Субъектами хозяйственного права являются. Субъекты и объекты права хозяйственного ведения. Основные черты хозяйственных обществ

Урегулированные нормами хозяйственного права правоотношения, которые возникают в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности являются хозяйственными правоотношениями .

В структуру хозяйственного правоотношения входят: субъекты правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

У хозяйственных правоотношений в качестве объектов выступаютвещи, в том числе деньги и ценные бумаги; работы и услуги; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности; охраняемая информация; нематериальные блага.

Cубъектами хозяйственных правоотношений являются юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. В хозяйственном праве чаще всего это действия участников правоотношений. События не играют здесь существенной роли, они встречаются в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.

Действия участников подразделяют на: правомерные и неправомерные .

Различают горизонтальные и вертикальные хозяйственные правоотношения. Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами хозяйствования, участниками правоотношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Вертикальные правоотношения складываются в хозяйственном обороте между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами, носят административно-правовой характер.

Тема 2
Субъекты хозяйственной деятельности

2.1. Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственной деятельности. Правовое положение индивидуального предпринимателя.

2.3. Юридические лица и их виды.

2.4. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2.5. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования.

2.1. Понятие и признаки субъектов
хозяйственного права

Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные специальной компетенцией субъекты хозяйствования ,

Обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность,

Зарегистрированные в установленном порядке, а также осуществляющие руководство такой деятельностью,

Приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Основным признаком субъекта хозяйствования является наличие у него обособленного имущества . Правовыми формами такого обособления является: право собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления.

Для субъектов хозяйствования, ведущих предпринимательскую деятельность, основной целью деятельности является извлечениеприбыли. Это означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

К предпринимательской деятельности близко примыкают, но ею не являются две группы деятельности:

1) ведение деятельности некоммерческими организациями;

2) хозяйственно-организаторская, либо властно-регулирующая деятельность государства.

Деятельность некоммерческих организаций осуществляется
в постоянном взаимодействии с предпринимателями и организациями. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а достижение иных целей. В частности, некоммерческие организации, осуществляя хозяйственную деятельность, также являются субъектами хозяйственного права, но не являются субъектами хозяйствования.

Хозяйственно-организаторская деятельность государства как собственника является предпосылкой создания организаций, определения содержания их деятельности и прекращения в соответствующих случаях. В этих отношениях, тесно связанных с предпринимательской деятельностью, государство является субъектом хозяйственного права , так как оно действует через свои органы в качестве субъектов, реализуя властные функции в целях защиты публичных интересов в области экономики.

У такого субъекта как государство, в компетенции преобладает хозяйственно-организаторская деятельность в отношении субъектов, действующих на базе предоставленного государством имущества.
С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, требований соблюдения порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.

Хозяйственная компетенция является необходимым элементом хозяйственной правосубъектности, которая означает, что субъект получает возможность приобретать права и обязанности с момента создания (государственной регистрации) и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта правами (на имущество, фирменное наименование, выбор сферы хозяйствования и т. д.).

Для каждого хозяйствующего субъекта означает, что он отвечает сам своим имуществом. При наличии в уставе дополнений ответственность может восполняться и другой имущественной сферой.

Проводя классификацию субъектов хозяйственного права, необходимо проводить их отличие по разным признакам:

– государственные и частные предприятия в зависимости от того, на какой форме собственности они основаны;

– государство, организации, их подразделения, индивидуальные предприниматели в зависимости от характера их хозяйственной компетенции.

Все субъекты хозяйствования, являющиеся юридическими лицами, в свою очередь разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени субъекта хозяйствования (юридического лица) выступает его орган.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственного права. Правовое положение индивидуального
предпринимателя

Статья 22 ГК РБ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.

Он направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Согласно ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» субъектами предпринимательства являются:

· физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

· группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

Субъектами предпринимательства не могут быть :

– несовершеннолетние (Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает возможность приобретения несовершеннолетним полной дееспособности с 16 лет (эмансипация) и осуществлять предпринимательскую деятельность);

– лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

– лица, признанные в установленном законом порядке ограниченно дееспособными;

– лица, лишенные предпринимательской правоспособности на время по приговору суда;

– лица, занимающие должности или осуществляющие деятельность, не совместимые с предпринимательством (в частности, не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, руководителям государственных коммерческих организаций).

Правовой статус предпринимателя в Республике Беларусь приобретается посредством государственной регистрации. Порядок создания и регистрации конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь.

Имущественной базой физических лиц-предпринимателей по общему правилу является собственность. Однако эта база может быть представлена арендованным имуществом. Правосубъектность индивидуального предпринимателя в сфере хозяйственного права является специальной ,характеризующейся хозяйственной компетенцией, так как он ведет предпринимательскую деятельность, осуществляет производство товаров (работ, услуг) с соблюдением установленных законом правил, реализует их (в том числе оптом) как результаты предпринимательской деятельности, а не предметы потребления, ставшие гражданину ненужными или излишними.

Для реализации своей предпринимательской компетенции гражданин вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме запрещенных законом. Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо иметь специальное разрешение (лицензию), сертификат компетентности на оказание услуг.

Предприниматель имеет право:

заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

выступать истцом и ответчиком в суде;

осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

Предприниматель обязан:

выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров;

осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

соблюдать права и законные интересы потребителей;

получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством, соблюдать установленный порядок ценообразования;

представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.

Имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:

¾ нарушения действующего законодательства;

¾ невыполнения заключенных договоров;

¾ нарушения прав собственника и других субъектов;

¾ загрязнения окружающей среды;

¾ обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

¾ сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

¾ выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

¾ незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;

¾ использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

¾ получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

¾ заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.

В перечисленных выше случаях суд по иску заинтересованной стороны может обязать предпринимателя, осуществившего указанные действия, прекратить противоправные действия, восстановить положение, предшествовавшее правонарушению, возместить причиненный ущерб и осуществить иные действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Убытки, причиненные предпринимателю в результате выполнения указаний органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю, подлежат возмещению этими органами.

Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится на основании законодательных актов Республики Беларусь.

Субъекты хозяйственного права - лица правомочные быть участниками отношений урегулированных хозяйственным законодательством.

Основные признаки субъектов хозяйственного права:

1. Получение в установленном порядке специального статуса.

2. Наличие хозяйственной компетенции.

3. Наличие обособленного имущества.

4. Самостоятельная имущественная ответственность.

Для того чтобы осуществлять деятельность, лицо должно обладать правосубъектностью, т.е. получит в установленном порядке право быть субъектом хозяйственных отношений. Правосубъектность извлекается посредством государственной регистрации, либо посредством прямого указания закона (для государства и субъектов РФ).

Только с момента государственной регистрации лицо получает право осуществлять хозяйственную деятельность от своего имени. Хозяйственная деятельность без регистрации противозаконна, а доходы от такой деятельности подлежат изъятию бюджета.

Наличие хозяйственная компетенция.

Хозяйственная компетенция субъектов хозяйственных правоотношений – это совокупность принадлежащих им правомочий по осуществлению предпринимательской деятельности. Объем таких полномочий определяется законодательством, учредительными документами и получаемыми в установленном порядке специальными разрешениями (лицензия).

Выделяется общая, ограниченная, специальная и исключительная компетенция субъектов хозяйственного права.

Общая компетенция состоит в праве хозяйствующих субъектов своими действиями приобретать права и обязанности необходимые для участия в хозяйственных отношений: совершать сделки, пользоваться неимущественными правами, распоряжаться имуществом и т.д. Общей компетенцией обладают почти все виды субъектов.

Каждый предприниматель вправе в той или иной степени ограничить свою компетенцию. Такое ограничение, как правило, содержится в учредительных документах (устав, положение и т.д.). Несмотря на то, что решения об ограничении принимается предпринимателем самостоятельно, он не вправе выйти за пределы установленных ограничений. Так сделка, совершенная субъектом в нарушении предусмотренных уставом компетенции, будет признана недействительной.

Специальная компетенция – это объем правомочий, предоставленный субъекту хозяйственного права законом. Как правило, специальной компетенцией в сфере хозяйственного права наделяются унитарные предприятия и некоммерческий организации.

Обладание исключительной компетенцией означает отказ от иных видов предпринимательской деятельности за исключением избранной. Исключительной компетенцией обладают субъекты, осуществляющие банковскую деятельность, страховую, инвестиционную и т.д.


Наличие обособленного имущества.

Это требование законодательства направлено на обеспечение экономической базы, осуществление предпринимательской деятельности. Обособленность имущества означает наличие правовой связи между лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и имуществом. Правовой формой обособления является право собственности или иное вещное право (хозяйственное ведение, правовое управление). Обособленное имущество учитывается на балансе предпринимателя и служит основой для имущественной ответственности. Формально-юридическим признаком наличия обособленного имущества признается банковский счет.

Самостоятельная имущественная ответственность субъекта.

Самостоятельная имущественная ответственность субъекта означает, что он отвечает за свои действия принадлежащим ему имуществом. По общему правилу хозяйствующий субъект несет ответственность самостоятельно, а его учредители за деятельность созданного ими субъекта не отвечают, исключения из этого правила предусматриваются законодательством. Пример: государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенных (бюджетных) предприятий. На основании статьи 64 ГК РФ субсидиарная, т.е. дополнительная ответственность может быть возложена на учредителей предприятия признанных несостоятельным (банкротом), если будет установлено, что банкротство вызвано указаниями учредителей.

Правовое положение субъектов хозяйственного (предпринимательского) права

Понятие, признаки и основные группы субъектов хозяйственного (предпринимательского) права

Субъекты хозяйственного (предпринимательского) права - это участники хозяйственных отношений, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность или управляют такой деятельностью (регулируют ее), созданные в соответствии с порядком, установленным законом, имеют необходимое для осуществления такой деятельности имущество и обладают соответствующей правоспособностью.

Как видим, основными признаками субъекта хозяйственного права являются:

непосредственное осуществление хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ и оказание услуг) или руководство (управление) такой деятельностью (регулирование ее), что присуще собственникам имущества предприятий, хозяйственным объединениям, промышленно-финансовым группам, исполнительным органам государственной власти финансово-экономического блока;

создание в установленном законом порядке;

наличие имущества, необходимого для осуществления избранной субъектом или возложенной на него хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью. Данное имущество может закрепляться за субъектом предпринимательского права на разных правовых титулах: право собственности, право полного хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пользования и др.;

наличие правоспособности, т. е. определенной государством для соответствующего хозяйствующего субъекта возможности быть субъектом права: иметь и осуществлять предпринимательские права и обязанности, отвечать за их выполнение и иметь юридическую возможность защищать свои права и законные интересы от возможных нарушений. Объем правоспособности участников предпринимательских правоотношений фиксируется в законе и в их учредительных документах.

В зависимости от характера осуществления деятельности субъектов хозяйственного права их делят на две большие группы.

К первой группе принадлежат те, кто непосредственно осуществляет хозяйственную деятельность (индивидуальные предприниматели, хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы и т. д.).

Во вторую входят такие субъекты хозяйственного права, которые осуществляют руководство экономикой страны, в том числе организацию хозяйственной деятельности (органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе исполнительные органы государственной власти финансово-экономического блока, а также центральные компании финансово-промышленных групп, которые регулируют и координируют хозяйственную деятельность входящих в группу организаций).

Следует обратить внимание на то, что объем правомочий субъектов хозяйственного права второй группы определяется прежде всего государством в соответствии с задачами и функциями, которые они выполняют в интересах общества в целом или его составных частей.

Все предпринимательские организации первой группы, к какой бы организационно-правовой форме они ни относились (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытые, закрытые, акционерные общества работников - народные предприятия), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия), являются юридическими лицами. Следовательно, они должны обладать и обязательными признаками юридического лица, наличие которых необходимо для признания хозяйственной организации субъектом предпринимательского права. Перечислим эти признаки.

Организационное единство, предполагающее, что предпринимательская организация имеет структуру, штаты, органы управления, которые определяются законом и закрепляются в ее учредительных документах: уставе и (или) учредительном договоре либо в положении об организациях данного вида. Предпринимательские организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК РФ. Наиболее простая организация управления характерна для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Здесь органом управления является единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК РФ). Наиболее сложная организация управления характерна для акционерных обществ (ст. 103 ГК РФ). В таких хозяйственных организациях общее собрание акционеров является высшим органом управления. Они имеют совет директоров, исполнительный орган и ревизионную комиссию со строго обозначенной компетенцией.

Наличие обособленного имущества. В зависимости от вида и организационно-правовой формы хозяйственной организации степень обособленности ее имущества различна. Например, хозяйственные организации, являющиеся хозяйственными товариществами, обществами, производственными или потребительскими кооперативами, обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, а государственные или муниципальные унитарные предприятия - правом хозяйственного ведения. Имущество предпринимательской организации учитывается на ее самостоятельном балансе, наличие которого доказывает самостоятельность хозяйственной организации и обособленность ее имущества.

Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. В соответствии со ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по их обязательствам.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 3 ст. 126 ГК РФ).

Самостоятельная имущественная ответственность предпринимательской организации по своим долгам тесно связана и вытекает из имущественной обособленности ее имущества.

Выступление в гражданском обороте от собственного имени. Оно означает, что хозяйственная организация вправе приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В учредительных документах предпринимательской организации должно определяться ее наименование (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Индивидуализации хозяйственных организаций служат как фирменные наименования, так и товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Статья 54 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Вместе с тем наличие указанных выше признаков у предпринимательской организации, относящейся к первой группе, не свидетельствует о том, что она уже является юридическим лицом. Для признания предпринимательской организации юридическим лицом необходима государственная регистрация, данные которой включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Следовательно, хозяйственная организация первой группы приобретает права юридического лица только с момента государственной регистрации.

В то же время субъекты предпринимательского права, относящиеся ко второй группе, регулирующие или организующие экономическую деятельность (исполнительные органы государственной власти, различные объединения предпринимательских организаций), свою легитимность, права и обязанности приобретают иными способами. В частности, федеральные органы исполнительной власти получают свои полномочия после издания указа Президента РФ или принятия постановления Правительства РФ, утверждающих соответствующие положения об этих органах и определяющих их компетенцию и характер деятельности.

Коллективные субъекты хозяйственной (предпринимательской) деятельности (холдинги, промышленно-финансовые группы) не являются юридическими лицами. Они вступают между собой (на основании договоров, соглашений) в многочисленные экономические связи и образуют единые производственно-хозяйственные комплексы, так называемые хозяйственные системы. В эти комплексы-системы входят предприятия, организации, банки и центры, которые являются юридическими лицами, в то время как сам комплекс-система в целом таковым не является, хотя в некоторых отношениях обладает хозяйственной правосубъектностью. Так, В. В. Лаптев справедливо замечает, что в качестве субъектов права подобные комплексы выступают, например, в отношениях, регулируемых антимонопольным законодательством, где они признаются «группами лиц». В отношении финансово-промышленных групп законодательством допускается признание входящих в их состав производственных предприятий консолидированными группами налогоплательщиков, т. е. субъектами налоговых отношений . В ст. 4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусматривается, что инвесторами могут быть группы лиц (объединения), не имеющие прав юридического лица.

Как видим, в производственно-хозяйственных комплексах входящие в них хозяйствующие субъекты тесно связаны между собой экономическими, организационными, технологическими и юридическими отношениями, что требует внутрисистемного регулирования предпринимательской деятельности.

  • См.: Лаптев В. В. Некоторые проблемы предпринимательского (хозяйственного) права. С. 108.

Субъектами права хозяйственного ведения являются: унитарные федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъектов РФ и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113, 114 ГК).

Правовое положение этих юридических лиц подробно охарактеризовано в теме «Юридические лица».

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, обладающая специальной правоспособностью..

Объектом права хозяйственного ведения является имущественный комплекс. Понятие имущественного комплекса закреплено в ст. 132 ГК. В состав предприятия как имущественного комплекса входит движимое и недвижимое имущество, право требования, долги, а также право на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие исключительные права.

Собственник в отношении имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения предприятия имеет ряд прав:

1. Принимает решение о создании унитарного предприятия;

2. Определяет цели, предмет и виды деятельности унитарного предприятия;

3. Утверждает устав предприятия;

4. Принимает решение о реорганизации и ликвидации;

5. Формирует уставный фонд;

6. Назначает на должность руководителя, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

7. Дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и на совершение иных сделок, например, крупных в случаях, установленных законом, иными правовыми актами и уставом;

8. Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества и др. (ст. 295 ГК, ст. ст. 18, 20, 22, 23, 26 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Можно утверждать, что правомочия владения и пользования имуществом государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия (далее - ГУПы и МУПы) осуществляют самостоятельно. Что касается правомочия распоряжения, то государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом самостоятельно за исключением случаев, предусмотренных законом, иными правовыми актами.

Так, ГУПы и МУПы не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением:

Поручительств;

Получений банковских гарантий;

Уступкой требований;

Переводом долга;

Заключать договоры простого товарищества;

Распоряжаться акциями, принадлежащими унитарному предприятию и др. (ст. 295 ГК, ст. 6, 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Недвижимым имуществом ГУПы и МУПы могут распоряжаться только с согласия собственника. ГУПы и МУПы имеют право продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный) капитал обществ или товариществ или иным способом распоряжаться таким имуществом с согласия собственника имущества.

Вместе с тем, государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (п. 5 ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»роизводственный кооператив ()ве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в).

При распоряжении имуществом государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия следует учитывать очень важное правило о том, что движимым и недвижимым имуществом государственное и муниципальное предприятие распоряжается только в пределах его специальной правоспособности. Сделки, совершенные ГУПами и МУПами с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законом и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия (п. 3 ст. 299 ГК).

4. Право оперативного управления: понятие, субъекты, объекты, содержание и осуществление права оперативного управления

Право оперативного управления, как и право хозяйственного ведения можно рассматривать как правовой институт и как конкретное субъективное гражданское право юридического лица, закрепленное в ст. 296 ГК.

Своим рождением это право обязано академику А. В. Венедиктову, который еще в 1948 г., характеризуя статус государственного предприятия, отмечал, что оно наделяется правомочиями по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом, которое госорган (предприятие) осуществляет «в порядке непосредственного оперативного управления» в интересах государства.

Первоначально это понятие («оперативное управление») не называлось правом, и в него вкладывался несколько иной смысл, но А. В. Венедиктов справедливо считается родоначальником этой конструкции (О.С.Иоффе).

Право оперативного управления было закреплено в ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г.

В дальнейшем, как указывалось выше, право оперативного управления осталось для бюджетных и иных учреждений (ст. 5 Закона «О собственности в РСФСР», ст. 47, 48 Основ гражданского законодательства 1991 г. В ГК 1995 г. субъектами права оперативного управления названы учреждения и казенные предприятия.

Объектом права оперативного управления является имущество указанных юридических лиц. Это имущество закрепляется за учреждением или казенным предприятием решением собственника. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (ст.299 ГК).

Субъектами права оперативного управления являются, во-первых учреждения – некоммерческие организации, созданные собственником (публичным или частным) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций, и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК).

В настоящее время в гражданском праве появился новый вид учреждения – «автономное» с особым правовым статусом (Федеральный закон от 03.11.2006г. (ред.от 24.07.2007г.) № 174-ФЗ « Об автономных учреждениях»).

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная публичным собственником для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

В отличие от других учреждений автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Другим субъектом права оперативного управления является унитарное предприятие: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия – коммерческие организации. Создание казенных предприятий обусловлено необходимостью использования имущества, приватизация которого запрещена, осуществления деятельности по производству работ, выполнению работ, оказанию услуг для решения социальных задач, разработки и производства продукции, обеспечивающей безопасность РФ и др.

Права владения, пользования и распоряжения имуществом субъекты права оперативного управления осуществляют в пределах:

Установленных законом (общий предел);

В соответствии с целями деятельности;

Заданиями собственника;

Назначением имущества.

Особо регламентировано право распоряжения имуществом казенного предприятия (ст. 297 ГК).

Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) с согласия собственника.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Вместе с тем казенное предприятие самостоятельно, как правило, реализуют производимую им продукцию.

Что касается учреждений, то для них правомочие распоряжения резко ограничено. Частные и бюджетные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (п. 1 ст. 298 ГК). Вместе с тем, нормативные правовые акты, регулирующие статус некоторых учреждений (музеев, театров) устанавливают правила о распоряжении имуществом учреждения, например, о сдаче его в аренду.

Эту коллизию можно объяснить правилом п. 3 ст. 120 ГК: «Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами».

Далее остановимся на анализе еще одного права – самостоятельного распоряжения. В п. 2 ст. 298 ГК установлено право самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной собственником деятельности, приносящей доходы (по сути предпринимательской) и приобретенным за счет таких доходов имуществом.

Это единственное упоминание о праве самостоятельного распоряжения. Далее не регламентируется ни его содержание, ни пределы осуществления. В связи с этим в литературе ведется оживленная дискуссия о правовой природе данного права. По этому вопросу высказано значительное количество точек зрения.

Одни авторы считают это право правом хозяйственного ведения (Е.А.Суханов), другие – правом собственности (Г.В.Мищенко, А.Г.Бабаев), третьи – правом оперативного управления (из такого понимания исходит, в первую очередь, правоприменительная практика), четвертые – самостоятельным вещным правом (Ю.К. Тостой, В.А.Плетнев, А.В. Коновалов, С.Я. Сорокина).

Четкое решение вопроса о правовой природе самостоятельного распоряжения имеет ярко выраженное практическое значение в связи с участием учреждений в гражданском обороте и ответственностью учреждений по своим обязательствам. Каким же имуществом отвечают по своим обязательствам учреждения?

Согласно п. 2 ст. 120 ГК учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

Согласно п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса все доходы бюджетного учреждения, включая и его доходы от предпринимательской и иных видов деятельности, должны отражаться в его единой смете доходов и расходов. Средства от предпринимательской деятельности подлежат зачислению на его единый лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (п. 4 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ).

Эти обстоятельства дают основания для обращения взыскания по долгам учреждения на доходы, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности и имущество, приобретенное на эти доходы, что ограничивает ответственность учреждений своими денежными (бюджетными) средствами и субсидиарную ответственность публичных образований (учредителей) по долгам учреждений.

По такому пути шла арбитражная практика с аргументацией, дословно воспроизводимой по разным делам данной категории. Из судебных актов по данным делам прослеживается такая цепочка. Сначала на погашение задолженности по обязательствам учреждения направляются денежные (бюджетные) средства учреждения, затем – денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности, потом – имущество, приобретенное от такой деятельности.

В случае недостаточности денежных средств и другого имущества, полученного от коммерческой деятельности, требование может быть предъявлено к субсидиарному должнику (См., например, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.050 2001 г. № 714/1).

Подобные постановления практически исключали субсидиарную ответственность собственников учреждений и парализовали действия ст. 120 и 399 ГК, что вряд ли обоснованно, исходя из разного правового режима имущества, полученного от собственника и приобретенного за счет предпринимательской деятельности.

Кроме того, субсидиарные должники – публичные образования при таком решении вопроса могли вообще не заботиться о надлежащем финансировании учреждения (Е.А.Суханов, С.Я.Сорокина).

В настоящее время с учетом Постановления Пленума ВАС от 22 июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 19.07.2007 г.)» по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество (кроме денежных средств), как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (п. 3).

Разрешая вопрос о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, судам необходимо иметь в виду, что эта ответственность является особым видом субсидиарной ответственности, на которой общие нормы о субсидиарной ответственности (ст. 399 ГК), распространяются с учетом особенностей, установленных ст. 120 ГК (п. 4 указанного Постановления).

Вместе с тем, как уже было отмечено, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (абзац 2 п. 1 ст. 298 ГК).

Предпринимательское право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию.

Субъекты хозяйственного (предпринимательского) права - это лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также органы власти и местного самоуправления, регулирующие и контролирующие эту деятельность.

Исходя из приведенного определения, субъектами предпринимательского права являются:

1) индивидуальные предприниматели (физические лица) - граждане и не граждане РФ;

2) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), в том числе, иностранные;

3) Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

В отдельную категорию выделяются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отвечают определенным критериям и могут получать поддержку в различных формах от государственных органов и органов местного самоуправления.

Наиболее распространенными субъектами хозяйствования являются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Они играют важную роль в объединении и использовании материальных ресурсов, удовлетворении потребностей общества в товарах, работах и услугах, создании рабочих мест. Они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Индивидуальные предприниматели . Конституция России гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34).

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) . Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - «Закон о регистрации»). Индивидуальное предпринимательство в сельском хозяйстве осуществляется в форме крестьянского (фермерского) хозяйства. Фермерское хозяйство не является юридическим лицом.

Предпринимателем считается глава крестьянского хозяйства, которое может состоять из одного или нескольких лиц. Правовые особенности для данного вида индивидуального предпринимательства установлены Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».


Свободно заниматься предпринимательской деятельностью вправе граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие возраста 18 лет, а так же несовершеннолетние, вступившие в брак до достижения указанного возраста, либо эмансипированные, т.е. объявленные полностью дееспособными по решению органов опеки или попечительства или по решению суда (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетние могут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с письменного согласия одного из родителей, опекунов и попечителей (ст. 22.1 «Закона о регистрации») с 16 летнего возраста (частичная правотрудоспособность)

Для отдельных категорий граждан федеральными законами установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности (для государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.). Это ограничение вызвано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

  • не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
  • не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Существуют некоторые особенности деятельности и правового положения индивидуальных предпринимателей:

  • для государственной регистрации в качестве ИП не требуется «стартовый» (уставный, складочный, долевой) капитал, необходимо лишь оплатить госпошлину в размере 400 руб.;
  • при государственной регистрации оформляется меньшее количество документов (отсутствуют протоколы общих собраний, учредительные документы и др.);
  • ИП не обязан вести бухгалтерский учет. Он ведет только налоговый учет, отражая хозяйственные операции в «Книге учета доходов и расходов», которая регистрируется в налоговом органе;
  • ИП несет более легкое налоговое бремя, т.к. по основному виду деятельности он уплачивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) , ставка которого существенно ниже, чем ставка налога на прибыль организаций;
  • в отношении ИП применяется только судебный порядок взыскания налогов, а с юридических лиц налоги могут быть взысканы во внесудебном порядке;
  • для ИП существует более легкий (по сравнению с юридическими лицами) переход на упрощенную систему налогообложения;
  • на ИП не распространяются установленные Центральным банком РФ ограничения в расчетах наличными деньгами;
  • ИП вправе, но не обязан, иметь личную печать и расчетный счет в банке;
  • ИП вправе использовать труд наемных работников;
  • по своим обязательствам ИП отвечает всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание (перечень установлен ст. 446 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что государственная регистрация в качестве ИП утрачивает свою силу со смертью физического лица, право на предпринимательскую деятельность по наследству не передается, наследуется только имущество предпринимателя.

Юридические лица . Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридические лица традиционно разделяются на коммерческие и некоммерческие организации (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1 Основные виды и организационно-правовые формы юридических лиц

Просмотров