом отдельном случае восстановлению поколебленного правопорядка".

    Правосудие обладает рядом принципом, которые закреплены в законах. Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции РФ, которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности суда в интересах граждан, общества и государства. Конституционные гарантии дают возможность именовать демократические основы деятельности суда конституционными принципами правосудия (гл. 7 Конституции РФ). Закрепленные в Конституции РФ принципы правосудия находят свое отражение и развитие в федеральных законах, регулирующих деятельность суда с учетом специфики сферы судопроизводства и национальных особенностей российской правовой системы.

    Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия правосудия, его признаков и подробного изучения одного из важнейших его принципов - принципа независимости судей.

    Понятие и признаки правосудия

    Согласно ст.4 Закона о судоустройстве правосудие осуществляется путем:

    рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с защитой прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций;

    рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел, решения вопросов о виновности подсудимых, применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

    Содержание данной статьи позволяло некоторым авторам не включать в перечень форм правосудия разрешение судом дел об административных правонарушениях и конституционное судопроизводство. Между тем это не соответствует ч.2 ст.1 Закона о мировых судьях, в которой говорится об осуществлении правосудия по делам об административных правонарушениях, и ч.4 п.3 Постановления КС РФ № 19-П, где конституционное судопроизводство именуется особой формой правосудия.

    Исходя из этого предлагается различать правосудие в обычных и особых формах.

    Правосудие, осуществляемое в обычных формах, - это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, призванная установить виновность подсудимых, применить к ним меры наказания либо оправдать невиновных, а по гражданским делам - разрешить дело по существу.

    Особых форм правосудия - две. Во-первых, это деятельность суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях с целью установить виновность лица в совершении правонарушения, наложить административное взыскание либо прекратить дело производством. Во-вторых, - деятельность Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, заключающаяся в разрешении по существу подсудных им дел.

    Особыми эти две формы являются прежде всего потому, что рассматриваемые в юридической литературе признаки и принципы правосудия в большей степени касаются обычных форм.

    Признаки правосудия.

    Признаки правосудия содержатся в самом определении этого явления.

    1. Правосудие - это урегулированная законом (уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, административным или Законом о Конституционном Суде) деятельность.

    2. Правосудие осуществляется лишь по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также по делам, подсудным Конституционному Суду РФ.

    3. Рассмотрение уголовных дел и дел об административных правонарушениях отнесено к компетенции судов общей юрисдикции. Гражданские дела могут быть разрешены как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. Поэтому правосудие - это деятельность суда общей юрисдикции, арбитражного суда и, кроме того, Конституционного Суда РФ.

    4. Правосудие может осуществляться только в рамках одного из предусмотренных законом порядка (инстанции):

    рассмотрение дел по первой инстанции; рассмотрение дел в апелляционной инстанции; рассмотрение дел в кассационной инстанции; рассмотрение дел в надзорной инстанции; рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам; рассмотрение дел об административных правонарушениях; рассмотрение дел, подсудных Конституционному Суду РФ.

    5. Правосудие по уголовным делам завершается разрешением вопросов о виновности подсудимых и применением установленных законом мер к виновным либо оправданием невиновных. По делам об административных правонарушениях - наложением административного взыскания либо прекращением дела производством. По гражданскому делу, а также по делам, подсудным Конституционному Суду РФ, правосудие имеет место только в связи с разрешением дела по существу.

    Конституционный Суд РФ выделяет, кроме того, четыре специфических признака особой формы правосудия - конституционного судопроизводства, а именно:

    круг предметов проверки,

    перечень инициаторов рассмотрения дел,

    виды процедур конституционного судопроизводства, юридические последствия принимаемых решений.

    Правосудие осуществляется лишь судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя его осуществление.

    Так, согласно ч.2 ст.4 Закона о судебной системе в Российской Федерации действуют не только федеральные суды, но и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды входят в судебную систему Российской Федерации. Однако правосудия они не осуществляют, так как не рассматривают гражданских дел, не устанавливают виновности, не назначают наказания и тем более не являются Конституционным Судом РФ.

    Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также осуществляют толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.27 Закона о судебной системе).

    Правосудие по своему содержанию близко к содержанию таких понятий, как уголовный, гражданский и арбитражный процессы. Однако правосудие шире уголовного процесса на объем правосудия по гражданским и арбитражным делам (то же касается остальных видов процесса). Уголовный процесс шире правосудия на объем досудебного и определенную часть судебного производства. Гражданский процесс шире правосудия на величину определенной части гражданского судебного производства (к примеру, оставление заявления без рассмотрения). Аналогично правосудие соотносится с арбитражным процессом.

    Суды общей юрисдикции осуществляют не только уголовно-процессуальную и гражданскую процессуальную деятельность, рассматривают дела об административных правонарушениях. Районные (городские) суды, например, разрешают вопросы, связанные с исполнением приговора. При этом они условно-досрочно освобождают от наказания, заменяют неотбытую часть наказания более мягким, направляют осужденного из специального воспитательного учреждения в места лишения свободы. Исходя из определения правосудия названный вид уголовно-процессуальной деятельности суда правосудием не является.

    Согласно требованиям уголовно-процессуального закона прекратить уголовное дело по нереабилитирующим основаниям может следователь, прокурор, а по определенным категориям преступлений - и орган дознания. Они в ходе проведенного расследования признают лицо виновным. Между тем только исходящие от суда признание и провозглашение - от имени государства - виновным в совершении преступления (назначение ему наказания) признаются - правосудием. Деятельность следователя, прокурора или органа дознания правосудием признана быть не может.

    Признаки правосудия – основные положения, определяющие общую характеристику государственно-правовой действительности страны. При помощи выстроенной системы осуществляются обязанности, соблюдаются правила общежития, происходит отстаивание интересов заинтересованных сторон. Данная ветвь власти выступает неким арбитром в сложных жизненных ситуациях.


    В основе существующей системы лежит закон, определяющий развитие общества.

    Термин предполагает действие в правовых границах, обладает отличительными признаками:

    Правосудие – понятие, отражающее задачи демократического строя, принципы устройства государственной структуры правоохранительных органов. Предназначение, которого – выявление истины, устранение ошибок, защиты прав участников процесса, путём вынесения актового документа.


    Судебная власть осуществляет работу на основании положений, закреплённых действующим законодательством, которые зависят от норм отраслевого права.Уголовное законодательство имеет цель – выяснение возможности применения норм ответственности к тому или иному конкретному случаю в жизни.

    Основные принципы:


    Верное применение положений закона предполагает основное свойство – выяснение истины по конкретному делу.


    Оно призвано защищать от незаконного посягательства частную жизнь граждан, собственность физических и юридических лиц.

    Необходимо перечислить основные моменты, которые закреплены в Гражданском кодексе:

    • осуществление интересов в соответствии с личным волеизъявлением;
    • свобода в определении условий договора, не противоречащих действующему законодательству;
    • возможность ограничения прав отдельных лиц в целях обеспечения их нравственности, здоровья;
    • возмещение убытков стороной, нарушившей право;
    • компенсация ущерба от незаконных действий государственных органов, должностных лиц;
    • правоспособность граждан с момента рождения до смерти. Возможность приобретать в собственность имущество, заниматься коммерцией, совершать сделки, участвовать в процессе наследования, выбирать место жительства;
    • обязанность отвечать по своим обязательствам;
    • возможность применения процедуры банкротства;
    • получение опеки в соответствии с недееспособностью;
    • разумный срок судопроизводства;
    • условия подсудности рассматриваемых дел;
    • возможность отказа от исковых требований, подписания мирового соглашения;
    • возможность участия в деле представителя по доверенности либо адвоката по соглашению;
    • необходимость предоставления доказательства для принятия верного решения;
    • привлечение экспертов, специалистов для выяснения вопросов, требующих специальных знаний;
    • обязательность уплаты госпошлины;
    • протоколирование судебного процесса. Каждое слово должно быть подтверждено документально.

    Общий смысл цели существующего правосудия в институте гражданского судопроизводства – восстановление нарушенных прав путём приведения к законной форме.

    Задачи системы:


    Все это является мерами обеспечения безопасности человека и страны. Однако виды существующего сегодня правосудия не всегда законны.

    Правосудие – определение направления деятельности государства, реализуемого в процессуальном порядке по восстановлению законного сосуществования человека. Однако не всегда достижение этого возможно. Иногда причиной принятия неправомерных решений становится нарушение принципа равенства, состязательности сторон, исследования доказательств.

    Адвокаты отмечают, что применяемые нормы законодательства не всегда соответствуют общим целям Конституционного строя России. Методы, применяемые судьями, при производстве по делу, не всегда законны и носят односторонний характер.

    Практики, непосредственно участвующие в процессах, констатируют существование проблем.

    Кратко изложим основные:

    Такое положение вещей говорит о неблагополучии деятельности государственных институтов.

    Каждое неправосудное действие или решение должно быть обжаловано в вышестоящей инстанции. Только профессионал, специализирующийся на конкретных делах, способен добиться положительного итога. Самостоятельная защита не всегда даёт нужные результаты, так как отсутствуют практические знания по правилам ведения процесса.

    Практикующие юристы, адвокаты все чаще стали обращаться с жалобами в Конституционный суд, тем самым нивелируя недостатки правосудия.Российская система не обеспечивает должной защиты прав и интересов граждан, не реализует полностью функции, которые на неё возложены. В результате страна лидирует по числу жалоб в ЕСПЧ.

    Чаще всего жалуются на нарушения:

    Такое положение приводит к неверию в устои справедливости и благополучия.

    Только разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную способно достичь того равновесия, когда каждая из ветвей государственного строя будет самостоятельна при принятии решения. До тех пор, пока суды будут подчиняться интересам прокуратуры и вышестоящих инстанций, невозможно добиться правосудия в том смысле, который заложен законодателем. Существующее положение напоминает римский вариант процесса.

    Не секрет, что уровень коррумпированности судов достаточно высок. Согласно признаниям руководящей элиты страны, более трети коррупционеров – сотрудники правоохранительных органов. Кроме этого, зачастую вызывает нарекания низкий профессионализм судей. Имеют место неформальные отношения судейского состава с должностными лицами правоохранительных органов. Особенно там, где предыдущее место работы судьи совпадает по территориальным признакам с расположением судебного участка.

    Адвокаты часто сталкиваются с ситуациями, когда сторона обвинения в процессе и суд, выясняя отсутствие вины подсудимого, отказывались прекращать уголовное дело, ссылаясь на отсутствие такой практики. Первые инстанции не берутся выносить оправдательные приговора, указывая на вышестоящие инстанции.

    Не сформирована судебная практика допроса свидетелей и потерпевших, явившихся на заседание по инициативе адвоката. Не регламентировано право защиты в следственных действиях.

    Серьёзный недостаток системы – перегруженность судей. При количестве от 300 до 500 дел в год физически не хватает сил на тщательную проверку версий сторон, участвующих в процессе. В такой ситуации проще принять версию обвинения. Цели правосудия недостижимы при таком положении дел. Требуют максимума сил, материальных затрат, что не всегда возможно в сегодняшних реалиях.

    Просмотров