Должностных полномочий ст 286 ук. Что такое превышение должностных полномочий? Куда жаловаться на властный произвол

Впервые норма, устанавливающая ответственность за превышение должностным лицом своих полномочий, появилась в Соборном уложении, принятом в 1649 году. С того времени санкции за данное преступление значительно ужесточились. Своего максимума наказание достигло в положениях УК 1922-го и первой редакции Кодекса от 1926 годов. В нормах, в частности, предусматривалась смертная казнь за это преступление.

Особенности законодательства

В прежний исторический период в нормативных актах не предусматривалось существенной разницы между уровнем общественной опасности злоупотребления властью и превышения полномочий, между халатностью и бездействием должностных лиц. Это отражалось в наказаниях по основным и квалифицированным составам. Как показывает практика, излишне абстрактное описание, не содержащее четких критериев, допускает достаточно широкие пределы для рассмотрения дел судом. Фактически это противоречит В связи с этим в процессе последующего реформирования российского уголовного законодательства от таких формулировок было решено отказаться.

Статья 286 УК РФ

Превышение должностных полномочий рассматривается в качестве осуществления субъектом действий, которые выходят за рамки его компетенции. Такое поведение влечет нарушение прав и ущемление интересов организаций, граждан, общества и всего государства. Ст. 286, ч. 1 УК РФ для виновного предусматривает следующее наказание:


Санкции, приведенные в ст. 286 ч. 1 УК РФ, распространяются на основной В норме также предусматривается наказание по квалифицирующим признакам.

Отягчающие признаки

Ч. 2. ст. 286 УК РФ устанавливает наказание для лиц, находящихся на службе в государственных органах. Речь идет о федеральных, региональных и местных структурах власти. В этих случаях предусмотрен более жесткий приговор. Ст. 286 УК РФ для указанных виновных лиц устанавливает следующие санкции:

Ст. 286 ч. 3 УК РФ

Деяния, которые указаны выше, могут быть совершены:

  1. С использованием насилия.
  2. Причинением ущерба здоровью.
  3. С использованием спецсредств либо оружия.

В этих случаях ст. 286 ч. 3 УК РФ устанавливает тюремное заключение на 3-10 лет. При этом виновный будет лишен права заниматься некоторыми видами деятельности и пребывать на ряде постов до 3 л.

Объективная сторона ст. 286 УК РФ (с комментариями)

Она состоит в совершении служащим действий, которые в первую очередь явно выходят за рамки его обязанностей. Во-вторых, его поведение влечет существенный вред, следующий из нарушения прав и ущемления интересов организаций и граждан, государства и общества. Кроме этого, объективную часть преступления формирует причинная связь между неправомерным действием и последствиями. Отграничивая злоупотребление и превышение полномочий, необходимо учесть, что в первом случае лицо вопреки служебным интересам незаконно использует вверенную ему власть. Во втором же субъект совершает действия, явным образом выходящие за рамки его обязанностей. Они относятся к компетенции иного лица или могут реализовываться виновным при особых обстоятельствах. Последние должны быть указаны в законодательном или ином нормативном акте. К примеру, это может быть совершение действий в случае обоснованного риска или для предупреждения более существенного вреда без выхода за пределы крайней необходимости. Неправомерными считаются также деяния, которые ни один субъект ни при каких условиях не вправе совершать. К ним относят, например, выход за рамки установленных мер в ходе противоправное поведение, выражающееся в применении насилия над подчиненным. Именно это подразумевает статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий должно быть очевидным и бесспорным для виновного. В этом случае преступление квалифицируется по рассматриваемой норме.

Разъяснение понятий

По ст. 286 УК РФ (в новой редакции) в качестве существенного нарушения прав и ущемления интересов государства, общества, организаций либо граждан следует понимать ряд негативных последствий. Они связаны с:

  • Нарушением конституционных прав граждан.
  • Причинением имущественного, физического либо личности.
  • Нарушением нормальной деятельности предприятия, организации, учреждения, приведшее к продолжительному перерыву либо приостановлению работы и так далее.

Вопрос о существенности приведенных выше нарушений решается в соответствии с конкретными обстоятельствами дела.

Дифференциация составов

Устанавливает наказание за деяния, которые могут совершаться не только при выполнении лицом своих обязанностей в качестве представителя власти. Противоправность поведения может проявляться и при реализации им функций административно-хозяйственного или организационно-распорядительного характера. В этом, собственно, состоит отличие состава преступления, который предусматривает 286 статья УК РФ, от прочих преступлений, которые также могут быть связаны с выходом субъекта за пределы своей компетенции в поведении. Примером может служить ст. 302 Кодекса.

Установление факта

Для квалификации преступления по составам, которые предусматривает 286 статья УК РФ, нужно в первую очередь выяснить, какой закон либо нормативный акт регламентирует компетенцию виновного. Кроме этого, следует установить, в чем конкретно выражался выход за ее пределы. При отсутствии в процессуальных документах обоснований ответственность по рассматриваемой статье не наступает.

Мотив

286 для виновных наказания исключительно за действия. При этом они могут совершаться с косвенным либо прямым умыслом. В качестве мотивов совершения преступления могут выступать разнообразные стремления. Это может быть зависть, корысть, карьеризм. Некоторые действия совершаются в целях формирования видимости благополучия либо для создания ложного представления об истинных намерениях виновного. В последнем случае подразумевается поведение в так называемых "служебных интересах".

Служебное положение

Они предусматриваются во второй и третьей частях статьи. В качестве одного из них выступает совершение противоправных деяний лицом, пребывающим на госслужбе в федеральных, местных либо региональных органах власти. Повышенные требования к таким чиновникам предъявляются ввиду непосредственно самого характера их положения и наличия широкого круга полномочий. Выход за установленные рамки чреват существенными нарушениями интересов и прав большого количества граждан и предприятий.

Насильственные действия или угроза

Этот квалифицированный состав предусматривается в части третьей. Под насильственными действиями либо угрозой их применения 286 статья УК РФ подразумевает причинение физического вреда. Он может быть выражен в истязании, побоях, ограничении свободы, прочем повреждении здоровья. Кроме этого, преступление может совершаться и с использованием психического давления на потерпевшего. Оно выражается в угрозах применения насилия для подавления воли субъекта.

Применение спецсредств либо оружия

Использование этих предметов при превышении полномочий предполагает как физическое (удар резиновой дубинкой/рукояткой пистолета, выстрел на поражение и пр.), так и психическое воздействие. В этих случаях возникает реальная угроза здоровью либо жизни потерпевшего. Если неправомерное поведение виновного сопровождалось только демонстрацией оружия либо спецсредств и не представляло действительной опасности для гражданина, то оно может квалифицироваться как превышение полномочий субъектом с угрозой применения к потерпевшему насилия.

Тяжкие последствия

К ним относят, например, последовавшее за преступлением самоубийство потерпевшего, продолжительный простой предприятия, крупную аварию. К тяжким последствиям также относят причинение имущественного вреда в крупном размере. В случае когда превышение полномочий сопровождалось умышленным убийством, то данное деяние квалифицируется по совокупным составам по ч. 3, ст. 286 и ст. 105 УК.

Вред здоровью

При его причинении в результате превышения полномочий в ходе квалификации неправомерного деяния виновного правовая оценка зависит от конкретных обстоятельств дела. Необходимо в этом случае также учесть, что частью третьей установлена ответственность за причинение любого, кроме тяжкого, вреда здоровью. Наказание за него, в свою очередь, предусматривается в ст. 111. В таких случаях преступление квалифицируется по совокупности составов.

Ст 286 УК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

  • а) с применением насилия или с угрозой его применения;
  • б) с применением оружия или специальных средств;
  • в) с причинением тяжких последствий, -
  • наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 286 УК РФ:

1. Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица.

2. Превышение должностных полномочий может выражаться:

  • в совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия);
  • единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей);
  • совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

5. Субъект преступления - должностное лицо.

6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см. комментарий к ст. 285 УК.

8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 286.

9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п. (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

Деятельность представителей власти неотъемлемо связана с развитием государства. Нередко госслужащими допускается нарушение правового порядка.

Иногда недобросовестные чиновники преступают черту, хотя знают, что превышение должностных полномочий по ст. 286 УК РФ карается уголовной ответственностью.

Полномочия каждого сотрудника госслужбы детально описаны в этом законе. Что означает злоупотребление должностными полномочиями, и какое наказание предусмотрено за эти действия?

Согласно ст. 286 УК РФ, под этим понятием признаются конкретные действия, которые выходят за рамки служебных обязанностей должностного лица.

Превышение полномочий устанавливается только в действиях лиц:

Особенно закон уделяет внимание злоупотреблению властью чиновниками, состоящими на должностях муниципального, регионального или федерального значения.

Были разработаны нормы профильных законодательных актов, такие например, как превышение должностных полномочий сотрудником полиции, которые рассматриваются в рамках ФЗ РФ от 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Недопустимость превышения полномочий в некоторых случаях зафиксирована законодательным актом . Например, если для сотрудника полиции отсутствует угроза жизни от беременной женщины, то установлен полнейший запрет на применение огнестрельного оружия.

Также нельзя без оснований применять специальные средства, такие как наручники, резиновые палки, водометы, слезоточивый газ, бронемашины, натравливание служебных собак.

Согласно примечанию 1 ст. 285 УК РФ, к представителям власти относятся лица, осуществляющие функции представителя власти и выполняющие административные, организационные, хозяйственные и распорядительные функции в:

Должностные лица, наделенные властью, ведут свою деятельность в:

  • органах муниципалитета;
  • госаппарате;
  • аппарате Вооруженных сил РФ.

Согласно статье за превышение должностных полномочий № 286 УК РФ, к субъекту преступления не относится лицо, занимающее служебное положение не в сфере государственной власти. В качестве наказания к нему могут применить дисциплинарное взыскание.

Превышение должностных полномочий всегда ведет к нарушению прав граждан и предприятий.

Зачастую к проявлениям превышения полномочий относится использование возможностей начальства в собственных интересах. Если вышестоящее руководство знало об использовании своих прав, но не предприняло никаких действий, то к нему могут применить дисциплинарное взыскание или инкриминировать ст. 285 УК РФ.

Составом преступления считается реализация полномочий, которые недоступны должностному лицу . К превышению прав не относятся действия, когда чиновником были использованы имеющиеся возможности.

Необходимо установить причинно-следственную связь между возникшими нарушениями прав и действиями представителя власти. Мотив поступка может материальным или личным, а в части умысла нет ограничений – он может быть прямой или косвенный.

Данное преступление отличает отсутствие этапа планирования и подготовки . Главным преступным действием является наступление последствий.

Особенно тщательно рассматривают случаи, когда превышение власти привело к тяжким последствиям, с применением насилия. Потребуется дополнительно установить факт использования угроз или насилия с оружием.

При квалификации действий подследственного учитывается отграничение превышения от злоупотребления властью.

Судебная практика четко обозначает, что к уголовной ответственности можно привлечь обвиняемого лишь в случае действия. Превышением должностных полномочий не является пассивное бездействие.

Прежде всего, следует понимать отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления . Злоупотребляя своими полномочиями, госслужащий может умышленно действовать вопреки своим обязанностям, когда в качестве мотива выступают корыстные цели или месть.

Превышение полномочий соответствует общим интересам службы лица, позволяя добиваться результата незаконным путем. Например, полицейский избил гражданина, который не оказывал ему сопротивления при задержании.

Не стоит путать превышение полномочий и злоупотребление, от различий в составах преступления зависит доказательная база.

Хотя состав преступлений в разных делах может быть одинаков, тяжесть наказания степень и ответственности может быть различна.

Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание в виде:

  • штрафа;
  • принудительных работ;
  • запрета занимать руководящую должность;
  • арест;
  • лишение свободы.

Минимальная санкция за превышение полномочий составляет 80 тыс. рублей, по максимуму можно лишиться свободы на 10 лет.

Согласно статистике, судьи редко назначают минимальное наказание, однако и максимальное наказание в судебной практике тоже применяется редко.

Тяжесть преступления снижается не из-за недостатка судебной системы, а благодаря квалифицированной работе адвокатов подзащитного.

Достаточно легко можно доказать превышение полномочий представителя по доверенности, которая может установить рамки компетенции госслужащего.

Также нарушением закона является любое неподтвержденное действие, например, начальник получил за вас деньги, но в доверенности этого пункта нет, что считается явным превышением рабочих полномочий.

Для привлечения к ответственности руководителя, перешагнувшего за пределы своей компетенции, следует подать заявление в Следственный комитет РФ, прокуратуру или полицию .

Рассмотрев ваш иск, они должны будут провести проверку и вынести решение либо отказать в возбуждении уголовного дела.

Правоохранительные органы обязаны доказывать превышение должностных полномочий.

Со своей стороны, в решении этого вопроса вы можете обратиться за помощью к адвокатам. Они оценят все обстоятельства событий при превышении полномочий, предложат тактику защиты и эффективную позицию доказывания в суде.

Для начала следственного расследования понадобится установить факт поступления заявления в следственный орган. Его может отправить любое лицо, не принимается только анонимная жалоба.

Подать иск можно лично или отправить его заказным письмом, но написан он должен быть заявителем.

Направляется жалоба в следственный отдел прокуратуры по месту пребывания обвиняемого . Для заявления не существует единого образца, однако общие правила есть.

Документ должен быть составлен на русском языке и написан разборчивым почерком. Также можно применить компьютерную технику.

Жалоба обычно состоит из:

  • название документа;
  • шапки в верхней правой части бланка, где указываются данные получателя и отправителя;
  • изложение дела с комментариями по делу без эмоциональных эпитетов;
  • указание норм правовых актов и статей КОАП РФ, которыми вы руководствуетесь;
  • дата и подпись.

Жалоба должна быть рассмотрена судебным приставом-исполнителем в течение 10 суток. По результатам следствия может быть возбуждено уголовное дело или вы получите отказ.

Советуем вам внимательно подготовить иск, изучив судебные решения по схожим делам . Для примера можно взять образцы удачных заявлений, в результате рассмотрения которых дело закончилось в пользу заявителя.

В Российской Федерации существует уголовная ответственность за превышение полномочий. Ст. 286 УК РФ устанавливает наказание, если:

  • оружия или специальных средств;
  • угроз с применением насилия;
  • тяжких последствий.

Предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком от 3 до 10 лет с лишением права занимать государственные должности.

К статье 286 УК РФ имеется комментарий, когда власть служащего была превышена с применением насилия, что может понести за собой обвинение по совокупности.

Применение санкций допускается по статьям, которые устанавливают ответственность за преступления, например, в совокупности со ст. 105 УК РФ за убийство.

В Уголовном Кодексе установлены сроки для определения возможности привлечения виновного к ответственности. Момент совершения преступления является началом этого периода, а вступление в силу судебного приговора – его концом.

В ст. 78 УК РФ установлены временные рамки в соответствии с положениями. В соответствии со степенью тяжести действия происходит градация давности.

Если превышение служебной компетенции относится к проступку средней тяжести, то срок давности будет 6 лет.

Течение срока давности приостанавливается, если обвиняемый уклоняется от исполнения наказания или следствия.

Если представителем государственной власти были совершены деяния, превышающие рамки его компетенции, то нарушителя могут призвать к дисциплинарной ответственности, согласно нормам трудового законодательства.

Если тяжесть проступка невысока и превышению полномочий не предшествовали другие дисциплинарные взыскания, то правовые последствия окажутся для виновного незначительными.

Судебные дела обычно завершаются дисциплинарным взысканием, где виновный может компенсировать ущерб. В качестве меры наказания может быть выговор или увольнение. Данные об этом вносятся в личное дело.

Признаки превышения полномочий:

  • действия, запрещенные законодательными актами;
  • противоправное поведение в коллегиальной форме, когда решение принимается единолично;
  • действия, входящие в компетенцию другого должностного лица, даже в линейном подчинении.

Должностное лицо, превышая свои полномочия, всегда совершает какие-либо действия - принимает правовые акты, дает обязательные указания, издает распорядительные акты.

Своими действиями он может нарушать интересы граждан, публичных органов власти и организаций, причиняя им материальный вред. Приведем несколько примеров превышения должностных полномочий.

Пример . Сотрудник районной администрации проходила в обеденный перерыв мимо кабинета канцелярии, и приняла документы от пенсионерки Петровой, руководствуясь чувством сострадания. Работник администрации знала, что не имеет право принимать документы от граждан и действовала из личных побуждений, без существенных последствий. Служебное расследование привело к дисциплинарному взысканию в виде выговора.

Другой пример . Глава районной администрации, совершила действия, руководствуясь личными корыстными целями. Она использовала государственное жилье из фонда для переселения жителей аварийных домов в обход общей очереди, и передала права владения имуществом своему зятю. В результате этих действий пострадала гражданка Иванова, инвалид ВОВ, не реализовав свое право на получение жилья. Мера наказания к руководителю будет применена согласно ст. 286 УК РФ.

Проанализировав данные нарушения, можно установить, что вред от действий нарушителя имеет длительный характер.

Проблема кроется также не только в причинении неимущественного или материального вреда, но и в подрыве веры в правовую систему, правовых устоев общества и верховенство закона.

Кроме самого ущерба возникает побочный вред – неуверенность в защите интересов граждан и в непоколебимости государственной власти.

Используя в личных целях инструменты государственного контроля, представитель власти может понести наказание в рамках Уголовного кодекса.

Люди, стоящие у власти, обязаны придерживаться законов и не использовать свое положение в личных целях. Но на практике все обстоит не так, превышение должностных полномочий – это совершенные должностным лицом действия, не предусмотренные его обязанностями и повлекшими нарушение конституционных интересов и прав лица или компании (статья 286 УК РФ).

Отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления ими – наличие во втором случае корыстной или личной заинтересованности (ст. 285 ч.1). Речь идет не об использовании своего положения, а действиях, которые повлекли к нарушению интересов и прав граждан или организации.

Комментарии и понятия к статье

Это служащие, представляющие государственную власть по роду своей деятельности. К должностным лицам чаще всего относят:

  • сотрудников полиции: от сержанта патрульно-постовой службы до начальника отдела;
  • работников Прокуратуры: прокурор, заместитель, старший помощник;
  • служащих Следственного Комитета;
  • госслужащих на местном и федеральном уровне.

Дополнительно к подобным лицам относятся и те, кто не является представителем государственной власти, но на которых в перечисленных организациях возложены распорядительные, управленческие и хозяйственные функции (начальник кадров, зав. хозчастью).

Гражданин может иметь полномочия, определяющие его в качестве должностного лица, временно, постоянно либо по поручению. Разовое выполнение роли представителя государственной власти – присяжный на заседании суда, выбранный случайно.

Функции должностного лица: формы

Превышение служебных полномочий считается оконченным с момента наступления серьезных последствий в отношении физлица или общественности. Деяние рассматривается в отдельности от негативных результатов деятельности должностного лица, если они повлекли за собой действия, предусматривающие наказание по иным статьям Уголовного Кодекса.

Превышение полномочий подразделяется на несколько видов: преступное деяние и бездействие, совершаемое в личных интересах для достижения своей определенной цели, на которое служащий не имел права.

По форме действия классифицируются:

  • деяния, попадающие под деятельность других вышестоящих лиц (дознаватель за начальника);
  • действия, которые должны выполнять другие органы власти (ответственный по общежитию осуществляет обыск в помещениях);
  • единоличное деяние, которое выполняется только коллегиально (судья принимает решение по делу, которое должны вести несколько уполномоченных лиц);
  • выполнение действий в отсутствии особых обстоятельств, условий (неправомерное использование оружия);
  • совершение деяния, на которое никто не имеет права: начальник применяет силу к своему подчиненному (ППВС п. 19 от 2009 года №19).

Если к ребенку в детском саду или школе предвзятое отношение, с целью взимания средств на нужды госучреждения, что стало причиной его нервного расстройства или отставания по предметам, родители имеют право обратиться с жалобой о злоупотреблении служебными полномочиями.

Ответственность за превышение должностными обязанностями

Злоупотребление рассматривается, как выполнение определенных действий субъектом, выходящих за рамки его полномочий, что ведет к ущемлению интересов и нарушению прав гражданина и общественности.

Согласно ст. 286 УК РФ части 1, за подобные деяния предусмотрено пять наказаний:

  • отстранение от определенного вида должности;
  • запрет на деятельность, предусмотренную законом на срок 5-ть лет;
  • штрафные санкции, арест на 4-6 месяцев;
  • принудительная трудовая деятельность до 48 месяцев;
  • заключение под стражу до 4-х лет.

В ч.2 отражен квалификационный состав преступления – совершение противозаконного деяния главой МО либо государственным служащим одного из субъекта РФ.

За подобные действия ему грозит обязательный труд до 60 месяцев, штраф, с лишением возможности занимать или осуществлять конкретную деятельность (не всегда) либо уголовная ответственность – отбывание наказание в исправительном учреждении сроком до 7 лет с отстранением от должности до 3-х лет.

Уголовный Кодекс РФ ч.3 квалифицирует совершение преступлений, предусмотренных частью 1 и 2-ой следующим образом:

  • Причинение тяжкого вреда – авария на дороге, остановка коммерческой деятельности организации, серьезный ущерб.
  • Насильственные действия или угроза к их применению.
  • Использование спецсредств, оружия: резиновые дубинки, слезоточивый газ, бронемашины, водометы.

Совершение таких деяний предусматривает наказание в форме лишения свободы от 3-х до 10-ти лет. При этом должностное лицо не сможет осуществлять определенный вид деятельности или претендовать на конкретную вакансию на протяжении 3-х лет.

Судебная практика: примеры

Следователь отдела по предотвращению экономических преступлений задержал обвиняемого в мошеннических действиях служащего, причинившего огромный ущерб одному из предприятий. На основании полученного материала, он заключил его под арест, затем направил дело в суд. На протяжении всего процесса, до вынесения приговора, обвиняемый находился в изоляторе на незаконных основаниях, в течение 4-х месяцев.

Постановление Пленума ВС – необходимо придерживаться закона, соблюдая всего его правила и исключить издержки судебного производства, необоснованность вынесения обвинительного приговора, улучшить его качество. Но в то же время, следует установить факт нарушения и наказать лицо, уличенное в превышении своих обязанностей.

Судебная практика сталкивается с множеством случаев. Так, например капитан судна, перевозящего товары для последующей реализации на территории РФ, уличил члена экипажа в крупной краже. Он поместил его под стражу, стал осуществлять следственные мероприятия, дознание.

Капитан имел на это полномочия, так как сотрудники полиции были недоступны. Но корабль побывал в многочисленных портах, в одном из которых он должен был передать подозреваемое в преступлении лицо уполномоченным органам. Из-за продолжительного пребывания под арестом, у матроса ухудшилось состояние здоровья, и он получит инвалидность. Здесь на лицо превышение должностных обязанностей.

Преступные деяния против госвласти – противоправные действия, с использованием положения занимаемого на службе. Должностное лицо действует вопреки целостной организованной системе, что вызывает противодействие, которое может привести к негативным последствиям для самого инициатора.

УК РФ ст. 286 с комментариями содержит всю необходимую информацию, которую следует изучить должностным лицам во избежание крупного штрафа или уголовной ответственности в виде заключения под стражу от 3-х до 10 лет и лишения права заниматься предпочтительным видом трудовой деятельности.

Полный текст ст. 286 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 286 УК РФ.

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 286 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной - отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; дополнительный - отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства;
2) объективная сторона: совершение должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий (например, действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу), или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц), или совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом, или никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать;
3) субъект: ч.1 и ч.3 ст. 286 - любое должностное лицо, ч.2 и ч.3 ст. 286 - лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо глава местного самоуправления;
4) субъективная сторона: характеризуется только умышленной формой вины, которая характерна для совершения активных действий, направленных на достижение преступного результата посредством превышения своих должностных полномочий.

Преступление считается оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

К квалифицированным признакам рассматриваемого состава относятся совершение тех же деяний лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч.2 ст. 286) или совершенные с применением насилия или с угрозой его применения (п."а" ч.3 ст. 286), либо с применением оружия или специальных средств (п."б" ч.2 ст. 286), либо повлекшие тяжкие последствия (например в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.) (ч.3 ст. 286).

2. Применимое законодательство:
1) ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (гл.2 - состав Правительства РФ и порядок его формирования);
2) ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (гл.2 - основы статуса судей в РФ);
3) ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 42 - воинские должности, ст. 43 - назначение и освобождение от воинских должностей);
4) ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (гл.2 - должности гражданской службы);
5) ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (гл.2 - должности муниципальной службы);
6) ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ст. 4 - понятие должностного лица)
7) ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (раздел 2 - система и организация Прокуратуры РФ);
8) ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 2 - член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей РФ);
9) ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (гл.6 - органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления, ст. 36 - глава муниципального образования, ч.2 ст. 37 - глава местной администрации);
10) ФЗ "О полиции" (гл.6, гл.7, ст. 18 - применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);
11) ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 7.1 - государственные корпорации, ст. 9.1 - государственные, муниципальные учреждения);
12) ФЗ "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (гл.3 - управление корпорацией);
13) ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии";
14) ФЗ "О федеральной службе безопасности" (ст. 14 - применение оружия, специальных средств и физической силы, ст. 16 - сотрудники органов ФСБ, ст. 16.1 - служба в органах ФСБ);
15) ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (раздел 3 - военная служба во внутренних войсках; раздел 5 - применение военнослужащими внутренних войск физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники);
16) акты Президента РФ:
- указ от 11.01.95 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации";
- указ от 16.09.99 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы");
- указ от 31.12.2005 N 1574 "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы";
- указ от 10.07.2008 N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии";
17) постановление Правительства РФ от 26.11.2008 N 888 "Об утверждении регламента Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";
18) иные подзаконные акты:
- приказ Министра обороны РФ от 27.03.2001 N 130 "Об утверждении Перечня воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, постоянно работающих на аэродромах, полигонах, технических и стартовых позициях по непосредственному обслуживанию летательных аппаратов и обеспечению их полетов";
- приказ Министра обороны РФ от 28.01.2004 N 20 "Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом".

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена );
2) постановлением Московского городского суда от 25.12.2012 N 4у/1-10580/12 отказано в удовлетворении надзорной жалобы на приговор, которым гр.В. признан виновным в превышении должностных полномочий с применением насилия (путем частичного сложения наказаний ему окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет 6 месяцев, со штрафом в размере 20000 руб., с лишением права занимать должности представителя власти в правоохранительных органах на срок 3 (три) года).

Консультации и комментарии юристов по ст 286 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 286 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Просмотров