Профилактика уличной преступности несовершеннолетних. Профилактика преступности несовершеннолетних материал на тему. Субъекты индивидуальной профилактики

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.
В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Первостепенное значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, т.е. индивидуальная профилактика.
Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность проводится в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии, и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Следовательно, решение вопроса заключается в своевременной постановке "диагноза", наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить преступления; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия. Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений; изучение личности этих подростков; определение и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни; периодический анализ полученных результатов и внесение соответствующих коррективов в работу.

Особое внимание при этом (с постановкой на учет) сотрудники органов внутренних дел уделяют несовершеннолетним:
ведущим антиобщественный образ жизни (употребляющим спиртные напитки, наркотики, не занятым учебой и общественно полезным трудом);
группирующимся на антиобщественной основе;
вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ;
осужденным условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тем, к кому применена отсрочка исполнения приговора;
освобожденным из воспитательных колоний.
Индивидуальное предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих о его психической неполноценности. Эти вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника в психолого-педагогических центрах. При этом обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники милиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической работы.
Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.
Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости. Успех профилактики будет достигнут, если практические работники свои усилия будут направлять не на подавление и разрушение группы, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы.
Как и любой вид деятельности, предупреждение групповой преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности. Практика обычно идет по следующему пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика группы, учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника применяются различные методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. В числе таких методов выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы.
В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.
Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Своевременность такого выявления позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность. Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеют также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения.
Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних. При всей сложности и противоречивости этого процесса необходимость исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы. В частности, следует исходить из того, что с неформальными группировками несовершеннолетних покончить в принципе невозможно, поэтому необходимо в максимальной степени использовать позитивные моменты, которые могут дать такие группировки и всячески нейтрализовать негативные аспекты их влияния, стремиться к разрушению асоциальных традиций. Например, в Англии власти используют "рокеров" (мотоциклистов) для доставки почты, давая им преимущество в проезде и разрешая даже при этом превышать дозволенный скоростной режим. Использовать лишения свободы в качестве наказания для несовершеннолетних следует в минимальной степени. Психологи утверждают, что после 5 - 7 лет непрерывного нахождения в местах лишения свободы наступают необратимые изменения психики. Необходимо сокращать формальные правила поведения и развивать позитивную инициативу несовершеннолетних, поскольку обилие правил увеличивает вероятность их нарушений. В США, например, на смену "хиппизму", пропагандировавшему отклоняющийся от норм обычной жизни стиль поведения, основанный на отрицании обычной морали и употреблении наркотиков, пришел "яппизм", основным постулатом которого является целеустремленное движение вверх по карьерной лестнице.
Важно разрушать мифические романтические образы, создаваемые криминальным миром. Требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за предупреждение преступности несовершеннолетних. При этом приходится признать, что без общегосударственной программы борьбы с безнадзорностью и с преступностью несовершеннолетних многие профилактические направления, о которых говорилось выше, не могут быть реализованы.
Определенные шаги в этом направлении в стране уже предприняты. В частности, в программе борьбы с преступностью предусмотрена разработка системы ювенальной юстиции для несовершеннолетних, предложены проекты нормативных документов, запрещающих передачу коммерческим структурам помещений для обучения несовершеннолетних, разработаны и в некоторых регионах внедрены специальные образовательные курсы по методике работы с детьми, входящими в группу риска (в том числе и входящими в асоциальные группировки), предложены для обсуждения методики вывода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи одного из родителей или собственное бегство, употребление алкогольных напитков и наркотиков, любовные неудачи и т.п.).
В заключение отметим, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

Меры по профилактике противоправного поведения несовершенно­летних направлены:

1) на реализацию и защиту прав и законных интересов несовершен­нолетних;

2) охрану их жизни и здоровья;

3) обеспечение оптимальных условий формирования личности под­ростка;

4) устранение причин и условий, отрицательно влияющих на жизнь и воспитание ребенка;

5) защиту общественности от правонарушений несовершеннолетних;

6) на содействие в социальной адаптации подростков с девиантным, делинквентным и криминальным поведением.

Выделяют общее и специальное предупреждение преступности несо­вершеннолетних, подразделяемое на раннюю специальную профилактику, непосредственную специальную профилактику и профилактику рецидива.

Общие меры предупреждения преступности несовершеннолетних направлены:

На обеспечение благополучного развития и социализацию детей;

Реализацию прав и законных интересов детей;

На коррекцию негативных социальных процессов в основных сфе­рах жизнедеятельности несовершеннолетних (в семье, образовательной, трудовой, досуговой сфере и др.).

Общие меры находятся в компетенции федерального и регионально­го уровней законодательной, исполнительной и судебной власти.

Специальное предупреждение преступности несовершеннолетних- это система воздействия на процессы, порождающие преступность отдель­ных социальных групп, виды преступности (уличную преступность, се­мейно-бытовую, экономическую и т. д.) и ее этапы.

Специальное предупреждение преступности несовершеннолетних включает в себя:

Раннюю профилактику, направленную на устранение причин, по­рождающих преступность несовершеннолетних;

Непосредственную (индивидуальную) профилактику, направлен­ную на оказание помощи дезадаптированным подросткам «группы риска»;

Профилактику рецидива, направленную на социальную помощь не­совершеннолетним, совершившим преступления, в целях контроля над ни­ми и предотвращения повторных преступлений.

Индивидуальное предупреждение преступности несовершеннолетних заключается в выборочном воздействии на несовершеннолетних, наиболее под­верженных совершению преступлений, оказании им помощи в позитивном из­менении социальной микросреды, в которой они находятся, и их самих.

Социальная профилактика- это комплекс социально-педагогичес­ких, психологических, медицинских и иных мероприятий, направленных

на предотвращение девиантного поведения подростков. Сущность соци­альной профилактики заключается в адекватном реагировании общества и государства на проблему обеспечения благополучного развития ребенка, его воспитания, образования и социализации.

Социально-правовая профилактика- общественное и юридическое воздействие на личность ребенка в целях формирования у него социально­го, правопослушного поведения.

Основные черты и задачи социально-правовой профилактики:

Организация условий, благоприятствующих развитию ребенка,

Своевременное выявление причин и условий, вызывающих девиан­тное поведение;

Развитие профессиональной деятельности в сфере профилактики девиантного поведения детей (психологии, педагогики, социальной рабо­ты, правоохранительной деятельности, ювенальной юстиции и т. п.);

Развитие общественных и государственных институтов, осу­ществляющих профилактическую деятельность.

Нравственная (моральная) профилактика - это предотвращение амо­рального поведения несовершеннолетних путем их ориентации на нрав­ственные ценности и руководство ими в жизни.

Сущность профилактики всех видов девиантного поведения несовер­шеннолетних заключается в устранении и нейтрализации причин, порож­дающих такое поведение.

В зависимости от масштаба профилактических мер их подразделяют:

На меры общефедерального уровня;

Региональные;

Групповые;

На индивидуальные.

Субъекты предупреждения преступности подразделяют на специализи­рованные и неспециализированные в зависимости от правовых полномочий.

К специализированным субъектам относят: Совет Безопасности РФ; органы суда, прокуратуры, юстиции, внутренних дел; Межведомствен­ную комиссию по социальной профилактике правонарушений Правитель­ства РФ; контрольно-финансовые и другие контролирующие органы; го­сударственные налоговые службы; Антимонопольный комитет; Госстан­дарт; Госторгинспекцию; Федеральную службу по валютному и экс­пертному контролю; Санэпидемнадзор; Счетную палату; различные ин-

спекции; различные институты гражданского общества (политические партии, общественные организации, фонды и т. п.) и другие организации и учреждения.

Неспециализированные субъекты- все иные организации, юриди­ческие и физические лица, средства массовой информации, которые уча­ствуют в предупреждении преступности в процессе реализации своих об­щих полномочий, прав и обязанностей.

К специализированным субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних следует отнести Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, положение о которой утвер­ждено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272, а также следующий перечень субъектов профилактики, приведенный в ст. 4 Феде­рального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профи­лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Органы управления социальной защитой населения;

Органы управления образованием;

Органы опеки и попечительства;

Органы по делам молодежи;

Органы управления здравоохранением;

Органы службы занятости;

Органы внутренних дел.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном за­конодательством субъектов РФ.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонаруше­ний и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и ус­транение причин и условий, способствующих этому;

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, на­ходящихся в социально опасном положении;

Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

Законности;

Демократизма;

Гуманного обращения с несовершеннолетними;

Поддержки семьи и взаимодействия с ней;

Индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

Государственной поддержки деятельности органов местного само­управления и общественных объединений по профилактике безнадзорнос­ти и правонарушений несовершеннолетних;

Обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нару­шение прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 2 Федерально­го закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних»).

Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обусловлены целями и задачами, стоящими перед конкретным субъектом профилактической деятельности, и подробно регламентированы в гл. 2 указанного Закона.

Объектами индивидуальной профилактической работы являются:

Безнадзорные или беспризорные;

Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

Употребляющие наркотические средства или психотропные веще­ства без назначения врача либо употребляющие одурманивающие веще­ства, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изго­тавливаемые на его основе;

Совершившие правонарушение, повлекшее применение меры адми­нистративного взыскания;

Совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

Освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта ам­нистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

Совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уго­ловной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого на­ступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психичес­ком развитии, не связанного с психическим расстройством;

Обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в от­ношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

Условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, осво­божденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с поми­лованием;

Получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполне­ния приговора;

Освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закры­того типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допус­кали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

Осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принуди­тельных мер воспитательного воздействия;

Осужденные условно, осужденные к обязательным работам, испра­вительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Индивидуальная профилактическая работа проводится также в отно­шении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Индивидуальная профилактическая работа может проводиться и с иными лицами в случае необходимости предупреждения правонаруше­ний либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовер-

шеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики...»).

В ст. 1 указанного Закона даны следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста 18 лет;

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением ко­торого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего испол­нения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должнос­тных лиц;

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положе­нии, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности нахо­дится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здо­ровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержа­нию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;

Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, вы­ражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосо­держащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, за­нятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, име­ющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) со­держанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко об­ращаются с ними;

Индивидуальная профилактическая работа- деятельность по сво­евременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в со­циально опасном положении, а также по их социально-педагогической ре­абилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, на-

правленных на выявление и устранение причин и условий, способству­ющих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобще­ственным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупнос­ти с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

Пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержа­нием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции и изготав­ливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Профилактическая деятельность в сфере ювеналистики, то есть прак­тическая деятельность судов по профилактике правонарушений несовер­шеннолетних, заключается в следующем:

1) в установлении причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетними преступлений (ст. 421 УПК РФ);

2) обязательном рассмотрении возможности применения принуди­тельных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним при пос­тановлении приговора (п. 15 ч. 1 ст. 299 УПК РФ);

3) в обязательном рассмотрении вопроса об освобождении от наказа­ния несовершеннолетних с применением принудительных мер воспита­тельного воздействия при исполнении приговора (п. 16 ст. 397 УПК РФ).

Суд вправе вынести частное определение об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершенно­летним.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ применение судами уголовного наказания осуществляется в целях восстановления социальной справедли­вости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совер­шения новых преступлений.

С созданием в РФ ювенальной юстиции роль ювенального суда в профилактике преступности несовершеннолетних будет значительно по­вышена, так как использование в судебной практике принципов ювеналь­ной юстиции позволит применять более широкий спектр мер, направлен­ных на предупреждение преступности несовершеннолетних. В основе дан­ных мер должен быть комплекс социально-педагогических воздействий, а не уголовные наказания.

Специфика механизма действия детерминант преступности в отношении несовершеннолетних определяет содержание мер профилактики: они должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (в первую очередь, микросреды), включать в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению подростков либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности. Отнесение к предмету предупреждения преступности несовершеннолетних профилактики правонарушающего поведения непреступного характера, предупредительной деятельности в отношении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, в теоретическом плане спорно.

Практика же, исходя из общности целей, содержания мер, круга субъектов, нормативно предписанных им функций, идет по пути комплексной организации предупреждения правонарушающего поведения и преступности в отношении не достигших совершеннолетия лиц.

Рассматривая профилактику правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве элемента предупредительной деятельности в целом, правомерно использовать при анализе общекриминологические классификации мер профилактики. В соответствии с нашими задачами целесообразно обратиться к тем из них, которые позволяют определить последовательность реализации предупредительных мер, масштаб их действия, уяснить роль и место ОВД в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних.

Общесоциальные меры. К значимым для профилактики преступности несовершеннолетних относятся не только те экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые прямо ориентированы на применение к рассматриваемой возрастной группе (такие как льготные условия трудоустройства молодежи, установление всеобщности обязательного обучения детей и подростков), но и меры, опосредованно достигающие этого эффекта, создающие условия для формирования молодого поколения (например, меры, предусмотренные «Основными направлениями государственной семейной политики в РФ»). Выдвижение преступности в среде молодежи в число острейших общественных проблем обусловливает первоочередную необходимость прогноза криминологически значимых последствий общесоциальных мер различного содержания именно для этой возрастной группы.

Содержание специального (специально-криминологического) предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Они специально предназначены для воздействия на факторы, детерминирующие преступность, на субъектов, совершивших преступления либо способных совершить их в будущем в силу присущих им личностных особенностей. Поскольку практика часто поставляет примеры ограниченного понимания содержания профилактики, важно подчеркнуть, что мерами воздействия на личность они не исчерпываются. Например, неэффективность мер индивидуального предупреждения зачастую бывает предопределена исключением из сферы влияния микросреды формирования личности. Комплекс мер специально-предупредительного уровня предусматривают, например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

К мерам ранней профилактики относятся меры, направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, выявление неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсация недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, обеспечение позитивной досуговой занятости.

Другую группу образуют меры собственно предупредительного характера (непосредственно предупреждение). Их комплекс составляют мероприятия по целенаправленному воспитательному и перевоспитывающему воздействию на несовершеннолетних, поведение которых уже свидетельствует об опасности совершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факторов, которые привели к нарушению несовершеннолетними моральных и правовых норм. Сюда относятся, например, меры контроля за поведением подростков-правонарушителей со стороны подразделений ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; меры, применяемые к родителям, отрицательно влияющим на детей или уклоняющимся от выполнения воспитательных обязанностей; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами, комиссиями по делам несовершеннолетних к подросткам-правонарушителям.

Третья группа - это меры, направленные на профилактику рецидива . Их цель - перевоспитывающее воздействие, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления. К таким мерам относятся воспитательная деятельность ВК, контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитывающее воздействие в отношении осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Рассмотренная классификация мер специального предупреждения исходит из момента начала реализации мер, обусловленного степенью деформации личности и поведения подростка. Раннее предупреждение при этом должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоприменительными органами. При этом усилия субъектов предупреждения в ос­новном концентрируются на выявлении криминогенных факторов и их преодолении. Обращение к факторам антикриминогенного свойства, способным упреждать отклонения в поведении, остается существенным резервом ранней профилактики.

Классификация мер предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних по масштабу важна для уяснения их сущности и предназначения. Меры общего уровня призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений под­ростков в государстве в целом. Меры, реализуемые в регионах, учитывают местную специфику характеристик преступности несовершеннолетних, социально-экономического положения лиц молодежной возрастной группы, воспитательных условий. В настоящее время они начинают приобретать системный характер, реализуясь в рамках региональных программ по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи. Специфика механизма действия факторов, детерминирующих преступления несовершеннолетних, чрезвычайная зависимость их поведения от микросредовых воздействий обусловливают необходимость особого внимания к мерам, ориентированным на действие в отношении малых социальных групп, прежде всего криминогенных групп несовершеннолетних, семей подростков правонарушителей.

Меры индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного лица. Соответственно они должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику его жизненных обстоятельств. Успешность индивидуального предупреждения зависит от состояния профилактической деятельности в обществе в целом, регионе, коллективе, малых группах. Но не менее важно и другое: как бы ни были совершенны меры более высоких уровней, каких бы затрат они ни стоили обществу, не будучи опосредованы индивидуально-предупредительным звеном, они не дадут должного эффекта, так как могут просто не дойти до адресата, если специфические особенности личности, условий жизнедеятельности конкретного лица не будут учтены.

Предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних осуществляется широким кругом субъектов . По роли, месту профилактического направления в их деятельности выделяют:

1) субъектов, выполняющих функции предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве одного из направлений более широкой социальной деятельности;

2) субъектов, чья деятельность связана с воздействием на преступность, в том числе и преступность несовершеннолетних, включая и профилактическое направление;

3) специализированных субъектов, содержание деятельности которых образует именно предупреждение правонарушающего поведения лиц несовершеннолетнего возраста. Функцию профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних в ряду более широкой социальной деятельности на разных уровнях и в различных объемах выполняют органы власти и управления, учебно-воспитательные учреждения, учреждения культуры, трудовые коллективы. Среди множества субъектов такого рода особо следует выделить учебно-воспитательные учреждения (школы, ПТУ и т. д.), осуществляющие предупреждение в процессе воспитания и обучения детей и подростков. Выше отмечалось, что при бесспорной взаимосвязи профилактики с общим воспитанием проблем пока еще очень много. Отметим лишь отсутствие соответствующей нормативной базы, типичность слабого взаимодействия с другими, прежде всего со специализированным субъектами предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.

Ко второй группе следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел, согласно полномочиям участвующие в профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних в различных формах и на разных уровнях. Приказ МВД России от 6 августа 1993 г. и прилагаемое к нему «Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений» предписывают прямое участие в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних практически каждому из подразделений-служб МВД. Подразделениям уголовного розыска - выявление подростков с устойчивым противоправным поведением, преступных группировок несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в преступную деятельность; милиции общественной безопасности - пресечение правонарушающего поведения подростков на улице (патрульно-постовая служба), установление вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность (участковые инспектора милиции); следствию и дознанию - обеспечение предварительного расследования по делам несовершеннолетних, выступление с соответствующей информацией в печати, перед трудовыми, учебными коллективами и т. д. Поскольку преступность несовершеннолетних является одним из существенных элементов преступности в целом, ее структура, динамика, уровень рассматриваются, согласно этому приказу, как один из критериев оценки деятельности органов внутренних дел.

В 3-ю группу - группу специализированных субъектов профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних, входят такие как комиссии по делам несовершеннолетних, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних. Их участие в профилактике правонарушений подростков различно: если комиссии по делам несовершеннолетних, например, занимаются всеми ее направлениями, то ВТК призваны обеспечивать предупреждение рецидива.

Деятельность каждого из субъектов этой группы имеет общегосударственную нормативную основу, регулируется и ведомственными актами, однако большинство из них было принято по сути в другую историческую эпоху, не основывается на современных криминологических представлениях и объективно не может учитывать нынешние реалии: распространенность правонарушающего поведения, его общественную опасность, типичные особенности характеристики личности, поведения подростков. Так, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних было утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1967г.; позже изменялось и дополнялось. Они создавались прежде всего как территориальные органы координации профилактики и правового воспитания. Впоследствии основное содер­жание их деятельности по преимуществу стало сводиться к при­менению в отношении несовершеннолетних принудительных воспитательных мер; другие функции либо частично компенси­ровались иными субъектами, либо оставались нереализованными, причем преимущественно по объективным обстоятельствам. Однако и в современных условиях, когда очевидна неконституционность внесудебного применения мер, связанных с серьезными правоограничениями, без гарантии права на защиту, необходимость в обеспечении взаимодействия субъектов профилактики в регионах, помощи учебно-воспитательным учреждениям в организации предупреждения и ряд других функций комиссий значения не утрачивают. Переход профилактических функций к более широкому кругу государственных и негосударственных структур, к приоритету раннепрофилактических мер еще только начинается.

Права и обязанности подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (бывшие ИДН), выполняемые ими функции регламентируются Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних» от 15 февраля 1977 г. (с последующими изменениями). Ведомственную нормативную основу составляют Приказ МВД СССР № 180 от 18 августа 1988г. «О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних» и уже упоминавшийся Приказ № 390 от 6 августа 1993 г. Деятельность подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних строится по территориальному принципу, она связана прежде всего с предупреждением рецидива и собственно профилактическим направлением, включает в себя также раннее предупреждение, пресечение антиобщественных поступков, правонарушений и преступлений подростков и детей.

Ни одному из прочих субъектов профилактики, правонарушающего поведения несовершеннолетних не вменяется столь значительный объем, такое многообразие функций. Несмотря на общеизвестные недостатки, очевидность несовершенства «ведомственной» профилактики, на практике при ослаблении работы других субъектов, дублировании функций, их выполнение обычно становится задачей именно профессионалов, чрезвычайная многоплановость деятельности которых не может не отразиться на ее качественной стороне.

Таким образом, в качестве актуальных проблем совершенствования профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних могут быть выделены такие, как совершенствование нормативной базы, координации и взаимодействия субъектов профилактики, рационализация распределения функций между ними, кадровое обеспечение, криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности.

Молодые люди, находящиеся в подростковом возрасте, рассматриваются как отдельная социальная категория. Это особенный возраст, когда на формирование идеалов и ценностей оказывают влияние самые различные факторы. Причем взгляды подростка нередко расходятся теми нормами, которые приняты в обществе. В связи с этим в поведении молодых людей возникают так называемые девиации и отклонения, выражающиеся в совершении ими противоправных действий.

Именно поэтому особой значимостью обладает профилактика преступности несовершеннолетних. Подобная деятельность позволяет самым неустойчивым членам нашего общества не свернуть с правильного пути.

Определение понятия

Преступность - это явление, для которого характерно отклоняющееся поведение, весьма опасное для людей, находящихся в окружении нарушителя. Именно поэтому подобное деяние преследуется по закону.

И если преступность считают наиболее опасным видом отклоняющегося поведения, то стоит иметь в виду, что противоправные действия, совершенные подростками и детьми, являются ее составной частью. Нарушение закона молодыми людьми обладает рядом специфических особенностей. По сравнению со взрослой, подростковая преступность характеризуется высокой динамичностью и имеет большую степень активности. Тот, кто стал на кривую дорожку в столь раннем возрасте, исправлению поддается весьма трудно. Очень сложно перевоспитать подобных подростков. Так и появляется резерв для взрослой преступности.

Основные мотивы

Из-за чего совершают преступления подростки 14-16 лет?

Молодые люди могут иметь либо корыстную, либо насильственно-эгоистическую мотивацию. Рассмотрим каждую из них подробнее:

  1. Корыстные мотивы. Подобные причины носят «детский» незавершенный характер. Основная масса подростковых правонарушений совершается из-за любопытства или озорства, желания показать ловкость, смелость и силу, а также «развлечься» и получить признание сверстников, утвердив себя в их глазах. Порой молодые люди совершают противоправные поступки, стремясь к чему-то необычному, мечтая об острых ощущениях и приключениях. Однако подобные мотивации в этом возрасте отличаются незрелостью. Ведь большая часть правонарушений совершается в составе группы и обладает ситуативно-импульсивной формой. Мотивация в подростковом возрасте предметна. У молодых людей, как правило, особый интерес вызывают вещи, относящиеся к молодежной моде, музыкальные инструменты, радиоаппаратура, вино и сладости, спортивные принадлежности, незначительные суммы денег и табачные изделия. В последнее время отмечаются случаи хищения медицинских препаратов наркосодержащего типа, а также больше стало угоняться мотоциклов и автомобилей.
  2. Насильственно-эгоистические мотивы. К данной причине стоит присмотреться повнимательнее при проведении профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних. Ведь у молодых людей существует острая потребность к самоутверждению. Она и является главным фактором, способствующим возникновению насильственно-эгоистической мотивации. Порой подобная мотивация идет параллельно с жестоким поведением.

Психологические причины совершения правонарушений

Подростковая преступность может быть вызвана целым рядом факторов. Всех их можно распределить по двум группам. К одной из них относят причины психологические, а ко второй – социального характера. Первые из них характеризуются:

  • деформацией нравственной и правовой ориентации со смещением ценностей в направлении сиюминутных удовольствий;
  • ослаблением чувства стыда, которое наблюдается в эмоционально-волевой сфере, а также равнодушным отношением к переживанию других людей;
  • отягощенностью нервно-психических аномалий, как правило, из-за неблагоприятных условий воспитания и жизни;
  • высокой склонностью к риску;
  • пониженной самооценкой.

Малолетние преступники нередко обладают нервно-психическими аномалиями. В основном (в 80-85% случаев) они являются приобретенными по причине неблагоприятных условий воспитания и жизни.

В качестве дефектов интеллектуального и психофизического развития у подростков-преступников специалистами фиксируются:

  • различного рода нарушения, имеющие место в психофизическом развитии, которые произошли в период внутриутробного развития плода, родов, а также в раннем детском возрасте;
  • заболевание алкоголизмом;
  • физическая инфантильность, выражающаяся в форме вялости и быстрой утомляемости, пониженной работоспособности и т.д., а также отставание организма в физическом развитии, в том числе и дефекты внешности.

По данным психиатров и психологов, чаще всего принятие мер по профилактике преступности несовершеннолетних требуется по отношению к мальчикам, а не к девочкам. И этому есть объяснения психологического и биологического характера. Дело в том, что мальчики обладают более уязвимой нервной системой. Именно поэтому они чаще всего страдают от различных травмирующих обстоятельств и семейной нестабильности. Особенно опасной для мальчиков является тот момент, когда отцы не принимают участие в их воспитании. Если сын полностью зависит от энергичной и сильной матери, то он вырастает боящимся жизни, нерешительным и беспомощным.

Девочки же, напротив, становятся агрессивными и драчливыми. Они начинают стремиться к лидерству и к руководству другими детьми, что указывает на развитие в них традиционных мужских черт характера. Порой у них возникает даже склонность к сквернословию и курению.

Проводя профилактику преступности среди несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что ни робких мальчиков, ни чересчур активных девочек нельзя высмеивать и критиковать. Взрослые должны серьезно относиться к процессу формирования психологического пола детей. От этого во многом будет зависеть моральное здоровье подрастающего человека.

Социальные причины совершения правонарушений

Как объяснить явление преступности в подростковой среде? Для этого необходимо выяснить, как социальные факторы приводят к ее формированию. Их знание поможет в принятии эффективных мер профилактики преступности несовершеннолетних.

Все социальные факторы, которые влияют на развитие негативного явления, подразделяют на две больших группы. Одна из них - макросоциальные, а вторая - микросоциальные. В первую из этих двух групп входит непосредственно само общество, в котором живет молодой человек, включая его нравственные ценности, мораль, культурные традиции и историю, экономические и политические проблемы и т.д. К микросоциальным причинам относят непосредственное окружение подростка. Это, прежде всего, его друзья и семья, школьные товарищи и т.д. Рассмотрим каждую из этих групп подробнее.

Макросоциальные факторы

Профилактика преступности несовершеннолетних требуется там, где у большей части населения отмечен низкий уровень жизни, и где существует резкий контраст по распределению доходов в обществе. В среде малообеспеченных граждан, как правило, имеет место ярко выраженный уровень алкоголизации и наркотизации. Это в большинстве случаев и является причиной, приводящей к преступности. Нередко подростки из бедных семей совершают преступления только для того, чтобы выжить.

Проведение профилактики преступности несовершеннолетних особенно актуально и в тех регионах, где имеются недостатки в развитии системы развлечений и досуга. Это выражается в слабой организации сети кружков, спортивных клубов и секций, а также в отсутствии мероприятий по привлечению и закреплению в них тех несовершеннолетних, у которых имеют место неблагоприятные условия воспитания и жизни. Очень часто за посещение подобных учреждений приходится платить. Следовательно, они недоступны детям, проживающим в бедных семьях.

Меры по профилактике преступности несовершеннолетних должны приниматься и в случае имеющихся недостатков учебно-воспитательной работы, проводимой в общеобразовательных школах, а также в профессионально-технических обучающих заведениях. Ведь в том случае, когда педагогами проявляется формализм и не учитывается индивидуальный подход к каждой личности, у подростков не возникает чувства гражданской ответственности и необходимости управлять своим поведением. Очень часто молодые люди отчуждаются от коллектива и утрачивают всякий интерес к учебе. При этом контингент среды несовершеннолетних преступников начинает пополняться за счет тех молодых людей, которые бросили школу, а также являются отстающими и второгодниками. Дело в том, что подобные обстоятельства ослабляют социальные связи и даже приводят к их утере. Это значительно облегчает контакт подростков с источниками негативных влияний.

Профилактика и предупреждение преступности несовершеннолетних должны проводиться и там, где имеются недостатки при организации трудоустройства молодых людей. Необходима она и в тех случаях, когда не проводится их воспитание в производственных коллективах.

Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних должна осуществляться с целью ограничений проникновения в молодежную среду тех стереотипов поведения, которые являются антогонистами общественным ценностям. В их числе культивирование жестокости, насилия, половой распущенности, а также пропаганда наркотиков.

Микросоциальные факторы

Возникновению преступности среди несовершеннолетних способствуют:

  1. Негативное влияние семьи. Эта ячейка общества считается самым важным для человека социальным институтом. Становление личности подрастающего человека происходит именно в семье. Но если она является для этого процесса неблагоприятным фоном, то это и способно привести подростка в криминогенную среду. Такими неблагоприятными факторами являются неполная семья или те случаи, когда у родителей отмечен аморальный образ жизни. Негативно влияет на формирование подростка неудовлетворительное материальное положение, а также постоянные конфликтные ситуации.
  2. Негативное воздействие неформальной группы. Под влияние асоциальных сверстников чаще всего попадает подросток, которого отличает плохая успеваемость и низкая дисциплина. Такие молодые люди не способны установить нормальные взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для подростков-правонарушителей влияние друзей и высказываемые ими мнения оказываются более значимыми, чем замечания взрослых.
  3. Подстрекательство взрослых преступников. Подобная причина выявляется практически в 30 % случаев подростковых правонарушений. Нередко молодых людей предварительно вовлекают в азартные игры, пьянство, а также прочие формы антиобщественного поведения. Подобные действия сопровождаются пропагандой тех «преимуществ», которыми обладает жизнь преступников. Стоит отметить, что при целенаправленном воздействии преступной среды все большее распространение получает уголовный жаргон и обычаи, существующие на «зоне». Наиболее престижным при этом становится доход, полученный противоправными способами.

Социальная профилактика преступности несовершеннолетних должна проводиться в направлении устранения всех вышеперечисленных причин.

Личностные характеристики правонарушителей

Каковы объекты профилактики преступности несовершеннолетних? Если рассматривать выраженность и направленность волевых качеств, то подростки-правонарушители могут быть условно разделены на три типа. Знание подобной классификации позволит проводить максимально эффективные мероприятия по профилактике и предупреждению преступности несовершеннолетних. Это:

  • подростки прирожденные организаторы, отличающиеся сильной волей;
  • молодые люди с высокими волевыми качествами, которые имеют отрицательную направленность и используемые при подготовке к совершению преступлений;
  • слабовольные подростки, совершающие противозаконные поступки под влиянием других лиц.

Психологи отмечают тот факт, что социальный статус подростка практически не имеет отличий от детского. У молодых людей лишь возникает чувство взрослости, выражающееся в уровне притязаний, возвышающих положение, которое ими еще не достигнуто.

Подростки постоянно стремятся к самоутверждению. Они приравнивают свою личность к взрослой и начинают требовать, чтобы с ними считались и уважали их мнение. Подростками также начинает усваиваться внешняя взрослая атрибутика поведения. Она выражается в манере говорить и одеваться. Молодые люди начинают употреблять спиртное, курить и т.п.

Подростковый возраст считается переходным. Психологи называют его еще и критическим. Что же означает этот переходный период? В биологии под ним понимают определенную фазу в развитии организма, когда он становится особенно чувствителен к некоторым внутренним и внешним факторам.

При проведении мероприятий по профилактике преступности несовершеннолетних следует иметь в виду тот факт, что подобные правонарушители, как правило, это лица, обладающие устойчивыми стереотипами, склонностями и привычками антиобщественного поведения. Случайно преступления совершают лишь единицы. Остальные правонарушители характеризуются:

  1. Постоянной демонстрацией пренебрежения к тем нормам поведения, которые приняты в обществе. Такие подростки сквернословят, пристают к гражданам, появляются на улице в нетрезвом виде, портят государственное имущество и т.д.
  2. Обладают пристрастием к азартным играм, наркотикам и спиртному.
  3. Систематически убегают из дома и бродяжничают.
  4. Отмечены половой распущенностью и наличием ранних половых связей.
  5. Виновны в создании конфликтных ситуаций. Из-за этих подростков в семье постоянно возникают ссоры. Причем молодые люди терроризируют родителей, а также других близких им людей.
  6. Имеют привычку присваивать все то, что плохо лежит, а также то, что можно отнять у слабого, не понеся за это никакого наказания.

Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних должна проводиться с теми молодыми людьми, которые обладают эмоциональной неуравновешенностью, тщеславием, упрямством и агрессивностью. Все эти черты являются наиболее характерными для малолетних преступников.

В отличие от личностей, имеющих позитивные интересы, которые одобряются обществом, развитие потребностей правонарушителей идет чаще всего в обратном направлении. Такие молодые люди проводят свое время в основном бесцельно. Это и формирует у них негативный интерес. В дальнейшем он закрепляется в привычках, которые приводят к формированию социально чуждых для общества потребностей. На этом фоне и вырабатываются общественно опасные, противоправные способы их удовлетворения.

Принимая меры по профилактике групповой преступности несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что подобные противоправные поступки совершаются по причине низкого самоуважения молодого человека. Подрастающая личность стремится найти способ самоутверждения. И он, как правило, не одобряется так называемой позитивной средой.

Когда проводится представителями ОВД профилактика преступности несовершеннолетних, то отмечается болезненно-агрессивное отношение молодых людей к сверстникам, имеющим заслуженную позитивную самооценку. Это также приводит молодых людей в криминогенную среду.

Субъекты профилактики противоправных действий

Какие мероприятия необходимо проводить по недопущению преступности среди несовершеннолетних? Для этого производятся действия, называемые профилактикой. Данный термин означает предупреждение любых нежелательных явлений. Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних считается особым видом социальной практики. Ее осуществление позволяет обеспечить такие преобразования общественных отношений, которые устраняют или нейтрализуют факторы (причины, условия), приводящие к отклоняющемуся поведению.

Профилактика преступности среди несовершеннолетних проводится конкретными учреждениями и органами, составляющими целостную систему. В нее входят, прежде всего, комиссии по делам несовершеннолетних. Также роль субъектов профилактики преступности несовершеннолетних выполняют учреждения и органы попечительства и опеки, подразделения ОВД, организации здравоохранения, социальной защиты граждан, службы занятости и другие.

Рассмотрим функции каждого из них подробнее:

  1. Комиссии по делам несовершеннолетних. В числе функций этого органа находится оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве, а также в социальной реабилитации тех подростков, которые нуждаются в помощи. Стоит иметь в виду, что эти комиссии не наделены прямыми полномочиями для решения проблем профилактики преступности среди несовершеннолетних. Они, как правило, лишь взаимодействуют с иными организациями, которые занимаются «неблагополучными» молодыми людьми.
  2. Органы социальной защиты. Эти субъекты профилактики преступности несовершеннолетних представляют собой территориальные центры, в которых оказывается экстренная психологическая, психолого-педагогическая и социальная помощь. Основной особенностью данных органов является то, что в большей степени их деятельность направлена на проведение индивидуальной работы с подростками, оказавшимися в непростой жизненной ситуации. Это выражается в оказании бесплатных социальных услуг, а также в тесном сотрудничестве с семьей, в организации занятости и досуга несовершеннолетних.
  3. Спецучреждения для нуждающихся в проведении социальной реабилитации. Подобные организации призваны оказывать экстренную помощь подросткам, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. В списке таких учреждений находятся социальные приюты, центры помощи детям, которые остались без попечения родителей, и т.д.
  4. Органы управления и учреждения образования. Подобные институты вводят и реализуют различные методики, направленные на формирование у молодых людей законопослушного поведения, а также проводят комплексные психолого-медико-педагогические обследования, что позволяет выявить необходимую форму воспитания и обучения детей, отстающих в учебе, пропускающих занятия и т.д. К таким учреждениям образования относят школы-интернаты, а также детские дома, в которых проживают дети-сироты и те, которые остались без попечения родителей.
  5. Органы по делам молодежи, учреждения туризма, спорта и культуры, различные молодежные объединения, а также прочие общественные движения и организации. Все они принимают участие в организации занятости, досуга и воспитания молодежи.
  6. Органы здравоохранения. Проведение лечебно-восстановительного процесса становится особенно актуальным в наше время, когда имеет место постоянный рост процента наркотизации и алкоголизации, а также психических отклонений у молодых людей. Помимо этого, органами здравоохранения организуются мероприятия по распространению санитарно-гигиенических знаний, по пропаганде ЗОЖ и оказанию медицинской помощи подросткам.
  7. Подразделения ОВД по делам несовершеннолетних. Какова компетенция данных органов? Они осуществляют профилактику преступности и безнадзорности несовершеннолетних, представляющих особую опасность для общества. Помимо этого ОППН проводят работу с теми законными представителями подростков, которые не в полной мере исполняют свои обязанности по из воспитанию. Проводится органами ОВД и профилактика повторной преступности несовершеннолетних. Важной задачей ОППН является также и выявление тех лиц, которые вовлекают молодежь в антиобщественные действия и в совершение противозаконных деяний.
  8. Органы попечительства и опеки, а также службы занятости. Основные направления профилактики преступности несовершеннолетних этими элементами системы носят вспомогательный характер. Дело в том, что вся их деятельность предполагает проведение распорядительно-контрольных мероприятий, не связанных с непосредственной работой с подростками и их семьями.
  9. Возглавляет систему профилактики преступности несовершеннолетних Межведомственная комиссия, созданная при Правительстве России. Помимо этого, в перечне субъектов, выполняющих работу по предупреждению противоправных действий подростков, находится и прокуратура РФ. В ее задачи входит надзор за соблюдением свобод и прав молодых людей, а также координация работы правоохранительных органов, направленная на борьбу с преступностью.

Этапы профилактики

Те меры, которые принимаются перечисленными выше субъектами для недопущения нарушений подростками законодательных актов, осуществляются в определенной последовательности. При этом каждый из этапов профилактики преступности несовершеннолетних является уникальным и представляет собой принятие определенного комплекса мер, применяемых к трудным детям. Среди них:

  1. Ранняя профилактика. На этом этапе перед субъектами предотвращения подростковой преступности ставится задача в оказании помощи тем, кто находится в сложных условиях воспитания и жизни. Принимаются эти меры еще до того момента как на молодом человеке скажутся возникшие негативные факторы.
  2. Непосредственная профилактика. Задачей данного этапа является недопущение перехода подростка на путь преступлений, а также работа по исправлению тех лиц, которые совершают непреступные правонарушения и имеют значительную степень дезадаптации.
  3. Профилактика поведения предпреступного характера. Основная цель данного этапа состоит в недопущении перехода подростка на противоправную стезю. При этом принимаются все необходимые меры, создающие условия для исправления тех лиц, которые систематически совершают противоправные действия, что указывает на большую вероятность совершения ими преступления в самом ближайшем будущем.
  4. Предупреждение рецидива. Профилактика повторной преступности несовершеннолетних ставит своей целью не только оградить подростков от антиобщественных действий, но и защитить от них законопослушную молодежь.

Рассмотрим данные этапы подробнее.

Ранняя профилактика

Данный этап является самым ответственным для предотвращения совершения подростками противоправных действий. Он подразумевает собой предупреждение и устранение имеющих место существенных нарушений в воспитании детей, а также в негативных изменениях условий их жизни. При этом устраняются источники неблагоприятного воздействия на личность и нормализуются условия как конкретных подростков, так и их групп.

Профилактика преступности несовершеннолетних в школе производится в следующей последовательности:

  • выявляются неблагополучные семьи;
  • диагностируется семейное неблагополучие;
  • осуществляются профилактические мероприятия, способствующие нормализации семейного микроклимата;
  • принимаются административные и уголовно-правовые меры воздействия на тех родителей, которые злостно нарушают обязанности, касающиеся воспитания детей.

Семьи с признаками неблагополучия выявляются учебным заведением с помощью опросов подростков, а также родителей или же близких родственников. Это мероприятие проводится силами педагогов или воспитателей.

Непосредственная профилактика

Проведение следующего этапа становится необходимой мерой только в том случае, когда склонность у подростка к правонарушениям не была ликвидирована при принятии ранних мероприятий, и он начал их совершать. На этой стадии нормализуются условия жизни и воспитания детей, а также производится оздоровление среды их обитания.

При этом усиливается непосредственное воздействие на несовершеннолетнего и, при необходимости, подключаются меры правового характера. Они состоят в контроле над поведением молодежи со стороны подразделений ОВД, а также в принятии принудительных мер, применяемых к родителям.

При этом необходимо:

  • развивать позитивную ориентацию несовершеннолетних;
  • проводить их нравственное воспитание;
  • вовлекать в секции физической подготовки;
  • проводить медицинскую профилактику и оздоровление;
  • повышать уровень правовой культуры.

Профилактика поведения предпреступного характера

На данном этапе реализуются меры в отношении подростков, которые уже находятся на грани преступления. При этом производится интенсивный и демонстративный контроль над поведением и связями молодого человека, а также над его времяпровождением. Основная задача подобных мер заключается в удержании перехода подростка на путь преступлений.

Профилактика рецидива

Как воздействовать на несовершеннолетнего, который уже совершил преступление?

Для этого может быть применена одна из следующих моделей:

  1. Карательная. Эта модель является самой распространенной в мире. Подростков наказывают, лишая их свободы, при этом мало уделяя внимание вопросам реабилитации. Например, для профилактики преступности несовершеннолетних в ХМАО открыта спецшкола. Также по стране существует целая сеть детских воспитательных колоний.
  2. Терапевтическая. Данная модель не признает наказание и предполагает вмешательство компетентных органов для исправления нарушений, имеющих место в процессе социализации.
  3. Восстановительного правосудия. При использовании этой модели борьба с преступностью осуществляется благодаря привлечению внимания к тому ущербу, который возникает при совершении противоправных действий.

Меры, проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних, могут быть разделены на пять групп. При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три - рецидивной.

Первая группа мер - это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным (например: лишение родительских прав). Данная группа мер применяется на этапе ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.

Вторая группа мер - это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания (трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, оставшимся без надзора и попечения родителей или лиц их заменяющих), начавшим совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.д. Главное здесь - воспитательные усилия, направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными мерами. Последние могут широко использоваться в отношении родителей, а также тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д.

Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само существование трех последних этапов - это порождение брака в деятельности на первых двух этапах.

Третья группа мер - это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.

Выделяем этот этап в качестве самостоятельной меры и не сливаем с этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам:

Привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех случаях означает его наказание в виде лишения свободы и осуществление в отношении него воспитательно-карательного воздействия в условиях воспитательно-трудовой колонии;

Не всегда совершивший преступление подросток вообще привлекается к уголовной ответственности;

Воспитательная работа должна начинаться с момента обнаружения факта преступного поведения несовершеннолетнего и продолжаться в процессе всего хода расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде.

Четвертая группа мер - это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.

Пятая группа мер - это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Работа с такими подростками должна быть ориентирована в первую очередь на то, чтобы они не допустили новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку освобожденные из колонии приобретают ореол героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому очень важно предупреждение антиобщественного влияния отбывших наказание на других лиц.

Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в зависимости от содержания, характера делятся на:

1) Воспитательные, т.е. направленные на перестройку нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из форм воспитательной работы (а именно в ней участвует наибольшее количество организаций и учреждений) регламентированы законом и иными нормативными актами.

2) Воспитательное воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту и т.д.

3) Принудительные, т.е. уголовно-правовые, административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации участвуют в их реализации.

Организационные -- специальные меры по улучшению выявления и учета неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказавшихся в трудных условиях и т. д., планирование работы с ними, контроль, координация и межведомственное взаимодействие органов систем профилактики по предупредительной работе).

Различные виды помощи подросткам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях: устройство на работу или учебу, разрешение семейных конфликтов или конфликтов в учебных или производственных коллективах.

Воссоздание системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией; преступностью, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетним.

Просмотров